FantLab ru

Грег Ф. Гифьюн «Сезон крови»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Голосов:
187
Моя оценка:
-

подробнее

Сезон крови

The Bleeding Season

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Компания друзей узнает, что совершил самоубийство один из их старых приятелей, с кем они раньше в детстве катались на великах, рассуждали о девчонках и строили планы на будущее. Но если человеческое тело можно просто закопать в землю, то вот мысли из головы выкинуть гораздо сложнее. Особенно когда появляются пугающие намеки на абсолютно другую сторону жизни их приятеля.

Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник

номинант
Мастера Ужасов, 2019 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
А. Миронова (2)

Сезон крови
2018 г.
Сезон крови
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По настоящему хороший роман ужасов. Потому что настоящий ужас не в крови, не в насилии, не в смерти. Он в жизни маленьких людей, неудачников, таких как герои произведения. Механическая жизнь с неверными женами/одиночеством, малооплачивая отупляющая работа, грязные мысли и убитые амбиции. Так вышло, что на момент написания отзыва (а скорее всего и в дальнейшем) я как раз являюсь именно таким маленьким человеком, посему воспринимал несчастье героев особенно остро. Именно это сгладило недостатки повествования, скрыло то, что в какой-то момент интрига уже убита и читатель точно знает, что произойдет дальше...

Тот редкий случай, когда я полностью смог отождествить себя с персонажем и всецело проникнутся его переживаниями — пусть мне и не под сорок, а лишь под двадцать шесть, но все эти печали мне знакомы. Разве что не было в моей жизни таких вот друзей, равно как и типов с крайне темным прошлым. Но разве это не метафора все тех же упущенных возможностей, потаенных страхов, которые совсем не таясь не дали воплотить в жизнь желаемое?

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек — это живая загадка, говаривал Булгаков. Можешь с ним полжизни прожить, и все равно не разгадаешь. Или разгадаешь, но неправильно, и даже в голову не придет, что ошибся. А потом — бамц! Заслуженный, скажем, учитель РСФСР и руководитель известного на всю страну туристического отряда, примерный семьянин и отец на проверку оказывается убийцей. Высокоорганизованным серийным душегубом. С километрами восьмимиллиметровой кинопленки в кладовке, на которой он убивает детей в начищенных до блеска ботинках и с алым пионерским галстуком. Коллеги, жена, дети, десятки и сотни подростков, которых он водил в походы — никто из них даже близко к нему не подобрался, не разгадал его. Живая загадка, да. И сколько их таких вокруг — легион!

Персонажи романа Грэга Ф. Гифьюна «Сезон истечения» сталкиваются с подобной же энигмой. Их четверо — лучших, еще с раннего детства, друзей: Алан, Рик, Дональд и Бернард. Все знают друг друга как облупленных, или, вернее, думают, что знают. Никто даже представить себе не может, что один из них вовсе не тот, кем кажется.

Однако всё меняется после того, как Бернард кончает жизнь самоубийством. Мало того, что один только этот факт выбивает у друзей из-под ног землю — как они вообще могли такое в нём пропустить? — так еще и его предсмертная записка. Последняя исповедь, записанная самоубийцей на потрепанную аудиокассету, в которой он признается, что убил десяток женщин и детей.

Впрочем, поначалу откровения Бернарда никто всерьез не воспринимает, считая их проявлением того же психического расстройства, что привело его к смерти. Однако когда полиция начинает обнаруживать в их тихом и спокойном городке женские и детские трупы один за другим, они просто вынуждены принять его слова на веру. Бернард действительно был не тем, за кого они его принимали всю свою жизнь. Человек-загадка.

Грэг Ф. Гифьюн в России практически неизвестен, хотя на Западе публикуется (пусть и не в самых больших издательствах) регулярно, и примерно с той же частотой претендуя на жанровые премии вроде «Стокера» или Международной Гильдии Хоррора. Пишет он хоррор традиционный, чаще выдержанный в сверхъестественном ключе, с хорошо выписанными героями и их переживаниями. Последнее, пожалуй, и есть главное достоинство его творчества; следить и сопереживать его персонажам по-настоящему интересно, а искренний и многое подмечающий авторский голос интерес этот только увеличивает.

«Сезон истечения» в этом плане весьма каноничный для Гифьюна роман. Здесь есть отличные герои, живые и убедительные. Есть Бернард, человек-загадка с опасным и кровавым прошлым. Есть прекрасные «детские» главы, написанные в лучших традициях «мальчишечьего хоррора» — органичная смесь Кинга и Кетчама. Есть традиционный, но яркий и увлекающий сюжет-расследование, который ведет читателя к разгадке уверенно, ни разу не мешкая. Ну, и конечно, страх: и сверхъестественный, и материальный, тот, что обитает на заброшенных пустырях, и в лесополосе, и на темных ночных улицах... в людском сознании, наконец. Прикрытый там сотней и тысячей уловок, личин, завесью обмана, инстинктами хищника, навыками коварного чудовища... Нет, так сразу его не разгадаешь. Не выйдет.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная ситуация с «Сезоном крови»: большую часть книги я читал, не особо улавливая, где, собственно, ужасы. Достаточно обычный триллер, вся мистическая составляющая которого показана в сновидениях главного героя. А потом случился финал. И это был чуть ли не вынос мозга, причем довольно неожиданный. А затем я принялся читать роман заново и понял, что вынос мозга в нем был с самого начала, на фоне, просто в первый раз я не обращал это внимания.

Итак, перед нами история четверых друзей детства. Сейчас им по 38 лет и жизнь каждого из них не очень-то задалась. Всё начинается с самоубийства одного из них и его предсмертного послания остальным. Выясняется, что на счету умершего не одна жертва, да и касательно его сущности появляются сильные сомнения.

Большую часть времени роман уделяет внимание истории персонажей, выстраиванию их взаимоотношений, проработке личностей и характеров. Не успеваешь оглянуться, как ты уже втянулся в происходящее и волнуешься за Алана, жалеешь Дональда, сочувствуешь Рику, желаешь точно знать, изменяла ли Тони мужу и так далее. Пугает в начале только неудавшаяся жизнь персонажей, все их упущенные возможности. Затем в историю начинает проникать ужас от осознания, что твой друг детства может оказаться маньяком. Постепенно ужас накапливается, таясь во тьме вокруг персонажей и читателя, потому что в деле явно замешаны потусторонние силы. Концовка же оставляет множество вопросов и не предполагает позитивных ответов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не важно, была тут речь о расщеплении личности, или же все дело в сверхъестественном влиянии Брайана на своих друзей (второе мне видится более вероятным). Важно то, что Алан в любом случае убил Клаудию тем же способом, что и Брайан убивал своих жертв и в конце думал об этом достаточно спокойно. То есть зло не побеждено (на что намекали еще и слова Брайана в финальной битве), оно по-прежнему рядом, на периферии зрения. Просто ждет своего часа.

Отличный психологический хоррор. После него, впервые, за долгое время, я полночи лежал без сна, вслушиваясь в звуки квартиры и думая, думая…

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самоубийство друга детства заставляет трех приятелей собраться вместе и пройтись по лабиринтам памяти в поисках разгадки суицида. Ложное ощущение познания близкого человека, в душе которого как в тихом омуте таятся демоны. Демоны изнутри разъедающие остатки человечности и оставляющие нетронутыми лишь запретные желания да животные инстинкты. А в местных барах обсуждают сколько еще закопанных трупов в скорости обнаружат копы и зачем маньяк отрезал жертвам веки.

Радует качественная проработка персонажей и их внутреннего мира. Отношения, терзания, фобии показаны ярко и реалистично. Фантастический элемент реализован в виде видений и кошмаров во сне и наяву. Несмотря на мою нелюбовь к призрачной тематике, подача выполнена очень качественно. Можно провести аналогии с кинговскими Клубом неудачников, тоже друзья собираются спустя много лет для борьбы со злом. А по тягуче-нуарной атмосфере перебросить параллели к произведениям Хьортсберга.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа Грега Гифьюна «Сезон крови» у меня возникло сильнейшее желание увидеть его экранизацию, поскольку текст произведения просто идеально подходит для переноса на большой экран.

Думаю, стиль сериала «Настоящий детектив» (True Detective, 2014-) вполне подошел бы для истории четырех друзей, один из которых внезапно совершает самоубийство, оставив после себя аудиозапись загадочного содержания.

На пленке Бернард признается, что на протяжении многих лет убивал женщин, оставаясь недосягаемым для органов правопорядка.

Данное заявление повергает в ступор Алана, Рика и Дональда, которые даже и подумать не могли, что их приятель — патологический неудачник и растяпа — мог оказаться жестоким и расчетливым маньяком.

Правда, Бернард всегда слыл любителем приврать некоторые факты своей биографии, поэтому поначалу его признание не воспринимается всерьез.

Однако глубоко западает в умы его друзей, которые некоторое время спустя решают все-таки выяснить как много правды в словах самоубийцы, даже не подозревая на какой опасный путь они вступают.

Ведь зло, порожденное Бернардом не умерло вместе с ним. Оно продолжило жить. И искать новые заблудшие души для утоления своего зверского аппетита.

Первое чем подкупает «Сезон крови» — это атмосфера. Неуютная, гнетущая, становящаяся все мрачнее и мрачнее по мере того как герои продвигаются в своем расследовании деяний их товарища.

В книге не так уж много пугающих сцен, однако, читая ее, ты постоянно испытываешь чувство глубокого беспокойства и реально переживаешь за персонажей.

Говоря о последних, стоит отметить, что их характеры удались автору на все 100%. Гифьюн создал запоминающихся, «объемных» героев, наделенных и положительными и отрицательными чертами (в общем, все как в жизни). Даже в образе Бернарда при желании можно отыскать проблески света (и не важно, что в основном они будут приходиться на его детские годы).

Приятную глазу картину слегка смазывает только невнятный финал, словно придуманный писателем в последнюю минуту и оставляющий после себя ворох вопросов.

Одним словом, если бы не сомнительная развязка, явно пытающаяся сделать текст «умнее» и «сложнее», чем он есть на самом деле, то «Сезон крови» вполне можно было бы причислить к шедеврам современного хоррора.

Но как бы там ни было, роман Гифьюна — это весьма крепкая работа, которая совершенно точно никого не оставит равнодушным.

И одно из лучших произведений серии «Мастера ужасов», выпускаемой издательством «АСТ».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я был в полном восторге от романа, в середине уже испытывал легкое недоумение, а под конец и вовсе старался как можно быстрее прочитать и местами пропускал абзацы пустой болтовни. Да, развязка тут донельзя банальная и примитивная, как в очередном еженедельном фильме ужасов в местном кинотеатре. Да и по пути к этой развязке автор тоже собирает вагон и маленькую тележку штампов, как то: толстая ведьма-гадалка в мрачной комнате; наркоманка-проститутка с монологами школьника-нигилиста из 5б; привидения убитых жертв; разваливающаяся семейная жизнь гг; тайное прошлое героев, которое они все как один почему-то забыли. Причем ладно бы там было какое-то интересное прошлое, так не же — донельзя стандартная ситуация, причем что там такого плохого я тоже не особо понял.

Такое ощущение, что первые 200 страниц автор писал книгу, а потом резко переключился и стал уже набрасывать сценарий для экранизации. И чтобы два раза не перерабатывать, просто вставил как есть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну серьезно — демоны, ритуалы, Дьявол? Неужели автор не мог что-то пооригинальней придумать? Причем там в финале сам гг не может поверить и в шутку вопрошает, мол, он «ребенок Розмари» что ли? И? Иии... И да, так и есть. Это ответ на всю закрученную интригу.

Ух. Нет, ну это, конечно, лучше «Рыбака» из этой же серии, но ненамного.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вчера вечером закончил читать «Сезон крови»... Это очень и очень качественный хоррор — роман. И определенно, одна из лучших прочитанных книг (не только в жанре ужасов)... Сюжет произведения интересный и захватывающий (что для данного жанра не всегда характерно ). Личности главных и второстепенных героев и их непростые(или просто темные) судьбы раскрыты полностью. Атмосфера книги просто страшная временами...Она, эта атмосфера, выглядывает, смотрит, наблюдает, подстерегает вас за каждым переворотом страницы, обволакивает вас мистической Тьмою и сможет забрать вас в пламя Ада... Я полностью впечатлен «Сезоном крови» и теперь ожидаю «Дом малых теней» Адама Нэвилла, чтобы эта осень стала пугающе черной, страшной до безнадежности! Я ожидаю, но пока сделаю вот что: ...

...«И я вспомню ее труп в заполненной кровью ванной, со срезанными веками и вспоротыми запястьями...»

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полный восторг. На одном дыхании. История четырех друзей, которые вдруг узнают, что один из них -- жестокий серийный убийца. Темные тайны из детства, жуткие культы, медленное погружение в бездну чужого больного сознания и, конечно, боль, боль, боль. Увлекательнейшая, чуткая и искренняя история о природе Зла, с едва заметным привкусом сверхъестественного... Тьма есть в каждом из нас; она — идеальный хищник, и к каждому подберет свой особый ключик. Goodness is a state of grace. Evil, is a state of mind. Блестяще.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Евгения Евтушенко есть замечательное стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…». И в нем есть такие строки об умерших людях:

«Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего».

А несколькими строчками ранее – вывод: «У каждого – свой тайный личный мир».

Вот об этом тайном личном мире, который до поры до времени беспросветно скрывается во мраке человеческой натуры, храня ужасные тайны, и повествует отличный психологический хоррор Грега Ф. Гифьюна. Четверо парней знакомы друг с другом с детства, достаточно разные по характерам и способностям, но в компанию каким-то образом сложились крепкую. Теперь они – потрепанные жизнью мужики, чье скучное унылое существование потихоньку подползло к сорока годам, с не самым удачным образом сложившимися судьбами, продолжающие общаться между собой. Эдакая четверка общепризнанных лузеров, у которых никогда не было чего-то достойного в жалком прозябании помимо стандартных для такого рода людей развлекух. И когда один из них неожиданно сводит счеты с жизнью, остальные трое получают от него послание и попутно начинают видеть идентичные кошмары наяву. И вот тут-то и начинается самое страшное. Казалось бы, абсолютно безобидный парень, который был им знакомым до самой распоследней привычки, вел очень-очень странную жизнь, о которой они понятия не имели. В том числе, жестоко убивал людей, насиловал девушек, разрушал чужие судьбы, с детства путался с темными силами…

…И умудрялся оставаться другом.

Чем дальше троица копает в жизни суицидника, тем более страшные тайны приоткрывает, и вскоре не просто понимает причину, по которой их друг ступил на темную сторону, но и обнаруживает, что на его месте мог бы быть любой. Потому что бездне, которая засосала парня в раннем детстве, практически невозможно противостоять. И даже в финале истории это влияние засасывающей тьмы на одного из них обыгрывается просто филигранно. Автору в принципе очень здорово удалось показать, как из обычного человека может получиться настоящий безжалостный серийный убийца, за какие психологические крючки нужно дернуть, что влияет на это развитие сумрака внутри вроде бы нормального парня.

Книга очень мрачная, жестокая, больная, как и тот, кого она описывает, чьи поступки показывает. Местами отталкивающая своим натурализмом и грязью, местами очаровывающая характерами и честностью относительно таких людей.

А что вы знаете о своих друзьях?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первых же страниц основной эмоцией стало недоумение. Без контраста, сразу, в карьер, жизнь главного героя показали унылой, мрачной и никчемной. Погода вокруг — унылая, мрачная и никчёмная. Семейная жизнь, работа, досуг, секс какие? Правильно. Унылые, мрачные, никчёмные. Что полностью убивает эмпатию. Слишком уж явно нагнетается «атмосфера». Появление друзей и шокирующая (шокирующая героев, не читателя) новость о суициде даёт надежду, что наверное нас ждёт что-то вроде стивенкинговского экскурса в счастливое детство (tm). Но как-то не получилось. Детство... блёклое. Стандартные судьбы. Обычные проблемы. Ровные эмоции. Надоедающие намёки на жуть.

Суицид друга? Да в такой атмосфере впору вечеринку устраивать, что отмучался. Не страшно, не волнующе, без сопереживания. Умрёт охранник из Пятёрочки — хороший вариант. Вышибала с комплексами? Замечательно. Что-то непонятное с алкоголизмом и гейством? А кто это вообще был?

Но потом я подумал что автор хочет показать нам мир людей что живут в клинической депрессии и что именно шок-контент от Бернарда — поможет им собраться, изменит их жизнь, добавит красок/крови. Да хоть и сами начнут убивать. Вместо этого я получил мистику уровня аттракционов в парке ужасов и примитивные рассуждения о природе зла.

Но ок. Не может быть всё так плохо. Возможно вся эта призрачная котовасия — это следствие попыток троицы отстраниться от четвёртого друга-маньяка, что они на самом деле давно всё поняли , а происходящее — это последние судороги социально-эмоциональной связи, которая была единственной яркой частью всей их жизни.

Когда пошли секты, цыганки и ДРАКА В ТРАКТИРЕ ЧТОБЫ БЫЛ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКШОН, мамаша-инцестница и наркоманка с риторикой пацанского паблика из ВК, я плюнул и читал по инерции.

Ах да. Там ещё твист был в итоге и фейерверки.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В любой загадке таится энергия. И тот, кто ищет ответ, этой энергией питается» (с). Джон Фаулз. «Волхв»

Именно так и вышло с героями данной книги. Трое друзей пытаются разгадать, как же вышло так, что еще один их товарищ, покончивший жизнь самоубийством, оказался тем, кем оказался...

Повествование ведется от лица одного из героев — Алана, он в этой книге играет, скажем, так ключевую роль. Его больше всего интересует, почему на протяжении всех лет, что они дружили с Бернардом (самоубийцей), они были так слепы. И именно он в итоге и находит этот ужасный ответ на свой вопрос.

Автор очень хорошо прописал персонажей, их образы и окружающий мир. Уже после первых глав ясно можно представить, всех троих героев, их привычки, поведение, манеры и основные черты характера. Нет путаницы, кто есть, кто и почему он так себя ведет.

Да и по сюжету первая половина книги держит в напряжении. Интрига нарастает, тайны увеличиваются. Пока на свет не появляются первые жертвы Бернарда, это и вовсе можно назвать отличным психологическим триллером.

А вот дальше автор вносит немного сумбура. Появляется мистическая составляющая, которая в итоге могла бы быть более заковыристая. Да и некоторые персонажи ближе к финалу начинают отдавать «штампами».

В итоге вся эта шикарная интрига сводится к вечной теме борьбы добра и зла. Но с необычного ракурса. И вопросов по прочтении последней главы стало еще больше чем в начале книги. Хотя главный секрет мы узнали. А вопросы эти больше риторические.

Может ли добро победить зло? или верна ли поговорка «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». В любом случае во время и после прочтения, книга заставляет подумать о тех, кто рядом и как хорошо мы их знаем. А может мы не знаем даже себя?

Книга строго «18+«, там хватает всякого и ненормативной лексики и насилия и прочих штучек.

При этом читается легко, слог у автора хороший, да и перевод не подкачал. Если вы готовы покопаться в себе и окружающих, то можете пощекотать нервы данной книгой.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сезон крови» Грега Ф. Грифюна был бы страшной книгой даже без налета мистики. Эта книга о серых людях, которые день за днем проживают свои серые беспросветные жизни, с каждой секундой все глубже затягиваясь в трясину быта, безнадеги, долгов, нереализованных возможностей, разбитых мечт, зависимостей и одиночества. Ад — это бесконечное повторение, как писал кто-то из классиков. «Сезон крови» — это книга о персональном аде каждого человека, который никогда не покидает, следует по пятам, стоит у изголовья, когда ты спишь. Книга о том, как счастливые, полные жизни дети превращаются в угрюмых несчастных взрослых.

Еще эта книга об аде иррациональном, потустороннем, который пахнет серой. Врата которого открываются после самоубийства тихого незаметного неудачника. Смерть это совсем не конец. И для давних школьных друзей самоубийцы это станет началом кошмара.

Это роман о пустоте, которая живет в человеке. Если ее запустить, она начнет расти и однажды сожрет своего хозяина. Еще одна интерпретация детского правила о том, что нужно быть хорошим. Хорошим быть трудно. Трудно быть добрым, счастливым, трудно нести в себе свет подобно героям великой «Дороги» Кормака Маккарти. Но нужно это делать не смотря ни на что. Потому что гораздо легче быть несчастным, одиноким, грустным, унылым. Легко быть злым. Но однажды ты споткнешься и зло тебя уже не отпустит.

Радует, что серия «Мастера ужасов» полнится именно такими романами. Разноплановыми, глубокими, психологичными. Пусть «не страшными» в массовом понимании, но без навязчивых скримеров и «пугалок», без набивших оскомину монстров и шаблонных героев. «Усмешка тьмы», «Ритуал», «Инициация», «Дом малых теней», сборник рассказов Лиготти, «Сезон крови». Не могу сказать, что от каждого из них я в полном восторге, но благодаря эти книгам в кои то веки могу хоть немного утолить жажду разнообразия в хорроре

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трое закадычных друзей, пытаясь прийти в себя после самоубийства четвертого из их компании, обнаруживают, что этот четвертый вел двойную жизнь. Тихий неудачник, которого все трое знали с детства, на досуге промышлял жестокими убийствами.

Книга пропитана депрессивной атмосферой — этакий кризис среднего возраста, возведенный в абсолют. Героям уже под сорок, и они чувствуют себя неудачниками. У всех внутренние проблемы, неудовлетворенность жизнью. Кто-то глушит тоску алкоголем, кто-то завязывает романы с молоденькими женщинами и молодится, пытаясь доказать себе и окружающим свою состоятельность. ГГ пытается разобраться в отношениях с женой, которые из страстных и доверительных превратились в рутину.

Хоррор-составляющая порой уходит на второй план, и ничего принципиально нового автор нам не показывает. Тем не менее, книга крепко сшита, и мистические элементы, так же как и похождения маньяка, хоть и не блещут оригинальностью, довольно увлекательны и интересны.

В финале автор ударился в не особо внятные полуфилософские рассуждения, но мне это впечатления не испортило.

Рекомендую как бывалым любителям жанра, так и просто заинтересованным. Откровением эта книга вряд ли станет, но удовольствие доставит.

Разве что особо впечатлительным стоит читать ее под настроение — депрессивная атмосфера по-настоящему сильна.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сезон крови» я принимался читать дважды. В первый раз сразу после покупки. Судя по аннотации, роман обещал быть для меня интересным. И вроде бы сначала ожидания оправдывались: быстрая завязка, быстрое знакомство с героями, легкий налет мистики и наличие загадки сразу погрузили в книгу с головой. Но прочитав примерно треть книги, я внезапно утратил к ней всякий интерес. Рассуждать о причинах не стал, — просто отложил. До лучших времен.

Лучшие времена наступили только через несколько месяцев. Теперь я подошел к процессу более основательно: запасся терпением, совершил над собой изрядное усилие и честно попытался настроиться с автором на одну волну. Ну бывает ведь, что вроде бы не распробовал с первого раза, а потом ничего — читаешь и нахваливаешь. И действительно, вторая попытка оказалась более успешной, — хоть и со скрипом, но я продвигался вперед. Однако, ближе к середине романа меня посетило стойкое де жа вю: нечто подобное я уже проходил. Причем совсем недавно. И тут же вспомнилась «Усмешка тьмы» и мои мучения с ней.

Вот и тут происходило нечто подобное. Казалось бы — все на месте: и сюжет, и главные герои, и атмосфера, и даже перевод — просто не к чему придраться. Все по отдельности импонировало моему вкусу, и по идее должно было дико нравиться. Но вот все вместе — никак. Я возвращался к началу, перечитывал вновь и вновь некоторые моменты. Но, несмотря на все усилия, пазл упорно не хотел складываться в целую картину. Хотя роман я в итоге все же дочитал. Вернее, домучил.

Систематизируя постфактум свои впечатления, попытаюсь выделить несколько основных моментов, которые подпортили впечатление от книги.

Во-первых, я совершенно не понял, что же автор хотел сказать мне как читателю. И это для меня хуже всего. Ясно ведь, что роман претендует на нечто большее, чем быть рядовой «пугалкой». Чувствуется, что автор попытался подвести под свое творение вполне определенную философию. Но все, что я рассмотрел в тексте, было либо очевидно (зло — вполне материально, оно существует вне нас, и мы может или откликаться на него, или сопротивляться ему), либо банально (все пороки закладываются в нас с детства). А может до читателя пытались донести мысль о том, что человек может жить двойной жизнью, и даже его близкие друзья ничего не будут знать о нем. Откровение из разряда «а мужики то не знали«! Стоило ли ради этого городить огород.

Далее, роман на мой взгляд чрезмерно затянут. Чрезмерно и, главное, — ничем не оправданно. Из-за этой неоправданной затянутости то и дело провисает сюжет, а главное — рвется атмосфера саспенса, на который в подобных произведениях все и держится. После середины романа автор вроде бы спохватывается и начинает наверстывать упущенное, уплотняя события. Но получается только хуже: появляются ненужные сцены и явно лишние персонажи, непонятно каким боком относящиеся к сюжету. Да и сам сюжет, такой бодрый и понятный в начале, начинает плутать, спотыкаться и сворачивать куда-то явно не туда. В кустах начинают возникать рояли. А на стену повествования зачем-то вешается целый арсенал ружей, которым (увы) так и не суждено выстрелить.

Отдельно хотелось бы остановиться на элементах хоррора в романе. Ведь произведение позиционируется как роман ужасов. Следовательно, читатель все время (пусть порой и подсознательно) ждет, когда же его начнут пугать. Сразу скажу, что в случае с «Сезоном крови» ждать придется очень долго. Откровенно говоря, я думал, что вообще их не дождусь. Первая половина книги вообще более всего напоминает мелодраму: главный герой пытается разобраться в запутанных отношениях со своей женой и компанией друзей детства. Элементы хоророра если и присутствуют, то мельком, где-то на самом горизонте. Вторая часть в этом отношении явно «повеселее». Тут присутствуют элементы сплаттера, причем порой достаточно жесткие: кровища рекой и расчлененка читателю обеспечены. И вроде бы нужно «радоваться». Но почему-то при чтении меня не покидало ощущение, что автор нарочито перебарщивает. Уж очень искусственно (чуть ли не притянутыми за уши) выглядят отдельные сцены, вызывая очевидный диссонанс с общим фоном произведения. Тот самый случай, когда поданное не к месту любимое блюдо вместо восторга вызывает отвращение.

И в итоге, — совершенно невнятная концовка. Сплошное недоумение, — думай, что хочешь. Причем это явно не пример открытой концовки, которая мне так нравится. Автор определенно пытался что-то сказать, подвести некий итог. Но вот что именно он хотел сказать, я (увы) так и не понял. Я, например, так и не понял: главный герой победил зло или нет. Если нет, то куда оно делось? Если все же победил, то как-то его дальнейшая судьба не вяжется с победой. Опять же: если победил, то как именно он его победил? И самое главное: что представляло из себя это самое зло. Концовка оставляет целый спектр предположений. Вплоть до того, что главному герою все просто напросто привиделось, причем не только то, что с ним произошло, но и остальные персонажи. Прям «Игры разума» какие-то.

В общем, все сложно. Скорее всего, через некоторое время попытаюсь перечитать роман. Возможно, третий заход окажется счастливым.

А пока только 7 баллов.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грег Гифьюн «Сезон крови». Лично мне роман понравился. Может немного (совсем чуть-чуть: ну вот столечко..) сюжет притормозил где-то в середине пути ( или скорее мне это показалось) из-за обилия диалогов. Хотя рассуждения главных героев и их выводы очень уж близки моим. В некоторых ситуациях... Так ли уж хорошо мы знаем знакомых людей, которые нас окружают в повседневной жизни?! Знаем ли, что творится в их Душе и Разуме?? И не являемся ли мы всего лишь мазком кисти на картине под названием «Тьма»? Мазком, задача которого скрыть Зло на время пока Оно наберется сил и начнет творить свои кровавые ритуалы... И откроет Дверь... И явит Ад!!! Вот этот момент мне показался довольно страшным !!! Быть прикрытием Зла сам не ведая того !!!

Образ Зла, описанного в романе, подан в лучших традициях «сплаттерпанка» и несомненного Короля этого стиля — Клайва Баркера . А так, как Баркера я обожаю, то отношение к роману к финалу сформировалось соответствующее .

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх