fantlab ru

Брендон Сандерсон «Утраченный металл»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
186
Моя оценка:
-

подробнее

Утраченный металл

The Lost Metal

Роман, год; цикл «Космер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Законник Ваксиллиум Ладриан годами охотится на тайную организацию Круг, во главе которой стояли его покойный дядя и сестра. Круг похищает людей, у которых в роду были алломанты. Детектив Мараси Колмс и ее напарник Уэйн нападают на новый след, когда находят запасы оружия, предназначенного для внешнего города Билминга. Конфликт Эленделя с внешними городами только на руку Кругу, протянувшему щупальца в Сенат Эленделя, коррумпированность которого пытаются разоблачить Вакс и Стерис. С Билмингом дело становится еще более запутанным.

Когда Вакс обнаруживает новый вид взрывчатки, вызывающей беспрецедентные разрушения, и понимает, что у Круга она, должно быть, уже есть, бессмертный кандра – служитель скадриальского бога – сообщает, что сила Гармонии в Билминге не действует. Это означает, что город попал под влияние другого бога – Трелла, которому поклоняется Круг. И Трелл – не единственная сила с просторов Космера. Мараси вербуют пришельцы из иного мира со странными способностями, уверяющие, что их цель – любой ценой защитить Скадриаль.

Видения Гармонии о будущем резко обрываются на завтрашней ночи, а дальше – только чернота. Это гонки со временем, и Вакс должен решать: стоит ли ему порвать непростые отношения с богом или снова выступить в роли меча, как хотел Гармония. Если никто не станет героем, в котором нуждается Скадриаль, планету и миллионы людей ждет внезапная и страшная катастрофа.

Входит в:

— цикл «Космер»  >  условный цикл «Скадриаль»  >  цикл «Двурождённые»


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Фэнтези года


Издания: ВСЕ (4)

Утраченный металл
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Lost Metal
2022 г.
(английский)
The Lost Metal
2022 г.
(английский)
The Lost Metal
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ожидал конечно, что будет вяло.....но что бы так ......для автора у которого за плечами окончание цикла « колесо времени» , « рожденный туманом» , « архив буресвета», это непозволительная роскошь писать и публиковать такую чепуху. Ощущение, что он на коленке, сидя дома за просмотром комиксов марвел и dc, решил взять и создать из всех свои книг одну вселенную, а вдруг кто купит для сценария..... лерасиум....треллиум.....ВИБРАНИУМ????)))печально, потому что от мастеров такого уровня не ожидаешь такого. Или просто я наивный, что вполне возможно)) если по сути и коротко, то сюжета нет, вернее он как бы есть, но он настолько мелкий, необоснованный, в нём столько киношного плагиата, что диву даёшься.... новое божество женского пола, с мужским именем ....но женским носителем, в смысле божество Автономия, создало бога Трелла и вселила его в женщину..... вроде права всех важных и главных граждан западного мира соблюдены))) это постоянно упоминается, постоянно. И вообще книга состоит из пошлых шуток Уэйна, кряхтения Вакса, решительных поступков Мараси, и шерлок холмсовского склада ума Стерис. Непонятные новые персонажи из других миров, со своей магией, почему то должны защитить людей ( потому что демократия у них) от инопланетных захватчиков , но захватчики это делают что бы люди дали им отпор сами и развивались! Тьфу, чепуха какая то. Читать ли? Нет. Разочаровался в этом авторе, последние книги буресвета напрягли, а эта зафиналила.......

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвёртый, заключительный роман эры двурожденных. Завершение приключений Вакса, Уэйна, Мараси и Стерис. Развитие и завершение конфликта двух божественных сил. Долгожданное возвращение кое-кого (дабы избежать спойлеров буду называть его Вором).

Казалось бы, что может пойти не так.

Увы, может.

У этой истории хорошая динамика, только подчёркиваемая короткими главами и постоянной сменой рассказчиков. Но к финалу история двурожденных так и не вышла на полноценный эпический размах. Формально у нас тут угроза божественного иномирного вторжения, значительная связь с Космером (и самыми разными его обитателями) и расследование, происходящее под отнюдь не метафорический обратный отсчёт таймера бомбы. Фактически же всё это превратилось в сплошную беготню, ужатую в рамки нескольких суток. Слишком внезапная проблема с бомбой — ну вот не верится, что подобную угрозу могли прохлопать абсолютно все от официальных властей до иномировой команды Вора, не говоря уже о слугах Гармонии. Слишком сжатые сроки. Слишком простое разрешение проблемы иномирного вторжения — столь пугающие обмолвки о воинах в золотом и красном завершились «великим стоянием», когда последние не сделали вообще ничего. Божественное вторжение, которое завершилось… эм, только потому, что у другого божества оказалась своя странная логика ведения войны.

Ну и наконец связь с Космером и духокровники. Мне как фанату безусловно всё это интересно. И на данный момент я прочла почти все книги Сандерсона, выходившие на русском языке. Но даже это не избавило от чувства, что Космера в этой книге слишком много. На уровне самофанфика, сборной солянки из не сочетаемых элементов. Да, довольно быстро начинаешь догадываться, кто такая Луносвет — но буквально ничего из её прошлой истории не указывало, что она может войти в команду тайных защитников Скадриала. Да, здесь есть ещё несколько иномирных персонажей, но такое чувство, что я пропустила часть истории, потому что совершенно не понятно, почему они собрались вместе и какие у них мотивы (кроме самых общих слов). Да, я рада была возвращению Вора, мне нравится этот персонаж и его непобедимое упорство. Но первый разговор Вора, его команды и Мараси — это просто очень слабая сцена, где персонажи по кругу рассказывают уже известную всем информацию.

В общем, в качестве финала истории книга внезапно разочаровывает.

Справедливости ради, я не могу не отметить удачные составляющие истории. Это во многом была книга Уэйна — и вся его история, от воспоминаний из детства до совершенно особенной логики, его мрачных сомнений и остроумных диалогов — всё это было чудесно. Персонаж блистал. Хотя в принципе ко всей четверке главных героев относишься как к хорошим знакомым, которых приятно видеть. Кроме того эта история по прежнему наполнена экшеном, и порой он впечатляющий. Проход Вакса по этажам небоскреба при должном визуальном воплощении способен сравниться с проходом Джона Уика по лестнице в Париже (смотревшие поймут). К тому же история всё-таки способна порой удивлять теми или иными сюжетными поворотами. Как и показывать реалистичных персонажей, которые не являются героями без страха и упрёка, которые постоянно вынуждены преодолевать свои сомнения, страхи и комплексы — и именно через это становиться теми, кто совершает нечто геройское.

Что ж, впечатления от книги получились действительно смешанными. Финал на корабле и эпилоги несколько примирили меня с перечисленными выше недостатками истории. Так что завершить отзыв хочется всё же хорошими словами.

Впереди мир ждёт революция технологического прогресса, угроза превращения Гармонии в Дисбаланс и ещё более важная роль команды Вора. Пока что же попрощаемся с Рассветным Стрелком и его друзьями — не смотря ни на что они были великолепны.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бог, способный предвидеть будущее, иначе воспринимает понятие «везения»...»

Я большая почитательница творчества Брендона Сандерсона — многие из горячо любимых мною книг написаны именно этим автором. Поэтому мне очень неприятно писать рецензию на данный роман, который неожиданно разочаровал. Увы, ничто не вечно под луной, и талант писателя в моих глазах оказался не абсолютным. Что ж... собравшись с мыслями, перехожу к деталям.

Роман «Утраченный металл» является заключительной частью тетралогии «Двурожденные». Вслед за своими предшественницами эта книга повествует о приключениях Вакса и Уэйна. То есть двурожденных Ваксиллиума Ладриана и Уэйна Террисийца. После событий предыдущей части прошло несколько лет. Все это время подпольная организация, за которой охотился Вакс, практически не проявляла признаков своего существования. Однако происходит нечто, свидетельствующее об окончании спокойной жизни, — Скадриалю грозит опасность. И наши верные друзья вместе со своими соратниками бросаются в вихрь смертельных неприятностей. Им необходимо спасти мир! Любой ценой...

«Я приехал в Бассейн, чтобы расследовать небольшое дельце о железнодорожных составах, которые грабили хитрым способом. Как, во имя Разрушителя, я вляпался в историю о темных богах, армиях, разрушительных бомбах и... призраках?»

Начну с сюжета, структура которого оказалась раздражающей. Поразила его бессвязность и непоследовательность. События превратились в череду бесконечной беготни и мышиной возни. Плюс ко всему этому злодеи оказались посмешищами, умопомрачительно важные артефакты превратились в никому не нужные побрякушки, а взаимоотношения настолько упростились, что вызывали зевоту. Это точно Сандерсон написал?! Я читала данное произведение больше месяца, мне совсем не хотелось брать книгу в руки. Показался неинтересным душещипательный флешбэк в прологе книги, который был бы более уместен где-то в начале цикла, чем в заключительной его части. Поэтому финальная развязка меня нисколько не удивила. Скорее наоборот — она была очень предсказуемой. Что не могло не удручать.

»...лишь в борьбе за выживание человек и народ полностью реализуют свой потенциал.»

Образы главных героев не вызывали никаких эмоций. Не говоря уж о второстепенных — их я совсем не помню. На протяжении всей книги межличностные взаимоотношения персонажей не претерпели ни миллиметра трансформации. Перед нами — динамичный триллер, в котором совсем не важны характеры действующих лиц. Возможно, моя ошибка состояла в том, что я не перечитывала предыдущие книги цикла и взялась за эту, спустя несколько лет разлуки с историей. Не исключено, что мои впечатление были бы абсолютно противоположными. И все же, не углубляясь в вероятности, я хочу сказать о том, что совсем не сопереживала происходящему на страницах. Более того! Даже юмор Уэйна, который радовал когда-то, совсем не воздействовал на меня сейчас.

»- Любопытно, — произнесла Ким. — А у вас какая роль в команде?

- Комедийная.»

Макровселенная Космер, которая в этой книге раскрывается автором чуть больше, также не произвела на меня должного впечатления. Наоборот! Раньше все нюансы, связанные с мирозданием, казались загадочно-интригующими. Они были некоей тайной, будоражащей воображение. Однако здесь Космер упоминался настолько часто, что с каждым словом терял свою привлекательность, превращаясь из сказки в нечто надоедливо-обыденное. И все же на фоне всего сказанного хочется отдать должное автору и похвалить придуманную им магическую систему. Здесь раскрываются новые ее особенности, влияющие на сюжет. Я же в свою очередь радовалась описаниям полетов главного героя, которые были своего рода волшебным украшением повествования.

«Движение приводило его в живительный восторг. В этом городе повсюду было столько металла, столько преград. В погоне любая могла сыграть ему на руку.»

Следующий цикл, относящийся к миру Скадриаль, носит название «Духокровники», и я даже самоуверенно предположу, что знаю, кто будет в нем одним из главных героев. Однако раскрытие образа этого действующего лица в романе «Утраченный металл» мне тоже не понравилось. Роль, которую делегировал ему автор, кажется роялем в кустах относительно предыдущих книг. Искренне радуюсь за тех, кто получил удовольствие от прочтения данного произведения. Ставлю оценку в надежде, что остальные творения Сандерсона не будут такими разочаровывающими.

В заключение упомяну еще немного полетов:

«Он поднял их вверх, отталкиваясь от металлических конструкций, установленных специально, чтобы служить якорями. Полет был стремительным, бодрящим. Ветер раздувал волосы Стерис, а ничтожный мир стал еще меньше. Наконец они остались наедине с небом.»

Всем хороших книг!

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В качестве завершения тетралогии «Утраченный металл» работает отлично: как и «Сплав закона», он лишён интриги; как и «Тени истины», он представляет собой политический боевик; как и «Браслеты скорби», он почти целиком сосредоточен вокруг семейных разборок Вакса. Вместе с этим, по сравнению с финалом трилогии «Рождённый туманом», концовка «Двурожденных» на порядок слабее и легковеснее. Впрочем, начало когда-то оставило схожие впечатления, так что в обмане ожиданий Брендона Сандерсона обвинить нельзя.

С момента, когда Вакс завладел Браслетами Скорби и сразился с прихвостнями своей сестры прошло шесть лет. С тех пор многое успело измениться. Вакс сложил с себя полномочия добровольного стража порядка и с головой ушёл в политику. Вместе со Стерис он пытается повлиять на сенат и изменить мир к лучшему. А ещё Вакс познал прелести отцовства, и тут явно чувствуется, что Брендон описывал свой собственный опыт воспитания детей. Мараси стала одним из лучших констеблей и взяла себе в напарники Уэйна. Поразительно, но они даже отлично сработались. Уэйн, правда, вообще не изменился: мужику уже почти сорок, а он категорически отказывается взрослеть.

Сандерсон тратит много времени на встречу старых друзей, чувствуется, что он и сам скучал по своим персонажам. Но вот позади первые, самые бурные, восторги от воссоединения, а вместе с ними и первая сотня, или около того, страниц романа, и действие начинает стремительно набирать обороты. Круг замыслил что-то плохое, ставки взлетают до уровня города, страны, планеты, а может и всего Космера, и справиться с бедой могут только Вакс и его друзья.

Удивительно, но на этот раз персонажи не стали для меня главным плюсом романа. Они хороши, но от придурковатости Уэйна быстро устаёшь, Стерис задвинута далеко на задний план, а Мараси с Ваксом уже завершили свои персонажные арки в предыдущих книгах и здесь особо не развиваются. Злодеи, кстати, тоже не впечатлили. Ни Тельсин, ни копии Вакса и Уэйна (не даром автор дал им приставку «недо-») не вызывают чувства угрозы. Напряжение исходит от божества, противостоящего Гармонии, но мне этого было мало.

Ладно, давайте о приятном. Экшн традиционно хорош, и его много. Духокровники порадовали, Хойд тоже. Встречаются очень удачные шутки и стреляют многие ружья (даже те, что были заготовлены ещё в первой книге). Отсылки на другие циклы Сандерсона превратились в полноценные сюжетные линии, так что неподготовленным читателям путь сюда заказан.

Следующая трилогия в Скадриале получила название «Ghostbloods Тrilogy», то есть «Трилогия Духокровников», и уровень технологий в ней будет близок нашему восьмидесятых годов прошлого века. Не так интересно, как обещанные далее киберпанк и космоопера, но почитаю. Посмотрим, как ещё Сандерсон выкрутит свой концепт.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю даже, что больше сказывается — некоторое пресыщение Сандерсоном или все же не самое интересное, что вышло из-под пера Брендона. С одной стороны тут абсолютно все, чего ждешь от автора — привычная структура из ураганного экшена, перемежающегося сетапами и раскрытием мира. С последним, кстати, тут продолжается развитие космера как в Ритмах — ворлдхопперов предостаточно, мягко говоря, мне это нравится. Написано традиционно отлично, Уэйн крепко удерживает пальму первенства одного из самых ярких и интересных персонажей среди всех циклов Брендона.

Но вот с другой стороны уже вылезают некоторые неровности. Мир Скадриала не просто мчится по пути индустриализации, он чуть ли не телепортируется в будущее. От сеттинга условного конца 19го века до середины 20го с тотальной электрификации, автомобилизации, линкоров и кино за менее чем десяток лет кажется слишком уж стремительным. Лично мне это несколько ломало правдоподобность мира, но кому-то претензия может показаться и надуманной.

Самое же главное разочарование притаилось там, где меньше всего его ждешь, в финале. Вот уж где, за редкими исключениями, Сандерсон умеет и сжать пружину напряжения до упора и залпом выстрелить всеми ружьями, но почему-то после отличного боя с «мини-боссами» история перескакивает сразу к развязке, пренебрегая кульминационной схваткой. Плюс угроза, которая висит над Скадриалом в этом цикле, оказалась слишком эфемерной, что ли. На словах тебя уверяют, что это что-то страшное, но на деле нет ни одного примера, чтобы убедить в этом.

Резюмируя, это все еще отличная книга, которая буквально проглатывается за пару присестов, но вот послевкусие от нее не самое яркое. В общем-то поэтому, проситав еще в ноябре, на отзыв я сподобился только сейчас)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если меня спросят, какая часть «Скадриаля» понравилась мне больше, я бы определённо выбрал первую эпоху, но и вторая эпоха оказалась захватывающей. Книга напоминает предыдущие части цикла, и я не вижу смысла повторять уже сказанное, однако есть интересные моменты, о которых стоит знать будущим читателям.

Я не читал другие циклы автора из Космера, но это не помешало насладиться историей, несмотря на присутствие недосказанности, связанной с другими мирами. Особенно выделяется отсутствие полного объяснения магической системы, но таков выбор автора — постепенно сплетать истории воедино. В книге много юмора, и это существенно оживляет повествование. Замысел автора привести фэнтезийный мир в космическую эру впечатляет, жаль, пока это ограничивается двумя циклами. Юмор — вещь субъективная, но трудно не отметить, что Уэйн выделяется в этой книге даже ярче, чем в предыдущих.

Противодействующие силы оказываются не такими, как кажется, но автор даёт этому объяснение. Быстрый прогресс технологий аналогично объясняется. Эпилоги вышли несколько избыточными, зато дали всю важную информацию. Крупной интриги нет, зато присутствует множество мелких и даже долгоиграющих линий из предыдущих книг. Финал кое-чем напоминает окончание первой трилогии. Надеюсь, мне удалось кого-нибудь заинтриговать.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

неплохое завершение, цикл получился вполне непохой, лучше у сандерсона только архив, этот определенно на 2м месте, не затянуто, нет лишних глав как в рожденном туманом, нет тягомотины, которая иногда в архиве появляется, все довольно динамично и оригинально

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх