Евгений Лукин «Гений кувалды»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Ироническое
- Место действия: Вне Земли
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гоп-стоп! К вам подошли из-за угла...
Ну, положим, не подошли, а подлетели. Не гопники, а инопланетяне. Но факт остается фактом: мгновение — и вы похищены нахальным НЛО. И теперь вы — один из несчастных обитателей немыслимой планеты-колонии. Один из землян, похищенных незнамо для каких, однако явно гнусных целей. Жертва эксперимента. Подопытный кролик в клешнях (или лапах, или щупальцах) враждебного разума. Нравится? Ах, не нравится...
Тогда извольте сражаться и выбираться. Как? Ваши проблемы!
Входит в:
— сборник «Сокрушитель», 1997 г.
— сборник «Не будите генетическую память!», 2000 г.
— сборник «Из книги перемен», 2008 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 237
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2949 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Странник, 1998 // Средняя форма | |
лауреат |
Сигма-Ф, 1998 // Средняя форма, повести |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lith_oops, 28 декабря 2012 г.
Бралась с опаской. Давно, но сильно обожглась на Алой ауре протопарторга и больше с этим автором не связывалась, пока не наткнулась в Еслях на Чичероне. Оказалось, все не так плохо.
Но очень уж автор любит обличать советскую власть, одновременно по ней ностальгируя. Я вот за это легендарный Понедельник не люблю. Социальный строй странно делать сюжетом произведения. Мыслью – да, сюжетом – нет. Скучно, господа. Это если оставить легкое дуновение ностальгии, намек на порядок, жалобу на тоталитаризм – да, тогда замечательно. А чтоб во главу угла – это сейчас скучно. Если антиутопия – хорошо, но и их, как показывает опыт, не сильно читают. То есть хвалить будут, но не продастся совершенно. И понятно, почему.
Нет, поймите меня правильно, все советские и постсоветские задвиги в свое время меня уж нашли. Новый мир, антиутопии, Чонкин тот же, радио Свобода круглосуточно, глушилки на УКВ… Я не кидаюсь тапками в то, чего не понимаю, нет. Просто с меня хватит. Это как с любовными и эзотерическими романами. Или любовно-эзотерическими – такие есть, да, г-жа Крыжановская в отрочестве была мной до дыр зачитана. Но вроде уже все, переболела, хватит с меня. Поигрались и занимаемся своими делами. Не нужны мне эти социалистические игрушки.
А вот в Гении кувалды автор как раз ухитрился оставить замечательный бытовой налет, подчеркнуть иронию ситуации психологией совка. Значит так:
И даже не космических, а не пойми каких. Будут в сильно сюрном месте с потрясающей компанией совкового же разливу потихонечку выживать, философствовать, шиковать даже иногда. Все это и с юмором, и с ностальгией, и с сюжетом, и с мыслью, и с потрясающими характерами. Давно я не читала ничего настолько обалденного.
Очень мне жаль, что автор мнит себя мастером короткой формы – я из сборника прочитала половину рассказов и не могу сказать, что в целом это сильно лучше второго грелочного тура. Вообще даже не лучше. Ну язык разве что – это да. А вот с лихо закрученным сюжетом и глубоко зарытой мыслью автор в рассказы не помещается.
Мир один из самых замечательных, которые мне встречались. В него очень хочется попасть, но еще больше – вырваться. Он спорный и неоднозначный. Он уютный, но запертый. Он безопасный, но угрожающий. В нем все равны при вопиющем неравенстве. Это идеальный мир. Ты примеряешь его на себя и так, и эдак, и вроде он тебе впору, но где-то жмет, а где-то – топорщит. Но повернешься – и снова вроде как впору. И думаешь, вот ты бы мог бы, если бы тебе такой мир!.. И сидит он неплохо, и вроде как впечатляет и не жмет нигде… Но обычно такого не носишь, оттого неуютно.
Очень много мыслей и эмоций у этого мира, очень много моментов, когда ты – внутри него. Да что там моментов! Ты пойди такое вытрави! И причем ведь берет не красивостями, не космогонией, а именно прикладным устройством. Мир не вне тебя, а для тебя. Ну или против тебя. Но без тебя он пуст и нереален. И хорошо бы мне еще хоть разок встретить подобную вселенную – без единого штампа, без предсказуемых поворотов, но с внутренним устройством, которое просто есть.
Похожие чувства у меня только Далайн вызывал. Но там все-таки немножечко не так, там красивости всякие. Но по отношению мир-и-я – только Далайн.
Читабельность у Лукина всегда была на уровне, даже в столь нелюбимых мной игрушках на тему социалистического идиотизма. Этот человек знает, чего делать со словами. Я бы даже назвала его гением слова, виртуозом. Там такие перлы встречаются – первые страниц тридцать только боролась с собой, чтоб на цитаты не раздергать. Там весь текст – одна сплошная цитата.
Причем что удивительно – обычно такой текст вызывает желание отправить автора к психологу – чтоб перестал обалдевать от собственной гениальности и обратил внимание на сюжет. А вот у книг Лукина весь текст буквально крылат и совершенно без ущерба для сюжета. Уникально.
Интрига тоже великолепна. И даже затрудняюсь определить, на чем она замешана: тут и сопереживание необычайно оригинальным персонажам, и общая таинственность происходящего, спорность идей и сентенций, социальные перипетии, просто добыча куска хлеба и общая обустроенность быта тоже рождают отклик. Вот если ты отрезаешь себе кусок хлеба – это неинтересно. А если Робинзон находит колосок пшеницы – этот повод для радости не только для Робинзона, но и для читателя. Потом мы вместе с героем посеем эти семена и будем над ними трястись, потом будем учиться их собирать и обмолачивать, потом – молоть, а потом уже и до хлеба дело дойдет. И это если пшеница – одна линия. А ведь еще надо где-то жить, бороться или дружить с аборигенами, пережидать бури и шторма… Да еще и ждать чудесного спасения, по ходу пытаясь определиться, сдалось ли оно тебе в принципе… Вот тогда получается здорово. У Лукина получилось.
Персонажи гениальны еще даже более, чем все остальное. Автор выхватил несколько характерных советских образов, можно даже сказать – собирательных, гиперболизированных. Они все узнаваемы и очень оригинальны. Это надо прочесть самому, это невозможно описать. Тем не менее, нет такого выпячивания, как у Аберкромби – эти люди живые и настоящие.
Как ни странно, похожие характеры можно наблюдать у Донцовой — наверное, потому, что она очень любит экскурсы в советское и досоветское прошлое. В том смысле, что в сюжете прячутся семейные тайны нескольких поколений и она вводит гэбистов, научников, просто склочников, мещан – и все тоже неплохо получаются. Основная разница, что стиль Донцовой предполагает рассказ о характере, а Лукин показывает характер непосредственно: в диалогах, поступках, рассуждениях, страхах – в моментах существования. Это гениально.
Хотя сейчас в целом я наблюдаю тенденцию совершенствования образов в литературе, но написанная довольно давно повесть не отстает от новых веяний.
Насчет идеи даже боюсь высказываться. Могу спорить, что половину вложенного я не дотумкала. Главным образом автор устраивает нам социальные ловушки, ну и один основной абзац на тему: «Оно тебе было надо?». Ну или классически: «Бойтесь своих желаний». Тем более, что мир-то спорный, помните? Все, что ты хочешь – надо ли оно тебе? Или надо то, чего боишься? Или как раз его и не надо? Или – ни того, ни другого? Или – все сразу? Ответа нет. Будет только много-много вопросов. И это замечательно.
Душевность советская, но настоящая такая, милая. За счет персонажей главным образом. Как же не проникнуться, если я всех этих людей так или иначе знаю? Они все нам встречались, со многими мы дружили, с некоторыми – враждовали, но все они – свои в доску. Да и мир же…
Погружение тоже гениально. Я повторяюсь, но это правда. Ты разрываешься между множеством путей, над тобой довлеет ежедневный выбор – он бытовой, но глобальный. Каждый твой шаг может изменить все. И ты можешь принять правильное и справедливое решение, чтобы ошибиться. А можешь быть сволочью и разрушителем – и стать спасителем. Да, придется думать. А потом думать, правильно ли ты думал… А потом… Ну вы поняли.
Ассоциации: такая неуловимая, но жесткая сатира без отрыва от сюжета – только у Булычева.
wolobuev, 15 сентября 2006 г.
Описание характеров всегда было сильной стороной Лукина. Вот и здесь он развернулся во всю мощь. Все персонажи словно взяты с соседней улицы. Мы видим их каждый день (ну во всяком случае — нередко). Зато действуют они в условиях совершенно необычных. Чем-то напоминает «Град обреченный». Пусть никто не сочтёт за кощунство, но «Гений кувалды» по-моему даже лучше. Не знаю, может, это оттого, что герои «Града» взяты из другого времени, а персонажи Лукина ходят по улице сейчас.
eslitak, 9 июня 2009 г.
Что мне нравиться у Лукина — так это невероятная «плотность» его произведений. Умеет автор упаковать в короткую повесть столько смыслов, сколько иной не запихнёт и в десяток пухлых томов. «Раздолбаи космоса или гений кувалды» — прекрасное тому подтверждение. Читать обязательно!
Тень, 16 октября 2005 г.
Может быть не самая лучшая, но определенно самая любимая для меня вещь у Лукиных. Прочитал еще в издании 97 года и до сих пор периодически перечитываю. Отменно продуманный мир, замечательные характеры персонажей и просто обалденно классно закрученный сюжет.
Джокер, 25 сентября 2020 г.
Чудесная повесть , искромётный юмор недает читателю оторваться от повествования , читается легко на одном дыхании.
Лукину огромное спасибо! Рекомендую читать всем и не только любителям фантастики.
Yazewa, 22 октября 2010 г.
Отличная работа! Замечательная смесь сюра с реальностью. Яркие типажи, высокий психологизм.
Очень здорово, что так и остается непонятной суть происходящего: где? кто? зачем? Главный вопрос здесь, конечно, именно «зачем?», и он же самый, по сути, ненужный. Потому что история эта — о людях, их отношениях, самопознании, психологических особенностях, том же самом пресловутом менталитете. Всегда интересно наблюдать за развитием взаимоотношений в замкнутом социуме, и здесь автором смоделирована именно такая ситуация.
dmitriy-dim, 17 февраля 2011 г.
С большим интересом прочитал это произведение! Необычный мир, реальные люди, и поэтому всё кажется не вымышленным, а очень реальным. Не покидает двойственное ощущение: очень сильно хочется туда попасть, и также сильно хочется оттуда сбежать, понимая, что этот мир статичный и какой-то безисходный, хотя и уютный!
viv, 5 декабря 2007 г.
Вот такие мы, земляне! Ломать не строить! И если за разламывание кормят, так нам здесь можно жить! Но сообразили же — что надо сделать, чтобы не нужны мы стали этому странному миру и чтобы нас отпустили!
Tygdym, 22 мая 2013 г.
История о людях, делающих неважно что, только чтобы наперекор всем и всему — стала вдруг нынче неожиданно актуальна...
Спасибо, Евгений! Спасибо и за «Тупапау» — а это вообще маленький шедевр!
маРуся, 29 августа 2009 г.
Очень сильная вещь.читала на одном дыхании,а сколько раз перечитывала, так и не вспомнить.хотя сказать конкретно, чем же она меня зацепила — не смогу. А вот анноация совершенно бредовая, если ориентироваться по ней, то может показаться, что читать книгу не стоит.
sasha_ama, 18 октября 2013 г.
Очень здорово! Отдельные моменты напоминают незабвенные поездки в колхоз от родного НИИ.
VladimIr V Y, 28 декабря 2010 г.
Отчасти эта книга — пародия на быт человечества и на наши способности. Прямо-таки строка из издания “1000 и 1 совет для инопланетянина”. Если надо что-то раздолбать – позовите человека, он сделает это с удовольствием и почти бесплатно. Адаптационные способности, впрочем, у нас на уровне. Если не сможем воспользоваться удивительными функциями устройства, которое некто оставил специально для нас – выломаем из стены лом, сделаем одёжду из обрывков кабелей, и будем гнать самогон из сахаросодержащих веществ…
Впечатления положительные. Очень забавный и лёгкий фантастический роман. Настроение поднимает отлично. Слог автора приятен. Можно усомнится в его литературной ценности, но развлекательной ценности это не убавляет.
MarchingCat, 7 сентября 2015 г.
Уже к середине повести возникла стойкая ассоциация — фильм «Кин-Дза-Дза». Аналогия проста. Умное социально-юмористическое произведение, созданное на минимальном антураже.
Но фильм выигрывает. Просто в силу своей формы искусства. Там не успеваешь задуматься о ляпах и нестыковках. Книга требует от автора гораздо более вдумчивого подхода. А вот в «гении кувалды», многие серьёзные недочёты мешали полностью насладиться повестью. У героев повести СЛИШКОМ много свободного времени и это практически никак не отражено. А вынужденное безделье сводит с ума не хуже многих других факторов. А тут Лукин просто показывает те моменты (действие, диалоги) что нужны ему для сюжета и... всё. Что всё остальное время делают герои? Те кто там долго — почему ещё не спятили? В общем, очень серьёзный недочёт. Или другой момент — слишком ограниченный круг общения. Два десятка человек в колонии, а мы видим лишь 6-7 нужных для развития сюжета. Нереально. Происходящее более всего напоминает... ну, скажем, турбазу (или базу отдыха, санаторий). Куда приехали добровольно и на строго определённый срок, общаются с кем сами выбрали, свободное время не напрягает. Захотели — за грибами сходили, захотели у костра поболтали. А в ситуации, когда ты, похоже, застрял навсегда, для многих тут уже прошли годы — всё должно быть совсем не так...
Правда, проигнорировав одни психологические тенденции, Лукин очень здорово показал другие. Те, ради которых и затевалась повесть. Например, что из себя представляет сам человек. Конечно, каждый по-своему. Вот как армия или тюрьма — не делает человека ни лучше, ни хуже, а лишь обнажает душу, раскрывает то что в тебе скрыто — всё, и хорошее и плохое. Так и тут. Замкнутый коллектив, куча свободного времени, запрет на насилие (включая насилие над самим собой) и что остаётся? Кто-то пьёт, кто-то теории строит, кто-то пакостит, кто-то самокопанием занимается, а у кого-то нарастает мрачное, непреодолимое чувство протеста... И каждый из вариантов потихоньку, местами с юморком, шаг за шагом препарируется автором, радуя нас то глубиной психологии, объяснённой при этом наидоступнейшими фразами, то отстранёнными мыслями персонажей по разному поводу.
Финал злой. И... я почувствовал себя дураком — не понял я финала.
Ни при первом прочтении не понял (ну ладно в конце 1990х — я ещё молодым был), ни теперь. В смысле, с Ромкой-то всё ясно. А вот что должно сказать читателю то, что он в родном городе увидел — я так и не смог понять.
видфара, 23 августа 2012 г.
Эта повесть начинается практически рывком — с быстрой сцены погони. Затем темп повествования резко падает, и главные герои долго выживают в невероятном месте, пытаясь заодно влиться в маленький сплочённый коллектив. И вдруг, как раз в тот момент, когда читатель изнывает от желания узнать, как же сложится дальнейшая судьба крохотной земной колонии, автор безжалостно обрывает сюжет стремительным побегом! И такая картина открывается возвращенцу на Родине, что ей богу, лучше бы он и не сбегал...
Повесть хранит в себе особый дух переломной эпохи — похожие миры и злоключения наших современников в них описывали тогда многие отечественные авторы. Здесь уже упоминали Стругацких, но что-то неуловимо общее есть и в тогдашних вещах Кира Булычёва, Брайдера и Чадовича. Достойное место в этом ряду занимает и «Гений кувалды». Лукин не играет здесь словами, его язык ещё не так афористичен, как ныне. Зато люди в повести абсолютно живые и абсолютно наши, русские.
Обратите внимание, как они на пустом месте налаживают себе скромный, но комфортный быт, как по-нашенски они стремятся нарушить запреты! И в то же время трогательно заботятся о «братьях меньших»... Очень жаль, что автор оставил за кадром дальнейшую судьбу земной колонии. Понимаю, главный замысел был в другом. Открытый и безрадостный финал и тогда был актуален, и сейчас звучит едва ли не как пророчество.
Но сама по себе идея лишить людей возможности проявлять присущую им агрессию и посмотреть, что из этого выйдет — дорогого стОит! Особенно если вспомнить, как мы любим во что бы то ни стало нарушать запреты...
VovaZ, 15 декабря 2014 г.
В 90-х эта работа восхитила своей свежестью, неординарностью и смелостью. Сейчас, будучи перечитанной, вызвала умеренный восторг. В принципе, сатирическое произведение, переносящее в фантастические рамки искривлённый мир социальной необустроенности России начала 90-х годов, даже в 1997 год выхода морально устарело.
С чисто литературной точки зрения, проблема в незавершённости сюжета. Очевидно, что автор, создав цельную интригу, затруднился вывести оформленный финал.
Тем не менее, произведение забавное. Лукин есть Лукин, читается легко и с удовольствием.