fantlab ru

Евгений Лукин, Любовь Лукина «Миссионеры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
908
Моя оценка:
-

подробнее

,

Миссионеры

Повесть, год; цикл «Слепые поводыри»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Прошло несколько десятков лет с тех пор как несколько наших соотечественников нашли дверь на Полинезийские острова и остались там, чтобы помочь туземцам избежать будущей европейской конкисты. Но трагедия повторяется, правда роли в ней меняются, европейская цивилизация, доросшая только до кирас и пушек, сталкивается с полинезийской, вооруженной ракетами и напалмом.

Примечание:

Повесть — лауреат премии ЕВРОКОНА (Файенс, Франция)


Входит в:

— журнал «Искатель 1989'6», 1989 г.

— антологию «Восьмой виток спирали», 1990 г.

— антологию «Миссионеры», 1991 г.

— сборник «Там, за Ахероном», 1995 г.

— антологию «Стоманени кучета. Цивилизации и фантастика», 1997 г.

— сборник «Благие намерения», 2005 г.

— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 66

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2670 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Восьмой виток спирали
1990 г.
Миссионеры
1991 г.
Там, за Ахероном
1995 г.
Разбойничья злая луна
1997 г.
Слепые поводыри
2000 г.
Слепые поводыри. Миссионеры. Разбойничья злая луна
2004 г.
Благие намерения
2005 г.
Благие намерения
2005 г.
Слепые поводыри
2005 г.
Том 2
2010 г.
Слепые поводыри
2019 г.
Наша старая добрая фантастика. Иное небо
2020 г.
Разбойничья злая луна. Роман, повести, рассказы, эссе
2023 г.

Периодика:

Искатель № 6 1989
1989 г.

Издания на иностранных языках:

Стоманени кучета. Цивилизации и фантастика
1997 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

О боже, какая восхитительная, какая изумительная химера! Полинезийцы, обладающие ракетами, многозарядными ружьями, авианосцами и напалмом против европейцев на деревянных каравеллах – такой чудовищно сюрреалистической и вместе с тем весьма достоверной цивилизации я ещё не встречал. Во всяком случае, вот так сразу и не вспомню, с чем можно её сравнить.

...И всё же при всём своём могуществе у полинезийцев шансов нет. О да, сначала у них будет всё: великие морские походы во все стороны света, горящие города дикарей, невообразимые богатства… Но праздник не вечен и скоро, очень скоро их морская империя потерпит неминуемый крах, благо причин для этого более чем достаточно. В самом начале своего отзыва я упомянул химеру, так вот химера – это сама цивилизация полинезийцев. Искусственно выращенная прогрессорами в горниле бесконечных войн она просто не способна существовать без них. Мир для неё – кислота, которая разъедает основы самого общества. Но если островитяне прекратят свои междоусобные войны выясниться, что враги – очень-очень далеко от них (я, как и Старые, исхожу из того что параллельный мир очень похож на наш, в том числе и в географическом смысле). До Японии, Китая, американских владений Испании или индонезийских владений Португалии тысячи километров, а значит в поисках врага надо полинезийцам будет уходить всё дальше и дальше. Походы будут длиться не считанные дни, а месяцы и годы. Но как тогда будут сдерживать свою агрессию те островитяне, что остались дома? Как дети цивилизации Войны смогут пережить мир? И вообще – смогут ли? В нашей истории есть примеры того, что может произойти, если дикарям, не умеющим регулировать градус агрессии в своём обществе попадётся более-менее современное оружие. Не найдут ли вернувшиеся домой победоносные эскадры лишь пепелище?

Можно найти множество и других недостатков полинезийской цивилизации, которые в будущем могут сыграть свою роковую роль. Например, не обратив в своё внимания на письменность и позволив полинезийцам развивать своё узелковое письмо Старые, сами того не ведая, ввели для цивилизации-химеры здоровенный ограничитель, ведь узелковое письмо не идёт ни в какое сравнение с алфавитом. С помощью узелков можно передать только самую общую, самую простую информацию. Может быть подобный эрзац письменности и устраивает людей, которые терпеть не могут «никому не нужных подробностей» (суровые спартанцы сквозь века кивают не менее суровым полинезийцам), но для всей цивилизации в целом узелковое письмо подобно мельничным жерновам на шее, которые со временем становятся лишь тяжелее.

Ну и конечно главное: бравые полинезийские дикари даже не представляют насколько велик мир и как много в нём проживает народу. О да, у Островной Державы есть лучшее оружие на планете, но чудовищный численный перевес невозможно компенсировать никаким оружием (ну может быть только ядерным…) Островитяне выиграют бессчетное количество битв, но проиграют Войну и никакие миссионеры им не помогут.

Что будет, когда повесть закончится? Лет сто корабли полинезийцев будут наводить ужас на прибрежные народы. Но лучшие солдаты погибнут в боях, невиданные ранее богатства расколют общество, болезни унесут бессчетное количество жизней (однократная иммунизация, что провели давным-давно Старые, особой роли не сыграет), а европейцы и азиаты переймут все технические достижения полинезийцев и отплатят островитянам сторицей. Когда химера издохнет участь полинезийцев в этом мире окажется гораздо горше, чем в нашем.

Итог: перечислять недостатки цивилизации-химеры, а так же представлять, что станется с нею можно довольно долго. И это, с моей точки зрения, является хорошим показателем качества. Лукины смогли создать одно из лучших встречавшихся мне произведений в жанре альтернативной истории.

P.S. Когда будет проходить год Соломоновых островов (Фиджи, Туамоту) в России отечественной фантастике будет что предоставить на суд читателям Океании.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Острова в Тихом Океане. Бесконечная война разделенного народа «в юбках из лиан». Война с применением самых современных достижений ВПК: от авианосцев до стелс-самолетов. К этим островам подходят каравеллы европейцев XVII века...

Наверное, нашим фантастам в небесных скрижалях предначертано хорошо писать про насаждаемое сверху счастье. Не обязательно насильственное, но обязательно сверху спущенное. У западных коллег так не получалось и не получается – не было схожего личного опыта. А у Лукиных вышло здорово. Удивительно, но, несмотря на то, что Миссионеры писались в начале 80-ых, а изданы были под самую перестройку, авторы смогли избежать ненужной злободневности. Тема «насаждаемого счастья» обошлась без антисоветчины, а в описании гонки вооружений не прослеживается прямых аналогий с реалиями биполярного мира. Нежелание писать на конъюнктурном материале у меня вызывает уважение.

Есть мнение, что хорошая повесть – это сильно сокращенный роман, а плохая – раздутый рассказ. В случае с «Миссионерами» все наоборот – сюжетно вещь вполне могла бы уместиться в двадцать страниц, но от этого только проиграла бы. Значительная часть текста посвящена описанию военных действий и попытках описать, чем живут люди, которые смысл жизни видят в смерти. Читать непросто – язык иногда тяжеловесен, но вязкое начало повести компенсируется полетом писательской мысли ближе к концу, когда перестаешь замечать что-либо, кроме живописного повествования.

Несмотря на динамику, порой жестокие повороты сюжета, у «Миссионеров» послевкусие спокойной мудрой притчи. Мораль не высказана, но тем притча и хороша, что добавить к сказанному Лукиными нечего.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Там, где Лукины пытаются рассуждать серьёзно, они слабы. Их конёк — искромётный юмор, ирония, даже сарказм. Но стоит им напустить на себя озабоченный вид, как полотно, написанное ими, блекнет. В этой повести, казалось бы, есть всё для успеха: неожиданное раскрытие темы, динамичный сюжет, хорошее описание цивилизации, неплохой язык, но нет главного — души. Ибо душа у каждого писателя выражается по разному: у Достоевского это был надрыв, у Толстого — длинные красочные рассуждения, у Чехова — меткие диалоги. У Лукиных же это — смех. Но смеха-то здесь и нет. Даже те моменты, которые можно было бы обыграть в ироническом ключе (пьяный бог, например, или гильза на шее у европейского адмирала) представлены здесь как-то суконно, по протокольному. Словно исторический труд, повествующий о каком-нибудь громком событии (ох уж эти господа историки! Они самую увлекательную историю умудряются испортить сухим изложением фактов).

Жемчужина повести на мой взгляд — эпизод с крещением туземца. Вот здесь-то (единственный раз!) и проглядывает фирменная лукинская ирония. Но этого мало, слишком мало, чтобы узнать любимых писателей...

А в целом, надо отдать должное авторам: они смогли большой и громоздкий материал уместить в рамки повести, не сказав ничего лишнего (как раз в стиле полинезийцев), но и не умолчав о важном. Вроде всё на месте: сомнения аборигенов, внутренние распри, трагедия Франкештейна, чьё создание в очередной раз вышло из-под контроля... Одним словом: краткость — сестра таланта. А этого Лукиным было не занимать.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть замечательная, только ее немного не в том аспекте рассматривают. Тема «прогрессорства» присутствует, но здесь речь идет не о «прогрессорстве» в чистом виде, которое заключается в нейтральном наблюдении и строгом приказе «не вмешиваться» в исторические события, воздействуя только «на умы» дикарей. А в «Миссионерах» речь идет о вполне успешном противостоянии аборигенов пришлым завоевателям. Этакое утрирование основных идей из джеклондоновской «Лиги стариков» — помните, где индеец стал в одиночку уничтожать белых чужеземцев. Некое смешение донкихотства с волонтерством интербригадовцев в Гражданскую войну в Испании, и операциями частных военных компаний, отпрысков САС и наследие Дэвида Стирлинга, наемники.

Здесь тоже, аборигены получили новые технологии и приготовились к «отражению внешней угрозы», однако европейская экспансия подзадержалась и дикари, несмотря на напалм, «железную революцию» и прочие прибамбасы на уровне культурно-нравственного и духовного развития остались «дикарями». Как говорится, вот он, принцип «онтогенеза«человека, в процессе эмбрионального развития человеческий организм проходит те же стадии, что и предшествующие в плане эволюции организмы. Короче, как в России — после феодализма сразу же попытались внедрить капитализм, а затем социализм и рыночный капитализм снова, насаждая все искусственным путем. Однако процесс формирования буржуазии, то есть европейский период с 15-18 века в России был немного пропущен, как и у полинезийцев из повести, и в итоге, получились те же татуированные дикари-каннибалы, со своими примитивными зачатками религии, у которых напрочь отсутсвовал период истории, известный как Средневековье и Возрождение, с его гуманизмом и поисками Бога, смысла бытия, предназначния человека и прочими духовными составляющими.

В России же стремление к «сильной руке», так называемому «народному царю»,патриархальный уклад и проч.

Очень правдиво изложена психология островитян — с гениальными «стратегиями», использование «обратных шпионов», «смена вымпелов» и прочие военные хитрости, вплоть до «создания видимости внешнего врага» и сожжения Детских островов. Любопытная аналогия, но викинги тоже использовали некие культурные и технологические достижения непосредственно для проведения успешных грабежей и завоеваний, однако же по-настоящему более высоко развитая «цивилизация» (христианская государственность и феодализм) одержали «ассимилирующую» победу в конечном итоге. Викинги колонизировали в свое время Гренландию и Лабрадор, основали государство в Англии, но рано или поздно их поглотила культура завоеванных народов. Либо исторические процессы и местные климатические условия.

Однако же век «успокоения» этих пассионарных народов (так называемая «эпоха викингов» — сотня с небольшим лет) современникам казался весьма долгим и трагическим, так что миссионерство полинезийцев с ожерельями из человеческим зубов и с гранатометом наперевес и напалмом в качестве весомого «аргумента», даже представить боязно, не чтобы описать.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, Исключительная во многих отношениях. Даже не уверен, что сходу смогу перечислить их все.

Во-первых, тем, что прекрасно сочетает интеллект-мораль и динамику. Произведение, которое не просто умное, а ещё и взахлёб прочитывается.

Во-вторых, своим литературном языком плюс отличная стилистика. Во всём. Вплоть до грамотных правдоподобных диалогов, причём с поправкой на личность каждого персонажа.

В третьих, сюжетный выверт, который даже в наши дни, в период засилия наивсевозможнейших попаданцев, никто не рискует использовать ибо понимает, что при этом не сможет написать хорошее произведение. Ибо тут повесть о результаты попаданчества, а не о самом попаданчестве.

Минусы произведения... Да, они есть. Кто-то скажет, что грубые, а я скажу, что — условные. Речь идёт об объекте и темпах прогрессорства. Я абсолютно уверен, что силами группы друзей из будущего и толпы дикарей полинезии за 60 лет невозможно достичь того, чего достигли жители архипелага. Невозможно. И в силу технологической разницы и в силу... интеллектуального развития дикарей. Но я это называю именно условным. Условным потому, что не прогрессорство как таковое главное в повести. Главное тут — психология ситуации и исторических событий. Что при контакте двух культур гибнет культура более слабого. Так что сии минусы суть сюжетный допуск, потребовавшийся для наглядности подачи идейной составляющей.

Прекрасное произведение. Из тех, что не устаревает со временем, в чём я и убедился, перечитав повесть впервые лет за двадцать.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, «Миссионеры» — лучшее из того, что было написано в российской фантастике за всё время существования Российской Федерации.

Это действительно научная фантастика, основанная на историософских теориях Арнольда Тойнби о «вызове цивилизаций». Возможно, сами супруги Лукины Тойнби не читали, но они вращались в среде позднесоветских интеллигентов, где концепции Тойнби, Шпенглера, Макса Вебера обсуждались довольно активно как раз в конце 80-х. Авторы «Миссионеров» могли что-то такое на эту тему услышать и претворить в короткий, злой, умный, остросюжетный памфлет.

Чем хороши «Миссионеры»? Это чёткий сюжет, динамичный ритм, убедительные герои, отсутствие навязчивой идеологизации, серьёзный социо-философский бэкграунд и — немаловажно — остроумно использованный язык.

Сам Лукин, когда я его спрашивал об этом, сказал, что всё это не планировалось, получилось почти случайно, на уровне интуиции. Чтож, в случае «Миссионеров» интуиция авторов не подвела.

В самом деле, мы видим две сюжетные линии и два типа языка. Напыщенный, барочный, нарочито цветастый язык европейских колонизаторов — их культура так выражается, в стиле «Луизиад» Камоэнса. И сухой, сжатый, бесцветный, безэмоциональный язык команд и распоряжений островитян, превращённых в машины для убийства. Да, вот таким языком и должны говорить эти порождения технократической системы, весь смысл которой направлен на приобретение боевых навыков.

Таким образом, драма столкновения двух типов цивилизаций раскрыта в «Миссионерах» не только на уровне сюжета, но и на уровне языка — для отечественной фантастики, в которой российские космонавты и римские императоры изъясняются примерно одинаково, это замечательное достижение.

Интересно сравнить «Миссионеров» супругов Лукиных с не менее желчными «Правилами для игры без правил» Эдуарда Геворкяна, написанными немного раньше. По сути, это один сюжет, изложенный с разных точек зрения.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да... Страшненькое общество создали в Южных Морях Старые, задумав переписать историю. Общество, единственным смыслом существования которого является война, где возраст в тридцать лет является почтенным, и не по причине болезней. Где самым страшным местом, на самом деле, стали Детские острова, табуированные инкубаторы безжалостных убийц, мечтающих о времени, когда можно уже наконец начать убивать. Общество, создавшее на самом деле новое рыцарство на манер европейского, только «доблестные» деяния записываются не на щитах и штандартах, а прямо на коже. Где профессиональные враги могут между собой увлеченно разговаривать только о войне, а оставление в живых парламентера — нечто исключительное.

Неудивительно, что предсказанное в Пророчестве появление общего Врага кроме объединения сразу приводит к идее вторжения! Ведь десятки флотов нужно чем-то занять...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жесткая и пронзительная повесть. О чем она? О том, что может случиться, если люди (пусть даже и с благими намерениями) вторгаются в чужой для них мир? Да. Если смотреть шире — о вреде прогрессорства, как ныне принято говорить? Да. А может быть и о том, что каждый из нас не единожды в жизни берет на себя ответственность, но не всегда задумывается о результатах? Да (хотя признавать это не очень-то и приятно). Но из-за напряженного сюжета эта мысль все-равно проступает и тогда вместо воинственно раскрашенных полинезийцев представляются совсем другие люди... Останавливаться на языке произведения, образах героев и т.д не вижу смысла : авторы настоящие профессионалы, поэтому читателю остается только наслаждаться их мастерством.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из немногих вещей, которую читаешь, не отрываясь. Сам по себе парадоксальный замысел сюжета оставляет место для собственных фантазий. Главное, что на первый план выходит не «убей врага», а мысль «зачем убить врага?». И вполне естественная «а стоит ли вообще убивать?». Пиком сюжета становится крушение этой пацифистской лестницы после выслеживания дома европейцев и вполне обоснованное их уничтожение. Жемчужиной книги стала сценка со стреляной гильзой на груди командора. Безусловно радует отсутствие местных супергероев. Думаю, нет нужды говорить о сопереживании попавшим в такую ситуацию Старым... Благими намерениями... ну дальше ясно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герои этой повести решили изменить историю. А вот результат… Результат получился странным. Похоже, что мир, в который когда-то попали Андрей и Алан, изначально отличался от нашего, а само их воздействие только усугубило его «альтернативность»; в итоге не каравеллы европейцев принесли чуждую и разлагающую «культуру» бесхитростным дикарям, а искусственно цивилизованные и вооруженные до зубов полинезийцы получили возможность «приобщить» отсталых европейцев к прогрессу.

Поймут ли в конце концов герои, что борьба со злом порождает лишь еще большее зло, если не подкреплена позитивной программой духовного развития? И если поймут – то что они теперь могут сделать?

Годы идут, а повесть, написанная 20 лет назад, становится все более актуальной…

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений Лукиных. Хвалить отличный язык и стиль авторов, пожалуй, просто не нужно. Литературное мастерство авторов не вызывает сомнений. В этой книге к ним добавляются весьма необычная идея, динамичный сюжет и весьма неожиданная развязка. В повести много ярких моментов. Одни грозные боевые лодки полинезийцев чего стоят! Но главное в книге — она заставляет задуматься о последствиях вмешательства в человеческую историю, об ответственности за свои поступки. На первый взгляд все очевидно — хотели как лучше, а получилось как всегда. Но смысл этой истории все же глубже. Очень рекомендую прочесть тем, кто еще не знаком с творчеством Лукиных.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продуманность и взвешенность составных частей любого литературного произведения — не самое последнее дело, когда речь идёт об оценке. Здесь же характеристикой упомянутой взвешенности может послужить ощущение какой-то кристалльной достоверности описуемого. Да я просто безоговорочно верю, что так оно и было бы, если бы...

О вреде прогрессорства только ленивый не писал нынче. Но — рука не поднимается швырнуть каменюку в Старых, которые искренне желали добра своему народу. Благими намерениями... ну, дальше сами знаете! И хотя детишечки получились жутковатые, кто знает, как было бы лучше?

В целом повесть вышла яркой и весьма пронзительной. Перечитывал около десяти раз, что для серьёзной, душещипательной прозы как-то не по-моему. Вот такая история.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ве-ли-ко-леп-но! Прекрасная иллюстрация выражения «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Очень умно и весьма оригинально. И при этом очень просто и весьма доходчиво. И именно так кратко, как надо — если бы вещь была больше, эффект от книги обязательно расплылся бы.

Удивительно, но это еще и тот редкий случай, когда книга Лукиных отзывается и в сердце. Конечно, за ее героев не переживаешь — они в большинстве своем абсолютно самодостаточны, но вот за судьбу цивилизации в этом мире по мере прочтения книги становится все страшнее и страшнее.

И еще об одной удивительной вещи. Конечно же такое быстрое развитие примитивной цивилизации за столь короткий срок авторами явно гиперболизировано, т.е. в реальности практически невозможно. Но это именно тот редкий случай, когда без этого фантастического допущения написать вещь было нельзя, она просто не получилась бы... И честь и хвала Лукиным, не побоявшимся использовать это неправдоподобие, хотя вообще-то в своих книгах они таких вещей практически не допускают.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как выразить в отзыве весь восторг от этой повести, но попробую.

Повесть написана давно, когда попаданец в фантастике был зверем редким. Результат работы этих пришельцев из нашего времени показан глазами местных. Показан очень убедительно. Описано очень интересное общество, которое получилось на южных островах в результате прогрессорства пришельцев. Ну и результат, который этих самих прогрессоров ужасает.

Ну и просто интересная повесть. Которая сейчас кажется более интересной, чем двадцать лет назад.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткое, но занятное произведение. Мне в детстве золотом тоже хотелось раздать скажем ацтекам автоматы, чтобы те погоняли гадкого Кортеса. Но с возрастом пришло осознания, что такой мир был бы только хуже, в том числе возможно и для самих индейцев, ведь озлобленные европейцы в итоге могли бы собраться все вместе, скопировать кое-как чужое оружие и выкосить Южною Америку совсем уж под корень. А если бы таки ацтеки забороли захватчиков, то вполне могли бы начать жертвоприношения своим богам уже в мировом масштабе. В общем, куда ни кинь, везде клин. Странно, что такие мысли не пришли в голову местным прогрессорам, когда они все только затевали. Ведь это был не одинокий попаданец, а целая подготовленная группа. Странно, что осознание «хотели как лучше, получилось как всегда» пришло к ним много времени спустя, когда ни остановить насаженный искусственно прогресс, ни просто тихо свалить они уже были не способны. А их подопечные в отсутствии внешнего врага после 60 лет развития уже были готовы истреблять друг друга.

Хотя может ничего странного в этом нет. Просто авторы сознательно избрали такой подход, чтобы показать, куда устлана дорога благими намерениями и как легко угнетаемые могут превратится в угнетателей. Но осадочек, как говориться, все равно остался.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх