FantLab ru

Рэй Брэдбери «Эшер II»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Голосов:
1688
Моя оценка:
-

подробнее

Эшер II

Usher II

Другие названия: Carnival of Madness; Immortality of Horror

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 251
Аннотация:

В великом костре сожгли все фантастические, страшные и сказочные книги. Это случилось 30 лет назад, а сейчас по заказу мистера Стендаля на поверхности Марса воссоздают усадьбу Эшеров, которая послужит страшной мести.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые напечатан в апреле 1950 в “Thrilling Wonder Stories” под названием “Carnival of Madness”.

Рассказ был экранизирован.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Марсианские хроники
1965 г.
Память человечества
1981 г.
Память человечества
1982 г.
Американская фантастика
1988 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Марсианские хроники
1991 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Апрельское колдовство
2000 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Надвигается беда
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
Книга вымышленных миров
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2011 г.
Марсианские хроники
2013 г.
Марсианские хроники
2015 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.

Аудиокниги:

Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 2
2016 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски воссозданная атмосфера кошмара из рассказов Эдгара По соседствует с глубокими социальными и нравственными проблемами. Идея сожжения книг для Брэдбери уже не нова. Вспомним хотя бы «451 градус по фаренгейту». Видимо возможность такого в реальности сильно пугает автора, если он расправляется со сторонниками сожжения такими жестокими методами...

Да и под сожжением, как мне кажется, автор не всегда имеет ввиду буквальное значение. Посмотрите на современных школьников, которые читают книги по христоматиям, посмотрите на эти христоматии — в одной книге в сжатом виде даны произведения всего курса. И вот такое намеренное сокращение книг, когда «Войну и мир» сжимают до 150 страниц, а «Мастера и Маргариту» до 70 (не вру!!! сам видел!!!), а потом дают это все читать детям — вот это не есть ли уже само по себе кощунство над книгами, не есть ли это уже символическое сожжение, сжатие книг. Видимо, по мнению Брэдбери, и это уже есть преступление, и тут я с ним согласен. (Кстати, у Брэдбери, если не ошибаюсь, есть рассказ про то, как в течение многих лет книги вот так вот сокращали от полноценных произведений до нескольких строк).

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы рассказ этот не являлся составной частью «Марсианских хроник», повествующих о покорении людьми Красной планеты, я бы подумала, что это — логическое продолжение знаменитого «451 градус по Фаренгейту». Одержимость здесь сильнее, яростнее, чем в «451», концентрация гнева не поддаётся описанию. Всё потерять на Земле — и обрести, пусть на считанные часы, на Марсе — это дорогого стоит...

Рассказ этот, исполненный в лучших традициях страшных рассказов Брэдбери, повествует о человеке, задумавшем воплотить дом с привидениями из творчества По на Марсе, куда он бежал от законов Земли. А законы эти 30 лет назад повелели отрубить голову фантазии в любых её проявлениях: книгам, кинематографу, телевидению. Все Золушки, Алисы, феи и вампиры были распяты, а Волки, драконы и принцессы сожжены. Невообразимым для простого смертного способом герой наш соединяет в действе своём месть и страсть, Эдгар По сливается с прекрасными сказками, а роботы — с убийством.

Мистически прекрасный, но горький рассказ. Убийство ради мести кажется одновременно правильным и ужасным.

+9

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было бы очень страшное будущее, если бы все фантазии, все истории о страхах и ужасах, о таящемся во тьме Зле, все романы Лавкрафта, Хоторна, Амброза Бирса, Кинга оказались лишь топливом для Костров рационалистов и логиков. Это было бы очень страшное будущее, если бы в пепел и дым превратились все зомби, вампиры, демоны, а вместе с ними эльфы, гномы, гоблины, единороги, Санта Клаус и Всадник без Головы, Белоснежка и другие, злые и добрые, сказочные существа. Это было бы пустое, унылое и бездушное место, такое будущее, без волшебных королевств и стран, рожденных фантазией сотен писателей, и мне бы не хотелось даже думать о таком будущем.

Но вот прочитаешь такой рассказ и задумаешься. Всегда найдется тот, кто захочет решать, как правильно тебе жить, что любить и ненавидеть, что смотреть и читать. Всегда найдется кто-то, желающий под видом «защиты невинных душ» подравнять всех под единый стандарт, забрать все твои мечты, желания, фантазии, восторг открытий и творчества, перемешать и превратить их в единую серую массу с клеймом «Проверено» и «Одобрено».

И кажется, живем в просвещенный век: ничего не может грозить нашим любимым книгам, и пресловутые Костры — лишь мрачная фантазия. Но в том-то и дело, что век наш просвещенный и для того, чтобы уничтожить книгу не обязательно сегодня разводить огонь на заднем дворе. Умные и рациональные головы давно придумали другие изощренные методы. И вот уже исчезают постепенно с реальных и виртуальных полок наши добрые друзья детства. Для одних находятся обвинения в отсутствии «толерантности», в «жестокости» или устарелых взглядах на жизнь. Другие объявляются слишком длинными и непонятными, и заменяются политически правильным кратким пересказом. И вот уже на их место приходят совсем другие книги, рассказывающие одинаковые, усыпляющие фантазию и любопытство истории. «Алису они заставили выпить из бутылки нечто такое, от чего она стала такой крохотной, что уже не могла больше кричать: «Чем дальше, тем любопытственнее!»

Вот такие мысли навеял этот маленький рассказ, целый бочонок ароматного амонтильядо — букет из идей, цитат, намеков, фантазий. Все получилось, как у По: «Я не только должен был наказать, но и наказать без всякой опасности для себя. Обида не отомщена, если мстителя постигает наказание; она, в равной мере, не отомщена и тогда, когда мститель не позаботится о том, чтобы совершивший обиду знал, — кто ему мстит».

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Марс предстал перед читателем как единственное место в Галактике, где можно быть свободным.

Мистер Уильям Стендаль – страстный поклонник Уильяма Шекспира, Эдгара Алана По, Говарда Лавкрафта, Натаниэля Готорна и других запрещенных авторов. Он переехал на Марс, чтобы спастись от удушающей цензуры тоталитарных государств Земли. Двадцать лет назад Управление Нравственного Климата сожгло пятидесятитысячную библиотеку Стендаля. Он поклялся отомстить.

Эта глава «Хроник» отсылает читателя к «Падению дома Эшеров» Эдгара По. Есть здесь аллюзии на другие рассказы прародителя научной фантастики: подобно «Бочонку Амонтильядо», новелла рассказывает историю одной мести. Появляются ссылки на «Убийство на улице Морг», «Преждевременное погребение», «Колодец и маятник».

«Эшер II» — логичное продолжение антиутопии «451 градуса по Фаренгейту», в мире которой чтение книг — преступление. Брэдбери дает своему герою шанс восстановить справедливость, покарав тех, кто стер имя Джонатана Свифта и Уильяма Шекспира из анналов истории.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Гаррет, знаете, почему я так поступил с вами? Потому что вы сожгли книги мистера По, даже не прочитав их как следует».

Брэдбери застал то время, когда в нацистской Германии жгли сочинения Гете и братьев Манн. Более того, он не раз признавался, что всю жизнь был знатным книжным червем. Даже со своей женой он познакомился в букинистическом магазине.

Окажись я на месте мистера Стендаля, сделала бы то же самое. Убийцы книг не достойны иной судьбы.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свое время эта история произвела на меня очень сильное впечатление. С фантастом Брэдбери я был знаком и раньше, а вот тогда впервые познакомился с Брэдбери — автором хоррора, достойным наследником Эдгара По и в этой его ипостаси. Этот рассказ — своеобразный мостик между «Марсианскими хрониками» и «451 градус по Фаренгейту». До сих пор помню завораживающе впечатление от жестокой красоты этого рассказа, от его мрачного величия. Понимаю правденый гнев автора, готового даже так покарать бездумных фанатиков, но до сих пор не могу определиться с тем, за кем же моральная правота в этой истории. Отличный рассказ!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже в этом рассказе есть прямые предпосылки к тематике «451 градус по Фаренгейту». Тема сжигания книг оказываетмся тут одной из важнейших; она ведёт за собой все остальные последствия. Тут даже год указан, когда воспламенились первые костры — 1975.

Главный герой становится орудием, через которое повести и роман, которые уже никогда не прочтут, мстят своим обидчикам. Это не простое садистское убийство, игра в подражание. Даже не месть. А искупление грехов. Не зря герой говорит, что сжигатлям не плохо было бы прочитать написанное перед тем, как испепелять его: тогда бы они понимали из-за чего и как умирают. Тут происходит следующий обмен: за лишение фантазии, исключения из жизни захватывающих историй у негодяев отнимают жизни. И, если честно, в данном случае это не кажется через чур кощунственным. Может, можно было подобрать и иное наказание, но всё же....:shuffle:

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ побудил такие выводы или, если хотите, мысли:

1. Читаю и удивляюсь: «Январь 1999. Ракетное лето» — «Апрель 2005. Эшер II», за каких-нибудь 5-6 лет человечество успело приземлиться на Марсе, выморить всех марсиан, развеять их пепел, колонизировать планету и даже построить подобный замок, когда на постройку его одного на нашей Земле пошло бы несколько лет! Хорошо же продвинулись люди в мире автора в своих технических возможностях. Мы то в своем мире, до сих пор даже на Марс не высадились. Кстати, если сам автор пишет точные даты происходящих в его хрониках событий, почему в классификаторе упорно стоит «близкое будущее», а не 20-21 век, как думаете?

2 . Дело Спэндера живет и даже имя персонажа созвучно — Стендаль. Правда мотивы у них по сути разные, но цели схожие — уничтожение собственных соплеменников. И у Стендаля методы более изощрённые — истратил 4 миллиона долларов и несколько лет на подготовку эдакого литературно-изысканного и изощрённо-садистского убиения. Спендер, тот действовал проще: я теперь марсианин, бах, бах — и нет товарища. Вот только Дом Эшера, при всех своих достоинствах, в отличии от «И по-прежнему лучами серебрит простор луна…» имеет к Марсу куда более посредственное отношение. Брэдбери пишет, что на Марс прибыло несколько волн колонизации и все были американцами, а остальные страны были напрочь заняты войной и подготовкой к ней. Неужели на Земле было все настолько плохо, что даже если в отдельной стране и дошли до такой нелепости, как повальная борьба с книгами, то нигде, ни в какой другой стране герой автора не смог от этого спрятаться со своей библиотекой, неужели все было настолько плохо, что единственным выходом оказалось бегство на Марс и учинения нового варианта суда Линча — изощрённого суда Стендаля?

3. Яркий привет и от «451° по Фаренгейту». Хоть данный рассказ по дате написания выступает предвестником Фаренгейта, но хронологически, по событиям, он неплохо смотрится как продолжатель романа. События описанные в романе через несколько десятков лет имеют свое продолжение в рассказе уже в эпоху покорения четвёртой планеты. Видно поднятая тема настолько затронула автора, что вдохновила его за пару лет развить её до уровня романа. Теперь кто вдохновлён рассказом и не читал роман — почитайте, увидите как всё начиналось:).

4. Сам Дом Эшера. Мне понравился ощутимо больше, чем его литературный предвестник от мистера По. Видимо Брэдбери был поклонником По, по крайней мере достаточно хорошо ориентировался в его творчестве, так как у автора очень хорошо удалось воспроизвести ту атмосферу и привязать её к новым реалиям, правда вылить на многострадальный Марс ради этого «Десять тысяч тонн ДДТ» — это уже, как мне кажется, через чур.

5. И последнее. Тема сожжения книг видимо волновала автора вполне серьёзно. Хотя мне сложно все таки представить, чтобы это могло воплотиться в реальности. Да, есть определённые примеры и прецеденты, но это, хочется верить, не серьёзно. Тем более, что есть много способов достигать сходных результатов без сожжений и в отзывах уже приведены некоторые примеры. Но я разделяю нелюбовь автора к бюрократии и если вдруг случится подобный наезд на личные свободы человека, то вполне могу себе представить и оправдать (в отличии от убийств из того же четвертого путешествия) ответное противодействие вплоть до насилия по методу Стендаля. Но не хотелось бы конечно...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема рассказа в двух словах — преступление и наказание. Официальный преступник — мистер Стендаль. Однако, чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что настоящие преступники те, кто собирается наказать его. Преступники даже не потому, что уничтожили книги (книга хоть и ценна, но всего лишь вещь и не стоит того, чтобы убивать из-за нее). Преступники потому, что уничтожили право на фантазию, запретили воображение. Человек без воображения — это человек с обделенной психикой, неполноценный . Стендаль мстит не за книги, он мстит за насильственный регресс общества, за уничтожение миров, созданных человеческой фантазией. А что месть вышла страшная — так что же хотели от «неполноценного» человека.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глядя на современное массовое отношение к литературе — ужасаешься... И вспоминаешь как раз «Эшер II».

А перечитав «Эшер II» вспоминаешь «451 градус по Фаренгейту».

А перечитав «451 граус по Фаренгейту» хочется на Марс...

И думаешь, думаешь, думаешь .....

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это уже говорили многие, но я всё же повторю. Брэдбери провидец! Началось!

Да, на площадях нет костров, но они горят в подвалах чистых и незамутненных мозгов борцов за права человекОВ, в мозгах тех самых «субъектов с формалином вместо крови и с глазами цвета йодной настойки явившихся насаждать свой Нравственный Климат и милостиво наделять всех добродетелями». «Том Сойер» уже запрещён! Надо полагать, что за ним вскоре последуют все книги, где упоминаются такие слова как «мама» и «папа». Потом суетливые ручки с заискивающими глазками тотальной бюрократии подкинут в костер торжества тотальной толерантности книги, где описывается любовь женщины и мужчины. А что останется после? Ничего! Появятся «шедевры», где особь №1 будет страстно влюблено в особь №2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А толерантно считать кого-то первым номером, а кого-то вторым? Чувствуется в этом вопросе какая-то недоработка. Хм…

Правда, из такого романа мы не узнаем, появится ли плод этой любви с нормальным человеческим именем «№12». Не толерантно будет даже задумываться об этом. Скоро! «Скоро здесь будет полный порядок»! Да-с… Времена…

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ что-то вроде попытки создать готический «жутик» на марсианской почве. Не страшно. Но и не должно быть страшно. Рассказ не столько сильный, сколько стильный. Чтобы оценить «Эшер II» максимально хорошо надо немного порыться в отсылках и аллюзиях, тем более что Брэдбери даёт читателю вполне конкретные указатели. При чтении стоит вспомнить и творчество Эдгара По, Амброуза Бирса и других, вспомнить имена знаменитых голивудских актёров золотого века американских ужасов: Беллу Лугоши, Бориса Карлоффа, Лона Чейни, найти цитаты и ссылочки на другие культурные явления, наконец вспомнить другое творчество самого Брэдбери (речь в первую очередь о «451 по Фаренгейту») и факты его биографии ( отношение к немому кино, к литературе). И рассказ сразу начинает играть другими красками. Если воспринимать его как ужастик, то страху он не нагоняет, хотя оригинальные сюжетные ходы присутствуют, а вот если, как замечательный литературный тортик, начинённый всяческими вкусными ингредиентами или как некий ребус, чтобы понять который читателю даже придётся потрудиться ( я человек далеко не такой начитанный и образованный как Брэдбери, поэтому читал и параллельно сидел в Гугле :biggrin:), то рассказик просто прекрасный. Здесь автор решает поиграть с читателем, заставить и его поработать и ответственно отнестись к чтению. Но главное всё переплетено очень гармонично. Брэдбери даже тут умудряется и по-ностальгировать и вскрыть пороки человеческого общества, то есть не скатывается в пустой культурологический экскурс.

Атмосфера замечательная, картинки яркие, сюжет захватывает, коктейль из аллюзий замешан хорошо, правда из общей линии цикла несколько выбивается, но в том и прелесть «Марсианских хроник», что они очень разнообразны. Единственное НО: всё-таки немного напряжения хотелось бы, всё-таки Брэдбери это умеет, всё-таки жанр, пусть играющий здесь вспомогательную роль, обязывает.

Итог:Перед нами литературная игра — очень талантливая и интригующая, но только за неё максимальный балл не поставишь.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то, название новеллы правильно произносится как «Ашер» (Usher). Был такой рассказец у Алана-нашего-По «Падение дома Ашеров» (а здесь ФантЛаб поставил правильную транскрипцию). В нем речь шла о проклятии некой семьи, давшей миру слишком много грешников. В конце повествования усадьба Ашеров проваливается под землю (надо понимать — в Преисподнюю) вместе с последними представителями этой фамилии.

Брэдбери вспомнил про данное произведение неслучайно. В начале 50-х годов в Америке началась антикоммунистическая истерия, вызванная выступлением сенатора Джозефа Маккарти. Он опубликовал списки 205 сотрудников Госдепартамента, которые состояли в компартии США, и потребовал уволить их с работы. Требование было выполнено, а разошедшейся сенатор тут же выложил еще 3000 фамилий различных чиновников, обвиняя их в сочувствии коммунистам, гомосексуализме и прочих грехах. Четыре года над Америкой витал запах страха быть разоблаченным как «советский агент» либо «пособник коммунизма». Среди всей этой вакханалии наиболее известным для мира стал показательный суд на супругами Розенберг, которые были безосновательно объявлены советскими шпионами и казнены на электрическом стуле. А сотни имен вообще остались неизвестны даже самим американцам...

Брэдбери был молодой, но отнюдь не слепой: он хорошо понимал, к какой черте катится их общество, и пытался своими средствами предостеречь своих сограждан от фатальной ошибки. Новелла «Ашер Второй» использовала оригинальный сюжет Алана Эдгара По с целью заклеймить маккартизм как самую настоящую фашистскую идеологию: тут и намеки на сжигание «неудобной» литературы, и запреты на тематику спектаклей и киносценариев, и даже организацию костюмированных вечеринок. Главные герои рассказа — писатель Стендаль (!) и кинорежиссер Пайкс — задумали покарать всех причастных к подобным репрессиям должностных лиц, собрав их на специальную вечеринку в «доме греха», построенному по типу усадьбы Ашеров. Не буду касаться всех отличительных деталей самого замысла и его моральной оценки — это не серьезное произведение, а политическая сатира на определенные веяния в американском обществе. Естественно, нельзя считать, что автор призывал так же поступать со всеми маккартистами. Он просто предлагал им посмотреться в свое зеркало и вздрогнуть от омерзения.

В оправдание американского общества следует сказать, что оно сообразило, в какую кучу дерьма влезло по «самое нехочу», и потихоньку начало оттуда выбираться. В 1954 году Сенат провел свое расследование и вынес Маккарти порицание за его неподобающее поведение. Тот не вынес свалившегося на него позора и через 3 года умер от алкоголизма в возрасте 48 лет. Эпоха гонений на взгляды закончилась. И в этой победе над мракобесием есть маленькая заслуга Рея Брэдбери.

---------

ИТОГ: очередной политический памфлет Брэдбери, посвященный свободе мысли и самовыражения. В нем много ассоциаций с романом «451 градус по Фаренгейту», который вышел тремя годами позже. Так автор вбил свой последний гвоздь в гроб маккартизма.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Комитет» является поборником реализма, причём реализма нездорового. Люди не имеют права читать, актёры ограничены в праве играть роли, противоречащие целям Комитета. А главные герои , доведённые до отчаяния, решили отомстить красиво. Смерть обидчиков как в книгах Эдгара По, ими сожжённых. Кстати, именно после этого рассказа у меня появилось желание читать Эдгара По.

У Брэдбери во многих рассказах прослеживается линия о запрете на чтение, или о душевной пустоте людей, которые живут ради развлечений (как в рассказе об атаке марсиан на землю, в результате своей тягой к праздности земляне погубили марсиан).

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Насколько надо любить книги, чтобы даже через несколько десятилетий, придумать и осуществить такую месть. Советую прочитать произведения По перед этим рассказом.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прашкевич Г. М. в своей книге “Брэдбери” отметил «одну важную черту Рэя Брэдбери: то, что он не мог реализовать в ранние годы, он непременно реализовывал в будущем. Пусть даже в воображении. Скажем, специально возвращался в прошлое, чтобы наказать школьного обидчика (“Идеальное убийство”)» или, напротив, уходил в далёкое будущее, чтобы подарить рано умершему писателю Томасу Вулфу два дополнительных месяца жизни (“О скитаниях вечных и о Земле”)». Вот и в этом рассказе “Эшер II” Брэдбери воплощается в созданный им же литературный персонах – в мистера Уильяма Стендаля – и безжалостно расправляется с теми, кто ограждает человеческое общество от нелепых фантазий, сказочной чепухи и никчёмных плодов воображения. Именно такие блюстители “культурного спокойствия” олицетворяют собой в глазах Уильяма Стендаля (то бишь, Рэя Брэдбери) самое страшное зло, причиняемое Искусству – цензуру.

Мистер Уильям Стендаль в разговоре с мистером Бигелоу с огромным чувством негодования и возмущения рассказывает, как цензура проникла в искусство и стала набирать обороты: « …Началось с малого… Сперва ограничили выпуск книжек с карикатурами… Кидались то в одну крайность, то в другую, брали верх различные группы, разные клики, политические предубеждения, религиозные предрассудки… понукаемое со всех сторон – здесь подтянут гайку, там закрутят болт, оттуда ткнут, отсюда пырнут – искусство и литература вскоре стали похожи на огромную тянучку, которую выкручивали, жали, мяли, завязывали в узел, швыряли туда-сюда до тех пор, пока она не утратила всякую упругость и всякий вкус…» И знаете ли, дорогие друзья, читатели-писатели, мистер Стендаль кое в чём прав. Конечно, цензура иногда необходима в борьбе с такими уродливыми явлениями нашей современной действительности, как, например, порнография, но никак нельзя перегибать палку, господа. Нельзя составлять список идеологически вредных и антиобщественных произведений искусства. И нельзя разжигать костры из книг. Ведь может случиться так, что вслед за книгами на костру начнут отправлять людей, которые пишут книги, а потом… людей, которые вообще читают книги. И это совсем не шутка, господа. Вы что, думаете, в наш современный век уже невозможно учудить то, что учудили в Арканаре из “Трудно быть богом” братьев Стругацких? Ещё как возможно! Ведь при всей нашей цивилизованности и образованности мы в глубине души, в недрах своих инстинктов и рефлексов, в нравственном отношении далеко не ушли от своих первобытных предков.

Конечно, меня могут тут подколоть, ехидно вопросив:

— И что же вы предлагаете, товарищ Дорошев? Поступить так, как поступил Стендаль?

Нет, конечно, нет. Этого я не предлагаю. И вообще, нужно понимать, что в поступке Стендаля воплотились авторские эмоции, не более. В реальности же Брэдбери, конечно, никогда бы не пошёл на такое.

Я хочу сказать вот про что. Как бы попроще выразиться… К сожалению, среди нас живут такие люди, которые пытаются, так сказать, образумить общество. Которые говорят, что нельзя быть романтиком, мечтателем и фантазёром. Которые говорят, что нельзя видеть в мире чудо, красоту и тайну, нельзя забивать голову всякой ерундой, надо относиться к миру потребительски. Эти люди напоминают Ипполита из “Иронии судьбы”, правильные такие люди, респектабельные и серьёзные. И им нельзя верить. И им нельзя давать власть. Ведь они и есть те самые цензоры – блюстители “культурного спокойствия”.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх