fantlab ru

Рэй Брэдбери «Озеро»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
942
Моя оценка:
-

подробнее

Озеро

The Lake

Другие названия: Замок на песке

Рассказ, год (год написания: 1943)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 178
Аннотация:

Двенадцатилетняя Талли зашла в воду и больше не вышла оттуда. Прощаясь с ней, с озером и пляжем, Гарольд построил из песка половину замка, такого, какой они обычно строили вместе, и сказал: « Если ты слышишь меня, приди и дострой его».

Через много лет, оказавшись на этом же берегу, он увидел, что призыв его не остался неуслышанным...

© Lucy
Примечание:

Рассказ написан в 1942 г. (по утверждениям Брэдбери) или 1943 г. (по сохранившимся рукописям) и переработан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала». Новые исправления были внесены в 1955 г., при подготовке «Октябрьской страны».


Входит в:

— журнал «Weird Tales, May 1944», 1944 г.

— антологию «Who Knocks?», 1946 г.

— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.

— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.

— антологию «The Ghoul Keepers», 1961 г.

— журнал «The Man from U.N.C.L.E. Magazine, February 1967», 1967 г.

— журнал «Неделя № 50 1977», 1977 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories», 1982 г.

— антологию «Young Ghosts», 1985 г.

— антологию «Visions of Fantasy», 1989 г.

— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Супер Триллер №10 (32)», 2004 г.

«Короткий текст», 2008 г.

— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.


Похожие произведения:

 

 


Рассказы из сборника
1990 г.
Смерть Вселенной
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Что-то страшное грядёт
1992 г.
Дерево Хэллуина
1996 г.
Октябрьская страна
1997 г.
Канун всех святых. Рассказы
2000 г.
Конец света
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Темный карнавал
2004 г.
Октябрьская страна
2006 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Темный карнавал
2009 г.
Темный карнавал
2009 г.
Октябрьская страна
2010 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Темный карнавал
2011 г.
Темный карнавал
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Темный карнавал
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Темный карнавал
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Октябрьская страна
2019 г.
Темный карнавал
2022 г.
Темный карнавал
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» May 1944
1944 г.
(английский)
The Man from U.N.C.L.E. Magazine, February 1967
1967 г.
(английский)
«Неделя» № 50 1977
1977 г.
«Супер Триллер» №10 (32), 2004
2004 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.
Короткий текст
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Who Knocks?
1946 г.
(английский)
Dark Carnival
1947 г.
(английский)
Dark Carnival
1948 г.
(английский)
The October Country
1955 г.
(английский)
The Ghoul Keepers
1961 г.
(английский)
Who Knocks?
1964 г.
(английский)
The Ghoul Keepers
1965 г.
(английский)
The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories
1982 г.
(английский)
Young Ghosts
1985 г.
(английский)
Asimov's Ghosts
1986 г.
(английский)
Asimov's Ghosts & Monsters
1988 г.
(английский)
Jóvenes fantasmas
1989 г.
(испанский)
Visions of Fantasy
1989 г.
(английский)
Storie da un altro mondo
1990 г.
(итальянский)
Jóvenes fantasmas
1993 г.
(испанский)
Dark Carnival
2001 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — один из ярких примеров «черной» новеллы Брэдбери. Главное в нем — не сама реальность, а ее идеализированная имитация, которой автор аргументирует свою мораль: ничто со временем не забывается. В новелле этот принцип доведен до абсурда: нетленна не только сама память о прошедшем, но и те, кто нам эту память оставили. Каноны жанра noire требуют, чтобы в повествовании присутствовал элемент хоррора или саспенса, нагнетающий ощущение потусторонности происходящего. Поэтому Талли, откликнувшаяся на призыв главного героя, не принадлежит миру живых. Но это вовсе не мистика, а своеобразная аллегория: прошлое продолжает жить в нас в неизменном виде, хотя и мертво по своей природе. Главное, чтобы оно не взяло над нами верх, иначе мы сами станем во многом ему подобны. Судя по тексту, именно это и случилось с Гарольдом: его новая пассия после встречи с прошлым вдруг превратилась «в чужую женщину по имени Маргарет». Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, как в дальнейшем сложатся их отношения.

------------

ИТОГ: рассказ о прошлом, которое берет верх над настоящим. Детские впечатления часто бывают очень ярки и эмоциональны, поэтому важно не преувеличивать их значение. Прошлому место в семейных альбомах, а вовсе не в головах людей. В противном случае человек рискует так никогда и не ощутить маленькие радости настоящего.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я странным образом не могу перестать думать о совершенно второстепенном для рассказа персонаже, Маргарет. Вот так живешь с человеком, любишь его, да и он вроде тебя тоже, а на деле ты, оказывается, чужая, а любит он вообще-то давно погибшую в детстве подругу. И это так до боли реалистично, потому что любить покойников вообще гораздо легче, чем живых. Особенно если это первая детская любовь, ушедшая так рано, что её идеализированный образ не только не потускнел, но с годами стал только ярче, благодаря ностальгии по родным местам. Куда там соревноваться женщине из плоти и крови.

Этот персонаж подпортил мне впечатление, потому что после рассказа повис вопрос: что будет дальше? Мы видим, что герой идет к ней, но останутся ли они вместе? Если герой сохранит к ней прежнее отношение, то надеюсь, что нет.

Тем не менее Брэдбери есть Брэдбери, и рассказ написан чудесно. Некоторые метафоры и эпитеты захватывают дух и создают яркие образы, которые западают в душу.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно детей, утонувших на этом пруду, находят быстро. Спустя несколько часов. Но с Талли получилось исключение. Ее не могли найти очень долго. Возможно потому, что любимый человек 12 лет от роду сначала не мог смириться с ее смертью, а потом и вовсе уехал на долгие годы из этого места? «Это была та любовь, которая приходит раньше всяких понятий о теле и морали.» Возможно ли, что сильное детское чувство сотворило никому не нужное чудо, которое заключалось всего лишь в том, что тело Талли нашли только тогда, когда любимый человек стал готов увидеть ее мертвой? Сильный рассказ про сильные переживания, в которых была пауза в десять лет. От воспоминаний про детскую любовь десятилетней давности невеста стала для главного героя чужим человеком. Есть надежда, что все-таки это чувство у него временное. Все-таки Маргарет — это имя жены писателя, с которой Рей Бредбери прожил всю жизнь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелая и одновременно прекрасная история о силе детских эмоций и восприятия мира, которая способна не померкнуть даже сквозь года. Разве что Маргарет мне жалко, ведь она ни в чем не виновата.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я тут с удивлением подсчитал — что еще пара-тройка месяцев и окажется что я читаю этот сборник (автора) с небольшими перерывами аж целый год)) Как ни странно — но дело тут совсем не в объеме... (помню трилогию «В одном томе» Рыбакова «Попаданец ошибается один раз» и вычитал дня за 2-3), а наверное в «плотности» подачи информации. Плюс (конечно) большую роль играет то — сколько частей нужно откомментировать (3 книги в одной или 20 с лишним рассказов... разница есть). Но как бы там ни было, среди данного сборника порой попадаются вещи... настолько «пронзительные» (что ли)... что прочитав коротенький рассказ (страниц на 5) уже не хочется «бежать дальше», а просто отложить книгу и... еще раз (мысленно) пережить «нарисованную картину»...

Конечно тут подобраны совершенно разные рассказы от «типа ужастиков», до чисто лирических, но... отличает их не сколько «жанровость», а степень «прорисовки»... Конкретно этот рассказ (уже раз 2-й или 3-й по данному сборнику) так … зацепил меня... что я сразу вспомнил самого «себя» в «более ранней версии» и (на мгновение) снова почуствовал себя тем, кем я был когда-то... И конечно какая-нибудь суперкрутая СИ (в отличие) от этого «сборника всякой мелочи» лучше скрасит Вам будни... но вот «обратить время вспять» (как это делает Бредберри) ей — не под силу!

И если я сейчас попытаюсь изложить сюжет данного рассказа, то думаю мало кому станет понятно... а что же именно там «так цепляет»... Но думаю что конечная цель данных «образов» сводится к тому что каждый человек ежечастно и ежегодно умирает... И я имею ввиду не банальное старение «организма» и прочую физиологию... А именно то, что взрослому практически никогда не стать «обратно тем мальчиком» который видит в толще воды границу между жизнью и смертью... Тем, кто еще не «погряз» в болоте «нужных и оправданных дел»... Тем кто в простом видит «всю тайну мироздания»...

Честно говоря я и сам не знаю как сформулировать то самое «понимание» (полученное) из рассказа... По факту — все «вышесказанное» полный бред для любого «взрослого»... Какой пляж? Какая волна? Тут кредит то вовремя … за этот месяц... Но все же при прочтении... На пару минут... я все же ощутил себя на пляже «времен моего детства» — хотите верьте, хотите нет))

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, Рэй Брэдбери – это тот автор, который наиболее силен именно в малой форме. «Озеро» – замечательный рассказ о том, как мальчик в 12 лет, отдыхая на озере, теряет свою лучшую подружку. Она утонула. Спасатель, как ни старался, не смог её вытащить. Тело так же не нашли. Каждое лето, приезжая на это озеро, мальчик заходил в воду и звал её. Конечно же безуспешно. Однажды он даже решил построить замок из песка, как делал с погибшей девочкой. Но замок был построен лишь на половину. Вдруг девочка появится и достроит замок…

Проходят годы, мальчик вырастает во взрослого мужчину и женится. В какой-то момент они с женой приезжают в отпуск на это самое озеро. И придя туда, главный герой видит спасателя, везущего на берег мешок с телом. Как он узнает, за всё время, тело лишь одного утонувшего (точнее утонувшей) не было найдено. Это была именно она. Былые воспоминания и эмоции вспыхивают с новой силой. По-настоящему грустно звучат последние аккорды рассказа. Он идет к своей жене и думает о ней, как о чужой, незнакомой женщине. Первая любовь и детские эмоции оказываются необычно сильны и перекрывают всё последующее, что было в жизни.

В итоге мы имеем короткий, но очень трагичный и атмосферный рассказ

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивая история. О трогательной любви мальчика и девочки, о смерти, о нежелании ее принять, о надежде на вечность любви. Рассказ совсем короткий, но производит сильное впечатление.

Только, дело не в объеме произведения и даже не в его сюжете. Просто Брэдбери мастер слова. Его рассказы отшлифованы до каждой буквы и точки, до мельчайших интонаций текста. Текст кажется объемным, читатель чувствует запахи осени, видит тусклые краски пустынного пляжа, холод сентябрьской воды озера. И, чувства и переживания героя также передаются читателю. В этом и есть гениальность Брэдбери, как мастера небольших, но ярких зарисовок.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жутчайшая, трагичная и депрессивно-безысходная вещь. И страшнее всего исход, который привел к ЧУЖОЙ женщине. Это воистину кошмарно. Даже не хочу представлять себя на месте главного героя. Как с таким жить-то вообще?

Очень, очень сильный рассказ.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд один из самых трогательных рассказов в сборнике.

История я Брэдбери, по сути незамысловата, небольшой рассказик как мужчина вернулся на место где побывал ребёнком. Что в нем мистического? Наверное то, что рассказ, заставляет почти выбить слезу. Прекрасная история чистой, еще незамутненной пороками любви в детстве. Брэдбери писал не мистику, не страшный рассказ, он писал нечто большее, историю чистой любви одно мальчика и девочки, и первую утрату в жизни.

Честно, мне больно перечитывать эти строки, слишком глубоко задевают, напоминают как это любить в детстве, беззаботно и радостно. Рассказ очень сильно, тронул, особенно концовка с замком из песка. Наверное это такой намек, чистая детская любовь — вечна... Сейчас я часто смотрю по сторонам, и думаю: «Ну где же ты Брэдбери? Научи нас всех любить искренне как в детстве...»

Трогательно, щепетильно, восхищен трудом классика мировой фантастики. Хоть и ранее, стиль не настолько отточен, но многим матерым писателем не хватает искренности Рэя.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительный, красивый, точенный, тонкий рассказ — как, впрочем, все у Брэдбери. Как всегда, про Любовь и Смерть. Как всегда, про Осень. Очень сильный рассказ, с будто бы незатейливым сюжетом, который все же заставляет пошевелится волосы на затылке. Но не от ужаса, нет. От прохладного ветерка времени, от бездушного дуновения прошлого, которое сквозняком шмыгнет по спине.

Все-таки Брэбери не так выдумщик, как рассказчик. Вот есть фантасты-выдумщики: измыслят что-нибудь очень и очень занимательное, небанальное, даже захватывающее, но как начнут рассказывать — хоть святых выноси. А Брэдбери именно рассказчик: что бы он не взял, хоть самую банальную фабулу,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(вот и здесь: тоже мне фабула — повзрослевший мальчик на берегу озера встретил свою утопленную много лет назад подружку, эка невидаль... :smile:)
но когда начнет сплетать слова, и образы, и маленькие, изящные полумысли — фабула окутывается дымкой тайны, тускло взблескивает загадкой, все становится таким чудным и нездешним...

А особая изюминка этого расказа — фигура спасателя. Так и стоит бедняга, растерянный, сам не зная того, что он — единственное доказательство реальности чуда, единственный намек на то, что всепобеждающая сила Любви живет не только в наших полных розовых соплей, расстроганных мозгах...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трогательный рассказ, слезу даже пустила, когда смотрела экранизацию «Театра Рэя Брэдбери» ;( Неповторимая детская наивность, вера в чудо разрушается о скалы реальности. Но слабый огонек надежды живёт где-то глубоко внутри души Гарольда. И молодой мужчина вознагражден за свою веру, по прошествии многих лет, призрак Талли всё же достроил замок из песка...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферный рассказ Великого мастера. Он просто переполнен щемящим чувством тоски по ушедшему, несбывшемуся. Смысловая составляющая в нем неважна, важно, чтоавтору удалось поделиться с читателями своими эмоциями, передать их очень ярко и живо. В итоге получился очень лиричный и грустный рассказ.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот рассказ и то, что послужило импульсом для его написания, понимаешь и веришь в то, что это действительно было. И это действительно до глбины души тронуло Мастера.

Детство ушло, оставив после себя горечь и боль утраты...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление не понравился рассказ. Да, первая фраза «... небо укоротили по моему росту...» (так вот она откуда! ах я невежда!) сшибает точно кувалдой. Все, детство прошло. Поминальный колокол. А во всем остальном рассказ похож на жемчужные бусины, сложенные кучкой на столе и почему-то не нанизанные на нитку.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм. Откуда такие восторги по поводу этого рассказа? Да, они бы предполагались, если бы весь сюжет с первой и до последней строки не был таким предсказуемым. Первые строки от лица мальчика 12-ти лет, в которые я вообще не поверил, ибо мальчик 12-лет так может так писать, и мысль о том, что это воспоминания более зрелого юноши подтвердились позднее. Слог увидевшего красоту осени, прибоя, опустевшего пляжа, закрытых киосков с сосисками — это не слог мальчишки, у которого осталось в памяти только исчезнувшая в толще воды Талли. Мысли искуственны в этот период, да и в 22, по прошествии десяти лет, и я также не верю, что рассказ ведётся от лица этого 22-летнего Харольда. Нет, скорее он вспоминал это гораздо позднее, скорее всего на заре лет, когда Маргарет уже опопстылела и он вспоминал прежнюю... первую любовь. История должна была быть красивой, но вся эта закрученность по поводу недостроенного замка открыла все карты навстречу окончанию рассказа. Не интересно, не зацепило.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх