fantlab ru

Лю Цысинь «Тёмный лес»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
2187
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмный лес

黑暗森林

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Аннотация:

400 лет оставалось до прибытия инопланетян на землю. Но их шпионы уже здесь. Свернутые в протон суперкомпьютеры следят за каждым шагом землян и саботируют прогресс в науке, создавая помехи в экспериментах. Единственная надежда на спасение — проект «Отрешенные». Четверо избранных получат в свое распоряжение неограниченные ресурсы, каждый из них должен разработать и привести в исполнение план по отражению атаки пришельцев. План, все детали которого должны существовать исключительно в голове его автора — единственном месте, которое недоступно инопланетным шпионам...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第52回 (2021) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Темный лес
2018 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.
Темный лес
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Темный лес
2017 г.

Аудиокниги:

Тёмный лес
2017 г.
Темный лес
2018 г.

Электронные издания:

Темный лес
2016 г.

Издания на иностранных языках:

三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
三体2:黑暗森林
2008 г.
(китайский)
The Dark Forest
2015 г.
(английский)
Der dunkle Wald
2018 г.
(немецкий)
The Dark Forest
2018 г.
(английский)
Темний ліс
2019 г.
(украинский)
Тъмна гора
2021 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга получилась мощнее первой, что является довольно редким явлением. Но тем не менее она превосходит «Задачу» по всем параметрам. Более динамичный сюжет, более яркие персонажи, множество интересных концепций. Ну и самое главное — она гораздо страшнее.

В первую очередь, конечно хочу отметить интересные мысли. Концепция Вселенной как «Темного леса» выглядит жуткой и бьет по голове не хуже Капли. В некотором роде это доведенная до абсолюта гоббсовская идея о войне всех против всех. Только в отличие от Гоббса на горизонте не наблюдается Левиафана. Интересно, что Лю Цысинь идеально отзеркаливает идеи Ефремова с его Великим Кольцом.

Во вторую очередь — это захватывающий сюжет, с совершенно непредсказуемыми поворотами. Как я не пытался угадать развязку — у меня не получилось. Понятно, что была связана с Ло Дзи, понятно что она будет связано с Космической социологией, но конкретно такую развязку я даже и близко не предвидел.

Персонажи более многогранные, чем в первой части, но видно что это не самая сильная сторона автора.

Долго думал над якобы тупыми землянами, выстроившими флот таким образом. Пришел к выводу, что это вполне логично. Люди уже больше века не имели никакого опыта боевых действий и не видели в Капле никакой угрозы. В этой ситуации желание попиариться победило разумную осторожность.

Резюмирую — книга является Событием, а автор самым ярким открытием для меня в этом году.

Он умеет удивлять.

Он заставляет задуматься.

Пожалуй это самая сильная книга трилогии. Дочитываю третью. Там уже два раза были «рояли в кустах». Здесь такого нет.

Отдельная благодарность переводчикам.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

откровенно слабо. намного хуже первой книги.

сюжет надуман. скучное повествование иногда имеет тенденцию к некоторой интриге, но это не спасает.

дочитала в общем-то с трудом.

научная составляющая окончательно «ушла гулять» и ее заменила чистейшая фэнтези с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
космическими флотами на тысячи километровых кораблей, подземными городами размером с Пекин и материалами на основе ядерных взаимодействий.

много наивного и просто нелогичного.

избитая идея о том, что цивилизации имеют тенденцию к бесконечному расширению (что выдается за аксиому «галактической социологи») приехала из 60-х годов вместе с замшелым «парадоксом Ферми». смотрится это наивно.

ведь, очевидно, что цивилизации разделены тысячами световых лет , существуют наложенные физикой ограничения технического развития, а значит никакое взаимодействие цивилизаций не возможно (ни сотрудничество, ни агрессия). поэтому идея «темного леса» наивна и взята из времен, когда казалось, что вот вот «на Марсе будут яблони цвести», Галактика наполнена жизнью, а космические корабли бороздят Большой театр и прочая чепуха.

мне кажется, мировоззрение автора застряло где-то в 60-х.

в общем автор во второй книге продолжил ронять планку, которую начал ронять еще к концу первой книги.

ставлю натянутые 5 баллов из 10.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать про «тёмный лес», довольно мрачная история про двух детишек в песочнице где один постарше ребятёночек вознамерился выгнать младшенького. Под детьми подразумеваются цивилизации трисоляриса и земли обе находящиеся в по сути младенческом возрасте. Автор явно делает упор на строго научную фантастику, однако наука наша уже очевидно находится в глубокой .... так как начиная с конца шестидесятых фундаментальных подвижек не наблюдается что указывает на одну очевидную вещь — ктото завалил работу по заливке фундамента, теперь на этом косом основании ничего не построить, всё валится в пропасть так и не начав схватываться. :( (Виноваты конечно софоны вездесущие а вовсе не кривые руки и мозги наших ....)

Роман явно писался с прицелом на возможную экранизацию с возможным загребанием денег лопатой, надо признать что голливуд за такое возьмётся с радостью, недалёкая публика будет в восторге, снимут всё красочно и со спецэффектами.

Что касается отвернувшихся — малоправдоподобно на самом деле, ведь даже если сам отвернувшийся и держит как говорится язык за зубами то на стадии воплощения замысла всё вскрывается относительно легко. Однако и автор это понял и сообразно такому пониманию скорректировал сюжет, в итоге троих отвернувшихся легко раскусили, трудности возникли лишь с тем кто сам не понимал что он собирается сделать. Тут кстати подумалось что надо было бы таких больных на голову побольше выбрать, трисолярис в осадок бы выпал пытаясь понять то чего сами душевнобольные понять не в состоянии. Прекрасный отвлекающий ход мог бы быть. В итоге наш гений не додумался ни до чего лучшего чем позвать детишек постарше, но в начале не в свою песочницу а соседнюю чтобы те пришли и бросили в неё гранату :) Вот такой интересный детский садик у автора получается...

Тоесть там как бы и не детский садик вовсе, там тёмный лес, откуда в этом лесу столько безпризорных детей автор решил не раскрывать, видимо чтобы страшнее было. Сказка действительно получилась страшная, впрочем когда дети остаются без присмотра взрослых это всегда страшно, передерутся как минимум а то чего доброго и лес подпалят — кто нибудь обязательно спички раздобудет.

Весь роман базируется на идее безусловного технологического превосходства трисоляриса, достаточного для гарантированной победы, что мы и наблюдаем в случае капли. Малый объект изготовленный на другом техническом уровне и использующий в своей работе передовые знания и технологии с лёгкостью покрошил примитивный флот земли. Надо сказать этот момент действительно у автора получился правдоподобным, вот только неясно на чём его капля работала (в смысле источника энергии) ведь даже антивещества в реале явно не хватило бы для таких выкрутасов. В остальном не так уж и важно что делало её такой прочной, силовые поля в чистом виде или силовые поля структурирующие некое вещество, но вопрос по источнику энергии придётся оставить открытым — автор видимо ничего не смог придумать в рамках концепции строгой научной фантастики а выходить за эти рамки он не решился.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концепция темного леса и всего построенного на ней действия — классический пример некритичного восприятия любопытной и на первый взгляд красивой, но внутренне противоречивой идеи. Возможно, причина в чисто китайской любви к стратагемам. Сильно напоминает восторг неофита, познакомившегося с основами теории игр и уверовавшего в строгую рациональность действий игроков, ориентирующихся к тому же строго на один критерий.

При этом совершенно игнорируются вполне очевидные вещи, ломающие красоту бинарной логики. Цивилизации стремятся к максимальной экспансии, при этом прячась по углам и хлопая по головам выскочек, что вообще-то автоматически отодвигает задачу экспансии на неопределенное время. Никто не занимается созданием буферных зон (опять же классический способ выживания слабых государств в условиях «все кругом враги»); никто не занимается массовым спамом типа трюка Ло Цзы, но в бОльших масштабах; никто не занимается массовыми зачистками про запас; до концепции взаимного уничтожения как фактора сдерживания тоже додумались только земляне.

Оценка: 4
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

После произведений посложнее хотел выбрать для чтение что-то поглупее, и этот роман превзошёл в этом отношении все предположения. Если первая серия трилогии — это типа фантастика 60-х, то тут мы движемся дальше в прошлое, в 50-е и 40-е, в области Ван Вогта и Гамильтона. Современные западные писатели такое уже не могут писать с серьёзным выражением лица и обязательно вставят постмодернистские подмигивания, а тут совершенно ломовой подход. Веселит и радует поначалу неимоверно.

Веселит книжка до конца, но радовать вскоре после начала перестаёт. Вся, абсолютно вся логика постоянно приносится в жертву увлекательности и драматизму. Чем дальше, тем сильнее это раздражает. Роман притворяется научной фантастикой, но науки тут считай и нет. «Критические» высказывания в адрес сверхдержав, современного искусства и современного общества всерьёз воспринимать невозможно. Перевод Джоэля Мартинсена заметно похуже перевода Кена Лю первого тома, имеются местами ошибки и общие шероховатости.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешанные эмоции переполняли меня, пока я читал этот поистине «темный лес». Вначале это была некоторая меланхоличность и даже местами скука — автор, перейдя к продолжению «Трех тел» резко сменил темп и интонацию, заставив понервничать, а не сдулся ли он, простите мой фрвнцузский, как это порой бывает; меланхоличность сменилась на любопытство, любопытство на восторг, восторг на отчаяние и опустошение, а затем случился катарсис.

Если в первом романе многие ухмылялись наивности и неправдоподобности автора, то в Темном лесу автор выкинул к черту все рогатки и хлопушки и взял увесистый Смит н Вессон из которого несчастного расстреливал мое сознание и душу. Все правдоподобно хоть глаз коли и начинай бояться за себя и свое будущее. Каждая глава романа начинена новейшими идеями и философиями. Автор беспощадно ставит человечество перед различными фатальными выборами и рассказывает как все будет дальше.

Лю Цысинь забирается своим героям в душу, копается там, внушает им идеологии и вручает в руки судьбу человечества.

Немного картонные в «Трех телах» персонажи — в «Темному лесу» ожили и как бы выросли вместе с автором.

Если вкратце то Темный лес во сто крат мрачнее своего предшественника, новместе с тем и глубже и сильнее.

К человечеству неизбежно приближается космический инопланетный флот и на протяжении 200 лет мы видим, как человечество обретает надежду,а потом теряет ее. В нескольких эпохах мы, как на срезе, видим как оно меняется, и в то же время стоит на месте.

Цена жизни человека. Цена жизни человечества. Новая раса космических людей с новой моралью. Новая вера. Или неверие.

Это лишь крупица из всего, что можно узнать, прочитав этот замечательный, достойных высших похвал роман.

Браво, Лю Цысинь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эпизод где Капля уничтожает огромную армаду кораблей, а в особенности момент, когда последние удирающие корабли включили 4 тягу без предупреждения и от безумной перегрузки тысячи людей превратились в кровавую кашу — этот кусок заставил меня просто ужаснуться

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение истории. Инопланетная угроза остается угрозой — неотвратимой, но относительно отдаленной. Книга как раз посвящена попытке показать развитие общества на протяжении нескольких столетий под постоянным гнетом обратного отсчета до встречи с инопланетным флотом.

К сожалению, в этом и есть проблема, отсутствовавшая в первой книге. То, как показано человечество.

Несколько наблюдений:

- Автор неплохо играет на поле современности и ближайшего будущего. Но с более отдаленным будущим у него просто беда. Человечество через двести лет поголовно превращается в наивных детей, после столетий подготовки к войне всерьез считающих первый долетевший вражеский зонд посланием мира (и очень удивляющихся, когда это оказалось не так). Впрочем, я немного сомневаюсь, возможно в этом и был замысел — показать, что станет с людьми после нескольких столетий идеологической муштры. Но ведь в книге все человечество такое, не только Азия.

- Есть (я так подозреваю) чисто китайские заморочки. Десант политических комиссаров в будущее с целью поднятия морального духа потомков. Расшаркивания «потомков» перед «стариками» в духе — о, они столько знают, они смогут выучить все новшества, а мы никогда не сможем познать их мудрость. Четкое следование всеми странами принятым международным решениям — решили не строить межзвездные корабли с целью покинуть планету и спастись, значит не строим (вот ни одной попытки сделать это тайно). Масштабная борьба против эскапизма и пораженчества, выражающаяся в регулярных проверках и чистках.

- По понятным причинам большая часть героев — китайцы, кроме того весомую роль играют американцы. Про остальные народы вспоминают только тогда, когда требуется задействовать ООН или показать что-то еще многонациональное.

Что отчасти спасает книгу — некоторые герои. На контрасте с наивными потомками «старая гвардия» смотрится выигрышно. И мне неизменно интересно было следить за злоключениями и действиями «единственного человека, которого хотел убить Трисолярис». С ним связаны самые сильные моменты книги. Да и главный политический комиссар оказался личностью неординарной, с неожиданными целями.

Кроме того, отдельные моменты и зарисовки все же не плохи. Читать не скучно. И это по-прежнему занимательное окно в отличающийся от нашего менталитет. Если бы не резкое поглупление «потомков», был бы добротный «выше среднего» уровень первой книги.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серединчатая инсталляция трилогии «В память о прошлом Земли», в несходство к предшественнику, уже весомо протянулась к технотриллеру. Отныне авторская хроника бурлит серией шпионских предательств, а от изощрений планетарного военно-промышленного комплекса иной раз хочется присвистнуть. Трансформация вышла изрядно противоречивой.

Эволюция детективной фабулы и введение параноидальной среды — без вездесущих софонов братьям-землянам теперь и малую нужду не справить! — понудили Цысиня вывести образы фигурантов «Тёмного Леса» на иной эволюционный уровень. В некоторой степени писателю это удалось; отчасти — совсем нет. В перечне сомнительных нововведений – чахоточная романтическая ветвь и бьющие в глаза нестыковки помянутых “шпионских” ухищрений обеих конфронтирующих сторон.

Быть рупором любовных уз у Цысиня выходит чуть хуже, чем никак. Драйзеровская Роберта Олден — столь же ломкий цветок, что и Яньянь — не провоцировала на бесчувствие. Непокрытая бесхитростность ее доставляла мучение — читатель лучше понимает, что в нашем мире случается с подобными людьми. К действующему лицу «Американской Трагедии» я испытывал горькую нежность, но Чжуан Ян, поведенческая модель которой смонтирована из тех же запчастей, оставляет бесстрастным. Ее диалоги с Ло Цзы — как и сама история последнего, закостенелого циника, а на деле – конечно же, мученика с острым сердцем — облеплены нудными клише. При всем моем уважении к предшествующей части цикла, Цысинь вступает на землю, где он не игрок. Когда Истон Эллис писал в «Rules of Attraction» о царстве богемных наркозависимых подростков, где любви не существует ни на одном из уровней — не может она взрасти на такой почве — то истязал читателя переосмысленной летописью своих ученических лет.

Писателю было двадцать три года.

Цысинь же нескладно оперирует штампами — чувствуется, что научные изыски волнуют фантаста куда больше романтической нити его героев, от которой он и сам, похоже, утомился. В этом не было бы ничего страшного – в конце-концов, люди к сай-фаю обращаются не за этим – если бы писатель не пытался столь трудоёмко и нудно описывать это надоедливое сюжетное завихрение.

Мысль о защите Отвернувшихся не выдерживает даже сравнительной критики. Как всерьез можно надеяться на выживание людей, о каждом шаге которых противнику заведомо известно? Их поочерёдная гибель лишь вопрос времени — напомню, оппозиция в лице ОЗТ жаждет аннигиляции, они не боятся смерти. Что мешает начинить семтексом микроавтобус, и подорвать его, покуда Отвернувшийся, чертыхаясь, простаивает в кучном автопотоке? Почему бы софонам не спроецировать на сетчатку пилота гражданского воздушного судна какие-нибудь пространные образы, чтобы тот, потеряв управление, разбил самолёт о скалы, тем самым лишив человечества одного из ключевых борцов с противником? Личности Отвернувшихся доступны всем из живущих. Что же мешает Разрушителям, их убийцам, заразить себя лихорадкой Эбола, а затем аккуратно подловить всенародного кумира, и поцеловать его? Но нет – Разрушители проводят в умствованиях годы, чтобы затем гордо объявить Отвернувшимся о своих домыслах – ведь это куда эффектнее.

Реакция ОЗТ на... назовём это «предприятием», Бэйхая, вынуждает покатываться со смеху:

— Мы что, так и позволим ему гулять безнаказанным? — спросил Эйнштейн.

— Согласно пожеланию Господа, ничего иного нам не остается. Этот человек — непоколебимый упрямец и триумфалист. Господь не желает, чтобы мы без нужды вмешивались в дела таких людей. Нам следует сосредоточиться на эскапизме. Господь считает, что пораженчество опаснее, чем триумфализм, — пояснил Ньютон.

После таких пассажей выработать стойкое отношение к ОЗТ и трисолярианским лидерам невозможно, однако оба сообщества состоят либо из самоуверенных болванов, либо из гидроцефалов в терминальной стадии — раз уж они позволяют себе столь неосмотрительные idee fixe, кое им еще аукнутся. Послушание коленопреклонных суицидников из ОЗТ можно попытаться защитить, но тупое упрямство их «господа» списать на что-то иное, кроме сюжетного вакуума невозможно. Напомню, трисолярианская братия существует в ужасающих условиях, от успеха или неудачи атаки на Землю зависит их выживание. В таких условиях не до самонадеянности и сомнительных принципов воинской чести, которые даже на бумаге не работают. Столь же парадоксально и покушение на Ло Цзы — вернее, его отсутствие. Апофеоз бессистемности алгоритмов трисоляриан: землянин Ло Цзы – инопланетная мишень номер один, преспокойно живёт в изысканной гасиенде, растит дочку, наведывается в музеи. В ходе истории ОЗТ мямлит нечто в защиту эдакого противоестественного бездействия, однако позже… само выводится из повествования! Ай да Лю! Последовательность? Да просто Цысиню было нужно, чтобы бабник-астроном остепенился. И ОЗТ отнеслось к требованию писателя с пониманием.

Как и Трисолярис.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В финале, разумеется, сполна отхватывающий за бьющую ключом самоуверенность.

Из козырных тузов «Тёмного Леса» — вне сомнений, торжественный в своей холодной изощренности Рей Диас. Покуситься на совершенство нарисованного Цысинем сплава военного и учёного было бы непочтительно. Он демонстративно плюет на ОЗТ, да и на СОП тоже, исполняя свой долг даже тогда, когда против него ополчаются люди, которых его подрядили защищать. Дерзнувшего заявиться к нему Разрушителя он распознает моментально — а затем, деликатно выслушав речь последнего, жестоко избивает, и только подоспевшая охрана сохраняет жизнь гнусному предателю человечества. Околобожественный стратег, шантажист, гениальный солдат, ради спасения людей — которые его, кстати, абсолютно не уважают — едва не превративший галактику в пороховую бочку!

Посреди мрачной дороги к развязке Цысинь вклинил изумительный сегмент «Звездолеты Земли» — сногсшибательную проекцию о нарождающемся где-то в утробе космоса зловещем дубликате человечества, учрежденным, по иронии, личностью, предупредившей сценарии Отвернувшихся. Остается только предсказывать, где и в каких условиях совершиться встреча наших братьев-землян и homo cosmicus, завещавшего о себе в память безмолвный курган – памятник смерти, освещаемый холодом звезд. Скользящий в вечность.

Блистателен и авторский манёвр со внедрением в текстовое наполнение колоритных иллюстраций, искусно передающих умонастроение романа. Резюмируя, “Тёмный Лес” на выходе оказывается лишь несколько тусклее ошеломительной “Задачи Трёх Тел” – что, не касаясь частностей, простительно даровитому китайцу, дилогия которого оказалась упоительным и захватывающим приобщением – настолько, что я предоставлю слово одному из ключевых ее персонажей:

— Я тащусь от тебя, парень, — Ши Цян поднял большой палец. — И всегда тащился.

Да, Цысинь, я тащусь от тебя.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вновь выражаю благодарность свободным переводчикам, которые вновь подарили нам очередную долгожданную книгу. Спасибо команде sonate10, которая опять взялась за нелегкое и неблагодарное дело двойного перевода, при этом выявив некоторые неточности самого автора «Темного леса», Лю Цысиня.

Перед нами новая книга, новая история. От персоналия «Задачи трех тел» остались лишь два героя, второстепенных, и то один из них — лишь в виде упоминания да флэшбека. Но не вижу в этом ничего страшного, ведь, как тут уже заметили, Лю Цысинь продолжил развивать свои писательские способности в плане создания действительно живых персонажей, а не героев-функций да рабов-обслуг сюжета. Правда, что-то путное вышло лишь в облике главного героя этого романа — астронома и космического социолога Ло Цзы. Действительно интересный образ и персонаж, достаточно глубокий и живой, но... Как всегда, есть к чему стремиться. Чувствуется, что можно было бы раскрыть его и лучше. Насчет остального персоналия мне сказать нечего. Они также продолжают быть лишь функциями.

Касательно сюжета. Да, далеко не во всем книги Лю Цысиня (в том числе и эту) можно назвать «твердой» фантастикой. Да, есть глупости. Не всегда можно согласиться с решениями человечества и их лидеров, политиков и остальных мира сего. Но кто его знает, как они себя поведут, когда будет назначен реальная, чересчур настоящая дата Страшного Суда? И, как казалось, глупости трисолариан из первой книги тоже можно простить. Цысинь предоставил целых два достаточно внятных и логичных объяснений их, как казалось в «Задаче...», якобы ошибок. Одно из них кроется в решении Лю Парадокса Ферми. В целом сюжет «Темного леса» вышел достойным в плане отсутствия «воды» и скорости развития событий. Все было выверено. Разве что немного «воды», как по мне, встречается в третьей части, а ее начало вообще меня чуть ли не заставило разочароваться во всем романе. Но Цысинь выправил ситуацию несколькими отличными сюжетными поворотами и достойным финалом. Все открытые и скрытые вопросы и проблемы книги решились, а новые поставились для следующей заключительной части трилогии «В паять о прошлом Земли».

В итоге имеем качественное продолжение «Задачи трех тел». Да, без того вкусного и так сильно понравившегося мне элемента в виде виртуальной реальности-подобии Трисоляриса, но с оригинальным проектом «Отвернувшиеся» и интересным выходом из казалось бы ситуации, где земной муравей должен был быть задавлен трисолирианским ботинком в темном галактическом лесу.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже по названию второй книги можно было догадаться что она значительно мрачные «Задачи трех тел». И действительно, «Темный лес» — история крайне депрессивная сразу на нескольких уровнях. Книга начинается и заканчивается сценами на кладбище (эпилог в расчет брать не хочется, он кажется лишним, написанным на всякий случай). Мир охватывают экономический, политический, военный кризисы. А все герои в той или иной степени одержимы идеями геноцида. Ближе к концу, когда история перескакивает на 200 лет в будущее, мрачный тон внезапно исчезает, но это всего лишь уловка. Финальным аккордом Лю выкатывает свою теорию устройства вселенной (вынесена в название книги), и тут уж... оставь надежду, всяк сюда входящий.

Лю из тех фантастов, у кого всегда слегка прихрамывает научность сюжета, но это прощается ввиду наличия собственно научного мышления. Другими словами: надуманность некоторых технологий или теорий компенсируется лихостью придумок. Многомерные компьютеры, странные корабли, «засыхающие» пришельцы... Точных наук Лю мало, во второй книге он глубоко уходит в психологию и философию. Сюжет крутится вокруг довольно безумной идеи: можно ли спасти мир силой мысли одного человека? Кем должен быть этот человек? Идеальным стратегом? Великим мыслителем? Или просто безумцем?..

А вот герои даются Лю все так же неважно. Хотя нельзя сказать, что он не пытается. Попытки, правда, неуклюжие: зачем-то одному он выдал деспотичного отца, а другому — воображаемую девушку, не добавив этим глубины ни сюжету, ни собственно персонажам. Ну да ладно. На фоне грандиозности основного сюжета, эти моменты кажутся несущественными мелочами.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга в трилогии и с моей точки зрения — лучшее завершение истории.

Подробные рассказы о том, как работает та или иная штуковина, оставлены в прошлой части и «Тёмный лес» уже не производит впечатление старомодной «твёрдой» фантастики, хотя технических подробностей достаточно для читателей, жаждущих условного реализма. Ло Цзи, главный герой, убедителен и не скатывается в шаблоны — перед нами не супермен и не гений; сцена с его озарением где-то в Альпах (похоже, что Эдем именно там) дивно хороша.

Этическая основа — прекрасна. Думаю, не будет спойлером сказать, что название отсылает к идее о том, что вся Вселенная молчит не потому, что безжизненна, а потому что никто не хочет себя выдавать и готов стрелять на поражение первым. Концовка романа оказывается не просто историей про тактическую победу Земли в противостоянии с более продвинутым противником, но и выходом из этой печальной в общем-то ситуации. Впрочем, тут дам спойлер третьей книги, причём глобальный — и, внимание, он полностью разрушит интригу в целом, а не просто какие-то детали:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отличную концовку второй части перечёркивает третья. Трисолярис снова нападает, а потом прилетают третьи и четвёртые и сносят и Трисолярис, и Солнечную систему. А единственные выжившие сбегают в персональную мини-Вселенную, причём таких Вселенных в итоге будет очень много. Вокруг этого Цысинь развернёт хорошую и сильную этическую линию, но сюжетно это очень вымученный ход. Нафига суперцивилизациям эта подозрительность — совершенно неясно, среди них нет никого вроде вархаммеровских тиранид, все не очень-то спешат экспоненциально размножаться.

Слабым местом можно назвать только то, что планы всех четырёх Отвернувшихся — людей, которые должны были скрыть свой истинный замысел от приближающегося Трисоляриса — раскрываются исключительно суперагентами-вредителями. Всевидящие и много более продвинутые в техническом отношении трисолярианцы не догадываются, раздолбаев, допускающих утечку, нигде нет, а в случае с финальным планом Ло Цзы возникает прямо-таки сомнение в интеллектуальных способностях трисолярианской разведки. И да, выше отметили, что возможностей убить Ло Цзы у трисолярианцев было предостаточно, но они почему-то ни разу не воспользовались.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё в первой книге мне показалось странным что автор любит представлять группы людей коллективным разумом. Все адвентисты в ОЗТ хотят спасти трисоляриан, все редукционситы хотят уничтожить человечество. Но это были мелкие штришки, а в этой книге он превратил в своих послушных марионеток все человечество.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все новые люди уверены в непобедимости своего флота, все как один уверены в мирных намерениях зонда. Все флотские капитаны как один уверены в победе, и только двое приняли хоть какие то защитные меры после уговоров проснувшегося. Все земляне кидаются обстреливать космические лифты и орбитальные города из своих лазерных пукалок. Все люди сначала верят в отвернувшегося, а потом единогласно проклинают его. Складывается впечатление что та самая «запрещенная» ментальная печать теперь встроена в подушку каждого современного человека и корректирует мировоззрение ночью в зависимости от общественного мнения.

Куда делись спецслужбы которые искоренили ОЗТ и должны продолжать выискивать диверсии трисоляриса под каждым камнем? Где осторожные флотские офицеры — наследники пораженцев в это оптимистичное время? Где сильные личности готовые обуздать толпу и видящие дальше собственного носа? Где индивидуалисты, клубы фанатов и ненавистников которые идут наперекор общественному мнению по самым разным вопросам? Их нет, все прогибаются под замысел автора как в дрянных пропагандистских книжках. Персонажи есть только среди проснувшихся, все остальные — безликие марионетки.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот интересно, философия «темного леса» (а именно: вокруг только враги, поэтому для выживания — никакого общения с соперником, просто уничтожь его) проистекает из реальной культурной и исторической традиции Китая? Иными словами, этот образ мысли свойственен современным китайцам? Может книга является предупреждением очень популярного на родине автора другим народам мира — не сближайтесь с нами, при первой же угрозе мы воткнем вам нож в горло? Может поэтому ее с таким рвением перевели на английский? И официально не переводят на русский? Ну очень провокационный роман из редкой породы Научной фантастики.

P.S. Вспомнился рассказ О Генри «Дороги, которые мы выбираем» с его бессмертным «Боливар не выдержит двоих».

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток.

Если вам понравилась первая часть, лучше на ней остановиться.

Будущее, персонажи, их мотивация не проработаны.

Сюжет слабый, кое-где предсказуемый.

Очень много текста уделено спасителям человечества — китайцам из начала 21 века, которые в любую эпоху лучше всех справляются с любыми задачами. Причины тут 2: 1. Они китайцы, 2. Они из начала 21 века. Так автор видит будущее(и настоящее тоже).

Хромает логика — очень сложно поверить в то развитие событий, которое предлагает автор.

В итоге очень посредственный роман, где, однако, имеют место быть несколько хороших НФ идей.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный роман. Автор явно сделал выводы из «Задачи трех тел», поработал над слабыми сторонами прошлой части. Персонажи стали более проработанными, некоторые эпизоды вполне могли бы стать отдельными рассказами. Лю Цысинь предлагает решение парадокса Ферми и тут же иллюстрирует его, выводит не только из теоретических аксиом космической социологии, но и показывает «мутации» человеских ценностей в далеком космосе и неизбежность Темного Леса.

По моему скромному мнению это лучший роман трилогии.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх