fantlab ru

Андрей Николаев «Русский экзорцист»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.04
Оценок:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Русский экзорцист

Роман, год; цикл «Русский экзорцист»

Аннотация:

Москва конца второго тысячелетия нашей эры. Город поделен на зоны влияния преступных группировок, разуверившиеся люди обращаются кто к экстрасенсам и целителям, кто к заполонившим страну сектам. Православная церковь в упадке. С целью окончательно дестабилизировать обстановку и вызвать отток верующих, группа ватиканских кардиналов, состоящих в оппозиции папе Иоанну Павлу II, организует проникновение демона на территорию православной конфессии, в столицу России. По просьбе одного из православных святых, древнему богу славян, с помощью молодого монаха, представителя тайного православного ордена экзорцистов, предстоит вступить в битву с демоном.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 298

Активный словарный запас: высокий (3107 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези

номинант
Интерпресскон, 2005 // Дебютная книга


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Русский экзорцист
2004 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

АНТИХРИСТ НЕ ПРОЙДЁТ!

Пятая колонна высшего католического духовенства (фронда Иоанну-Павлу II) с целью дискредитации православной конфессии инициировала внедрение могущественного демона на территорию московской епархии. Демон должен обосноваться в России, погрузить её во мрак и грех, а там — и до прихода Антихриста недалеко... Русская Церковь не сможет с демоном справиться — и приползут её иерархи на коленях к папскому престолу за помощью в проведении обрядов экзорцизма, в которых поднаторело европейское католичество — доказав тем самым своё бессилие и несостоятельность православных догматов. Паства перестанет доверять православной церкви, начнётся отток верующих в лоно католичества... Автор предлагает и другие объяснения причин инфильтрации демона в Россию. В конце концов, дело не в том, зачем к нам явился посланец Тьмы... Главное — что теперь делать и как от него избавиться? Рок и воля автора объединяют для борьбы с демоном самых разных людей. Вместе с ними на пути дьявола встают православные святые и языческие славянские боги. Вообще-то, в книге нет истинных богов и дистиллированных святых. И словенский бог войны и охоты — владелец вод Волх, и канонизированный святой Александр Ярославович, в котором легко узнать Александра Невского, очень похожи на обычных людей. Давно уже переселился из лесов и болот в город оборотень Волх и живёт в мегаполисе человеческой жизнью, далеко не всегда безгрешной. Лишь исключительные обстоятельства и ответственное поручение, полученное от православных владык, заставляют его вспомнить о своей божественной сущности...

Боги ведут себя, как люди, а люди, презрев свои слабости, становятся святыми. Таков юный монах Иван, на долю которого выпадает проведение обряда «отчитывания», то есть изгнания дьявола «по-православному». Это не основной персонаж книги, тем не менее, самоотверженность и самоотречённость Ивана органично соответствующие архетипу русского праведника, так убедительно показаны автором, что данный образ трудно забыть. Возможно, я ошибаюсь относительно второстепенности этого характера, ведь не случайно книга названа — «Русский экзорцист». В любом случае, автору стоило бы уделить фигуре молодого монаха больше внимания, изначально вплести рассказ о нём в ткань повествования.

Центральный персонаж романа — Павел Волохов (Волх). Именно он является участником основных событий, именно вокруг него группируются основные действующие лица этой инфернальной драмы. Метания и душевные переживания, любовь и ненависть бога-человека-оборотня — стержнень захватывающего сюжета книги. Ведь Павел Волохов тоже не кто иной, как экзорцист, хоть он сам себя таковым и не называет. Ему не впервой заниматься спасением Руси от посланцев Ада, и делает Волохов это не просто изгоняя демонов: он уничтожает их, опираясь на свои внутренние силы и дух, которые подпитываются от вод древней земли Русской.

Андрей Николаев выписывает характеры своих героев предельно жизненно, независимо от того, главные они или проходные. Зримо обозначены разнообразные персонажи, населяющие нашу столицу, и реалии современной Москвы. Ну, может быть, Москвы не совсем современной, а двух-трёхлетней давности (в Ватикане-то ещё сидит ныне уже покойный Кароль Войтыла). Максимальная достоверность и реалистичность изложения иногда переходит в настолько натуралистические описания происходящего (скрупулёзные отчёты о садистских хирургических операцииях по выполнению искусственного шрамирования — «скаринга», с извлечением вен человека на поверхность кожи, леденящие кровь сцены насилия, сатанистских ритуалов и — писать не хочется это слово — труположества), что даже читателю с ороговевшими этическими рецеторами становится тошно. Тем не менее, я считаю: всё это преподносится читателю не с единственной целью — эпатировать его, а работает на концепцию романа в целом. Не стоит забывать — Дьявол с полным набором искушений постоянно где-то рядом с нами...

Книга написана композиционно ровно, хорошим языком. Сюжет нигде не провисает, автор логически и своевременно «разбирается» со своими многочисленными персонажами и, умело нагнетая саспенс, профессионально подводит читателя к эффектной развязке, являющейся одновременно кульминацией романа. Подкупает и то, что автора всерьёз заботит судьба нашей страны, рамки жанра мистического романа абсолютно не мешают А.Николаеву интересно и нестандартно размышлять о судьбе России, о её прошлом, настоящем и будущем.

P.S. Так получилось, что я ни слова не написал о женских персонажах «Русского экзорциста». Поверьте, в романе есть любопытнейшие женские характеры, выписанные колоритно и мастерски, несущие положенную им смысловую, эротическую и эстетическую нагрузку. Прочитайте книгу — и вы познакомитесь с этими женщинами. Они того стоят:)

© Владимир Ларионов. Июнь, 2005.

Опубликовано в фэнзине «Шалтай-Болтай» #3, 2005.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта вещь понравилась мне гораздо больше, чем я ожидала. Ожидала после прочтения авторских рассказов, да и после первых страниц самого романа.

Хорошая динамика; произведение — если так можно выразиться! — хорошо сбалансировано. Все эти разные нити, постепенно сплетающиеся в один узел, выписаны весьма грамотно. И вообще — написано ярко, выпукло, с сильными эмоциями. Герои хороши; такие выразительные типажи, и совершенно без искусственности. Их много, и все они живые, их видишь, им или сочувствуешь, или ненавидишь, или презираешь... это и есть настоящая литература. Удивительный сплав из религии, мистики, эротики, триллера, боевика... но ощущения коньюнктурности у меня не возникло. Может потому, что чувствовалось, что автор писал с увлечением и с удовольствием, а не «на потребу»?

Несколько разочаровала меня концовка. Показалось, что писалась она как-то торопливо, не очень проработанно. Осталось чувство недоговоренности, обрыва на полуслове, — но не в виде открытого финала, а именно — спешно завершенной работы.

Очень жаль, что автор уже ушел.. Интересное намечалось творчество.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх