FantLab ru

Рэй Брэдбери «Улыбка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Голосов:
880
Моя оценка:
-

подробнее

Улыбка

The Smile

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 151
Аннотация:

Недалёкое будущее, человечество активно уничтожает груз цивилизации: жжёт книги, ломает машины, уничтожает произведения искусства. Но последние содержат в себе что-то, что мешает делать это с удовольствием.

Входит в:


Экранизации:

«Улыбка» 1971, СССР, реж: Михаил Ралль

«Этот фантастический мир. Выпуск 9: Улыбка» 1984, СССР, реж: Тамара Павлюченко



Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Время, вот твой полет
1991 г.
Город. Рассказы
1991 г.
Фантастика Рея Бредбери
1992 г.
Премия за риск
1993 г.
Улыбка
1993 г.
Родничок. Книга для внеклассного чтения в 6 классе
1995 г.
Зарубежная литература для школьников. Том 2
1996 г.
Лекарство от меланхолии
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
В мире фантастики
2000 г.
Апрельское колдовство
2000 г.
Погожий день
2000 г.
Сочинения
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
Лекарство от меланхолии
2004 г.
Человек в картинках
2004 г.
Билет в детство
2005 г.
Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Лекарство от меланхолии
2009 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.
Лекарство от меланхолии
2011 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2015 г.
Лекарство от меланхолии
2016 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.
Лекарство от меланхолии
2017 г.

Периодика:

Искатель № 3
1961 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Fantastic, Summer 1952
1952 г.
(английский)
Worlds of Tomorrow
1953 г.
(английский)
New Worlds for Old
1963 г.
(английский)
S Is For Space
1966 г.
(английский)
The Day it Rained Forever
1974 г.
(английский)
Fahrenheit 451. Short stories
1983 г.
(английский)
Short stories. Рассказы
1983 г.
(английский)
Short Stories (Рассказы)
2001 г.
(английский)
Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 2
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2012 г.

Прочитав этот рассказ, так и хочется воскликнуть: «Уважаемые писатели-фантасты, поучитесь, как из небольшого рассказа создавать большой шедевр постапокалиптики!». Один ключевой момент рассказа, диалог 3 персонажей, минимум «воды» и какой смысловой подтекст!!! В этом рассказе нет ни орд уродливых мутантов, ни набившей оскомину квестовой формы сюжета, ни высокогуманных целей по спасению остатков человечества (которое, как правило, этого не заслуживает), ни раздутого описания «красот» обезображенного мира (порой напоминающего глумление над усопшим), ни глубокомысленных псевдофилософских рассуждений автора о смысле жизни. Здесь нет ничего, что мы называем (порой свысока и незаслуженно) противным словом «штамп». Однако, если ничего этого нет (а мы согласимся, что всё вышеперечисленное является неотъемлемой частью постапокалиптики), то из чего тогда состоит этот рассказ и на каком основании ваш покорный слуга отнёс его к данному жанру. Ответ на эти два вопроса придет к вам как только вы сами прочтёте «Улыбку» Рэя Бредбери, но позицию свою, я тем не менее, постараюсь пояснить.

Итак, настоящий рассказ, как положено отличному настоящему рассказу (прошу прощения за тавтологию) заключает в малой форме глубокий смысл. И проявляется это в самых мелких деталях. Взять хотя бы упоминания заражённых радиацией полей, изрытых воронками от бомб дорог, полуразрушенных домов и всего прочего. Но это всего лишь мимолетные упоминания, но герои рассказа говорят об этом так спокойно и буднично, что воспринимается это не более как фон, как изображение второго плана, создающее необходимую атмосферу и одновременно характеризующее отношение персонажей к новому миру. Далее, мы видим элементы государственных структур в виде полиции, в лице которой государство всячески потакает самым низким желаниям толпы и, по сути, направляет её гнев и раздражение от себя на символы довоенной жизни. Мы постепенно знакомимся с героями рассказа и понимаем, что отец хочет гордиться свои сыном

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(вспомните его фразу: «Наш Том, уж он то плюнет что надо, в самую точку… »)
, что сын не совсем понимает смыл своего участия в странном мероприятии и с недоумением спрашивает у отца, по-видимому, азбучные истины, которые ему уже давно пора было бы знать. Ещё дальше мы вдруг понимаем, что герои стоят в очереди, но не за пропитанием (что было бы вполне логично, учитывая постапокалиптический антураж), а намерены участвовать в каком-то праздничном действе. Символическое значение «праздника» (а, по сути, короткой массовой истерии толпы, выплеска её негодования) подкрепляет (и в полной мере иллюстрирует) тезис автора о полном падении культуры и о превращении общества в толпу. Но в этой толпе есть тот, кто робко стремиться следовать своим курсом и этот кто-то – ребёнок, мальчик с незамысловатым именем Том.

И здесь позвольте добавить немного критики. Рэй Бредбери вновь и вновь берётся за образ ребёнка. Ребёнок в творчестве Брэдбери занимает особое положение, то он выступает как исчадие ада, как несмышленый источник зла, а то, как последняя надежда человечества. Честно говоря, после 8-10 подобных рассказов этот приём автора начинает постепенно раздражать и вызывать недоумение: «Неужели нельзя обойтись без детей???» – спрашиваю я себя в который раз. Но по-видимому – нельзя. И тогда встаёт другой, более справедливый вопрос: «Насколько обосновано использование подобного приёма в том или ином рассказе Брэдбери?». И я вынужден признать, что если бы Брэдбери обошёлся бы в данном рассказе без образа Тома, то и весь рассказ, весь заложенный в него смысл полностью утратил бы свою глубину и ценность. Поскольку только наивный ребёнок с не искалеченной душой и сердцем (в образе которого Брэдбери дарит читателю надежду на возрождение) способен на глубокое понимание чистой и вечной красоты – обычной человеческой доброй улыбки, то чего нет в его озлобленном и изувеченном мире.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2009 г.

Самое ужасное, что таких людей, как описываемая толпа, и сегодня полно. Бессмысленные недоучки, отличающиеся от животных только умением выключать свой мобильник, потому что они терпеть не могут тех людей, которые им звонят. И вообще всех людей. И вообще всё на свете. Они готовы хоть сегодня разорвать в клочья всё, что угодно, просто им не позволяют. А такие как Том — они же тоже есть. Просто они менее крикливые и требовательные. Они, как ни странно, более умные. Именно они спасут мир от уничтожительной войны, потому что хотят жить, и хотят, чтобы жили и другие люди. И улыбка Джоконды — лично мне она не нравится, но поднять на неё руку? Это невозможно. И я всей душой за таких, как Том — в любой стране. В любые века. Именно из таких появляются творцы, благодаря которым и остальные люди могут жить лучше, и становиться лучше.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2008 г.

Джоконда всегда считалась самой знаменитой картиной мира, но после выхода книги «Код да Винчи» она стала просто культом. И всё же я больше верю не в Джоконду Брауна,скрывающую древние тайны,а в Джоконду Брэдбери,в улыбке которой сохранилась одна,но самая великая из всех тайн-тайна творчества, его хрупкости и его удивительной силы.

Отчаявшийся,озлобленный человек часто уничтожает самое ценное,самое дорогое для себя.Неудивительно,что люди, разочарованные в своей цивилизации и в самих себе ,разрушали самые святые символы красоты.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2014 г.

Произведения Брэдбери удивительны тем, что их можно спроецировать на нашу реальную жизнь. Ведь, если вдуматься, то человечество здесь, измученное войной и ненавидящее абсолютно всё прошлое и абсолютно всю цивилизацию, разучилось отделять войну от искусства, а достижения цивилизации – от её язв. Для него неважно, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мона Лиза»
– это величайшее произведение культуры („культ ура“ — культ света), для него она – атрибут проклятого прошлого.

Так и мы упорно из поколения в поколение охаиваем наше прошлое – плюёмся, оскорбляем, принижаем значимость собственных достижений. Простите за политизацию момента, я не говорю исключительно о советском прошлом, ведь и советская идеология неоднократно отрекалась от собственного прошлого.

Конечно, Брэдбери писал не совсем об этом, но тем и удивительны его произведения, что со временем в них открываются какие-то новые грани...

Когда озверевшее, жестокое и жалкое, ненавидящее и ненавидимое человечество с одинаковой жёсткостью рушит склады боеприпасов и музеи, бордели и храмы, базары и театры, не делая между ними никаких различий, то остаётся надежда на вот таких Томов, которые, может быть, смогут сохранить в себе обрывки того светлого, что было раньше и передать эти хрупкие лучики будущим поколениям.

P.S. Простите за некоторую пафосность – я писал этот отзыв для другого сайта, где толпа школьников (очевидно, этот рассказ часто задают по литературе) начала охаивать мастера Рэя и его творчество, либо же просто искренне _не понимать_, о чём писал РБ. В приступе лютой ярости я и накатал сей опус. Да и вообще, это мой первый отзыв на литературное произведение.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2015 г.

«Улыбка» — рассказ, с которого для меня началось знакомство с поистине великим мастером слова Рэем Брэдбери.

Автор со свойственной ему аккуратностью повествует о зыбкости нашего, казалось бы, хоть немного стабильного мира. О том, что будущее может преподнести вместо процветания культуры её упадок. О том, что даже самые прекрасные произведения искусства могут пасть смертью храбрых пред лицом разъяренной толпы.

Но даже в таком обществе найдутся люди с чистой душой, которые не утратили чувство прекрасного и «смогут вернуть, так сказать, ограниченную цивилизацию, такую, чтобы мы могли жить мирно».

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2013 г.

Постапокалиптика имеет множество лиц. Одно из них – лицо по-брэдберински – мы уже видели в «451 по Фаренгейту», и кусочек этого лица проскочил в маленький рассказик «Улыбка». Подобных кусочков в рассказе много, они рисуют отрывистую картину Прошлого: гибель цивилизации, сожжение книг, уничтожение машин и типографий, ядерная война. На фоне лежащего в руинах мира – мёрзнущая ранним утром толпа. И картина с улыбающейся женщиной, когда-то приковывающая к себе благоговейные взоры, а теперь отданная на растерзание жалкой горсточки людей, хранящих обиду на Прошлое. И маленький мальчик, который впервые видит эту картину и не понимает, почему Прошлое так сильно.

Прочти, и ты узнаешь, что останется ценным, когда всё ценное умрёт.

+9

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2011 г.

Читала в школе, классе в седьмом, и тогда очень понравился рассказ, но я не запомнила автора и названия.. и вот сейчас совершенно случайно нашла его снова, и была безумно рада, потому что рассказ действительно очень сильный, интересный и без излишков. Я даже не удивилась, когда узнала, что это написал Рэй Брэдбери..это так в его стиле!

10, 10 и только 10!!! :)

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2008 г.

Он первый... Он заглавный рассказ издания 1993 года. Книга воспоминание, книга детства, которая по неизвестной мне причине тогда вызвала у меня отвращение к Рэю, и которая сейчас открывается для меня новыми гранями. Возможно он просто не попал в настроение, или я не была готова пойти на ту глубину, в которой расположились короткие, но такие невероятные по силе рассказы.

«Улыбка» скорее предостережение, сигнал нам сегодняшним задуматься: что о нас скажут те, кто придет за нами и станет расхлебывать всю ту кашу, что мы варим сейчас. Но это и знак того, что толпа не умеет разделять один пласт от другого: отрицание — так всего, уничтожение — так до самого основания. А ведь по-отдельности мы все очень хорошие и ценные для общества. Так почему же, когда мы вместе, мы не можем сохранить этот светлый прорыв к красоте?

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2016 г.

Этот рассказ я уже читал. Давно. И он мне запомнился очень чётко. Запомнился и происходящим и своим ощущением. Вот только ощущение это было – наивность. Да, наивность. Не могу объяснить, почему, но наивность. Сейчас же после тонкого, сложного «Были они смуглые и золотоглазые» это ощущение только усилилось. Плюс рассказ прост, и люди в этой толпе всё объяснили сразу о мире и даже сказали про «человека с душой» – всё жирно намекало на то, что будет дальше. Нет, он запомнился, он остался в памяти, но ощущение какой-то наивности всего подтачивало. Да, язык как всегда хорош. И есть как всегда мораль, но… возможно он просто устарел, не для этого времени, ни для этих идей современности? Не знаю. Для меня этот рассказ – средний по уровню самого Брэдбери. Но даже «средний Брэдбери» выше многих иных авторов.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2014 г.

автор не зря написал этот рассказ. Он как бы говорит: «Остановись, задумайся!!» И правда: человек должен задумываться над тем, про что он думает и как поступает. А то в очень скором будущем мы можем попасть в такую же ситуацию, как и в этом рассказе.

Очень применимо к нашему миру.

Читайте и делайте выводы!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2012 г.

Очень большая сила таится в этом крохотном рассказе. Автор смог донести до читателя свою идею. Очень непривлекательное будущее, когда смыслом жизни людей стала ненависть, месть, негатив. Но есть еще души, в которых сохранился свет, которые способны рассмотреть что-то красивое в окружающем мире, как знак того, что есть надежда на возрождение цивилизации.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2012 г.

Да, что-то не очень хочется такого будущего. Видимо с этого рассказа автор шагнул к роману «451 градус по Фаренгейту». Та же проблема поднята. Только если в романе дело касается книг, то тут все хуже уничтожается само воспоминание о прежней жизни. События передаются через призму восприятия мальчика, а, как известно «устами младенца глаголет истина». Мальчуган напуган происшедшим, он не понимает, как можно все уничтожать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он хранит улыбку Моны Лизы, как современные малыши хранят разноцветные стеклышки, найденные во дворе. Ведь это КРАСИВО...

Огромная тема затронута в столь крохотном рассказе. Как взгляд на жизнь с другой стороны. И на нашу с вами жизнь тоже, ведь зачастую так поступаем и мы...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2009 г.

Меня абсолютно не волнует Мона Лиза, я видел и репродукции и живую картину, не цепляет. А вот рассказ душу перевернул: всегда найдутся те кто пойдет поперек мнения толпы, тот кто имеет собственное мнение, пусть оно даже неправильное. Сколько смелости, о которой они даже не думают. Это искренность, которая подкупает. Это искренность автора написавшего такое произведение.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2012 г.

Одно из самых знаменитых и лучших произведений о человеческой ненависти, о том, что может ждать человека в будущем.

Концентрированный, но плавный, берущий за душу рассказ о том, как человечество в любых условиях находит поводы для обвинения в своих бедствиях чего-нибудь (или кого-нибудь) и предается ненависти, да так, что захлебывается от радости, эту ненависть изливая. Вот люди будущего и празднуют, и это праздник и ненависти.

Брэдбери выхватил один эпизод будущего и точно отразил в нем страхи и опасности свойственные человечеству вообще. Тонкий, красивый, актуальный рассказ.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2008 г.

«Улыбка» — то произведение, которое у меня вызвало мурашки)))

И это в хорошем смысле)

Ведь она не только о будущем (конечно о нем, о чем же еще?), но и о прошлом, и о настоящем. Почему о прошлом? Так ведь разве только в будущем будут уничтожать культурные ценности? А если вспомнить инквизицию, цензуру во все века?.... О настоящем.... потому что мы формируем будущее. Сейчас. И если мы сейчас не привьем своим детям любви и уважения к искусству, из них могут вырасти люди, которые разорвут Мону Лизу.

И более того, эта книга — о вечности. О вечности, которая хранится в тайне искусства.... Вечно неразгаданной, вечно прекрасной. :smile:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх