FantLab ru

Лю Цысинь «В память о прошлом Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Голосов:
508
Моя оценка:
-

подробнее

В память о прошлом Земли

三体

Другие названия: Воспоминания о прошлом Земли

Цикл

Аннотация:

Долгожданный контакт с инопланетным разумом осуществлён.

Через каких-то 400 лет представители погибающей цивилизации Трисоляриса прибудут на Землю. Что делать человечеству сейчас? Ждать их, как друзей, способных научить новому, или как захватчиков?

Прочти, далёкий потомок, эту хронику о прошлом Земли, показывающую, что в масштабах Вселенной, как и в Истории, действуют суровые законы и ведущей является роль Личности.

© A.Ch
Примечание:

Неофициальный перевод цикла на русский язык — в группе https://vk.com/club83926979


Хронологическая таблица эр:

Общая Эра: до 201… года после Р. Х.;

Эра Кризиса: 201… — 2208 гг.;

Эра Устрашения: 2208–2270 гг.;

Эра Пост-Устрашения: 2270–2272 гг.;

Эра Космической Передачи: 2272–2332 гг.;

Эра Космических Убежищ: 2333–2400 гг.;

Галактическая Эра: 2273 г. — неизвестно;

Эра Черного Домена для звезды DX3906: 2687—18 906 416 гг.


Содержание цикла:

7.79 (1509)
-
78 отз.
8.43 (925)
-
29 отз.
7.95 (715)
-
32 отз.
7.87 (110)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Задача трех тел
2017 г.
Вечная жизнь Смерти
2018 г.
Темный лес
2018 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.
Шаровая молния
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Задача трех тел
2016 г.
Вечная жизнь Смерти
2017 г.
Темный лес
2017 г.

Аудиокниги:

Вечная жизнь Смерти
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.
Тёмный лес
2017 г.
Вечная жизнь смерти
2018 г.
Темный лес
2018 г.

Электронные издания:

Задача трех тел
2016 г.
Темный лес
2016 г.
Вечная жизнь Смерти
2017 г.

Издания на иностранных языках:

三体
2008 г.
(китайский)
三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
The Three-Body Problem
2014 г.
(английский)
The Dark Forest
2015 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2015 г.
(английский)
Death's End
2016 г.
(английский)
Die drei Sonnen
2016 г.
(немецкий)
The Three-Body Problem
2016 г.
(английский)
Проблема трьох тіл
2017 г.
(украинский)
Ball Lightning
2018 г.
(английский)
Death's End
2018 г.
(английский)
Der dunkle Wald
2018 г.
(немецкий)
The Dark Forest
2018 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2018 г.
(английский)
Темний ліс
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл довольно бодро начинается, сваливаясь во втором романе в объяснение всего мироздания весьма спорной концепцией, в третьей книге продолжается натягивание совы на глобус, усугублённое мэрисьюшностью главной героини.

Читая, ловишь себя на мысли, что если таково китайское отношение к сосуществованию цивилизаций, всем прочим странам стоит очень сильно напрячься.

Что касается художественного уровня — ну, персонажи Казанцева и Ефремова по сравнению с этим являют верх психологизма.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как много восторженных отзывов. Судя по всему их авторы не читали приличной литературы вообще и фантастики в частности. В данной трилогии плохо всё.

Начиная с абсурдных псевдонаучных допущений, плоских ,картонных персонажей и их нелогичных поступков, и заканчивая совершенно необоснованными

выводами и скучным сюжетом. Исключение это первые 2/3, первого тома посвещенные эпохе культурной революции, там все интересно и самобытно, а все остальное

это писанина уровня Головачева и Петухова.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где-то между Мао и Лао.

*** «Болезненное дежавю».

Чтение «В память о прошлом Земли» вызывает странное, тревожащее чувство. Ты словно раскалываешься надвое, одновременно осознавая чужеродность текста из Поднебесной и чувствуя его необъяснимую близость. Оттого ли это, что китайская Великая пролетарская культурная революция 1966-1976-го годов, с кровавых сцен которой открывается цикл, до боли напоминает события нашей не столь отдалённой истории? Оттого ли, что русскоязычный перевод трилогии сделан с её американской локализации? Оттого ли, что Лю Цысинь (1963-го года рождения) вырос на тех же произведениях западной и советской фантастики, что и мы? А может быть, причиной всему глобализация, и каждый читатель вне зависимости от нации будет обречён терзаться этой двойственностью?..

Лишь после прочтения всех трёх книг романа начинаешь догадываться о той работе, что проделал автор для создания эффекта «болезненного дежавю» именно у западного (или прозападного) читателя. Казалось бы, смысл – если не содержание – каждой из них, как и всего цикла, закодирован уже в заглавии, но кто из представителей европейской культуры всерьёз верит в предопределение? Нам всегда надо сначала побороться с фатумом, и «В память о прошлом Земли» будто бы предоставляет такую возможность. А что на самом деле? «Задача трёх тел» вводит в игру, завлекает, оперируя привычными категориями и облекая их в знакомые нам формы: коммунистическая революция, торжество практической науки, поиск внеземных братьев по разуму (и даже идеологии), долгожданный контакт с такой цивилизацией, обрётшая статус мировой религии глобальная сетевая компьютерная игра, триллер и детектив. «Тёмный лес» рисует футурологическую картину человечества, сплотившегося в борьбе против инопланетных захватчиков в лучших традициях космооперы, но образ испуганного ребёнка, внезапно осознавшего беспощадность окружающего мира и собственную смертность, меняет восприятие этого «героического полотна». «Вечная жизнь Смерти», с самого начала передав эстафетную палочку повествования женскому и восточному видению ситуации, окончательно выводит читателя из зоны комфорта и затягивает в пучину ориентального фатализма.

*** Ловля читателя на блесну.

«В память о прошлом Земли» – это, безусловно, фантастика, но так ли уж она научна? Текст поначалу прямо-таки пестрит специальной терминологией, часто он словно намеренно перегружен ею и популярными изложениями тех или иных теорий, но вскоре «выдыхается», и во второй и третьей книгах акцент смещается на социум и философию соответственно. Обратите внимание: Лю Цысинь преимущественно использует «открытия» и «технологии будущего», уже хорошо освоенные американской и советской фантастикой начиная примерно с середины 20-го века. Это борьба со скоростью света, космические паруса, нанотехнологии, беспроводная передача бытового электричества, информационные поля-экраны, индивидуальные «летающие самокаты», гибернация, искусственные спутники-поселения у газовых планет-гигантов, первые проникновения в смежные много- и маломерные измерения пространства и тому подобные штампы. В романе они даже объяснены на опережение диверсией пришельцев, «заморозивших» земную науку. Пожалуй, несколько выделяется на общем фоне более вольное, нежели раньше, обращение со звёздами и чёрными дырами, некоторые дополнения и другие мелочи, но в целом это ничего не меняет. Далее, сама ситуация вмешательства высшей недоброжелательной силы в земную науку отнюдь не нова, её, к примеру, использовали Аркадий и Борис Стругацкие в повести «За миллиард лет до конца света» 1976-го года. Компьютерная реальность как виртуальный полигон для социологических и научных исследований есть у Кодзи Судзуки в серии романов «Звонок» 1991-1999-х годов, а прогнозирование возможных путей развития религии – у Дэна Симмонса в цикле «Песни Гипериона», написанного с 1989-го по 1999-й годы. Наконец, Роберт Шекли и двуликий Генри Лайон Олди уже подарили читателям великое множество «безумных» миров. Продолжать в этом духе можно очень, очень долго, но зачем? Создаётся впечатление, что Sci-Fi здесь такая же декорация, как триллер и детектив, а внимание самого автора сосредоточено на чём-то другом. Быть может, это «что-то» можно назвать социальной фантастикой?

Общество будущего в изображении Лю Цысиня отличается от подобных моделей других фантастов прежде всего своим «пластичным непостоянством». Его можно сравнить с растительным миром, зависимым от почвы, воды, ветра, солнца и многих других факторов. Чуть только нарушится баланс в сторону любого из элементов, как вся эта трава, кусты и даже деревья тут же изменятся, подстроившись к новым условиям существования. Любопытно, что одной из форм для городов будущего автор выбрал именно «лес» из «деревьев», в котором «листья» – это отдельные здания, а «стволы» и «ветви» выполняют несущую и коммуникационную функции. Данная «гуттаперчевая» особенность общества проявляется во всём: в политике и законодательстве, отношении к «культу личности», видах религиозного или атеистического мировоззрения, морально-этических принципах, полоролевом поведении и внешности, образе жизни и просто моде. Что показательно, почти любые изменения преподносятся спокойно, не как отклонение от некой «нормы», и совершенно без желания эпатировать читателя, и это заметно прежде всего по восприятию следующих поколений персонажами, так или иначе продлевающими своё существование во времени. Неоднократно подчёркивается, что все происходящие с человечеством метаморфозы – отнюдь не результат эволюции, не развитие по заданной «генетически» или идеологически программе, не «взросление» общества как всякого живого и растущего организма, а именно приспособление человеческой популяции к постоянно меняющейся жизни. Увы, вся новизна темы и интерес автора к её изучению этим и исчерпывается. Тоталитаризм цивилизации Трисоляриса, всё повторяющийся психологический ребус из серии «Жизни на всех не хватит», прочие приспособленческие колебания, происходящие с людьми на Земле и в космосе, перечисляются и описываются, но не становятся ни объектом пристального исследования (или даже особого внимания), ни фоном для напряжённого или динамичного действия. Ни о какой утопии или антиутопии речи здесь и подавно вестись не может. Заявленная было «космическая социология» вообще оказалась настолько фантастической дисциплиной, что ушла лишь немногим дальше простого поименования.

*** Серп Кроноса.

Мы привыкли читать книги европейских авторов, очарованных, испуганных или неопределённо поражённых экзотикой «загадочного Востока», но в случае с Лю Цысинем нельзя сказать, что он, увлёкшись не менее загадочным для Китая Западом, зеркально их повторяет. Действительно, в цикле упоминается огромное количество знаковых имён западной культуры: Исаак Ньютон, Николай Коперник, Альберт Эйнштейн, Винсент Ван Гог, Леонардо да Винчи, Иван Тургенев… Но обратите внимание: как и в случае с научной терминологией, «основной удар» опять приходится на первую книгу, а до третьей дотягивают лишь действительно важные автору в контексте его произведения артефакты: будто учащая общаться без слов «Мона Лиза», неожиданно оказавшаяся реалистичной и даже реалистически написанной «Звёздная ночь», малоизвестное стихотворение в прозе «Порог» от создателя романа «Отцы и дети», исследователя феномена «нового человека» и нашего соотечественника, и немногие другие. Рискну предположить, что Лю Цысинь сравнивает на примере одного события, имеющего общечеловеческое значение – вторжения извне – традиционные западную и восточную культуры, противопоставляет их методы и отношение к жизни вообще. Приключенческая и даже социальная составляющие постепенно уходят на второй план, забываются, наконец-то уступая дорогу тому, ради чего всё, собственно, и затевалось – экзистенциальной проблематике и фантастике философской.

Не возьмусь утверждать, что верно понял авторские посыл и замысел, но у меня после прочтения «В память о прошлом Земли» возник целый ряд вопросов, и вот лишь некоторые из них. Способна ли на продолжение себя в достаточно далёкое будущее цивилизация Запада, начавшаяся с оскопления отца сыном в греческих мифах? Почему конфликт поколений у нас выражен настолько остро, что даже дикарские методы Кроноса и Зевса представляются гуманнее и прогрессивнее совсем уж скотского пожирания собственного потомства? Откуда у нас эта невозможность одновременного мирного сосуществования хотя бы двух поколений и нежелание «дать дорогу молодым»? Способна ли на самозащиту при встрече с равным или превосходящим по силе противником, на выживание вне зоны комфорта цивилизация, отказавшаяся от этой первобытной жестокости и утратившая вместе с ней варварскую жизненную энергию, скорость реакции и саму волю к жизни? Повлиял ли этот отказ на так называемые «стихийные первоэлементы», в разных пропорциях составляющие полноценные личность и общество? Не выродились ли из-за него изначальные мужское и женское начала, полностью утратив доли Огня и Земли? Способен ли породить хоть что-нибудь союз оставшихся Воздуха и Воды? Почему даже в цивилизованном и считающем себя гуманным обществе ставших действительно взрослыми и посмевших проявить свою самостоятельность сыновей до сих пор убивают? Почему ради того, чтобы остаться жить вместе с родителями, сыновьям приходится либо навсегда оставаться послушными великовозрастными детьми, не способными на инициативу, либо вовсе ритуально оскоплять себя, приобретая взамен черты столь приятной глазу, изощрённой в общении и утончённой в манерах феминности?..

*** Зеркало Лао-цзы.

В свете учения Лао-цзы «болезненное дежавю», или «когнитивный раскол» сознания западного читателя перестаёт существовать, а трилогия «В память о прошлом Земли» начинает приоткрывать свои глубинные смыслы. Вероятнее всего, в Китайской Народной Республике, на родине Лю Цысиня, следует считать объектом воздействия не западного, а прозападного читателя, а также предполагать несколько иное воздействие «возвращения к даосизму» на публику, но отрицание наличия этой философии в произведении представляется мне бессмысленным. Не предлагая познать Дао или понять сущность Дэ, хочу напомнить о принципе «недеяния», или, скорее, «деяния без борьбы», которым, к примеру, столь совершенно владел главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812-го года М. И. Кутузов в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Имеется в виду такое «ничегонеделание», которое на самом деле является тем внешне беспричинным, спонтанным действием, что видом, временем проявления и мерой своего воздействия максимально точно соответствует внутренней гармонии вселенной и самого человека, не нарушая их равновесия и, тем не менее, позволяет достичь этому человеку его цель кратчайшим путём. Принцип «деяния», или «деяния наперекор», соответственно, означает стремление достичь желаемое, основываясь на исчерпывающем знании, долгосрочном подробном планировании и точном расчёте, добиваясь своего любыми средствами, преодолевая все преграды и не оглядываясь на последствия, причём, как правило, действует разрушительно на окружающий мир и самого человека, а цель по достижении не всегда или не навсегда совпадает с действительно желаемым. Мне кажется, что именно противопоставление Запада-как-деяния и Востока-как-недеяния составляет суть основного конфликта трилогии, который, к тому же, так и не получает разрешения в сюжете, оставаясь в устойчивом равновесном состоянии и к финалу последней книги.

В присутствии «Старого младенца» Лао-цзы становятся понятнее многие до того неясные моменты и неожиданные повороты сюжета, в том числе пропущенные в качестве факультативных и прочитанные «по диагонали» как неинтересные или чуждые. Приобретают смысл, казалось бы, совершенно лишние описания репрессий научной интеллигенции Китая, в частности, сцена публичной пытки-унижения до последнего отстаивающих теоретические физические постулаты учёных и преподавателей. Жизнь Е Вэньцзе, конкретно её сопротивление переменам, месть за отца и последующее прозрение, частично переданное позднее одному из «отвернувшихся», начинает восприниматься эпиграфом ко всему циклу. Сама национально-политическая принадлежность «отвернувшихся» (Америка, Венесуэла, Британия, Евросоюз и Китай), их действия и судьбы были более чем аллегоричны и до того, сейчас же показали своё истинное место в сюжетной схеме и системе образов. Действия Чэн Синь и Ло Цзи (не слишком далеко от «Лао-цзы» на взгляд русского) перестают быть неожиданными, их наивные поступки получают фундаментальное философское основание, а удача – системное обоснование.

*** И снова монолог Гамлета.

Действительно ли в цикле присутствует социально-философский конфликт-противопоставление западного и восточного мировоззрений, не надуман ли он, не привнесён ли извне и позднее, после выхода «В память о прошлом Земли» за границы Китая? Предположим, его не существует. Проблема «привозного» характера возникновения КНР и её аналогичных европейским радикальных изменений традиционного уклада жизни от этого никуда не денется. Это предположение отнимет мораль и счастливую развязку у «сказки-притчи» о злом художнике и маге Остроглазе, преуспевшем в рисовании на западный манер, но не обученном восточному стилю живописи, тем самым лишив уже «Вечную жизнь Смерти» духовного зерна и сюжетообразующего ключа к спасению. Наконец, это оставит без объяснения деление всех значимых персонажей каждой книги трилогии на прозападных, традиционно-восточных (не обязательно китайских) и мятущихся духом между этими полюсами, а также параллельное сюжетное ведение попыток решения этими персонажами очередной проблемы мирового масштаба.

Почему основной конфликт произведения, по моему мнению, остался неразрешённым, «застывшим» в динамическом равновесии наподобие системы Трисоляриса? На это указывает оставленная Чэн Синь в глобуле персональной мини-вселенной искусственно созданная миниатюрная замкнутая экологическая система, которая, в свою очередь, предвосхищается просьбой оставить шарик с рыбкой, поступившей от реликта четырёхмерного пространства. Сколько-то килограммов массы, насильственно изъятых из «вселенского уравнения», которому для сохранения равновесия может быть важен каждый атом! Не слишком ли рискованная прихоть? Истинность «восточного стиля», казалось бы, стала всем очевидна – и вдруг такое граничащее с безумием нежелание класть все яйца в одну корзину. Или это следует понимать как очередной спонтанный импульс даосского «недеяния»? Весь цикл, как один по-разному заданный вопрос, оставленный без ответа, как чьё-то письмо в бутылке, отданное на милость океана.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оставляю отзыв ко всей трилогии (далее — книге) вцелом, т.к. только так её и необходимо воспринимать.

В книге уйма недостатков, начиная с занудного начала и заканчивая несколько разочарующей концовкой (лично для меня, я хотел чтобы главная героиня всё же встретилась с тем, кто ей рассказывал сказки).

Но, чёрт возьми, это пока лучшее что я читал за всю свою жизнь, после прочтения я почти три месяца ничего не хотел читать, и возвращаться к чтению пришлось через прочтения прошлых любимых книг.

Это невероятная книга, в которой есть всё: космос во всём его великолепии, от звёздных систем, до целой вселенной; человечество какое оно есть, с его глупостью, страхами, предательством, ничтожностью, силой, любовью; физика, со всей её сложностью; фантастика, с её правдоподобностю. В этой книге есть ответы на вопросы нынешнего и будущего, в ней есть предостережение и главное она очень просто объясняет вселенную концепцией Тёмного леса.

У этой книги уйма недостатков, но она великолепна.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги, читать к которым отзывы, рецензии, разборы и даже аннотации до полного прочтения категорически не рекомендую. (Красивую хронологическую таблицу на обратной стороне обложки третьей книги вообще лучше попросить заклеить своего товарища, который либо уже читал, либо не собирается этого делать вообще). Спойлеры, раскрывающие сюжет коий не так очевиден с самого начала, содержатся в каждом слове.

Баланс между повествовательной и технической частями книги соблюден кране приятно (для меня): отсутствуют ужасающие своими размерами скучные, технические описания процессов и технологий, но в то же время и не создается впечатления, что всё основано на какой-то «магии».

Роль как человечества, так и всех возможных цивилизаций в Нашей вселенной описаны так, что прямо чувствуется давление бесконечного, темного и опасного пространства — во вселенной всегда найдется кто-то умнее и сильнее тебя (некие межгалактические азиаты). Насыщенные, ныне философскими, а в возможном будущем чисто практическими вопросами, книги дают богатую почву для размышлений, но при этом неназойливо, аккуратно и со в кусом.

Книгу (все три воспринимаются исключительно как единое целое) однозначно рекомендую к прочтению.

И не могу удержаться:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Прячься как следует. Зачищай как следует.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На тёмном фоне киноэкрана появляются большие буквы, убегающие вверх:

ДАВНЫМ-ДАВНО В ОДНОЙ ДАЛЁКОЙ ГАЛАКТИКЕ…

Ага, понятно, откуда черпал вдохновение господин Цысинь Лю при написании своего полотна будущего-прошлого Земли. Как будто уже прошло, но ещё будет. Да и Голливудских визуальных спецэффектов в книгах серии полно.

На самом деле, не смотря на некую вторичность идей эпопеи, трилогия получилась интересной, приковывающей внимание к поворотам и, конечно, к занимательной научности для далёких от науки людей.

Автор предупреждает, как это делал ещё Рэй Брэдбери, ругая костюмы для собак и айфоны, вместо освоения космоса и конкретно приближения к скорости света. Спорно, но не безосновательно.

Исторические части романов показались не столь интересными, автору нужен космос, с его недоступностью, тьмой и тишиной, а отдельные эпизоды давней жизни людей получаются слишком общеизвестными и неяркими. Физика – стихия автора, а те читатели, которые дома разворачивают софон в n-мерном пространстве и яростно утверждают, что у китайца описывается всё не так – пусть приводят достоверное видео в свою защиту.

Тот случай, когда отдельные тома, получают меньшую оценку, чем сумма их в одном. За масштаб, за лёгкий язык, за НФ, не за героев.

Спасибо автору и отдельное спасибо команде переводчиков.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать чисто из любопытства, хотелось узнать о том какая она, современная китайская литература, по этому от книги («Задача трёх тел») не ждал ничего, но по итогу весь цикл книг произвёл на меня сильное положительное впечатление.

По поводу «научно-фантастической» части, стоит сказать, что автор использует несколько допущений:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. наличие планеты, населённой разумной формой жизни, в ближайшей к Солнцу звёздной системе (Допустим, что есть такая планета, у которой непредсказуемо смещаемся орбита движения, что приводит к катаклизмам на данной планете. В таких условиях жизнь, в земном её понимании не возможна, но кто сказал, что инопланетяне Лю Цысиня это живые организмы в земном нашем с вами понимании. Возможно это вовсе неуглеродная форма жизни развивающаяся по своим условиям, тем более, что в книгах сведения о физиологии трисоляриан указаны скудно, что даёт почву для воображения. Соответственно психология, ментальность, история развития науки и техники инопланетян в корне отличается от человеческой);

2. радио контакт и дальнейшая коммуникация, без каких-либо проблем в понимании между человечеством и инопланетянами (Житейский опыт говорит нам, что наладить коммуникацию с человеком, являющимся носителем языка, сильно отличающегося от нашего, довольно проблематично. Но опять же исходим из того, что «собеседником» человечества является цивилизация, которая на порядки опережает землян в научном развитии, то допускаем что трисоляриане расшифровали послание с земли.);

3. Солнце как отражатель радио сигнала;

4. роботы размером с субатомную частицу (софоны), с удивительными возможностями их эксплуатации, и не менее удивительным способом их изготовления (Что тут с кажешь, как говорил А. Кларк: «любая достаточно развитая технология неотличима от магии»);

5. наличие во вселенной множества иных высокоразвитых и не очень цивилизаций (ну почему бы и нет, ведь вполне логично );

6. прочие допущения свойственные научно фантастической литературе (гибернация, космические корабли, миры с более (или менее) чем тремя измерениями и т.д).

Собственно на основе этих допущений и выстраивается сюжетная линия трилогии.

Имеют ли данные допущения право на существование? Да имеют поскольку данная трилогия это всё таки не учебник физики или астрономии, у неё другая цель: не образовательная, а развлекательная.

Как таковая цель хорошей научной фантастики – это популяризация науки, приобщение читателя к сложным научным терминам посредствам объяснения их сути простым языком. В трилогия Лю Цысиня оперирует такими понятиями как «Пояс Койпера», «Облако Оорта», собственно «задача трёх тел» и т.д. , немного раскрывая их суть читателю .

Центральные персонажи трилогии имеют свою предысторию их мотивация ясна, у них есть свои положительные и отрицательные стороны, им хочется сопереживать. Персонажи трилогии не являются «героями» или «антигероями» в классическом понимании — это обычные люди ставшие таковыми в силу обстоятельств. Трилогия не столько об инопланетянах, сколько о людях, об изменении поведения людей в меняющихся условиях.

Ну и конечно же красной нитью по всем трём романам проходит мысль о важности фундаментальной науки. К чему приведёт отсутствие открытий в фундаментальной науки за сотни лет при том что, прикладная наука будет активно развиваться.

В книгах полно интересных сюжетных поворотов и захватывающих сцен, которые будут держать читателя в напряжении.

Подводя итог весь цикл книг является отличной научной фантастикой с захватывающим сюжетом и колоритными персонажами.

Из минусов:

-герои носят китайские имена, которые сложно запомнить российскому/европейскому читателю;

- фантастические допущения м сюжетные повороты при встрече с которыми в первых двух книгах, мысленно говоришь себе «ну допустим», то в третьей книге уже больше возникают мысли «да ладно» и «не может быть».

В целом, по моему субъективному мнению, трилогия заслуживает оценку 9/10.

P.S.

Есть ещё один нюанс, без которого бы трилогия не произвела бы на меня столь сильного впечатления. Хоть цикл книг и классифицируется критиками как «жёсткая научная фантастика», да и сам автор в послесловие указывает на это. Но давайте предположим, что в романах есть доля «мягкой научной фантастики» с присущими ей аллюзиями и завуалируемой социально-политической проблематикой современности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Давайте предположим, что под конфликтом Земли и Трисоляриса подразумевается конфликт (политический, культурный и тд.) между Востоком (Китай, Россия, КНДР) и Западом (США, Европа) соответственно. Так же как и у фракций в ОЗТ, у части жителей стран Востока такие же мотивы поддерживать противоположную сторону конфликта: ненависть к собственному правительству и бытности, романтизация и обоготворение чужой культуры, банальное приспособленчество.

ОЗТ – это собирательный образ НКО финансируемых Западом, якобы преследующим благие цели например за сохранение экологии, но действия которых наделе сводится к ослаблению собственной страны.

Держатель меча – это своего рода держатель «чёрного чемоданчика», угроза раскрытия координат звёздной системы «тёмному лесу» сохранявшее мир между Землёй и Трисолярисом в конце второй и начале третьей книги – это угроза взаимного уничтожения ядерным оружием, которое сохраняет мир между Востоком и Западом и т.д.

Да и в третьей части есть эпизод, когда под видом сказок (считай трилогия) доносится важная информация.

Если рассматривать трилогию в подобном ключе, то события книг начинают играть в интересном свете.

Но это только мое предположение.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

заслуживает внимания только первая книга и то где-то до 2/3 текста.

местами читать интересно, если заставить себя забыть, что это вроде как НФ. научной части нет и в помине. только вольный полет фантазии. вторая и третья книги и вовсе фентези в футуристическом и космическом антураже.

много нестыковок, нелогичностей

вроде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гигантских подземных городов внезапно появляющихся (хотя строить и переселять в них людей с поверхности пришлось бы многие сотни лет) и так же внезапно исчезающих из повествования или космических флотов из тысяч гигантских кораблей

автор не в ладах

с биологией

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чего только стоит способ размножения трисолариан

слияние двух особей и постройка из их тел новых особей причем с частичной памятью исходных. иммунная система, отторжение чужих тканей? о чем это вы?

с астрофизикой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
система Альфа Центавра выглядит в реальности совсем не так, как описано у автора, плюс к тому, существование планеты, которой три звезды играют в футбол, невозможно. в реальности планета имела бы вполне стабильную орбиту у одной из звезд, что мы и наблюдаем в реальной системе Альфа Центавра.

с физикой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
печать компьютерных плат на протонах, что б превратить их в супер компьютер — это феерично.

а разномерные пространства, компактные искусственные минивселенные из третий книги?

и еще много всего абсурдного.

экшн, напряжение и загадки присутствуют. и в этом плюс серии.

но в целом впечатление — слабо.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После этой трилогии иные книги, имеющие сюжет об инопланетных цивилизациях, кажутся наивными. На мой взгляд — настоящий прорыв в осмыслении того, кто мы во Вселенной и что мы для Вселенной.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вся трилогия редкостный бред. Интересна только часть посвящённая культурной революции. Даже в русских народных сказках больше научности и логики. чем в этом

потоке сознания( особенно «жжот» третья часть). Герои все картонные и как на подбор абсолютные дебилы. Вначале я думал что это особенности китайского взгляда на мир, но к концу третьего тома убедился- автор слабое подобие наших Петухова и Головачёва.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго не решалась читать сей цикл из-за большого количества негативных отзывов к его романам.Сейчас же почти ужасаюсь от мысли, что могла пропустить эту действительно гениальную и масштабную работу Цысиня, которая, слово волны, накрывают тебя для того, чтобы больше никогда не всплыть. Горечь, сожаление, восторг, восхищение — огромный спектр чувств нахлынут, погрузившись в глубины Цысиновской Вселенной. Вселенной, которая вначале вызвала полное неприятие, непонимание и отчуждение, затем, расставив все на свои места, пребываешь в ошеломленном озарении от глубизны идей и размышлений, что беспокоят самого Лю: смысл мысли и существования, их место во вселенной, что есть смерть, любовь и жизнь, какова роль человечества. До сих пор идея торжества жизни была однозначна, и лишь сейчас я впервые столкнулась с мыслью, что сама по себе жизнь не есть что-то из ряда вон выходящее,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наоборот, это не только обычное, но и весьма опасное явление, настолько, что должно быть зачищено, если не отвечает принципам безопасности Вселенной. Отсюда — сначала полное неприятие мною идеи «темного леса», а затем осознание и понимание сути этой идеи.
Ясны стали мысли и действия Ян Дун и Певуна. Романы всколыхнули самые потайные мысли в душе, оставив после прочтения чувства тревоги и смятения...

Герои Цысиня многогранны, сложны, интересны, глашатаи тех эпох, что их породили, мы можем быть абсолютно не согласны с их действиями и решениями, вызывающие полное неприятие,как в случае с Чэнь Синь. Но, в конечном итоге, ты осознаешь, что их нельзя осуждать, ведь по разумению автора, они действуют по отличным от нас понятиям.

Если вы хотите погрузиться в мир думающей фантастики, тогда смело беритесь за цикл, если же вас больше интересуют космические декорации, на фоне которых разворачиваются детективные тайны, то лучше не стоит и начинать.

Фантастика у Цысиня получилась очень «натуральная» и живая. Несмотря на свою нетривиальность и на крайне запутанный в научном плане третий роман, именно он стал апогеем всего цикла. События в романах нарастают постепенно, медленно разворачиваясь в первом романе, уже во втором начинаешь понимать как масштабно замахнулся Лю, а в третьем осознаешь насколько же все-таки огромным оказался размах!

После прочтения захотелось познакомиться с автором)) И, однозначно, сей цикл заслужил быть приобретенным в бумаге, чтобы занять место среди достойнейших.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

пожалуй, одна из самых выдающихся саг в научной фантастике 21 века.

градус научности повышается от книги к книге, есть отсылки ко всем почти разделам физики.

множество героев, все они достаточно живые.

перевод на русский сделан с душой и довольно качественно.

однозначно стоит почитать трилогию всем, кто интересуется научной космической фантастикой.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень скептически начинал читать этот цикл, так как о китайской фантастике услышал впервые, да и представление о Китае было как о полностью тоталитарном и идеологически цензурируемом обществе, этакий 1984.

Я не ожидал что произведение будет на столько гуманистическим, глубоким и просто разрывающим шаблоны.

Если цикл в ближайшее время не станет современной классикой и не задаст планку для действительно качественной фантастики современности я сильно удивлюсь. Для меня Лю Цысинь стал в один ряд с великими фантастами современности.

Под спойлером, то что мне понравилось в цикле, но это спойлер, так что на свой страх и риск.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1) Концепция темного леса — шикарное объяснение не противоречащее формуле Дрейка

2) Социальные аспекты и изменения человеческого восприятия в зависимости от эпох

3) Переход цивилизаций в Nмерность пространств

4) Игра «задача трех тел», органический компьютер и тд

5) Знание и любовное описание матчасти и технологических концепций

6) Жуть от вселенной по мере прочтения книг

7) Осознание ничтожности человека, человечества и любой цивилизации во вселенной

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осилил только первые 2 книги, дальше сил читать не осталось. Но обо всем по порядку.

Задача трёх тел даже понравилась. Необычно и даже интересно было начинать читать НФ с истории Китая, эдакий исторический экскурс, о многих фактах становления китайской версии коммунизма я даже и не знал. Да и такое начало очень хорошо раскрывает нам личность главной героини, помогает читателю понять ее мотивы и внутренний мир. Затем нас бросают во времена современности, здесь уже сюжет чем-то напоминает детектив, где нас знакомят с инопланетной расой трисоляриан – их мотивами, философией выживания, развитием цивилизации, и это все в антураже человеческих цивилизаций. И уже в конце наступает период конфликта, когда трисолярис решает напасть на Землю. И вот здесь уже появились нотки бредовости – создание софонов, и их цель, создание организации ОЗТ, и их мотивы, поведение главных героев – все немного не продуманно, очень натянуто и слабо. Но да ладно – вцелом первая книга создала интригу, читалось все с интузиазмом, и хотелось быстрее перейти к продолжению, что я и сделал.

Темный лес. И вот тут понеслась. Первую половину книги еще можно было читать скрипя зубами на многие неточности, сумбур, фантастичность идей, инфантилизм персонажей, и т.д. но дальше читал через силу. Та бредовость, которая появилась только в конце первой книги, здесь начинается практически сразу. Здесь тупо практически все – идиотский проект Отвернувшиеся, с его четырмя «мутными» типам; рояли в кустах, ввиде некоторых персонажей, о которых нам долго повествуют, а потом сливают их линии в унитаз; описание технологий поздней эпохи кризиса, где за век с лишним человечество прыгнуло в технологиях так, что это никак не складывается с предыдущим повествованием о пораженчистве и планетарном кризисе; бой с первым зондом противника, эт вообще сказка – такого тактического и стратегического дебилизма я давно не читал, да и концовка просто что-то с чем-то, думал в конце чтения себе лоб расшибу фейспалмами, настолько все не вязалось. Да и вся задумка книги о «Темном лесе» не логична, т.к. даже не совсем продвинутые трисоляриане спокойно создали софон, а типо «продвинутые охотники темного леса», не додумались послать такие же софоны во все близлежащие звездные системы для обнаружения цивилизаций и их уничтожения, а сидят, и ждут якобы сигналов со звезд – бред вобщем.

Подытоживая – ставлю 6 баллов только из-за неплохой первой части, вторая просто отбила желание читать продолжение, настолько все плохо. Советовать к прочтению не могу. ИМХО

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Плюсы:

-- много интересных фактов из истории Китая и даже немножко других стран;

-- свободный полёт фантазии автора по части космологии.

Минусы:

-- слишком свободный полёт фантазии автора по части физики, из-за чего ему приходится делать просто бредовые допущения. Есть опасность, что незрелый разум может с этой дорожки свернуть прямиком на канал РенТВ;

-- слишком простые характеры, большинство героев нанизаны на одну характеристику (любовь, жадность, сила, ум, тупость, стеснительность) и по сути не меняются никак на протяжении многих

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тысяч :)
лет. А если и меняются, то где-то за кадром и непонятно как.

Моя оценка выше среднего больше заслуга переводчиков. Они проделали просто гигантскую работу. Спасибо!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ЗЫ Теория тёмного леса очень интересна. Хотя кажется очень странным, что существа научившиеся манипулировать измерениями вместо того чтобы искать пути повысить собственную размерность тратят силы на истребление себе подобных, а когда проигрывают — снижают свою размерность, зная что там ждёт точно такая же конкуренция.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх