fantlab ru

Стивен Кинг «Тёмная Башня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Оценок:
3493
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмная Башня

The Dark Tower

Роман, год; цикл «Отец Каллагэн», роман-эпопея «Тёмная Башня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Наступают последние дни странствия Роланда Дискейна и его друзей. Тёмная Башня — всё ближе... Но теперь последним из стрелков угрожает новая опасность. Дитя-демон Мордред, которому силы Тьмы предрекли жребий убийцы Роланда, вырос — и готов исполнить свою миссию. Всё сущее служит Лучу? Всё сущее служит Алому Королю?

цитата

Но даже тогда Роланд знал, что никакие это не руины. Потому что увиденное им находилось не в стороне от Тауэр-роуд, а прямо перед ним.

Он вновь посмотрел прямо вперед, услышав, как шейные позвонки заскрипели, словно несмазанная дверь, и там, всё ещё далеко впереди, но уже видимая на горизонте, реальная, как розы, чернела на фоне неба вершина Тёмной Башни. Во сне он видел её тысячи раз, но собственными глазами — впервые. В шестидесяти или восьмидесяти ярдах впереди дорога поднималась на ещё более высокий холм. На вершине с одной стороны дороги располагался говорящий круг, заросший ивами и жимолостью, с другой — роща железных деревьев. А по центру поднималось что-то чёрное, заслоняя крохотную часть синего неба.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Отец Каллагэн»

— роман-эпопею «Тёмная Башня»

— условный цикл «Дерри»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

— условный цикл «Судьба Иерусалима»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Награды и премии:


лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2005 // Переводной роман

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2005 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2004 // Роман

номинант
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2005 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор

Похожие произведения:

 

 


Темная Башня
2005 г.
Темная Башня
2005 г.
Темная Башня
2006 г.
Темная Башня
2013 г.
Темная Башня
2015 г.
Темная Башня
2017 г.
Темная Башня
2021 г.
Тёмная Башня
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Тёмная Башня. Том 4
2017 г.

Аудиокниги:

Тёмная Башня
2020 г.
Тёмная Башня
2020 г.
Тёмная Башня
2020 г.
Тёмная Башня
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Dark Tower
2004 г.
(английский)
Темна вежа. Темна вежа - VII
2011 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  46  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Песни Сюзанны», шестой книги эпопеи, у меня, честно говоря, возникало опасение за судьбу всего сериала. «Песнь...» не то чтобы была провальной, вовсе нет, но общий градус, своеобразный «температурный режим» «Темной Башни» в ней существенно понизился. Многие (в т.ч. и на ФантЛабе) писали об «усталости Кинга», о некоем «постравматическом синдроме», оказавшим негативное влияние на литературное творчество писателя после известной катастрофы. К большому счастью, завершающий «Темную Башню» одноименный роман, полностью развеивает все эти опасения.

«Темная Башня» оказалась одним из самых трагических и поэтичных произведений С. Кинга. Этот сложно оркестрированный роман включает в себя десятки ссылок как на книги самого Кинга не входящие в состав эпопеи (Бессоница, Оно, Сердца в Атлантиде, Все предельно — это только ключевые ссылки «ТБ»), так и на целый ряд произведений из мировой классической литературы — от мистической поэмы Р. Браунинга до кэролловской «Алисы». Восьмистостраничный роман прочитывается (прошу прощения за пошлое словосочетание) «на одном дыхании» и завершается блистательным финалом. Одновременно предсказуемым (ведь мы ни на мгновенье не усомнились в том, что Роланду удасться достигнуть Темной Башни, не правда ли?) и неожиданным, предельно ясным и, в то же время, допускающим несколько различных трактовок.

Абсолютное, метафизическое одиночество Роланда становится закономерным итогом его квеста к Темной Башне. За достижение цели, за воплощение своей «сверхидеи» главному герою придется заплатить самую высокую цену. «Темная Башня» (как роман, так и вся эпопея) -это странствия души, «поход за непосильным», отчаянная попытка обретения внутреннего рая. И в этом смысле книга американского писателя Стивена Кинга оказывается очень русским романом. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Эти известные евангельские слова в романе нигде не звучат, но именно они становятся лейтмотивом «Темной Башни».

Оценка: 10
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он дошел! Роланд (не Чайльд) до Темной Башни дошел.

(скажите: аллилуйя, скажите: аминь!)

…последняя книга эпопеи вызывает ураган эмоций на всем своем протяжении. А уж финал… финал сродни кораблекрушению: после сильнейшего потрясения последних страниц с трудом очухиваешься и думаешь: «Что это было?».

Все 800 страниц тома наполнены безостановочным драйвом. Начиная от схватки в «Дикси-Пиг» и заканчивая поворотом ручки последней двери Темной Башни. Есть, конечно, краткие передышки, но в целом по экшену седьмая книга превосходит все остальные, даже «Извлечение троих».

В общем-то, то же можно сказать практически о каждом компоненте романа. Нет, вся эпопея заслуживает самых лестных слов, но «Темная Башня» — это апогей, квинтэссенция великолепия истории о последнем стрелке.

Прежде всего, седьмой том пропитан драматичностью. Все ранее придерживаемые козыри выложены на стол, и отныне ка-тет Роланда не в безопасности. Жуткий и жестокий размен начинается с первых же глав. В гибель героев с трудом веришь, и каждый раз она вызывает мощный выплеск чувств; Кинг сумел подать все это максимально драматично и в хорошем смысле кинематографично. И, что важно, – не банально. Впечатления от книги можно описывать во многих эпитетах: захватывающе, breath-taking, и так далее, но трудно внятно живописать эффект присутствия, сопереживание героям в самые сложные моменты, будь то мрачный побег в подземных катакомбах, гонка со временем в попытке спасти Кинга, или, наконец, взбирание по бесконечной спиральной лестнице к последней двери Башни.

О финале хотелось бы упомянуть отдельно. Автор неодобрительно отзывается о тех, кто читает ради концовки, и он, конечно, справедлив. С другой стороны, этот компонент столь же важен, как начало и кульминация. Тем более, что последние страницы «Темной Башни» ошарашивают и чуть ли не переворачивают все с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один из главных вопросов эпопеи: «Что же там, на вершине Темной Башни, и в чем ее смысл?» остался практически без ответа. Более того, появились новые загадки: кто, зачем и за что зациклил Роланда в бесконечном походе? Значит ли это, что никакой опасности для Лучей и мироздания не было, а приключения ка-тета были в общем-то бессмысленными, развлечением каких-то жестоких богов? Но «Новый Роланд» получил рог. Изменит ли это что-нибудь? Ясно одно – изящный финал ещё долго будет объектом споров и пересудов фанатов. И, возможно, он был действительно единственно правильным.

Любопытно, что в «Темной Башне» прослеживаются параллели с… компьютерной игрой Planescape: Torment (1999). Смотрим: главгер игры Безымянный – бессмертный герой с огромным количеством итераций, с каждым возрождением забывающий прошлое и пытающийся продраться к тайне своего проклятия – бессмертия. И это ещё не все: он, как и Роланд, притягивает к себе многочисленных друзей и попутчиков, но в конечном счете обрекает каждого на смерть. Вроде всего две позиции, но сходство поразительное. Очень интересное совпадение; разработчики услышали отзвуки Песни Гана?)

Ещё чаще, чем в «Песни Сюзанны», в роли персонажа выступает сам Кинг. Все это выглядит органично и необычно, а местами забавно: словно в оправдание своей высокой ценности и важности, автор несколько раз оскорбляет сам себя устами персонажей. Такое нечасто встретишь в литературе!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Быть может, лучше было бы завершить книгу эпилогом Сюзанны? Почти «хэппи-энд» (хотя для меня Эдди и Джейк Торены – это все-таки не совсем то). А как поэтично – закат, одинокий Роланд стоит среди поля роз, делает последний шаг к Башне…и всё: он дошел, достиг своей цели.
Но Кинг предпочел жестокую правду, возможно, потому, что седьмой том вообще весь жестокий и бескомпромиссный.

Именно последний роман превратил эпопею в настоящее произведение искусства, законченное и превосходное. Ярких эпизодов хватает не только в «Темной Башне»: у читателя в сердце останется знакомство и объединение ка-тета у Западного моря, приключения в Луде, сражение с Блейном, Волками… но сцены седьмой книги займут особое место:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
воссоединение, битва в Алгул Сьенто, спасение Кинга, последовательный распад ка-тета и потеря Роландом друзей и соратников (но одновременно с этим – уничтожение врагов от Сейра до Алого Короля), наконец, приход на Кан'-Ка Ноу Рей. Не первый, как выяснилось, и не последний. Остается лишь пожелать, чтобы предпоследний.

Мы говорим: спасибо, это была хорошая история, долгих вам дней и приятных ночей, сэй Роланд и сэй Кинг.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не относил себя к поклонникам творчества Стивена Кинга.Прочел многие его вещи и скажу откровенно-это не мой автор.Но если меня спросят какой у меня любимый фэнтези-цикл, не задумываясь скажу- «Темная Башня».Заслуга Кинга,что он по сути создал свой стиль в мире фэнтези.Это фэнтези-вестерн.И пока другие авторы безбожно плодят новых эльфов и гномов копируя Толкиена,в стезю,которую создал Стивен Кинг никто не пытается войти.Ответ один, для создания чего-то подобного-кишка тонка.

По роману «Темная Башня».Скажу откровенно после прочтения последних двух страниц этого романа я находился в состоянии гроги!Перечитывал концовку раз десять и пытался осознать- или меня одурачили или Кинг-Гений.Прошло время,улеглись эмоции и теперь говорю смело,что считаю такую концовку цикла и самой гениальной и самой правильной.

Роман «Темная Башня» является апогеем всего цикла.Кинг не был бы Кингом,если бы цикл закончился гладко и все жили бы долго и счастливо.Главной идеей Роланда как и самого Кинга это было достижение первым конечной точки- Темной Башни.Ка-тет был интрументом к достижению этой цели.Он тщательно собирался,но в этой книге он рассыпается как карточный домик.Каждому персонажу ка-тета уготована своя дальнейшая судьба.

Персонажи.Заострять внимание на персонажах ка-тета нет смысла,о каждом из них уже много сказано и каждый из нас хотел бы в друзьях иметь таких людей-смелых,отважных,преданных,готовых подставить свое плечо в любую секунду.

Пройдусь по отрицательным персонажам.Мордред-дитя двух отцов.Демон пришедший в этот мир со своей миссией.Кроважадный и ненасытный монстр для которого существует только одно понятие-море крови и боль всего живого.Пугающий получился персонаж.Возомнивший себя самым могущественным существом на планете,он стал на дороге не только Роланда,но и Алого Короля.Алый Король не прощает ошибок и Мордред бесславно заканчивает свое существование.

Разочаровал меня Уолтер(Человек в Черном).В первом романе «Стрелок» Стивен Кинг показал его как очень сильную личность-могущественного мага и хорошего стратега.Но то как в романе «Темная Башня» с ним расправился Мордред,легко,играючи,начинаешь задумываться,а такой ли он был сильный.

Алый Король для меня как личность и персонаж остался загадкой.Говорят,что этот персонаж присутствует в других романах автора,но здесь он раскрыт слабо.

Очень понравился ход автора со снитчами «Гарри Поттер»,вышла неплохая реклама для цикла «Гарри Поттер».Или Кинг решил сделать рекламу для своего цикла?

В заключение хочется сказать,что роман «Темная Башня«является прекраснейшим завершением гениального цикла.По-доброму завидую тем людям,который впервые начнут читать его.

Браво и Спасибо Вам сэй Кинг.

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая слабая книга цикла и одно из худших произведений автора. Зачем было в предыдущих частях все так детально описывать, чтобы в последний части спешно умерштвить большую половину героев, да и вообще если честно читал седьмую часть уже через силу, просто чтобы дочитать цикл. Местами книга начинает действовать на нервы повторениями на каждой странице фраз типа как-каммала, тет, ка-тет, дин и прочая чушь. Видно что автор уже просто в спешке домучивал эту серию под влиянием денег, которые ему светили, и потерял всякое уважение к своим читателям, потому что эта книга полна неточностей. Складывается такое впечатление что автор после того как написал финальную часть даже не удосужился ее перечитать.

Оценка: 5
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, все на свете имеет свой конец, хотя (кто уже читал — поймет) к данному циклу это не относится:) При этом можно сказать, что произведение завершено, и точка поставлена.

Многие, прочтя финальный том, испытают даже разочарование. Как-то уж очень легко даются Роланду победы, хотя и платит он за них дорогую цену; ничтожными кажутся финальные препятствия, и лишь шокирующий финал ставит все на свои места: недаром сама КА словно бы подыгрывает Стрелку — чтобы в самый решающий момент открыть ему свое подлинное, жестокое (или милосердное?) лицо. Многих оглоушила эта концовка... но могла ли она быть иной?

Если говорить о самом тексте, то первая половина показалась мне несколько затянутой, невзирая даже на плотную насыщенность событиями. Причина — в воде, которой много появилось у ''пост-катастрофного'' Кинга. В той части труда КАК ПИСАТЬ КНИГИ, что была написана еще до знакомства с мистером Смитом, он сам писал, что надо избегать затягиваний, неуместных отступлений и т. п. В доказательство приводил пример, как жена заставила его убрать отвлеченный момент из жизни героя МЕШКА С КОСТЯМИ, мотивируя это тем, что это неинтересно. На возражения, что, дескать, надо же было герою чем-то занять время последовал ответ: ''Знаю, но почему об этом должна читать я?''

Очевидно, после катастрофы Табита решила не напрягать своего благоверного критикой. И вот, в самый напряженный момент, когда Ыш с Джейком удирают от злодеев, а впереди — ловушка, Кинг решает, что просто сказать: ''он шел осторожно, как толстая дама на льду'' — недостаточно литературно, и выдает нам историю соседки Эдди, толстозадой миссис Мислабурски, вкратце обрисовывает ее биографию, привычки, описывает ее зимние походы в магазин, как она с трудом балансировала на льду, а мальчишки ржали... Вся эта байда занимает 2/3 страницы, и предназначается лишь для того, чтобы точнее изобразить походку героя! Но любого нормального человека в такой момент меньше всего интересует миссис Мислабурски с толстой задницей.

В этой сцене вообще хватает излишних деталей. Сила этого автора, детали, неожиданно оборачивается слабостью. Несколько утомительными кажутся и ''технические'' метафоры, описывающие сознание Мордреда. Важные персонажи нелепо сходят со сцены, тогда как незначительные внезапно играют ключевые роли. Впрочем, это лишает сюжет предсказуемости и вряд ли является недостатком. Все это не делает текст плохим, однако до первых книг цикла не дотягивает.

Ситуация полностью выправляется ближе к последней трети, возвращая нас к суровой выразительности первых книг. Снова перед нами лаконичное, размеренное повествование, без лишних слов и эпизодов, мрачное, но пр этом пронизанное надеждой. И Темная Башня в конце пути. И потрясение.

Что ж, прощай Стрелок. Мы вместе с тобой проделали долгий путь, мы делили вместе и горе, и радости, и даже любовь. Ты провел нас одному тебе известными тропами до самого конца (порой мы вообще сомневались, что этот конец будет, и не оказались ли в чем-то правы?) и мы говорим: спасибо тебе.

''Во имя их, погибших, падших, павших:

Вот Чайлд Роланд дошел до Темной Башни!''

''Человек в черном ушел в пустыню, и стрелок двинулся следом.''

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предпоследняя книга вызвала множество вопросов, в какой–то степени поставила в тупик, вызвала непонимание и даже неприятие. А ведь впереди была главная книга – последняя. Я уговорила себя ничего не ожидать от неё, принять всё, как будет. Но ожидание осталось, одно – не разочароваться. И так сильно этого хотелось. Ведь история стрелка, выбравшего путь револьвера, который приводил к гибели всех, кто шёл с ним рядом, все эти годы на пути к Башне, жившего без друзей, без детей и без сердца, которого так основательно околдовала эта бездушная романтика, но при этом делавшего всё ради добра, которое он называл Белизной – его история очаровала и влюбила в себя. Она основательно потеснила многие любимые мной истории. Поэтому не хотелось разочаровться или испытать сожаление по её окончанию. Я надеялась, что из под пера Автора, который видит миры в песчинке, который является творцом и величайшим создателем своих, живых миров выйдет замечательное творение, апогей всей баллады, квинтэссенция великолепия истории о последнем стрелке.

,,Тёмная башня'' – это настоящая Песнь. Песнь ради всех, кто был рядом с Роландом, чьи имена он яростно провозглашал на последнем отрезке пути, Песнь ради обожжённого солнцем и оставившего позади свою юность первого ка–тета, ради нынешнего ка–тета из бывшего наркомана из Бруклина, из мучающегося одиночеством мальчика, из Сюзанны, которая выбрала путь стрелка и ни разу об этом не пожалелавшая, из маленького, но такого храброго и незаменимого Ыша. Ради всего того, что они потеряли и приобрели на пути, который стал их путём.

Автор неодобрительно относится к тем, кто читает ради концовки и это справедливо. Но этот момент так же важен, как завязка и кульминация. Чтобы узнать чем дело закончится можно открыть последнюю страницу, но разве это принесёт удовлетворение. Чтобы узнать и понять концовку необходимо прийти к финалу. А поэтому нужно пройти весь путь через знойную пустыню за человеком в чёрном, увидеть глаза Джейка, висящего над пропастью, услышать его:,, Есть и другие миры'', побороться с Деттой, встретиться с Шардиком, загадать загадки Блэйну Моно, услышать историю начала пути Роланда, спасти городок Калья Брин Стерджис и Луч и так шаг за шагом, испытывая жар и холод, потрясение и восторг, радость и слёзы дойти вместе с Роландом до Башни. И там испытать ещё одно величайшее потрясение от того, что это не конец, а начало.

Закономерный итог всего квеста к Тёмной Башне – это абсолютное, метафизическое одиночество Роланда, такое же знойное, как солнце над пустыней и иссушающее, как жгучий ветер в ней. За достижение цели, за воплощение своей желанной идеи главному герою придётся заплатить самую высокую цену. И становится понятно почему в синих глазах Роланда, в его облике, словах, действиях так повелительно проявляются желания, горечь, боль, смерть, жизнь тысяч лет и тысяч миль. За что Роланду такое наказание, чего Создатель ждёт от него. ,,Если ка чего-то хочет, пусть так и будет''. Что изменит рог в новом пути и что было приобретено в прошлом и изменило в этот раз? Если бы герои Автора проживали свою жизнь в реалии, я не пожелала бы никому такой судьбы, как у Роланда Дискейна последнего стрелка из Гилеада.

Итоговая книга потрясающая, удивительная, законченная и превосходная – мне она пришлась именно таковой. Как бы по–началу было непонятно, как бы не было сложно, как бы не было печально – я её принимаю. Со всеми её вопросами, ответами, жестокостью, бескомпромиссностью. Это была хорошая история. Долгих дней и приятных ночей Вам, Автор, и всем поклонникам этого великолепного цикла.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда...

Чувствуется что кинг писал книгу под давлением фанатов.

Что вот обязательно надо что то написать...

Я очень разочарован книгой, самыми интересными были первые 4 книги, дальше все хуже и хуже :(

Конец конечно странный, но да ладно, самое плохое что книгу читать было абсолютно не интересно, кроме концовки небыло никаких интриг.

Нам нужно добратся сюда — добрались.

Наму нужно сделать то то — сделали.

Кто то скоро должен умереть — умер.

Просто ужасная предсказуемость.

Несмотря на что что я считаю Кинга одним из лучших писателей.

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это свершилось. К добру ли, к худу — неизвестно. Изменился ли мир? Тоже загадка. Но факт остаётся фактом — Чайльд-Роланд, он же Стрелок-Дискейн добрался до Тёмной Башни, и поднялся на её вершину.

Чудно читать высказывания о том, как долго фанаты Кинга ждали этой вещи. Как просили пересказать писателя краткое содержание конца перед смертью читателя. Как томились ожиданием. У меня же на весь цикл ушло года полтора с ощущением, что книги — вот они, под рукой, бери и читай, поэтому нет смысла торопиться. И я не торопился проглатывать свежий кусок пирога, тем паче, что «Песнь Сюзанны», предпоследняя книга, мягко говоря, не впечатлила. Но «Тёмная башня» — однозначный успех, взлёт, торжество авторского таланта, который, собравшись, справился с концовкой и сделал её достойной своего великолепного Роланда.

Психоделические выкрутасы предыдущего романа наконец-то сменились старым, проверенным стилем, атмосферой странствия по умирающему миру, фанатичному стремлению к Башне, граничащему с обречённостью. Члены ка-тета Роланда гибнут, причём безвозвратно — в том облике, что и раньше, они уже не появляются до самого конца, Кинг жесток. Я, может, и не знал их с глубокого детства, но успел к ним... привыкнуть, что ли?... Пожалуй. Все персонажи уходили в своё время, тогда, когда нужно сюжету.

Приятно сознавать, что Книг себя не оправдывает, и расстаётся с персонажами с немалым сожалением. Всё-таки это его дети, в своём роде... Во всяком случае, сделав себя персонажем романа, он выставил себя в не самом выгодном свете, как труса и никчёмного человека, которого Роланд ненавидит за вклад в свою судьбу. Да, за такое стоит и уважить...

Не буду долго распространятся — написана книга прекрасно, удивляет, насколько она лучше «Песни Сюзанны», ведь вышли они в один год. И концовка... как сказал мне один друг, «взрывает мозг». Да, определение вполне точное. После того, как перевернёшь страницу, возникает много вопросов: почему? в чём вселенская роль Роланда? неужели нет никакой альтернативы? Немного поразмыслив, ты понимаешь, что иной конец был бы фальшивым. Он бы разочаровал читателя, убил бы фанатов. Плохой ли, хороший — в любом случае, это было бы концом не самого дурного цикла в истории фэнтези, уничтожило бы весь смысл от путешествия Роланда. Он идёт к Башне вечно — он центровая фигура в этой Вселенной. Роланд Дискейн будет жить всегда — любить, убивать, ненавидеть... Он вечный герой, и мы всегда будем знать, что он продолжает идти навстречу своей судьбе — навстречу Башне.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно сложно начинать отзыв на книгу, которую читал почти целый год. И еще сложнее будет с отзывом на весь цикл, раз уж эта книга — последняя. Но придется что-то придумать, потому как выразить свои мысли хочется очень сильно. Почему я читал ее так долго — я и не скажу. Ведь я читал весь остальной цикл год, и еще год — последнюю книгу. Но, в отличие от многих больших циклов, которые я начинал и бросал на каком-либо этапе, этот закончил. Кто знает, почему... Возможно, это та самая Ка, о которой писал Кинг, или еще что... Но последний роман оставил странные впечатления.

Во-первых, стиль последней книги описать довольно сложно. В том плане, что какая-то часть событий описывается до уныния тягучим способом, и читается безумно уныло, примерно как Волки Кальи (для меня — самая затянутая часть серии), но другая часть (в основном — последние страниц 200-300) читается очень реактивно, и, как многие замечают, наполнена безостановочным драйвом. Такое «рваное» (в отношении темпа повествования) произведение читать довольно сложно. Возможно, именно поэтому я с трудом прочитал половину книги за пару месяцев, и отложил ее, после чего взял и дочитал вторую половину больше, чем через полгода. Как завершающая часть серии, Темная Башня вобрала в себя, как мне кажется, по крупице из каждого предыдущего романа, и стилем, и темпом, и где-то даже событиями этот роман похож на все предыдущие.

По сюжету что-то сказать так же сложно. В некоторых моментах было очень скучно, такие моменты, как битва при Алгул Сьенто, заглатываются как глоток свежего воздуха, поскольку перед ними зачастую бывает очень много ненужной тягомотины. Когда я читал Волков Кальи, мне казалось, что оставь Кинг кроме финальной битвы еще пару десятков страниц, и все — ничего бы не потерялось. Здесь, безусловно, все не так плохо, но от похудания страниц на 200 роман бы точно ничего не потерял.

Герои... Конечно, развития характеров в этом романе уже не наблюдается, да и не должно его быть: не для того роман написан. Все о ка-тете Роланда мы узнали раньше. Здесь происходит кое-что другое. Кинг всегда предупреждает нас об этом заранее (это интересный сюжетный ход: обо всех важнейших поворотах сюжета Кинг говорит заранее, и я думаю, что мне это даже нравилось — подогревает интерес), и всегда беспощадно расправляется с теми, кто был дорог Роланду. Я бы не сказал, что мне было сложно наблюдать за их смертями. Хоть я и привык к ка-тету стрелка, но расставаться с ними сложно не было, как порой это бывает с любимыми героями книг или фильмов. Единственный раз сердце гулко отозвалось в середине книги, после того, как Кинг попросил запомнить ка-тет таким, каким он был в тот момент, но это было потому, что я просто не ожидал такого поворота событий. А потом, когда начинаешь понимать, что все это неизбежно, перестаешь и жалеть таких вроде бы родных тебе героев.

И, конечно, стоит сказать о концовке. У меня не возникло мыслей о том, что я зря ее прочитал, потому как я давно уже для себя решил, что концовку я узнаю до конца. Что было — так это чувство обиды за стрелка. Мне показалось, что все не должно было так кончиться, что это неправильно, что эта концовка, в каком-то смысле, самая беспощадная из всех возможных. Но я понимаю и еще несколько вещей: во-первых, Кинг есть Кинг, и хэппи-энда у него быть не должно было, и не могло, и во-вторых, возможно, такая концовка и является самой правильной. Не мне об этом судить, но я бы не смог обречь героя, с которым провел 30 лет, на такую участь. Правильная эта концовка или нет, но мне хотелось бы чего-то другого.

Вывод: даже не верится, что, спустя два года, я все-таки дочитал этот цикл. Даже не верится, что, спустя 33 года, Кинг все-таки дописал эту эпопею. Но, как бы там ни было, и сколько бы всего мне не понравилось в этом романе (а это не так уж и много, если сравнивать с другими романами), было в нем и очень много хорошего, безусловно. Я благодарен Кингу за то, что он нашел в себе силы закончить этот огромный труд длиной в половину его жизни, и что эпопея эта получилась невероятной. Такой разной, такой непохожей на все то, что он еще писал или напишет, и одновременно с тем такой важной для него и для всей литературы в целом. Как бы там ни было, я говорю спасибо тебе, Стивен.

Оценка: 7 из 10.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фэнтези Стивена Кинга — это «рояльное» фэнтези. Рояли в кустах тут являются частью законов мира, да и, наверное, единственное, что можно считать хоть какими-то законами. Тут не будут действовать ни законы физики, ни законы логики, ни законы магии из других миров — здесь всё произойдёт так, как хочет автор. То, что он называет «ка». Хоть он и уверяет в после- и предисловиях, что он не может ничего изменить.

И я думаю, что для этого и нужны были три последние книги «Тёмной башни». Объяснить, почему демоны, постапокалипсис (технический и магический), магия, мутанты, роботы, путешествия во времени и так далее могут существовать в одном произведении. Если бы эти книги писал не Кинг, всех бы вырвало от этого адского коктейля. Но Кинг своими книгами просто говорит о том, что он может с угара ввести в книгу самого себя, и его всё равно будут читать и хотеть продолжений. И это круто. Когда все читают твои фантазии, полубессмысленные, как сны. Может, это и есть сны Кинга, кто знает.

И в этом на мой взгляд, и есть одна из основ фэнтези — новизна, интересность и читабельность фантазий автора. Если нету логики и смысла — ничего, главное просто уметь писать.

И Роланд — это прекрасный герой для жанра. Он олицетворяет собой бревно, таран, которому нужно проломить дверь, достичь цели, несмотря ни на что. Если можно попутно спасти мир, то пожалуйста. Но вообще мир Роланд спасал для себя. Было бы нужно для Башни — он бы уничтожил мир.

Это идеальное попадание в целевую аудиторию. Важны лишь свои мечты и идеалы, а весь остальной мир подождёт. Как раз для любителей фэнтези. Только непонятно, чем же концовка не нравится?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
От того, что ты дошёл до Башни, весь остальной мир не встанет на место. Семью не вернуть. Ничего не вернуть. Смысла в достижении идеала нет. Таран, который сломал дверь, больше не нужен, ему нужна другая дверь. Если Кинг и хотел вложить хоть какой-то смысл в свои фантазии — так это, перестать быть бревном, перестать жить от двери до двери, от Башни до Башни.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь затягивает своей повседневностью. День идет за днем, месяц за месяцем. И закрадывается мысль: так будет всегда. В этот момент судьба выкидывает вентиль и наша жизнь кардинально меняется. События, выходящие из ряда вон, всегда откладывают на нас отпечаток. Особенно, если это связано с серьезной физической травмой. Помню, меня под Новый год укусил ротвейлер. Придя домой, я, будучи в шоковом состоянии, заявил всем: никогда больше не буду пить. Так о чем я... ах, да, о Стивене Кинге.

В июне 1999 года Стивен Кинг попал под колеса автомобиля. Вернее сказать: Пьяный водитель наехал на Короля. Слава богу, почтенный автор остался жив. Но лечение переломов, несомненно, здорово сказалось на творчестве Кинга, как и само происшествие. Самому интересно, увидели бы мы окончание эпопеи, не раздави обкуренный и пьяный американец нашего горячо любимого автора? Ведь именно эти события стали частью нескольких романов эпопеи и позволили связать воедино нити повествования, которое зашло в некоторый тупик.

«Темная башня» начинается как тот сериал, предыдущая серия которого закончилась на самом интересном месте. Повествование проходит в бешеном темпе, события завиваются с пугающей быстротой. Постепенно темп снижается, и начинаются любимые Кингу приемы «книга в книге». По сути «Темную башню» можно разделить на несколько повестей, каждая — со своим настроением, атмосферой и темпом. В результате чтение получается неровным, местами приходится буксовать. Путешествие Роланда и Сюзанны лично мне показалось скучным и коридорным. Сложилось впечатление, что надо чем-то заполнить бумажный кирпич. Таковы правила беллетристики, судя по всему.

Несмотря на все сказанное, герои и мир стал настолько близок сердцу за время чтения эпопеи, что прощаешь автору все. Даже итоговую роль «человека в черном». Хотя в этом был определенный смысл. Ведь один из главных «злодеев» заключительного романа — Модред. А двум злодеям редко удается ужиться в остросюжетных романах. А ведь есть еще третий — Алый Король. К слову, Модред получился действительно страшный, однако, от источника психологического страха он, к концу романа, постепенно трансформируется в источник физического. Злой и страшный младенец-паук, который съест вашу печень и закусит кончиками пальцев.

Концовка, если говорить о идее, мне определенно по душе. Философская, неоднозначная, закольцовывающая эпопею. Но то, как Кинг подошел в концовке, какими методами измученный автор добрался до финала, оставляют неприятный осадок.

Король превозмог и мы вместе с ним.

8 из 10.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тёмная башня, наверное, один из самых неровных книжных циклов, что мне удалось прочитать. Проблема её в том, что писалась она примерно 30 лет и каждая книга отражает тот или иной период в творчестве Кинга. Первая трилогия резкая, интересная, динамичная и поражает атмосферой и сюжетными находками — там молодой Кинг только-только вступал на длинный литературный путь. Колдун и кристалл — это уже 90-е, где Стивен научился лить воду в промышленных масштабах, но так, что эту воду было интересно читать. А вот последние три части — это «исписавшийся» Кинг, когда вместо сюжета нам предлагают абзацы, длинною в километр, полные философских и прочих рассуждений по делу и без, да ещё и наполненные всякой астральщиной, оставляющих после себя больше вопросов, чем ответов.

Песнь Сюзанны — наверное вообще худший роман цикла, если не худший роман Кинга вообще (хотя с «Бьюиком» ещё может посоревноваться за это звание). Поэтому, приступая к последней части этой эпопеи, меня гложил скептицизм по поводу его содержимого. И, частично, он себя оправдал.

Начну с плюсов. Во первых, сюжет наконец-то пошёл вперёд. Если в Сюзанне он топтался на одном и том же месте (600 страниц ё-моё), то тут столько событий, что просто голова кружится. И всё равно этого оказалось мало для романа, раздутого на 900 страниц. Проблема его в том, что динамичные моменты умело состыкуются с, так сказать, «размусоливанием» (то бишь эпизодами, где не происходит вообще ничего, кроме диалогов, смысл которых может как и влиять на сюжет, так и нет). И последних гораздо больше. Вот герои скачут с места на месте, пересекают миры, готовят маленькую победоносную войнушку в лагере Разрушителей, спасают Кинга, а потом и вовсе следуют к Башне, не сворачивая никуда. И вот, казалось бы, столько событий, что хоть читай и наслаждайся, а нет. Каждый из них на 70 процентов и состоит из этих «размусоливаний». Ладно если б они были интересны, так ведь порой сюжет перескакивает на жизнеописание персонажей, чья цель которых помереть через 100 страниц. А уж последняя треть романа так и вовсе хочется пролистывать без конца, потому что Стивену так и хочется описать каждый камушек на пути, каждую капельку пота, стекающую по телу героев, каждый лучик солнца, что падает на их изнеможённые лица, каждую песчинку в бесконечной пустыне... Словом всё. Возможно, это было сделано для того, чтобы заставить читателя сопереживать героям, проникнуться их путешествию. Возможно, но меня не зацепило. Эпизод с дедом-шутником можно было вообще выкинуть из сюжета, и роман бы от этого только выиграл.

Но самое главное разочарование — нет, это не концовка — это Мордред. Существо, которое вводили в цикл последние три книги, о котором говорили, что он станет настоящей угрозой для Роланда и его ка-тета, что на него молится сам Алый Король. И что в итоге? Это истеричный пацан, который ест всё, что движется, неумолимо следует за героями, ищет себе левые оправдания не нападать на них при любом удобном случае, а в конце и вовсе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сливается буквально за полстраницы, при том так быстро, что этого и не успеваешь осознать. Зачем он нужен был? Чтобы убить Ыша? Ну... три романа для этого слишком жирно.

Как говорится: «А сколько было слов!»

Но если стойко терпеть «размусоливания» или научиться пропускать их, то роман раскроется перед вами в своём самом лучше виде. Самое главный его плюс — это эпичность, навеянная мыслью, что это конец. Да, конец. Финал. В этом романе Кинг подводит жестокий и резкий итог долгого путешествия Роланда и его ка-тета, наконец-то расставляет все точки над И, и отправляет героев туда, где им место (так как свою роли они уже сыграли). От эпилога и вовсе приходишь в восторг — настолько там текст пропитан тоской и горечью, что невольно становится не по себе. И финал, конечно же. Не знаю, как остальным, но я считаю его закономерным.

В итоге могу сказать, что Тёмная башня по своему содержанию сильно колеблется между «тоской» и «эпичностью», и в какую сторону склонить эту чашу решать вам. Я лично принял этот роман благодушно и в целом рад, что завершил путешествие по Срединному миру.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Домучил, иного слова и не подобрать. Почти месяц!, редко какие книги я читаю так долго. Но зато, теперь я знаю чем все закончилось :). Кинг довел наконец-то Роланда до последней комнаты Темной башни (ожидаемо, не правда ли?), по пути разрушив ка-тет героев, так тщательно собираемый и пестуемый в течении предыдущих книг (иначе это был бы не Кинг).

Последняя книга цикла наполнена событиями, по объему она почти в два раза больше предыдущей, но вот ярких, впечатляющих, атмосферных событий и описаний, какие были в предыдущих книгах цикла уже почти нет. Казалось бы, все ключевые фигуры собраны вместе: все злодеи наконец-то выведены из тени: Мордред — мальчик паук из пророчества, Уолтер — главный приспешник Алого Короля, сам Алый король и в результате пшик... Фактически, самым опасным оказался Данделло, абсолютно новый персонаж, остальные загнулись, не успев реализовать свой злодейский потенциал. Ка-тет Роланда тоже распался обыденно и бестолково... Злодеи должны столкнуться с героями, герои конечно победят, но с полной отдачей сил, на последнем издыхании... Это же закон жанра! ну-ну... Даже обидно.

Самое печальное, что в последних книгах почти свелся на нет дух умирающего, таинственного постапокалиптического мира. Ушло очарование первых книг цикла, наполненных остатками работающих артефактов будущего, когда буквально кожей ощущалась инородность этих предметов на фоне остального. Конечно, в «Темной башне» также масса вкраплений современности, но все это так обильно перемешано с нашим миром, что очарование Срединного мира сходит на нет.

Начиная с «Песни Сюзанны», раздражает постоянное присутствие Кинга в книге в качестве ключевого персонажа. Задумка Кинга понятна, все же Темная башня ключевое произведение всей его жизни (по его собственным словам) и тень Темной башни, в той или иной степени присутствовует во многих его книгах... Как и факт сбития Кинга машиной на прогулке в 1999 г., маниакально отраженный в книгах, начиная с Волков Кальи — катет 19, 99, пароли и явки, количество символов в именах, городах и ступеньках на этажах Темной башни... «19» — вот ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого, а отнюдь не «42» :) И я вроде понимаю, но увы, принять не могу. И это тоже вносит свою отрицательную лепту в итоговое впечатление.

Только несколько моментов и спасли впечатление от книги. Во-первых, сам Роланд — мужество, искренность, сила, воля, даже недостатки и промахи добавляют Роланду плюсов. У Кинга получился исключительно мощный и человечный персонаж. Во-вторых, пронизывающая часть путешествия к башне по Белым землям Эмпатики. Ощущение постоянного холода передано настолько сильно, что мерзнешь вместе с героями во время чтения. И в-третьих порадовала концовка. Абсолютно согласен с послесловием Кинга, что иной концовки быть и не могло.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Та еще задача — написать интересный отзыв на не очень интересную книгу. После «Песни Сюзанны» взялся за ТБ с осторожностью — огради, всевышний, и сбереги от пустословия и графоманской зауми. То ли переводчик другой, то ли автор вводит новые сущности так запросто, что читатель в моём лице не успевает не то что осознать, но даже чётко отметить их появление. Здесь довольно часто упоминается некая Белизна, во имя которой Роланд и К° совершают подвиги. Откуда она взялась, кто (что) такая — непонятно до почти 3/4 книги. Похоже, логические связки — не самая «необходимая вещь» у Кинга.

Начало книги таки раскрывает нам бой отца Кэллагэна и Джейка против злых парней, описание которого почти что было начато в предыдущей книге, «Песнь Сюзанны». Спасибо, дорогой автор, что эта ниточка не подвисла в воздухе. А вот о родах Сюзанны-Миа, такое ощущение, что читал второй раз. Процесс описан со всеми физиологическими подробностями, хоть в учебник по акушерству включай. Спасибо №2, дорогой автор, всю жизнь мечтал об этом так смачно и подробно почитать.

Но не всё так скучно и беспросветно, нет-нет! Есть несколько фраз, произнесенных ГГ, достойных включения в великий цитатник Мао Цзе Дуна. «Иногда мне кажется, что нам жилось бы гораздо лучше, если бы все люди, желающие добра, забились бы в какие-нибудь норы, да там и сдохли.» Автор, держи пять! Не правда ли, знакомое состояние, а? Когда некоторые доброхоты так достанут...

Почему-то читать эту книгу и воспринимать происходящее всерьёз никак не получается. Такое ощущение, что Кингу и самому до чертиков надоела эпопея и он лишь бы закончить её, пустился во все тяжкие, а чтобы уж совсем не погрязнуть в дикой тоске, включил этакий издевательски юмор, переходящий в фарс. Или так переводчик постарался? Чего стоит, например: «звучала негромкая музыка, напоминавшая мелодии « Битлс», исполняемая Коматозным струнным квартетом». Или — диалог ГГ, когда они обсуждают план дальнейших действий: «мы убьем Разрушителей или выпустим их на свободу. Убьем Уолтера, или Флегга, или как он там себя называет... Туда (в замок Красного Короля) пойдёт весь ка-тет и мы убьем всех, кто там живёт.» Офигительно конкретный и чертовски проработанный план! Взяв этот подход за инструкцию к действию, сэй Кинг мог бы так планировать идею и сюжет очередного своего романа: «Я сяду за стол, возьму большую пачку бумаги и на машинке/компе буду неустанно печатать день и ночь. Полностью использую все листы этой огромной пачки бумаги, до единого! Мелким шрифтом, без полей! И неважно, как он будет называется и про что он — продажи потом взлетят до небес! Это будет крутой роман, я сказал! «.

Читатель, отойди в сторонку, не стой на пути — пусть рояли из кустов, в которых сидят боги, как в своих машинах — пусть они с гиканьем промчатся без помех и скроются вдали! Это не только мой сарказм. Кинг и сам, в небольшом отступлении, рассуждает (мыслями Эдди) о боге из машины и о писательских приёмах, когда автор не знает, как спасти загнанный в угол сюжет, и вынужден включить в текст «маленькие спасательные лючки, писательские хитрости». Вообще появилось сильное ощущение, что роман написан наспех и небрежно, автор не утруждал себя тщательной работой по вычитке, корректировке и переписывания написанного. Новорожденный Мордред описан с ртом, полным зубов. Через несколько страниц идёт описание его «беззубого, с розовыми дёснами, рта». Этот казус даже удостоился отдельной сноски от переводчика: «... но в оригинале toothless pink-gummed mouth». Много странных моментов в тексте, соответствующих пословице «всяко лыко в строку» — что только что пришло в голову, то и записано (или, точнее, запихано) в текст. Вот такой винегрет, вам, детишки, на обед... В общем и целом финальная часть ТБ выглядит как пародия на первые 3-4 книги цикла. Автор устал и просто хочет развязаться с им же созданным миром, и пишет, видимо просто выполняя обязательства подписанного с издателем контракта. Грустно, сэй Стивен. Падает твоя башня...

Ближе к середине и к концу книги сюжет набирает обороты. Описание пребывания Роланда и К° в Штатах нашего времени местами берёт за душу. Здесь автору удаётся передать человеческие чувства и эмоции своих героев, на несколько десятков страниц они перестают быть «сказочными персонажами», им сопереживаешь. Середина и вторая половина романа в этом смысле несравненно лучше его начала. Но что меня неприятно зацепило — интеллектуальная убогость, когда Кинг хочет показать, над какими трудными задачами бьётся его герой, через сравнение/сопоставление их с «проблемой квадратуры круга» или «раздумьями об абсолютно Первичном числе». Что за бред? Гипотеза Римана или «Великая» теорема Ферма были бы куда изящнее и уместнее. Сэй Стивен и тут предпочитает высасывать из пальца надуманные сравнения, нежели взять имеющиеся проблемы из арсенала науки. Ну да ладно, оставим мелкие придирки, давно ведь понятно что интеллектуальные фишки — не игровое поле Кинга. Было бы бейсбольное поле — тогда другое дело :)

Концовку романа я смог предугадать 1:1, интриги «а что там будет, на вершине ТБ, в одинокой комнате» не получилось. Хотя развязка небанальная, даже чуть философская.

В общем и целом завершение эпопеи — вполне себе на уровне. Могло быть и хуже, памятуя о «Песни Сюзанны». Основное чувство после закрытия книги: наконец-то дочитал и вот оно кончилось :). Оценка 6.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения остались двойственные впечатления. С одной стороны: концовка реально хорошая, интригующая и интересная. С другой же: если бы не эти самые несколько последних страниц, то впечатление было бы совсем другим.

Пройдусь пожалуй по своему, персональному списку недочётов книги.

1) Самое главное — это скорее всего то, что за всё время проведённое вместе с героями книги, я не настолько с ними свыкся, чтобы хотя бы немножко расстроиться, когда автор решил вырезать большую их часть. Их смерть не вызвала ровным счётом никаких эмоций. Ну здохли, ну и хрен бы с ними. Если вспомнить, какие у меня были ощущения, при потере героев в небезызвестном цикле «Песнь льда и пламени», то ТБ уж очень блёкло смотрится.

2) Мне не понравилось то, какое внимание Кинг уделяет современному миру и Нью-Йорку в частности. Я как бы читаю книгу в жанре «фэнтези», а не «Нью Йорк Таймс». Если в первых книгах этот ход (переплетение нашего мира и мира Роланда) интриговал и радовал, так как был в новинку. То в последних же книгах, на мой взгляд Кинг слишком много времени уделяет пендосам в их естественной среде обитания.

И как доказательство этого тезиса, последняя четверть книги выглядит в наиболее выигрышном положении именно за счёт того, что события происходят только в Срединном мире.

3) Ну и не знаю как вас, но меня порядком достал этот выдуманный язык. Постоянно повторяющиеся «кам-кам-камалы, сэи, кан-тои» очень сильно раздражают, когда наблюдаешь их на каждой странице по многу раз. А от стишка «чиззет, чеззет, чеззет, всё в лукошко влезет» мне реально тошно стало.

Последняя книга конечно не оправдала всех ожиданий, возлагаемых на последнюю часть такого именитого цикла. Но в принципе пойдёт. Если бы не последние страницы о том, что же всё таки произошло с Роландом в башне оценка была бы в районе — 5. А так, имеем, что имеем.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх