fantlab ru

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
515
Моя оценка:
-

подробнее

Вакуумные цветы

Vacuum Flowers

Роман, год

Аннотация:

Солнечная Система превратилась в один огромный мегалополис, где могущественные транспланетные корпорации соседствуют с орбитальными «трущобами», где одни люди программируют себя по облику и подобию популярных героев, а другие добровольно становятся ячейками глобального искусственного разума. Но и в этом столь необычном мире находится место для чистых и светлых человеческих чувств...

С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Вакуумные цветы
1997 г.
Вакуумные цветы
2006 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Vacuum Flowers
1987 г.
(английский)
Vacuum Flowers
1988 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом относительно малоизвестном романе Суэнвика перед нами – грандиозная картина заселённой людьми Солнечной системы. Будущее средней дальности.

Вотчиной людей как биологического вида являются космические трущобы, базирующиеся возле астероидов и спутников планет. Мегаполисы в невесомости, где блестящие анклавы корпораций соседствуют с нищими фавеллами всякой рвани.

Планета Земля больше не место жительства человека. На этой территории обитает грандиозный коллективный разум, полученный путём объединения сознаний миллиардов жителей Земли в коллективный непостижимый интеллект со своими целями и задачами.

Величайшим достижением и главной бедой нарисованного яркого мира являются технологии воздействия на личность человека – психопрограммирование, которое как водится имеет две стороны. С одной стороны ты можешь в две секунды стать специалистом в любой области (кто об этом не мечтал), но ничто не мешает превратить тебя в послушного любому указанию робота, раба для сексуальных развлечений или профессионального убийцу. На народном Марсе путём психопрограммирования было создано самое настоящее коммунистическое общество – огонь в глазах, серость вокруг и тяжёлый ежедневный труд (и никто не протестует; добровольно и с песней).

Жмущиеся по окраинам Солнечной системы остатки человеческого вида мечтают уйти к звёздам, убраться подальше от опасного соседа, а земной гиперразум жаждет вырваться из плена планеты, т.к. его нельзя дробить на части. Ключом и средством реализации мечтаний обеих частей человечества является двойственная личность по имени Ребел Элизабет Мадларк, созданная за пределами Солнечной системы, в самой структуре которой заложен секрет, который позволит вырваться из плена.

Разумеется она становится целью борьбы самых разных группировок. Как она найдёт свое место, кто победит в этой борьбе и как от этого поменяется мир – об этом написано в книге.

Нельзя не отметить, что роман сюжетно довольно сумбурен и концы с концами сведены не слишком хорошо и логично, по стенам развешено много нестреляющих ружей. Но это не отменяет колоссально интересную идейную основу, мощный потенциал которой также не был до конца реализован.

Итог: Второй роман Суэнвика и первый по-настоящему удачный является прекрасным образцом глубокой идейной космооперы с киберпанковскими мотивами, который можно настоятельно рекомендовать поклонникам Hard SF, которые от книги в первую очередь требуют идейного НФ наполнения.

А что же есть Вакуумные цветы? Эти милые космические сорняки, которые никак не удаётся полностью вывести. Я думаю не нужно объяснять этот изящный образ, под которым понимаются конечно люди, выживающие и приспосабливающиеся к любым условиям.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уф — единственное, что вырвалось после прочтения. Но все-таки осилил... Попытка писать киберпанк в данном случае вылилась в попытку патологоанатома делать работу хирурга. Персонажи были неинтересны настолько, что, когда скачущий как конь по книге Уайет пропадал из повествования, не возникало абсолютно никакого желания, чтобы он появился обратно. От главной героини избавиться было сложнее, но очень хотелось, ее судьба и даже предназначение вопреки законам логики, никакого интереса не вызывали. Что хуже, сюжет или персонажи, вопрос сложный. Создавалось впечатление, что на события, происходящие в книге, смотришь через очень грязное стекло. Собрать воедино всю логичную картину происходящего не представляется возможным, а более того, абсолютно не хочется, потому что это невыносимо скучно и неинтересно. Экшн присутствует, но читателю уже не до него, тут он для галочки, чтобы совсем не закиснуть, как и секс, которым автор грубо пытается очеловечить образ главной героини. Читаешь очередной абзац книги и тут же как «пьеро» забываешь его. Мир нарисованный автором мне был совершенно неинтересен. Возможно просто не мое и слава богу.

Оценка: 4
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, добротный киберпанк.

На обложке книги приводится цитата одного американского критика: «Не Гибсоном единым жив киберпанк». И правда, «Вакуумнные цветы» очень гибсоновский по духу роман: мир больших корпораций и «маленьких» людей; трущобы и маргиналы; перепрограммирование личности, поставленное на коммерческий поток; искуственный интеллект и коллективный разум целой планеты и т.д.

Отменно проработанный многоплановый мир будущего, мир развитых информационных технологий, которые являются для человечества то ли благом, то ли проклятием. Вот, пожалуй, и все, что можно занести в актив «Вакуумных цветов».

Лично меня роман ничем не зацепил. Быть может, потому, что 2/3 вдохновения, отпущенного автору на эту книгу, он потратил на создание этого самого киберпанковского мира будущего, обделив при этом сюжет и персонажей. В итоге, во-первых, отсутствует внятный сюжет. Где-то между 100-й и 150-й страницей неизбежно возникает вопрос: «А будет ли еще что-то кроме беготни наемников могущественной корпорации за главной героиней?» А, во-вторых, потенциально интересная идея поисков героиней истинной себя между двумя личностями, прошлой и настоящей, также не получила должного развития. И все эти спорадические экзистенциальные переживания у меня как читателя ответного эмоционального отклика не вызвали.

ИМХО «Вакуумные цветы» без особых потерь для себя вполне можно и пропустить при знакомстве с творчеством Суэнвика. Эта книга гораздо слабее «Дочери железного дракона» и «Пути прилива».

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Футуристический роман, включающий элементы антиутопии и киберпанка. Суэнвик постарался исследовать ответ на вопрос, поставленный в нашей литературе братьями Стругацкими. Как изменится само человечество, на фоне технического прогресса? Увы, автор ничего не знает о принципах соцреализма. «Людены» Суэнвика представляют из себя весьма неприглядное зрелище. Человеческая раса притащила с собой, в будущее весь ворох наличных проблем, а прогресс прибавил к ним не меньший ворох новых.

Освоена Солнечная Система? «Лишние Люди» выперты за пределы планет, на астероиды и контейнерные искуственные города. Сообщества одно уродливее другое, от анархии и компьютеризированного военного коммунизма, до бандитских монархий и деспотий.

Раскрыт код нейронной сети человеческого мозга? Кража тел, насильственное изменение личности, программирование безмолвных рабов. Любой необходимый навык тут же всаживается в голову. Нет учёбы, а значит нет творчества и прогресса. Особо впечатлила полицейская облава, при которой каждый задержанный тут же переписывается в мента, и присоединяется к загонщикам.

Развитие информационных и биологических технологий? Население Земли превращено в некий единый мыслящий организм сообщества муравьёв, без малейших следов свободной воли, а значит и прогресса. Человеческая раса, фактически , распалась на несколько цивиллизаций.

Какое же решение предлагает автор? Для отдельной личности, секс. Для человечества в целом, экспансия к звёздам. Решения привычные, и хорошо известные. Вот только, «людены» неминуемо унесут и к Проксиме Центавра весь ворох своих проблем.

В самом произведении, понравилась богатая фантазия автора. Тщательность продумывания технических деталей. Образы героев плосковаты, но интересны.

Не понравилась примитивность сюжета, и чрезмерная перегруженность отдельных сцен техническими деталями. Автор постарался в одном романе маскимально описать созданный им мир, во всех возможных потробностей. Такая плотность затрудняет чтение. Тем не менее, прочёл с удовольствием, и надеюсь, что дамы и господа, предупреждённые мной, предпримут некоторые усилия, чтобы пробившись через недостатки произведения, оценить его достоинства.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завязка – женщина очнулась в больнице. «Кто я? Где я?» – серьезные вопросы, на которые, как выяснилось чуть позже, не так то просто ответить. За женщиной ведут охоту, и уйти от охотников будет непросто.

Тем более, что перемещаться придется по всей Солнечной системе, а в ней много интересных сообществ и общественных строев – от дикого капитализма и анархии до суперказарменного коммунизма народного Марса и чего-то вроде муравейника на Земле.

Людей можно перепрограммировать, можно примерять на себя матрицы понравившихся героев и т.д.

Так уж получилось, что героиня романа нужна всем – в ней есть нечто такое, от чего зависит будущее всей Солнечной системы, и что нужно суперразуму Земли для выхода в космос, и фанатикам народного Марса, и ярым индивидуалистам с окраин.

Схватка идет нешуточная. А где не срабатывают новейшие технологии, могут и по старинке свернуть шею.

Автор изящно и умело вырисовывает различные модели общества, не забывает о деталях и занимательном сюжете.

Одна из книг, которая заставила подумать, может, я был несправедлив к киберпанку?

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

сложно оценивать это произведение. оценки распределились примерно так: за мир — 10 (не сказать 100% ново, но крайне интересно и в новом сочетании), фабула — 6 (очень уж стандартно), раскрытие сюжета — 2 (а может, и 1). вот сюжет есть самая слабая сторона этого романа. он настолько бестолков, бессвязен и т п, что местами я (ну, честно) просто не понял как это получилось или что там произошло. кстати еще одно — герои — 3, не более. читая как Уайет, скажем, рыдал, никак не представляется опечаленный человек. честно сказать, я вообще не смог представить героев (ни внешне, ни характерологически, что со мной случается редко). при прочтении возникает ощущение, что автор писал роман кусками, плохо их после состыковав.

короче суммарно — 6 (и то с натяжкой). а жаль — уж больно мир хорош.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот чего не отнять у киберпанков — это масштаба и размаха. Дайсоновские миры, орхидея на кубический километр, терраформирующий Марс пионерский лагерь, объединившиеся в одну мегаличность земляне... пиршество идей.

При этом автор проявил немалую хитрость — видимо зная некоторую свою слабость в изображении человеческих характеров он подстелил себе стог соломы (в случае с главным героем — даже несколько), дабы избежать обвинений в отсутствии цельности :) При том, что цельность в является каком-то смысле одним из основных мотивов повествования.

К минусам можно отнести клочковатость повествования — такеое впечатление, что это новеллизация трех или четырех выпусков какого-то комикса. Слово комикс тут — похвала, так как книга необычайно яркая и «визуальная».

Я бы поставил и десятку, так как очень люблю такие красочные симфонии, но мешает то, что автор явно не знал, как закончить. То есть такое впечатление, что финал он придумал заранее, но повествование к нему никак не шло — ну, он и воспользовался некоторыми «недокументированными функциями» (я понимаю, что они уже всплывали — но выглядит уж больно натянуто).

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как в коммунистической идее имеются свои экстремальные левацкие фракции (Народ Марса не даст соврать), так и в фантастике есть свои провокаторы и экстремисты, постоянно стремящиеся нарушить статус-кво, прорывающие границы гетто.

В биографической справке о Суэнвике сказано, что этот его роман «не поняли». Легко могу себе представить. Когда я прочитал его в юбилейном для книги 1997 году, то тоже не понял, при том что прочтенный синхронно Уильям Гибсон не только был принят на ура, но и стал на следующие пятнадцать лет любимым автором. Понадобились катаклизмы 21 века и дальнейшая эволюция жанра, чтобы понять, что «Вакуумные цветы» сильно опередили свое время. Когда, я впервые перечитал этот роман неделю назад, то понял все))

Это, конечно, никакой не киберпанк. Если уж клеить ярлык, то «психопанк» подошло бы лучше. Да, сюжет книги крутится вокруг программирования (и главная героиня Ребел — программист) и взлома. Вот только объект воздействия не мертвое железо, а психика и душа человека.

Также это мощная социальная фантастика. киберпанки часто использовали в своих текстах элементы антиутопии, но вот этот роман — антиутопия чистой пробы. Суэнвик описывает просто кошмарный мир будущего. Дегуманизированный корпоративизм астероидов, казарменный социализм народовластия Марса, коллективный разум Земли — одно сообщество тоталитарнее и бесчеловечнее другого. И нет центра концентрации сопротивления, полная разобщенность и бессилие отдельных индивидов. При этом и абстрагироваться нет никакой возможности. Никакие хиппи-коммуны не работают. Подобные анклавы становятся легкой добычей многочисленных бандитских шаек и одна надежда, что один из тоталитарных монстров вернет заблудших под свою опеку.

Но прежде всего центральная идея — психопрограммирование. Суэнвик не просто предсказал это явление, но и показал, как оно будет работать на всех уровнях. (Ах этот дерганный, дискретный сюжет, который разочаровал столь многих фантлабовцев! Типа в жизни у нас сейчас все ровно и гладко!) Изменение личности индивидуума, реализация властных функций (бунт невозможен потому, что недовольные тут же сами себя переделывают в полицейских и сами себя в околоток тянут), война.

В одном он ошибся. Психопрограммирование вошло в нашу жизнь не в каком-то абстрактном отдаленном будущем, а уже в следующем после публикации романа десятилетии. Причем сразу по полной программе. Промывка мозгов была поставлена на поток. Целые нации стали жертвами жесткого когнитивного прессинга, меняли ментальность миллионам людей. Только методики за последние тридцать лет все больше оттачивались и совершенствовались. Началось все со стран бывшего Советского блока и Третьего мира. А теперь очередь дошла и до мир-системного хартланда. «Эффективные менеджеры» транснационального империализма, как это и показано у Суэнвика, сами себе стали мозги перепрошивать. Гоголевская унтер-офицерская вдова ,которая сама себя высекла, отдыхает. И так же, как в романе Суэнвика, конца краю этой жести планетарного масштаба не видно.

Однако американский фантаст не «Черный квадрат» Малевича в прозе пытался воспроизвести. Для этого он слишком большой гуманист, что видно из всего корпуса его творчества, который нам доступен. Как и в ящике Пандоры, на дне романа осталась надежда. Она явлена даже в самом названии книги. «Вакуумные цветы» — метафора. Жизнь ,которая неистребима в максимально неблагоприятной среде. Это, конечно, человечество, заселившее космос. Никаким ядом психокоррекции его не затравить. Пока мы живы, исход не предрешен. Ребел — Мятежница! — решает продолжить борьбу как на личном уровне, спасая мужа, так и на общественном, собираясь в самое отважное из возможных странствий.

Также приятно осознавать, что роман этот, пусть и революционный, но не единичное уникальное явление в жанре. Он находится на полпути между романом Роберта Шекли «Цивилизация статуса» и повестями Сэмюэля Дилэни 1960-х годов и такими произведениями, как «Пространство» Джеймса Кори и постсингулярными сказками Ханну Райаниеми.

Замечательное, пусть и страшноватое, произведение!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальное произведение гениального писателя.

Почему гениальное? Читатель я весьма непривередливый. Могу читать всякое, от прадедушек классики фантастики, сейчас смотрящихся бесконечным наивняком, до ядреного трэша или циничного пафосного гримдарка. Но редко когда у произведения получается оставить после себя настолько ошеломляющее чувство — о чём я тут читал? Вроде же прилично страниц было… А что происходило-то? И по моему скромному мнению, чтобы добиться такого эффекта, нужно произведение, мягко говоря, нерядовое!

Вот представьте:

Слышите вы звонок в дверь. Посмотрев в глазок и поктотамав на всякий случай, открываете. В вашу квартиру по-хозяйски заходит председатель жилтоварищества, с важным видом заявляющий, что у него для вас есть чрезвычайно важные и интересные новости.

Вы, уже предвкушая, из вежливости предлагает гостю войти, обсудить всё за чашечкой чая — на что следует настойчивое такое согласие. Усаживаетесь за стол, и председатель начинает обсуждать важные вещи:

Кривизну стен соседнего дома, ныне снесённого; длину юбки фифы с десятого этажа; квадратуру дырки от бублика, употребляемого сейчас вместе с чаем; цену на мех холощёных шанхайских барсов в 1973 году; падение нравов молодёжи в контексте повышения цен на дрожжи в ближайшем супермаркете; количество, политические пристрастия и размер обуви любовников дворничихи; снова квадратуру дырки от бублика…

А вы всё слушаете да слушаете, проклиная своё хорошее воспитание, и в отчаянии хватаетесь за время от времени всплывающие в этом хоть немного интересные темы, вроде тёти Симы с третьего этажа, у которой была коллекция антикварных книг, или Борисыча с восьмого, в бытность принимавшего участие в антарктических экспедициях, но собеседник безжалостно обрывает темы, едва начав развивать, или же забивает таким слоем побочной словесной шелухи, что потенциал темы оказывается погребён надёжнее, чем кости динозавров.

И вот когда в доме уже закончилась вся заварка, от бубликов и плюшек остались слишком малые для употребления крошки, собеседник вдруг отряхивается, смотрит на часы, за две минуты кратко излагает парочку действительно интересных новостей по капремонту и приезжающей в город художественной выставке, и уходит, напоследок здорово натоптав в прихожей.

В итоге вы состоянии экзистенциального кризиса сидите за столом с пустыми вазочками и опустошённым чайником, и задаётесь вопросом: а сразу и о деле нельзя было?!

И очень жалко бублики…

Вот такое же чувство оставляет о себе эта книга. В ней ряд интересных идей и образов, таких как природа и сверхличность коллективного разума Земли, гигантский аналог обитаемой станции в виде живого растения или сами вакуумные цветы, сорняки космоса (символ книги, честно говоря, сыгравший слишком мало даже для символа) тонут в слабо проработанных, в плохом смысле странных и просто невнятных элементах.

Всю книгу главные герои… пожалуй, бестолково носятся туда-сюда по локациям разной степени достоверности, через свою точку зрения подавая читателю виды, которые, судя по всему, задумывались как техносингулярное дико разнообразное общество, где в равной степени сочетаются невообразимые технологии и убожество нищеты, но по итогу выглядит как пёстрый базар, где все одновременно разговаривают и поэтому не слышно никого. Время от времени… да что там, постоянно хватаешься за голову, желая возопить — автор, ты хоть на катере когда-то плавал в открытом море? Потому что многие элементы построенного сеттинга для продолжения своего существования прямо-таки просят даже не сверхтехнологии, а магию! Причём не из-за своей невероятности, а объяснения, как живущие в пустоте на огромной ёлке в атмосфере полного раздолбайства всё ещё не вышли на орбиту Юпитера в качестве микроспутников из мёртвой биомассы.

Ей-богу, в желании показать невероятные картины будущего нужно хоть какую-то рациональность проявлять. Это ведь не сюрреализм, право же.

Что же заставляет читать эту книгу до конца? Да, пожалуй, только упёртость, хочется уже галочку поставить в графе «Прочитано». И в конце за это будет небольшое вознаграждение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Беседа с коллективным разумом, которым стали все люди на планете, и сами описания планеты с точки зрения людей, всю жизнь проведших в космосе. Пожалуй, одна из лучших частей книги, и будь эта часть в начале или хотя бы середине как завязка для развития сюжета, могла бы получиться просто замечательная история!

О том, что персонажи, даже формально будучи очень интересными по своей природе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главная героиня, суть искусственная личность в чужом теле, или протагонист, являющийся системой из четырёх личностей

настолько «харизматичны», что о них даже вспомнить нечего, стоит указывать лишний раз?

А ведь могло быть гораздо лучше. Задел был на вторую «Схизматрицу», которая, при всех недостатках, гораздо мощнее по всем показателям. Хотя там вроде бы те же составляющие в виде странного образа жизни странных для нашего современника людей. Но насколько же отличен результат.

Обидно, слюшай, чесслово.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман нестройный, угловатый, как девочка-подросток в начале полового созревания. Впрочем, весь киберпанк в этот пубертантный период грешил всякими несуразностями. Но, при этом, с изрядным количеством идей — ярких, интересных, смелых, задиристых, разбросанных по тексту щедро и бессистемно. Что Стерлинг, что Гибсон, и с ними же Суэнвик писали в те времена так, будто резко вдохнули ветер перемен приправленный закисью азота. «Вакуумные цветы» — определенно продукт изрядной дозы веселящего газа. До выхода на белый свет этой замечательной киберпанк-компании, прежние фантасты, по-видимому несколько притормаживали свою фантазию, держа ее в узде «технологической политкорректности», больше оглядываясь на стиль, выработанный и отточенный годами ранее, и стараясь не высовываться за его рамки.

В общем, вышел трэш-металл после эпохи традиционного рок-н-ролла. Суэнвик как раз в одном из таких прогрессивных ансамблей, часто путаясь в нотах, запиливал на ритм-гитаре стремительные риффы «Вакуумных цветов».

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепные социальные построения и отношения будущего. И «старые добрые», и старые реформированные, и совершенно новые.

И Народный Марс. Ещё один образец победившего социализма. :)

И старые трущобы на новый лад.

И коллективный разум (при этом я так и не понял кто же у них главный. А он ДОЛЖЕН быть ибо у комбинов как таковых личности подавлены, а, меж тем, от лица Земли выступает мыслящая как бы личность. Всё те же 32 основателя? Не уточнено.).

И множественные личности (четыре если быть точным) при едином разуме.

Психоматрицы вот не очень впечатлили. Гибрид гипнообучения с психокоррекцией психиатрами.

Да, есть нестыковки. Преобладание деталей и фактажа над сюжетом и событийностью.

Но в сумме для своего времени это был роман-прорыв, а многое и сегодня поражает.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось, не рекомендую. Описания дерганые, фрагментарные, ничего не понятно. Никакой завязки нет, многое приходится придумывать наугад и возможности проверить свои догадки про сюжет (или внешний вид героев или социальное устройство места действия) не возникает еще очень долго. Герои одинаковые под копирку. ГГ симпатий не вызывает вообще. Повествование медленное и с кучей ненужных боковых ответвлений. Драки описаны скупо и убого (хотя может тут подкосил перевод, сильно испортивший впечатление). В итоге через этот сущий сумбур прорваться не смог, хоть и заставлял себя продолжать раза три. Не моя книга, совершенно не вызвала интереса ни мироустройством, ни сюжетом.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и всегда, Суэнвик прячет основную мысль за деревьями — детали, детали, детали. Суэнвик — гуманист, человек у него сохраняет человеческое. И пусть люди сравниваются с космическим сорняком — вакуумными цветами — они неприхотливы, всеядны и приспосабливаются ко всему, но так же и прекрасны.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну если учесть что даже «такой шедевр как дочь железного дракона» читабелен лишь на треть (когда дракон есть) то остается лишь поставить автору пятерочку за старание. Фантазия у него бурная, но выписывать убедительных героев и сколь-нибудь стройный сюжет получается редко. И надолго не хватает. Жаль. Я надеялся что в ранних произведениях Суэнвик расстарался на славу, а лишь потом испортился. Увы. Цветы и правда получились вакуумные. В смысле пустые. Читать можно, но... чисто ради наблюдения за полетом авторской фантазии. Как ни старался не получилось сопереживать его героине и найти хоть одного симпатичного персонажа. Про сюжет уже было сказано — его почти нет, а логика и Суэнвик вообще понятия несовместимые. И это тоже утомляет.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

идеи потрясающие, но то, КАК они подаются, приглушило аппетит... это можно сравнить с просмотром старого кинематографа, когда все действия персонажей и спецэффекты кажутся нелепыми и неестественными

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх