fantlab ru

Рэй Брэдбери «Земляне»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
1978
Моя оценка:
-

подробнее

Земляне

The Earth Men

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 288
Аннотация:

Вторая экспедиция землян на Марс. Хозяйка дома, в который они постучали, выгнала названцев, словно каких-нибудь назойливых рекламных агентов, послав к некоему Ааа. Тот в свою очередь послал их в город к мистеру Иии. А тот... В общем, земляне были ошарашены таким «гостеприимством».

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «The Other Side of the Moon», 1949 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— антологию «Toward Infinity», 1968 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Американская фантастика», 1988 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

«Модель для сборки», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Марсианские хроники
1965 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Американская фантастика
1988 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Момент бури
1991 г.
Марсианские хроники
1991 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
451 градус по Фаренгейту
2011 г.
Марсианские хроники
2011 г.
Марсианские хроники
2013 г.
Марсианские хроники
2015 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2023 г.
Марсианские хроники
2023 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Other Side of the Moon
1949 г.
(английский)
Toward Infinity
1968 г.
(английский)
Towards Infinity
1970 г.
(английский)
Towards Infinity
1973 г.
(английский)
Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, Брэдбери пишет тут вовсе не о марсианах, а о людях, о чём и свидетельствует двойственное по смыслу название рассказа.

Мы, люди, земляне, слишком здравомыслящи и практичны, чтобы поверить первому встречному, представляющемуся инопланетянином. Даже если внешне он довольно сильно отличается от привычного нам существа. Мы слишком заняты, чтобы сесть и разобраться в ситуации. Мы слишком равнодушны, чтобы представить себе, что в мире могут быть другие миры и иные цивилизации. А так — отправил приставучих пришельцев в дурдом — и дело в шляпе.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это рассказ о человеческом безумии. Брэдбери, конечно, зашифровал его, спрятал в сюжет, так сказать. Марсиане воспринимают прилетевших к ним землян на ракете за безумцев, за сумасшедших. Но в этих марсианах отчетливо просматриваются люди-обыватели, которые живут обычной обыденной жизнью, варятся в собственном соку потребительского смысла существования, смотрят по телевизору любимые передачи и никакая истина им не нужна, никакая правда, любовь и справедливость. Им по кайфу плескаться в аквариуме своего ограниченного понимания жизни А те, кто говорит об этом, пишет об этом, пытается жить ради этого – безумцы и сумасшедшие. Тот, кто не следует современному ритму жизни (моде, общественному мнению, тенденциям и т.д) – больной, место ему в психушке.

В своём большинстве человек сейчас совершенно разучился воспринимать чудо. Да и зачем ему всякие чудеса? Зачем ему великий загадочный и непостижимый мир, в котором он существует? Зачем ему думать и интересоваться тем, что было до него, и тем, что будет после него? Зачем ему мечтать и жить ради искусства? Ведь превыше всего – удовлетворять собственные потребности и желания. Такая точка зрения потребителя – того, в которого сейчас превращается человечество.

Вот в чём, собственно говоря, проявление человеческого безумия на самом деле.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начиная с «Иллы» Брэдбери показывает нам нас самих, «запудренных» под марсиан. То что мы, как правило, не замечаем, не хотим видеть. Эгоцентризм, равнодушие, стереотипное мышление. Обыденность, которую создаем, в которой застреваем.

Конечно, подано все с точки зрения человека, наблюдающего за жизнью американцев 50-х. Читая об Илле, вспоминается реклама в стиле «Покажи ей, что это мужской мир». Неудивительно, что на подобной почве возник феминизм и в результате их перекосило в обратную сторону.

В «Землянах» все то же. Мистер и миссис Ттт — ярчайший пример стереотипов и зацикленности на себе. Как и дети, не желающие ничего понимать. Как Ыыы, не желающий видеть, слышать, чувствовать новое. Или «психи», сидящие в замкнутом пространстве, пока не станут как все. Вот только картинка в этот раз усложняется, появляются земляне со словами: «пусть кто-нибудь вручит нам ключи от города». Типичная экспансия в стиле «veni, vidi, vici». В ответ — нечто неожиданное.

В «Землянах» дивные образы психов с впечатляющими способностями. Интересно, это намек на то, что красоту индивидуальности среднестатистические обыватели норовят списать на ущербность или просто эффектный элемент сюжета?

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один рассказ от Рея Бредбери из марсианского цикла. Из тех, в котором Марс не Марс и марсиане не инопланетяне. В том смысле, что все они без проблем могут быть представлены, как одна из вариаций самых обычных людей, населяющих эту планету.

Рассказ про то, что видеть что-то необычное — это тоже навык. И он не доступен по умолчанию, как принято считать. Чудо или просто необычное событие вполне можно объяснить в терминах повседневного и не испытать от этого никакого восторга. Особо выразительно этот факт будет проявляться в случае богатого повседневного опыта. Нужно уметь ходить за пределы своих представлений и регулярно в этом практиковаться. Иначе не сможешь воспринимать новое, даже если оно навязчивым образом будет стучаться тебе в дверь и отвлекать от ежедневной рутины.

Ну а там, где повседневного житейского опыта тебе не хватит, чтобы заткнуть все дыры в восприятии, тебе придет на помощь вера. Вера, которая вполне может маскироваться под что-то научное. Поэтому имеем художественный текст, который показывает, что психиатрия не наука, а вера. Ну, по крайней мере в том виде, в котором психиатрия показана в рассказе: никакое количество никаких доказательств не может поколебать догматы этой веры. И это приводит к печальному финалу. Что тут можно сказать... По крайней мере психиатр был последователен в своей вере.

Еще один хороший рассказ из области реалистичной фантастики от мастера этого дела.

P.S.

Мораль: не подписывайте подозрительные документы, предварительно не прочитав их.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая новелла сборника повествует о Второй марсианской экспедиции человечества. После загадочного исчезновения первых астронавтов земляне не находят ничего лучшего, чем повторить прежнюю ошибку — послать новый экипаж. Теперь уже из четырех человек. Что может быть глупее? Но Брэдбери умышленно идет на такой шаг, чтобы показать абсурдность и сюрреалистичность всей ситуации. Этот сюрреализм усиливается необычной реакцией марсиан на астронавтов: во-первых, марсиане прекрасно понимают землян, а во-вторых, отказываются признавать значимость произошедшего. Это вводит в ступор не только астронавтов, но и читателя — тот начинает думать, что автор написал что-то типа злой сатиры на контакт с братьями по разуму и никакой логики в рассказе не будет. И тем самым совершает ошибку! Когда вы дочитаете рассказ до конца, то поймете, в чем была причина такого странного поведения марсиан. Она окажется вполне естественной и даже оригинальной (земляне сами сажают себя «под замок»). Подобное решение уже само по себе весьма неплохое! Но автор идет дальше и доводит ситуацию до абсурда («Галлюцинации не исчезли!»), шокируя читателя неожиданным финалом. Лично для меня только осталось неясным, откуда на Марсе столько душевнобольных? Ведь из первой новеллы это совсем не следовало.

-------------

ИТОГ: оригинальная по находкам история о судьбе Второй марсианской экспедиции землян. Вначале кажется полным абсурдом, но к концу обретает свою логику. Читайте, чтобы насладиться мастерством и изобретательностью американского «спринтера от фантастики».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе ситуацию с точностью до наоборот. В один прекрасный день к вам подходят несколько человек и говорят, что они марсиане прилетевшие для установления контакта с жителями Земли. Можете ли вы предсказать свою реакцию? Если пришельцы по внешнему виду не будут сильно отличаться то нас, не исключено что они окажутся в таком же сумасшедшем доме.

Тем не менее забавно, что марсиане упорно не верили землянам. Наша официальная наука также отрицает существование инопланетного разума и вообще игнорирует все выходящее за пределы классических представлений. Те, кто занимается альтернативной наукой или историей представляются некими чудаками, несерьезными людьми. Имеющиеся факты представляются подобно галлюцинациям марсиан. Однако отрицание того, что не укладывается в рамки традиционных представлений-есть первый шаг к невежеству. Мистер Ыыы в рассказе есть типичный образчик таких людей, этакий марсианский Фома-неверующий. И это неверие доведено до грани абсурда. Рассказ немного ироничен, но все-таки землян очень жаль.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самые тупые земляне прилетели на Марс, где встретили «достойных» (по интеллекту) марсиан

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный рассказ! Эдакая фантасмагория, торжество абсурда, где непонятно ничего до самой развязки. Читаешь и удивляешься ситуации и реакции марсиан на объявление астронавтов о том, что они с Земли... Но при более глубоком осмыслении задумки автора становится не до смеха. Всё новое и непонятное для людей тоже становится чем-то, выходящим за рамки обыденности и обычных представлений о бытии. А любое отклонение от «нормы» для любого из нас повод для агрессии и оказания всяческого сопротивления — никто не любит незапланированных перемен. И что удивительного в том, как земляне подверглись «препарированию» и уничтожению...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё течёт, всё изменяется. Чем бы ни был сей текст в момент его создания (а это, на минуточску — больше 70 лет тому), сегодня это — увы и ах — явная творческая неудача. Ну, с точки зрения сегодняшних канонов Жанра Фантастики, разумеется.

Сегодня подобные тексты — это даже не халтура, это — признак полного непрофессионализма, свидетельство либо творческого кризиса автора, либо — ещё хуже — нищеты воображения. Такое бывает. И на старуху, как говорится, всегда имеется шанс эээ... появиться некой прорухе. Н-да.

Однозначно — НЕ фантастика. Некий — не шибко удачный — юмор, это — может быть. Но — не более того

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальное описание того, насколько люди ( в данном случаи через марсиан это переданно) готовы видить только через призму своего видения мир.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Настолько , что готовы покончить с собой

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот он, долгожданный первый (точнее, второй) контакт — ходят тут, надоедают всем, отвлекают, будто у нас своих дел нет, мысли ваши насквозь видны и нет в вас ничего интересного. «Я вызову его на дуэль!», «..вот вам ключи — От города? — нет, от дома!» — один из самых смешных рассказов в мировой фантастике, хотя все герои в конце погибают. Если и есть у Брэдбери что-то, заслуживающее десятки (кроме кошмарного, не отпускающего Калейдоскопа), то это вторая, третья и, пожалуй четвёртая экспедиции их Хроник.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

С некоторых пор мне многие рассказы, повести и романы напоминают «Колобок». Во многом это связано с тем, что эта народная сказка в незамысловатом линейном сюжете заключает идею об инициации и дискретным доведении жизни оторвавшегося от «матери» существа до логического финала.

И вот, с появлением и развитием литературы, герой отрывался от родителей, потом он отрывался от родной деревни, уезжал в иные страны, а в конце концов и от самой планеты оторвался. Любой момент инициации связан с тем, что человек проходит некое испытание своей человечности — проводит ночь в лесу или у воды, вступает в брак, получает паспорт, сдает последний обязательный экзамен. Во всем этом есть только одна ложь для человека — обязательность всех этих процедур. Человек обязательно должен быть сынициирован, так скажем, присоединяясь к обществу равных, при этом подымаясь не некоей социальной лестнице.

Вот вам Марс. Это ступень аристократов-снобов, проникнутых консерватизмом своей жизни. Во многом потому что она безмятежна, выверена и умеренна. А тут влетает человек и требует рукоплесканий в свой адрес. А чего он, собственно, достиг? Почему он требует церемоний от тех, кто даже не задавал таких условий? Мальчик, пересидевший в лесу, становился взрослым, когда возвращался к своему племени — не требовал же он поздравлений от каких-нибудь насекомых и птиц вокруг. Но тут иная картина — есть общество. Но этому обществу плевать на достижения, которые не выражают качества их жизни.

И действительно, ездит сейчас марсоход по четвертой от Солнца планете, но все это — из научного интереса, а мы радуемся и рукоплещем, потому что нас убедили, насколько важен научный прогресс. И убеждали нас в этом не один день. А по сути — не сумасшествие ли?

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный рассказ. Сначала, просто недоумевал. Не понимал, что происходит. Земляне прилетают и тут такое игнорирование... Смотрелось очень ненатурально и поэтому я подумал, что это такой жёсткий, несколько циничный юмор, наверное даже сатира, в сторону землян. Отчасти так оно и есть. Но ближе к середине, вдруг закралось подозрение: «Что-то тут не так». Как только экипаж

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказался в психушке
всё встало на свои места. Возможно так и надо? Заключить нас в застенки, чтобы не лезли никуда, ничего не разрушали... Но разве экипаж заслужил такое? Ведь это обычные люди: они ничего плохого и не помышляли. А обошлись с ними так жутко, так несправедливо. Но самое страшное в этой ситуации то, что для марсиан их даже не существовало. Всё это мираж, сон, глюки. Они канули в лету, а всем безразлично. А ведь и марсиане не виноваты: они ничего и не подозревали. Или всё-таки виноваты? Постепенно вскрывая нам пороки марсианского общества, Брэдбери достигает высшей точки. Культура красной планеты дошла до своего заката. Как могут существовать люди окруженные иллюзиями? Иллюзиями благополучия, величия красоты, а на самом деле они лишь пленники галлюцинаций. В своём благополучии они зашли в тупик. А ведь, тот доктор-
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убийца был нормальным и застрелился о ошибке.
Нормальным? Хм... Разве может нормальный «человек» убивать людей за, то что они сумасшедшие, разве может видеть сумасшествие везде? Если в этом обществе все такие ( а мне кажется Брэдбери даёт на это утвердительный ответ), то оно просто обязано погибнуть, изжить себя. А земляне лишь контрольный выстрел в голову.

Итог: Вот такое вот эссешечко. Извините мой нестройный слог. Просто мысли нахлынули :glasses: Поражаюсь таланту Брэдбери писать столь разные вещи в рамках одного цикла. После тонкой, трагичной Иллы, такая психологически-жёсткая история. Каких только тараканов не порождают наши головы!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неожиданный – после предшествующих глав «Марсианских хроник» – рассказ.

При чтении его первой половины возникает и укрепляется ощущение, что целью автора было впечатлить читателя парадоксальной картиной абсолютного безразличия марсиан к только что свершившемуся эпохальному событию – прилёту с Земли Второй марсианской экспедиции. Мы – вместе с земными космонавтами – словно попадаем в какой-то театр абсурда (согласен с автором одного из отзывов, что это вызывает ассоциации с творчеством Шекли).

Даже марсианская девочка, которая, казалось бы, должна была сохранить непосредственность чувств и способность удивляться, оказывается заражённой этим всеобщим безразличием.

Однако во второй половине рассказа эта удивительная реакция марсиан (точнее, полное отсутствие какой-либо реакции) получает вполне рациональное объяснение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Способность к телепатии вызывает у них весьма неожиданный способ проявления психических расстройств, когда галлюцинации больных людей приобретают формы, чувственно воспринимаемые другими – здоровыми – людьми. И прибывший с Земли экипаж космонавтов (вместе с ракетой) естественно принимают за ещё одного психа в компании с его галлюцинациями.

Но тем самым жители Марса оказываются неспособными различить пустые порождения нездоровой фантазии, с одной стороны, и действительно необычные реальные события – с другой. Поэтому они начисто лишены способности удивляться – той самой способности, о значении которой автор говорит в эпиграфе к роману. И сам рассказ выглядит как развёрнутая «отрицательная» иллюстрация к этому эпиграфу.

Финал печален – Вторую экспедицию постигла судьба Первой.

Впрочем, и на Земле достаточно людей, не способных подняться над рутиной обыденности и непредвзято взглянуть на то, что действительно заслуживает восторга и уважения (как и людей, которые, напротив, бездумно верят в любую ерунду). И вообще, как же нередко бывает сложно – отличить реальное от кажущегося, настоящее от иллюзорного, истинное от ложного. И получается, как уже было отмечено в отзывах, что рассказ – не только о марсианах, но и о нас самих, людях на Земле.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новелла начинается как один из юмористических рассказов Шекли. Вторая экспедиция в составе 4 человек преодолела тысячи миль и благополучно приземлилась. Вы только подумайте: Человек на Марсе! Сбылась великая мечта Землян. Но что это??! Где же безумный восторг, овации, поздравления, цветы, шампанское, ключи от Марса??! Исторический момент портит совершенно неуместное брюзжание аборигенов, до которых, похоже, не доходит, что им посчастливилось стать свидетелями великого события. Но не все так просто на Марсе, и читателя поджидает нешуточная перипетия – в лучших традициях Софокла и Еврипида. Новелле суждено превратиться из комической в трагическую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх