FantLab ru

Рэй Брэдбери «Озеро»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Голосов:
805
Моя оценка:
-

подробнее

Озеро

The Lake

Другие названия: Замок на песке

Рассказ, год (год написания: 1943)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 151
Аннотация:

Двенадцатилетняя Талли зашла в воду и больше не вышла оттуда. Прощаясь с ней, с озером и пляжем, Гарольд построил из песка половину замка, такого, какой они обычно строили вместе, и сказал: « Если ты слышишь меня, приди и дострой его».

Через много лет, оказавшись на этом же берегу, он увидел, что призыв его не остался неуслышанным...

© Lucy
Примечание:

Рассказ написан в 1942 г. (по утверждениям Брэдбери) или 1943 г. (по сохранившимся рукописям) и переработан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала». Новые исправления были внесены в 1955 г., при подготовке «Октябрьской страны».


Входит в:

— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.

— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.

— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.

— антологию «The Ghoul Keepers», 1961 г.

— журнал «Weird Tales» May 1944», 1944 г.

— журнал «Неделя» № 50 1977», 1977 г.

— журнал «Супер Триллер №10 (32)», 2004 г.

«Короткий текст», 2008 г.

— антологию «Who Knocks?», 1946 г.

— журнал «The Man from U.N.C.L.E. Magazine, February 1967», 1967 г.


Похожие произведения:

 

 


Смерть Вселенной
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Что-то страшное грядёт
1992 г.
Дерево Хэллуина
1996 г.
Октябрьская страна
1997 г.
Канун всех святых. Рассказы
2000 г.
Конец света
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Темный карнавал
2004 г.
Октябрьская страна
2006 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Темный карнавал
2009 г.
Темный карнавал
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Октябрьская страна
2010 г.
Темный карнавал
2011 г.
Темный карнавал
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Темный карнавал
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Темный карнавал
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Октябрьская страна
2019 г.

Периодика:

«Неделя» № 50 1977
1977 г.
«Супер Триллер» №10 (32), 2004
2004 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.
Короткий текст
2010 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» May 1944
1944 г.
(английский)
Who Knocks?
1946 г.
(английский)
Dark Carnival
1947 г.
(английский)
Dark Carnival
1948 г.
(английский)
The October Country
1955 г.
(английский)
The Ghoul Keepers
1961 г.
(английский)
Who Knocks?
1964 г.
(английский)
The Ghoul Keepers
1965 г.
(английский)
The Man from U.N.C.L.E. Magazine, February 1967
1967 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2009 г.

Изумительный, красивый, точенный, тонкий рассказ — как, впрочем, все у Брэдбери. Как всегда, про Любовь и Смерть. Как всегда, про Осень. Очень сильный рассказ, с будто бы незатейливым сюжетом, который все же заставляет пошевелится волосы на затылке. Но не от ужаса, нет. От прохладного ветерка времени, от бездушного дуновения прошлого, которое сквозняком шмыгнет по спине.

Все-таки Брэбери не так выдумщик, как рассказчик. Вот есть фантасты-выдумщики: измыслят что-нибудь очень и очень занимательное, небанальное, даже захватывающее, но как начнут рассказывать — хоть святых выноси. А Брэдбери именно рассказчик: что бы он не взял, хоть самую банальную фабулу,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(вот и здесь: тоже мне фабула — повзрослевший мальчик на берегу озера встретил свою утопленную много лет назад подружку, эка невидаль... :smile:)
но когда начнет сплетать слова, и образы, и маленькие, изящные полумысли — фабула окутывается дымкой тайны, тускло взблескивает загадкой, все становится таким чудным и нездешним...

А особая изюминка этого расказа — фигура спасателя. Так и стоит бедняга, растерянный, сам не зная того, что он — единственное доказательство реальности чуда, единственный намек на то, что всепобеждающая сила Любви живет не только в наших полных розовых соплей, расстроганных мозгах...

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2012 г.

На мой взгляд один из самых трогательных рассказов в сборнике.

История я Брэдбери, по сути незамысловата, небольшой рассказик как мужчина вернулся на место где побывал ребёнком. Что в нем мистического? Наверное то, что рассказ, заставляет почти выбить слезу. Прекрасная история чистой, еще незамутненной пороками любви в детстве. Брэдбери писал не мистику, не страшный рассказ, он писал нечто большее, историю чистой любви одно мальчика и девочки, и первую утрату в жизни.

Честно, мне больно перечитывать эти строки, слишком глубоко задевают, напоминают как это любить в детстве, беззаботно и радостно. Рассказ очень сильно, тронул, особенно концовка с замком из песка. Наверное это такой намек, чистая детская любовь — вечна... Сейчас я часто смотрю по сторонам, и думаю: «Ну где же ты Брэдбери? Научи нас всех любить искренне как в детстве...»

Трогательно, щепетильно, восхищен трудом классика мировой фантастики. Хоть и ранее, стиль не настолько отточен, но многим матерым писателем не хватает искренности Рэя.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2009 г.

Хм. Откуда такие восторги по поводу этого рассказа? Да, они бы предполагались, если бы весь сюжет с первой и до последней строки не был таким предсказуемым. Первые строки от лица мальчика 12-ти лет, в которые я вообще не поверил, ибо мальчик 12-лет так может так писать, и мысль о том, что это воспоминания более зрелого юноши подтвердились позднее. Слог увидевшего красоту осени, прибоя, опустевшего пляжа, закрытых киосков с сосисками — это не слог мальчишки, у которого осталось в памяти только исчезнувшая в толще воды Талли. Мысли искуственны в этот период, да и в 22, по прошествии десяти лет, и я также не верю, что рассказ ведётся от лица этого 22-летнего Харольда. Нет, скорее он вспоминал это гораздо позднее, скорее всего на заре лет, когда Маргарет уже опопстылела и он вспоминал прежнюю... первую любовь. История должна была быть красивой, но вся эта закрученность по поводу недостроенного замка открыла все карты навстречу окончанию рассказа. Не интересно, не зацепило.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2008 г.

По-моему, ошибка людей, воспринимающих этот рассказ как «ни рыба, ни мясо» в том, что они не понимают, что Рей Бредбери в первую очередь сказочник.

Да, это не ужастик. Но в отличие от писателей страшилок Бредбери не ограничен рамками этого жанра. Мертвец в его рассказе не ненасытная тварь, пришедшая отомстить за что-то там. Это образ, пробуждающий чувства. Это не самоцель, а инструмент, при помощи которого автор подбирается к определенным струнам души читателя.

И да, это в определенном смысле не лирика. А где вы вообще видели сказки, заставляющие слушателя наматывать сопли на кулак и рыдать над гибелью «Царевны-лягушки». Сказки бывают поучительные. Сказки бывают грустные. Сказки бывают разные, но при этом они остаются сказками.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2008 г.

Очень эмоциональная вещь. Р.Б. вспоминал, что когда дописал ее, его щеки были мокры от слез. Видимо, потому, что это реальное воспоминание детства. У меня слезы не подступают (наверное, потому что судьба уберегла от потерь такого рода), но все равно зацепляет здорово.

Здесь ключевые, по-моему, две вещи: осознание того, что ушедший навсегда остается в том возрасте, в котором он ушел (как люди вдруг осознают, что стали старше умерших в молодости родителей!) и та фраза в конце о «чужой женщине».

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2015 г.

Очень красивый рассказ. О трогательной любви мальчика и девочки, о смерти, о нежелании ее принять, о надежде на вечность любви. Рассказ совсем короткий, но производит сильное впечатление.

Но дело не в объеме рассказа и даже не в его сюжете. Просто Брэдбери мастер слова. Его рассказы отшлифованы до каждого слова, мельчайших интонаций текста. Рассказ кажется объемным, читатель чувствует запахи осени, видит тусклые краски пустынного пляжа, холод сентябрьской воды озера. И чувства и переживания героя также передаются читателю. В этом и есть гениальность Брэдбери, как мастера небольших рассказов.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2010 г.

Потрясающий рассказ «воспоминание о былой любви» и об безвозвратно ушедшем детстве, наполненный светлой грустью и разочарованием.

Просто невероятно как Бредбери создал такую атмосферу буквально на десятке страниц.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2008 г.

Рассказ очень пронзительный, эмоциональный и чувственный... Это был один из первых рассказов Брэдбери, который меня очень сильно впечатлил... Что такого особенного в этом рассказе? Чем он очаровывает? Даже не знаю... Возможно тем, что это простая, но чувственная, глубокая, и невероятно грустная история о том, что наши любимые люди, даже после смерти, навсегда остаются рядом с нами...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2017 г.

Сильнейший рассказ. Брэдбери тонко играет на психологии человека и плавно накаляет обстановку, чтобы сделать взрыв эмоций в развязке. Очено грамотно построена сюжетная линия — без излишеств, только то, что нужно для достиженя финального результата. Такое впечатление, что рассказ отполирован до идеала долгими редакциями, хотя редактировался всего 2 раза. Я прочитал около десятка рассказов Брэдбери пока, и этот — лучший.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2013 г.

Очень атмосферный рассказ Великого мастера. Он просто переполнен щемящим чувством тоски по ушедшему, несбывшемуся. Смысловая составляющая в нем неважна, важно, чтоавтору удалось поделиться с читателями своими эмоциями, передать их очень ярко и живо. В итоге получился очень лиричный и грустный рассказ.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2011 г.

Сильный эмоциональный рассказ. Не мог не зацепить, потом что в том же возрасте испытал аналогичную потерю. Я так и не смог понять был ли это курортный роман или Талли была одноклассницей. Если второе неясно почему он так быстро уехал, неужели родители мудро пытались залечить страшную рану. Но в любом случае в душе Гарольда остался светлый образ первой любви, который будь Талли жива мог бы и истрепаться. Намного проще смотреть на событие «10 лет спустя», как на фантазию, чем на что-то реальное. Потому что совершенно не ясно почему новоявленная русалка решила именно в этот день сдаться спасателям.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2013 г.

Трогательный рассказ, слезу даже пустила, когда смотрела экранизацию «Театра Рэя Брэдбери» ;( Неповторимая детская наивность, вера в чудо разрушается о скалы реальности. Но слабый огонек надежды живёт где-то глубоко внутри души Гарольда. И молодой мужчина вознагражден за свою веру, по прошествии многих лет, призрак Талли всё же достроил замок из песка...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2013 г.

Читая этот рассказ и то, что послужило импульсом для его написания, понимаешь и веришь в то, что это действительно было. И это действительно до глбины души тронуло Мастера.

Детство ушло, оставив после себя горечь и боль утраты...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2008 г.

Очень печальная история о том, что есть в нашей жизни вещи, которые не вернуть, и события, которых не изменить. Девочка словно знает, что ее друг приехал к озеру, и решает встретиться с ним в последний раз. Больше у них ничего не будет, и эта боль на всю жизнь останется с Гарольдом. Он, наверное, проживет еще много лет, у него будет семья, дети, рядом будет любящая женщина, но — НЕ ОНА.

Встречаются иногда у писателей такие произведения, где о детстве говорится как о лучшей поре в жизни, когда все — впервые и по-настоящему, как никогда не будет потом. Рассказ очень поэтичный: осенний пляж, дворец из песка, возвращение в город детства, даже о девочке говорится, что она«ушла»... И цепочка следов на песке, выходящих из озера и потом идущих обратно.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2006 г.

<< ... Смерть не позволила ей вырасти и измениться ... >>

От этой фразы у меня мурашки по коже побежали.

Холод пробрался, немножечко неуютно.

9 баллов за рассказ.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх