FantLab ru

Дэн Симмонс «Утеха падали»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
560
Моя оценка:
-

подробнее

Утеха падали

Carrion Comfort

Другие названия: Тёмная игра смерти

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Речь в романе Дена Симмонса «Тёмная игра смерти» («Утеха падали») идёт не о вампирах в классическом понимании, а скорее о вампирах энергетических. Их цель — это Подпитка. Но её источник — это убийство. Ради развлечения была придумана игра, фишками которой являются человеческие жизни. Она длилась несколько десятилетий. Но всё меняется, когда охота начинается за вампирами...

Они входят в ваше сознание, и вы уже не принадлежите себе. Вы фигура в чужой шахматной партии, завершающейся смертельным исходом. Вы, как зомби, берёте в руки винтовку и наводите оптический прицел на американского президента. Или стреляете из толпы в Джона Леннона. Внешне те, кто водит вашей рукой, такие же, как и вы, но это не люди, они не знают жалости и пощады, не отличают добра от зла. Чтобы их победить, нужно переступить грань...

Примечание:

Роман написан на основе одноимённого рассказа 1983 года.


В произведение входит:

  • Гамбит
  • Гамбиты
  • Миттельшпиль
  • Эндшпиль

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1989 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1990 // Роман ужасов

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1990 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1990 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Хоррор (США)

номинант
Сигма-Ф, 1999 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Похожие произведения:

 

 


Утеха падали. Том 1
1998 г.
Утеха падали. Том 2
1998 г.
Темная игра смерти
2005 г.
Темная игра смерти. Том 1
2008 г.
Темная игра смерти. Том 2
2008 г.
Темная игра смерти
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Carrion Comfort
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Симмонс вообще молодец. Просто изумляет разнообразие даже не жанров, а просто манеры письма. Сравнить хотя бы «Фазы гравитации», «Иллион», «Флешбэк» и «Неглубокую могилу». Это автор, который может писать в любом ключе, не особо напрягаясь. Неизвестно, сможет ли он сделать еще что-то, увы :(( , но вообще, то чего он достиг — это здорово.

Я специально не упомянул общеизвестные вещи типа «Гипериона» или «Террора», которые обласканы премиями и вообще самые знаменитые.

Почему мне нравится «Утеха падали», так это потому, что Симмонс вложил туда умеренное количество смыслов и все спокойно раскрыл. Республиканцы/демократы, права негров и меньшинств — все это было еще в древнем 1989 году. Ну, и фашисты, и Холокост (тема близкая автору). Проблемы насилия и ответственности, фрейдистские мотивы... Тут все есть.

При этом все динамично, все выстроено, все к месту. Даже последняя часть с беготней на острове мне «рембовщиной-шварценегеровщиной» не показалась. Потому что все это в жанровых рамках. Ведь никого же из критиков не смутила инсультная бабушка, сбивающая вертолет посредством клинически мертвой старушки?

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Огромная книга в трех томах, по закрученности сюжета не уступающая «Гипериону». НФ-триллер о живущих среди обычных людей немногочисленных «вампирах сознания» — во многом напоминающих азимовского Мула.

Ход действия совершенно непредсказуем. Подробнее писать не хочу, чтобы не испортить кайфа тем, кто будет читать — а читается, несмотря на размеры, на одном дыхании. Настоящий шедевр — по замыслу. Впрочем, не без пары минусов. Действие словно специально растягивается и затягивается, — как сезоны в сериале. И очень уж отвратительны все «отрицательные» персонажи и их деяния.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что есть люди способные мгновенно брать под контроль сознание других людей и заставлять их делать абсолютно все, вплоть до самоубийства. Симмонс смог на мой взгляд весьма правдоподобно описать таких людей, их психологию, их инфантилизм и полное игнорирование ценности человеческой жизни.

Описать таких людей, всю глубину пропасти их нравственного падения, поставив фактически вопрос — а люди ли это?... на мой взгляд Симмонсу однозначно удалось! И сделано это мастерски!

Симмонсу вообще свойственны крупные литературные формы. И в этом произведении он смог сохранить тот невидимый, но остро ощущаемый хрупкий баланс между нудным описанием и лихо закрученым действием... ну или почти удалось )) Два тома для данного произведения — все-таки перебор. Тем не менее имеем: интересную идею, динамичный сюжет, качественно описанные герои их мотивы, психология и в конце — малость «притянутую» развязку.

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, динамично. Прочёл с удовольствием, чего давно не случалось.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда мы говорим о Дэне Симмонсе, то в первую очередь вспоминаем о «Терроре» и «Гиперионе». Это неудивительно, вершины творчества, как-никак. Однако есть у Симмонса и другие романы, не такие проработанные/необычные/захватывающие, но по-своему увлекательные. Сегодня речь пойдет как раз о таком. «Темная игра смерти», господа.

Узнав, что у Симмонса есть роман о вампирах, я решил его не читать. На тот момент все вокруг было пронизано всякими вампирятниками различной степени сопливости, и хоть как-то расширять кругозор в этом плане, не хотелось вообще. Как оказалось, кровососами в «Темной игре смерти» даже не пахнет, местные так называемые «вампиры мозга» на деле являются садистами-телепатами, вполне живыми и не клыкастыми.

Роман делится на три части, названные в соответствии со стадиями шахматной партии, и занимает более 900 страниц. За это время сюжет успевает перерасти из кровавой драмы маленького городка в эпическое противостояние, на кону которого стоят жизни всех людей на Земле. Персонажей задействовано просто уйма, не всех даже удается запомнить с первого раза. Событий происходит так много, что от экшна захватывает дух. Провисаний сюжета и многословных рассуждений тоже полным-полно, все-таки это Симмонс, он любит детали почти также как Кинг. Помимо затянутостей автору в вину можно поставить временами отказывающее чувство меры, что отчетливо ощущается во второй части, где машиной сбивают вертолет, а в кульминации происходит масштабная поножовщина между всеми и вся.

«Темная игра смерти» в нашей стране известна также как «Утеха падали» и второй вариант гораздо ближе оригиналу, хотя если говорить непосредственно о переводе, то в вышедшем недавно издании гораздо меньше корявостей, по сравнению с тем, что творилось в 1998-м.

Роман сложно причислить к жанру ужасов, это скорее триллер с элементами мистики и боевика. Читается книга легко, достаточно продраться через первые страниц 50-100 и дальше уже почти не оторваться. Неожиданных поворотов нет, хотя несколько смертей могут опечалить. Почти все герои прописаны неплохо, но как-то пресно, не интересно. Единственный неоднозначный, а потому интересный персонаж – Тони Хэрод, который первую половину книги ведет себя мерзко, зато дальше вроде как что-то понимает и пытается исправиться. Его поведение сложно предсказать, а значит за ним интересно наблюдать.

В целом, вполне неплохо. Хороший, проработанный, развлекательный роман, который отлично скрасит неделю или две.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно интересный роман, поначалу ознакомился с Утехой Падали в форме одноименного рассказа, включенную в антологию о вампирах, а после и до полноценного романа дело дошло.

Книга, надо сказать, оказалась типично Симмоновским фолиантом, страниц эдак на 800+, благо после Гипериона-Эндимиона и Иллиона с Олимпом этим уже не запугаешь, привык)

Потому, наверное, и не отпугнула достаточно нудная завязка, идущая от лица трех престарелых энергитических вампиров, хвастающихся друг перед другом изощренностью своих выходок.

В дальнейшем антипатия к одной из участниц этого злодейского трио (Мелани) так и сопровождала меня в процессе чтения, уж очень хотелось чтобы это полоумную бабульку кто-нибудь наконец изрешитил из оружия не самого мелкого калибра. Абсолютно мерзкая, эгоистично-жестокая и одновременно по детски капризная, хитрая, изворотливая, переполненная предрассудками и спесью, эта мадам, в то же время, является одним из самых живых персонажей книги.

Впрочем, называя современных вампиров «падалью» человечества, Симмонс и остальных не обошел вниманием, члены Клуба Островитян воплощают собой все то, что смело можно назвать отбросами нашего общества: богатеев-сибаритов, просочившихся во все властные круги, начиная с банкиров и спецслужб, заканчивая медиа-сферой и церковью.

Они полностью аморальны, находясь на том самом пресловутом «нулевом» уровне этического развития, на который их определяет Сол Лански.

Слабый проблеск надежды на что-то светлое, оставшееся в душе, мелькает в последней трети книги лишь в отношении Тони Хэрода, крайне порочного по своей природе человека, насильника и садиста.

Он, казалось бы, в отличие от своих «старших собратьев», находит для себя что-то, ради чего стоит измениться...и благополучно проваливает экзамен.

На фоне столь вопиющего зла, трио главных героев кажутся совсем слабыми, без шансов на какой-либо успех, примерно до Эндшпиля они только и делают, что чудом избегают смерти, да вдобавок, кажется, не имеют даже четкого плана как действовать и в том, как это представлено автором , на мой взгляд, кроется пара недочетов.

Во-первых, повествование слишком уже неторопливо, Натали, Сол и Джо Джентри едут то в один город, то в другой, копают информацию, собирают улики. делают выводы, дело вроде бы нужное, основополагающее....но, (господи!) как же медленно и мелочно это все происходит, тоже самое касается и злодеев, которые вроде бы озабочены поисками строптивого собрата, но тоже весьма вальяжны в этом деле.

А второй момент — это какая-то киношно-голливудская живучесть и везение хороших ребят, против них, играют мощнейшие структуры страны, но каждый раз герои ускользают почти на грани поимки.

А то, как оборачивается дело со штурмом резиденции Клуба Островитян и вовсе напоминает лихой боевик середины 90-х и это при оговорке, что даже шэф Моссада в книге говорит об этом месте, как о самой защищенной крепости.

Так что не будь этих двух огрехов, Утеха Падали читалась бы в разы живее и легче, но и с ними она заслуживает 8 баллов, не меньше)

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю Дэна Симмонса. «Гиперион» и «Террор», на мой взгляд, шедевры. И читая данную книгу я все пытался убедить себя, что она мне нравится. Ведь правда хорошо написано, сюжет напряжённый, персонажи раскрыты.

Вот только читать было трудно. Я буквально заставлял себя переворачивались страницы. Притом, что первая четверть романа действительно захватывала. Но ближе к середине все начало проседать. Я ждал развития, кульминации, однако ничего этого не получил. Концовку же дочитать вовсе не смог. Когда оставалось страниц 30- просто открыл последние, в надежде, что финал искупит грехи этой книги. Нет. Не искупил.

Вероятно такое впечатление из-за завышенных ожиданий, от Симмонса ждёшь шедевров. В целом же роман крепкий середнячок. 6 из 10

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Родил Симмонс как-то в ночь не то триллер, не то ...

Чтобы в полной мере передать степень унылости и графоманской затянутости и вымученности данного произведения, стоило бы начать издалека и рассказать, чем я завтракал в то утро, когда отправился в книжный магазин, какая стояла погода, а так же уделить особое внимание характеру тёти Лизы — продавщицы из ларька, у которой я купил бородинский хлеб, который привёз ей водитель, у которого...

В общем, приготовьтесь: именно в такой манере и будет изъяснятся Дэн Симмонс в этой книге, устраивая вокруг любого мало-мальски заметного события романа словесный кордебалет. И если сперва по этому поводу испытываешь должное вдохновение — ух, то ли ещё будет! — то уже странице к 150-й чтиво становится настолько утомительным, загромождённым, что и словами передать нельзя — а это ведь даже ещё и не треть книги. Здесь и кроется главная проблема всей этой тёмной-претёмной игры смерти: из песни-то слов не выкинешь и если начать сокращать главы, то вместо прилизанного боевичка получится уже не такой прилизанный треш (а пробивающаяся тут и там кровища, дешёвенькая эротика из конца 80-х и тому подобные прелести и без того расшатывают хлипкую несущую конструкцию). Симмонс как будто пишет со знанием и по делу, но до того обстоятельно и упёрто, что постепенно становится решительно всё равно, чем же закончится это коловращение слов — идеи телепатического паразитизма и природы человеческого зла «прохавываешь» очень быстро, как и всяческие фишки, отсылающие к реальным историческим личностям. И чем упорнее Дэн пытается связать неплохой в своей основе триллер с прописными истинами «кроха сын к отцу пришёл и спросила кроха...» — тем всё быстрее и быстрее созревает одна, не дающая покоя и отвлекающая, мысль: «Неубедительно». Ну это словно наблюдать, как Бен Аффлек в роли Бэтмена на серьёзных щщах ведёт высокопарный диалог с Чудо-женщиной — что же можно придумать нелепее? И вот тут-то оказывается, что кроме сомнительных телодвижений и избитой морали автор ничего больше предложить-то и не может, и пережёвывать одно и то же будет до самого конца. Впрочем, ещё стоило бы (нет) упомянуть омерзительных, гнилых персонажей и псевдопсихоаналитический трёп, подаваемый с таким умным (нет) видом, как будто перед тобой не pulp fiction среднего пошиба, а научпоп от Ричарда Докинза или Мито Каку. Только вот сколько бы не словоблудил мистер Симмонс, сколько бы крови (и прочих жидкостей) не рассеивал тут и там, сколько бы не вбрасывал перестрелок и взрывов и разных ужасных примеров членовредительства в своём раннем детище — читательская душа ну ни капельки не верит в эти побасенки, не отдаётся на волю книги, не сопереживает, а лишь недоумённо раз за разом вопрошает: «Что ты такое?».

И вот ответ долго искать не придётся (в отличие от последней страницы книги), ведь если собрать в кучу нацистов, нацистов-телепатов, евреев, гомосексуалистов, несколько оголённых лобков и заговоры мирового правительства — вне всяких сомнений, что-нибудь да получится. Попробуйте: вдруг тоже роман сочините?

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просмотрев отзывы, понял, что мне повезло. Я начал изучать творчество Симмонса с этого романа. Мне понравилось все, даже постоянное чтение,что кто-то умер.

Специально или случайно, уже не важно, главное умер. И читаешь роман и ждешь,что кто-то умрет. Может не один. Но умрет. И вот это постоянное «кто-то умрет» немного надоедает, но все равно уже ждешь,что кто-то умрет. Снова. Не может быть главы без того,чтобы кто-то не помер. Извините.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если воспринимать произведение как приключенческий роман, или даже сценарий для киноблокбастера, то книга безусловно хороша. Погони, перестрелки, жестокость и беспощадность «плохих», самоотверженная борьба «хороших», зазомбированные прохожие, готовые перерезать глотку любому, на кого укажет «хозяин», кровь и кишки наружу... Красота!

Но Дэн Симмонс, конечно же, пишет получше уровня бульварного чтива, и в «Темной игре смерти» это конечно же заметно. И вот тут я вынуждена согласится с очень точным замечанием читателя Farit — «писатель поставил задачу, которую не смогли решить ни его герои, ни он сам».

Речь идет о том, что история в книге повествует не просто о «вампирах мозга» — существах, способных воздействовать на разум других людей, принуждая их выполнять свои приказы. Автор замахивается на большее. Устами Сола Ласки, одного из главных героев книги, профессора, практикующего психоаналитика и автора двух книг, посвященных психологии насилия, проговаривается идея, согласно которой ключевые фигуры человеческой истории, вроде Гитлера или Ганди, тоже обладали Способностью и именно поэтому в случае с Гитлером такие умные и образованные немцы пошли на поводу у его человеконенавистнических идей. И получается такая вот конструкция. На базовом уровне — простые люди, которые никак не могут противиться «вампирам», а так называемые «нейтралы», выходит, «просто недостаточно обработанные обычные люди». Выше стоят «вампиры» с нулевым уровнем морали, которые не способны испытывать любовь, некоторые из них погрязли в предрассудках, попросту безумны или управляемы другими вампирами, проросли связями во все властные структуры американского общества и... И все. Главные герои, которых поначалу сильно возмущала та легкость,с которой «вампиры» расправлялись со случайными свидетелями, сами приходят к выводу, что ради высокой цели можно и парочку гражданских угробить.

Так что же такое насилие? Какова его природа? Почему глобальные изменения в обществе так или иначе сопровождаются напряженностью и волной преступлений? Автор так и не находит ответ на этот вопрос. Действительно, не справился. Слишком высоко установлена планка.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный триллер! Симмонс не перестает удивлять — что ни роман, то в каком-то своем жанре. Очень давно я уже намеревался почитать данную книгу, да все отпугивал внушительный размер (сопоставим с стандартным циклом из трех-четырех книг). Но волей случая попал в больничку и тут , как говорится, — «сам Бог велел». Прочитал и пожалел, что так долго тянул до этого с этим романом.

Жанр романа «Утеха падали» — триллер (и вовсе не мистика, как указано выше), в котором все действия разворачиваются вокруг горстки людей с необычными психофизическими способностями (эдакие Сканнеры, если вы помните этот старенький фильм). Книга поделена на три части: в первой автор знакомит нас поочередно со всеми героями и потихоньку закручивает сюжет; во второй части роман набирает обороты, постоянно выдавая неожиданные сюжетные повороты. Третья часть начинается опять размерянно, готовя читателя к «основному блюду», а ближе к концу радует кучей очень «зрелищных» и ярких моментов. Сейчас, когда за спиной около 2000 страниц, даже трудно поверить, что прочел такой объем — настолько динамично развивается сюжет, что даже не было момента заскучать.

Моя оценка — крепкая 9. Жаль, что таких романов в наше время уже днем с огнем не сыскать. Симмонс в который раз оправдывает мои ожидания на все 100 процентов. Даже обидно, что этот автор в наших широтах абсолютно недооценен, и знакомство людей с ним в лучшем случае ограничевается Гиперионом. Советую всем любителям крепкого триллера.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Снова увесистый фолиант, которым и убить можно. Снова разные герои, совершенно не геройские. Сама идея не кажется особо оригинальной — все эти сверхчеловеки уже мелькали в литературе и в кино, но не в этом дело: об одном и тоже можно рассказать увлекательно, что у Симмонса получалось страниц где-то до пятисотых. Потом (и тут говорю за себя) я вдруг понял, что начинаю уставать. События всё больше стали походить на сантабарбару, а когда герои без проблем пробрались на суперохраняемую территорию и устроили там образцовую войнушку, я совсем затосковал. Последняя часть будто вырезана из другой книги.

Но... восьмёрки книжка достойна.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, хоть и длинный, но крайне увлекательный. Злодеи ужасны и колоритны, психологически достоверны (особенно, Мелани). Действие развивается медленно но неотвратимо, усиливая напряжение. Жестокость невероятная — кровь хлещет рекой, зло не щадит ни взрослых ни детей, что только добавляет правдоподобия сюжету.

Но конец меня очень разочаровал. Вся эта гигантская работа, с тщательно построенным сюжетом, с умело разработанными персонажами, с аурой мистического и непобедимого ужаса внезапно превращается в пародию на боевик. Больной старик и слабая девушка начинают действовать в стиле Рэмбо — бегают, стреляют, взрывают, дерутся — и пули их не берут, и телепаты против них бессильны, и планы их гениальны, и везет им постоянно. А уж приключения Сола на острове и читать было как-то неловко.

В общем, большая часть романа превосходна. Последние пару сотен страниц уже из другой оперы (может Симмонсу писать надоело, или агент торопил).

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смотрю на библиографию Симмонса и удивляюсь, как же все-таки непредсказуема творческая жизнь писателя. Ударное начало карьеры («Песнь Кали», «Темная игра смерти», цикл «Гиперион»), потом откровенная деградация (всякие «Лето ночи», «Костры Эдема» и прочие «...призраки») и наконец возрождение («Террор», «Друд» (еще в процессе прочтения, но уже нравится) и «Черные холмы»).

Теперь собственно о самом романе. С него началось мое знакомство с Симмонсом. И началось оно с борьбы со сном, который навевало начало романа. А потом... А потом был один из самых мощных, из встреченных мной в литературе, приемов, когда действие начинается без всяких прелюдий и уже не заканчивается до самой развязки. Да еще какое действие! Я вам скажу так: это один из самых жестких, бескомпромиссных и непредсказуемых романов, прочитанных мной (а прочитал я немало). История, начинающаяся как противостояние двух «людей» разрастается до поистине эпических масштабов. Сюжет выделывает неимоверные кульбиты. Вам начал нравиться какой-то персонаж? Скорее всего он скоро умрет, и смерть его будет мучительна.

Вот как после такого, можно было написать насквозь предсказуемые и неприятно-приторные «Костры Эдема»?

Совсем не легкое, оставляющее достаточно неприятный осадок чтение. Зато предельно честное и динамичное. И второе для меня гораздо важнее, а если вам нужно посмеяться, то это явно не к Симмонсу. 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий роман. Хрестоматийный пример умного блокбастера, написанного талантливым заокеанским сочинителем.

Единственное, что с самого начала необходимо уточнить, так это, что практически любому читателю придется осилить первые сто листов. У меня, на начальных страницах, было ощущение, что меня обманули: какая-та нудная история о нескольких хьюмансах, имеющих сверхчеловеческие способности; обыденное вступление; неспешный темп вхождения в суть происходящего. Но стоит продраться дальше по сюжету и в игру вступают не самые банальные интриги, да так, что дух захватывает. Со второй половины первого тома, на каждой странице романа, ловил себя на мысли, что вот-вот наступит развязка. И так, почти до самого конца. Что-что, а умение держать читателя в постоянном напряжении, у Дэна Симмонса на высочайшем уровне, как на мастер-классах у ветеранов письменного слова – любая глава обрывается на самом интересном месте. И это замечательно, когда закончил второй том, хотелось добавки.

О героях. Эти главные атрибуты любого произведения у Симмонса выписаны тщательно и с любовью. Персонажи получились емкие и живые, с реальным прошлым. За них переживаешь и судьба их не безразлична. И некоторых из них автор убивает. Логика романа подразумевает фантастичность способностей, коими обладают отрицательные персонажи книги, но в описании происходящих событий, Симмонс пытается соблюдать реалистичность.

Переводом я доволен. Предложения перечитывать, чтоб понять смысл написанного, мне не приходилось. Думаю, что перенос с английского на русский – адекватный.

Не хочу ничего писать о сюжете — это надо читать. В своей нише, этот роман достоин 10 баллов.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх