FantLab ru

Арчибальд Кронин «Цитадель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Голосов:
70
Моя оценка:
-

подробнее

Цитадель

The Citadel

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

«Цитадель» — возможно, самая известная книга Кронина, это замечательный злободневный роман-притча о жизненном пути человека от его становления и развития до разложения и упадка личности под гнетом суровой реальности. Эндрю Мэнсон приезжает на первую в своей жизни практику с благородной целью: помочь как можно большему количеству людей. Он искренне хочет стать одним из тех, кто сможет по-настоящему прославить медицину. Все начинается с малого, но Эндрю не отступает перед трудностями: в захолустном городке молодой человек числится помощником доктора, но на самом деле он сам — доктор. Такова жизнь и Эндрю принимает вызов! Мало-помалу, меняя одну больницу за другой, Эндрю делает головокружительную карьеру. Однако за взлетами в один момент становится трудно обрести самого себя. Успешный доктор теперь гораздо реже задается глобальными вопросами о том, как изменить медицинскую систему.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)
/перевод:
М. Абкина (5)

Цитадель
1955 г.
Цитадель
1957 г.
Цитадель. Вычеркнутый из жизни
1991 г.
Цитадель
2017 г.
Цитадель
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я начал читать этот роман, у меня появилось чувство, будто он мне что-то напоминает. В итоге, где-то на трети книги, я понял, что напоминает он мне «Мартина Идена» Джека Лондона. Разница лишь в том, что там главный герой был писателем, а здесь — доктором. В остальном — главный герой такой же идеалист, который из никого пытается стать кем-то. При этом трудится не покладая рук, имеет свои определенные и четкие цели. В какой-то момент становится одержим деньгами и сопутствующей роскошью и в итоге разочаровывается в них. Очень много параллелей.

Здесь тоже отличный слог, хотя меньше описаний внутренних переживаний героя. Здесь тоже заметна любовная линия, хотя она совсем другого рода. Финал в какой-то степени тоже похож, но при этом все же другой. В целом если «Мартин Иден» в итоге отдавал пессимизмом, то данное произведение несмотря ни на что отдает оптимизмом с оттенком грусти.

Несмотря на драматическую составляющую, этот роман, как и «Мартин Иден» вдохновляет, указывает путь, взращивает некие высшие идеалы, отбрасывая шелуху мирского — деньги, роскошь, праздность и алчность.

В какой-то степени этот роман можно назвать производственным, так как очень много внимания уделяется описанию врачебной практики Эндрю Мэнсона. Однако это не идет во вред произведению, читать об этом интересно, познавательно, учитывая, что автор сам был доктором и по сути описывал свой реальный опыт.

Лично для меня эта книга открыла еще одного великолепного писателя, и заслужено отправляется в список любимых книг.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Замка Броуди» опасалась чего-то подобного — мрачного и жестокого. Потому была очень приятно удивлена мастерски изложенной историей. Не скажу, что читалось запоем, напротив — не спеша, «с чувством, с толком, с расстановкой». Оттого удалось получить ощущение «полного погружения» и слияния с мыслями героя. Так же переживала за молодых врачей, оказавшихся в крайне невыгодных, кабальных условиях работы. С пониманием отнеслась к постоянной перемене места жительства и работы главного героя, его поиску лучших условий и мечтам о славе и признании.

Да, автор умело показал смену приоритетов ценностей под влиянием окружения и прочих условий. Безумно жаль было Кристин, вынужденную наблюдать эти изменения, пытавшуюся бороться с этим даже ценой разлада семейных отношений.

Замечательная книга! И вполне закономерный финал. Осознание потери, победа нравственности над стяжательством, грандиозные планы на будущее и вдруг — суд, который с легкостью может все перечеркнуть...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно и легко для восприятия написанная книга. Я бы отнесла ее по жанру к производственным романам. Мне очень интересны подробности работы врача — конкретные случаи в практике, принятие решений в сложных ситуациях, рабочие будни, тонкости взаимоотношений с коллегами, система и ее достоинства и недостатки (а в английской системе медицинского обслуживания, насколько я знаю, до сих пор многое неблагополучно). И здесь этого всего было вдоволь. А немного юридических тонкостей в конце книги — так вообще приятный бонус, потому что эти штуки я тоже очень люблю. А еще я люблю реалистично показанные разные психологические трудности героев. Вот и здесь: профессиональное эмоциональное выгорание Эндрью, кризис в супружеских отношениях на фоне эмоционального выгорания, особенности общения врача с пациентами и коллегами в психологическом контексте.

В общем, для меня это оказалась не просто книга, а настоящее сокровище.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лучше следовать духу закона, чем его букве.»

Вот ведь как бывает — берешь в руки книгу и тут же понимаешь — твой автор, твой. И особенно удивительно, если ты выбрал для знакомства «правильную» книгу. «Замок Броуди» вещь сильная, но не думаю, что после нее я бы с таким «аппетитом» набросился на Кронина, а вот после «Ключей Царства» пошло-поехало.

«Цитадель» можно смело считать кандидатом на место среди бессмертной классики, ибо ее отличает то самое свойство, что характерно для подобной литературы — она всегда актуальна. Как правильно заметили, замените врача на представителя практически любой другой профессии — итог будет тот же. Ибо книга не столько о медицине, хотя, безусловно, картина системы здравоохранения Великобритании начала прошлого века создается яркая, она о людях в целом. Я бы сказал — об обществе, его устройстве и пороках. Она так же актуальна сейчас, и в туманном Альбионе, и на необъятных просторах нашей Родины.

Роман о становлении, взрослении и — смене приоритетов. Как пленит юный идеалист, как чисты и горячи его помыслы, как жаждет он сделать этот мир лучше! Вот он, ярчайший пример революционера. А что дальше? Дальше он видит, что все его порывы раз за разом разбиваются вдребезги о непонимание, закостенелость, бюрократию, потом ему приходится голодать и для того, чтобы не стоять у паперти, этот талантливый врач и замечательный человек вынужден «продавать себя». И ладно бы, это кому-нибудь навредило, глядишь, бросил бы все и уехал, но этого не происходит и он просто-напросто делает то, что ненавидел когда-то — халтурит, торгует «пустышками». Ради возможности выжить и обеспечить достойное существование любимому человеку, Мэнсон делает то, что презирал и ненавидел. А затем входит во вкус. И если бы не несчастный случай, он так бы и продолжал, как и его коллеги, зарабатывать на жизнь шарлатанством.

Чертовски жаль Кристин, она идеальная «жена декабриста», но ее идеализм превосходил оный ее супруга, а ведь другая не то чтобы смирилась с «успешностью» мужа, а радовалась ему всей душой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И по настоящему больно, что Кронин «убил» ее не тогда, когда их с Эндрю брак рушился, а тогда, когда невзгоды стали отступать. Что ж, жизнь несправедлива.

Сам Эндрю — я, пожалуй, понимал все его поступки, как благие, так и дурные, ведь мотивы то его были, безусловно, благородными (не считая нескольких приступов слабости). Но мы-то с вами знаем, куда выложена дорога благими намерениями... Хотя порой его отношение к Кристин и коробило. Однако повторюсь, понять его можно, лично мне это удалось. Я сочувствовал этому человеку и на первой странице, и на последней.

Остальные персонажи, как всегда у Кронина, яркие и колоритные, даже второстепенные. От Луэллина и Риса до миссис Шмидт и Лероя. Отдельно, конечно, хочется отметить друзей Мэнсона, мнимых и настоящих — яркое и запоминающееся семейство Болендов, «золотого мальчика» Хэмптона, бездарного мерзавца Айвори, забавного Хоупа, старого Пейджа и его алчную супругу, порядочного Эбби. Ну а вишенкой в этом торте — мой «любимец» Филип Денни. Встреченный нами поначалу, он вызывает неприязнь, затем двойственные чувства, и лишь несколько позже мы проникаемся к нему симпатией, а ближе к финалу я точно знал имя ангела-хранителя Мэнсона. Грубый, язвительный, но добрый в душе и способный на потрясающие поступки, талантливый и, безусловно, заслуживающий совершенной иной доли хирург.

Как я уже сказал, общество в романе — аллюзия на нашу с вами действительность, в которой «настоящие» люди в силу убеждений не способны добиться признания, а ключевые места заняты дельцами от науки, культуры и тд. И врачи там шприцуют водой, лечат здоровых пациентов, а мясники делают операции, во время которых губят людей, и правят этим всем комитеты и сообщества, единственной заботой членов которых являются бесконечные бумажные «пятнашки»...

Но, к черту социологию и политику... О романе скажу еще пару слов. Кронин, будучи современником, скажем, Ремарка и Хэмингуэя, писал совершенно отлично от них. Чувствуется в его прозе налет девятнадцатого века, красота и изящество, некая поэтичность, присущая, например, Гюго, и в то же время простота и ясность. В плане художественности Кронин как всегда выше всех похвал, что же насчет сюжета — пожалуй, кому-то юные (и не очень) идеалисты кажутся признаком юношеской литературы, однако здесь имеет место как раз очень жизненная история. «Цитадель» оставляет горький привкус, давая все-таки некоторую надежду на то, что несмотря на все трудности, все в наших руках, повторяя, что именно настоящая цель придает жизни смысл.

«Или ты забыл, как бывало говорил о жизни, что она должна быть подъемом вверх, словно штурмом крепости высоко на горе, крепости, которой не видно, но о которой знаешь, что она там и что ее нужно взять.»

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При чтении «Цитадели» на ум не могут не прийти мистер Мартин Иден и золотоискатель Элам Харниш (по прозвищу Время-не-ждёт), принадлежащие перу Джека Лондона, ведь Эндрю Мэнсон очень похож на них — он такой же честный идеалист и правдоруб, с сердцем не ведающим покоя и неуёмной энергией, напоминающей пожар. Жизнь для него — это «подъём вверх, словно штурм крепости высоко на горе», и весь этот замечательный роман наполнен именно такой борьбой, с обязательными взлётами и падениями, горечами и радостями. Кронин не забирается глубоко в людские души, слог его легок и прост, но затрагиваемые им чувства всегда неизменно искренние и открытые, заставляющие столь же искренне переживать, восторгаться, любить, негодовать и часто ловить себя на том, что от волнения перехватило дыхание. И эта невероятная жизненная сила, воплощаемая доктором (а поначалу и так и вовсе помощником доктора) Мэнсоном пробивается не только сквозь провинциальные шахтерские городки, прибитые угольной пылью, косность мышления, нищету и коррупцию – она преодолевает само время, чтобы и сейчас пробуждать в читателе веру в человечность, дружбу и доброту, что особенно актуально в наши дни.

Несомненно, это одно из тех произведений, впечатления от которого останутся навсегда.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать Кронина — сплошное удовольствие. Его герои идеалисты, и некоторые циники, конечно, скажут, что всё это просто наивно и смешно, но я верю, что именно такие люди, как Эндрю Мэйсон, делают этот мир таким, в каком хочется жить. И пусть часто их нельзя причислить к «успешным», они много счастливее всех этих «современных» дельцов.

К тому же Кронин — тот редкий автор, в котором лёгкость слога сочетается с безусловным мастерством, присущим классическим произведениям, а ум не переходит в заумность. Он рассказывает просто, понятно, с достоинством, но так, что сжимается сердце.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Побег из матрицы невозможен.

«Цитадель» – это замечательный злободневный роман-притча о жизненном пути человека от его становления и развития до разложения и упадка личности под гнетом суровой реальности. Сюжет произведения размеренный и неспешный настолько, чтобы полностью раскрыть характеры героев, показать в динамике их формирование, описать предпосылки к их моральному росту или падению.

Многие проблемы из сферы медицины, освещаемые в романе автором, актуальны и сегодня, как то недостаточная квалификация, равнодушие к пациенту, безответственность, шарлатанство, сребролюбие и, вырастающая на его (сребролюбия) почве беспринципность. В произведении сойдутся в бою корысть и система против профессионализма и альтруизма, но, к сожалению, прогнившая система окажется сильнее, поглощая в свое нутро любого завязшего, пусть и завязшего всего лишь одним коготком.

Главный герой «Цитадели», неоднократно битый судьбой, ставший «жертвой собственной страсти», со временем придушивает в себе светлые стороны, становится способным на подлость, эгоистичным, черствым, тщеславным человеком. Стяжательство и озлобленность, желание есть только «сочные плоды» сослужили ему плохую службу. А ведь он не всегда был таким, да и рядом были те, кто поддерживал его, любил, помогал. Вот если бы он помнил что не в деньгах счастье, а иногда оно таится в простой благодарственной записке от бедняка-пациента, если бы попытался и дальше противостоять системе, стремился бы расти не только по карьерной лестнице, пошел бы против устоявшихся правил и продолжил бы жить, двигаясь за идеалами своей юности... Кто знает, возможно, он и смог бы найти иной путь к своему счастью, вовремя заметить тот свет, что был с ним рядом многие годы… Так духовно гибнет талантливый врач Эндрю Менсон и, кажется, что обратной дороги уже нет, но Кронин дарит своему герою миг откровения, шанс, надежду всё исправить…

Примечательно, что Кронин мог бы на место Менсона поставить представителя любой другой профессии и сюжет развивался бы также, и мораль была бы неизменной. Возможно дело в том, что отсутствие гибкости устоявшейся системы было удобнее показать на её ярких и важных членах — врачах, с которыми любой человек сталкивается хоть раз в жизни.

Эх, всё же не о врачах писал автор, нет. Он писал об обществе в целом, о некой матрице, в которой каждый из нас сидит в своей, предписанной только ему ячейке, и делает выбор, руководствуясь личными принципами и побуждениями. Но выбор этот делается с оглядкой на то, что сломать матрицу один человек практически не в состоянии и, рано или поздно, каждому придется либо прогнуться и изменить своим идеалам, либо истово бороться, чтобы избежать смерти души, вот только бороться придется, прежде всего, с собой и бой этот бесконечен, ведь жизнь

«…должна быть подъемом вверх, словно штурмом крепости высоко на горе, крепости, которой не видно, но о которой знаешь, что она там и что ее нужно взять.»

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Цитадель» — второй прочитанный мной роман Арчибальда Кронина и, боюсь, что последний. Сейчас расскажу, почему.

Прежде всего, это очень и очень прямолинейный роман. У меня сложилось ощущение, что любимое слово автора – «простой». Причем этот скромный эпитет постоянно служит синонимом хорошего, правильного, честного и добросовестного. Других вариантов нет. И это сразу накладывает отпечаток какой-то упрощенности. Кстати, интересно, какие слова используются в оригинале?

Собственно, «Цитадель» — это роман взросления, точнее возмужания. Юный врач, идеалист и трудяга, сталкивается с тяжелой действительностью, и она меняет его. Увы, в худшую сторону. Не люблю фразу (потому что вообще-то, это вранье), о том, что «можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки никогда», но здесь именно это и происходит. Ограниченный, упертый, эгоистичный и абсолютно костный в общении юноша в течение всего романа пытается сделать карьеру, продираясь через жизненные невзгоды. А невзгоды он находит абсолютно везде. Даже там, где их в общем-то и нет. Если судить об Англии по роману Кронина, так это самая мрачная и унылая страна в мире, и вообще непонятно, как там выживали люди.

Поначалу читатель сочувствует Эндрью, и даже где-то симпатизирует, но эти чувства очень быстро уходят на второй план, как только он женится. По счастливому случаю Эндрью находит себе жену в первом же шахтерском городке. Такую же одинокую, как и он, и, конечно, «простую» (впрочем, как выясняется чуть позже, девушка обладает куда более широким кругозором, чем ее муж). Суровый реализм заключается в том, что даже в период ухаживания и влюбленности Эндрью не считает девушку красивой. В семейной же жизни Эндрью моментально становится деспотом, и домашняя вселенная крутится исключительно вокруг его нужд.

Так вот о невзгодах. Что удивительно в этой книге, так это какая-то изощренная нелюбовь к Англии, которая сквозит в каждой строчке. Грязные унылые городки, мрачные жилища, некрасивые люди, больше частью непорядочные врачи, озабоченные жаждой наживы… Например, если у Хэрриота светит солнце, ветеринары – любят свою работу, а жители Дарроуби (хоть и выражают некоторый скепсис по отношению к молодому ветеринару) – славные трудолюбивые фермеры, у Кронина – постоянно сумрачно, грязно, врачи – непрофессиональны и алчны, а большинство жителей – жалкие и несчастные типы.

Где-то ближе к концу книги главного героя уже начинаешь просто ненавидеть (истеричный и непредсказуемый характер, привычка считать, что ему все должны – и отсюда стабильная неблагодарность). Кстати, забавно, что несмотря на постоянные стенания, Эндрью на самом деле все время везло, т.к. рядом с ним регулярно обнаруживался человек, который проникался сочувствием к его бедности, отсутствию манер и неспособности «держать себя» в обществе, принимая за эдакий самородок из глубин, о котором нужно позаботиться, несмотря на всю его резкость, грубость и неопрятность.

Википедия говорит, что «Цитадель» в момент своего появления оказалась остро социальной книгой, и даже поспособствовала созданию национальной службы здравоохранения. Так что в качестве памфлета, она, вероятно, действительно была хороша и эффективна.

Несмотря на все вышесказанное, читается книга почти взахлеб, однако (увы, и это видимо позиция автора) здесь, как в «Ключах от врат», в целом просматривается тот же подход: «жить надо не для радости, а для совести» (с). А это… ну это философия человека несчастного, ищущего себе костыли в виде обязательств, и лишенного способности наслаждаться жизнью, как она есть.

Мне рекомендовали этот роман в рамках одного из флешмобов на livelib, и теперь, честно выполнив свои обязательства, я думаю, что мое знакомство с Крониным на этом будет завершено.

P.S. Подумала, что напиши эту книгу какой-нибудь советский писатель, его бы заклеймили позором за неприглядное изображение действительности, нарочитое выпячивание пороков, общую депрессивность повествования и унылое морализаторство, которое сквозит в каждом предложении. А англичанину Кронину — ничего, все прощают и даже восхищаются.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот скажите мне, откуда у меня взялось и долго-долго жило-было заблуждение, что это совершенная мрачная книга с какими-то военными мотивами? Сколько бы ни встречалось упоминание о Кронине и его романе «Цитадель», всегда было это ощущение мрачности, средневековости, затхлости и прочего подземельного запустения...

Книга решила понравиться с первых же страниц. И решительно взялась за это дело. Неспешное простое располагающее к себе повествование незаметно и быстро поселилось в читательских ощущалах, а какие-то невнятные и не имеющие под собой никаких оснований параллели с так понравившейся «Правила дома сидра» только добавили симпатии к роману, его героям, к событийному наполнению, да и к автору тоже.

Хотя кажется никаких таких особых неожиданностей и заковыристостей в романе нет. Сюжет вполне понятный и простой, логика поступков героев, их характеры и даже развитие сюжета в некоторых моментах были не только мало вариативны, но в общем-то предрешены. Что вовсе не снижало интереса к чтению, да и к событийному ряду. Конечно, порой мелькали мысли, что вот очередной роман на тему «Огонь, вода и медные трубы» (и думалось, что вот не забыть бы вставить это в текст отзыва о романе — вот, вставил) и потому в общем-то было понятно и ожидалось, что преодолев огонь и переплыв воду, наш герой и звук медных труб тоже одолеет (и заодно и манящий тусклый блеск золотого божка, и шуршание банкнот, и прочие материальные и другие сугубо мужские радости и удовольствия).

Однако автор всё-таки сумел не пойти однозначно видимым путём «через тернии к звёздам», и нотки драмы и даже трагедии оказались в романе вовремя и в нужном месте (иначе книга оказалась бы слащавой и уже тогда неправдоподобной, романной).

Автор оставляет нашего героя не в высшей точке его жизни, но как бы на перепутье, однако всё же есть надежда, что пережитый им катарсис был не зря... Тем более, что есть варианты развития и в плане личной жизни...

Очень хорошая книжка! Читается с громадным удовольствием и искренним интересом.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Арчибалд Кронин стал писателем довольно поздно. Первая его книга «Замок Броуди» увидела свет в 1931 году, когда самому писателю исполнилось уже 35 лет. Кронин начал писать, когда затяжная болезнь оторвала его от обычных занятий, нарушила установленный ритм жизни. Появилось свободное время, позволившее испытать себя в том, к чему давно ощущалось влечение. И кто знает, увидел бы мир столь замечательные произведения Кронина, если не эта болезнь, которая приковала его к постели на некоторое время.

Одна из самых популярных романов Кронина «Цитадель» (1937) во многом автобиографичная. Как и главному герою Эндр(ь)ю, Кронину в свое время приходилось сотни раз лезть в шахты, чтобы проводить лечения и исследования.

Эндрью молодой и довольно талантливый молодой человек, который вступает в борьбу с косным миром и закостенелой системой медицинского обслуживания. Как и любой юный, честный специалист, будь то врач, учитель или даже политик, Эндрью пытается бороться с системой, изменить ее в лучшую сторону, сделать более гибкой. Он не хочет заниматься с навязываемой ему работой по стандартизации размеров и толщины бинтов для перевязки больных. Он хочет заниматься лечением больных, но вся та же закостенелая система всячески ставит ему палки в колеса. Эндрью всюду встречает невежественных врачей, которые, в лучшем случае, уже лет двадцать не обновляли своих знаний. Врачей, которые постоянно выписывают всякие бесполезные лекарства и микстуры здоровым людям, чтобы заработать таким образом побольше денег. И так далее и тому подобное. Но так же он вступает в борьбу и с самим собой. Ведь трудно сохранить свой юношеский пыл, максимализм и принципы, когда ты, так же как и все хочешь добиться успеха и финансового благополучия. И все труднее становится сдержать клятву «никогда не опускаться, не быть корыстолюбивым».

Я могу очень долго писать о всех проблемах затронутых в этом многогранном романе, но пора уже и честь знать, пока я не перешел к пересказу всего сюжета.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх