FantLab ru

Чарли Хольмберг «Бумажная магия»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.16
Голосов:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Бумажная магия

The Paper Magician

Роман, год; цикл «Сиони Твилл»

Аннотация:

После окончания школы волшебства девятнадцатилетняя Сиони поступает в подмастерья к магу Эмери Тейну. И это назначение вызывает у нее бурю негодования: мало того что ее наставник живет у черта на куличках, так он еще и занимается никому не нужной Бумажной магией! Сиони же мечтает о стезе Плавильщицы и жизни в Лондоне. Но у девушки нет выбора: хочешь по-настоящему колдовать — соблюдай правила.

Так и прозябала бы Сиони в деревенской глуши, если бы не жестокое нападение адептки темной магии на ее мастера. Сиони отправляется в погоню. Но много ли может вчерашняя выпускница магической школы против искусной Потрошительницы?!

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Фэнтези


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Гришин (1)

Бумажная магия
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

UPD Рецензия написана до выхода книги на русском, поэтому имена и термины в ней могут не совпадать с изданным текстом.

Сеони Твилл завершила обучение в школе магов, мечтая о том, что после выпуска её отправят в ученицы к плавильщику и позволят навсегда связать свой дар и свою жизнь с металлом — ведь такова судьба всех волшебников, выбрать свой материал (стекло, металл, бумагу...) они могут лишь однажды. Однако Сеони ждал неприятный сюрприз: совет магов решил, что раз уж во всей Англии осталось только двенадцать магов, связанных с бумагой, пришла пора увеличить их число в добровольно-принудительном порядке. Сеони приходится выбирать «между бумагой и ничем», а потом выясняется, что её учителем назначен Эмери Тейн, который живёт затворником в весьма мрачном доме и, похоже, не в ладах с головой.

Как нетрудно догадаться, всё не так, как вообразила Сеони. Во-первых, волшебник Тейн, хоть и с причудами, но вовсе не безумен; во-вторых, бумажное волшебство оказывается куда интереснее, чем представлялось нашей героине, и к тому же оно отнюдь не безобидно. Сеони учится быстро и охотно, успевая лишь удивляться страным привычкам учителя — похоже, он ведёт двойную жизнь и кого-то боится...

И не зря.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как-то раз во время обеда в доме появляется незваная гостья из числа кровавых магов-иссекателей (кровавая магия, разумеется, под строжайшим запретом). Она без особого труда побеждает Эмери Тейна — не только потому, что кровь сильнее бумаги, но ещё и в силу явного общего прошлого, которое сбивает учителя Сеони с толку, — и лишает его... сердца. Сеони, оставшись наедине с остывающим телом волшебника Тейна, в полубредовом состоянии складывает из бумаги новое сердце, которое и помещает в дыру в его груди.

Прибывшие на помощь маги сообщают ей ужасную новость: всего-то через пару дней магия перестанет действовать, и последствия будут самые печальные. Не стоит и надеяться, что за это время кто-то отыщет зловещую гостью и заберёт у неё трофей... или стоит?

Сеони берёт дело в свои руки.

---

Сразу скажу, что бумажная магия — главная удача автора. Она заимствует из оригами основные приёмы и материалы, но результат получается волшебный: герои складывают из бумаги существ, которых потом оживляют, приказав «Дыши!» (Эмери Тейн дарит Сеони бумажного пса, поскольку из-за его аллергии она вынуждена была оставить дома свою собаку; в доме прислуживает бумажный скелет-дворецкий); читая книги, они вызывают к жизни прочитанное, пусть и на недолгое время; Сеони удаётся полетать на бумажном самолёте; ближе к финалу дело дойдёт до бумажной гранаты с удивительно большой поражающей способностью. Значительную роль в повествовании сыграют бумажные цепи, свойства которых изучает Тейн. Впрочем, нельзя не отметить, что подобная цепь в определённый момент окажется «роялем в кустах» — одним из многих, потому что в целом у книги гораздо больше недостатков, чем достоинств.

1. МАГИЯ

1а. Нетрудно заметить, что бумажная магия выглядит довольно интересной — и потому не ясно, на чём основывается всеобщее пренебрежительное отношение к ней (не считая авторского произвола, разумеется :)).

1б. Вся магическая система целиком несовместима с викторианским антуражем, как мне кажется. Убрать магию — и получится практически наш мир, а ведь здесь волшебники живут открыто, не прячутся от магглов — почему же магия почти не влияет на общество и прочее? Как следует из списка благодарностей в конце книги, Чарли Н. Холмберг училась у Брендона Сандерсона, и ей бы стоило позаимствовать у учителя не только изобретательность в плане магии как таковой, но и у умение гармонично вписать магию в мир, где разворачивается действие. Кстати, один из читателей на Goodreads заметил, что перенос в современную эпоху мог бы пойти на пользу сюжету — тот факт, что бумажная магия утратила важность, было бы нетрудно объяснить переходом к электронной почте, электронным книгам и т.д.

2. ПЕРСОНАЖИ

2а. По большому счёту, только Сеони Твилл можно считать полноценной, по-настоящему живой героиней. Пусть характер у неё противоречивый, пусть она временами вызывает раздражение, но поверить в эту смелую девятнадцатилетнюю девушку совсем нетрудно. Она меняется: если в начале книги мы видим почти ребёнка, одарённого и очень упрямого, то к финалу этот ребёнок позврослеет.

Эмери Тейн — фигура слишком пассивная. Он учит Сеони, он помогает ей в решающий момент, и ещё мы видим кое-какие его поступки во флэшбеках, но всё равно до самой последней страницы очень трудно избавиться от ощущения, что этот герой мог бы сделать гораздо больше. Кроме того, в описании Тейна присутствует одна раздражающая деталь: у него неестественно яркие зелёные глаза, которые тускнеют после вынужденных магических мер Сеони — красивая деталь, но об этих «ярких глазах» автор упоминает слишком уж часто. В целом Тейн производит впечатление старика, хотя по сюжету ему чуть за тридцать. С одной стороны, так и должно быть; с другой стороны, не получилось объяснить, почему он стал таким.

Остальные положительные или нейтральные персонажи — картонные болваны. Бумажный пёсик хорош, но он не считается.

2б. Со злодеями всё очень плохо. Лира — просто ходячее клише из неудачного комикса. Ни малейшего намёка на глубину, подтекст, второй план; только внешний блеск и лоск, пафосные речи, нелогичные поступки. А ведь другая подача их с Тейном общей предыстории могла бы решить все вопросы по обоим героям сразу... Про союзников Лиры и вовсе нечего сказать, они намечены отдельными штрихами и не могут считаться полноценными персонажами.

3. СЮЖЕТ

Ещё один читатель с сайта Goodreads высказался, на мой взгляд, исчерпывающе: «When a book begins by feeling like a George Bernard Shaw play and ends by feeling like a Jane Austen novel, something has gone wrong» («Если книга начинается как пьеса Бернарда Шоу, а заканчивается как роман Джейн Остин, что-то пошло неправильно»). О сюжете трудно рассказать без совсем уж серьёзных спойлеров, но именно к сюжету у меня самые большие претензии. Автор ограничила срок действия магического приема Сеони одним-двумя днями, и из-за этого ей пришлось вводить в повествование вышеупомянутые рояли: в доме Тейна очень кстати обнаруживается большущий бумажный самолётик; в «видениях сердца» нематериальные вещи становятся материальными, осязаемыми, именно в тот момент, когда они нужны Сеони; да и сама скорость, с которой героиня усваивает новую информацию, не может не вызвать недоверия. Две трети книги ушли на путешествие Сеони по лабиринтам сердца (читай — души) своего учителя, и чуть ли не на каждой странице читателю напоминают о том, что у неё совсем мало времени. Периодические сетования в духе Белого кролика («Боже мой, как я опаздываю!») порядком раздражают, да к тому же эти две трети сюжета нарушают известное техническое правило «не рассказывать, а показывать» — о многих вещах нам сообщат в такой манере, которая не оставит места для сюжетной глубины. И... romance, боже мой! Меня обманули. :) С самого начала было ясно, что Сеони влюбится в своего учителя, но я всё-таки надеялась, что любовь-морковь не выберется на передний план, ведь в книге столько потенциально интересных вещей, о которых стоило бы поведать. Женский роман подрался со стимпанком на зонтиках и победил, увы и ах.

В финале, однако, случился небольшой сюрприз, благодаря которому общая оценка книги всё-таки доползла до 5. Ну ладно, до 6 — за пёсика, который, судя по отзывам, понравился всем. Не стану утвержать, что этот финальный финт ушами такой уж неожиданный — я предполагала поворот в эту сторону, — но сама форма подачи показалась мне достаточно интересной. В общем, потенциал у ученицы Сандерсона есть, однако ей ещё расти и расти. Я вернусь к её творчеству... книг через пять, наверное. Но этот цикл отложу.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень наивная и безискусная сказка. Впечатление как от сочинения отличицы. Вот старалась, писала, но... Увы, пресно и неинтересно.

Девушка Сиони заканчивает учебу в колледже и переезжает в дом своего наставника чтобы продолжать обучение по специализации бумажная магия. Настувнику 30 лет, приятная внешность и щедрость, а также душевная чувствительность прилагаются. Вообще бывшая наставница Сиони против смешанных пар, когда наставник — мужчина, а ученик — девушка, но автор живет в Солт-Лейк-Сити, столице мормонского штата Юта, так что... Любовь в студию! Сиони одержима желанием накормить своего преподавателя, поменять ему постельное белье, убрать в гостинной... Я бы может прониклась, но читала книгу сразу после того, как помыла полы в квартире, так что реакция была скорее как в анекдоте про женщину, эксгибициониста и «черт, забыла огурцы купить!». Не тронуло.

Но любовная линия, если что, расплывчата и невнятна как и весь сюжет книги. Девушка ни секунды не мучается неизвестностью. «Я вас люблю. А вы меня нет. Пока». Ну, типа, мужик, ты попал. Лазурной мечтой всей жизни незадачливого наставника, кстати, окажется жена, двое сыновей и красочный закат. В общем, они нашли друг друга! Или нет, автор слепила мужской персонаж исключительно по заказу Сиони — богатый, жедрый, любит детей, с душевной раной, от которой ему поможет исцелиться... Сиони!!!

Ну вот, эта тошнотворно-приторно-сахарносиропная романтика продолжается примерно треть книги. Парочка занимается оригами, складывает птичек, рыбок, жабок, собачек и скелетики. И тут у идеального во всех отношениях наставника обнаруживается психованая бывшая, которая врывается, вырезает ему сердце и забирает его с собой. Сиони спасает своего любимого от смерти и отправляется за обидчицей!

Я к чему тут расписываю сюжет. Меня не обрадовало путешествие Сиони по живому сердцу по колено в крови, с красными мясистыми стенками... На любителя скажем. Я б лучше загрузила TES 4 Oblivion и устроила ностальгический поход по башням плана Мерунеса Дагона, все больше толку, да и картинка со всякими «наказанными», Фонтанами Крови ярче, чем путешествие по мечтам, самым радостным и ужасным воспоминаниям своего дорогого наставника маленькой но очень смелой Сиони. По колено в крови. Кульминацией будет момент, когда он не желает оживать, потому что его мучает совесть, а Сиони убеждает его, что это НЕ ЕГО ВИНА!!!!

Господи, как же это скучно...

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любопытная задумка с магической системой, где маги привязаны к какому-либо из рукотворных материалов, описания проявлений бумажной магии — весьма хороши, но вот сам сюжет на мой взгляд какой-то вялый и маловразумительный. Читать про скитания главной героини Сиони Твилл по сердцу ее наставника, которые заняли чуть ли не больше половины книги, вообще было очень утомительно и скучно, хотя самое начало было многообещающим и внушало надежды на возможность почитать что-то по-настоящему интересное.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх