fantlab ru

Герман Гессе «Сиддхартха»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.84
Оценок:
573
Моя оценка:
-

подробнее

Сиддхартха

Siddhartha

Другие названия: Siddhartha, eine indische Dichtung; Индийская судьба, Тропа мудрости

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Индийская повесть о самом сложном, долгом и обреченном путешествии, которое может совершить человек, — о путешествии внутрь себя, в поисках зарытых сокровищ Вечности, Атмана, Тела Дхармы, Великой Пустоты и так далее.

История о сыне брахмана Сиддхартхе, его друге Говинде, а также Гаутаме-будде, мудреце из рода Шакья.

© duke
Примечание:

По некоторым версиям первое издание датируется 1921 годом.


Входит в:

— сборник «Путь внутрь», 1931 г.


Экранизации:

«Сиддхартха» / «Siddhartha» 1972, США, реж: Конрад Рукс



Похожие произведения:

 

 


Сиддхарта
1990 г.
Сиддхартха
1990 г.
Сиддхарта. Нарцисс и Гольдмунд
1993 г.
Сиддхартха
1993 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1994 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1994 г.
Паломничество в страну Востока
1999 г.
Путь внутрь
1999 г.
Сиддхартха
2000 г.
Герман Гессе. Избранное
2001 г.
Сиддхартха
2001 г.
Демиан. Сиддхартха
2002 г.
Сиддхартха
2004 г.
Сиддхартха
2004 г.
Сиддхартха
2004 г.
Тропа мудрости
2004 г.
Сиддхартха
2007 г.
Степной волк
2008 г.
Степной волк
2008 г.
Сиддхартха
2009 г.
Сиддхартха
2009 г.
Сиддхартха. Путешествие к земле Востока
2010 г.
Сиддхартха. Путешествие к земле Востока
2011 г.
Магический театр
2011 г.
Игра в бисер
2014 г.
Сиддхартха. Путешествие к земле Востока
2015 г.
Степной волк. Сиддхартха. Путешествие к земле Востока
2016 г.
Сиддхартха Тропа мудрости
2017 г.
Кнульп. Демиан. Последнее лето Клингзора. Душа ребенка. Клейн и Вагнер. Сиддхартха
2021 г.

Аудиокниги:

Сиддхартха
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Weg nach innen
1970 г.
(немецкий)
Siddhartha: Eine indische Dichtung
1974 г.
(немецкий)
Сіддхартха. Степовий вовк
1992 г.
(украинский)
Band 3. Roßhalde. Knulp. Demian. Siddharta
2001 г.
(немецкий)
Siddhartha
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-хорошему, по этой книге надо либо писать развёрнутый анализ страниц этак на мнадцать мелким шрифтом, либо вообще ничего не писать. На мой взгляд, второе предпочтительнее. Потому что любой анализ предполагает некоторую завершённость суждения. Любые выводы будут выглядеть конечным пунктом: Дескать, вот, шли мы, шли по этому тексту и пришли к такому заключению. А с этой книгой так нельзя.

Я лучше скажу тем, кто ещё не читал и сомневается, стоит ли. Ибо много ли среди нас тех, кто понимает буддийскую философию? По-настоящему понимает, а не в версии Википедии и кратких справочников о мировых религиях? Так вот, в этой повести не только про буддизм и связанное с ним мировоззрение. Хотя и про это тоже есть. Но если у вас не лежит душа к таким тема, можете быстренько прочитать соответствующие пассажи (благо, стиль у Гессе лёгкий и очень красивый) и остановиться на том, что ближе нам сегодняшним, да ещё и не-буддистам.

Вы не верите в Учителей? В тех, кто мудр сам и делится своей мудростью с другими? В герое этой повести вы найдёте единомышленника. До самой старости Сиддхартха избегал учений и учительствующих. Но признавал, что у него было много учителей. Как так? А вот почитайте и узнаете.

Вас интересует и беспокоит тема отношения детей и родителей вообще и отцов и сыновей в частности? Тогда вам обязательно нужно прочесть «Сиддхартху». Гессе пишет об этой вечной проблеме очень образно, проникновенно и прямо-таки с психотерапевтическим воздействием на читателя.

Любите красивые и при этом многозначные метафоры? Почитайте, что Гессе и его герои говорят (и думают) о реке.

А ещё эта повесть — яркий пример того путешествия, о котором писал Джозефф Кэмпбелл в своём «Тысячеликом герое».

Есть здесь и про любовь к другу, к женщине, к миру в целом. О тяге к материальным благам. О том, что можно всю жизнь быть в поиске, и так ничего не найти. А можно ничего целенаправленно не искать, но всё время что-то находить. О том, что... Да ещё много о чём. Причём, я уверена, что когда буду перечитывать эту книгу спустя какое-то время, я найду в ней уже что-то совсем другое — не то, что в этот раз.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, я начинал знакомиться с Гессе именно с « Игры в Бисер», признаться, если честно, то сломал себе зубы. Но Этот сторитейлинг в какой-то степени был настолько завлекательным и завлекающим, что каждому рекомендовал бы ознакомиться, в том числе познать культуру буддизма.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткое произведение, которое, в определённый момент жизни, помогло мне в борьбе с депрессией

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда интересно, когда о культуре или учении пишет человек, не являющийся их носителем. В данном случае немец пишет о буддизме. Впрочем, это не единичный вариант. В тот период буддизм заинтересовал людей западного мира, и осознать, осмыслить его пытались и другие авторы, в частности психоаналитики. Но если ты берёшься за художественную форму — задача усложняется, ибо автор обязан разбираться в предмете и иметь талант переложить свою идею доступным языком.

Касательно таланта — у Гессе этого не отнять. «Сиддхартха» — исключительно красивый текст, очень цельный, органичный. Здесь нет лишних слов, и каждое слово стоит на своём месте. Для книги такого жанра это критически важно. Иная грань таланта — написать философское учение так, чтобы и не перегружать непонятными (или понятными только буддистам) понятиями, и в тоже время не распылиться, впадая в аллегории, сравнения, иносказания, да и просто не налить воды. То есть, повторюсь: важно единство понимания матчасти и таланта художника. По этой части претензий нет.

Само название намекает на тематику повести. Я тоже думал, что это книга о жизненном пути Сиддхартхи Гаутамы, или Будды. Так-то оно так, да иначе. Не буду спойлерить, скажу лишь, что история Сиддхартхи — классический пример становления героя, рассказ о жизненном пути, о его превратностях. Разумеется, угол рассмотрения — не похождения, действия, приключения, а путь по просторам внутреннего мира в попытке понять мир окружающий. Это взгляд на жизнь в целом, о месте и назначении человеческой души в нём, о страданиях, желаниях, страстях, грехах (куда ж без них в буддизме?). Но также и о радости, доброте, принятии и, конечно же о любви.

И какая ирония в том, что ключевая идея книги выражена словами, которые, оказываются бессильны выразить самую суть постигнутой Сиддхартхой мудрости.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Успешно интегрировать художественную литературу и философию — задача весьма непростая. Особенно, если философия — восточная, а писатель — западный. Именно этим занялся в романе «Сиддхартха» интеллектуал и мастер словесности Герман Гессе. Необходимо сразу отметить, что я (как, полагаю, и многие) изначально пребывал в плену заблуждения, проистекающего из совпадения имени главного героя и мирского имени Будды Шакьямуни. Будда в книге действительно фигурирует, но лишь эпизодически; а предварительное знание о его присутствии в книге навело меня на ошибочную мысль о том, что роман тесно связан именно с философией буддизма. Рискну предположить, что Германа Гессе интересовали скорее теистические воззрения индуизма (об этом сказано и в его эссе «Курортник», где имеются рассуждения о знаменитой индуистской формуле «Тат твам аси», то есть «Ты есть то), нежели буддизм. Об этом явно свидетельствует бросающееся в глаза использование слов типа «божественный» и т.п. Автор построил сюжет на основе понятия «атман» (высшего, сердцевинного, абсолютного «я»), при этом ни разу не упоминая, что одним из фундаментальных принципов буддизма является «анатман», то есть отсутствие «я», «самости».

Но это, пожалуй, частное наблюдение. Мой главный вывод состоит в том, что в романе «Сиддхартха» я увидел обширную психологическую драму главного героя, который, будучи, как мне показалось, по натуре отчужденным от всего сущего, ищет свой «атман». Логика этих поисков осталась мне непонятной. Постоянно он пытался отыскать свое «я» относительно чего-то чужого, внешнего: то в брахманской школе (но туда он попал хотя бы как сын брахмана), то как скиталец-аскет шрамана, то в сфере эротических чувств, то в бизнесе. Попутно он приходит и почти сразу уходит от Будды Шакьямуни. Переживает намерение совершить самоубийство, а в итоге оказывается в гармонии Единства с (воспользуюсь китайской терминологией) Тьмой Вещей. А вот мне представляется весьма сомнительным то, что можно прийти к такой гармонии и безмятежности путем любовно-сексуальных связей и прочих сильных привязанностей.

В ракурсе психологизма роман написан довольно хорошо, хотя не без не понравившегося мне налета сентиментальности (вплоть до степени сусальной эмоциональности); что еще хуже, с этой сентиментальностью сопряжена изрядная доля патетики. Но роман не ощущался мной остро интересным, оригинальным, значимым, способным вызвать обилие раздумий. Он не оставил глубокого следа в моем сознании — в отличие, кстати, от такого шедевра Густава Мейринка, как маленький рассказ «Будда — мое прибежище».

Впрочем, в этом произведении есть свои достоинства, и я считаю, что в нем содержится несколько ярких примеров практичной житейской мудрости. Жаль, что эти достоинства книги лично для меня едва ли оправдывают время, затраченное на ее прочтение. Я все же предпочел бы интересное, сильно «цепляющее» меня художественное представление таких философских школ Востока, как чань (дзэн) или даосизм.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман-притча, последние три главы были прочитаны мною множество раз, можно сказать что эти главы — самостоятельная «настольная книга». Рекомендуется читать людям знакомым с восточными религиями и учениями, в частности — буддизмом. Оценка 10 — условна, такие произведения далеко за пределами любых оценок.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, если бы я в свое время не интересовалась религиями Востока, то мне тяжело бы далась «Сиддхартха». Ведь в романе показан не столько поиск личного пути одного человека, поиск им истины, веры и мудрости, но в большей мере раскрывается переход от политеистических религий (брахманизма/индуизма) к монотеистическому буддизму. Меня всегда поражало столь необычное, и в чем-то даже симбиотическое сосуществование этих религий в Индии, но Гессе сумел сделать невероятное – в столь небольшом произведении раскрыть сущность брахманизма и буддизма, очертить основные принципы столь разных и столь взаимосвязанных религий. Роман шикарен — он иносказательный и пряный, глубокий и простой, красивый и житейский.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие советуют начинать знакомство с Гессе с этой повести. А у меня наоборот получилось. В молодости прочёл «Игру в бисер», а с «Сиддхартхой» тянул, считай, до старости. И правильно. Раньше бы прочёл, меньше бы понял. И простая, вроде бы, повесть. Но думать над ней можно бесконечно. Когда дочитывал, пришло в голову, что этот текст нетрудно в хокку превращать. Получилось, даже проще ожидаемого. Чуть ли не каждое предложение просилось в стихи. Остановился, когда понял, что второй час над одной страницей сижу. Не потому что сочинительством увлёкся, задумался просто. Такая страница может стать и последней в чьей-то жизни. Ведь там написано, что мудрость непередаваема словами. Многие, верю, как и я, ощущали бессилие слов, пытаясь сказать о важном. А если из книг можно получить только маловажное, стоит ли читать? Однако на той же странице сказано: если утверждение истинно, то так же истинна его противоположность. Правда же, и великую силу слов ощущали счастливейшие из нас.

«Сиддхартха» не стала для меня последней книгой в жизни, но вселила надежду, что от всех следующих книг будет мне больше проку. Не мудрости, я и раньше в книгах её не искал.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немногие книги, на самом деле, могут так сильно повлиять на душевное состояние. Что касается «Сиддхартхи», то его лучше читать в трудные моменты жизни: успокаивает, поднимает на ноги и дарит веру. Редкий случай глубокого слияния героя и читателя. Мировоззрение Сиддхартхи на время чтения становится твоим мировоззрением, и прописные, казалось бы, истины находят путь к твоему сердцу и переосмысливаются заново. Вроде бы сто раз слышал, что меняться никогда не поздно — и только за «Сиддхартхой» вдруг осознаёшь это с безупречной ясностью. Многие из этих истин в буддизме обоснованы устройством Вселенной, но от этого они не менее актуальны и для не-буддистов. В любом случае, «Сиддхартха» — не только и не столько ёмкий экскурс в буддизм, но ещё и мощный антидепрессант, заливающий в вас любовь к жизни, к людям и к самому себе.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Сиддхарта» — может быть, и не самое главное произведение великого немецкого писателя, тем не менее одно из самых известных. По-русски эту вещь не читал (времена безоговорочного восхищение творчеством Гессе для меня давно прошли). За оригинал взялся главным образом с целью поддержания словарного запаса и навыков в тонусе... Оказалось, что роман написан весьма простым, ясным языком, ничего сверхъестественно-заумного... Тем не менее сама книга не так уж проста.

История жизни Сиддхарты — это своего рода притча. Вообще-то я не люблю притчи, но тут могу сказать: очень убедительно. Казалось бы, ничего такого уж выбивающегося из ряда не происходит. Сиддхарта, сын брамана, талантливый юноша, подающий большие надежды, ищет свой путь в жизни... покидает отчий дом... встречает новых людей... и теряет их... начинает всё заново... учится мудрости и просветлённости... страдает... получает наставления и сам их даёт... ничего сверхъестественного! ничего похожего на жизнь в 21 веке! И в то же время — рассказ о человеческой жизни вообще... вызвавший у меня в итоге ужасный Weltscmerz (мировую скорбь — просто по-немецки это слово мужского рода). Всё-таки грустно жить на этом свете, господа!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

О хорошем уже сказано не мало, поэтому начну сразу с плохого.

На мой взгляд, история начавшаяся как духовный путь Сиддхартхи, сына Брахмана, заканчивается, как некий результат поисков Германа Гессе.

Первая половина произведения идёт по нарастающей, постиганием Сиддхартхой всё нового, и казалось, должна была закончиться учением равным 4 благородным истинам, а вместо этого падение, и что-то вроде «Надо принимать жизнь такой, какая она есть». Действительно, эта книга, примерами своих героев, помогает жить, но, не отвечает на вопрос, что делать. Наши духовные поиски, их плоды, по большей части остаются в нас самих, и уходят также вместе с нами. Что изменил главный герой, чья жизнь повернулась к лучшему, я не знаю. Понравился бы Вам мир, где Вас окружали бы люди подобные Сиддхартхи? Лично мне нет.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сиддхартха – имя, данное при рождении Будде, и поэтому, начиная читать эту повесть Германа Гессе, можно обмануться, что повествование пойдет именно о нем. Действие и взаправду разворачивается во временах Готамы Будды, его имя Гессе использует на языке пали, так называемом языке буддистских канонов. Главный герой на деле является лишь тезкой основателя одного из самых распространенных учений на земле, и уже в первой главе «Сын Брахмана», можно отметить, что герой повести вовсе не оберегаем от внешнего мира. Но в одном Готама и Сиддхардха похожи – их цель состоит в понимании смысла жизни. Тема эта, впрочем, не нова и для Гессе, так или иначе присутствует в каждом его произведении, но только «Сиддхартха» смогло вобрать в себя всю поэтику Востока с его религиями и философией.

Интерес к Индии Гессе передался от родителей, бывших миссионерами и желавшими видеть таковым и сына, потому он был хорошо знаком с религиями и учениями, как восточными, так и западными, однако, последние привлекали его в меньшей степени. Имена героев «Сиддхардхи» выбраны не случайно и соответствует каждое своему учению, так например главный герой носит имя Будды до Пробуждения, имя Говинда – имя Вишну в эпосе Бхаватгита, Камала – относится к богу любви Каме и символизирует чувственные удовольствия, которые отверг Будда. А паромщик Васудева носит имя отца Кришны, одного из воплощений Вишну. Философия Гессе, однако, хоть и берет нечто у всех этих учений, сильно от них отличается.

Сюжет повествует о сыне брахмана, который постигнув духовный путь отца, не находит в нем нужного умиротворения и, покинув отчий дом, вместе с другом направляется к отшельникам Саманам, чтобы найти смысл жизни в нищете и аскетизме. Но, постигнув и это учение, он не находит его полноценным, как раз в это время на горизонте появляется человек, постигший тайну бытия, пророк, которым восхищаются, за которым идут, оставляя все свое имущество. Вдохновленный славой этого таинственного Готамы Будды, друзья пускаются в путь, чтобы услышать его проповедь. Говинда после слов Будды навсегда примкнет к его учению, для Сиддхартхи и оно окажется недостаточным, однако, он принимает факт, что Будда постиг больше, чем прочие люди. В одиночестве покину Будду и Говинду Сиддхартха меняет еще нескольких учителей, побывав в шкуре любовника и богача, растеряв в праздности все навыки прошлой аскетической жизни. В итоге он находит приют у паромщика Васудевы, учение которого состоит в умении слушать Реку.

Мораль произведения сводится ко всеобщему взаимопониманию. В последней главе постаревший Сиддхартха рассказывает постаревшему Говинде, чего он постиг в этой жизни и выводит одну из главных мыслей повести: передать можно знание, но опыт нужно постигнуть самому. Поэтому любое учение будет понято превратно, любая мудрость, сказанная мудрецом, не сможет быть полноценно понята тем, кто не пережил того, что повидал мудрец. И единственный способ постичь бытие заключается в учении – учении у всех и вся, ведь даже куртизанка и богач могут научить тому, что никогда не постигнет аскет, а порой в реке можно услышать больше, чем в словах всех мудрецов мира.

Как и любой прочий философ, Гессе идеалист, возможно, даже в большей степени, потому что не пытается отрицать ни одну из сторон бытия. На этом строится его поиск «смысла жизни», играющий такую важную роль для его героев. Если разобраться глубже, то умозаключения Сиддхардхи мало отличаются от философии бесконечности душ Гарри Галлера, главного героя «Степного волка». В основе и того и другого лежит любовь и усердие в деле, которому следует человек, единственным врагом чего может быть только праздность. Но и ее постигает Сиддхартха, однако, поняв, как ослабила она его дух, он бежит сломя голову, ушедши раз, чтобы никогда не вернутся. Путь ветвист и неизвестно куда приведет дорога, но везде нужно уметь проявить себя, в конце концов, Гессе находил смысл именно в этом.

О стилистике повести можно сказать только одно – она проста до такой степени, что повесть может осилить любой человек, независимо от возраста и умственных способностей (читать только уметь не мешало бы). Это яркий пример того, как в простоте, в хорошем смысле этого слова, проявляется истина, без лишних загромождений и изяществ. Порой фразы нарочисто топорны, встречается множество повторений, но хорошему произведению это ни в коей мере не мешает. Другая стилистическая черта – чистый идеализм. Так, например, на пути Сиддхартхи не встретится не единой сложности (возможно, он о них просто не говорил), более того, помимо вопроса бытия она вообще лишена проблематики и даже смерти некоторых героев воспринимаются положительнейшим образом. Возможно, тут имеет место знаменитое буддистское неприятие зла, но в любом случае это скорее добавляет книге восточного шарма и романтизма.

Итог: идеалистичная притча о поиске смысла жизни, ориентированная на восточные философии, которая будет полезна в любом возрасте и не потеряет актуальности до тех пор, пока человек будет искать то, что именуется смыслом жизни.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый добрый Гессе. Хорошо узнаваемый стиль зрелого Германа Гессе. Автор с разных сторон пытается подойти к вопросу двойственности бытия. В романе Гессе выделил два образа Гаутама Будда и Сиддхартха. Как бы уже только этим показывая, что сущность бытия едина. Автор пытается найти ответ на вопрос, что реально существует и что мы ищем в жизни. Своего рода призыв читателя вслушиваться в себя, в природу, вещи, каждую частицу. Бог везде везде и в себе. Самое интересное, что довольно правильно замечает, что человек определивший цель для поиска перестает со временем замечать, что окружает его. Цель завладевает всем существом человека и человек может пройти мимо того, что ищет, как Говинда — быть вечно ищущим странником. Самое главное, чтобы прийти к согласию с самим собой. Нужно научиться любить мир, каждую частицу бытия, а не презирать и ставить себя выше них. Также автор верно замечает, что мудрость для одного может быть глупостью для другого. Нет единого учения для ищущего человека. Не в учениях и догмах теплится настоящее знание, оно уже есть в нас самих, только стоит открыть глаза и увидеть мир по-иному.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно в «Сиддхартхе» Гессе нашёл удивительную гармонию формы и содержания, сложности и простоты, сюжета и идеи. Я не знаю, как человек мог написать такую книгу, тем более в 20 веке, но она существует как истинное сокровище и одно из высочайших проявлений человеческого духа. Я пристрастна, но когда кто-то в очередной раз заявляет «человек — это животное», я точно знаю, что он не читал «Сиддхартху».

Это повесть не о буддизме, не о Будде, не о религиозном пути вообще. Гессе выразительно и образно раскрывает перед нами духовный путь человека. При этом человека любой культуры, любых верований или взглядов. Путь этот непрост, противоречив, он бросает идущего от одной крайности в другую, но так или иначе каждый должен его пройти, чтобы в конце концов осознать: об истине говорит весь мир и любая его частица, надо просто научиться слушать.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для того, чтобы описать красоту этого произведения, у меня не хватает образов и слов. Мысли смешиваются в путаный клубок, когда я понимаю, что нужно сказать что-то связное об этом произведении. Что можно сказать о книге, в которой нельзя разделить содержание и форму? Здесь каждое слово выверено автором до мелочей, и причем сделано это настолько гармонично, словно повесть не строилась по словам и предложениям, а возникла сразу, единым целым — живым кристаллом, манящим и притягивающим, бездонным омутом, из которого можно черпать мудрость или просто наслаждаться словом. Шедевр мировой литературы, классика — эти определения слишком плоски. Какие бы то ни было определения, какие бы то ни было рассуждения, разборы и шкалы оценок смотрятся неуместно рядом с этой книгой. Она — удивительный микрокосм, переосмысление и реинкарнация древних легенд. Это то Прекрасное, о котором лучше не говорить лишних слов, а только перечитывать, переосмыслять вновь и вновь. И каждый раз эта книга будет поворачиваться к человеку новой гранью.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх