FantLab ru

Лю Цысинь «Тёмный лес»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Голосов:
1200
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмный лес

黑暗森林

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Аннотация:

400 лет оставалось до прибытия инопланетян на землю. Но их шпионы уже здесь. Свернутые в протон суперкомпьютеры следят за каждым шагом землян и саботируют прогресс в науке, создавая помехи в экспериментах. Единственная надежда на спасение — проект «Отрешенные». Четверо избранных получат в свое распоряжение неограниченные ресурсы, каждый из них должен разработать и привести в исполнение план по отражению атаки пришельцев. План, все детали которого должны существовать исключительно в голове его автора — единственном месте, которое недоступно инопланетным шпионам...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Темный лес
2018 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Темный лес
2017 г.

Аудиокниги:

Тёмный лес
2017 г.
Темный лес
2018 г.

Электронные издания:

Темный лес
2016 г.

Издания на иностранных языках:

三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
The Dark Forest
2015 г.
(английский)
Der dunkle Wald
2018 г.
(немецкий)
The Dark Forest
2018 г.
(английский)
Темний ліс
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга в трилогии и с моей точки зрения — лучшее завершение истории.

Подробные рассказы о том, как работает та или иная штуковина, оставлены в прошлой части и «Тёмный лес» уже не производит впечатление старомодной «твёрдой» фантастики, хотя технических подробностей достаточно для читателей, жаждущих условного реализма. Ло Цзи, главный герой, убедителен и не скатывается в шаблоны — перед нами не супермен и не гений; сцена с его озарением где-то в Альпах (похоже, что Эдем именно там) дивно хороша.

Этическая основа — прекрасна. Думаю, не будет спойлером сказать, что название отсылает к идее о том, что вся Вселенная молчит не потому, что безжизненна, а потому что никто не хочет себя выдавать и готов стрелять на поражение первым. Концовка романа оказывается не просто историей про тактическую победу Земли в противостоянии с более продвинутым противником, но и выходом из этой печальной в общем-то ситуации. Впрочем, тут дам спойлер третьей книги, причём глобальный — и, внимание, он полностью разрушит интригу в целом, а не просто какие-то детали:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отличную концовку второй части перечёркивает третья. Трисолярис снова нападает, а потом прилетают третьи и четвёртые и сносят и Трисолярис, и Солнечную систему. А единственные выжившие сбегают в персональную мини-Вселенную, причём таких Вселенных в итоге будет очень много. Вокруг этого Цысинь развернёт хорошую и сильную этическую линию, но сюжетно это очень вымученный ход. Нафига суперцивилизациям эта подозрительность — совершенно неясно, среди них нет никого вроде вархаммеровских тиранид, все не очень-то спешат экспоненциально размножаться.

Слабым местом можно назвать только то, что планы всех четырёх Отвернувшихся — людей, которые должны были скрыть свой истинный замысел от приближающегося Трисоляриса — раскрываются исключительно суперагентами-вредителями. Всевидящие и много более продвинутые в техническом отношении трисолярианцы не догадываются, раздолбаев, допускающих утечку, нигде нет, а в случае с финальным планом Ло Цзы возникает прямо-таки сомнение в интеллектуальных способностях трисолярианской разведки. И да, выше отметили, что возможностей убить Ло Цзы у трисолярианцев было предостаточно, но они почему-то ни разу не воспользовались.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нравы дикого Запада в космическом масштабе

Вторая часть трилогии современного китайского фантаста посвящена двум большим темам: взаимодействию с культурой, в которой принципиально невозможна ложь, и объяснению парадокса Ферми. Также важную роль играет экологическая тема и демонстрация превосходства традиционного китайского пути недеяния.

Первая тема раскрывается в описании культуры инопланетян, которые в силу своей биологии не способны скрывать мысли, и в языке которых «думать» и «говорить»  синонимы. При огромном технологическом преимуществе трисоляриане не знают обмана, интриг, дипломатии в земном понимании слова. Попытки землян реализовать свое единственное преимущество – основное содержание романа.

Парадокс Ферми был высказан великим итальянским физиком уже в пору его работы над американской ядерной бомбой. Суть его заключается в том, что Вселенная практически бесконечна, и в ней должно быть очень много цивилизаций, которые достигли высокого уровня развития одновременно с нашей, и способный выйти на контакт с нами. Почему же мы не наблюдаем ни одной? Лю Цысинь формулирует ответ: мы их не наблюдаем, потому что это сознательная стратегия, независимо открытая разными культурами, а потому имеющая решающее значение для выживания в космосе. Именно описание этой стратегии зашифровано в названии романа «Тёмный лес».

Экологическая тема, столь нашумевшая в последние годы, придает книге популярности. Старая идея «чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки» трансформируется в книге в теорию межвидового коммунизма, которой придерживаются сторонники уничтожения Земли под огнем трисолярианского флота. Межвидовой коммунизм означает, что ни один вид на Земле не должен быть важнее другого, и жизнь муравья или травинки столь же ценна, сколь и жизнь человека, и человечество, нарушающее эти принципы, повинно смерти. Нельзя не заметить здесь скрытую полемику с христианством, не столько самого автора, сколько той традиции, которая породила в индийском и китайском культурном регионе подобные религии всетерпимости и умаления человека до уровня животных и растений. В христианстве человек сотворен владыкой животных и растений, и всякий межвидовой коммунизм – искажение Божественного решения, а потому недопустим.

Больше всего лично мне понравилось, как Отвернувшийся Ло Цзи пытался выиграть битву традиционно китайским путем отказа от действия, в духе максимы о трупе врага, который сам проплывет мимо тебя, пока ты спокойно сидишь на берегу реки. Только давление и принуждение заставили китайца пойти традиционным западным путем – включить голову, определить собственное преимущество и реализовать его, поставив на кон собственную жизнь. Это тоже приятный момент, который отсылает к классическим страницам из «Феноменологии духа», где Гегель описывает разницу между господином и рабом как способность рискнуть собой, чтобы поставить свою волю выше жизни – своей и будущего раба.

В книге также есть гибернация, то есть возможность путешествовать в будущее, проживая свою жизнь по частям, прогноз будущего развития цивилизации, и очень зрелищная битва Судного дня. В книге есть всё для успеха у человека современной западной культуры: в нужных дозах философия общества и технологии, немного психологии, в меру драматизма и возможность почувствовать, что мыслишь масштабно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантлабовские рецензенты вновь оказались правы: «Темный лес» получился определенно лучше «Задачи трех тел». Правда, многие НФ-постулаты Лю по-прежнему либо противоречат современным научным данным, либо, по крайней мере, очень сомнительны, но так как почти все они уже были введены в повествование ранее, в «Задаче трех тел», то здесь я принял их как данность и в дальнейшем постарался к ним не придираться.

Дела во второй книге обстоят следующим образом. Человечество уже знает об инопланетной угрозе и даже при помощи нового космического телескопа видит следы трисолярианского космического флота, двинувшегося в путь к Земле. Начинается эра кризиса: через четыре с половиной столетия людям предстоит выдержать битву с захватчиками, а у них нет для этого ровным счетом ничего. Развитие фундаментальной науки дистанционно заторможено трисолярианами, а существующий уровень науки и техники не позволяет надеяться на победу в решающем сражении. Более того, все происходящее на Земле мгновенно становится известным на Трисолярисе при помощи посланных оттуда софонов. Точнее, почти всё – в мысли людей софоны заглянуть не могут. Тогда-то и появляется идея так называемых Отвернувшихся – людей, которые разрабатывают планы спасения человечества исключительно в своем уме, не делясь ими ни с кем, и наделены широчайшими полномочиями для реализации этих планов. Вокруг этой идеи и строится весь сюжет, и благодаря этому он, в отличие от «Задачи трех тел», уже не кажется традиционным, «штампованным», с заимствованными у кого-то другого элементами.

Но это все только поначалу. В третьей, заключительной части книга начинает сильно смахивать… ну, не на совсем уж откровенное попаданчество, но, к примеру, на «Последнюю одиссею – 3001» или даже на вторую часть «Назад в будущее»: города-башни, светящаяся одежда, самонадевающиеся рубашки, летающие автомобили, говорящая реклама на каждой ровной поверхности, личный микрочип под кожей… Затем основное действие переносится в космос. И здесь трисолярианский зонд-капля тоже не оригинален: нечто подобное уже описали Кларк с Бакстером в «Перворожденном» («квинт-бомба»). Лю и сам ссылается на Кларка при описании зонда, вот только сравнивает его не с квинт-бомбой, а с черным монолитом из самой первой «Космической одиссеи». Проще говоря, почти вся оригинальность в третьей части бесследно пропадает. После двух очень неплохих первых частей это здорово разочаровывает.

Ради объективности отмечу, что написан «Темный лес» заметно живее и красочнее, чем «Задача трех тел» (хотя местами по-прежнему суховат), а обитатели этого «леса» (пусть не все, но хотя бы ключевые) получились вполне живыми людьми – опять-таки в противоположность «абстрактным схемам» «Задачи трех тел». Особенно хорошо, как и в первой книге, вышел Ши Цян: растеряв с возрастом значительную часть своей пресловутой фамильярности и грубости, он преобразился во второй книге в этакого восточного мудреца с той лишь разницей, что он не только размышляет, но и действует – и неизменно успешно.

Ну и, конечно же, очень ясно представлен Ло Цзи, один из четырех Отвернувшихся. Иначе и быть не может – как-никак, центральная фигура повествования. А вот остальные Отвернувшиеся выглядят рядом с ним блекло. У меня создалось стойкое впечатление, что они – не более чем статисты, введенные автором, чтобы уж совсем сильно не выпячивать фигуру Ло Цзи как единственного спасителя человечества. С самого начала было понятно, что их начинания обречены на неудачу. Во-первых, личности этих трех представлены слишком скупо и схематично, в духе «Задачи трех тел». Во-вторых, их проекты нарочито лишены оригинальности и оттого для читателя заведомо унылы и непривлекательны. В-третьих, пока три Отвернувшихся работают над ними, четвертый – Ло Цзи – наслаждается семейной идиллией в своем уединенном райском уголке и ровным счетом ничего не делает. Понятно, что просто так описывать в подробностях это dolce far niente незачем – значит, Ло Цзи помещен автором в центр до такой степени, что даже его досуг приобретает важнейшее значение. Поэтому при чтении я просто забросил все сюжетные линии, связанные с Тайлером, Хайнсом и Рей Диасом, – я заранее понимал, что они ведут в тупик, – и сосредоточил внимание на Ло Цзи. Столь заметный с самого начала дисбаланс между Отвернувшимися, как мне кажется, – большой просчет автора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И это при том, что в основе своей проекты всех четверых, как оказалось, одинаковы, предполагая предательство человечества или его части в том или ином виде. Просто Ло Цзи сделал это более изощренным способом, нежели трое остальных, оттого и добился успеха.
Зато отлично передана вся трагедия состояния Отвернувшегося.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немудрено, что Тайлер в конце концов застрелился, обнаружив, что невидимые стены отчуждения окружают его со всех сторон и выхода нет, а Рей Диас пошел на самоубийственное представление с мнимой атомной бомбой в здании ООН, только чтобы выйти из проекта.

Очень порядочно, если можно так выразиться, поступил автор с Е Вэньцзе. Что ни говори, а в «Задаче трех тел» она вызывает сочувствие и симпатию, несмотря на все свои поступки – от убийства мужа до приглашения трисоляриан на Землю. И вот в следующей книге Лю дал ей возможность реабилитироваться: именно она натолкнула Ло Цзи на идею космической социологии,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая потом и послужила ключом к мирному соглашению с трисолярианами.
Правда, основные аксиомы этой теории на поверку оказываются самым что ни на есть вульгарным мальтузианством, а «цепочки подозрений» чрезвычайно похожи на те убогие соображения, которыми руководствовались командиры двух кораблей в старом-престаром «Первом контакте» Лейнстера. Из-за чрезвычайной примитивности и безысходной мрачности этой системы взглядов я чуть было не бросил чтение незадолго до конца – на том эпизоде, где Ло Цзи разъясняет ход своих рассуждений Ши Цяну. Но решил все-таки дочитать оставшиеся страницы – и, в противоположность ожидаемому, увидел неплохую и вполне оптимистическую финальную сцену. Впрочем, я не склонен верить, что впереди Землю и Трисолярис ждет мирное сосуществование. Крайне маловероятно, что в заключительной части трилогии Лю отбросит свою концепцию «темного леса» и вместо этого будет повествовать о великой галактической дружбе, – от собственных взглядов так просто не отказываются. Так что, запасшись достаточным объемом скептицизма, перейду теперь к третьей книге.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

как вторая часть может так сильно отличаться от первой, наверное первую книгу он готовил годами перед изданием, а вторую написал на скорую руку, к сожалению, а может и к счастью не смог дочитать до конца, как писали выше, лучше остановиться на первой книге, чтобы не портить всю историю

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман цикла столь же масштабен, с той разницей, что Лю Цысинь , исчерпав в качестве воды историю Китая, заполняет каверны описанием природы и романтикой. Эти описания, однако, чрезмерно слащавы и масштабны на наш вкус. тут кто-то метко назвал их «китайскими церемониями». В процессе одной из каверн автор упоминает традиционную китайскую живопись, несколько чёрточек туши на белом шёлке. Так вот. роман полон такими вставками.

А кроме того, роман хорош. Прежде всего, Лю Цысинь продолжает поражать неудержимой и непредсказуемой фантазией. Ни одного поворота сюжета или финала сцены невозможно предугадать. Как я уже писал в аннотации к первому роману, произведение написано скорее на логике инопланетян, чем на человеческой. И это завораживает.

Чего стоит только сам «проект отвернувшихся».

Персонажи, в отличии от первого романа, уже более «европейские». У героев появилась индивидуальность, объём и динамика. Однако, мотивация поступков и решений всё ещё «неземная», что делает персонажи ещё интереснее.

Несколько вещей «зацепили» или позабавили. Забавные невольные проявления китайского шовинизма. Вольно или невольно, автор соблюдает традиции соцреализма. Положительные герои и гении, в основном, китайцы (в крайнем случае латиносы). Отрицательные и тупые — американцы. Хотя, благодаря «неземной» логике романа, хороших парней крайне трудно отличить от плохих.

Погрузить в анабиоз тысячи политработников, чтобы усилить армию в будущем. Это так по-китайски... И ведь сработало. :)

Некоторая странность в логике

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Враг владеет технологиями на уровне произвольного управления элементарными частицами. Зная это, земляне делают ставку на примитивный термояд.

Финал как-то скомкан, и трудно объясним, по вышеупомянутой причине. Но кто их разберёт этих инопланетян и, тем более, китайцев? Впрочем есть продолжение, так что лёгкой победы не будет.

В целом, роман очень понравился, прочёлся на одном дыхании.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«А красоту высоты не ощутить без страха падения.»

*

«Что бы ни сулило будущее, настоящее всегда важнее.»

*

«Не существует постоянных врагов и постоянных союзников. Постоянен лишь долг.»

*

Трилогия продолжается, увлекая читателей каскадом невероятного действа с непредсказуемыми поворотами. Не могу сказать, что автор с первых страниц погружал читателей в гущу кричащих событий (как это было в предыдущих книгах). Здесь повествование началось очень ламинарно, без вихрей сногсшибательной судьбоносности, но с долей загадочности. И это с одной стороны настораживало, а с другой — интриговало. Зачастую промежуточные части трилогии несут судьбу проходящих книг и являются менее значимыми для читателей. Здесь тот уникальный случай, когда продолжение оказалось намного насыщенней старта. Стремительно и верно бежало время, мелькая перед читателями устрашающими заголовками с цифрами неумолимо приближающегося Судного дня. Совершенствовались научные разработки, объединялись силы специалистов со всего мира, росло напряжение общественных масс в ожидании чего-то неминуемого, и вместе со всем этим еще больше повышался мой интерес к происходящему. Если первая книга только подготавливала читателей к фантастической действительности, то в этой книге автор окончательно перешагнул черту привычной нам реальности. И с этого момента меня уже сложно было оторвать от чтения. Фантазия автора приятно удивила. Вместе с героями нам предстояло вступить в новый необычный мир, который во многом шокировал, вызывая самые противоречивые чувства.

«Природа останется с нами навсегда, неизменная и вечно молодая, как воспоминание о прошлой любви…»

В отличие от предыдущей части трилогии, где многие герои были невыразительными и психологически замкнутыми, здесь все по-другому. Лю Цысинь не просто залез под кожу персонажам, он буквально вывернул их образы наизнанку, вытряхнул из них душу. Я испытывала симпатию практически ко всем действующим лицам, даже к тем, кто с морально-этических соображений должен был вызывать неприязнь. Все они представляли собой несгибаемых воинов, способных в рамках отведенной им малюсенькой жизни повернуть историю огромной планеты в нужное русло на многие века вперед. Также я благодарю автора за проект «Отвернувшиеся», который вносил свою интригу и иногда добавлял живой юмор в очень серьезные события. На фоне эпохи, когда надежда и разочарование в мгновение ока сменяли друг друга, идея создать группу авторитетных мыслителей планеты была превосходной. Читая эту книгу, мысль о краткости человеческого существования неоднократно возникала у меня в голове. Перед лицом предстоящего пришествия всех ждала длинная и трудная дорога, заканчивающаяся где-то в тумане будущего. Но герои смеялись над пропастью времени и старались «здесь и сейчас» объединяться друг с другом, чтобы вместе вести борьбу за существование посреди тепла родной Земли и ледяного холода Космоса.

«Вы планируете свои действия, вычисляя их возможный исход. А мы исполняем свой долг независимо от результата.»

Игра со словами здесь повсюду. Автор часто «окрыляет» страницы афоризмами, придает отдельным частям сюжетной композиции лейтмотивы и не боится использовать говорящие названия («Естественный отбор», «Высший закон»). Невероятно интересно было читать многочисленные размышления думающего человека на самые различные темы. Ненавязчивая философия здесь является фоном любой линии сюжета. Колоссальный объем приобрела форма повествования, повсеместно удивляя разнообразием художественного слога. Линии с научными разработками пестрят интересными деталями, умело преподнесенными читателям на уровне школьных азов. Здесь буквально каждая глава несла свою инновацию, дополняя уже имеющиеся изобретения и технологии. Снова автор отлично вплел в общее полотно сюжета виртуальный мир «Трех тел». Детективная составляющая тоже имела место быть, она пролегала через весь роман, маленькими всплесками многочисленных загадок постоянно катализируя интерес читателей. Раскрыть главный секрет фабулы у меня, увы, не получилась, хотя все вроде бы лежало на поверхности рассказанного. Отдельный восторг вызвала любовная линия, которая оказалась настолько нежно-волшебной, что думалось, ее написал другой автор. Это в очередной раз говорит о многогранности литературного таланта Лю Цысиня. Признаюсь честно, что мое сердце наполнялось радостью, когда я читала строки, посвященные сердечным переживаниям героя. Перед нашими глазами звезды сплетали своими хрустальными лучами серебряное покрывало, планеты трепетали, издавая чудесную музыку, а Вселенная сжималась до взгляда чудесных глаз, оставляя за собой лишь животворящий свет любви. Браво!  

«Нет, нет! Не говори, где мы! Как только мы узнаем, где находимся, огромный мир сужается до карты. А когда это неизвестно, он кажется бесконечным».

Самопожертвование, ценность жизни отдельно взятого человечка, роль личности в истории общества и роль существования самой цивилизации — эти темы с первых глав ненавязчиво присутствовали на страницах романа, проникая в самое сердце. Оценят ли последующие поколения сегодня самоотверженно утраченные жизни, не интересовало никого. И припевно повторяющаяся фраза: «Мама, я стану светлячком», — была гимном судеб многих героев этой истории. Очень проникновенно, практически до слез. Книга получилась более жесткая, чем ее предшественница. Автор поставил всех в такое сложное положение, когда возникала ужасающая безысходность жертвовать частью для сохранения целого. Вслед за Ферми с его парадоксом мы не просто пустились в рассуждения о космической социологии, но и наглядно лицезрели доказательство всего упомянутого на примере «Звездолетов Земли», понимая меткое название книги.

»...единственной дорогой в будущее является сокрытие нашего существования путем отражения Вселенной».

Заключительная часть мне показалась сумасшедшим светопреставлением. Когда сюжет превратился в безумно динамичное крошево из термоядерных взрывов, белого сияния и расплавленного металла, мои эмоции отражались в зеркальной поверхности чего-то необъяснимого и пребывали на уровне отчаяния. Абсолютно непредсказуемые события доводили до мурашек. Когда за секунду до гибели люди понимали суть существования Вселенной, выражая ее простой фразой: «Неважно. Будет все то же». Как автор смог довести финал до того аккорда, которым он завершил роман? Я остаюсь в догадках. Возможно, было бы хорошо, если бы цикл завершился на нем. Но...впереди меня ждет следующая книга под названием «Вечная жизнь смерти». А это означает, что продолжение следует...

«Любое существо в этом мире становилось божеством; каждый мог сосчитать все песчинки в пустыне и сплести хрустальное ожерелье из звезд, чтобы украсить им шею возлюбленного…»

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первая книга Лю Цысиня которую я прочитал. И видимо последняя.

Главное что я могу о ней сказать, это то то она длинная. Дочитать её до конца стоило больших усилий. Единственное что меня побуждало не выбросить её в макулатуру сразу — надежда на умный конец. Надежда не оправдалась.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет. Наши конечно победили. Хэппи энд тупейший.

Затянутая до нельзя. Зачем? Автору платили за объём? За иероглиф по юаню? Ну тогда понятно! Её можно отредактировать и сократить раз в 10. Выкинуть ненужные эпизоды. От этого книга будет только лучше. Хотя.... Про клинический идиотизм тут уже писали. Этого у неё не отнять. Но удивляет вот что:

Почему у этой книги такой высокий рейтинг?!

Книга совершенно не проработана и логика разваливается начиная с главной идеи — концепции «тёмного леса». И если сюжет понятен сразу и бредовость основной идеи очевидна ,то зачем читать? Вот рейтинг меня и обманул. Сколько раз говорил себе: не верь быдлу. Послушать вас, так и шансон — музыка....

Читать книгу не советую. Вовсе. Но если интересно о чём там вот в двух словах:

(Смешно закрывать спойлером то, что тут уже написали открытым текстом. По большому счёту здесь в комментариях весь незатейливый сюжет уже изложен.)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К земле летит флот инопланетян (Трисолярианцев) с целью захватить планету а людей уничтожить. А главный герой постигает идею о том, что вселенная с её разумными цивилизациями — «тёмный лес». То есть законы взаимодействия разных цивилизация неизбежно сводятся к единственной цели: уничтожить соседа пока он не уничтожил тебя. И сидеть не отсвечивать чтобы не заметили. Заметят — уничтожат.

Потом герой становится одним из четырёх избранных «Отвернувшихся» которым поручили придумать как спастись от агрессоров. И далее идёт рассказ о разных идеях других троих избранных одна бредовее другой. У главного героя то идей нет. Потом уже в конце книги автор пытается проиллюстрировать идею «тёмного леса» на примере нескольких кораблей флота улетающих от солнечной системы. Ресурсов для полёта к ближайшей звезде хватит только одному кораблю из четырёх. И тогда они стреляют друг в друга. Чтобы завладеть ресурсами своих попутчиков. То есть он предполагает что люди плывущие в одной лодке будут убивать соседа за глоток воды. Допустим... Но он то считает что это неизбежно так. Аксиома!

Возможно... действительность иная? И тому есть масса фактических подтверждений. Но.... У автора «тёмный лес» в голове!

Ну и потом хеппи энд. Когда всем людям уже неизбежный капут главный герой шантажирует пришельцев хитрым устройством которое он смастерил в космосе для подачи сигнала на всю вселенную о местонахождении нашей цивилизации. И пришельцы внезапно боятся и решают с людьми дружить.

Оценка: 2
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человеку не нужен внешний враг, когда есть враг внутренний

***

Первое, что нужно упомянуть о «Темном лесе» — эта книга намного сильнее «Задачи трех тел». Сильнее в плане динамики, сильнее в плане наполненности идей, сильнее в плане целостности. Она даже сильнее в плане персонажей, хотя и тут сплошной картон. Но давайте разбираться по порядку.

Итак, идейно «Темный лес» продолжает прошлую книгу, хотя акценты заметно смещены. Теперь человечество знает о надвигающейся угрозе – Трисолярисе. Если первая книга была попыткой написать твердую нф с примесью технотриллера и шпинского детектива, то второй роман – это чистая твердая нф. Цысинь не стал забредать в другие жанры, что положительно играет на динамике и восприятии. «Темный лес» выглядит плотнее, воспринимается не лоскутками, чем грешила «Задача» (лоскутки, между прочим, совсем не сшивались воедино в силу разного стиля, уровня и вложенности). Перед людьми стоит задача – ответить на угрозу вторжения. Все ведущие ученые заняты разработкой идей и стратегии выживания.

И вот тут надо сделать важное отступление, поскольку идеи – это ключевой момент в романе. Их тут полная корзина. От банальных теорий контакта (тут автор не особо постарался, уровень Мьевиля или Стивенсона, увы, выше), до стратегий выживания – то ли бороться, то ли лечь кверху лапками. Идея эскапизма – шедевр. Философский подтекст получился ярким, живым и вполне обоснованным. Автор не просто кидает читателя в эру освоения космоса или в открытый конфликт с инопланетным разумом. Цысинь пошагово показывает то, как человечеству будет трудно. Таковых произведений, будь то литература или кинематограф, очень мало. Зачастую мы видим обычное «человечество вышло в космос в таком-то году» или «человечество заключило соглашение с такими-то представителями внеземной цивилизации». Подобные штампы уже оскомину набили. Использовать их просто. Куда сложнее уйти в дебри деталей. Цысинь пошел по сложному пути, это резко выделяет его на фоне 9\10 всей НФ о контакте (или выходе в космос). Концепция Отвернувшихся – жемчужина. Да, она не выстрелила. Но это уже то, как работает идея, а не то, из чего она выросла. А выросла она из нашего далеко не самого здорового общества. И если Отвернувшиеся – это жемчужина, то концепция Темного леса – изумруд. Это одна из самых шикарных идей в твердой НФ. Одна эта идея возвышает Цысиня.

Если говорить о минусах романа, то Цысинь кое с чем поработал относительно прошлой книги. «Задача трех тел» — лоскутное одеяло, шитое красной суровой нитью. А вот «Темный лес» — более стройная книга, здесь по сути одна важная сюжетная линия – Ло Цзы. И вот мы подошли к минусу, который перекочевал из «Задачи» — картонные персонажи. Да, здесь картон более качественный. Но качество не делает его живым, увы. И еще один момент, который тоже можно отнести к минусам. Клинический идиотизм многих деталей. Точнее, персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-первых, Отвернувшиеся. Кто даст полный карт-бланш четырем людям, делая на них всю ставку? Не верится. Совершенно. То, чем это закончилось – дело предсказуемое. Но куда больший идиотизм – это контакт с каплей. Таких тупых поступков практически нигде и никогда не встретишь. Отправить весь флот к одной-единственной капле Трисоляриса? Просто потому, что люди не могут решить, какая организация-страна будет первой, вступившей в контакт с инопланетянами. Клинический идиотизм
.

Заключение: «Темный лес» — хороший ответ на критику после «Задачи трех тел». Книга стала намного живее, интереснее и стройнее. Герои тоже здесь более выпуклые. Да, вопросы к Цысиню всё равно остаются. Но идеи, а конкретно Темный лес, заставляют ставить оценку выше.

8 уверенных темных лесов из 10.

PS: забегая вперед, всё-таки «Темный лес» субъективно (и объективно, если смотреть на оценки на фантлабе) оказался лучшей книгой цикла.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина книги — это какие-то постоянные занудные описания встреч каких-то военных, которые обсуждают как комиссары должны проводить политработу. Книгу бы сократить раз в 10 от подобного бреда, можно было бы поставить оценку выше.

Немного лучше с героями, чем в предыдущей книге, уже можно набрать чётко различимых трёх-четырёх персонажей, но общая драматургия такая же провальная, читаешь только чтобы узнать чем закончится на последних страницах.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Часто ли встречается, чтобы продолжение было лучше? Мне вот «Тёмный лес» показался гораздо качественнее «Задачи трёх тел».

При том, что первая часть кажется законченной и вполне может (и у многих читателей так и получилось, судя по количеству оценок и отзывов) остаться единственной прочитанной из трилогии. Тем не менее продолжение явно задумывалось изначально, а не возникло «на волне успеха». Плюс автор подтянул слабые стороны и более подробно остановился на персонажах, превратив их из картонных фигурок в уже подобие живых людей.

Несколько интересных теорий, очень правдоподобное объяснение парадокса Ферми (не сведущ в этом вопросе и не утверждаю, что Лю Цысинь первым додумался до этого — просто до него подобного я не встречал), любопытная попытка найти способ решения (я про затею с Отвернувшимися). Софоны, конечно — глядя на современную действительность, начинаешь подозревать, что они и в самом деле существуют и пакостят потихоньку, так извинительнее для человечества, стремительно мчащегося к могиле. Великолепное описание космического сражения — Гамильтон и Ко со своими феерическими лазерными картинами отдыхает — вот оно, превосходство технологии!

Минус балл лишь за невнятную последнюю главку —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что, вот так сразу трисоляриане согласились жить в мире с клопами?!
Надеюсь, третья часть не зря написана и там мы увидим, что к чему.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный роман. Автор явно сделал выводы из «Задачи трех тел», поработал над слабыми сторонами прошлой части. Персонажи стали более проработанными, некоторые эпизоды вполне могли бы стать отдельными рассказами. Лю Цысинь предлагает решение парадокса Ферми и тут же иллюстрирует его, выводит не только из теоретических аксиом космической социологии, но и показывает «мутации» человеских ценностей в далеком космосе и неизбежность Темного Леса.

По моему скромному мнению это лучший роман трилогии.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга – «Задача трёх тел» — цикла «В память о прошлом Земли» оставила исключительно положительно впечатление, поэтому за «Тёмный лес» я взялся практически сразу, без перерыва, что, в общем то, для меня не характерно. И, забегая вперёд, разочарован я не остался.

Сразу стоит отметить, что если вам не понравилась «Задача …», то и эту книгу трогать не стоит, потому что все недостатки остались теми же. Это и пресноватые персонажи, и низкая динамика происходящего, и не слишком увлекательный сюжет. Но для меня всё это с лихвой компенсируется интереснейшими мыслями автора, заключёнными в его произведении. Может ли вообще человечество выжить, когда инопланетный враг на порядок опережает технически и может следить буквально за каждым шагом? Какие ещё преимущества остаются у людей? Как поведут себя земляне, лишённые дома?

Очень понравилась концепция Отвернувшихся. На них, в принципе, держится значительная часть интриги романа. Интересная сама по себе идея позже выливается во впечатляющие, не очевидные схемы. Появилась даже романтическая линия. Правда, она очень странная и наивная, но мне, всё равно, понравилась.

По духу «Тёмный лес» мне больше всего напоминает цикл «Академия» Азимова и, местами, недавнее «Семиевие» Нила Стивенсона. Но, всё-таки, это больше гуманитарная фантастика и социальные идеи здесь превалируют над техническими.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман из цикла «В память о прошлом Земли». Впечатление — просто грандиозно! Снимаю шляпу перед древней китайской цивилизацией, вырастившей такого писателя как Лю Цысинь. Папуас такого бы не придумал даже. Только база цивилизации даёт человеку такое масштабное мышление.

Второй роман помасштабнее и поосновательнее первого, если бы оценки были бы более 10, то выставил бы 10 с двумя плюсами.

Роман как Инструкция будущему правительству планеты — как себя вести по отношению к гипотетичным соседям по Галактике.

Сравнить можно роман только с Академией Азимова. Такая же масштабность в прогнозировании будущего здесь пока на четыре столетия. Если многие авторы пишут о иноплантеных цивилизациях как о дружественных, прогрессорах, переводя весь сюжет в боевики, то Лю Цысинь пишет философские вещи без приключений, но как пишет! — не оторваться.

Главная мысль сюжета — это философия существования разумной жизни во вселенной. Даже две аксиомы приводит для развития мысли. Авторская философия может быть и спорна, но очень уж логична. И в настоящее время наших знаний нет у меня основы её отвергнуть. Первая аксиома: главная цель любой цивилизации — это выживание любой ценой. Как и любого вида живого — это заложено в генетике, ничего не поделаешь. Отсюда вытекает экспансия вида как обеспечение выживания. Это , конечно, мрачно, но автор в финале обращается к Достоевскому — любовь спасёт мир и Галактику естественно.

Сколько после прочтения идей и мыслей в этом направлении развития разумной жизни подкинул автор!

Надо прочитать всё им написанное.

Настолько талантливо написано, что даже прощаешь автору натянутости сюжета, списывая на необходимость раскрыть ещё более сильные темы.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток.

Если вам понравилась первая часть, лучше на ней остановиться.

Будущее, персонажи, их мотивация не проработаны.

Сюжет слабый, кое-где предсказуемый.

Очень много текста уделено спасителям человечества — китайцам из начала 21 века, которые в любую эпоху лучше всех справляются с любыми задачами. Причины тут 2: 1. Они китайцы, 2. Они из начала 21 века. Так автор видит будущее(и настоящее тоже).

Хромает логика — очень сложно поверить в то развитие событий, которое предлагает автор.

В итоге очень посредственный роман, где, однако, имеют место быть несколько хороших НФ идей.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак продолжаем читать удивительного автора, со столь трудно произносимым русскому слуху фамилией) Было символично читать китайского автора в самолете Екатеринбург-Санья и дочитывать уже непосредственно на острове Хайнань в Китае.. В этом романе даются ответы на вопросы, оставленные в первой книге, раскрываются персонажи и конечно раскрывается самая главная мысль романа, от которого собственно произошло его название «Темный лес», дальше я проспойлерю немного. Правда, думаю тем, кто не только читает НФ, но и интересуется темой новых технологий, космоса и рубежей науки, читает соответствующие паблики и каналы и смотрит видео — наверняка уже этот спойлер видели и слышали

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Темный лес — это такая гипотеза, в которой объясняется знаменитый парадокс Ферми — почему мы не слышим сигналов из космоса. А именно мы их не слышим — из-за того, что любая цивилизация боится засветить себя и стать целью других, опасающихся за свое выживание, в Темном лесу вселенной полно охотников, тот кто стреляет быстрее и эффективнее — выживает, остальные же будут истреблены. Эта идея для меня стала реально чем-то новым в НФ, ведь темы Великого фильтра или Зоопарка уже давно изложены по несколько раз, но Темный лес это открытие, это что-то кардинальное. Уже много прочитал и посмотрел разборов на эту тему, думаю с популярностью автора их будет становится еще больше].

В общем я могу сказать, что это стоит прочесть, вы получите ответы на многие вопросы, увидите развитие персонажей, правда не всех

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
куда делся Ван, я к нему уже успел привыкнуть, но почему-то его не разу даже не упомянули]

и останетесь с одним огромным вопросом, на который ответит уже только заключительная книга трилогии

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх