fantlab ru

Джош Малерман «Птичий короб»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.41
Оценок:
194
Моя оценка:
-

подробнее

Птичий короб

Bird Box

Роман, год; цикл «Птичий короб»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Оно ждет тебя за порогом. Оно… нечто ужасное, нечто такое, что ни в коем случае нельзя разглядывать. Потому что один лишь взгляд на это существо? устройство? человека? грозит безумием и гибелью.

Человечество перестало существовать. Горстка выживших прячется в заброшенных домах с заколоченными окнами, не решаясь выйти наружу. Мэлани, мать-одиночка с двумя детьми, решается наконец бежать из своего дома-тюрьмы – бежать туда, где, по слухам, еще есть люди, туда, где безопасно. Ей предстоит ужасное испытание: двадцать миль вниз по реке в ненадежной лодке, с завязанными глазами, полагаясь лишь на острый слух ее малышей. Четырехлетних детей, которые росли и учились различать звуки в темноте маленьких душных комнат.

Одно неверное движение – и они обречены. Кто-то ходит рядом, кто-то постоянно следит за ними – обычное животное или монстр?

«Птичий короб» – моментальный снимок безумного мира, темная сказка, которая будет преследовать вас до последней страницы!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия «Это — хоррор» / This Is Horror Awards, 2014 // Роман года

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Хоррор (8 420 голосов)

номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2014 // Дебютный роман

номинант
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2014 // Роман

номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Хоррор (1 958 голосов)

Экранизации:

«Птичий короб» / «Bird Box» 2018, США, реж: Сюзанна Бир



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Птичий короб
2017 г.
Птичий короб
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Bird Box
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да! Свершилось чудо, я наконец-то добрался до этой книги, которая вышла совсем недавно, а именно в начале августа сего 2017 года. Нет, за океаном она уже известна с 2014 года, эта книга получила даже успела получить несколько наград, а у нас перевели ее только сейчас. Первое время после анонса на просторах рунета это произведение было доступно условно-бесплатно. Что это значит? А то, что первые 40 страниц( это кстати, 1/8 часть произведения) были распространены в свободном доступе, а за оставшиеся необходимо было платить порядка 300 рублей, а кое-где даже больше.

Но спасибо пиратам. Что бы мы без них делали в этом мире? В игры не играли бы, фильмы не смотрели бы и даже, как оказывается, не читали бы книги. Но перейдем к сути, а точнее к разбору полетов.

Если говорить коротко, то сам автор заявил следующее: «На мир напали некие твари, при одном взгляде на которых человек сходит сума. Никто не знает кто это и что это, животное, робот, призрак или даже какое-нибудь неведанное существо. Человечество находится на грани вымирания. Кое-кто просто отсиживается в своих домах и подвалах, но только не девушка Мэлори. Она с повязкой на глазах наконец-то решилась покинуть 4 стены и отправится вместе со своими малолетними детьми вниз по реке, туда, где еще безопасно. Смогут ли герои пережить это страшное испытание и что ее ждет впереди? Не убьет ли ее тот, кто следит за ней за ее спиной?»

Интересно же, не правда ли? Но, как оказалось, книга далеко не об этом, ведь 3/4 сюжета главные герои будут укрываться в доме. А этому пресловутому сплаву по реке, о котором говорится в аннотации, уделено всего лишь глав 8 от силы, а их тут на минуточку, целых 43. Отличительной чертой этого произведения является рваное повествование: то есть читателя будет кидать то в прошлое, то в настоящее, то в будущее в абсолютно любом порядке, но при этом постепенно раскрывая все подоплеки сюжета. Надо сказать, во время прочтения будет возникать много вопросов, будет непонятно откуда взялось то, почему появилось это. Кое-какие ответы автор начнет давать лишь с 41 главы, но так до конца все не объяснит. Например, мы так и не узнаем, что это за твари такие и откуда они пришли.

Эта книга заявлена, как «хоррор», но на деле с ужасами ее объединяют только эти твари и все. Нет, кое-какая атмосфера безысходности тоже присутствует, но автор сам ее рушит своим повествованием. Мы с первых страниц будем знать, кто выживет в конце. В книге просто огромное количество несостыковок, нелогичностей и банальных глупостей. Их тут столько много, что я даже не знаю с чего начать. Просто, поверьте мне на слово. Мало того, все второстепенные персонажи тут невероятно... деревянны. Такое ощущение, что автор их ввел просто для статистики и даже не удосужился их хоть как-то «оживить». А еще автор не знает простую истину, что люди слепые с рождения и люди с повязкой на глазах видят абсолютно по-разному. А у него тут все под одну гребенку...

Наверное, мне нужно выделить еще какие-нибудь плюсы. И если честно, сделать это мне довольно трудно. Вроде начало довольно интригующее и интересное и концовка тоже порядочная, хотя опять же не лишенная глупых моментов. На этом все. Язык повествования довольно средненький, но не сказать, что совсем плохой. Приблизительно наравне с ранним Кингом. Поэтому ни к плюсам, ни к минусам я его отнести не могу.

В общем, есть такое выражение «все было бы хорошо, если б не было так плохо». Так вот оно как раз про это произведение.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

У романа оценки совершенно разнополярные. У меня есть теория, почему. Есть те, кому нравится чёткость, ясность и конкретные объяснения представленных явлений, а есть те, кому интересна эмоциональная составляющая произведения, именно та часть, которая будоражит разум и дёргает струнки нервов, а то, что оно неизвестно и неразгаданно, только усиливает эффект.

Я из тех, кому книга понравилась, я её прочитала на одном дыхании буквально за сутки. Мне кажется, что, если бы автор предоставил свою версию «жуткого нечто» часть читателей бы точно также разочаровалась, как и те, кто не получил ответ на животрепещущий вопрос, ведь у автора одни страхи, а у читателей могут быть страхи совсем другого типа и уровня.

Дальше будет спойлер фильма «Мученицы»

Есть такой отвратительно-мерзкий фильм «Мученицы», в котором идея заключается в том, что жертва, над которой издеваются продолжительное время, начинает истязать себя сама, даже тогда, когда мучители её уже отпустили на волю. И в том, что, когда человек находится на грани жизни и смерти (девушке там заживо содрали кожу), он увидит кусочек загробного мира. Главная тётка добилась признания об этом у одной из мучениц и... застрелилась. Выводы:

1) Она сделала это специально, чтобы другие участники проекта помучились, не узнав истину.

2) Истина оказалась слишком шокирующей.

3) Жизнь после смерти такая прекрасная, что тётка туда отправилась незамедлительно.

Никто этого не узнает. И это будет терзать и не давать покоя.

Может, это и был замысел автора, чтобы провести читателя по миру с завязанными глазами, чтобы осталась зудящая разум тайна, а может автор сам не знал ответ, недодумал, недожал идею. Этого мы не узнаем (если он сам не признается).

Да, у романа есть недодумки, недочёты, нелепости, но атмосферность исправляет всё.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сперва «Птичий короб» воспринимается как аллюзия на «Туман» Стивена Кинга. С первых страниц история укрывает вас одеялом мглы и отчаяния, не забывая временами пугать, нагнетая отменный саспенс. Но чем больше углубляешься в текст, начинаешь понимать, что это не просто хоррор.

Роман начинает понемногу становится галлюциногенным вирдом. Да и невидимые монстры похожи на мотыльков Мьевиля, на которых смертельно опасно смотреть. Также это настоящая антиутопия. И название «Птичий короб» выбрано неспроста – «Мы в коробке, – думает Мэлори. Мы – под крышкой. Навсегда».

Да, в современном мире мы действительно очень редко ищем в облаках разнообразные образы. Наши клетки – это офис и крохотная комнатушка в мегаполисе, изнуряющее напряжение непрерывного движения. Но не ввысь – мы как птицы, не имеющие возможности или же желания взлететь. Та же Мэлори четыре года боится неизвестности, которая привела бы её в безопасное убежище. Перед глазами возникают записи Гари (блестяще выписанный персонаж), сумасшедшего или жестокого циника – «Мы сами себя терзаем. Человек и есть тварь, которой страшится». В то же время одиночество Мэлори постепенно убивает её изнутри – не спасают даже малыши. Здесь на ум приходит депрессивная «Стена» Марлен Хаусхофер. Кстати очень схожая по манере повествования.

Послание книги поначалу немного сложно заметить вследствие структуры произведения, построенной на многочисленных флэшбеках. Но… вирд он такой, с двойным дном и бесконечными размышлениями.

Поклонникам классического хоррора роман не порекомендуешь. А вот любителям адских вирдовых смешений и смысловых нагрузок «Птичий короб» несомненно, понравится.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно собирался прочитать это произведение, но руки дошли только сейчас. Причин тому несколько, но, главным образом, повлияли прохладные отзывы и относительно низкие оценки читателей. К тому же романы о «последних временах» — не совсем моя тема. Если что-то в них и привлекает, то, в основном, это — хоррор-составляющая, которая, как правило, там присутствует. В общем, брался за роман с изрядным опасением. Но настроение было такое, что хотелось чего-нибудь постапного и одновременно хоррорного, но при этом в меру оригинального, без набивших оскомину зомби и эпидемий мирового масштаба (ибо последнего и так хватает в реальной жизни).

Роман внезапно понравился, — «проглотил» за один вечер. И, честно говоря, так и не понял, почему роман так прохладно был принят читателями.

Кондовый сюжет? Ну так это — главная беда всех постапов. Ибо все сюжеты давно перебраны, классифицированы, запротоколированы и настолько изъезжены вдоль и поперек, что придумать что-то новое попросту невозможно. Так что автор, решивший творить в жанре постапа, всегда идет на заведомый риск. В общем, со стороны сюжета я каких-то особых откровений и не ожидал. Поэтому, наверное, и особых разочарований не было.

Главные герои и их поступки? Ведут себя, дескать, нелогично и «не правильно». Ну, может быть, подобные претензии можно было бы и принять, но только не после всем известных событий 2020 года. Я конечно же имею в виду пандемию COVID-19. Столько «нелогичностей» и «неправильностей» в поведении людей я не встречал не только в жизни, но и в фантастической литературе. И за этим сюром совершенно спокойно наблюдал весь мир. А то ли еще будет. Так что в этом плане автор скорее даже «не дожал», чем «пережал».

Странная природа главных антагонистов? Ну не знаю. Мне этот момент показался как раз довольно оригинальным и сбалансированным. Автор намеренно не описывает нам внешний вид «тварей», как впрочем и не дает ни каких объяснений относительно их природы. Поначалу даже возникают некоторые сомнения: а есть ли они вообще. Но давно известно, что никакой рассказчик не напугает человека так, как он напугает сам себя. Достаточно легких умелых намеков, — и вот уже читатель додумывает и дорисовывает в своем воображении свой личный образ, от которого лично его кровь стынет в жилах. С этой задачей, на мой взгляд, автор справился на высшую оценку.

Вообще, хоррорная составляющая в романе — на высоте. И, собственно, только ради этого его стоит рекомендовать. Тяжелая, тягучая, душная атмосфера романа сделала бы честь даже старине Лавкрафту. Автор нагнетает умело и высшей степени профессионально. Саспенс присутствует в романе от первой строки до последней. В общем, я, как любитель хоррора, был очень доволен (а в каких-то моментах даже впечатлен). Собственно, если бы не постапный сюжет, произведение вполне можно было бы считать классическим хоррором, и именно по этой шкале его и оценивать.

Резюмируя вышесказанное, перед нами скорее классический атмосферный «ужастик» в постапном антураже, чем классический постап с элементами хоррора. Именно с этих позиций его и следует принимать и оценивать. Тогда и разочарований не будет. Кстати, на подходе сиквел романа под названием «Мэлори». Обязательно ознакомлюсь.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Птичий короб» – роман, построенный вокруг одной атмосферно выписанной идеи. Представьте, что в мире произошло нечто странное и необъяснимое, приведшее к апокалипсису. Люди боятся выглядывать на улицу, потому что там обитает нечто. Нечто, одного взгляда на которое хватит, чтобы пойти и вскрыть себе вены. А в некоторых случаях, и не только себе. Во время постапокалипсиса выжить и так тяжело, а тут еще и приходится выживать вслепую, зная, что где-то рядом, возможно, в каком-то метре от тебя есть что-то настолько невообразимо ужасное.

В романе две сюжетные линии: прошлое и настоящее. В прошлом главная героиня Мэлори узнает, что беременна, прямо перед началом апокалиптического кошмара. В настоящем та же Мэлори, но лет на пять старше, пытается вслепую сплавиться по реке вместе с двумя четырехлетними детьми. Интриги в “Птичьем коробе” особой нет, зато напряжения и атмосферы – хоть отбавляй. Объем романа небольшой и сюжетные провисания не сильно заметны. Есть сюжетные нестыковки и логические дыры, но можно считать их допустимыми, так как автор стремился в первую очередь раскрыть идею и передать читателю слепой ужас своих персонажей. Передать получилось. Жаль только, что каких-либо объяснений произошедшего так и не дали, каждый читатель волен додумывать по мере своих умственных способностей.

Если ищете необычный атмосферный ужастик – рекомендую присмотреться к «Птичьему коробу». Если хочется умного постапокалипсиса, поищите чего-нибудь другого.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много ругательных рецензий на сей труд на Фантлабе. С точки зрения логики повествования критика вполне справедлива — действительно, нет внятных обоснований того, как люди догадались, что критичным условием является увидеть нечто, если пострадавшие теряли разум, а потом погибали. Безусловно, что меры, предпринятые героями произведения для выживания, нашим читателям, собаку (и не одну) съевшим на сотне разнообразных постапокалипсисов и попаданчеств кажутся неубедительными и непонятными. И конечно, абсолютное непонимание вызывает поведение главной героини, сорвавшейся путешествовать на десятки миль по реке, вслепую с двумя малолетними детьми, в условиях непросчитываемого риска ради никоим образом не гарантированного улучшения условий выживания.

Всё это понятно. Тем не менее, на мой взгляд книга создавалась не для того, чтобы стать инструкцией по выживанию в неопределенных условиях. Это прежде всего саспенс, хоррор, каждое слово в романе направлено на усиление напряжения, и это вполне автору удалось. Желания отложить книгу — не возникает, впечатление — создаётся, хотя вероятно в оригинале воздействие на читателя значительно большее, чем в переводе. Сама идея непознаваемого ужаса в книге отработана добросовестно, ощущения героев переданы достоверно, поэтому читатель, настроенный на атмосферу жанра ужасов, вполне её обрящет.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изначально роман позиционировался, как оммаж «Дороге» Маккарти, мол, также мрачно, скупо, глубоко, ну и постапок в декорациях. На деле все оказалось немного иначе, и это даже хорошо.

Конец света, впрочем, здесь действительно случился. Причины снова неизвестны. Просто в один прекрасный день люди начали сходить с ума и калечить себя и окружающих. Достаточно просто увидеть нечто, что-то, некое создание, -- и все, пиши-пропало. Поэтому остатки людей запираются в домах, завешивают окна, одевают на глаза повязки -- и вот так пытаются выжить.

Мэлори, главной героине романа, тяжелее вдвойне -- она беременна. В доме, где она и еще несколько выживших тянут свою лямку, темно, голодно, и приближающиеся роды все только усложняют. Как жить дальше? Как выжить в этом мире с маленьким ребенком? Вдобавок, вскоре в доме появляется новый выживший, который утверждает, что... Страшный человек.

Клаустрофобный и весьма «сопережевательный» роман про испытание женщины в опасном новом мире.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не вижу зла.

Не слышу зла.

Не говорю зла.

Ибо зла полно вокруг.

***

Не так давно роман Зюскинда «Парфюмер» довольно громко заявил о себе. Речь даже не о тематике (маньяк в средневековом мире), а о форме и содержании произведения. Автор настолько искусно описывал запахи, что читателю невольно казалось, что это он, читатель, сейчас обоняет тот или иной аромат. От «Птичьего короба» вполне можно было ожидать чего-то подобного, ведь персонажи романа вынуждены жить, закрыв глаза. В перспективе все сенсорные чувства (то есть их описание) – слух, обоняние, тактильные ощущения – должны обостриться и полниться новыми красками. К сожалению, Малерман не особо углубился в эту сторону. Но его роман берет другим.

Итак, близкое будущее (или наши дни, что вполне реально). Молодая женщина по имени Мэлори понимает, что беременна. Примерно в это же время интернет и новости наполняются тревожными новостями – люди убивают тех, кто рядом с ними, а затем и совершают самоубийство. Сперва это выглядит на случайные происшествия, которые никак не связаны. Однако со временем в убийствах прослеживаются общие элементы. Вот только думать уже поздно. Из-за этого действовать приходится больше на инстинктах, нежели на здравом смысле. Ведь к Апокалипсису не подготовишься. Вот так начинается роман. Сюжет раскрывать нет смысла.

Важным составляющим «Птичьего короба» является характер произведения. Это чистый вейрд фикшн с элементами хоррора и выживания после Апокалипсиса. Учтите, что Малерман почти все вопросы оставит без ответа. Придется додумывать самому. Почему так? Ответ знает только автор. С другой стороны, подобный характер произведения приближает его к реалистичному. Ведь, случись подобное, человечество так и останется в неведении. Никто не напишет диссертацию, не докажет тот или иной закон Тварей.

Персонажи особо не раскрываются. Они – это функция для сюжета и идеи. Даже Мэлори – главный герой – останется полузагадкой с картонным характером. Зато её чувства – особенно в финальной четверти романа – многого стоят. Минус ли это? Будь тут больше описаний, роман сильно провис бы в динамике.

Кстати говоря, об ошибках в «Птичьем коробке». Они имеют место быть. Например, почему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
собаки сходят с ума, а птицы – нет? Почему некоторые люди становятся агентами тварей, а большинство – не принимают их и убивают всех вокруг и самое себя? Наконец, почему Мэл хоронит тела соседей прям у колодца, из которого будет пить еще четыре года?

Заключение: «Птичий короб» — противоречивый роман. Задумка у автора очень перспективная и интересная. Кто-то увидит тут аллюзии на Уиндэма, но это слишком просто. Вероятнее всего, книга не понравится многим. Я тоже ждал от неё совсем иного. С другой же стороны, я получил качественный вейрд-хоррор, который читается легко и любопытно даже после просмотра экранизации от Нетфликс.

8 птичьих коробов из 10.

PS: пара слов об экранизации. Нетфликс подошел к переосмыслению материала очень бережно и скрупулезно. Сюжет сохранен практически на 100%. Из общей канвы было изменено немного, а конкретно –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в фильме Мэл поясняет, почему не дала имена детям; в фильме Мэл сама смотрит на реку, а не заставляет делать это девочку; в книге сразу понятно, кто чей ребенок, а вот в книге решили напустить на зрителя драму
.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга, к слову написанная аж в 2014 году, и получившая довольно престижную премию «This Is Horror Awards» в том же 2014, так бы и осталась не прочитанной мной, если бы не «шум» вокруг ее экранизации в 2018 году.

О чем?

На Земле появились нечто (автор не дает точного ответа, что именно), увидев которое(-ых) человек сходит с ума и убивает с необычной жестокостью людей вокруг себя, а потом и самого себя. Человечества больше нет. Небольшие группы выживших людей вынуждены все время проводить с повязками на глазах, в домах с занавешенными одеялами окнами, чтобы не увидеть «это» и не сойти с ума.

Сюжет выстроен «вокруг» девушки Мэлори, и делится на две части:

— то, что происходило с ней с начала появления «этого» и до момента появления у нее детей;

— путь Мэллори от дома, в котором она жила с двумя детьми, до безопасного убежища.

«Птичий короб» одновременно напоминает «День Триффидов» Уиндема и фильм «Тихое место» Красински. Та же атмосфера, почти те же самые проблемы людей, оказавшихся в подобной ситуации. К слову сказать и в «Дне триффидов» и «Тихом месте» мир проработан «тщательнее», а причины «катаклизма» авторами объясняются намного подробнее, чем появление «тварей» в «Коробе». Хватает в «Коробе» и других логических нестыковок, или не логичных действий героев (герои, кстати, прописаны весьма поверхностно и это, иногда напрягает). Впрочем, это не сильно портит книгу, и читается он буквально одном дыхании. Я «проглотил» эту книгу буквально за 4-5 часов непрерывного чтения.

Мне кажется, что если бы Малерман увлекся более подробным описанием «тварей» и истории их появления, или бы начал подробнее раскрывать характеры героев, то книга бы много потеряла в своем «ужасе» и напряженности.

Итог

Первая книга у Малермана, не стала «перым блином», который, как водится, «комом». Она легко читается. Держит в напряжении. Заставляет переживать за героев. Иногда она просто страшная (но не всегда). Язык довольно простой, и иногда напоминает не «книжный», а, скорее, «сценарный» и из за этого книга читается быстро.

Читать ли? Разумеется читать.

8/10

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне понравилось… Чрезвычайно атмосферный роман!

Я, увы, до настоящего времени не был знаком как с такого рода произведениями, так и с творчеством Джоша Малермана…

Роман очень отличается от надоевших ужастиков про «ходячих мертвецов» в пустынных городах…

Сначала вроде бы в России (в Санкт-Петербурге, в Интернете назвали Русской Байкой, позже Проблемой), потом дошло до Аляски, Канады, Северной Америки и … по всей Америке наверняка… Потом что… практически отсутствует связь, дома брошены, повсюду мертвые тела… Я так и не понял, что за сущность появилась, один взгляд на которую превращал (превращает) человека (а потом станет известно, что и отдельных животных, в частности собак) в безумного самоубийцу или убийцу… По радио твердят, что людей «уничтожают живые существа. Достаточно увидеть одно — на секунду, а то и меньше, — в все, конец».

Мэлори живет в Доме Джорджа на берегу реки в Детройте с двумя детьми 4 (!!!) лет, которых зовет Мальчик и Девочка…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот уже более 4 лет она не видела внешний мир. Дети никогда не видели внешний мир даже через окна…. Ржавые кастрюли, треснутые тарелки, коробка служит мусорным ведром, освещение-свечи, стулья держатся благодаря веревке, стены грязные, со следами рук и ног. Пятна, в том числе крови, заплесневелые половики, окна закрыты картоном и досками, водопровод не работает – носят воду из колодца, выносят ведра с испражнениями по очереди Мальчик и Девочка (раньше члены Группы), с закрытым лицом-глазами… Пахнет тухлятиной. Вместо кукол обструганные ножки деревянного стула с нарисованными лицами, других игрушек нет… В шкафах пусто (это странно – зачем выбрасывать вещи, если только не использованы в качестве тряпок). На стенах нет картин (ну это бывает во многих квартирах и не после апокалипсиса). «Четыре года перерастут в восемь…Дети станут взрослыми, которые никогда не видели красок мира, неба, не смотрели в окно… Что станет с их разумом? Если 12 лет растить, как телят? Есть ли смысл жить?»
. В этот дом в Ривербридже Мэлори когда-то доехала, наверное, за 1,5-2 часа при обычных 20 минутах на машине, увидев объявление в газете о приглашении в Дом всех желающих, после гибели сестры Шеннон (не удержавшейся от соблазна приоткрыть одеяло на окне – результат – ножницы в груди мертвой Шеннон) и … несмотря на споры, сомнения в отсутствии у нее «психоза увиденного», несмотря на существенное уменьшение строка окончания продуктов… её приняли, причем беременную…. Как когда-то приняли, впустил сегодняшних хозяев ... погибший Джордж… Как потом принимают опять беременную соседку Олимпию… Разные мужчины и женщины, разные характеры, мнения, привычки, «скелеты в шкафу», здоровье (в том числе психологическое)… Споры, разделение труда, удивительно добропорядочные отношения – женского насилия нет, нет вообще понятия пола… Хорошо хоть комнат, уголков, кроватей и одеял хватает всем членам Группы…
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вылазка» за медикаментами и в надежде продуктами в пределах квартала улицы – 2 суток… «Вылазка» в пределах 2-3 кварталов – неделя… Ведь ходить всюду приходится с закрытыми повязками глазами… Нащупывать в домах и комнатах предметы, понимать, что они собой представляют… Собака бордер-колли Виктор непременный страж… Во время второй «вылазки» приручили и привели еще 2 собак – лаек… Да еще нашли и принесли … короб с птицами – естественная звуковая сигнализация (когда к коробку подходит что-то или кто-то, птицы галдят). Как-то В дом попросился Гари, якобы живший в такой же Группе, где один из членов, сошедший с ума, открыл все занавешенные окна. Мэлори тайком читает дневник Гари и понимает, что снял занавески окон сам Гари. Гари выдворяют, но… впоследствии он приходит заново… Какая-то тайна есть в Гари, какие-то тайные разговоры он ведет с Доном, поражен ли он «психозом увиденного» — неизвестно… Но почему-то возникает чувство опасности… И «это» случается… Рожают одновременно: и Мэлори, и Олимпия… Роды принимают … почти все члены Группы… Даааа…. Не очень приятное чтение… в каких антисанитарных и психологических условиях это происходит…..
В итоге Мэлори остается одна с двумя детьми… Остается лишь спросить, как болели Мэлори с детьми в эти 4 последних года в Доме, как обходились без лекарств, как лечились!!!? И главное, что ели, потому что от Группы запасов оставалось очень мало?… Как Мэлори ловила рыбу удочкой, сделанной из зонта?

На реке холодно. Ни в каком случае не снимайте повязки. И… Мальчику и Девочке строго наказано … слушать, ведь за 4 года они если в чем и преуспели, то слышать любой шорох, дуновение ветра, шепот, скрип и прочее, Мэлори кажется, что даже … мысли…

«Плавание» само по себе чрезвычайно сложно и опасно… И здесь не обходится без крови, волков и Чужого…. Детям даже приходится грести, когда Мэлори теряет сознание. Главное не пропустить 2-ю протоку и шлюз справа, когда они подплывут к развилке четырех, и тогда на время снять повязку, чтобы не промахнуться… О возможности сплавиться по реке 25 миль она узнала от Рика, одного из членов Общины, нашедших якобы способ жить вместе в безопасности и … сытости по радио, единственного человека, откликнувшегося на сообщение Группы. Трудно представить, как, взявшись за руки, дойти по памяти Мэлори и звукам до берега реки, найти ранее сохраненную лодку, сесть, отчалить, а что говорить о «плавании» вслепую, с закрытыми глазами посреди, причаливая нечаянно к берегам, лесной реки… Да и как снять повязку даже на секунду, и есть ли еще Рик, и правда ли там нормальные люди?...

Роман построен, как 2 последовательные линии: Мэлори с детьми сейчас готовится к «плаванию» и плывет со стороны («Мэлори стучит», «Мэлори замечает», «Девочка возвращается», «Дети не мешкают»), Мэлори беременная приходит и живет в доме Группы спасающихся тоже в настоящем со стороны («Шерил и Феликс спорят», «В голосе Олимпии звенит истерика», «Дон теряет рассудок»).

И дом Мэлори, и весь город, и весь мир кажется «птичьим коробом»…

Напомнил «Ходячие мертвецы» Киркмана, «Слепоту» Сарамаго, и даже «Дорога» Маккарти, и фильм «Слепота» (2008)…

Роман очень кинематографичен. Уверен, что будет экранизирован…

Рекомендую читать, и однозначно в коллекцию… Хороший роман, драма! Итого, 7,5.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мерзко, но здорово

Сложно писать отзыв, когда только дочитал книгу и все еще пребываешь под впечатлением. Но лучше сейчас, на эмоциях, чем потом, когда одни только минусы выйдут на передний план.

Книга потрясающе атмосферная, напряжение не отпускало с первых же страниц и до самого конца. Впервые за уже достаточно долгое время меня так захватила история, что я прочитала ее без перерывов и на одном дыхании (кстати, это заняло около 4 часов). Некоторые моменты действительно пугали, другие вызывали буквально физические реакции, когда от напряжения замираешь и можешь шевелить только глазами. Саспенс на высоте, не оторваться. Язык легкий и красочный. В целом, книга очень кинематографична, так что не удивительно, что она привлекла внимание киноделов.

Естественно, о правдоподобности тут и говорить нечего, но как развлекательное чтиво на вечерок «Птичий короб» определенно заслуживает похвалы.

Для тех, кто планирует прочитать, есть пара заметок:

- Если вам неприятна тема деторождения, возможно, эта история не для вас. В книге очень большое внимание уделяется беременности главной героини, родам и прочим прелестям. Все это в деталях и т.д. Для меня это тема крайне неприятная, поэтому во время чтения интерес боролся со страшным отвращением (но в данном конкретном случае интерес победил).

- Описания категории «мясо, кровь, кишки» тоже яркие, их много и они часто довольно мерзкие.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда любила истории про выживание, экстремальные ситуации и прочее, а все это в постапокалиптическом мире, так вообще красота. Но восторга не случилось, претензий к книге у меня достаточно. Люблю в подобных историях детальное описание мира, или хотя бы внятное. Люблю психологизм, четкие и меняющиеся из-за страшных обстоятельств характеры главных героев, люблю атмосферу страха, обреченности и в тоже время надежды. Здесь от всего перечисленного имеется, пожалуй, только атмосфера, а идея и замах романа были изначально очень многообещающими. На деле же вышла мутненькая и недоработанная история. Да что говорить, я вообще обломалась с сюжетом. Думала передо мной будет жесткая вещь как мать с двумя детьми путешествует в лодке и отчаянно борется за жизнь в изменившимся мире. И тогда бы я закрыла глаза на зыбкость всего остального, раз автор выбрал именно камерность сюжета. А тут этого где-то пять процентов от общего повествования. Основу же составляют флешбеки про то, что было До, и о том как все вообще начиналось и куда собственно направляются персонажи.

«Птичий короб» это именно, что коробочная история. Мы видим мир только вокруг девушки Мэлори, все остальное очень расплывчато и непонятно. Где-то в России начинают происходить жуткие и странные вещи, отдельные взятые люди сходят с ума, становятся агрессивными по отношению к окружающим и к себе. Короче пошли убийства изощренными способами, позже эта «зараза» распространилась по всему миру, опять вроде как эпизодическим характером. Как выяснилось, причина поголовного сумасшествие является то, что люди видели НЕЧТО, позже названное просто «тварь». Какие они из себя эти твари читателю не объяснили, ибо никто не знает, все кто наблюдал данное явление — мертвы. Воздействуют существа визуальным способом, т.е. если не смотреть, то останешься нетронутым. Так что люди запираются в домах, собираются в общества и вылезают за пределы своего убежища по необходимых нуждам только с завязанными глазами. Мир за небольшой промежуток времени повергнут в хаос, а как этот хаос разросся тоже не сказано. Такое ощущение, что вот страшные случаи вспыхивали там и тут, а потом вдруг почти все население вымерло, и остались только горстки выживших, ничего нигде не работает, а люди сами себя изолировали от всего мира. Про массовые вспышки убийств ничего не известно, про действие властей тоже. Все кто открывают глаза на «воле» встречают тварь. Отсюда вывод, что вся планета ими уже кишит, но почему-то про масштабность трагедий ничего не сказано. Что они на площадях, на рынках не появлялись? Вообще никаких официальных заявлений нет, просто слухи, просто истерия. Бред? По-моему да. Если честно как-то стремно осознавать, что вот наступит такой тихий апокалипсис и всем пофиг.

Мэлори будучи беременной попадает в одну из групп людей в забаррикадированном доме. Основную часть романа составляет описание жизни главной героини в этом обществе, так нас плавно подводят к тому, зачем же все-таки спустя четыре года она решилась путешествовать по реке вслепую и куда делись все сотоварищи. Финал кстати никакие точки над «I» не расставит, а повергнет читателя еще больше в море вопросов. И как итог, фантастика из романа никакая, лавкрафтовские ужасы тоже под вопросом. Были ли вообще там эти твари? Может быть, это вообще какая-нибудь человеческая разработка вышедшая из под контроля. Ну а что? Не пойман не вор.

Вот если перечитать все, что выше сказано, то напрашивается вопрос, почему стоит оценка четыре, а не два? А потому что мне все-таки понравилось, читается книга влет и довольно увлекательно. И атмосфера книги на отличном уровне. Полная слепота и неизвестность, родной мир стал чужим, абсолютно никакой помощи, люди брошены на произвол судьбы. Тоска и обреченность преобладают в повествовании. За Мэлори и ее товарищами по несчастью было довольно интересно наблюдать(хотя их характеры раскрыты так себе, но не раздражали тупостью и на том спасибо), особенно за самой девушкой. Каково вот женщине в интересном положении жить в таком хаосе, как пройдут роды в антисанитарных условиях, есть ли смысл оставлять ребенка в живых, если будущее весьма печально и зыбко? Такими вот страшными вопросами приходится задаваться. Ну разве это все не крипота? А отдельные жуткие эпизоды, как например вылезшее существо из колодца, человек, сходящий с ума и привязанные к стулу, а все из-за того, что просто посмотрел видеозапись с тварью. Люди в панике выкалывающие себе глаза, только чтобы выжить в новом мире. Или бойня птиц в небесах, их безумные крики, бесчисленные трупы падающие в реку... Настоящая психоделика! И как же это страшно когда не по собственной воле лишают красок нашей планеты. «Не смотри!» — теперь девиз человечества. Еще бы автор все это воплотил более качественно, думаю получилась бы конфетка.

P.S. А все-таки интересно, что же это были за твари, и почему они физически себя никак не проявляли и будет ли продолжение? А то оно очень напрашивается.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, необходимо отметить две важные составляющие романа: свежая интересная незатасканная (с некоторыми поправками) идея и атмосфера.

Постоянная паранойя, невозможность понять и разобраться в происходящем, коллективный опыт и индивидуальный в сумме, нарастающее напряжение, липкий страх, поведение в критической ситуации описаны автором интересно и мастерски. Составляющие той атмосферы постапокалипсиса в паре с хоррором.

Идея. По улицам города стали ходить некие существа, вызывающие у людей, увидевших их, ужасные последствия в психике. Представить их сложно, но, думаю, в качестве примера можно взять героинь древнегреческих мифов – горгон. Тот, кто рискнул взглянуть в глаза им, превращался в камень. Ведь похоже? Некие существа, не окаменяющие свои жертвы, а делающие их безумными. Поправка в новизне состоит в том, что в рассказе Дэвида Лэнгфорда “Иная тьма” 2000 года уже использовалось подобное: нечто, или некие рисунки, как в этом рассказе, вызывающее смертельную реакцию именно посредством восприятия через органы зрения. Несомненно, в большем объёме Малерману удалось обширнее развить тему “не смотри на это и всё будет хорошо”. Также идея лагеря выживших, конечно, присутствует во многих, если не во всех подобных книгах, но место для людей с ограниченными возможностями напоминает поселение из повести Джона Варли “Навязчивость зрения”.

Герои. Да, здесь не то, чтобы “ всё сложно”, но ближе к “в активном поиске характеров”. Либо за перескоками сюжетно-временных линий, либо за драйвом и саспенсом (не дающими, кстати, остановить чтение и переворачивающими следующую страницу), но герои получились блеклыми, невзрачными и пустыми. Не веришь, почти не сочувствуешь. Вот один эпизод. И читаешь не имена героев, попадающих в ситуацию, а больше, как функции. Кто там пошёл к колодцу? Так, тут один, там стоит у дверей ещё один и ещё одна, как сторож. Кто пошёл на поиски пропитания? Да, какие-то два чудака. И т.д. Это не столь уж важно для продолжения чтения, но хотелось бы большей выпуклости персонажей. Немного ярче других Мэлори, но на то она и главная героиня. Есть развитие, есть попытка командного голоса, есть материнский инстинкт, есть взгляд от третьего, чуть-чуть не первого, лица, но и это делает её лишь на несколько сантиметров выше других героев.

Наивность? Есть. Но иначе не хотелось бы обсуждать сюжет и героев. Ненаивная книга – любой учебник, но делает ли отсутствие глупостей интересней такую книгу?

Главным недостатком, грубой ошибкой, что ли, считаю неженский взгляд автора на воспитание детей. Мать не будет так муштровать, не будет рисковать, не будет моральных сложных выборов – позволить ли видеть или ослепить. Всё это автор отдал в угоду жанру романа-катастрофы и всё это максимально спорно. Но то, на что непременно нужно обратить ему внимание, – ни одна мать не оставит детей без имён. Нет, нет и нет. Никаких Мальчик и Девочка. Пусть будут прозвища, ласковые заменители имён, но не эти последствия “первый и второй родитель”. Этот поступок сделан для создания лиризьма-драматизьма в конце и выглядит очень лживо и лишне.

Интересно, что в книге описываются случаи нападения после контакта с тварями людей на других, но, если обратить внимание, в основном нападают мужчины. Ни сестра Мэлори, ни дочь Тома, ни Олимпия не проявляют агрессии практической к другим, все их действия направлены на себя. Если автор намеренно сделал так, то можно размышлять о разной психологии мужчин и женщин и придумать, почему и кто выживет в конце книги. Да-да, есть ещё история про двух сестёр-старушек от Гари. Но кто-то ещё верит Гари после того, что он сделал?

Самый главный вопрос, мучающий читателей. Что это за твари? Автор, конечно, молодец. Оставил мучиться в догадках и сомнениях, заставил плеваться на последние строки. Где? Где причина катастрофы и полное описание этих существ со всеми характеристиками? Но на самом деле, это очень круто. Каждый волен представлять. У каждого читателя они свои. Всякие продолжения уничтожили бы эту изюминку. Нельзя показывать секрет фокуса. Не нужно заменять фантазию наукой и расчётами.

В описанных выше примерах есть явные фактические схожести с романом, но вот книга “Брошенные машины” Джеффа Нуна мне показалась близка эмоционально, на уровне ощущений. Те же странности на улицах мира, те же небольшие группы людей, брошенные машины, почти тёзки – Мэлори и Марлин, невозможность смотреть на ясный мир, разрушения и депрессия.

Хороший дебют, драйвовый и липко-мерзкий иногда, не сложный, не желательный в реальности, но с ожиданным большинству читателей окончанием.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю, как оценить эту книгу.

Из хорошего:

- во-первых, главное достоинство — атмосферность. Полное ощущение присутствия. Реальный мир, наполненный звуками и запахами. Чувства и ощущения героини переданы превосходно. Очень кинематографичный роман. Мрачно, саспенс на высоте.

- во-вторых, язык, которым написана книга — легкий и приятный. Читается на одном дыхании.

- сюжет оригинален и интересен. Классический постапокалиптический роман. Но, тут не зомби, не банды «одичавших» людей, ни злобные пришельцы, уже порядком поднадоевшим. Монстры вроде бы, как и есть, но, парадокс, в то же время, их, как бы, и нет. В общем, главная задумка хороша.

Начинаешь читать — интересно.

А вот дальше — куча недостатков.

- множество нелепостей. Наверное, основной недостаток. Да, это фантастика, хоррор, совсем не реализм. Но, ведут себя герои странно. Да и вообще, везде сплошные противоречия. Не буду приводить примеры, всего не перечислить. Глупости на каждой странице. Так люди себя не ведут, даже если они вынуждены выживать в экстремальной обстановке.

- интересной получилась лишь главная героиня. Остальные персонажи — набросок, схема. Живых людей я не увидел.

Не знаю, но, на мой взгляд, из такого сюжета можно было бы вытянуть великолепный роман. Причём, писать автор умеет — красочно, легко. Но, не получилось. Плохой книгу не назову — из-за одной только атмосферы, тревожной жуткой, стоит читать. Много шикарных, страшных моментов. Очень сложно передать читателю все звуки — главное в том мире, где происходит действие романа. Но, автору это удалось. Уже этим книга выделяется. Ну и внутренний мир, эмоции героини — психологическая составляющая, в этом смысле, на высоком уровне.

Но — море нелепых моментов, бессмысленных поступков, недосказанных вещей.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда идея романа затмевает все остальное. Очень сильное чувство книга вызывает лишь из-за главной сюжетной необходимости: все происходящее вокруг героиня не видит, а только слышит. По сюжету люди столкнулись с некими тварями, которые вообще не описываются, все на волю воображения. Стоит взглянуть на них – и человек умирает. Отчего все описывается с позиции слепых людей, которые только в домах с занавешенными наглухо окнами могут снять повязки с глаз. И в этом ужасном мире у героини рождается двое детей, которых она обучает Слышать. Именно с большой буквы, поскольку слух теперь – их единственная надежда перебраться в другую точку мира. Как только дети подрастают, мать с ними отправляется на лодке вниз по реке к выжившему поселению. Несколько суток в полнейшей темноте она плывет по реке, ориентируясь лишь на идеально вымуштрованный слух своих детей, пугаясь каждого шороха, каждого чуждого всплеска, каждую минуту борясь с искушением снять повязку с глаз, чтобы посмотреть на источник опасности. Что из этого она действительно слышит и осязает, а что – лишь плод разыгравшегося воображения? Действительно ли кроме них троих в лодке никого нет? Насколько осязаемой может быть темнота? А голос с берега – он действительно честен с ней или же это твари подчинили чей-то разум? Наконец, борьба с материнским инстинктом, когда понимаешь, что твоим детям страшно в такой же многодневной тьме, но не можешь ничего поделать. Крутейшая идея придает обычному и довольно бедно описанному путешествию из точки А в точку Б просто море саспенса, и читается с необычайным чувством сопереживания.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх