Василий Головачёв «Никого над нами»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика ) | Боевик
- Общие характеристики: Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Группа спецназовцев провела операцию по устранению представителя государственно-криминальной структуры. Через некоторое время на спецназовцев открывается охота. Группа проводит ответный удар, в ходе которого выясняется, что Землю контролируют пришельцы.
Василий Головачев. Никого над нами: Фантастический рассказ//ж. «Сокол», 2008, №4(67) – с.239-279
Входит в:
— цикл «Никого над нами»
— цикл «Никого над нами» > роман «Триэн», 2014 г.
— антологию «Никого над нами», 2007 г.
— антологию «Русская фантастика 2008», 2008 г.
— сборник «Сердце грозы», 2008 г.
— сборник «Они здесь!», 2011 г.
— сборник «Я вас предупредил», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Созидающий, 23 апреля 2010 г.
Откровенно говоря довольно слабый рассказ. Мне непонятно зачем Головачев, его написал. Невнятный сюжет, динамика не та, да и смысла с оригинальной идеей по нулям. Единственное что позабавило, это пара шуток...
irish, 6 июня 2008 г.
Блииин, пишу и сама себе не верю — мне ЭТО понравилось!!! :gigi:
Оказывается, с Головачевым как с собакой из анекдота — его надо просто уметь готовить... в смысле, читать. Дело в том, что реальность, о которой пишет Головачев, лишь внешне похожа на нашу, а устроена она совсем по другим принципам (в отличие от мегатонн «эльфятины», кропающейся по рецепту: опишем родную общагу, только холодильнику с телевизором придумаем названия поволшебнее). Объясняю, как именно.
Основой этой реальности является Крутизна, выражаемая и измеряемая в Понтах. Обычные люди, само собой, Понтов не имеют вообще (хотя, в принципе, могут чуть-чуть подкачать свою Крутизну с помощью занятий самбо или чтения эзотерической литературы), а вот Крутизна героев имеет некоторые качественные различия.
Главным Понтом положительного героя (далее ПГ) является Спецподготовка, складывающаяся из владениями всеми видами боевых искусств, разными психофизическими фокусами типа экстрасенсорики или астральной медитации и умения очень быстро взламывать и перепрограммировать разнообразную спецтехнику. Дополнительные Понты ПГ — наличие военного звания, не ниже майора секретных спецслужб, и послужной список, включающий боевые ранения в горячих точках (для начинающих ПГ сойдет и драка с хулиганами). Также ПГ обладает эксклюзивным (и дорогостоящим — впрочем, как известно, хороший понт дороже денег) оружием из числа секретных разработок.
Отрицательный Герой (далее ОГ) нередко также владеет Спецподготовкой, но неизменно хуже ПГ (ибо в спецшколе был троечником и после ее окончания осел на штабной службе). Поэтому он полагается не на умение действовать в нестандартной обстановке, а на свой основной Понт — Секретность, в котором достигает настоящей виртуозности. Чем меньше известно читателям и ПГ о каком-то из ОГ, тем он круче. С другой стороны, ОГ в романе или повести всегда можно вычислить по стремлению окопаться, замаскироваться и окружить себя дополнительными Понтами — системами слежения и охранниками из числа обычных людей. С точки зрения здравого смысла, и то и другое совершенно бесполезно, поскольку ПГ умеет вырубать охранников мановением руки и отключать системы слежения за две минуты. Однако по логике головачевского мира, телекамеры и охранники являются одним из важнейших элементов реальности, так как именно на них ПГ демонстрирует свою Крутизну.
Вообще, у Головачева ПГ и ОГ находятся в тонком динамическом равновесии. Целью вторых является тотальный контроль над всем и вся, первые же превыше всего ценят анонимность и неподконтрольность. Интересы первых и вторых сталкиваются в вопросе обладания таком очень важным для этого мира ресурсом, как Информация, аккумулируемая с помощью еще одного Понта ОГ — с помощью Баз Данных. Поэтому боевые операции ОГ направлены, как правило, на уничтожение героев, собравших слишком много Информации, а ПГ стремится, во-первых, выжить сам, а во-вторых, вытрясти из ОГ как можно больше Информации, имеющейся у того в личном пользовании. Таким образом, бесконечное перераспределение важнейшего ресурса между ОГ и ПГ с помощью Понтов является основой жизненных процессов в этой реальности, а повествование о них — подлинным содержанием текстов Головачева.
Жаль, что я не понимала этого раньше — получила бы от «Разборок третьего уровня» гораздо больше удовольствия. :frown: Уважаемые фанаты, простите, я обижала вашего любимого автора незаслуженно. Головачев по праву может считаться одним из величайших авторов фэнтези в истории литературы — настолько глубока, оригинальна и продуманна философия его волшебного мира, набросок которой я попыталась сделать в этом отзыве. А если так, то стоит ли придираться к идиоти... чудесам вроде превращения трикстера из мифологического героя в секретный офис?
duke, 14 декабря 2007 г.
Сорокастраничный рассказ Головачева — квинтэссенция всего, что он написал за последние десять лет. Т.е. читать это нормальному человеку — очень стрёмно. Тем не менее я по привычке продолжаю читать, а вдруг произойдет чудо и писатель выдаст что-нибудь этакое. Но чуда не произошло (в очередной 151-й раз облился горькими слезами). Ну что тут сказать? Сказать нечего. Описывать ляпы в рассказе — занятие неблагодарное, поскольку весь этот рассказ — одно сплошное недоразумение (употребляю такое мягкое слово только из уважения к раннему Головачеву). Но больше всего меня поражает редакция ФБ — ну на хрена помещать такую муть в самом начале юбилейного сборника?!
Alin, 20 августа 2011 г.
Черт, не люблю писать отзывы на произведения, которые мне не понравились. Подхожу по принципу «Мне все равно, зачем человеку гадить...» В первый раз нагадить захотелось. :glasses: И это однозначно можно записать в актив господину ВВГ. Ибо не оставило равнодушным его творчество.
Только вот эмоции отнюдь не радостные. Напомнило знаете что — УРА!-советскую фантастику. Со всеми ее авторами, которых не знает не то что фантлаб, но зачастую и интернет. Там было — «мы наш, мы новый мир построим (а за рубежом — буки!)», здесь — русский спецназ — это круче русского стройбата, которым даже лопаты не выдают (а буки ваще всю планету держат! И их много!).
Не хочется подробно описывать и придираться к сюжету (а он есть? а оно кому-то надо?), но недоумение у меня вызвал не столько сам факт написания г-ном ВВГ подобной Ф И Г Н И, но то, что автор во всех смыслах приятных произведений из цикла «Черный человек» или «Запрещенная реальность», решил продолжить и ЭТО, написав еще, например, рассказ «Все, что было не со мной».
Воистину, «Мне непонятны замыслы великих. Тарелку с чечевицей дал бы кто...» (с)
lord199, 5 января 2010 г.
Странный рассказ. Или и правда Головачев уже не умеет писать интересную сюжетную фантастику или же это очередной выкидыш просто чтобы было хоть что-то написано. Скучная идея Трех Н (Никого Над Нами), группу спецназовцев пытаются уничтожить после выполнения сложного и секретного задания и все бы хорошо, но как выясняется в мире есть две «группировки» пришельцев, которые хотят править миром и вот эта непонятная организация 3Н предлагает команде работать на них, ну и команда в лучших традициях (их только что пытались убить, им только что показали что существуют пришельцы, причем да-да показали это на смартфоне, тут же кто угодно поверит) Головачева берется теперь дальше творить добро всем кто не спрятался. Ну и финал, мда, я не знаю, теперь люди себя считают самыми умными? Подумаешь они узнали что не единственны во вселенной, не, это не открытые, а вот что нас контролируют это да, с этим нужно бороться, ну и да, на это способна команда из 5 человек.
В целом читать такое сейчас уже нельзя.
toXa, 24 июля 2008 г.
По поводу рассказа даже не расстроился так как ждать от :haha:ГРАНДМАСТЕРА:haha: чего-то путевого даже не надеялся. В ступор вводит только тот факт кто и зачем сделал этот рассказ заглавным в сборнике:confused:, никак у Василия Васильевича оччень крупный блат и кто-то скупает все шедевры для топки печей. В очередной раз «восхитил» русобой ну а оригинальность как говорится без слов, такой халатности и пренебрежения к читателю я давненько не видел.:abuse:
yliapit, 23 июля 2008 г.
Собственно, это первое мое знакомство с этим автором и что-то меня терзают смутные сомнения, что и последнее. В общем-то, народ уже высказался, добавить особо и нечего. Пожалуй, кроме того, что все начало рассказа меня не покидало ощущение, что я держу в руках не фантастику, а очередной шедевр из серии «Слепой койот против бешеного вепря». Все ждала, ну ладно, это скоро закончится и начнется наконец-то фантастика. Началась, но лучше бы она и не начиналась! Кстати, если немного переработать, то можно вообще обойтись без нее, например, назначить на роль главного злодея = спецслужбы или тайные общества.:smile:
old_fan, 4 января 2008 г.
Сколько не пытаюсь читать Головачёва, только удивляюсь каждый раз — почему его книги покупают? Совершенно беспомощный сюжет, полное отсутствие каких-то новых идей, язык ну... пятиклассника, что ли, персонажы «тупые» (С)Курок. Ужас, в общем.
namco 87, 5 февраля 2017 г.
Если рассказ или повесть не представляют собой самодостаточную и цельную вещь то это полный провал. Читатель должен получить удовольствие, а не чесать репу и думать, что там дальше произошло с героями и мчать в ближайший книжный за продолжением. Если перед нами цикл, то каждая часть должна иметь в себе отдельную идею, решением которой и занимаются герои. Пример, эпопея Стивена Кинга «Темная башня», для всей истории там одна глобальная проблема, но в каждой книге рассматривается отдельная от общей, и от этого не менее важная, ждущая решения, задача. В «Стрелке» первая встреча с Джейком и погоня за Чёрным человеком, в «Извлечении троих» соответственно извлечение троих, в «Колдун и Кристалл» рассказ о прошлом Роланда. Взять хотя бы «Сказки Долгой Земли». Там каждая история отличается от предыдущей координально, а написала все это женщина, что доказывает падение грандмастера на самое дно, а Ирина Колбова получает огромный плюс. Ведь «Никого над нами» это не цельный рассказ.
Идете вы по улице и видите как собака мутузит книжку. Отогнав наглую шавку, вы решили проверить, что осталось от печатного издания. И вот среди растерзаных листов у вас на руках сорок страниц без начала и конца. Так и в рассказе Головачева, не понять, отрывок это или глава из романа и какая собака это произведение на куски растащила. Читал у автора три романа, последний осилил когда мне было лет девятнадцать. Прошло больше десяти лет и все осталось на прежнем уровне. Убер бойцы и сверхсекретные организации. Никуда они родименькие не делись. Такое чувство, что кого-то мучают одни и те же ночные кошмары и этот бедняга через свои книги просит помощи. Опять перед нами мировой заговор с участием пришельцев: змей и ящеров. Не хватает псоголовых и Рокфеллера с масонами. Опять это детское доверие (диалог условный):
— Мы верим, что ваша организация самая добрая и вступим в неё.
— А мы в свою очередь верим, что вы не засланные шпионы и возьмем вас в свою секретную структуру.
Потом оказывается, что у этой службы рыло тоже в пушку. Хорошая новость, а то не хотелось единицу ставить. А как вам мысль о борьбе пятерых, против, минимум, двух рас пришельцев. Да будь они великими бойцами и мастерами партизанской войны итог известен на сто процентов. Но наверное перед нами опять Боги и незримые существа, создавшию всю вселенную.
god54, 31 июля 2010 г.
Создается впечатление, что автор решил написать несложный боевик, а для оправдания резни добавил фантастический элемент, который не выдерживает никакой логической проверки. Главное не в этом, главное, что все стреляют, все против всех, но точка не поставлена, а значит можно продолжать тему, и скоро будут продолжения... К слову один я уже прочитал из этой серии.
terranid, 4 марта 2008 г.
Такое впечатление, что автор и сам уже не знает, о чем он пишет. Надо же было додуматься поместить обычный спецназ с стандартными заданиями и подготовкой в будущее.
Эдди, 25 декабря 2007 г.
Честно признаюсь: не люблю я Головачева. Прочитал его вещь впервые за несколько лет. И убедился — правильное отношение к нему сложилось.
Правда, рассказ больше похож на прелюдию к чему-то более объемному. Но это объемное читать уж точно не буду.
Корделия, 30 мая 2016 г.
Загадочное название поначалу заставляло думать о неких сверхъестественных или божественных силах, которых в действительности нет над человечеством. А оказалось, что всё гораздо проще и как-то примитивнее.
До тех пор пока сюжет умещался в рамках реалистического произведения, следить за ним было любопытно: спецслужбы, российские итаны ханты и бонды, тайные ликвидации агентов... Но когда «над ними» проявились аналоги «зелёных человечков» в виде змей и ящеров, стало даже обидно — за себя и за автора. Книга оказалась несерьёзной сказочкой про динозавров для младшего школьного возраста.
Нико, 13 января 2011 г.
На мой взгляд, треш в чистом виде. Писал будто бы на заказ за полчаса. Хотя нет, даже на заказ за полчаса на конкурсе набрасывают рассказы лучше, нежели этот. К литературе, как мне показалось, этот рассказ не имеет далекое отношение, ибо персонажи не прописаны, действия сумбурны — кажется, что автор написал первоначальный набросок сценария типичного голливудского боевичка. Очень разочарован первым знакомством с этим «отцом-основателем».
P.S. Вынести название этого рассказа в название сборника, посвященного 15-летию серии фантастики... :eek:
badger, 6 декабря 2007 г.
Я, конечно, понимаю, что если человек достиг признания в литературе, его книги расходятся тысячными тиражами, а каждую новинку сметают «на ура», то он может немного расслабиться, и писать тексты уровнем пониже. Но НЕМНОГО расслабиться. То, что пишет Головачев в последние годы литературой можно назвать с большой натяжкой. Вот самый свежий, на данный момент, рассказ.
Сюжет, оригинальность которого отдает нафталином. Главные герои, описание которых аккуратно скопировано и вставлено в текст из предыдущего романа. Какого именно? Да, неважно, оно везде одно и то же. Ровно два поворота событий, именно тогда, когда нужно, чтобы зритель не заснул. Промежуточный финал, с огромным намеком на продолжение. Штампы? Нет, ШТАМПЫ! Я осилил этот рассказ. Но ни один следующий рассказ или роман этого автора я уже точно читать не буду.