fantlab ru

Дэвид Моррелл «Первая кровь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
358
Моя оценка:
-

подробнее

Первая кровь

First Blood

Другие названия: Рэмбо

Роман, год; цикл «Рэмбо»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

Ветеран Вьетнама Джон Рэмбо вступает в конфликт с шерифом небольшого американского городка. По роковому стечению обстоятельств ситуация очень быстро выходит из под контроля. Джон стремится выжить любой ценой, но цена этому уже слишком высока.

Входит в:

— цикл «Рэмбо»


Экранизации:

«Рэмбо: Первая кровь» / «First Blood» 1982, США, реж: Тед Котчефф



Похожие произведения:

 

 


Рэмбо
1991 г.
Рэмбо. Дорогой, это смерть! Приговорённый умирает в пять
1992 г.
Первая кровь. Rembo
1992 г.
Рэмбо
1992 г.
Рэмбо
1992 г.
Рэмбо I. Рэмбо II. Рэмбо III
1992 г.
Рэмбо. Рэмбо-II. Рэмбо-III
1992 г.
Рэмбо. Челюсти
1992 г.
Рэмбо. Челюсти. Последнее танго в Париже
1992 г.
Рэмбо: Роман в трех частях
1992 г.
4 романа о Рэмбо
1993 г.
Четыре романа о Рембо
1993 г.
Рэмбо
1993 г.
Рэмбо 1, 2, 3
1993 г.
Рэмбо I. Рэмбо II. Рэмбо III
1993 г.
Рэмбо-1. Рэмбо-2. Рэмбо-3
1993 г.
Братство Розы
1994 г.
Первая кровь
2006 г.

Периодика:

Искатель № 1 1992
1992 г.

Издания на иностранных языках:

First Blood
1972 г.
(английский)
First Blood
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, сложно найти человека, который бы не смотрел известный фильм «Первая кровь». В свое время он был достаточно популярным боевиком на видеокассетах, который засматривали до дыр, невзирая на гнусавый одноголосый перевод и часто ужасного качества картинку. Главным было действие.

Но прочесть книгу, которая стала основой для фильма, было куда интереснее. Попалась она мне в подростковом возрасте, когда дед гордо продемонстрировал трилогию о Джоне Рэмбо под одной обложкой. Тогда я был дико удивлен, узнав, что дед увлекается зарубежными боевиками, а не какими-то политическими программами.

Чтение, к слову, доставило большое удовольствие. Всегда интересно попасть в голову главных героев, узнать, как они размышляют, что ими движет изнутри. Ведь фильм никогда не передаст эмоции действующих лиц так, как это делает автор на страницах своего произведения.

Роман был опубликован в 1972 году, фильм же вышел в 1982 году. Целых 10 лет понадобилось для того, чтобы роман Моррелла экранизировали. Этот фильм вдохнул новую жизнь в книгу, привлекая все больше интересующихся первоисточником.

Роман отлично показывает, как можно оказаться не в том месте и не в то время. Отставной спецназовец, который просто хотел навестить боевого товарища, оказался не по нраву местному шерифу. Тот, в свою очередь, приняв за бродягу Джона, выставляет того за пределы городка и говорит, как бы угрожая, чтобы тот не возвращался. Но Рэмбо возвращается. И тут нас поглощает водоворот диких событий. И наблюдая на страницах книги за происходящим, поражаешься, да как же так можно было умудриться устроить целую войну просто из-за небольшой невидимой и выдуманной проблемы.

Книга читается быстро и с интересом, страница за страницей. Автор поднимает чертовски важный вопрос о том, как сложно бывает влиться человеку, прошедшему войну и испытавшему муки плена, в общество. Также Моррелл показывает, как порой опасен полицейский произвол. Ведь главный противник Джона Рэмбо — полицейский Тизл оказывается самоуверенным парнем, который решил, что легко покажет свое превосходство над неким бродягой. Никогда нельзя недооценивать других людей.

Интереснейший финал и те умозаключения Джона, что он выкладывает своему давнему руководителю-военному, заставляют серьезно задумываться о такой страшной вещи, как война. На мой взгляд, именно это важнейший посыл фильма. Заставить понять, как любая чертова война ломает судьбы людей не только в момент ее активной фазы, но и долго после окончания.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный дебют Моррелла, сюжет — «не прибавить,не убавить». Персонажи продуманы до деталей.. Очень удивляет, что в подобного рода кровавом боевичке, присутствует значительная доля добротного юмора. Экранизация понравилась мне намного меньше романа. Но вот мнение о фильме самого автора:

«Я считаю, что фильм получился великолепным. Книги и фильмы — это разные вещи. И понятно, что они будут разниться. В фильме действие перенесено из Кентукки на тихоокеанское побережье Северо-запада. Из него также убран момент, что Тисл — это опытный ветеран боевых действий в Корее, награжденный медалями. В фильме Рэмбо — это скорее жертва, а не просто человек, который учиняет буйства из-за того, что с ним произошло во Вьетнаме. Наконец, он заканчивается по-другому. Но тем не менее, фильм мне нравится. Режиссура Теда Котчеффа, музыка Джерри Голдсмита, операторская работа Эндрю Ласло, актерские работы Сильвестра Сталлоне и Ричарда Кренны и т.д. Это отличное кино и с каждым годом оно выглядит все более реалистичным, потому что в нем нет компьютерных спецэффектов. То как там выполнены трюки — достойно восхищения.»

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем популярен этот герой. Да тем же, что и мушкетеры Дюма. Готовностью и способностью драться за свое достоинство и други своя. Хоть с одним сверхгосударством — вражеским ( 3-я часть ), хоть с другим — собственным ( 1-я часть ), хоть с двумя ими одновременно ( 2-я часть ). Невзирая ни на свою бесконечную малость на фоне всех этих сил, ни на политическую целесообразность, вроде «мира во всем мире», ради которого не грех и «забыть» своих солдат во вражеском концлагере...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман,один из моих самых любимых,книжный Рэмбо мне более понравился чем киношный,но и тот тоже неплох.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга эта мне попалась еще в начале девяностых, когда шел мутный вал всего-всего бумажного, да и читала я все подряд — боевики, фантастику, вплоть до женских романов, захлебываясь в непривычном и неожиданном книжном изобилии и не умея еще толком выбирать. Но «Рэмбо» и тогда показался особенным. Нетипичный такой боевик: нет в нем четкого деления на «плохих» и «хороших» парней — оба главных героя и Рэмбо и шериф Тисл в чем-то преступники, в чем-то герои, зависит от того, с какой стороны смотреть, нет обязательной симпатичной подружки главного героя со страстным поцелуем после счастливого финала, да и хэппи-энда, вообще-то, тоже нет, конец очень жестокий, но логичный. Правда в фильме все это «пригладили», конец сделали посчастливее, ну что уж тут — Голливуд неисправим.

А что есть? Есть довольно жутенькая иллюстрация того, как государственная система перемалывает человеческие жизни. И выбрасывает отработанный материал на свалку. На страницах официальных документов все выглядит красиво, но ведь за безликими буквами — живые люди, которым больно. Но что до этого системе? Она как создала живое «оружие», так его и утилизирует. Собственно, полковник Траутмен, в фильме этакий добрый дядечка, эту систему и олицетворяет: он где-то что-то недоработал, списанное оружие пошло вразнос, значит его надо ликвидировать. Просто и ясно.

Может потому этот роман и стал так популярен в Америке — это крик души многих и многих ветеранов, выброшенных системой вникуда, лишь бы не мешали. И постоянно сталкивающихся с позицией обывателей, вроде шерифовской: пусть он ветеран, заслуженный, весть в орденах, но только подальше, подальше от моего города, нечего всяким тут... с грязными штанами...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжёлая социальная драма о ненужности человека, солдата, который в мире капитализма отчаянно сражался за интересы своей страны, а после демобилизации, будучи неспособным самостоятельно одолеть терзавших его демонов, стал никому не нужным бомжом-бродягой. Книга вообще очень показательна в части изображения нравов американского общества, чего только стоит шериф, который прямо заявляет в стране демократии и свободы, что нам в городке такие как ты не нужны, поэтому вали отсюда по хорошему. Не хочешь? Добро пожаловать в тюрьму!

Книга вообще намного жёстче фильма, чего стоит только то, что в ленте со Сталлоне погиб всего один человек, здесь же число трупов перевалило за два десятка. В фильме за счёт игры Сталлоне его персонаж воспринимался главным героем, а по книге, как мне показалось, он скорее «злодей»-безумец, поехавшая машина смерти, которую отчаянно пытается остановить местный шериф.

Но даже если не хочется задумываться над социальным аспектом книги, вполне можно с удовольствием прочитать её как напряжённый боевик, что тоже неплохо.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень люблю читать боевик (разве что фантастический), но эта КНИГА меня просто заворожила! Читал во время уроков в школе, ночью под одеялом с фонариком. Жаль, романы-продолжения себя не оправдали :(

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это та самая книга, которая подарила не только кинематографу, но и всему миру супер персонажа, чья фамилия уже стала именем нарицательным. Человек, который один против всех и который обязательно побеждает. Это образ, созданный хоть и Морреллом, но «дорисованный» Голливудом. Чтобы понять, кто же на самом деле такой этот Джон Рэмбо, нужно прочесть книгу, а не посмотреть фильм (поклонником которого, несмотря ни на что, являюсь и я сам).

Книга впечатлила. Положительно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман весьма динамичен и насыщен событиями и увлекает с первых страниц. Картины красочные, ощущения героя тоже поданы на уровне. Можно не вдаваться во всю подоплёку, а просто следить за разворачивающимися событиями. Первая часть трилогии, пожалуй, самая сильная. Экранизация на фоне книги бледная.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Его звали Рэмбо, и он был с виду вполне обыкновенным парнем с длинной густой бородой и спадающими на шею волосами.»

Все мы знаем Джона Рэмбо, одного из известнейших персонажей Голливудских боевиков 80-х гг. Вышло уже четыре фильма, ходят упорные слухи о пятом, а у Сильвестра Сталлоне, бессменного исполнителя данной роли, похоже, открылось второе дыхание по производству боевиков с духом ностальгии. Немногие из нас в курсе, что у крутого вояки с телеэкранов, имя которого стало нарицательным, есть книжный прототип, который существенно отличается от своего кинособрата. Роман «Первая кровь» увидел свет в 1972 году. Это первая крупная публикация Д. Моррелла, и до сих пор она самая известная.

«Мы отправили его на войну, а он принес ее домой.»

Это история о молодом парне, только-только вернувшемся с войны во Вьетнаме и так и не оправившемся от пережитого. Его зовут Джон Рэмбо, и судьба его не из легких. Непростое детство, добровольный уход в армию, подготовка в элитном подразделении, плен и пытки, госпиталь, а затем улицы и скитания без особой цели и надежды на будущее. Парень воевал за свою страну, получил навыки выживания, смертоубийства и ведения партизанской и антипартизанской войны, стал одним из лучших солдат, пережил такое, что навсегда искалечило его психику, а государство взамен выбросило его на улицу. И встречаем мы главного героя бредущим вдоль шоссе с минимумом вещей за плечами. Ни дома, ни работы, ни семьи, ни планов. В очередном городке он натыкается на очередного шерифа, который старается побыстрее спровадить парня подальше, но вместо того, чтобы, как и в предыдущие 14 раз, просто отправиться дальше, Рэмбо решает, что с него хватит. Нет, он не начинает убивать полицейских налево и направо, наоборот, он очень спокойно возвращается назад в город, что приводит к прямому конфликту с властями и выливается в кровавую трагедию.

Интересно противостояние с местным шерифом, которое можно рассматривать как метафору (один человек против государства/системы), а можно и как конфликт поколений. Шериф сам является ветераном войны, только в Корее, и его противостояние с Рэмбо – это нечто особенное.

Перед нами очень напряженный роман с закономерным финалом. Книга гораздо глубже фильма, хотя и не так глубока, как хотелось бы. Есть здесь сюжетные огрехи, но зато нет четкого разделения на плохих и хороших парней, у каждого героя своя правда и каждому можно посочувствовать.

Я рекомендую книгу всем любителям добротных триллеров и всем тем, кто хочет взглянуть на известного персонажа поближе.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга до сих пор находится в моей библиотеке. Жесткий и достаточно правдивый рассказ о том, как война калечит психику людей. И как реагируют на бывших военных обыватели. Конечно, такая реакция, как у шерифа, может и не типична для большинства, но ответная реакция тоже не пропитана гуманизмом. Психологический боевик — так бы я назвала эту книгу.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда было интересно — за счёт чего же этот герой так популярен ? Фильм, конечно же, я смотрел, но не убедился в исключительности мистера Рэмбо. Поэтому и взялся прочитать книгу.

И что же ? Обиженный бомж (да, бомж — ибо не видно цели и рода занятий у этого парня) начинает убивать большинство встречающихся ему людей по в общем-то небольшому поводу. Причём в книге нас уверяют, что это был самый лучший выпускник школы спецназа, уравновешенный и трезвомыслящий. Какие у него при этом мысли и переживания в голове ? Да в общем-то никаких особенных — убить и отомстить. Ну да, может быть в этом виновно государство, которое его обучило тому, что не пригодилось в жизни. Но он-то, похоже, ничего другого и не попытался найти, а армия отпустила этого «героя»-одиночку в обычный мир. И книга к этому не очень интересному образу ничего хорошего и не добавила. То есть это скорее жертва системы воспитания убийц, чем человек, которому хочется подражать и гордиться им.

Что касается слога, то и тут впечатления весьма средние (ну пусть можно что-то списать на дефекты перевода). А в конце получили некий боевичок, но со специфической аурой, возникшей, как мне кажется, из-за фильма с харизматичным Слаем.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне посчастливилось прочитать именно первое издание в нашей стране 1991 года. Удивляет тираж книги — 100 000 экз. Вдумайтесь в эту цифру. Большинство книг подобного жанра расходится от силы в 10 000 экз. Эту книгу я перечитывал раз 5-6. Каждый раз для себя находил что-то новое. В книге Джон Рэмбо — это настоящий профессионал своего дела, брошенный и забытый своим правительством после всех его заслуг, наград, навыков, бесценного боевого опыта и удачных тайных операций в тылу врага Вьетнамской войны (впоследствии я много читал о зелёных беретах, их истории, тактики действия, боевых операциях. На военной кафедре в институте писал реферат на тему о спецподразделениях армии США). Книга является настоящим отражением Америки начала 70-х годов. Сейчас разбрасываться профессионалами подобного ранга никто не станет (все равно что выбросить деньги на ветер), такого человека тут же бы как минимум определили на подготовительные курсы молодых бойцов в тот же форт Брэгг штат Северная каролина (лагерь подготовки элиты ВДВ — зелёных беретов) а как максимум обеспечили бы гражданской профессией и работой. А в то время закончилась война, человека привезли домой и вышвырнули на улицу — спасибо, пока. В стране была поствоенная депрессия, всплеск преступности среди бывших военнослужащих из Вьетнама (увиденное в восточном мире, отличавшегося от такого привычного западного многим пошатнуло нервы, память о джунглях Вьетнама (ловушки вьетгонговцев, их и американский террор к местному населению, ночные бои, смерть товарищей), кошмарные сны, попытка забыться — наркотики, алкоголь, поствоенный синдром — с военными психологами тогда было плохо и по сути некому было возращать людей в мирную жизнь. А для этого, как уже сейчас и нам всё это известно в России, после подобной Афганской войны и подобных общественных настроений, нужно останавливать быстро раскрученные мозги, готовые к бою в любой момент постепенно к мирной жизни, предавая им мирное мышление и мирную окружающую обстановку, отдаляя человека от войны. Это затратно, это психологи, время, средства. Но как потом оказалось, по опыту войн в Ираке и Афганистане — это дешевле чем бороться с последствиями от действий брошенных бывших солдат).

Так вот, Америка, начало 70-х годов. Война во Вьетнаме только закончилась. Её участник Джон Рэмбо бродит по стране в поисках своего места в жизни. Там было всё понятно: свои, противник, друзья, любимая работа, вера в то что сражаешься в интересах своего государства, помогаешь людям другой страны, задача — уничтожать противника. А здесь — антивоенные настроения населения, бунты молодежи, отказ от службы в армии, дедовщина в войсках, потеря авторитета и доверия к военным, обвинения ветеранов в противоправных действиях (убийствах, позорной войне, издевательствах, напрасных потерях и т.п.) в общем — та ещё неразбериха. И хуже всего то, что безработица ... Работу найти трудно, только низкооплачиваемые места (парковщик машин, заправщик, грузчик, чистильщик обуви и т.п.), а учитывая что он ветеран — вдвойне сложнее, в виду плохого отношения к ним со стороны властей и населения.

А каково ему — молодому, бравому парню, которому на поле боя доверяли людей, секреты, тяжелые и ответственные задачи, технику в миллионы долларов терпеть подобные унижения.

Его выставляют шерифы из всех городков в которые он заходит, не дают приюта и работы, он живёт на улице, средств хватает только на еду. Из документов жетон военнослужащего, из вещей — его спальный мешок, спички, десантный нож и пару вещей из одежды... и вот однажды он решает хватит терпеть подобные издевательства... отказывается от советов шерифа пройти город мимо, попадает под арест за якобы сопротивление. Шериф толкует всё так как ему выгодно... на протяжении всей книги и фильма не желая понять его поступков как человек, не смотря на то что сам был срочником во время корейской войны и имеет награду -медаль, сам видел ужасы войны... его заботит только одно — любыми средствами и ложью убить Рэмбо, поскольку тот вынужденно убил его друга, поскольку тот его спровоцировал своим нахальным и издевательским поведением в участке...

В фильме его обвинили в убийстве 4 человек и прочие материальные потери (типа взорванная бензоколонка, военный грузовик, полицейская машина и прочее) и упекли в тюрьму до второй части фильма... При этом один из них сам выпал из вертолёта, когда пытался убить безоружного Рэмбо. А трое других были сбиты им на шоссе грузовиком и попали в аварию — попросту сгорели в полицеской машине, пытаясь также отличиться не разбираясь в деталях паля в Рэмбо без предупреждений как и первый стрелок с одной целью — просто убить, попасть в газеты, получить награду... Ничего не скажешь — «бравые ребята», логика проста — убить за то, что сопротивлялся полиции, на большее ума не хватило.

В книге же (она с моей точки зрения интереснее фильма, хотя и фильм хорош!) он хладнокровно убивает 11 человек — всех кто его преследовал, а в конце и самого шерифа. Точку ставит его бывший командир, посылая ему израненному и обессилившему, не способному больше сопротивляться пулю в голову...

Даже моя бабушка, прочитав книгу (а она подобных жанров не читает вовсе) в конце сказали — жаль парня, загнали в угол и убили.

В книге её герой предстаёт нам глазами автора — этакая машина для убийства без лишний эмоций и сомнений (Рэмбо в переводе с японского — безжалостный человек). Очень интересны его мысли вслух, которых нет в фильме (там он больше молчит и приходится догадываться о его действиях), а тут его мысли кратки, очень логичны, последовательны и только по делу, ничего лишнего, все рассуждения опережают действия и мысли противника, никакого страха перед врагом и его численностью — настоящий зелёный берет! Как я потом узнал символ зелёных беретов — троянский конь. Т.е. этих людей учат быть хитрыми, находчивыми, способными обводить своих врагов вокруг пальца без открытых столкновений с ним. Это бойцы партизаны и антипартизаны. Горе тому, с кем они сражаются. Их девиз: сильные парни Америки цвет, стальные крылья у них на груди, сто парней испытания пройдут лишь один наденет зелёный берет. Их вдохновитель президент Джон Кэннеди, его именем назван форт Брэгг, именно он разрешил ввести в их форму отличительный символ — зелёный берет. Их зона действий — тыл врага, их задача — завоевать доверие и расположение местного населения и с его помощью на основ 10-12 бойцов создать отряд в 100-400 человек и измотать противника до полного изнеможения оказывая поддержку фронтовым частям (разведка, диверсии и т.п.).

Многие критики говорят — он убийца. Хорош убийца, заставивший всю полицию штата и местную национальную гвардию искать его в окрестностях мелкого захолустного городка без особых успехов... И при этом убив только тех кто на него сам предварительно нападал. Без разбора он ни в кого не стрелял, шерифа после побега из участка в лесу предупредил, чтобы тот отстал от него и далее не преследовал. А тот вместо полученного урока поднял всех на уши и устроил ещё большую заварушку вместо того, чтобы признать свою ошибку и угомониться, пойти на переговоры о достойной сдаче ветерана или же просто отстать дав ему уйти и взять позже в более безопасной обстановке или просто отстать... До этого случая герой в США убил только одного человека — негра, который пытался его убить и ограбить, когда Рэмбо спал в городском парке (по книге). У многих найдётся храбрости спать на улице и наказать обидчика? А представьте себя на месте Джона Рэмбо. Каково это быть брошенным героем, молодым бродягой, униженным собственным правительством в которое вы верили всей душой. Тут у любого руки «зачешутся» от желания мстить обидчикам за многократные унижения... Да и срыв у парня наступил только потому что его не избавили от нервной болезни, которую он получил в плену, когда его резали вьетнамцы лезвием по живому телу. Увидел лезвие бритвы и пошло поехало... Поскольку мышлением он был ещё на войне, а задача военных психологов по возвращению парня в мирную жизнь не была выполнена! Со мной согласятся многие из тех кто прошёл любую войну — очень трудно без посторонней помощи вернуться в нормальную жизнь. Ибо война — это временное, тяжелое и противоестественное состояние для большинства людей...

По итогам Вьетнамской войны — армия была переведена на контрактную (дедовщина исчезла), в ней ввели институт военных психологов, обязательный курс реабилитации после боевых действий и обязательно трудоустройство на работу или без конкурса в большинство учебных заведений страны за счет минобороны, лечение и обеспечение ветеранов, потерявших трудоспособность или получивших увечья. Высшие чины государства задумались о своих ошибках и исправили свои недочеты... Итоги войны 57 тыс. убитых американцев, 2 млн. вьетнамцев, против наших 36 тыс в Афганистане за то же время. И как обычно в три раза больше раненых против убитых — куча искалеченных душ, требующих внимания властей, а отнюдь не презрения и забытья как получилось с Рэмбо (герой стал бродягой и преступником)!

Слабо себе представляю в этой роли бойцов Альфы или ВДВ или пограничников в Афганистане, наших ребят в Чечне... Найдите мне желающих лезть под пули по собственному желанию. Одно это вызывает большое уважение к таким людям!!!

В России был снят фильм аналог, который так и называется — «Русский Рэмбо» (в главной роли актер из фильма «Секретный фарватер») и ещё один интересный фильм «Афганец».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх