Рэй Брэдбери «Человек в воздухе»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Он создал летающую машину. Но император боится. «Кого-нибудь другого, который, увидев тебя, построит такую же машину из цветной бумаги и бамбука. Но у этого человека может оказаться злое лицо и злое сердце, и он не захочет смотреть на красоту. Такого человека я боюсь».
Входит в:
— сборник «Золотые яблоки Солнца», 1953 г.
— сборник «К — значит космос», 1966 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология», 1973 г.
— антологию «Metagalaktika», 1978 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— антологию «Летать или бояться», 2018 г.
Экранизации:
— «Человек в воздухе» 1993, Россия, реж: Борис Акулиничев
- /языки:
- русский (22), английский (5), украинский (2), польский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (31)
- /перевод:
- З. Бобырь (15), А. Гёнц (1), Е. Даскал (1), И. Доронина (2), М. Молчанов (3), В. Чарный (1), М. Шурпик (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Famagusta, 12 декабря 2013 г.
Почитатели таланта Брэдбери явно разделились на два лагеря. Кто-то даже удивляется. Неужели Брэдбери на стороне императора???
Осмелюсь заявить! Да! На стороне императора, а технический прогресс он слегка недолюбливал! Брэдбери никогда сам не водил автомобиля, а на самолете первый раз полетел в 62 года.
«AиФ»: Вы не умеете водить автомобиль. Вы не пользуетесь компьютером. Вы не летаете на самолётах. Романы печатаете на пишущей машинке. Да, и у вас нет высшего образования.
Р. Б.: После этого я добавлю — любые технические новшества вызывают у меня панику. Я их попросту ненавижу. Нет, лифт ещё нормально, правда, мне в доме он не нужен. Я бы не отказался, конечно, от личного космического корабля, но только в том случае, если его подарят вместе с командой и ящиком снотворного. Принял таблетки — и спи по дороге на милый Марс.
Ну как же? Уже торопятся мне возразить. Брэдбери величайший мечтатель современности и вдруг против мечтателя??? Да! Брэдбери мечтатель, но во всем его творчестве прослеживается восхищение красотой душевного мира человека, его безудержным воображением и нетривиальным взглядом на мир, а не летающими этажерками. Его героям-мечтателям не нужны крылья из бамбука и хвост из перьев, ну если только какая-никакая ракета для полета на Марс, потому как пешком не дойти.
Императора Юаня и в его лице всякую власть тут уже истоптали изрядно.
«Свобода индивидуума превыше всего!!! Прогресс не задушишь, не убьешь!!! Ура, товарищи!!!»
Снимите розовые очки и покопайтесь в развалинах Ковентри и Дрездена, разгоняя полчища разжиревших крыс, потрогайте человеческую пыль Хиросимы, посмотрите на горящие от напалма маленькие фигурки вьетнамских детей. Вот их хотел спасти император Юань. Вот те самые миллионы, ради которых ему пришлось принять не простой выбор, и отнять жизнь у одного подданного. В эти же миллионы входят и ваши родственники, друзья, знакомые, соседи. Включите новости и услышите: «Утром над нами пролетел самолет… погибли все пассажиры…».
Чего ради, спрашивается?
ScarRaven, 31 декабря 2007 г.
Замечательный рассказ о Мечтателе и Императоре. И о том, как страх и опасение заставляют человека совершать «оправданное зло» в попытках бороться с неизбежным. Мечтатель стремится к свободе, которую дают новые открытия. Император заботится о безопасности, которой новые открытия угрожают. Мечтатель рискнул спрынуть со скалы, обладая лишь малым шансом на успех, но наградой ему было целое небо. Император пожертвовал небом, чтобы не рисковать землей. Сегодня люди летают. Императоров сегодня нет. Стремление человека к новым открытиям — это несокрушимая сила. Можно добиться невероятного, имея смелость и мудрость использовать эту силу. А можно ее игнорировать, противиться ей, тем самым лишь направляя против себя всю ее мощь. Возможно, я повторюсь, но императоры исчезли, как исчезли старые идеи, за которые они держались. Новые идеи создали новый мир, в котором императорам нет места. Но история имеет свойство повторяться. Сегодня в мире появляются все новые и новые идеи, но по прежнему есть люди, цепляющиеся за старые идеи и обреченные на вымирание.
Десять баллов за рассказ.
Тигр5, 12 мая 2018 г.
Почему-то император вместо того что бы рассмотреть все возможности изобретения решил сразу же его уничтожить. Можно использовать машину в качестве улучшений коммуникаций, ведь по – воздуху перенести послания или лекарства в горы будет легче, чем по запутанным тропинка.… В конце концов, её можно было бы использовать для защиты своей красоты от соседей, ведь они сами когда-нибудь не додумаются до похожего сооружения. Но в конце концов можно скинуть все камни в морскую бездну, но у людей всегда найдётся повод что бы использовать руки для избиения друг другу. И меня немного огорчает что к этим поводам Брэдбери приписывает, лишь злобу в сердце, а не нехватку ресурсов или жизненного пространства. Но если подумать, то одной из основ перетекания конфликта в горячую стадия является именно ненависть, накопившейся у одной или нескольких сторон.
В итоге мы имеем ещё одну жемчужину из сокровищницы Брэдбери, имеющую некоторую недосказанность. Но я считаю, что она нужна для запуска собственного мысленного процесса у читателя. Во-всяком случае у меня так было.
Сказочник, 19 июля 2009 г.
Леди и джентльмены,
Рассказ многогранен, как настоящий бриллиант. Безусловно, на правителях, руководителях и просто настоящих мужчинах всегда лежит просто колоссальная ответственность, люди, расщепившие атом, тоже преследовали благие цели, но... главное в рассказе всё-таки не это. Основную идею сформулировал Оскар Уайлд: «Люди очень часто прощают преступников, но никогда не прощают мечтателей».
Такие дела.
be_nt_all, 10 марта 2010 г.
Очень красивая притча, к которой не хочется ничего добавлять... Но раз уж тут всё равно многое добавили, устроив странный спор «а прав ли император», напишу и я кое что.
Ну во первых любителей подобных споров хочется отослать заодно подискутировать и о «Жуке в муравейнике». Как раз о счастье миллионов, жизни одного человека, а так же «кровавой ГэБне» «верно стоящей на защите общечеловеческих интересов». Скучно, господа.
И раз уж подобные споры всё равно нарушили хрупкую, переливающуюся всеми цветами радуги, ткань притчи, подброшу ка я на эту страничку ещё немного грубой реальности.
Судя по классификатору многие (большинство) рассказ воспринимают чуть ли не как историческую прозу (а вовсе не как весьма абстрактную *притчу*, в которой рисуется приукрашенная *идея* Поднебесной империи, а не реальный средневековый Китай.)
«Кто может сказать, что когда-нибудь такой человек не взлетит к небу в такой машине из бамбука и бумаги и не сбросит огромные каменные глыбы на Великую стену?»
Вот только в самом Китае «В одной старинной повести, которую знает каждый школьник, рассказывается о любящей жене, которая узнав о гибели мужа [на строительстве стены] потоком своих слез разрушила стену.» Строилась та стена способом, известным нам по «ГУЛАГовским» рассказам и стихам Некрасова про железную дорогу.
Китай... Да Китай уже не первую тысячу лет шлифует великие идеи о приоритете общественного блага над всем частным и ценности традиций. Сегодня эти идеи одеты в красные марксистские знамёна. Её имперская составляющая исчерпала себя, и теперь страной правит не очередная династия, но коммунистическая партия... А Китай, хоть и принял в себя окружающий мир, стал его частью, остаётся Китаем. Довольно жестоким, но чертовски стабильным и весьма эффективным общественным образованием.
И к этому, реальному, Китаю притча Брэдбэри имеет весьма опосредованное отношение.
Порох изобрели китайцы, но мушкеты и пушки — европейцы. «Мечтатели» не мечтают об орудиях уничтожения себе подобных. Это, как раз таки, прерогатива «императоров» (либо тех, кто метит на их трон). Да, не китайских, иных. Но если первое или второе, о чём подумал китайский император, увидев летающего человека, это о военном применении крыльев, это какой то неправильный китайский император.
В общем, в его адрес хочется процитировать песню покойного Анатолия Крупнова:
«Убей их всех!..
...Начни с себя».
тихий омут, 14 декабря 2006 г.
«Что такое жизнь одного человека в сравнении с жизнью миллионов!» С одной стороны риторический вопрос, с другой — тема для дискуссий.
Грустно, что мечтателям вечно ломают крылья:frown: Но такова жизнь
viv, 9 января 2008 г.
Возможно ли вообще «закрыть» открытие? Похоже, ни одно прекрасное открытие не обходимось без того, чтобы находился кто-то, обращающий его во зло людям. Правы были оба — и император, увидевший в полетах опасность для человечества, и изобретатель, познавший красоту полета — многие и многие её познают и оценят в будущем. Ах, эти птички!
Прокопий Антемий, 21 февраля 2018 г.
Рассказ лишь на первый взгляд о конфликте «гения» и «тирана» — это было бы слишком плоско и примитивно. А если копнуть чуть глубже — становится ясно, что Брэдбери на стороне императора (как ни шокирующе это могло бы кому-то показаться).
Ну а изобретателям и ученым, прежде чем радостно открывать очередной ящик Пандоры, неплохо бы учитывать реалии окружающего мира и задумываться о последствиях...
wayfarer, 9 февраля 2008 г.
Очень драматичный по своей сути рассказ. С одной стороны — человек, создавший «дракона», с помощью которого можно подняться ввысь над землей и наслаждаться красотой, чувствовать обдувающий тебя ветер...
С другой — император Юань. Он тоже умеет видеть и чувствовать красоту, и он прекрасно понимает создателя машины. Но, в то же время, его долг — предусмотреть все возможные последствия, связанные с изобретением, в том числе и самые худшие. И поэтому, казня одного человека, он пытается спасти «жизни миллионов». Сложно выбирать из двух зол, но, пожалуй, ещё сложнее выбирать из двух благ...
Alexandre, 21 октября 2009 г.
Император, как истинный руководитель, заботится о своём народе. Воистину, новые открытия несут с собой и новые проблемы. И решений этих новых проблем не существует, ведь раньше их не было вовсе, поэтому вся мудрость тысячелетий не в состоянии нам помочь. Неудивительно, что мудрые руководители стараются остановить прогресс, избавить своих людей от пагубных соблазнов. Аналогичная ситуация описана в рассказе Святослава Логинова «Железный век». И церковь, которая на протяжении веков берегла традиции и охраняла людей от пагубных новшеств — ведь священники же были во многом правы! А сейчас — сорвавшийся с цепи прогресс уже принёс нам множество неприятностей, с которыми неясно как справляться.
А тут — «Ах эти птички, птички...» Великий писатель — великие предупреждения.
А в отзывах — привычное «безумству храбрых — поём мы славу!» Мало вам предупреждений об апокалипсисе? Ещё захотелось попробовать атомных бомб? «Земле несущий динамит...» это было написано задолго до появления бомбардировочной авиации.
Прекрасный рассказ, очень важная идея, хорошо написано — может на кого-то и подействует правильно...
andreich, 31 августа 2010 г.
Тут же вспоминается история о первом русском Икаре — холопе Никитке, который был казнен Иваном Грозным. «Человек — не птица, крыльев не имать. Аше кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнем сжечь».
Наверно у многих народов есть подобные легенды, а Бредбери обернул историю в оболочку изящного рассказа.
Yazewa, 4 января 2008 г.
Любое открытие может стать и благом и опасностью. Великое изобретение — великим благом и страшной опасностью. Думали ли о «человеке со злым лмцом» физики, своими работами позволившими возникнуть ядерному оружию?
Так кто же прав — император или тот, кто летал? Может быть, оба. А может быть, никто.
Притча, конечно. И очень изящно декорированная.
Ах, эти птички, птички...
elfy, 4 декабря 2007 г.
Сколько их погибло, одержимых мечтой полета. На кострах, на плахе, в подземельях. Но все императоры мира не в силах убить идею. Брэдбери красиво рассказал о преимуществе власти.
vitamin, 22 июня 2007 г.
За спиной у мечтателя были лишь крылья, а у императора — целая империя. Кто прав, кто виноват — каждый решит для себя, но разве в этом дело...
ZiZu, 25 сентября 2006 г.
Прогресс убивает и император прекрасно понимал это. «Что такое жизнь одного человека в сравнении с жизнью миллионов!»