FantLab ru

Евгений Лукин, Любовь Лукина «Сталь разящая»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
548
Моя оценка:
-

подробнее

,

Сталь разящая

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

В результате разнообразной деятельности человека одной из планет наступает век костяной и каменный. Люди кочуют небольшими семействами, а человек, взявший в руки металл, подлежит изгнанию. Любой движущийся металлический объект подлежит немедленному уничтожению. Металл на планете развивается по изящному замкнутому циклу, он сам себе цех и сам себе владыка...

© Lucy

Входит в:

— журнал «Фантакрим MEGA 1992'6», 1992 г.

— журнал «Искатель 1993'1», 1993 г.

— журнал «Миры/Worlds 02’1993», 1993 г.

— сборник «Там, за Ахероном», 1995 г.

— сборник «Петлистые времена», 1996 г.

— сборник «После нас — хоть потом», 2005 г.

— сборник «Сталь разящая», 2007 г.

— сборник «Отдай мою посадочную ногу», 2020 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 104

Активный словарный запас: средний (2818 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1993 // Средняя форма (повесть)

номинант
Бронзовая Улитка, 1993 // Средняя форма

номинант
Мечи, 1995 // Меч Руматы

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (12)

Там, за Ахероном
1995 г.
Петлистые времена
1996 г.
Зона Справедливости
1998 г.
Зона справедливости. Сталь разящая
2003 г.
После нас - хоть потом
2005 г.
После нас - хоть потом
2005 г.
Сталь разящая
2007 г.
Том 3
2010 г.
Отдай мою посадочную ногу
2020 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA, 1992, № 6
1992 г.
Искатель № 1 1993
1993 г.
Миры/Worlds 02’1993
1993 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые эту повесть я прочитала в начале девяностых. И тогда, и сейчас она воспринималась в рамках того самого «полуденного» мира, который создали братья Стругацкие. Это не имеет ничего общего с популярными нынче межавторскими вселенными, скорее — с еще не развеявшимся в ту эпоху мироощущением обязательного светлого будущего с технологически развитым человечеством, равноправием, гуманизмом и прочими атрибутами прогрессоров, отправившихся покорять космический фронтир.

Короткая, динамичная история удивительно объемна, глубока и многогранна — такой глубины сегодня не встретишь и в иных многотомных романах.

Сюжет разворачивается вокруг контакта представителей двух совершенно разных цивилизаций: прибывшего с исследовательской миссией землянина, не ученого, но пилота, пытающегося в меру своих способностей разгадать опасные тайны исследуемой планеты; и юной изгнанницы, нарушившей обычай, от которого зависело выживание семейства.

Повесть написана великолепным литературным языком, части, относящиеся к туземцам и инопланетнику, заметно отличаются по стилистике, создавая дополнительный контраст между диким миром аборигенов и землян, который, впрочем, тем больше стирается, чем дальше продвигается повествование, и чем сильнее меняют друг друга представители разных цивилизаций. Лишь в последних главах эта разница в стиле вновь становится заметнее, что вполне обусловлено сюжетом.

Как всегда в подобных историях тут интересно столкновение привычного земного с необычным внеземным. Описанный мир оригинален и даже в чем-то гармоничен вплоть до прибытия пришельцев из космоса, нарушающих привычный порядок вещей. Планета, явно пережившая закат цивилизации, сохранила ее артефакты. Древние технологии живут вполне самостоятельной жизнью. Вернувшись к мифологическому сознанию, потомки их создателей интерпретируют доставшийся им по наследству мир, как умеют. На малом пространстве текста ярко и убедительно показано, какая культура может появиться в столь необычных условиях, и чем обусловлены принятые в ней традиции и ритуалы.

Это не простыни скучных лекций, это яркие, живые ситуации, не требующие пространных пояснений, вытекающие из логики мира и объясняющие себя сами. Приключения героев плотно нагружены культурным пластом.

Одновременно это и столкновение очень разных характеров, приводящее в итоге к драме. Изгнанница — далеко не типичный представитель своего народа. Об этом говорит хотя бы сам факт ее изгнания. Пожалуй, это самый сильный персонаж повести, с первых и до последних страниц принимающий смелые, нестандартные решения. Землянин откровенно проигрывает на ее фоне. Он ощутимо меняется с момента катапультирования на планету и вплоть до финала, и это хорошая история взросления, пусть даже под давлением обстоятельств. Но изгнанница начинает свой путь изменений еще до встречи с пилотом, и путь ее изменений сильнее и глубже. Он настолько бесповоротен, что приводит в итоге к трагической развязке.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представь себе, читатель, что во время чтения «Непобедимого» тебе пришла в голову мысль, что некросфера вполне бы могла сосуществовать с биосферой. И даже играть в экосистеме важную роль.

Много лет спустя в твой сон является прекрасная кочевница из «Подземелья ведьм» Кира Булычёва. Возможно, и не совсем та самая, но такая же полудикая кочевница. Вы общаетесь об орудиях и металлах, ты травишь байки о заминированных лесах Саракша, оттуда разговор сворачивает на некросферу, и ты осознаёшь, что кочевница не хуже тебя самого разбирается в предмете. Следующей ночью она протягивает тебе костяной гребень. Ты думаешь было, что это — предложение, по местному обычаю, увеличить разнообразие туземного генофонда, но выясняется, что она лишь просит тебя почесать её верблюдов. Ты недоумеваешь, почему в её племени некому больше этим заняться, и она показывает тебе, что осталось от племени. Если ты, читатель — мужчина, то тебе легко представить, как на очередном свидании ты впиваешься ей в губы, но увесистая пощёчина выбивает тебя из сна. Ты просыпаешься в досаде и тревоге, эрекция мешает тебе заснуть, зато ты наконец понимаешь, что спутница твоих снов — отнюдь не воспитанное в обычаях патриархата создание Булычёва.

Следующей ночью ты находишь безопасный подход к гордой степнячке, и ощущаешь, как широк спектр электромагнитной чувствительности её вагины (не забывай, что дело происходит во сне), а затем оказывается, что вокруг уже никакое не «Подземелье ведьм», а не то «Последняя война» не то какой-то из романов Гарри Гаррисона. И вы смотрите на звёздное небо, и между делом ты рассказываешь, откуда ты прибыл, как в твоём мире хорошо (по сравнению с каменным веком, разумеется), а она всё интересуется твоей личностью, и ты наконец сообщаешь ей, что твоя фамилия — Лукин.

 — Как, Лукин? — кричит твоя разгневанная пассия — ведь ты же женат!

И ты понимаешь, что разбил несчастной сердце, и гордость не позволит ей даже посмотреть на Землю теперь, но твоя жена проникается состраданием к твоей спутнице, и вдвоём вы увековечиваете её в книге.

Какой я насмешник, да? Но тут, впрямь, хоть есть над чем насмехаться, на фоне груды макулатуры, называемой современной русской фантастической литературой. При всей вторичности повести, супруги Лукины сделали серьёзное усилие отойти от обычного хохмачества Е. Лукина и пережёвывания им банальностей, подняться до обсуждения тем, волнующих серьёзных фантастов. Хотя бы такого уровня писателей, как Булычёв и Гаррисон. Конфликт культурных установок показан неплохо. А вот если б Лукины пригласили в соавторы Рейнольдса с его «Энолой», то представьте, какая могла бы получиться вещь…

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная и жестокая повесть. Читается на одном дыхании, а финал просто заставляет вздрогнуть.

Отношения между женщиной и мужчиной разных во всех проявлениях цивилизаций, но с общей физиологией, оказавшихся извергнутыми из привычного им круга обитания и способных выжить только совместно...

Самовоспроизводящиеся и самообучающиеся комплексы уничтожения, вышедшие из под контроля разумных... Металл уничтожающий все на своем пути и пожирающий сам себя...

Конечно, идеи не кажутся новыми и на ум приходят многие произведения других авторов, но повесть Лукиных, считаю, занимает свое собственное место в литературе благодаря полноценно прописанному увлекательному и жизненному сюжету и прекрасному языку авторов

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь!

Ждешь развязки с самых первых страниц. Авторы сумели заставить сопереживать главным героям. И идея постапокалиптического мира, хоть и не новая, но прописана весьма ярко и глубинно. Ну все, короче, хорошо. Но!...

[Но зачем же так с нами — с читателями? Жалко ведь «птичку«! И обидно очень!(запросто можно было девчонку спасти). А, главное, зачем?!! Это я про ту самую развязку. Сижу теперь и, блин, жалко! ]Минус балл вам за это! Больше снять не могу, все-таки проняло, значит все не зря.

Рекомендую всем к прочтению без всяких НО.

Оценка: 9
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал еще подростком, в каком-то журнале НФ.

Прошло много лет, но отношение к этой повести не изменилось.

По моему — это одна из лучших фантастических повестей.

10 из 10 заслужено

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отчасти из-за таких книг не нравится русскоязычная фантастика. Вроде придумано и написано хорошо, но чешется у автора написать «не как все», с «глубиной», и чтоб в память врезалось. Здесь этой цели служит трагичная развязка... Ну да, запоминается книжка. Но чтоб ещё читать этого писателя?.. В настоящей книге герой должен решить и проблему планеты, и спасти свою женщину.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть действительно неординарная. Тема контакта всегда привлекает внимание. Поразительно, как удалось авторам показать мир, привычный для каждого из героев, глазами другого, не понимающего смысла действий, мироустройства. Но здесь видится и еще один, глубинный пласт. Герои — не просто представители различных цивилизаций. Они — в прямом смысле представители разных миров, Мужчина и Женщина. Вечное притяжение. вечное непонимание. Вечная обреченность?..

Очень ясно и без иллюзий, слишком знакомо и современно: женщина, вынужденная выживать в одиночку, не полагаясь ни на чью защиту. Сама выбирающая свою судьбу. Очень грустная, жестокая книга.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Степь, где правит металл. Ты изгнана семейством, и каждый встречный в праве тебя убить. Металл, тот самый проклятый металл дает тебе другого человека. Странного, неумелого, глупого человека. Сначала он чужой и непонятный, но вот он становится все ближе и ближе, и вы уже не просто изгнанница и чужой, а семейство. Но приходит его прошлое, и он уходит. И тебя больше нет.

Неожиданный конец книги, я все же думала, что Влад останется. Нет. Зачастую мы поступаем также, вот она маячит наша слава, популярность, знаменитость или что то другое. И мы не замечаем, а может не понимаем или что хуже делаем вид, что не понимаем, что то, что мы отдаем взамен, намного ценнее и важнее для нас.

Влад, ты сделан как из метала. Мы, сделаны как из металла. Прости нас Чага!

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приключенческая научная фантастика с далекими планетами и отважными земными исследователями. Согласитесь, звучит уже само по себе весьма привлекательно. Ну а если к этому еще добавить талант Мастера, написавшего повесть... Вот и получилось: очень интересно (оторваться от книги действительно трудно), умно, логически стройно, без единой видимой нелепицы в тексте.

А еще, что, пожалуй, самое главное, это одна из немногих книг Лукина, дающих пищу не только уму (что для автора дело, скажем, совсем обычное), но и сердцу: героям повести начинаешь симпатизировать чуть ли не с первых страниц, а уж развязка произведения, так это вообще эмоциональный шок...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно сильная философская вещь о далеком мире, где железо признано вне закона. И вот появляется человек извне, который не знает правил этого мира, который сам чуть ли не погибает из-за этого незнания и который вынужден принять эти законы, чтобы выжить. Цивилизация в этом мире скатилась до уровня каменного века, и это была цена, которую мир заплатил за выживание.

Основные идеи романа — во-первых, к чему может привести человечество его бессмысленные поступки, жажда власти и убийства, во-вторых, что не стоит применять свои мерки к чуждому миру. ГГ пытается понять и изменить мир, в который попал, но какова цена, которую ему придется заплатить ...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения вспомнилось « Подземелье ведьм « Булычева. Хотя общая только идея, а вот воплощение разное. У Лукина жизненнее и жестче.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная повесть. Жестокий постапокалиптический мир, где боевые комплексы следят за каждым неосторожным действием человека. Пришелец извне, который пытается понять происходящее. Любовь, которая оказывается сильнее предательства и смерти.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, авторы несколько излишне увлеклись технической идеей. Впрочем, их право, конечно же. Мне, например, было бы интереснее что- нибудь еще из местной жизни узнать...

Ассоциаций, конечно немало возникает. С «Обитаемым островом», в первую очередь. Но мне это не мешало, все-таки основное здесь свое, лукинское.

Концовка мелодраматическая? Да, конечно. Но комок в горле появился... и спасибо автору за это.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читалось с интересом. Язык хорош, спору нет. Но — слишком уж много разной другой литературы по ходу вспоминается. В самом начале вообще вспомнился фильм «Место битвы — Земля». Потом шли «Обитаемый остров», «Вторая модель» Дика, «Машина времени», «Непобедимый» Лема, «Специалист по этике» Харрисона... Вроде и не могу обвинить в плагиате или вторичности — но не многовато ли воспоминаний для одной повестушки? Читаешь — и все время вертится: это было... и это было... и вот это похоже......

Конец, по замыслу авторов жесткий и реалистичный, показался мелодраматичным.

И напомнил «Аэлиту».

Хорошо то, что «наш человек» не оказался суперменом, как великий Мак Сим, а был таким, каким и должен быть человек в незнакомом и чуждом мире: неумелым и неловким.

Не очень хорошо, имхо, что слишком много внимания уделяется техническим, собственно, подробностям: происходящему с металлом. Конечно, для героя это важно, но...

Идея, если я ее правильно поняла, кажется спорной.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помню, в свое время повесть меня поразила. Жестко, сильно, кажется, и нет надежды выжить в этом мире, а — выживают и живут.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх