FantLab ru

Кэтрин Уэбб «Пятнадцать жизней Гарри Огаста»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
233
Моя оценка:
-

подробнее

Пятнадцать жизней Гарри Огаста

The First Fifteen Lives of Harry August

Роман, год

Аннотация:

Гарри Огаст — не человек, или, вернее сказать, не тот человек, какими мнят себя все остальные. Он родился в 1918 году бастардом английской аристократической семьи и был отдан на воспитание садовнику. Он был придавлен тяжестью своего социального положения, стремился к малому и достиг немногого. Родившись во второй раз, в то же время и в том же месте, он сошел с ума от безысходности и убил себя. Родившись в третий раз, он понял, что пора извлечь определенные выгоды из своего положения.

В конце одиннадцатой инкарнации к нему явилась маленькая девочка, чтобы передать краткое, но страшное послание. Вправду ли каждое существо Огастова племени вращается в том же темпе, что и все остальные, распятые на колесе перевоплощений, или для некоторых колесо крутится быстрее обычного? И если так, то сколько оборотов осталось его Уроборосу глодать собственный хвост?

Награды и премии:


лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2016 // Зарубежный роман (Великобритания)

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2016 // Переводной роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (13 421 голос)

номинант
Премия «ActuSF» за альтернативную историю / Le Prix ActuSF de l'Uchronie, 2014 // Литература (Великобритания)

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2015 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2015 // Роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第48回 (2017) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Загорский (1)

Пятнадцать жизней Гарри Огаста
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала аннотацию и приготовилась! Вот это супер идея – подумала я! Он умирает, рождается вновь, живет жизнь, умирает и снова рождается. Только вот рождается в один и тот же день одно и того же года. В том же самом месте. При тех же обстоятельствах. И живет почти ту же жизнь! Пытаясь где-то что-то изменить….

В целом – мне совершенно не понравилось! Было архи скучно! Сначала читала про обычные жизни (если их вообще можно назвать обычными) Гарри. Потом у него появилась миссия.. Но всё равно ничего не поменялось в моем отношении к книге – как было скучно – так и осталось.. Гарри раздражал! Унылый нытик герой – не мой тип! Не люблю таких героев..

Ожидание абсолютно не оправдалось с тем, что я получила. А получила я серую унылость из задумки, с которой можно получить невероятный шедевр!

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гарри Огаст проживает жизнь за жизнью – свою собственную. Она всегда начинается одинаково, в начале ХХ-го века, и движется по пути, который может быть уже накатанным, а может капитально измениться по желанию Гарри. Таких, как он, объединяет клуб «Хронос». И вот однажды кое-кто решает ускорить технический прогресс ради постройки «зеркала Козырева» -- в романе это зеркало называется иначе.

Очень английская книга. Насыщенная, глубокая, неторопливая. Ее обвиняют в исторических накладках, когда автор описывает советский Ленинград или научный городок в Сибири, упрекают в неточностях физики и математики. Как по мне, это абсолютно не мешает художественным достоинствам романа. Более того, это вообще непринципиально, особенно в рамках постоянно меняющегося исторического процесса. «Пятнадцать жизней…» -- не твердая НФ или документальный исторический роман. Это качественная литературная попытка смоделировать существование целой расы калачакра, «людей возрождающихся», с особой моралью. Каждый заперт в рамках отведенного ему временнОго периода, волен менять его по своему усмотрению, формируя фактически десятки новых вселенных, в которых общая история человечества и частная жизнь человека пошли иначе. Никто здесь не избавлен от личных проблем, все испытывают трудности при коммуникации с себе подобными, а также легко могут стать охотником и добычей, фанатиком и его жертвой.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как уже говорили, начало книги интересное и многообещающее. Купившись на него, я надеялась увидеть: 1.) разные жизни конкретного персонажа, развитие его личности и — что греха таить! — возможно, некую романтическую линию, красной нитью проходящую через все реальности; 2.) разные версии развития мира в целом. Второе, конечно, требовало от автора нехилых исторических знаний... Но увы. Особенности изменённых миров и их глобальных проблем описаны вкратце, в причинно-следственные связи исторических событий Уэбб не вникает, так что с этой точки зрения всё очень поверхностно. Что касается героя, он неинтересен и неприятен! Неинтересен — потому что характер его как следует не выписан, не имеет никаких особенностей, и, стало быть, бессмысленно говорить и о развитии. А неприятен — из-за его равнодушия к человеческим жизням, на которое автор смотрит сквозь пальцы. В целом действия и ГГ, и клуба «Хронос» зачастую неоправданно жестоки — например, чтобы устранить опасного калачакра, они убивают его родителей до зачатия ребёнка, тогда как можно было бы просто само это зачатие предотвратить! Даже если бы у данной пары ПОЗДНЕЕ родился сын, это был бы уже совсем другой человек. Но нет, надо же обосновать лозунг: «Цель оправдывает средства...»

А главный злодей — это вообще типичный сумасшедший учёный, который готов уничтожить мир/-ы просто эксперимента ради (и чтобы «почувствовать себя богом»). Только по сравнению с таким психопатом ГГ и может выглядеть положительным, хотя вообще оба они — одного поля ягоды.

Я уж не говорю, что сюжет безбожно затянут в середине. Неужели Уэбб считала, будто она доносит до читателей какую-то интересную правду о Советской России? Ха. Ха. И ещё раз — ха...

6/10 только за начало.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будь у вас шанс прожить вторую жизнь, что бы вы изменили? А третью? А если бы вы поняли, что попали в ловушку бесконечных рождений и смертей, как бы тогда себя вели?

Начиная читать «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» я хотела получить хронооперу... И получила! Шикарная интерпретация вечного колеса сансары! С той лишь разницей, что как бы ты не прожил предыдущую жизнь, ты снова родишься сам собой. Не животным, не букашкой, а просто человеком. Но, может быть, в этом и есть наказание?

Гарри живет свою пятнадцатую жизнь. Он мнемоник, то есть помнит каждую минуту всех своих жизней. Но странно — с каждой прожитой жизнью он понимает, что мир все скорее и скорее движется к своему концу. И также он понимает, что это происходит из-за него, и только ему под силу остановить крах.

Мне понравились условия, что рождается он в одно и то же время, в одном и том же месте, при одних и тех же условиях. Перемещается только сознание, наращивая опыт прошлых рождений. Каждый раз жизнь его происходит в одном и том же ключе, в одном и том же историческом антураже. Война, полет в космос, Чернобыль. Хозяин ли он своей жизни? Не особо. Что бы он не выбрал, как бы не поступал, умирает он при одних и тех же обстоятельствах иногда лишь с разницей в несколько лет.

Мне не понравилось, что автор провел героя через стандартную схему в этих случаях: ̶с̶е̶к̶с̶,̶ ̶н̶а̶р̶к̶о̶т̶и̶к̶и̶,̶ ̶р̶о̶к̶-̶н̶-̶р̶о̶л̶л̶ (зачеркнутому верить). Не было только откровенной гомосексуальной связи, хотя его дружба с Винсентом настораживала даже его самого.

В книге мне не хватило... Последовательности. Неравномерно закрученная спираль сюжета не выстрелила. В конце книги мне хотелось самой осуществить ресет всему миру, потому что все туго, тупо и томно.

Единственное, что меня радовало, если хроники (можно так называть членов клуба «Хронос»?) вечно рождаются и помнят об этом, то мы, простые смертные, тоже в этом цикле вечности. А то, что мы не помним прошлого, возможно спасение для нас. Ведь знание это несет не только свет просвещения, но и тьму злости и осознания неизбежности. А так — живем! И все у нас хорошо!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осторожно, после объяснения концепции повторных жизней во второй четверти книги возникают серьезные противоречия, которые могут вызвать когнитивный диссонанс.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Во первых концепция временных циклов.

Существует два основных подхода к разрешению временных парадоксов(например когда вы хотите убить своего дедушку). Первый — «парадокса на самом деле не случалось»(вы убили не того дедушку, или не смогли убить вообще никого) и все идет как должно было идти. Второй — «парадокс порождает альтернативную вселенную»(в одной все идет как и было, во второй ваш дедушка мертв и вы сами не рождались). Есть ещё третий вариант, когда парадокс уничтожает само пространство-время, но такой вариант никуда не ведет, и по этому нас не интересует.

При первом варианте временная линия единственная, неизменная, и существование урабаранов невозможно.

При втором варианте альтернативная вселенная должна возникать в момент рождения каждого урабарана, т.к. он не в состоянии в точности повторить свою жизнь имея знания из предыдущей. Однако автору эта концепция не подходила, ведь началась бы такая путаница, что ни о каких сообщениях между поколениями говорить бы не приходилось. Эффект бабочки из 3000 года до нашей эры имел бы чудовищные последствия(например спасение из александрийской библиотеки не того свитка, а другого — и вот родилась новая нация или религия). Чтобы подогнать мир под сюжет в дело вступает МАГИЯ(или костыли). Магия №1 — число альтернативных вселенных равно не числу урабаранов помноженному на число их жизней, а вполне исчислимому числу Х, и каждый урабаран по мере смерти перерождаются из вселенной номер Y(меньше Х) во вселенную Y плюс 1(меньше X), в итоге имеем клуб «хронос», члены которого могут гарантированно взаимодействовать друг с другом в течении многих перерождений. Магия №2 — каждый урабаран рождается в определенном неизменном времени и месте. Логичное следствие второго подхода, но явное противоречие магии №1, эффект бабочки даже в пределах суток мог спасти мать Гарри от смерти в туалете, достаточно в течении трех часов появиться медику на ЖД станции где он родился. Это вам не рак, хотя даже его можно избежать.

Во вторых, политика клуба «хронос». Она как бы консервативная, чтобы члены клуба не могли влиять на глобальные события и усложнять жизнь следующим поколениям, потому что из-за масштабных изменений в прошлом «целые поколения урабаранов не родились»(почему не родились другие поколения — непонятно). Но с другой стороны такие «мелкие» изменения как появление новых финансовых империй, криминальных сетей(заметьте, это дела лишь одного Гарри) их не волнует. Хотя даже новая больница, покупка разорившейся компании или убийство серийного маньяка даст такие флуктуации, что мало не покажется. Этот момент не фиксируется вообще никак.

В итоге по мнению автора «мир гибнет» только если кто то начинает ускорять развитие технологий, хотя очевидно что например появление дешевых и экологичных солнечных электростанций до строительства очередной серии теплоэлектростанций скорее спасет мир, чем погубит.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления от первых нескольких десятков страниц – восторг. Пусть идея петли времени порядком подзатаскана как в литературе, так и в кинематографе, но её расширение на всю жизнь мне представляется очень свежим и интригующим решением. Новизны добавляет то, что во вселенной книги Кэтрин Уэбб «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» не только главный герой существует в такой петле, но и ещё довольно большое число людей, причём циклы их жизней могут как совпадать, так и проходить в разных тысячелетиях. Все эти идеи в совокупности представляют интересную и новую для меня концепцию бессмертия.

Первая половина книги читается замечательно – нас знакомят с правилами мира, сюжет развивается очень стремительно, вводятся второстепенные персонажи и антагонист. Однако потом повествование как-то резко замедляется. И тут обнажаются главные проблемы этого романа.

Первая и главная – это незавершённость законов вселенной книги, из-за которой возникают противоречия. Построив сюжет вокруг такой масштабной концепции, автор не даёт ответов на довольно очевидные и важные вопросы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так, если говорится, что калачакра (так называются люди, способные проживать свои жизни снова и снова) можно окончательно убить, если сделать это, когда он находится в утробе матери, то что будет, если его родители никогда не встретятся или вовсе не родятся? Возродится ли калачакра при следующем цикле? Если да, то не совсем понятно беспокойство клуба «Хронос» о жизнях следующих поколений; если нет – то зачем столько сложностей при устранении неугодных клубу? Если основная линия мировой истории довольно стабильна, то почему на момент событий книги Гарри Огаст прожил всего 15 жизней, в то время как некоторые его знакомые из того же времени уже несколько десятков?

Вторая и третья проблемы – это сюжет и герои. Нельзя назвать их плохими – что повествование, что действующие лица в меру интересны. Но они какие-то усреднённые, блеклые. Более-менее выделяются лишь пара персонажей. Например, Акинлей и наёмник, посвятивший свои жизни войне. Должно признать, что построить увлекательный сюжет на концепции повторений совсем не просто, но после прочтения романа возникает мысль, что можно было написать ярче, глубже, волнительней.

Четвёртый недостаток скорее субъективный. Книга пропагандирует консерватизм и неприятие технического и научного прогресса, порой доходящие до сознательного невежества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это прекрасно иллюстрирует тот факт, что главный конфликт книги строится вокруг «квантового зеркала» — по сути, ускорителя частиц, безапелляционно представленного машиной Судного дня.

В итоге: неплохая книга, основанная на замечательной концепции, но реализующая её потенциал далеко не полностью.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантазии Кэтрин Уэбб. Выпуск № 1.

Кэтрин Уэбб принадлежит к той когорте авторов, которая разграничивает свое творчество, используя псевдонимы. Обычную прозу она выпускает под собственным именем, фантастические триллеры – уже под псевдонимом Клэр Норт, а подростковую фантастику – как Кейт Гриффин. Сегодня речь пойдет о «Пятнадцати жизнях Гарри Огаста», как первом произведении, на обложке которого появляется имя Клэр Норт.

Первое, что привлекает внимание в книге – ее название. Почему именно пятнадцать жизней? Как так получилось, что количество жизней больше, чем одна? Кто такой Гарри Огаст и чем примечателен настолько, что его имя вынесено в заглавие? (Для тех, кто столкнулся с книгой в оригинале, в названии кроется еще один вопрос-спойлер. Дело в том, что в оригинале книга называется «Первые пятнадцать жизней Гарри Огаста», однако в переводе слово «первые» куда-то пропало). Все эти вопросы мелькают в голове, когда видишь книгу в книжном и подталкивают к ознакомлению с аннотацией, которая не оставит равнодушным всех любителей идеи «временной петли».

Для описания сюжета данной книги принято использовать сравнение с «Днем сурка», которое не вполне верное, однако создает нужные ассоциации. В отличной трагикомедии с Биллом Мюрреем главный герой был вынужден множество раз переживать один и тот же день своей жизни. В поисках выхода из петли времени персонаж Мюррея совершал множество комичных, романтичных и временами трагичных поступков. Гарри Огаст тоже оказался в петле, но, как понятно из названия, ее временной промежуток составляет не один день, а целую жизнь, которую Гарри вынужден проживать раз за разом, сохраняя при этом воспоминания о предыдущих «попытках».

Больше всего роман Клэр Норт напоминает научно-фантастический триллер, пусть и с некоторыми оговорками. Оговорки касательно НФ-составляющей заключаются в том, что она проработана достаточно для того, чтобы сюжет не завяз во внутренних нестыковках, однако недостаточно для того, чтобы избежать множества мелких неувязок в совмещении всех этих жизней и создаваемых ими параллельных и не очень реальностей. Оговорки касательно триллера – иного рода. Сюжет вообще отличается динамикой, что достигается постоянным переключениям между жизнями главного героя. Временами создавалось впечатление, что автор написала про своего героя много крутых сцен, часть из которых являются распространенным клише, а потом, не зная, как все совместить, распихала, как могла, по разным жизням. И это в принципе работает, беда в другом. Для триллера в романе слишком мало напряжения. Оно присутствует в начале, несколько раз по ходу сюжета, совсем чуточку в конце – и все. По большей части книга является эдаким фантастическим «срезом жизни(-ей)». Даже главный злодей здесь не особо впечатляет, хотя претендует чуть ли не на титул «Зачинщик Апокалипсиса» или чего-то в этом роде. Здорово, что при всем при этом в книге почти полностью отсутствует романтическая линия. Я не представляю, как бы ее можно было адекватно вписать во все жизни.

Подводя итог, я хочу сказать, что «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» – хороший развлекательный роман, неплохо проработанный по части языка и идеи, чтобы обычный среднестатистический читатель получил от него удовольствие. Книга хороша в своей категории, но не гениальна и сказать про нее можно не так уж много. Я бы, наверное, так и не взялся бы за этот отзыв, если бы не вышедшее недавно «Прикосновение», второй роман Кэтрин Уэбб, также выпущенный под псевдонимом Клэр Норт.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало книги мне очень понравилось, несмотря на возникшие вопросы и скачкообразный сюжет, читалось все с интересом и ожиданием того, ну когда же автор приоткроет завесу. И вот спустя треть книги (уже треть прочитанного!) появился клуб «Хронос» с такими же «калачакра» как главный герой, а также были раздвинуты временные рамки и картина стала складываться еще более интересно. Поэтому такое начало я заношу в плюс автору, потому как уже поднадоело, когда к человеку с необычными способностями кто-то приходит и начинает объяснять, что он особенный и таких как он много. Здесь же, герой сам приходит к тому, что он особенный, и постепенно находит себе подобных.

Калачакра – люди, которые проживают жизнь, умирают и снова рождаются, чтобы прожить ее еще раз. При этом умирая примерно в одном и том же возрасте. По сути калачакра это обычные, а не какие-то сверхлюди. Их также легко убить, обмануть, они подвержены тем же слабостям, что и обычные люди, просто у них есть большой жизненный опыт и еще куча времени, чтобы опробовать все.

При этом книга оставила много не раскрытых вопросов, например: «в каждой последующей жизни герои рождаются и живут в том же месте и в тоже время, как при первой жизни, тогда вопрос, а что происходит с ними после очередной смерти, когда другие участники еще продолжают жить, по мне так это фундаментальный вопрос, не говоря уже откуда вообще появились такие люди». Также местами мне показалось, что сама автор запуталась во времени, интересно что события происходят во время второй мировой войны, но в большинстве своих жизней, о них даже не упоминается главным героем, хотя это ключевое событие того времени, относительно которого также зависело будущее население планеты.

И вот такой весьма интересный сюжет был полностью загублен развязкой. Получилось, извините банальщина: «битва бессмертных олицетворяющих добро и зло».

Поэтому данную книгу я бы не стал причислять к жанру научной фантастики. По тому как, если бы это была научная фантастика, то нам объяснили, что такое квантовое зеркало, для чего оно и как работает. Если это магический реализм, то тогда не понятен научный труд героев, это просто магия и мистицизм.

В итоге книга из серии «прочитать и забыть». Сюжет интересный, слог простой, читается легко и быстро. Но никакого послевкусие, никаких размышлений, ничего....Вообще, все бестселлеры, весьма примитивны, это как журнал прочитать за чашечкой кофе, никакой смысловой нагрузки. Еще был неприятный момент, когда главный герой был готов заняться сексом со своим врагом мужчиной, только чтобы ему угодить, причем особых предпосылок к этому не было, это были всего лишь мысли в слух главного героя, а вместе с ним автора.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гарри Огаст мнемоник – человек, который прожив жизнь, умирает и снова рождается, чтобы прожить ее ещё раз. Именно он должен спасти человечество…

«День сурка» длиною в жизнь, когда каждая смерть перезапускает цепь событий заново. Похожий сюжетный ход, с обнулением времени, мы уже видели в «Грани будущего» и «11.22.63» Кинга, однако Клэр Норт подает историю по-своему и в книге есть новые интересные сюжетные ходы.

Книга очень многогранна и поднимает множество тем: наука, теории из физики (мультивселенные), религия, психология и многое другое. Это связано с тем, что герой пытается найти ответы на свои вопросы в разных сферах. И мне было интересно следить за его поисками и жизненными переплетениями.

У книги интересный формат изложения, однако, к нему нужно привыкнуть. Историю жизней автор излагает крайне непоследовательно, скачет по жизням: 1, 5, снова 1 и т.д. В начале в голове только каша, но чем больше погружаешься в этот мир, тем интересней и понятней становится жизнь Гарри Огаста. Думаю в этом есть и определенный плюс теста, так как читая флэшбеки начинаешь лучше понимать поведение героя и предпосылки его действий.

Книга динамичная, наполненная интересными событиями и разноплановыми героями. Клэр Норт написала умную и захватывающую книгу о людях, которые хотят (или не хотят) быть богами, — «У нас два пути — либо пытаться изменить существующий мир, либо ни во что не вмешиваться и жестоко карать тех, кто пытается это сделать».

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

удалено

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман — думал я, пока не «завоняло русским духом из их грязных ртов» (почти (с)). Русская княгиня с бутылкой водки без этикетки и стаканами пугающего размера в руках повергла меня в уныние. У меня даже выпала из рук тёрка для моих новых туфель. Я посмотрел из окна ещё не снесённого большевиками старинного домика на немку с серпом в руках и голодным блеском в глазах и понял, пора валить из Советской России, ибо «люди здесь — дерьмо». (с)

Смысл бытия и прочие этические вопросы тонут в чудовищной по своей тупости клюкве. И хотел бы сделать скидку, но не сезон. Твёрдая 6.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настолько необычный сюжет... Гарри Огаст рождается и умирает, каждый раз рождаясь и умирая вновь. Книга динамичная, наполненная событиями и героями. Мне было интересно проходить с главным героем его жизни.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохой роман про людей, сознание которых в момент смерти переносится в момент рождения, и при этом сохраняется память о предыдущих жизнях. Таким образом, они снова проживают свою жизнь, но при этом пользуются уже накопленными знаниями и жизненным опытом.

Соответственно, один из главных вопросов книги — насколько можно менять общество ради познания и оправданы ли убийства ради того, чтобы привести людей к лучшему будущему и познать Вселенную? И точно ли эти бессметные бездействуют от лени, или это оправдано предыдущими печальными попытками изменить мир?

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока «Bowl of Heaven» Нивена и Пурнелла несколько месяцев тихо пылятся на первых электронных страницах в закладках, а «The Harvest» Уилсона находится только в самом начале прочтения, наконец-то завершилось чтение романа Кэтрин Уэбб (видимо, с псевдонимом Клэйр Норз) «The First Fifteen Lives of Harry August» или «Первые пятнадцать жизней Гарри Огаста» 2014 года. Именно о впечатлениях от этой книге, заполучившей Мемориальную премию Джона Кэмпбелла 2015 и имевшей номинации на еще две премии, я и хотел рассказать.

Итак, по сути книга Кэтрин Уэбб — очередная вариация на тему, которую можно назвать и кольцом, и петлей, и кругом времени, ну или просто «днем сурка» — то бишь бытописанием человека, попавшего в череду повторяющихся событий; неважно, какой именно длины — в день ли, неделю, год, несколько лет или вообще жизнь. Самое главное что все это повторяется для него одного и каждый цикл проходит с чистого лица, без изменений. Правда, от произведения к произведению эти нюансы могут варьироваться. Но, если мы уберем все НФ-книги, где «зацикливание» происходит вне пределов одной жизни одного человека, а сюжет крутится вокруг машин времени и прочего, то романов с рассказами подобного типа, как «Первые пятнадцать жизней Гарри Огаста» Уэбб окажется довольно и довольно мало. Опять же, выкидывая известные фильмы вроде того же «Дня сурка», недавнего «Грань будущего» и комедийного варианта «12:01», более-менее известной фантастической повестью с кольцом времени/«днем сурка» окажется «Подробности жизни Никиты Воронцова» — безусловно, малый шедевр индивидуального «небратского» творчества Аркадия Стругацкого (правда, планировали-то все-таки вместе эту работу, так что...). И, зная, что фигура Стругацких и их рассказы с романами известны далеко за пределами русскоязычного и любого постсоциалистического пространства, неудивительно заметить нечто общее в «Подробностях...» и «Первых жизнях...», даже если брать те самые «дневники Человека Зацикленного». И, скажу сразу, есть еще одно совпадение в сюжетах двух этих книг: и в той, и в другой ждать объяснения феномену петли времени длиною в жизнь не приходится. Герои Уэбб, конечно, этим интересуются, но без особых результатов. Дополнительно хочется упомянуть еще одно схожую тематически работу, которая на Западе известна более, чем у нас, да и издавалась впервые на английском языке — это повесть оккультиста-мистика Петра Успенского «Странная жизнь Ивана Осокина». Вполне возможно, что Уэбб была знакома и с этой повестью. Пересечения имеются и с некоторыми деталями романа Пола Андерсона «Настанет время». Более того, похожи несколько отрывков текста на обозначенное произведение Андерсона так сильно, что выглядят как отсылки к нему от Уэбб.

Перед нами дневники некоего Гарри Огаста — довольно, как кажется поначалу, обычного и ничем не примечательного жителя Туманного Альбиона. Точнее, так он выглядит лишь в своей первой из пятнадцати жизней. Так что это даже нечто большее, чем дневниковые выдержки — это описания нескольких жизней, разных событий и людей из них, идущих не по порядку, вразброс, но соблюдающих общую сюжетную направленность с некоторыми отвлечениями. И да, только дневниками эти записи нельзя назвать и по причине, открывающейся уже в эпилоге романа. Тем более, что перед нами представлена жизнь (или жизни — тут уже в зависимости от точки отсчета) не одного лишь главного героя, коим и является рассказчик и создатель этих записей Огаст. «Пятнадцать жизней...» — это история двух людей, проклятых или наделенных свыше, а может просто избранных волей Случая людей, которые вынуждены проживать свою жизнь, от рождения до смерти, в основном одной и той же, раз за разом. Это история двух людей, в чем-то друзей, а в чем-то врагом, в чем-то единомышленников, а в чем-то мысленных полюсов. Это и их борьба, и их дружба... Это история всех уроборосов, калачакр — Зацикленных Людей. Это история о сложном моральном выборе, ответственности, внутренней борьбы, избрании своего пути, философских догмах. Это набор целого спектра вопросов, который в чем-то очень сходен с «Трудно быть богом» Стругацких (если углубляться, то «Первые пятнадцать жизней...» и есть хронооперный аналог известной повести братьев). И да, еще стоит ожидать Апокалипсиса, ну, или только его возможности, теорий заговора, изменения, в какой-то мере, Реальности (тут, опять же, вопрос о точке отсчета...), в чем-то альтернативных вариантов истории и еще много чего другого.

К заключению, подводя какой-то итог этого многопланового и качественного произведения, автора которого не зря наградили хотя бы одной премией, считаю нужным как-то покритиковать книгу. Начну с того, что научной фантастикой ее можно назвать лишь руководствуясь широкой расшифровкой жанра. Я и сам, что уж говорить, только широкой интерпретацией и пользуюсь, но здесь я ничего научного не вижу. Да, тут, вроде, и магии совсем нет, но и науки как-то не особо, а ведь роман выдвигали на чисто научно-фантастические премии. Так что да, соглашусь, что из-за сложностей отнесения «Жизней...» к чему-то одному, работу Уэбб проще соотносить с НФ, нежели с магическим реализмом, к примеру. Небольшими минусами лично для себя считаю недоговорки по некоторым сюжетным элементам — имею в виду смутные или вовсе отсутствующие объяснения и описания возникновения зацикливания и конца света. Хотя, это мелочи, ибо по сюжету и авторскому замыслу все так и нужно. А вот одним из самых главных плюсов я считаю развитие клише петли времени — идея передачи информации из прошлого в будущее и наоборот, многочисленности Зацикленных Людей, Хронос Клубов — все это, безусловно, новое дыхание и свежая кровь для жанра. Правда, во всей этой усложнившейся картины мира из множества Реальностей, зацикленных в друг друге, не всегда просто ориентироваться, но не это главное.

По большому счету «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» Уэбб — это реализм. Да, с кучей фантастических элементов, образующих весь плацдарм для развития сюжета, но книга ведь не заостряет на этом внимание. Может, было и неплохо бы увидеть эпический эпос о смысле бытия и роли в нем, происхождении и предназначении, вечных людей, который мог бы закончиться постмодернистской с примесью психоделики концовкой, но перед нами другая книга. Книга о жизни как таковой, приоритетах в ней, идеалах и ценностях, цене истины, семье, человеческих взаимоотношениях, ответственности, в конце-концов. И ознакомиться с таким необычным, интересным и во многом новым романом стоит.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх