fantlab ru

Рэй Брэдбери «Коса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.65
Оценок:
1124
Моя оценка:
-

подробнее

Коса

The Scythe

Другие названия: Жнец, Кровавая жатва

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 199
Аннотация:

Что значит иметь жизнь, которая всего лишь пшеница, а твоя смерть зависит не от тебя, а от озлобленного на весь белый свет фермера?...

Другая аннотация:

Он не хотел такой работы. Но это единственное, что он умел делать хорошо. И теперь, начав ее, уже невозможно остановиться... Даже если твоя работа несёт смерть самым близким людям...


Примечание:

Рассказ написан в 1943 г. (при участии Ли Брэкетт) и переработан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала». Новые исправления были внесены в 1955 г., при подготовке «Октябрьской страны» (по преимуществу — в финал рассказа: «Взрывы бомб потрясли Москву, Лондон, Токио...»).

-----------

По мотивам рассказа Юлией Моручковой создана одноимённая графическая адаптация.


Входит в:

— журнал «Weird Tales, July 1943», 1943 г.

— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.

— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.

— антологию «Legends for the Dark», 1968 г.

— антологию «Summoned From The Tomb», 1973 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Судьбы наших детей», 1986 г.

— антологию «Tales of the Occult», 1989 г.

— антологию «Коса», 1991 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

— журнал «Супер Триллер №14 (19)», 2003 г.

— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.

— антологию «Созвездие Льва-4», 2019 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (рассказ)

Экранизации:

«Доминус» 1990, СССР, реж: Александр Хван, Марина Цурцумия



Похожие произведения:

 

 


Судьбы наших детей
1986 г.
Момент бури
1991 г.
Коса
1991 г.
Расщепление душ
1993 г.
Чикагская бездна
1993 г.
Октябрьская страна
1997 г.
Лучший из возможных миров
2000 г.
Надвигается беда
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
Темный карнавал
2004 г.
Октябрьская страна
2006 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Темный карнавал
2009 г.
Темный карнавал
2009 г.
Октябрьская страна
2010 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Темный карнавал
2011 г.
Темный карнавал
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Темный карнавал
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Темный карнавал
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Октябрьская страна
2019 г.

Периодика:

«Weird Tales» July 1943
1943 г.
(английский)
«Супер Триллер» №14 (19), 2003
2003 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-4
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Dark Carnival
1947 г.
(английский)
The October Country
1955 г.
(английский)
Legends for the Dark
1968 г.
(английский)
Summoned From The Tomb
1973 г.
(английский)
Tales of the Occult
1989 г.
(английский)
Historias de lo oculto
1991 г.
(испанский)
Avventure nell'occulto
1993 г.
(итальянский)
Historias de lo oculto
1993 г.
(испанский)
Occulto!
1999 г.
(итальянский)
Dark Carnival
2001 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вжик! Опускается коса, и где-то оборвались тысячи жизней. Вжик! И где-то вновь в кинотеатр, универмаг или школу вошел обычный, ничем не примечательный человек с винтовкой, с безумными глазами и желанием убивать. Вжик! И бомбы упали на мирный город, похоронив тысячи спящих, которые так и не успели досмотреть свой самый прекрасный сон. Вжик! Вжик! Вжик! Прорвало плотину, террористы захватили школу, пьяный техник не закрыл клапан на газопроводе...

Падают колосья, еще зеленые, даже не нагулявшие зерна под нежными солнечными лучами , не созревшие для жатвы Смерти. Звучат над полем мольбы умирающих до срока...Безумный косарь, неужели ты забыл свои обязанности, которые налагает на тебя Коса с надписью «Мой хозяин — хозяин Мира»? Разве настоящий Хозяин уничтожает зеленые посевы, не давая налиться сочному зерну? Разве Ты забыл, что Ты только фермер, выпалывающий старое и больное, пестующий новое и молодое, не судья и не палач?

Жуткая история. Потрясающе лаконично, потрясающе глубоко. О Человеке, которому дали божественную Власть, но забыли рассказать об ответственности, которую она налагает. О Жизни и Смерти. О потерях, горе и смирении. О том вечном цикле, который позволяет прорастать новому зерну на пшеничном поле Жизни, уходящих голосах и напрасных мольбах, затихающих под беспощадной Косой.

«Пшеница плакала, осыпаясь на землю зеленым дождем...А лезвие продолжало взлетать, крушить, резать с бешенством человека, у которого отняли — и отняли столько, что ему уже нет дела до того, как он обходится с человечеством». Где то поле и безумный косарь? Остановись, отдохни, подумай. И сколько нам ждать, когда под лезвие попадется и его колосок, и Косу возьмет другой, более мудрый Хозяин Косы — хозяин Мира...

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда же ты выйдешь, мой мальчик, на поле боя, услышишь стрельбу и внезапно поймёшь, дурак, что здесь всё иначе, что время совсем другое, и даже команды сержанта звучат не так, ты будешь бежать, заводя своё тело криком, ты будешь стрелять в непрозрачный горячий дым, и станет в какой-то момент непривычно тихо, и ты, слава Богу, останешься молодым. Но это случайность, всего лишь свинья на бойне, планктон, попадающий в алчный китовый рот; как врач не задержит внимания на бубоне, так вряд ли твоё дезертирство заметит взвод. Ты будешь лежать, будут рядом лежать другие, смотреть в никуда, неподвижно врастать в траву, и будут бледнеть персональные берегини, которые без носителей — не живут.

Коса рассекает колосья, косец устало с покатого лба вытирает горячий пот; обеда-ссобойки опять неприлично мало, но нужно работать, пшеница — она не ждёт, сгнивает наутро и снова растёт под вечер, и нужно косить до предела и на износ; бывает, в такую систему сойдутся вещи, что день прогуляешь — не хватит десятка кос. Вон тот колосок — это мальчик, болевший долго и страшно уже надоевший плохим врачам; другой — это толстый владелец партийной «Волги», любивший кататься на скорости по ночам. А вот и старик, отходящий в своей постели, среди одиночества, скорби и темноты. А вот и полярник, нашедший покой в метели. А вот и иракский смертник. А вот и ты.

Мы все лишь пшеница. Мы — рожь. Мы — овёс. Мы — просо. Мы — злаки, которым нельзя превращаться в хлеб. Скоси нас, работник, сорви нас, оставь вопросы; землёю рождённых назад возврати земле. Война или голод, болезни, цунами, сели, лавины, обвалы, теракты, эффект толпы, случайные выстрелы, выстрелы мимо цели — да мало ль причин для рутинной твоей косьбы? Когда же устанет косец, ослабеют руки и кошки в атаку пойдут, на душе скребя, взмахнёт он косой, засвистит, заглушая звуки, и точным последним ударом сорвёт себя.

Беги, дурачок, улепётывай с поля боя, беги через лес, через пашни, вперёд, вперёд — в далёкие земли, где небушко голубое, где льются в речных берегах молоко и мёд. Ты выйдешь на поле и скажешь «спасибо, Боже», найдёшь мертвеца в затвердевшей сухой грязи.

Возьми у него инструмент. Наточи как можешь. А дальше — коси. Не отлынивай, брат, коси.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Протест против войны. Неважно какой, хоть Брэдбери и ясно даёт понять, что началась Вторая мировая. Один, озлобленный на весь мир, человек может натворить массу бед. Во все времена. Во времена всех войн. Один, озлобленный на весь мир, человек, который получил в свои руки власть, может наделать горя на Земле. Рассказ об этом. И ещё о том, что никому не дано изменить существующий в мире Порядок. Учитель обречён учить людей. Поэт обречён писать людскую боль. Косарь обречён косить людские жизни. И давать жизнь новым...

Необыкновенный рассказ. Гениальный рассказ! Рассказ, который ищущий своё слово, мастер, написал в 23 года. Не знаю как отреагировали читатели и критика в тот далёкий год. Наверное им было не до того в то тяжёлое время, но наверняка кто то после именно этого короткого рассказа осознал, что в литературе появился новый Гений. Гений Брэдбери.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе нет фантастики как таковой. Люди гибнут, сумасшедший фермер считает, что гибнут они под лезвием его косы. Он так считает, но это не значит, что так есть на самом деле. Однако, это не важно. Рассказ представляет собой притчу о жизни и смерти. Что созрело, должно погибнуть, чтобы зеленая поросль могла занять освободившееся пространство. Жизнь ведет к смерти, которая порождает новую жизнь.

Пусть на косе написано «Мой хозяин — хозяин мира», на самом деле хозяин не он, а тот, кто определяет момент зрелости колоса. Этот хозяин в притче безлик и бессловесен. Но фермер лишь исполнитель воли его. Созревшие колосья должны быть скошены, чтобы не пресекалась жизнь. В этом есть жестокая необходимость.

Однако, личная трагедия орудия смешивает карты истинного хозяина мира. Три родных колоска созрели слишком рано. И за личную трагедию сумасшедший фермер мстит миру, выкашивая молодую поросль. Сумасшедшему косарю все равно, что не мир виноват в гибели его семьи, а тот, кто определяет момент созревания колоса, если он существует. Но ему отомстить не в силах человеческих, поэтому месть обрушивается на головы тех, кто не причинял зла. Этим грешат почти все мстители, начиная с графа Монте-Кристо.

Иван Ефремов писал: «... как и все в жизни, страдание должно иметь меру, иначе оно обратится гибелью души и станет источником зла». У Рэя Брэдбери страдание одного человека становится источником гибели мира. Сумасшедший фермер нарушил цикл созревания живого и гибели мертвого, он уничтожает развивающееся и оставляет отжившее неубранным. Единственная надежда — на краткость жизни человеческой. Ведь колос косаря тоже должен созреть в свой час...

Рассказ глубокий по смыслу и очень депрессивный. От какой малости зависит подчас судьба мира. Забрел бы на ферму одинокий бродяга, не обремененный мирскими привязанностями, — глядишь и был бы у мира шанс в заданном цикле остаться. Любовь к малому в сердце человеческом перевешивает ответственность за большое. Не каждый косу в руках выдержит.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Не коси меня косой, Не втыкай в ладонь гвоздь...» © БГ

Сразу обратим внимание на дату публикации — 1943 год. Разгар самой страшной в истории человечества войны, когда гибли миллионы людей (в том числе и совсем молодых). Отсюда и тема рассказа. Не составляет особого труда сразу же догадаться, в чём состоит назначение косы, доставшейся главному герою. Но написан рассказ на удивление зрело для 23-х летнего писателя, с глубокой мудростью. Не умозрительными философскими рассуждениями, а именно житейской мудростью, которая бывает только у человека, сталкивавшегося со смертью близких и с тревогой за их судьбу.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самая яркая жемчужина первого сборника великого Мастера. Антивоенная притча с налетом мистики, переполненная неподдельной искренней болью за каждый колосок, каждую судьбу, и за всё человечество в целом. При этом, Мастер показывает неизбежность и стремление человека к саморазрушению. Мы все обречены.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из-за этого рассказа влюбился в творчество Брэдбери. Один из самых первых прочитанных мною рассказов маэстро. Именно этот рассказ дал ощутить то как по коже бегут мурашки от слов на бумаге, то как душа ухает куда-то в них, а к сердцу прикасается что-то холодное. Рассказ выходит за все рамки. Какие там оценки, шкала. Не смешите. Это настоящее искусство вне рамок времени, оценок... слов.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, один из лучших в «Темном карнавале». Слишком лаконична развязка, как по мне. Чувствуется надрыв на последних строках, но как-то всё скомкано. Не совсем ясен смысл надписи на косе «Кто владеет мной — владеет миром». Какое же здесь «владение миром», если мистеру Эриксону была лишь отведена роль очередного исполнителя, и, на самом деле, он не мог самостоятельно решать кому жить, а кому нет? Скорее всего в этом и заключена некая ирония рассказа, показывающая эфемерность человеческой власти как таковой. Ведь на самом деле, власть — определенный алгоритм действий, выполняемых каждый день, дающий возможность пользоваться некими благами(возможно лучшими нежели у других), но конец всё равно предрешен и неизменен. Всё тлен, господа, всё тлен. Бедный Дрю, глубоко несчастен, не очень уж чистая работенка упала на его плечи...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

сильно. В таком маленьком рассказе, а сколько философских идей поднято.

Борьба за жизнь, желание изменить реальность. Избежать смерти, причём неминуемой. НО этого сделать нельзя, всё уже давно решено, т.е. предрешено.

Это нежелание смириться, отпустить, пытаться исправить неисправимое терзает главного героя.

На всё воля Божия.

И концовка, уухх, захватила — австрия, польша.... — война, коса, фермер... — каждое слово — метафора.

прочтите и вы поймёте.

p.s. эмоции пока меня переполняют.

pp.s. ведь правду говорят — иногда лучше меньше написать, но правильнее, красивее, чем тянуть, «жевать»...

спасибо автору :appl:

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё предопределено. Отказался герой скосить колосья жизни своих детей и жены — но ведь всё равно они умерли в положенный час. А то, что он косил зелёную пшеницу — бог знает к чему это вело, но вряд ли ему удалось что-то сделать без господней воли. Поэтому он, безвольный инструмент в руках судьбы, а вовсе не хозяин мира; просто могильщик, который хоронит тех, кто уже умер.

И войны — что бы там ни думали про ужасы войны — всю историю человечества народы воевали, всегда люди убивали друг друга — а почему? А потому, что когда людей много, то их становится слишком много, им не прокормиться на той земле, что у них есть, и они идут добывать себе другую землю. Но ведь нету совсем пустой земли, и поэтому начинается война. И только сейчас, в начале 21-го века войны приостанавливаются, и что же мы видим? Неисчислимые толпы людей из бедных стран бегут в страны богатые, гибнут по дороге, но добираются наконец — а потом гибнут уже в этих богатых странах, потому что не могут в них жить, ибо нельзя в Европе жить по африканским законам.

Надо что-то менять. Надо чтобы перестала буйно расти волшебная пшеница, чтобы нечего было косить, околдованному косарю. Пора снижать рождаемость.

А рассказ Бредбери — очередной рассказ-предостережение, повод задуматься, хотя выводы каждый делает свои.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

По идее никто из жнецов, с древнейших времен, не смог всю свою жизнь адекватно относиться к своей работе.

В истории человечества не было ни одного века, чтобы люди умирали только от старости или от болезней. Всегда находился какой-нибудь император, решивший завоевать весь мир, какой-нибудь царь, в детстве любивший мучить кошек и собак, а повзрослев принявшийся за людей, ну и наконец если не было ни царя, ни императора, появлялась святая инквизиция, приговаривавшая человека к смерти только за одно слово.

Никому не под силу это бремя.(Владеть косой и быть хозяином мира).

Хотя возможно нам, живущим в 21веке, повезет больше...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшный рассказ. Хотя в начале вполне безобидный. Даже в каком-то смысле добрый. Повезло фермеру и его семье. Есть и ферма и работа и еда. А дальше поехало. Самый первый момент прозрения. Он же самый страшный. Хотя бы потому что фермер еще нормальный вменяемый человек. И действует он логично. Не может он нести это бремя. Не его это. Но семья ему не дает ему отступить. Почему-то у меня не было ощущение, что у этого фермера должно быть много друзей и близких. Но многие из них слишком быстро попадать под косу. Да и семью злой рок жалел не долго. Страшно. Система быстренько пытается оставить косаря без связей. Что бы ни что не мешало ему косить. Но человек не смирился, а озлобился. И началась страшная Вторая Мировая. Когда я прочитал эти строчки == И вырастали грибы, извергая слепящие солнца на пески Невады, Хиросиму, Бикини, вырастали грибы все выше и выше.== бросился смотреть год. 1943 за два года до атомного гриба Хиросимы, прада рассказ оказывается перерабатывался после окончания Второй Мировой.

Интересно идею потерю связи с друзьями и родственниками функционалов в «Черновике» Лукьяненко не отсюда взял.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ! Брэдбери удалось всем известный миф о Смерти преподнести в некотором ином смысле, оставив главный атрибут — косу.

При прочтении его невольно возникает мысль: «А что если где-то там на самом деле есть косарь, который в порыве ярости начинает косить все без разбору и случаются глобальные катаклизмы, мировые войны, эпидемии. Или наоборот, халтурно относиться к своей «должности», не косить вовремя, и некоторые души зависают между жизнью и смертью, в коме. Ждут, когда же косарь наконец скосит их росток или матушка-судьба даст им «живительную влагу» и тем самым преподнесет второй шанс на существование».

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий рассказ, многогранный и многослойный. С одной стороны — маленький мир твоей собственной семьи, и ты готов весь день махать чудовищной косой и класть сотни и тысячи жизней, лишь бы твои дети были сыты, а с другой стороны — ничтожность жизни всего человечества на Земном шаре, ведь если вместо простой косы придет на смену трактор, способный вспахать все поле зараз...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий рассказ! Брэддбери смог посмотреть на проблемы жизни и смерти с совершенно неожиданной стороны. Каждому человеку уготована своя судьба, свой срок жизни и смерти. Но как же тяжела ответственность за жизни других, как же страшна работа, которую невозможно делать и нельзя не делать. Скупое описание чувств и действий главного героя никого не оставит равнодушным.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх