fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Хронополис»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
139
Моя оценка:
-

подробнее

Хронополис

Chronopolis

Другие названия: Хронополь

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Из-за высокой урбанизации города недалёкого будущего оказались перенаселены. Для снятия нагрузки с инфраструктуры и служб городов была применена система разделения времени. Часть граждан жила по расписанию одного временного «потока» (например, синего), другая часть — по своему режиму (например, зелёному), и т.п. Каждый «цвет» пользовался какими-то услугами только в отведённое ему время. Нарушать этот порядок было нельзя.

Спустя много лет после социального бунта против этой системы и всеобщего запрещения часов, Ньюмен Конрад должен предстать перед судом за убийство и нарушение закона о времени...

© Ny
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Также на русском: Дж. Баллард. Хронополь: Рассказ / пер. Т. Шинкарь // ж. «Компьютерра» 1998, №№ 1 (229), с. 32-33; 2 (230), с. 32; 3 (231), с. 55; 4 (232), с. 56-57; 9 (237), с. 53-55.


Входит в:

— сборник «Billennium», 1962 г.

— сборник «The Four-Dimensional Nightmare», 1963 г.

— антологию «The Vintage Anthology of Science Fantasy», 1966 г.

— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 9», 1970 г.

— сборник «Chronopolis and Other Stories», 1971 г.

— сборник «The Best of J. G. Ballard», 1977 г.

— сборник «The Best Short Stories of J. G. Ballard», 1978 г.

— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.

— антологию «Нулевой потенциал», 1993 г.

— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 


 Альманах научной фантастики. Выпуск  9
1970 г.
Нулевой потенциал
1993 г.
Затонувший мир
1994 г.

Самиздат и фэнзины:

Последний берег
2016 г.
Поющие статуи
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Billenium
1962 г.
(английский)
The Four-Dimensional Nightmare
1963 г.
(английский)
The Four-Dimensional Nightmare
1964 г.
(английский)
The Four-Dimensional Nightmare
1965 г.
(английский)
The Vintage Anthology of Science Fantasy
1966 г.
(английский)
Chronopolis and Other Stories
1971 г.
(английский)
Chronopolis
1972 г.
(английский)
The Four-Dimensional Nightmare
1977 г.
(английский)
The Best of J. G. Ballard
1977 г.
(английский)
The Best Short Stories of J. G. Ballard
1978 г.
(английский)
Chronopolis
1979 г.
(английский)
Ogród czasu
1982 г.
(польский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
The Best Short Stories of J. G. Ballard
1995 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2001 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2002 г.
(английский)
The Complete Stories of J. G. Ballard
2009 г.
(английский)
The Complete Stories of J.G. Ballard
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антиутопия в кубе — так бы я сказал. Круто- за время , которым интересуется человек, судят и в тюрьму. Полиция контроля Времени! Попробуй придумать такой сюжет. Версия написанного сюжета — перед этим автор описывает жизнь, когда всё было по строгому распорядку времени. Возможно обществу надоел такой распорядок и оно ударилось в другую крайность — запретив время.???? Выаод один- эксперименты в обществе в части социальных отношений ничего хорошего не несут. Жаль главного героя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Баллард — один из те немногих представителей «новой волны» в фантастике, кто умеет сочинять интересные сюжеты. Интересные, в первую очередь, заложенной в них идеей. Вы, к примеру, смогли бы придумать такое общество, в котором измерение времени станет преступлением? А Баллард смог! И не просто смог, а логически обосновал свою мысль. Его мир с «временнЫм» разделением труда — маленький шедевр организационного типа. Эдакая антиутопия о времени и его рациональном использовании. В какой-то степени ее можно применить и к нашему обществу (чтоб не звонили кому попало и когда вздумается, чтоб не лазили по порносайтам в рабочее время и чтоб не забивали дороги потоками автомобилей). Выглядит необычно, но вполне разумно. Нужно только привыкнуть к своему «цветному» сословию и его расписанию. А дальше всё покатится с горки, как снежный ком. Но люди не были б людьми, если б не испоганили здравую мысль на корню. В итоге ленивые и убогие в очередной раз победили умных и работящих, а измерение времени стало уголовно-наказуемым деянием. Чтобы прошлый порядок случайно не вернулся назад, была создана Полиция Времени. Только вот в состоянии ли она уничтожить в человеке стремление ощущать течение времени?

Здесь много параллелей с проблемами нашего сумасшедшего века. Например, с нерациональным использованием смартфонов и засильем электронной документации. Похоже, о систематизации всех проблем и разумном их решении пока никто и не думает. Из-за этого общество раскалывается на несколько лагерей, которые увлеченно воюют друг с другом вместо того, чтобы решать действительно значимые задачи. А время между тем продолжает просыпаться меж их пальцев, словно песок... Что же делать? Автор дает единственно-верный ответ: бороться! Бороться за правду, за разумный уклад жизни, за прогресс и светлое будущее. Потому что ничего из перечисленного само собой не появится, а противная сторона вообще ничего даром не отдаст. Такая вот социальная философия...

------------------

РЕЗЮМЕ: рассказ про общество, которое победило время ценой своего будущего. Похоже, человеку свойственно постоянно наступать на самые разнообразные «грабли» и не извлекать из оного никаких полезных уроков.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ во многом продолжающий проблематику «Безвыходного города». Описание деградирующего мегаполиса у Балларда получается очень убедительно. В «Хронополе» автор показывает нам, через короткое жизнеописание некоего Конрада Ньюмена, как распределение/использование времени может влиять на социальную структуру общества, его политическое и даже экономическое развитие, на самого индивидуума. У Балларда получилась достаточно глубокая футуристическая социология. Отдельные элементы наблюдений писателя мы уже воочию наблюдаем сегодня.

Главный герой рассказа проходит серьёзную внутреннюю эволюцию по отношению к времени — от восхищения перед его упорядочивающим (цивилизующим) свойством до крайнего раздражения от одного присутствия рядом часового метронома. Что стало причиной таких резких изменений? Читайте.

Рекомендую. Образец нормальной фантастики.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ который слегка поставил меня в тупик. Вот вроде бы начинаешь сочувствовать главному герою, но он вроде и не прав. Если хорошенько подумать то без часов жить не очень комфортно. Но довести культ часов до государственного маразма... Я жить по расписанию не хочу. Я хочу ходить в библиотеку в любое время и кушать когда захочу. Но и не знать что тебе делать пока не зазвенит таймер. То есть за тебя опять кто-то решает что и во сколько делать.

Не понятна мне и мотивация поступка главного героя. Зачем он всё взял на себя. И наказание мне показалось слегка надуманным. Ведь все ещё помнят часы у наших бабушек. И их тиканье ни когда не раздражало. А через время ты их просто и не замечаешь. Ты привыкаешь к ним так что они перестают существовать.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл уже 3 рассказа Балларда уже вижу его Стиль. Мрачный пост-апокалипсис с эффектными пейзажами и острыми человеческими отношениями. До этого читал «Конец» и «Птица и Мечтатель». Рассказы просто отличные.

Кстати, что касается идеи разделения времени, то у нас на работе уже ввели такую хрень: для того чтоб разместить на автостоянке машины всех работников, каждая служба начинает работать в разное время. Вот я например к 7:00 приезжаю, а другие к 8:00. Третья служба к 9:00. И вправду машины стали помещаться. Так что в этом плане Баллард предложил весьма неплохую систему.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем недавно мне задали вопрос: я удивляюсь, где вы находите время, чтобы все это делать? Странно, я его нигде не нахожу, ибо его у меня просто нет. А с другой стороны: почему его у вас нет? На, что вы его тратите? Покушать, послушать, посмотреть, посидеть, поговорить, поспать и снова сначала... Мне кажется, что автор просто иронизирует над проблемой времени, которую люди возвели в ранг проблемы. Вспоминаю тещу: часов не было. Рассвело, значит, надо вставать и гнать скотину в поле. Стемнело, значит, надо ложиться спать. И так каждый день. Весело, ни телевизора, н радио. Зато было общение, на лавочке, обо всех и обо всём. Как иногда хочется выбросить эти часы...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх