FantLab ru

Рэй Брэдбери «Третья экспедиция»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Оценок:
1958
Моя оценка:
-

подробнее

Третья экспедиция

The Third Expedition

Другие названия: Mars Is Heaven!; Circumstantial Evidence; They Landed on Mars; Welcome, Brothers!; While Earthmen Sleep

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 271
Аннотация:

Третья экспедиция землян на Марс. Космонавты еще из иллюминаторов заметили на планете странные постройки. Странные, и при том до боли знакомые — дома, ограды, калитки, качели во дворе. Мысль о том, что это следы предыдущей экспедиции отпала, когда они увидели, насколько эти постройки стары.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Экранизации:

«Тринадцатый апостол» 1988, СССР (Арменфильм), реж: Сурен Бабаян

«Четвертая планета» 1995, Россия, реж: Дмитрий Астрахан



Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Марсианские хроники
1965 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Американская фантастика
1988 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Третья экспедиция
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Марсианские хроники
1991 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
На сон грядущий
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2011 г.
Марсианские хроники
2013 г.
Марсианские хроники
2015 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.

Аудиокниги:

Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Best Science Fiction Stories: 1949
1949 г.
(английский)
Best Horror Stories
1957 г.
(английский)
Best Horror Stories
1962 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Vol. Two
1972 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 10 (1948)
1983 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fifth Series
1985 г.
(английский)
Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, две марсианские экспедиции таинственно погибли после приземления. Что делать? Конечно же, продолжать начатую глупость: посылать на планету новых астронавтов. Теперь их уже 16 человек — вчетверо больше, чем ранее! Видать, дела на Земле идут совсем худо...

Надо сказать, автор приготовил землянам невероятный сюрприз:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
корабль приземляется на окраине ... иллинойского городишки Грин-Блаффа образца 1926 года! И населен он давно умершими родственниками членов экипажа!
Ну, что тут скажешь?! Брэдбери показывает свое мастерство, не вступая в одну реку дважды. Три экспедиции, три несхожих Марса, три разных повода для гибели.

Конечно, нужно учесть, что до публикации между новеллами не было никакой связи — автор просто предлагал три отдельных рассказа о неудачных миссиях людей на Марс, перебирая все пришедшие в голову варианты. Когда издатели Doubleday предложили ему объединить сходные по сюжету произведения, Брэдбери просто вставил в текст упоминание о прошлых миссиях, не меняя самих сюжетов. Так и получилось, что марсиане каждый раз готовят людям разные ловушки и неприятности. На самом деле всё было бы ужасно однотипно и банально, что позволило бы уже с третьей попытки объяснить причину предыдущих неудач. Тем более, что теперь земляне прилетели вооруженными. Но... Против такого лома марсиане придумали адекватный прием. И у землян снова ничего не получилось.

Как и во второй хронике, автор шокирует своим финалом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
марсиане, сохраняя человеческий облик, хоронят убитых ими астронавтов. Зачем это им нужно и почему они пытаются выглядеть, как люди, — не поясняется.
Ибо таково кредо автора: дать читателю необходимый материал для размышлений. Мне лично кажется, что частые визиты людей стали заражать местных жителей человеческими пороками: дурными мыслями, поступками и сентиментальностью. Эдак они скоро сосем забудут, что когда-то были марсианами.

------------

ИТОГ: третья по счету версия контакта с марсианами. Еще более невероятная, еще более кровавая. Слабонервным просьба не беспокоиться...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых «страшных» рассказов серии. Количество астронавтов уже не два и не четыре, их быстро не пристрелишь и в «дурку» не запрешь. Но Марс многогранен, его возможности непостижимы для человека Земли.

Сюжет одновременно и плотный и развернутый, события конечно слишком необычные для человека, но тут на мой взгляд, Бредбери четко показал, как склонность американцев пренебрегать инструкциями ради личного интереса может оказаться роковой. Думаю, для китайских тайконавтов Марсу пришлось бы придумать более сложный вариант «встречи».

В общем отличный по идее, готичный, «хоррорный» рассказ о судьбе Третьей попытки землян осмотреться на четвертой планете от Солнца. До этого счёт был два — ноль в пользу Марса...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Марс не потерпит инопланетного вторжения. Человек управляет машинами, Марс управляет сознанием человека. Человек постигает законы природы, Марс постигает природу человека. Человек владеет смертоносным оружием, но Марс владеет ситуацией. И что мы сможем им дать? Ядерную бомбу или стеклянные бусы... А может расскажем им о миллиардах насильственных смертей или о безумнейшем экоциде? Да они и сами все это увидели проникнув в сознание членов экипажа первых двух экспедиций. И конечно, постарались скорее избавиться от незваных гостей, как от некоего вируса, способного изуродовать, а возможно и уничтожить их родную планету.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие люди испытывают чувство ностальгии по безвозвратно ушедшему прошлому. Именно поэтому с таким трепетным пониманием проникаешься чувствами героев рассказа, попавших в казалось бы безвозвратно ушедшие времена. Это перемещение вполне объясняется сюжетной логикой рассказа-если человек откуда-то пришел в начало своей жизни на Земле, вполне объяснимо, что он куда-то попадает после своей смерти. На Марсе дается вторая попытка существования и космонавты попали в другую грань нашего бытия. До слез трогательное развитие сюжета рассказа. Когда читал, полагал, что это рассказ-мечта, подобный «Здесь могут водиться тигры».

Но концовка стала для меня как ушат холодной воды на голову. Все оказалось происками коварных марсиан, изощренным способом самозащиты. Конечно с точки зрения оригинальности идея великолепна. Самый лучший способ обезоружить человека-это погрузить в иллюзию, заставить поверить в то, что не существует. Все бы хорошо, если бы мастерски проникновенное описание погружения героев в ушедшее прошлое, мир забытых чувств, впечатлений и эмоций. Это тот случай, когда хочется верить в написанное, ожидая аналогичный романтический финал. Но как известно, подобные ожидания есть сугубо личные проблемы.

Логика рассказа вполне понятна-прежде чем идти в гости, подумайте, нужны ли вы там. Рассказ увлекательно продолжает цикл, безусловно интересен и заслуживает наивысших оценок.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В каком-то отзыве на этот опус я прочитал, что это “безжалостный рассказ”. Если понять его поверхностно, то сие произведение тянет на вполне приличный “ужастик”. Земляне прилетели на Марс и сразу же угодили в ловушку, подстроенную “коварными” марсианами – искусно сотворённую иллюзию, содержащую в себе самые приятные, добрые и счастливые моменты из жизни каждого участника экспедиции. Усыпив бдительность землян, убаюкав их в “родных и дружественных” объятиях, марсиане убивают их всех, спящих и не ничего подозревающих (кроме командира экспедиции, который путём логических рассуждений догадался, но спастись, конечно, не смог).

Но это вышеописанное понимание, как уже было сказано, лежит на поверхности, а вот что прячется в глубинах этого замечательного рассказа? На мой взгляд, люди имеют склонность в глубине души доверять иллюзиям, бежать к ним на встречу, лелеять их, верить и жить внутри них, не замечая порой реальности. Ведь реальность часто – это унылая и серая действительность, в которой время безжалостно отнимает у нас наше детство, друзей, родных, крушит и растирает в прах наши заветные мечты, обращает в тлен и пыль самые счастливые и радостные моменты нашей жизни. Поэтому мне вполне понятны мотивы поведения участников третьей экспедиции на Марс, которые приняли на ура невозможность и непостижимость происходящего с ними. Они, конечно, не знали заранее, что эти иллюзии обернутся смертью для них. Но ведь и реальность не обещает вечной жизни. Нам, людям, приходится расплачиваться за всё в этой жизни в том или ином случае.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидала что-то подобное, но больше рассчитывала на хэппи-энд, чем на такое. Воображение нарисовало прекраснейшую картину для последнего эпизода. Никогда еще саспенс не был настолько добродушным и ненастораживающим. Я даже стала верить в те сказки, что марсиане наплели землянам.

Озадачивает коварство жителей Марса — они выдумали изощренный подход к пришельцам. А ведь вполне могли осуществить свой замысел и напрямую.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне даже в какой-то момент показалось, что, раз на Марса космонавтов встретили их родные, которые уже умерли, то сами космонавты, скорей всего также мертвы
По предыдущим рассказам становится ясно, что марсиане для выражения эмоций надевают маски, на этот раз маски достигли более совершенного воплощения. Что за этим стоит? Стоит ли смерть столь виртуозной игры?

И этот вопрос, я думаю, один из самых верных. Полет на Марс — виртуозная игра человеческой мысли. Но пока Марсу есть чем крыть, он выигрывает и в третий раз.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В разных рассказах «Хроник» — Марс разный. В этом — он безжалостен и коварен, бесконечно изобретателен и чуток в деле продумывания способов непременного уничтожения людей. Он силен и могуществен, он сильнее нас, ибо способен вторгаться, мощно и неумолимо в самое сокровенное и ранимое начало человеческих сознания, воли, души, природы. Но его нельзя назвать бесчеловечно жестоким. Марс — более старая планета, чем Земля, а марсианская цивилизация у Брэдбери (была) старше нашей. Марсиане жили совсем рядом с нами, но раньше нас. И исчезли раньше нас. Они раньше нас стали совсем цивилизованными, а это, судя по всему, означает появление страха перед новым, ненависти к чужакам, упорства в отстаивании всего своего — планеты, пути, истории, правды, культуры, земли, ценностей, племенного духа. Развитие сделало их жестокими, и поэтому они погибли, убили себя. То же самое грозит человечеству, ибо мы согреты тем же солнцем, что и некогда марсиане, смотрим на те же далекие и недоступные звезды, молимся тем же богам и демонам.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последовательно читаю роман «Марсианские хроники», от рассказа к рассказу земляне упорно и тупо шлют экспедицию за экспедицией не считаясь с потерями и абсолютно не заботясь результатами. Просто как муравьи прокладывают тропинку по трупах соплеменников. Сначала 2 человека, потом 4, теперь 17 (но один умер ещё в процессе приземления), надо думать в следующий полёт в ракету на убой должно влезть ещё больше людей. Резиновые эти ракеты или как так быстро клепают новые, более вместительные модели, почему сразу было не полететь толпой? Да уж оригинальная модель покорения Марса у автора получилась, неожиданная, как для меня)). Но главное, что читать то интересно! И это самый пока пронзительный, философский и захватывающий для меня рассказ.

Правда он не стал для меня неожиданным, так как очень быстро при чтении вспомнился советский фильм «Четвертая планета», который оказывается снят по этому рассказу Бредбери. Сюжет рассказа очень оригинален и неожиданен, на его идеях автор легко бы мог сотворить увлекательный роман, но ограничился лишь главой другого романа. А советские режиссёры этим воспользовались и вылепили целый фильм! Там конечно картины, эффекты выглядят достаточно бледненькими, как по современным меркам, но брэдберевская (оказывается!) глубина, философия вытягивают всю картину, даже при недостатке эффектов, и фильм, что называется «запал» еще при первом просмотре в дал-ё-кой юности. Правда создатели фильма, как это часто практиковалось в совке, стеснительно умолчали кто реальный автор и чьи идеи положены в основу. Но все же там была не полная экранизация, сценарий добротно переложен на советские реалии, в основу сюжета вместо умерших бабушек-дедушек положена романтическая линия детства и фильм мне понравился тоже. Так что кому рассказ интересен и хочется еще немного развить тему с вариациями, можете посмотреть.

После фильма аки роман, читать это же, суженое до рамок, пускай и не самого короткого, но в виду того что понравился — просто коротюсенького рассказа, было немножечко обидно, обидно что автор так быстро забросил и не развил тему, потому 10 выставить не смог, уж всё больно быстро закончилось — не успел проникнуться и до конца насладиться. В фильме концовка (и сюжет тоже) отличаются от оригинального, но дают достаточный простор для манёвра и размышления. Так и тут, я солидарен с be_nt_all, что нельзя однозначно трактовать произошедшее как коварство и жестокость марсиан. Мы читали ход мыслей лишь капитана, но возможно каждый из членов экипажа пришел к чему-то подобному и Марс воплотил их фантазии... Да, две предыдущие экспедиции тоже закончились плачевно, но ведь там не было организованного желания марсиан их во что бы то не стало погубить или защититься таким образом от землян. Земляне гибли скорее от нелепой случайности, возможно и здесь за кулисой получилось нечто подобное, а вовсе не организованный изощрённый отпор.

Во всяком случае пока самый понравившийся мне рассказ цикла.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

A la guerre comme a la guerre… Но войну первыми начали не земляне (впрочем, именно они с атомным оружием прилетели на другую планету).

Читаешь этот такой умиротворяющий рассказ о таком безмятежном и милом городке – и понимаешь, что не может же всё быть так хорошо, и со всё нарастающим нервным напряжением ждёшь шокирующего финала. Настоящий, хотя и немного смягчённый саспенс, почти в хичкоковском духе, когда ожидание ужаса оказывается страшнее ужаса как такового.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже подготовленный предыдущими рассказами «Марсианских хроник» читатель, знающий о способности марсиан к телепатии, быстро сообразит: что-то в происходящем не чисто. Но всё же – какой «шаг вперёд» от двух убийств, совершённых «в частном порядке» одиночкой – ревнивым мужем – в «Илле», до изощрённо подготовленного и мастерски выполненного тотального истребления всего экипажа инопланетного корабля, в котором организованно приняли участие уже многие десятки, если не сотни марсиан. Откуда такая ненависть к землянам, не причинившим жителям Марса никакого вреда? Доведённый до предела инстинкт самосохранения? Или это изначальное нежелание контакта свидетельствует о вырождении марсианской цивилизации?

И какова же основная идея? – Космос беспощаден. Инопланетный разум враждебен людям, и нет таких средств, какие он бы не мог использовать против них – неважно, для самозащиты или для агрессии.

Поэтому рассказ Брэдбери вызвал у меня неожиданные ассоциации с фильмом «Чужой».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Может быть, среди ночи мой брат, что лежит тут, рядом со мной, вдруг преобразится, изменит свой облик, своё существо и станет чем-то другим, жутким, враждебным, – станет марсианином?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем, события рассказа не могут быть объяснены только телепатией. Если бы городок и его псевдоземные жители существовали лишь в сознании землян, всё это наваждение сразу бы исчезло после гибели последнего из них. Однако «шоу продолжается» – и мы видим похороны и всеобщее горе, духовой оркестр играет по-прежнему, и потом в этот день «все отдыхали». Возможности марсиан раскрываются с новой стороны: это уже не телепатия, а способность к глубокому проникновению в чужое сознание и извлечению из него нужной информации, и способность к физическому метаморфозу, своего рода мимикрии. Марсиане не внушили землянам, будто они (марсиане) выглядят по-земному, они действительно выглядели так.

Прочитав рассказ, задался вопросом: не выиграло ли бы повествование, если исключить из него или хотя бы сократить до минимума ночные размышления капитана Блэка, которые подготавливают и отчасти объясняют последующую развязку, ослабляя её эффект? Не лучше ли было предоставить читателю возможность самому попробовать предугадать ход событий? Но, перечитав эти две страницы, хорошо почувствовал, как при их чтении – даже когда я уже знал всё последующее – повышается градус напряжения, стремительно нарастает ожидание чего-то ужасного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое страшное в рассказе место – это не собственно гибель главного героя, к тому же никак не конкретизированная («Капитан Джон Блэк рванулся и побежал. Он вскрикнул. Он вскрикнул дважды. Он не добежал до двери.»), а неумолимо-логический ход его предшествующих рассуждений, – в результате которых «Руки Джона Блэка затряслись под одеялом. Он похолодел. Внезапно это перестало быть теорией. Внезапно им овладел неодолимый страх.» Мне стало страшно вместе с ним…

P.S. Впрочем, отзывы be_nt_all и vitamin говорят о возможности совершенно иной интерпретации рассказа. Надо будет об этом подумать, прочитав роман Брэдбери до конца.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Марсианских хрониках особенно хороши, по сути, только эти четыре экспедиции, особенно вторая и третья («Земляне» вообще одна из самых смешных вещей в фантастике, хотя все герои в конце и погибают). «Третья экспедициея» хороша сама по себе, без связи со всем остальным, отвлекаясь от объяснений и приписываемых причин поступков коварных марсиан. Просто хорошо, неожиданно и красиво. И как мэр читает речь под дождём.. Что ещё хорошо у Бредбери? На мой взгляд это Урочный час, Вельд, Здесь могут водиться тигры, потрясающий Калейдоскоп и конечно Вино из одуванчиков, хотя это и не фантастика даже. 451 градус хорош в самом начале, дальше идёт сочинение на заданную тему и лёгкость и красота оказываются задавленной этой заданностью и неизбежностью конца.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Колонизация их главная цель. «Не позже чем через два года на Земле разразится атомная мировая война». Землянам и не приходит в голову, что на четвертой планете уже есть хозяева и что их приходу могут быть не рады. Марс пытается избавиться от не прошеных гостей, достаточно жестокими способами – это мир иллюзий и убийство из-за страха. Телепатия – единственная их реальная защита. Марсиане выхватили из памяти членов команды воспоминания, опасаясь за свою жизнь, и заглянули в сознание людей и увидели там насилие, то во что люди превратили сою землю, и как они балансируют на краю самоуничтожения. Люди пытаясь найти решение своих проблем в других мирах, вместо того чтобы решать их самостоятельно. Люди приходят на Марс чувствуя себя завоевателями, хозяевами, они готовы перекроить планету на свой лад. Этого невозможно допустить.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых пронзительных рассказов «Хроник». Из него мог бы вырасти «Солярис» Лема (впрочем, я не уверена, что Лем его читал).

Космонавты третьей экспедиции встречают на Марсе своих умерших родственников. Мозгами они понимают, что их близкие мертвы, мертвы уже много лет. Нутром чуют, что где-то тут скрыт подвох. Но чувство – сильнее доводов разума.

Прошлое – самый страшный враг человека. Враг, сидящий внутри, от которого невозможно избавиться. Что-то, чем мы дорожили, что отняли у нас, отодрали с кровью, что навсегда, безвозвратно потеряно — самая уязвимая брешь в нашей обороне.

Но может быть, один вечер счастья действительно стоит того, чтобы заплатить за него жизнью??!

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я увидел своего умершего отца, то я бы в ужасе убежал, и это правда жизни. Но как хорошо написан рассказ!

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски и стильно написано! Только за это стоит ставить десятку. Собственно сама интрига достаточно прозрачна, но в данном случае это и не интересно. Важно не то оригинально ли блюдо, а то как оно подано. Брэдбери приправляет свой рассказ тягучей, одновременно притягивающей и одновременно какой-то вязкой, опасной, атмосферой. Картинка благополучного тихого городка на Марсе, является тут такой ,знаете, вкуснючей глазурью. Вот только бы и упивался этой чудесной атмосферой любви, добра и согласия. Окунался бы в объятия детских воспоминаний. Встречался бы с умершими родными и близкими, и лежал бы в тёплой постели, предавался ностальгии и не о чём не думал. Но что-то вяжет, скребётся внутри. И постепенно сильнее-сильнее пробивается осознание того, что пища, то отравлена, что под глазурью жуткая, опасная, начинка. Что это всё приманка, сыр в мышеловке. Но, ух, такой замечательный сыр, так его съесть охота. Так может и стоит покориться, отдаться в руки наслаждения, пусть всего на день, до того как тебя убьют? Искушение очень сильное и мало бы кто из нас устоял. Не правда ли? Во всяком случае осознание пришло бы слишком поздно.

Очень жестокий способ избавиться от врагов, хоть понятно это и не сразу, но если подумать...

Итог: По настоящему шикарное блюдо Брэдбериевской кухни. Один из лучших рассказов хроник.

Не так уж плохи люди, не так уж хороши марсиане. Рэй Брэдбери не даёт однозначных ответов. Этим и замечателен.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень силен эффект присутствия. Будто находишься во сне, который для тебя специально создал Брэдбери. Кажется, что сам стоишь в этом непонятном месте и таращишься на то, чего раньше твой мозг допустить просто не мог. Хочется поверить в то, что видишь и в то же время часть тебя, которая мыслит здраво, понимает, что добром это все не кончится. Но поделать ничего уже не можешь, сон не отпускает, тебя вместе с этими бедолагами затягивает в этот водоворот, в эту ловушку.

Непонятность происходящего сводит с ума. Автору удается напугать, свершенно не используя при этом привычные способы пугания.

И, конечно, красной нитью через все марсианские хроники — депрессивная безысходность. Не мытьем, так катаньем. Первая экспедиция, вторая, третья... какая разница, все равно один результат.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх