fantlab ru

Дмитрий Сергеевич Лазарев «День, когда цветёт папоротник»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.79
Оценок:
233
Моя оценка:
-

подробнее

День, когда цветёт папоротник

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

Так бывает: думаешь провести отпуск на свежем воздухе, отдохнуть душой и телом в деревенском уюте. А потом поворачиваешь не туда и оказываешься там, где постороннему человеку быть не надо бы. И особенно в этот день — день, когда цветет папоротник...

Входит в:

— антологию «Самая страшная книга 2015», 2015 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2015
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ода страшному баяну.

Прямо вижу, как автор, потея, выдавливал из себя свежие идеи, попутно пересматривая все что выходило в голливуде последние лет двадцать в жанре хоррор.

Начинается, подстать блокбастеру, с трейлера:

«Все началось, когда они свернули с трассы.»

Та-да-да-дам!

После этой фразы вас должно кидать в дрожь.

Потом попадают в избушку и начинается страшное:

«Внутри царил полумрак;»

(!)

» в дальнем углу серела грубо сложенная печь»

Серела печь – это вообще отдельный разговор не на одну сигаретку. Я понимаю, когда говорят, допустим, что шарик алел в небесах, но вот когда печь «сереет» в углу я несколько обескуражен, ибо это как в 50 оттенках серого она с каждой секундой должна менять свой цвет.

А потом автор решает ну его нафиг этот ужас!

«Среди деревьев плясали люди – все в пышных костюмах и венках из цветов; некоторые из них – тонкие, словно невесомые –

парили над землей, возвышаясь над остальными. А еще – у солнца было лицо.»

Кураж-байдан! Хой! Концерт Хиппи! Make love, not war!

Не согласен, что рассказ напоминает дети кукурузы! Не знаю кому-как а мне на ум приходят скорее асоциации с мультфильмом антошка-антошка, поёдем копать картооошку!, где все вокруг такие довольные-придовольные и солнце безмятежно улыбается народу.

Дальше фантазия у автора видимо подошла к концу а как-то продолжать действие надо, ведь одним дедом – имбицилом особо никого не удивишь. Надо как-то к чудовищу переходить!

Герои валяют дурака, вместо того чтобы предположить три наиболее вероятные версии того почему дед-абориген русский язык забыл, выговаривая только: «Ходи», и оставив себе на ход ноги: «Усе», а именно: 1. Дед-абориген обожрался тормозной жидкости, когда спирт закончился; 2. Дед-абориген – есть реинкарнация эллочки-людоедочки; 3. Дед-абориген и его бабка – служители тайного ордена, которые только и ждут чтобы к ним заглянула пара идиотов на ужин. Каждая из этих версий просто кричит главным героям: «Валите на хрен отсюда! Пока живы!», но они следуют тупой логике автора и дальше:

»- Нет икон, — говорит главный герой.»

Какие нахрен иконы?! Да у тебя там деревянный истукан, чувак на тебя смотрит! Ты забыл что ли! И солнце! И дед – даун! Вали оттуда, пока тебя Ктулху на котлеты не перевел!

Видимо, болезнь, которая вышибла последние мозги деду-имбицилу – заразная, иначе как объяснить дальнейшие действия главного героя, мужика, я не знаю.

- Я, — говорит, — пойду искать трактор.

- Мож, лучше откопаемся?

- Нет! Нам срочно нужно разделиться!

- Слушай, давай хоть домкратнем, что-ли?

- Нет-нет-и еще раз нет, дорогая! Ты же видишь, что мы забрели к черту на рога, тут ходят полоумные деды. Разве ты не смотрела фильмы ужасов? Нам обязательно нужно разделиться!

- Черт бы тебя побрал с твоим свежим воздухом! — крикнула она. — Ты разве не видишь?

Здесь... странно.»

… И медаль капитана очевидность уходит твоей бабе, идиот!

Дальше читал по диагонали. Стало не смешно а совсем тупо. Не рассказ а набор штампов, с вялыми попытками хоть кого-то напугать. Ну хоть посмешил, и на том спасибо, автор.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как раз недавно «Солнцестояние» смотрел. А оказывается за пять лет до этого наш русский автор написал рассказ очень похожий по сюжету. На Руси сей весёлый праздник зовётся Ивана Купала.

Вот многие в отзывах ругаются, мол, многое натырено из Детей Кукурузы, но я вот что скажу: я читал с удовольствием. Пускай схема известная, типа заблудились, заехали в глухую деревню и там уже сгинули. И мне всегда интересно как автор укокошит героев на этот раз. А главное сможет ли пробудить во мне ужос и страх. В паре моментов и впрямь было жутковато. Бабища, конечно мразотная вышла. Хотелось, чтоб её поскорее настигла кара небесная.

В общем мне понравилось. Рейтинг фантлаба тоже может ошибаться;)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятнее всего, моё впечатление от данного рассказа обусловлено тем фактом, что в «ССК-2015» он идёт сразу после великолепного рассказа «Беспросветные» Дмитрия Тихонова, который, в отличие от автора данного опуса, действительно УМЕЕТ работать с фольклорным и историческим материалом.

А вот данный рассказ — убог. И да простит меня автор и все высоко его оценившие.

Причин для подобного заявления несколько. И я готов по-порядку рассказать о каждой из них.

Причина первая. Совершенная нереалистичность происходящего.

Парочка свернула не туда? Обнаружилась деревня, в которой какие-то имбецилы со щербатыми лицами продолжают поклоняться языческим богам? Серьёзно? Вот прям на полном серьёзе автор предлагает в это поверить? Хорошо, допустим, что дело происходит в каком-то совсем уж глухом уголке нашей необъятной, хотя напрямую из текста этого и не следует, скорее наоборот. Но как быть с вот этими подробностями:

«Вокруг уничтоженной «тойоты» покоились другие автомобили. Многие из них совсем заржавели и поросли травой, словно лежали тут уже многие годы, а некоторые выглядели почти новыми – но именно их вид ужаснул Стаса сильнее всего.

Ну и дела, Алена. А ведь эта история, видимо, повторяется из раза в раз. Поворот не туда, отказавший навигатор или неверная карта, покинутая деревушка… вот кто бы только сказал, что стало с хозяевами этих разбитых машин?»

То есть просто такое себе кладбище машин в сельской глубинке? Про которое НИКТО не знает?

Или автор пытается намекнуть нам, что герои рассказа провалились в какую-то параллельную реальность, где до сих пор продолжают поклоняться каким-то неведомым существам (назвать ЭТО богами славянского языческого пантеона у меня не поворачивается язык)? Хотя это, получается, я уже как-то оправдать автора пытаюсь...

Причина вторая. Совершенно предсказуемый сюжет и бросающийся в глаза идиотизм главных героев.

Чуть ниже размещён отличный отзыв уважаемого warizik, в котором всё это подробно расписано, поэтому повторяться не стану, скажу лишь, что на классическом для придурковатых американских фильмов ужасов ходе «нам надо разделиться, коль началась какая-то чертовщина» захотелось завыть в голос и немедленно бросить читать. Но я с собой справился =)))

Причина третья. Автор банально не владеет материалом, о котором берётся писать.

В частности, он совершенно неправильно представляет себе современную деревню. И тут без цитаты снова не обойтись:

«Стас вздрогнул, вспомнив солнечный лик на берестяной картине. Может быть, всему виной его воображение, но за ухмылкой угадывались зубы – острые и длинные, как ножи. Неожиданно он понял, что показалось ему странным в деревенском доме.

– Нет икон.

В каждом деревенском доме, где ему доводилось бывать прежде, один из углов комнаты был отдан под киот с образами. Здесь же не было ничего похожего.»

Я вынужден сильно разочаровать автора. За последние лет 10-15 я по долгу службы бывал в сотнях «крестьянских домов». Так вот, иконы в «красном углу» были хорошо если в трети из них. Но даже если принять во внимание, что во всех домах, где бывал герой, были иконы, а здесь он их не видит, на стенах висят рисунки на бересте, в углах прячутся деревянные идолы, плюс какие-то полоумные старики несут не пойми чего — разве на основании всего этого нельзя сделать каких-то правильных выводов и сваливать оттуда на фиг???

Нет. Смотри причину вторую.

Итог: совершенно беспомощное произведение о затерянной деревне страшных языШников, написанное человеком, который просто повторяет сюжетные штампы, пытаясь перенести их на «славянскую» почву. Но получилось плохо.

Позорище сборника «ССК-2015». Искренне удивлён высокими оценками и наличием положительных отзывов.

Единицу не ставлю только из-за наличия «окровавленной елды» — хоть поржал под конец текста =)))

Впрочем, дам автору один совет на будущее: подобные произведения очень любит РПЦ. К примеру, рассказ практически идеально вписался бы в приснопамятную антологию «Модноверие» — там ещё и не такие страшилки о язычестве напечатаны!

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, приходится согласиться с предыдущими комментаторами: рассказ слабый, как технически, так и сюжетно. Герои — абсолютно примитивные, а во всем остальном — набор клише и несвязная муть. Акцент на древнеславянский бестиарий не спасает.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глубоко одноразовый шаблонный хоррор. Молодая пара, сбившись с дороги, заезжает в Богом забытую деревушку... Подобные истории очень любят в Голливуде. Только в цикле «Поворот не туда» выпущено уже 6 фильмов! В рассказе Дмитрия Лазарева славянского колорита с избытком, но сюжетный каркас — тот самый, заокеанский. Если вдуматься, так ли уж важно, что за праздник с кровавыми жертвоприношениями отмечают монстры из глубинки?

Определенно Дмитрий Лазарев знает и любит фильмы ужасов, а вот его герои, Стас и Алёна, похоже, не видели ни одного. Их не смущает, что навигатор в новенькой иномарке отчаянно барахлит, не особенно удивляет взявшаяся из ниоткуда безлюдная деревенька, они разделяются в самый неподходящий момент... Ладно, спишем это на мистику Иванова дня, когда происходит действие. Проблема рассказа не только в шаблонности и предсказуемости. Влюбленной паре, которая, извините за выражение, собачится с первых же строк, совсем не хочется сопереживать. Лучше бы, ребята, вы, и правда, в Таиланд полетели!

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну это тот же С. Кинг. «Дети кукурузы». Два героя, свернувшие не на ту дорогу,затерянная в лесах деревня, жители-язычники, поклоняющиеся идолам и приносящие жертвы древним богам. Все одинаково, вплоть до главных героев, ругающихся в машине, и гигантского демона, убивающего их. И чей рассказ оценивать? Если Кинга, то «10», а если Д. Лазарева, то «4».

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ у меня вызвал обильное кровотечение из глаз. Человек, вероятно, не очень любит русский язык и мало читает хороших книг. Грубые и топорные речевые ошибки просто мешают мозгу воспринимать текст и его смысл:

- синий знак на повороте оставался единственным с тех пор, как автомобиль затрясло — ЧТО???

- дорога разветвлялась в две стороны !!!

- судя по карте им надлежало двигаться

- пока они не упрутся в деревушку, примостившуюся на излучине реки. То есть деревушка сюда пришла и тут устроилась, потому что ей удобно??

И это только в первом абзаце, КАРЛ!!!

Я уж молчу про бедный измученный Таиланд, который в кривых руках вечно становится Тайландом.

- шанса найти джип за более выгодную сумму. Сумму! Автор, чем тебе не нравится слово «цена»? Выгодная сделка, выгодная цена, но не сумма же!

- джип бодро запрыгал на ухабах, вздымая (ЧТО???) в воздух потревоженную пыльцу

Весь рассказ написан так, будто его вытуживал семиклассник. Это не литература, это мусор!

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разказ слабенький: сюжет заезжанный, язык не поражает, герои прописаны более-менее. Но, что не допустимо хоррора — страшно не было ни капельки! Все предсказуемо, а некий отсыл к язычеству виден уже в названии. Было ощутимо, что автор не очень заморачивался с достоверностью. Ну, на самом деле, лучше было взять не Купалу, а Чернобога, или богиню смерти Морану. Никак не походит Купало, на кровожадного демона, даже Велес на эту роль больше походит (хоть рога есть!).

Читать было не интересно, благо рассказ короткий.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, рассказ предсказуем и концовка просчитывается с самого начала — тут даже не обязательно знать Того, Кто Обходит Ряды имени дедушки Кинга. Да, сюжетная вагонетка даже не пытается спрыгнуть с хорошо знакомых рельсов, следуя строго по маршруту, проложенному западными авторами и киношниками. То бишь в плане оригинальности тут зацепиться не за что, хотя образ божества культистов впечатляет, и не только «окровавленной елдой» (которая, кстати, вызывает вопросы о соотношении размеров оной с размерами человека, к которому, эм, она была применена). Зато в рассказе есть главное — искорка интереса. В хорроре (да и в литературе вообще) хватает традиционных сюжетов, когда события развиваются по одной и той же схеме, но иногда интересно узнать не ЧТО произошло, а КАК. Здесь именно такой случай. Текст держат эмоции (героиня получилась просто до ужаса раздражающей, я бы на месте водителя ее давно высадил), выписанная атмосфера деревенского захолустья, поклон нашим языческим корням и ожидание скорой и неминуемой встречи с Купайло. И этого вполне достаточно для положительного впечатления.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стойкое «дежа вю» возникло после того, как я прочитал «День, когда цветет папоротник» Дмитрия Лазарева. Молодая пара, которая заехала «не туда», группа людей, поклоняющихся полузабытому божеству... «Дети кукурузы«! Сходство сюжетов налицо... однако, так ли это важно? Грозные лица славянских богов, которым наши предки поклонялись ещё до Христа, проступают на этих страницах. А много ли вы встречали русских чудищ в хорроре?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S.: истерически похихикал над «окровавленной елдой». Может быть, потому что в контексте рассказа эта деталь не очень уместна. Автор сначала создаёт великолепную атмосферу, нагнетает саспенсу, и тут такое... Впрочем, это вкусовщина.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А этот рассказ — хороший образец того, как традиционные сюжеты западного хоррора можно переложить без потери качества на «наш лад». В данном случае определенная вторичность — не минус произведения, так как автор очевидно и не пытался никого удивить, его задача была — рассказать этаких «Детей кукурузы» в наших реалиях. С задачей автор справился, читать легко и интересно, финал хорош.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ! Настоящий хоррор со всеми элементами. Идея отличная просто. Еще один большой плюс за русскую мифологию, поданную в очень интересном и оригинальном ракурсе-такой Купала больше соответствует мифологии, чем розово-слюнявые образы, которыми нас в изобилии пичкают.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде, всё понятно. Про вторичность без потери качества и удачный перенос классического сюжета на язык родных осин. Это всё замечательно. Замечу, однако, что далеко не все «повороты не туда» начинаются с грызни главных героев: «ЭМ и ЖО». Стоило ли так уж однозначно?

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление двоякое. Язычество и жертвоприношения — благодатная почва для ужасов. На ней можно взрастить немало хороших историй, и рассказ Дмитрия тому пример. С другой стороны, читая, невольно ловишь себя на мысли: я знаю, что с ними случится, где-то это уже было. Повторюсь, история хорошая. Одна из тех, что запомнятся, если читаешь их в 13-17 лет (самое лучшее время, чтобы привить вкус к хоррору).

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Молодая пара свернув не туда, попадает в нелюдимую деревеньку. Оказалось не совсем нелюдимую. Язычники отмечают празник Купалы, а нашим героем лишь остается принять в нем участие, либо выжить. 8 баллов

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх