FantLab ru

Майк Гелприн «Моль»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.99
Голосов:
97
Моя оценка:
-

подробнее

Моль

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Странное задание получают частные сыщики Солдатов и Вяземская. Им необходимо узнать, кто скрывается под псевдонимом АБС и прислал в издательство рукопись «Пикник на обочине».

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Русская фантастика 2015
2015 г.
Мир Стругацких. Полдень и Полночь
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После этого рассказа у меня окончательно сложилось мнение, что Гелприн одинаково хорош в любом жанре.

Показан ещё один вариант альтернативной истории России. Казалось бы, тема до дыр замызганная сотнями писателей, но как интересно можно закрутить сюжет, применив воображение вкупе с талантом. Рассказ удался: за вуалью детективно-альтернативной истории скрывается ситуация с интернет-пиратством в современном мире и выражена четкая позиция автора по этой проблеме. С 1 мая 2015 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые облегчили жизнь правообладателям, но, подозреваю, что не сильно.

В мире, описанном Гелприным, хакеров и прочих интернет-разбойников называют молью и за кражи сажают в тюрьмы. Вот только разыскать эту моль в мировой плетёнке (ихнем интернете) очень непросто.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Майк Гелприн, с моей точки зрения, интересен своим необычным взглядом на обычные обстоятельства. Вот и данный рассказ по миру Стругацких он умудрился «вывернуть» наизнанку, показав некую параллельную реальность, в которой никто не может расшифровать аббревиатуру АБС, а всемирную информационную сеть называют «плетёнкой». Дело вращается вокруг присланных по почте литературных произведений, принадлежащих автору, скрывающемуся за тремя заглавными буквами — АБС. Издатель подозревает, что автор — на самом деле не автор, а хакер («моль»), похитивший чужой труд. Главные действующие лица рассказа — Герман и Полина — должны за 2 недели найти этого самого АБС и убедиться в его авторстве. Герман — опытный сыскарь, а вот Полина в прошлом была «молью», что позволяет этой парочке вести поиски сразу по двум направлениям. Результат окажется для них полной неожиданностью, но нам-то он уже заранее известен!

Автор позволяет нам взглянуть на собственный мир как бы «со стороны», показав как его «плюсы», так и непременные «минусы». Как оценивать работу хакеров — положительно или отрицательно? Насколько полезной может быть всемирная информационная сеть? Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко как-то назвал ее «информационной помойкой». Прав он или ошибается? Нужна ли цензура в этой самой «помойке» или сойдет и так? Кому следует разрешать доступ к ресурсам сети?

Вопросы отнюдь не праздные, а самые что ни на есть серьезные. Поэтому мне непонятно, что такого смешного нашли в рассказе те, кто присвоил ему категорию «юмор». Наверно, они посчитали забавным терминологию: плетенка, моль, портьера, «Пикник на обочине»... Обхохочешься! Да уж — времена нынче странные...

Мое мнение по этому поводу кого-то насмешит, кого-то — шокирует. Я убежденный сторонник «литературного коммунизма», т.е. считаю, что читатель (как и слушатель) должен сам решать: стоит ли ему платить за данное произведение и сколько конкретно. Повторю: цену за творчество назначает не автор, не худсовет, не издательство, а именно читатель. Так мы избежим ошибок в покупке совершенно ненужных нам книг и будем спонсировать только талантливых писателей, а не всяких «пустоголосых риторов». Такая «гражданская цензура» поможет бороться с проблемами «пробы пера» и «исписанной чернильницы». В эстрадном творчестве необходимость такой реформы еще злободневнее: хорошую музыку уже почти не услышишь (единственное радио, которое я могу слушать — это «Ретро FM»), кругом слышны шаманские завывания псевдо-рэперов и прочей швали, не имеющей даже стилевого наименования. Если мы не поддержим талантливых авторов «народным рублем», скоро доживем до тех времен, когда волчий вой станет российским гимном, а знание алфавита будет прерогативой избранных. Хорошие книги должны учить нас правильной жизни, а не шокировать читателя «вольностями» современной лексики. То же относится и к музыке и кино. Вся информация в Интернете должна быть БЕСПЛАТНОЙ и доступной в соответствии с возрастным цензом. Если человеку понравился данный роман, фильм или песня, он пойдет в магазин и купит соответствующий товар (книгу, диск), поддержав автора морально и материально. Может, тогда в нашей жизни будет меньше фальши и больше настоящей красоты.

------------

ИТОГ: детектив-альтернатива о ценностях настоящей литературы и путях ее доставки читателю. Заставляет всерьез задуматься: а всё ли мы делаем правильно в наш «просвещенный» 21-й век?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, первый раз, когда я доверилась аудиоверсии, обычно я предпочитаю «читать глазами». Озвучка попалась вполне качественная, многоголосая, но все равно картинка очень тяжело «оживала». Пришлось часть текста перечитать и переосмыслить. Чуть легче пошло восприятие лишь тогда, когда пришло осознание, что речь в рассказе ведется об альтернативном мире, в котором по приказу царя расстреляли Ленина, Сталина и прочих бунтовщиков, а «моль» – это аналог значения более понятного нашему слуху слова «хакер».

А вот наш мир, из которого через соприкасающиеся «портьеры» были украдены произведения АБС (Стругацких) с Флибусты, оказался параллельным и понемногу сближающимся с описываемым миром.

Одним словом, интересная задумка, но показалась несколько перемудренной. Благо, что осуществлена она в малой прозе, возникло ощущение, что автор вовремя остановился. Вообще, у Гелприна уже встречала такие сюжеты на тему значимости литературы (или в будущем, или в параллельном мире…). Что это – поучительные истории для молодого поколения или же просто размышления писателя о наболевшем? В любом случае, получилось совсем неплохо.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не особенно удачная вещь. Мотивация персонажей хромает. Задумку (фантдопущение) можно было бы счесть интересной, если бы она уже не была воплощена в необычном романе Ольги Онойко «Море Имён» https://fantlab.ru/work152184, причём гораздо более увлекательно и ярко. Дань уважения творчеству АБС — это, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы и само произведение было на уровне.

З.Ы. А Флибусту, конечно, никто не «прихлопнул», живёт и здравствует, пусть и заходить под VPN приходится. Так что рано автор её хоронил.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Альтернативная история — один из любимых жанров. Но даже в параллельном мире есть «моль». С ней жёстко борятся, но почему-то эта жесткость на уровень мягче нашей снисходительности. Не хочется раскрывать всю подноготную, но этот рассказ стоит того, чтобы с ним познакомиться. Может быть удивиться новым виткам истории, возможно порадоваться, что творчество АБС интересно и близко не только нам, а может опечалиться, что нам недоступны библиотеки другого мира. А с другой стороны, у нас так много хорошей литературы и этот рассказ не исключение.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Литературный детектив по мотивам «Гравилета Цесаревича», плюс минус. Импровизация не слишком удачна. Крайне слабая мотивация НФ линии альтернативки. Чрезмерно большая обида на Пелевина, многовато авторских комплексов. В целом, рассказ не понравился.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх