fantlab ru

Алексей Иванов «Ненастье»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
324
Моя оценка:
-

подробнее

Ненастье

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Действие происходит в 2008 году. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история дерзкого и могучего союза ветеранов Афганистана — то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в «лихие девяностые», когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого.

Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, — но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье — это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни.

© Алексей Иванов
Другая аннотация:

2008 год, город Батуев. Ограблен спецфургон, перевозящий крупную сумму денег союза ветеранов войны в Афганистане «Коминтерн». Грабитель, водитель Герман Неволин, бывший «афганец». Теперь за предателем начинают охоту милиция, а также бывшие коллеги, такие же «афганцы» как и Герман.

1991 год. Дембельнувшись, Герман Неволин, приезжает в город Батуев к Сереге Лихолетову, с которым в Афганистане он пережил нападение моджахедов на колону советских солдат. Лихолетов только что организовал «Коминтерн» и начинает подминать под себя город, следуя «афганской» идее — «афганец» всегда поможет «афганцу».


Номинации на премии:


номинант
Большая книга, 2016

Экранизации:

«Ненастье» 2018, Россия, реж: Сергей Урсуляк



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Ненастье
2018 г.
Ненастье
2018 г.

Издания:

Ненастье
2015 г.
Ненастье
2019 г.
Ненастье
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Le Dernier Afghan
2021 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это мое первое прочитанное произведение у Иванова, поэтому в отличие от многих комментаторов, я не могу сказать сильнее этот роман, или слабее прочих других у автора. Но это первая книга, мнением о которой я захотел поделиться.

Мне понравился язык повествования. Он не состоит из унылого описания действий персонажей, которыми грешит добрая честь фантастической беллетристики, что я читал некоторое время назад, да и сейчас периодически почитываю. Но в то же время автор не попадает в другую крайность, когда при чтении приходиться продираться сквозь множество бессмысленных и безвкусных речевых оборотов. Читать легко и в тоже время интересно.

Приступая к чтению, я хотел увидеть криминальный триллер про девяностые. Я думал, что не увижу ничего оригинального, но учитывая репутацию Иванова, рассчитывал на интересное повествование написанное хорошим языком. И если с языком, как уже писал выше, я не ошибся, то рассказанная история зацепила меня куда сильнее, чем я мог предположить.

Не буду сильно останавливаться на сюжете. Он основан на реальных историях и поэтому в происходящее веришь сразу и без оговорок. Логика поступков персонажей тоже не вызывает вопросов. А сами персонажи это как раз то, ради чего я и решил написать этот отзыв.

Все люди в романе – живые. Их поступки, ход мыслей, отношение к окружающим – я словно видел реальных людей из своей жизни, которым почему-то поменяли имена. Я читал книгу о вымышленных людях, а видел перед собой знакомые типажи из своего прошлого и настоящего. Знакомые истории, мотивы, переживание, отношение к жизни и друг к другу разбудили давно забытые образы из детства, которое пришлись на описываемое в романе время. Некоторые моменты из книги заставили пересмотреть многие моменты, которые ранее в силу возраста не понимались, понять людей, которых встречал ранее.

Я не знаю, как относятся к этому роману те, кто застал 90-е будучи уже взрослыми. Не знаю, как воспримут его те, кто родился сильно позже. Но могу сказать своим сверстникам: если описываемое в романе время пришлось на ваше детство и юность, обязательно прочитайте его. Он позволит многое переосмыслить, на воспоминания ребенка заставит взглянуть глазами уже взрослого человека. Правда не могу сказать, к лучшему это, или все же нет.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алексей Иванов сделал роман в духе русской классики XIX столетия. Рецензия на эту книгу сама могла бы выйти в виде книги. Каждый образ значим, каждая сюжетная линия значима.

Кратко же хотел бы отметить: во-первых, это на голову выше халтурной вещи того же Иванова «Комьюнити» и на полголовы -- его же какого-то уплощенного, спрямленного романа «Псоглавцы». Думаю, «Ненастье» надо ставить на один уровень с «Сердцем Пармы» и «Золотом бунта», если не выше. Новый творческий взлет после некоторого застоя. Во-вторых, порадовался тому, что Иванов в финале выдал читателю пусть скупое, холодноватое, но все-таки ободрение, а не безнадегу, который ныне море разливанное повсюду и везде.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы меня попросили описать эту книгу одним словом, я бы не смог. Даже одним предложением.

Я сильно ошибся, когда решил прочитать аннотацию и по ней сделал вывод, что это будет что-то унылое про какого-то дуболома-афганца, который решил ограбить инкассаторский автомобиль. Однако после «Географа», «Пищеблока» и «Общаги на крови» я настолько полюбил книги Иванова, что несмотря ни на что открыл «Ненастье»... закрыл я эту книгу глубокой ночью, но только чтоб на следующий день, выкроив на работе хоть сколько-то минут, снова окунуться в неё.

В этой книге проработано всё. До самых кончиков. Харизматические персонажи, глубокая атмосфера во все времена и во всех местах. Однозначно одна из лучших книг о девяностых.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Быть было ненастью, да дождь помешал

Ненастье — дождливая, пасмурная или бурная погода; непогода — так определяет это слово Викисловарь. Это если о прямых значениях слова ненастье. Однако существует (и вовсю применяется и живёт) возможность использования слова ненастье и в его переносных смыслах — ненастье в душе, ненастье в планах на вечер/ночь, ненастье в отношениях, ненастье во взгляде, ненастье в интонации произносимых слов… И вот именно и в прямом, но и в переносных значениях слова ненастье использует его Алексей Иванов в этом неоднозначном романе.

Ненастье — это и место действия почти половины книжных событий. Ненастьем называется дачное местечко, где случаются с героями и героинями книги простые и обыденные, но и знаково-значимые события и происшествия.

Ненастье — состояние погоды почти всё время действия романа в актуальном временном периоде — события начинаются и развиваются в стылую пасмурную мокрядь ноября и заканчиваются уже при выпавшем первом снеге. И вообще значение именно этой погоды в романе оказалось достаточно важным фактором: и для формирования у читателя ощущения ненастного состояния, и для передачи ощущения ненастья, случившегося о всей нашей страной, причём не именно в 90-е случившегося, а ещё раньше, потому что строки и главы о службе главных персонажей романа в Афганистане во время военных действий, несмотря на обычную для Афганистана солнечно-жаркую погоду, буквально пронизаны ненастьем. Ненастьем в душах бойцов, ненастьем в судьбах многих из тех, кто в составе военных колонн возил грузы по территории Афганистана и кто под ударами моджахедов терял товарищей и терял самого себя — некоторые вообще уходили в расход физический, а другие остались навсегда покалеченными этой войной — кто-то стал инвалидом, но все они стали инвалидами по состоянию своей души.

Помните, в фильме «9 рота» персонаж Бондарчука говорит, что когда он вернётся домой, то будет бухать, а потом опять бухать, а потом всё равно снова бухать? Вот и здесь, довольно много тех, кто пройдя Афганистан и вернувшись домой, просто бухают. А те, кто не бухает, оказались вдруг в своей стране ненужными — не героями воинами-интернационалистами, выполнявшими свой долг и всё остальное пафосное, а оказались ненужными своей стране. Оказались лишними в ней, а порой и просто стали помехой для местных и неместных властей, стали камнем преткновения для тех, кто живёт с ними в одном городе, стали просто неизрасходованным расходным материалом.

Так появились общества афганцев. Поначалу выполнявшие функции комитетов взаимопомощи, но затем по мере раскручивания маховика 90-х годов превратившиеся в некоторых случаях просто в бандитские формирования, со своими вооружёнными обученными и готовое на всё отрядами бойцов, со своей инфраструктурой власти и управления, со своим легальным и нелегальным бизнесом.

Ненастье и в личных судьбах героев и персонажей романа. Это и судьба Германа, это история жизни его соратника по Афгану Лихолетова, это жизни и судьбы многих других бывших афганцев, это то, как и чем живут молодые шальные девчонки, ставшие затем подругами афганцев, и как и чем живут все остальные девчата. Это Танюша с её подростково-девическим периодом и с неловкими попытками развеять тучи над свой судьбой, с попытками притянуть к себе большую настоящую любовь и с постоянными срывами вниз, вниз, вниз… И это бывший гэбист, который, пожалуй, единственный отпетый негодяй и самая большая сволочь из всех этих собранных в один роман грешников и оторв.

Но всё-таки в центре повествования этой ненастной книги стали личные судьбы… нет, ставшая единой судьба Германа и Танюши. И на фоне вот этого всеобщего ненастья, охватившего всю страну, личное ненастье бесперспективности и безрадостности жизни Германа и Танюши вроде бы кажется не таким уж слякотным и дождливым. Однако именно из таких вот личных и персональных ненастий и состоит всё громадное слякотное ненастье всей державы и всего народа, её населяющего.

Герман просто решил, что ловко выхваченная из бандитско-воровского и буржуйско-обманного рыночного оборота куча бабла сможет вывести из зоны ненастья его «пуговку», его любимую Танюшу. Однако вместо задуманного большого личного танюшиного счастья он получил только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
смерти нескольких причастных к делу людей, получил статус гонимого и преследуемого, получил ранение и несвободу. А лелеемая им Танюша получила только лишь возможность ездить к нему на свиданки и ждать, ждать его, своего Мужчину…

Казалось бы сюжет книги заканчивается тем, чем и должен был закончиться, и на этом точка. Однако заканчивается только текст романа, а мысли о написанном Ивановым (и когда-то прожитом страной и людьми) и само вот это состояние продолжающегося мрачного промозглого ненастья, висящего маревом на нами всеми, никуда не делись.

Сильная книга!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чувствуется некоторая искусственность жизненых путей персонажей, представленных собирательными образами. Также чувстуется определённая задумка автора, он следовал опредлённой морали. Чувствуется сказка (реальность была бы прозаичнее, и беспощаднее, если только не вмешательство провидения).

Эти факторы ограничивают и несколько сводят с тропы реализма.

Тем не менее, роман замечательный. Слушал аудиокнигой. Получил много эмоций и переживаний. Большое спасибо за творчество.

Кстати, немного напомнило Ярморку Тщеславия.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алексей Иванов начинает свой роман с лихого криминального замеса, как бы настраивая читателя на бандитский боевик, но это «обманка». Дальше будет по-другому. Я тоже начну с противоположного, с того, что мне не понравилось, чтобы больше к этому не возвращаться.

Так получилось, что незадолго до Ненастья я прочитал роман Шаргунова 1993. Срез жизни семьи и срез эпохи. Самым потрясающим в романе были люди. Они не были персонажами, они были абсолютно живыми: перед тобой просто сидел мужик, устало рассказывая свою жизнь. В Ненастье Иванов замахнулся на большее, чем срез одного года – он практически разбирает эволюцию постперестроечной России. Но об этом чуть позже, сейчас же я хочу сказать о героях. Нет, они отнюдь не шаблонные, не картонные, не плоские. Характеры проработаны, они глубокие и запоминающиеся. Но в каждом своем герое Иванов выделил какую-то черту и усилено акцентирует ее, я бы даже сказал – педалирует. И сердце отказывается сопереживать, воспринимает их все-таки персонажами, собирательными образами, архетипами. И все эти архитипы неприятны – либо сволочи, либо слюнтяи. Ни с кем из них не хочется иметь отношений.

Совсем другое дело, когда эти персонажи начинают взаимодействовать – вот здесь уже мастерство на высоте. Сцены психологически достоверны, наполнены живыми эмоциями, драматизмом и зрелищностью. Книгу и читаешь от сцены к сцене, упиваясь не людьми, а их танцем.

И второе – та самая динамика эпохи, живой, дышащей, зримой. Иванов чудесно показал именно эволюцию социального дискурса. До прочтения этой книги я даже не задумывался, насколько динамичной была смена общественных отношений и общественного самосознания, окон Овертона, если хотите.

Уважаемый Ank привел пример встречи двух поколений, я же хочу привести другую цитату, с середины 90-х.

«Серёга очутился в другой эпохе, где даже деньги были другие — дойчмарки и баксы, а не купюры СССР. Серёга никогда не видел супермаркет, не умел пользоваться банкоматом, не играл в компьютерные игры, даже йогурт не пробовал. Сняв проститутку, он не понял, что за тесёмочки на ней надеты.

(…) Охренеть: круче всех стала братва — отряды бандюков на огромных и чёрных импортных тачках! Бандюки для Серёги всегда были злыми тварями, не способными к умственной деятельности, а сейчас они овладели навыками, которыми Серёга не владел, и ориентировались в жизни лучше Серёги. Им завидовали. У них был стиль, была организация; они определяли понты. И деньги сейчас зарабатывали совсем не так, как думал Серёга. Точнее, не зарабатывали, а добывали.

(…) Раньше Серёга надеялся, что слава афганской войны будет крепчать, но шиш: страна получила новую ненавистную войну в горах, и животный страх перед Чечнёй не позволял уважать Афган. «Афганцы» стали выглядеть как то двусмысленно; им завидовали, типа как они отвоевали влёгкую — при нормальной власти и в нормальной армии; короче, везунчики. Лихолетов не ожидал, что Афган окажется неважной темой. Афган — он уже в прошлом, он далеко, и зацепил он не каждого. А здесь и сейчас все ненавидят чеченов.

В Чечне (censured) всю республику. Бородатые боевики (а ведь когда то они были советскими пионерами!) отрезали головы русским парням — так же, как в Панджшере это делали моджахеды, которые в жизни знали только опиум и Коран. Город Грозный напоминал Сталинград. Генерал Дудаев — кстати, «афганец» — озверел, и его грохнули. Россия боялась террористов.»

Очень тонко показана лавина и глубина изменений, и насколько кукольным и заботливым кажется общество, где самым страшным был Афган – партизанская войнушка в маленькой периферийной средневековой стране. Добро пожаловать в капитализм. Воодушевление и братства начала девяностых сменяются бандитским беспределом, осознанием перспектив «честной» экономики и, в конце концов, безусловным лидерством одиночек. И это показано не только на примере города, но и конкретно в динамике развития афганского Коминтерна. Разумеется, расчетливые своекорыстные подонки были во все времена, но даже в начале 90-х им приходилось мимикрировать, ибо советское наследие (окно Овертона «человек человеку друг, товарищ и брат») еще доминировало в сознании общества, и по-другому было стыдно, но уже в нулевых они не только не скрываются, но презрительно демонстрируют свое эволюционное превосходство. Социал-дарвинизм во всей красе.

В 80-х Лихолет высказывает идею, что война – это соперничество среди своих. Но еще даже в начале 90-х это соперничество какое-то спортивно-соревновательное, братское, а в нулевых — это схватка бойцовых собак, ни на жизнь, а насмерть. И проигрывает в ней тот, кто еще не перестроится, кто бьется по старым правилам, кто еще верит в какое-то «братство», в каких-то «своих».

Иванов в аннотации пишет, что роман о поиске причин, почему один человек может доверять другому, мне же показалось, что роман о том, как этих причин не остается. Это больно, печально и это настоящая трагедия.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта история о многом, но прежде всего, это анализ жизни в России за период с начала 90-х и практически до наших дней. Конечно, за прошедшие двадцать лет после развала СССР и последовавшие за этим времена первичного накопления капитала, изменилось очень многое, но реально особых изменений не произошло. Автор попытается дать ответ, почему была сломана жизнь у целого поколения.

Книга правдивая, жестокая, но именно этим и подкупает автор, потому что описанное в его романе, это небольшой эпизод из жизни людей, которые не смогли найти себя в обычной жизни. А сколько подобных историй было на самом деле? Сотни, тысячи? Вся страна ощутила на себе последствия Афганской войны. У кого-то погиб родственник, у кого-то сосед или одноклассник, а сколько инвалидов мы могли видеть по подземным переходам и в метро. Страна бросила их на произвол судьбы и они искали свое применение в обычной жизни, используя опыт войны и выживания там. Можно ли этим оправдать их желание жить «красиво»? Автор дает возможность увидеть их жизнь в разных ситуациях, ни в коем случае не пытается хоть как-то ее приукрасить или сделать всех ответственными за их судьбу. В каждом городе были свои ОПГ, в которых не последнюю роль играли участники военных действий в Афгане. Алкоголь, наркотики, тюрьма, эти неприятные вещи стали для многих «афганцев» очень близкими и заменили собой все остальное.

Сергей Иванов не стесняется показывать всю грязь и изнанку жизни в криминальном мире, он не героизирует никого из своих персонажей, так как ни один из героев не может быть объектом для подражания. В книге есть место и мату, и сексу, и другим вещам, которые написаны исключительно для взрослой аудитории. Вообще, это произведение можно рассматривать, как своеобразный тест на здравомыслие и взрослость, потому что некоторые аспекты можно расценивать по-разному.

Это своеобразное чтение, которое подойдет далеко не каждому. Подкупает честность писателя, его стремление описать все правдоподобно и понятно, чтобы у читателя сложилась полная картина происходящего в это время. Особенно интересно будет читать тем, кому пришлось жить в эти времена и на себе ощутить все прелести жизни в то время.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

2008 год. Водила инкассаторской машины, ветеран-афганец, решил взять у судьбы долг… и грабанул коллег, взяв дневную выручку крупного рынка… Впрочем, это только современная завязка сюжета… практически вся книга посвящена тому пути, который прошел главный герой и другие герои, жители провинциального «миллионника», за последние 20-30 лет…

Социальная проза или криминальное чтиво о рождении и развитии организации, объединяющей бывших солдат, участников войны в Афганистане. Приготовьтесь, в повествовании много грубости и жёстокости, крови и унижений, геройства и разнузданности, разговорного мата и неромантичного траха. Но, несмотря на ненастье человеческих отношений, Иванов пытается пробить луч света – идеи братства, долга, толерантности.

Я люблю читать Иванова, со всеми его гиперболами и «тараканами». Наверное, мне нравится его умение создать атмосферу, в которой мне, как читателю, уже не так важна реалистичность и обоснованность поступков героев. Вот и в этом романе я погрузился в сумрак ненастья, который окутал нашу страну в эпоху перемен. Это время прошло перед моими глазами, и я рад, что мне не хватило 5-7 лет, чтобы стать таким персонажем, как «афганцы» у Иванова.

Кому читать? Книга не для массового читателя. Рекомендую тем, кто хочет покопаться в анатомии рождения новой России и кого не смущает бурелом поломанных судеб в лихое время масштабных перемен. Скорее всего, стоит попробовать почитать любителям Захара Прилепина. Крайне интересно мнение читателей-«афганцев» (пошёл гуглить).

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман основан на реальных событиях. Прототип Германа в 2009 году действительно ограбил банк на 250 миллионов рублей, только случилось это в Перми. В романе же вымышленный Батуев Пермь почти не напоминает. Автор придал множество узнаваемых черт реального Ебурга: тот же миллионник, за несколько лет превратившийся из бандитской столицы в богатый мегаполис. Как и в реальном Ёбурге, жители Батуева предпочитают забыть о недавнем прошлом, о всех этих криминальных войнах, захватах Дома Пионеров и убийствах ни за что пассажиров на трамвайной остановке. Уже целое поколение выросло в другом городе и вряд ли они полностью осознают, кем были не так давно окружающие их люди.

В романе есть интересный эпизод, когда Щебетовский беседует с капитаном Дибичем. Один из них в глазах другого – молодой выскочка, рисуется и даже не желает понимать, что для афганцев дружба и взаимовыручка были важнее успеха и личного обогащения, тогда как Щебетовский для Дибича – это некая недовымершая рептилия из эпохи динозавров, и вообще непонятно, что он делает в современном мире. Эта сцена – ключ сразу ко двум аудиториям романа: первая все это вспомнит, а вторая впервые узнает. Остальные читатели, как и автор предыдущего отзыва, придут в некое недоумение: для кого это вообще написано?

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что начинается как боевик или триллер, на самом деле разворачивается многомерным романом о жизни, дружбе, вражде, нелюбви и любви. Корни происшедшего уходят в Афган, древо получившегося проросло в России и зацепило и тех, кто в общем-то прямого отношения не имел к афганской войне.

Сложно оценить кто тут положительный или отрицательный персонаж, но так и в жизни — не всегда ведь поймёшь кто рядом в разных ситуациях. И укравший миллионы Немец оказывается не просто злодеем, желающим денег, а человеком, ищущим выхода из неудавшейся жизни. Выхода не только и не столько для себя, но и для тех чувств, что снедают его который год. И толчком к этому послужило не только участие в войне, но и вся последующая жизнь в городе и стране, где всё стало рушится и переделываться, и не обязательно в лучшую сторону. Нужно было за что-то держаться, а жизненные опоры падали одна за другой: воинское братство, дружба, любовь, справедливость...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Огромное удовольствие от прочтения романа. У меня стойкие аллюзии с Золотом Бунта, история происходящая в наши дни, но люди остались прежними с теми же мотивами и жаждой жизни самой разной. Отдельно тема золота и влияния на разных людей опять раскрыта — это и блага и что ты готов потерять.

Скорее всего герой (герои) описание того, что чувствует сам автор, и все архетипы сохраняются — ощущения чтения Золота, но в другом контексте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роман издан в 2015 — как если бы Герман в наши дни вышел
Отдельные отступления в воспоминаниях героя — можно развернуть в отдельные повести, но они важны для понимания развития героя с прошедшими годами. Очень хорошо дан контекст и 80-х и 90-х и даже недавних 2000-х, описаны судьбы поколений, иногда просто мазками — но картинка получается объемной. Трудно читателю ассоциировать себя в водителем и его окружением — разные социальные классы и установки — но в этом и есть мастерство автора, что становится интересна эт история. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нынешний Зоил российской словесности Кузьменков поставил автору книги в вину то, что он всего лишь идёт по стопам Андрея Константинова, автора многосерийного эпоса про бандитский Петербург.

Новый роман Иванова и впрямь открывается спланированным ограблением микроавтобуса, перевозящего большую сумму денег, потому, каюсь, у меня тоже возникло такое чувство, причем совершенно независимо от «филиппик и анафем» Кузьменкова.

Однако только поначалу.

На самом деле «Ненастье» никакое не эпигонство, а книга именно в ключе и стиле Иванова. На этот раз — очень серьёзный разговор о недавнем прошлом страны. Начав с технологии крупного ограбления инкассаторской машины (а ведь подобные преступления в последние годы перестали быть «экзотикой» в России), Иванов постепенно переходит к предыстории случившегося.

Главный герой бывший «афганец» Герман Неволин, к началу повествования (а это ноябрь 2008-го года) всего лишь водитель — лучший водитель — некой коммерческой структуры, которая в начале 90-х сформировалась как объединение военнослужащих, прошедших Афганистан. Люди, которым он себя противопоставил, кстати, тоже «афганцы», все — члены того изначального союза, так называемого «Коминтерна» («Комитет интернационалистов»). Особо хочется отметить имена. Как всегда у Иванова, имена нестёртые, врезающиеся в память (достаточно вспомнить Служкина в «Географе», Моржова в «Блуде»). Причем не только у главного героя.

Но имена это только поверхностный слой повествования, если можно так сказать. Не следуя строго хронологии событий, автор воссоздает впечатляющую картину того, как создавался союз, основанный на «афганской идее», как вообще эта идея возникла, как объединение «афганцев» постепенно трансформировалось и перерождалось.

Да, перед нами вновь предстают картины бандитских разборок 90-х, но — как бы под другим, непривычным углом и в ином свете. Но и эпизоды войны в Афганистане предстают неожиданно ярко, зримо, по-ивановски. Хотя сам автор и не был «интернационалистом», кажется, вообще не служил в армии. Возможно, что-то переврано, возможно, сгущено. Но я заметил некие мотивы общие и для других книг Иванова — «Сердца Пармы», «Золота бунта». Война у Иванова не просто война. Это опять прежде всего — отношение героев к другим людям, к самим себе. На войне мы соперничаем со своими сослуживцами, — так утверждает прапорщик Лихолетов, который по возвращении в Союз создаст «Коминтерн», объединяющий «афганцев».

И уже в 2008 году, когда от былого братства солдат, прошедших войну, останутся лишь воспоминания, один из участников этого союза назовёт Лихолета героем — из тех, кто прокладывают новые пути, а само это объединение, «Коминтерн», воплощением желания жить по справедливости...

Но, увы, справедливости трудно достичь... «Ненастье» — книга по-ивановски жёсткая. И в изображении людей, персонажей; и в отсутствии утешительности для читателей.

Про имена я уже сказал. Но также многомерна и психология героев. А ещё хотелось бы похвалить и сюжет. Он совершенно лишён какого-либо неправдоподобия, в нём нет и никакой мистики (кроме разве ощущения того, что мир, хотя и огромен, однако неожиданно тесен, и годы спустя сводит людей, расставшихся, потерявших друг друга, казалось бы, навсегда). Но при этом повествование обладает напряжённостью полноценного триллера, и кинематографической зримостью тоже.

В общем, вот так... Увы, несколько сумбурно, не очень стройно...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас, когда я сижу наедине с самим собой, мучительно пытаюсь вспомнить лица, имена, фамилии, кто-то другой сверху шепчет: «Зачем? Зачем это всё?»

Какие имена? Какие фамилии?

Ничего не было, кроме однажды приснившегося сна. Горы. Дорога. Пули, свистящие, так сказать, у виска – а где им ещё свистеть? Разве это не маленькая фантасмагория, сочинённая ребёнком когда-то в детстве. Там, в советском детстве, нам так хотелось быть героями. Мы ведь к этому готовились, нас этому учили. И ничего удивительного в желании героизма. Вот посмотришь хороший фильм про Ту войну — «Горячий снег», скажем. Вот та самая война, какой хотел. И не получил. Что такое, по сути, Афганистан, и вся афганская кампания, как таковая, — не более, чем экзотическое, очень рискованное путешествие, ну, полетали вокруг пули, ну повзрывались рядом всяческие снаряды, ну погорели колонны, ну постреляли мы в ответ.

Стоп! Не торопитесь кидать в меня камни за крамолу и святотатство. Ведь не было же за нами последней пяди русской земли, не было. А потом ещё перестройщики всех мастей, как только мы вернулись, заголосили, ах, ненужная война, ах, что мы там делали, ах, сколько солдат потеряли. Причём каждый ахальщик ни словом, ни духом не был ни в Армии, ни в Афгане. Голосить об общечеловеческих ценностях – вот его кредо.

Так и вышло, что когда мы вернулись, мы, беззаветные, мы услышали среди людского, газетного и телевизионного многоголосья одну фразу, одну среднюю, одну так сказать интерференцию – «бабки надо делать, вашей Родины, парни, давно уже нет, бабки, только бабки сейчас всё решают». А ведь было нам по двадцать-двадцать пять.

Дети.

Ещё какие дети, т.к. мы пришли с войны, а оттуда возвращаешься вообще заново родившимся котёнком. И пришли мы, котята, и услышали, а кто плохо услышал – тому мордой по современной жизни провели, чувствуешь, падла, что такое жизнь – не брюлёчки твои, орденочки, не сказочки про невиданную страну, а жизнь в натуре, чуешь?

Мы почуяли, мы услышали, мы не хотели, но выхода не было другого – и мы превратились в двусмысленное слово «Афганец». И страшно стало людям от этого слова…

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А какое оно, твоё Ненастье?

***

«Ненастье» – знаковый роман Алексея Иванова. Его смело можно ставить на одну ступень с «Географом». И чем-то они даже перекликаются.

…водитель инкассаторской машины Герман Неволин – обычный мужчина, прошедший Афганистан. За ним никогда не замечалось чего-то необычного, он спокоен и уравновешен. Но однажды городок Батуев потрясен новостью – Неволин ограбил своего же работодателя, нагрев его на крупную сумму. В прессу цифры не просачиваются, но речь о десятках миллионов.

«Ненастье» выполнено в фирменном стиле Иванова – длинные главы, каждая из которых – это кусочек пазла. Автор не пытается играть в интригу, зачастую он спойлерит заранее, чем закончится тот или иной эпизод. В целом же, в романе есть два крупных пласта – лихие девяностые и 2008 год. Причём оба пласта занимают примерно равный объём. Поначалу может показаться, что Иванов буксует по части динамики, но это отнюдь не так. Автор действительно даёт читателю возможность сложить пазл по кусочкам. Часто писателям этот приём не удается – они не заманивают читателя какими-то фишками. Иванову же это удаётся легко, даже изящно.

А всё почему? Автор подкупает героями. Нет, они ни разу не добрые-светлые-ясные. Даже Герман Неволин (фамилия говорящая) – главный герой – не вызывает беспрекословной симпатии. Безусловно, «Немец» – интересный персонаж, ему сопереживаешь. Но он не идеальный, о чём Иванов не забывает напоминать. Лихолетов из той же пустыни, ой, простите, оперы. Говорящая фамилия, лёгкий на подъём, рубаха-парень, готов рвать за своих. Но можно ли симпатизировать ему без вопросов? Нет. Как и Тане Куделиной. И так можно сказать обо всех персонажах. Иванов не стал рисовать идеалы, но он не скатился в героев из картона и бумаги. Они действительно живые.

Второй важный плюс романа – вопросы, которые поднимает Иванов. Во-первых, это «афганский» вопрос. Тема тяжелая, всеми забытая. Или же, со стыдливыми отводами глаз, думайте сами. Во-вторых, ОПГ. Это не жалкий детектив в мягкой обложке, где странные русские авторы пишут про пиу-пау, феню и так далее. Нет, Иванов написал чётко, ясно и в меру злобно. В-третьих, вопрос Ненастья. Снова говорящее название. Автор броско раскрывает тему душевного Ненастья – у каждого оно своё. У Неволина – такое-то, у Тани – другое. И так касаемо всех главных героев.

Заключение: «Ненастье» – очень интересный роман на непростые темы. Иванов написал объёмную книгу, но это не тонны воды или ненужных описаний. Это ситуации, это тяжёлый выбор, это жажда денег, славы, признания или уважения, это «афганская идея» Лихолета, это «Сердце-обличитель» По, но только с кушем вместо сердца. Ну, или если сравнивать с более современными текстами, то тогда это «Текст» Глуховского (отчасти!). «Ненастье» читается легко. А вот осадок оставляет тяжёлый.

ПС: есть у романа и экранизация. Великолепная, к слову.

9 градусов Ненастья из 10.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хорошая как по сюжету — детектив с интригой, так и по социально-историческому срезу жизни и населения города Екатеринбурга в девяностые и последующие годы. В романе автор использовал много материалов — прежде всего по «афганскому» братству и криминальным особенностям местного сообщества, которые ранеее собрал в мощном публицистическом труде «Ебург».

Конечно криминал и детектив — тема популярная. Технология захвата источников доходов и откровенного пренебрежения к человеческой жизни тоже весьма «жареная». Есть немного военных эпизодов, но они не особо впечатляющие, всё-таки автор хоть и изучал материал, но особо достоверным «афганский дневник» у него, на мой взгляд, не получился. Ну и ничего страшного. Понравился роман прежде всего за правильную линию — настоящую любовь, сохранившуюся во время жизни в условиях если не выживания (хотя и такое было), то по крайней мере суровых тягот и невеселых будней. И конечно понравился увлекательный «игровой» сюжет с убийствами, укрывательством от правоохранительных органов, эротическими моментами, бандитскими нападениями и просто армейским братством. В общем рекомендую — хорошая литературная проза талантливого и добросовестного автора.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх