FantLab ru

Рэй Брэдбери «Земляне»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Голосов:
1793
Моя оценка:
-

подробнее

Земляне

The Earth Men

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 259
Аннотация:

Вторая экспедиция землян на Марс. Хозяйка дома, в который они постучали, выгнала названцев, словно каких-нибудь назойливых рекламных агентов, послав к некоему Ааа. Тот в свою очередь послал их в город к мистеру Иии. А тот... В общем, земляне были ошарашены таким «гостеприимством».

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Марсианские хроники
1965 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Американская фантастика
1988 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Момент бури
1991 г.
Марсианские хроники
1991 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
451 градус по Фаренгейту
2011 г.
Марсианские хроники
2011 г.
Марсианские хроники
2013 г.
Марсианские хроники
2015 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Other Side of the Moon
1949 г.
(английский)
Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это рассказ о человеческом безумии. Брэдбери, конечно, зашифровал его, спрятал в сюжет, так сказать. Марсиане воспринимают прилетевших к ним землян на ракете за безумцев, за сумасшедших. Но в этих марсианах отчетливо просматриваются люди-обыватели, которые живут обычной обыденной жизнью, варятся в собственном соку потребительского смысла существования, смотрят по телевизору любимые передачи и никакая истина им не нужна, никакая правда, любовь и справедливость. Им по кайфу плескаться в аквариуме своего ограниченного понимания жизни А те, кто говорит об этом, пишет об этом, пытается жить ради этого – безумцы и сумасшедшие. Тот, кто не следует современному ритму жизни (моде, общественному мнению, тенденциям и т.д) – больной, место ему в психушке.

В своём большинстве человек сейчас совершенно разучился воспринимать чудо. Да и зачем ему всякие чудеса? Зачем ему великий загадочный и непостижимый мир, в котором он существует? Зачем ему думать и интересоваться тем, что было до него, и тем, что будет после него? Зачем ему мечтать и жить ради искусства? Ведь превыше всего – удовлетворять собственные потребности и желания. Такая точка зрения потребителя – того, в которого сейчас превращается человечество.

Вот в чём, собственно говоря, проявление человеческого безумия на самом деле.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё течёт, всё изменяется. Чем бы ни был сей текст в момент его создания (а это, на минуточску — больше 70 лет тому), сегодня это — увы и ах — явная творческая неудача. Ну, с точки зрения сегодняшних канонов Жанра Фантастики, разумеется.

Сегодня подобные тексты — это даже не халтура, это — признак полного непрофессионализма, свидетельство либо творческого кризиса автора, либо — ещё хуже — нищеты воображения. Такое бывает. И на старуху, как говорится, всегда имеется шанс эээ... появиться некой прорухе. Н-да.

Однозначно — НЕ фантастика. Некий — не шибко удачный — юмор, это — может быть. Но — не более того

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один рассказ от Рея Бредбери из марсианского цикла. Из тех, в котором Марс не Марс и марсиане не инопланетяне. В том смысле, что все они без проблем могут быть представлены, как одна из вариаций самых обычных людей, населяющих эту планету.

Рассказ про то, что видеть что-то необычное — это тоже навык. И он не доступен по умолчанию, как принято считать. Чудо или просто необычное событие вполне можно объяснить в терминах повседневного и не испытать от этого никакого восторга. Особо выразительно этот факт будет проявляться в случае богатого повседневного опыта. Нужно уметь ходить за пределы своих представлений и регулярно в этом практиковаться. Иначе не сможешь воспринимать новое, даже если оно навязчивым образом будет стучаться тебе в дверь и отвлекать от ежедневной рутины.

Ну а там, где повседневного житейского опыта тебе не хватит, чтобы заткнуть все дыры в восприятии, тебе придет на помощь вера. Вера, которая вполне может маскироваться под что-то научное. Поэтому имеем художественный текст, который показывает, что психиатрия не наука, а вера. Ну, по крайней мере в том виде, в котором психиатрия показана в рассказе: никакое количество никаких доказательств не может поколебать догматы этой веры. И это приводит к печальному финалу. Что тут можно сказать... По крайней мере психиатр был последователен в своей вере.

Еще один хороший рассказ из области реалистичной фантастики от мастера этого дела.

P.S.

Мораль: не подписывайте подозрительные документы, предварительно не прочитав их.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот он, долгожданный первый (точнее, второй) контакт — ходят тут, надоедают всем, отвлекают, будто у нас своих дел нет, мысли ваши насквозь видны и нет в вас ничего интересного. «Я вызову его на дуэль!», «..вот вам ключи — От города? — нет, от дома!» — один из самых смешных рассказов в мировой фантастике, хотя все герои в конце погибают. Если и есть у Брэдбери что-то, заслуживающее десятки (кроме кошмарного, не отпускающего Калейдоскопа), то это вторая, третья и, пожалуй четвёртая экспедиции их Хроник.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальное описание того, насколько люди ( в данном случаи через марсиан это переданно) готовы видить только через призму своего видения мир.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Настолько , что готовы покончить с собой

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный рассказ! Эдакая фантасмагория, торжество абсурда, где непонятно ничего до самой развязки. Читаешь и удивляешься ситуации и реакции марсиан на объявление астронавтов о том, что они с Земли... Но при более глубоком осмыслении задумки автора становится не до смеха. Всё новое и непонятное для людей тоже становится чем-то, выходящим за рамки обыденности и обычных представлений о бытии. А любое отклонение от «нормы» для любого из нас повод для агрессии и оказания всяческого сопротивления — никто не любит незапланированных перемен. И что удивительного в том, как земляне подверглись «препарированию» и уничтожению...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ. Если подумать, то в некоторые моменты могло показаться, что марсианин был прав и это все галлюцинация. Очень скучными оказались персонажи землян. Мне кажется, что в каждом из своих рассказов Брэдбери наделяет кого-то из героев одним из библейских грехов (в данном случае — гордыней). Из-за этой гордыни и совсем не сучувсвуешь героям-космонавтам. Так и хочется чтобы с ними случилось что-то нехорошее)

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неожиданный – после предшествующих глав «Марсианских хроник» – рассказ.

При чтении его первой половины возникает и укрепляется ощущение, что целью автора было впечатлить читателя парадоксальной картиной абсолютного безразличия марсиан к только что свершившемуся эпохальному событию – прилёту с Земли Второй марсианской экспедиции. Мы – вместе с земными космонавтами – словно попадаем в какой-то театр абсурда (согласен с автором одного из отзывов, что это вызывает ассоциации с творчеством Шекли).

Даже марсианская девочка, которая, казалось бы, должна была сохранить непосредственность чувств и способность удивляться, оказывается заражённой этим всеобщим безразличием.

Однако во второй половине рассказа эта удивительная реакция марсиан (точнее, полное отсутствие какой-либо реакции) получает вполне рациональное объяснение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Способность к телепатии вызывает у них весьма неожиданный способ проявления психических расстройств, когда галлюцинации больных людей приобретают формы, чувственно воспринимаемые другими – здоровыми – людьми. И прибывший с Земли экипаж космонавтов (вместе с ракетой) естественно принимают за ещё одного психа в компании с его галлюцинациями.

Но тем самым жители Марса оказываются неспособными различить пустые порождения нездоровой фантазии, с одной стороны, и действительно необычные реальные события – с другой. Поэтому они начисто лишены способности удивляться – той самой способности, о значении которой автор говорит в эпиграфе к роману. И сам рассказ выглядит как развёрнутая «отрицательная» иллюстрация к этому эпиграфу.

Финал печален – Вторую экспедицию постигла судьба Первой.

Впрочем, и на Земле достаточно людей, не способных подняться над рутиной обыденности и непредвзято взглянуть на то, что действительно заслуживает восторга и уважения (как и людей, которые, напротив, бездумно верят в любую ерунду). И вообще, как же нередко бывает сложно – отличить реальное от кажущегося, настоящее от иллюзорного, истинное от ложного. И получается, как уже было отмечено в отзывах, что рассказ – не только о марсианах, но и о нас самих, людях на Земле.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С некоторых пор мне многие рассказы, повести и романы напоминают «Колобок». Во многом это связано с тем, что эта народная сказка в незамысловатом линейном сюжете заключает идею об инициации и дискретным доведении жизни оторвавшегося от «матери» существа до логического финала.

И вот, с появлением и развитием литературы, герой отрывался от родителей, потом он отрывался от родной деревни, уезжал в иные страны, а в конце концов и от самой планеты оторвался. Любой момент инициации связан с тем, что человек проходит некое испытание своей человечности — проводит ночь в лесу или у воды, вступает в брак, получает паспорт, сдает последний обязательный экзамен. Во всем этом есть только одна ложь для человека — обязательность всех этих процедур. Человек обязательно должен быть сынициирован, так скажем, присоединяясь к обществу равных, при этом подымаясь не некоей социальной лестнице.

Вот вам Марс. Это ступень аристократов-снобов, проникнутых консерватизмом своей жизни. Во многом потому что она безмятежна, выверена и умеренна. А тут влетает человек и требует рукоплесканий в свой адрес. А чего он, собственно, достиг? Почему он требует церемоний от тех, кто даже не задавал таких условий? Мальчик, пересидевший в лесу, становился взрослым, когда возвращался к своему племени — не требовал же он поздравлений от каких-нибудь насекомых и птиц вокруг. Но тут иная картина — есть общество. Но этому обществу плевать на достижения, которые не выражают качества их жизни.

И действительно, ездит сейчас марсоход по четвертой от Солнца планете, но все это — из научного интереса, а мы радуемся и рукоплещем, потому что нас убедили, насколько важен научный прогресс. И убеждали нас в этом не один день. А по сути — не сумасшествие ли?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как забавно всё начиналось, и как грустно всё закончилось... Ведь всегда так, когда возникает что-то новое, необычное, его пытаются задавить обывательские умы, вертя пальцем у виска, недоуменно таращась, словно на атомную бомбу, способную разворотить всё вокруг. Жаль вторую экспедицию, жаль, что так нетерпимо и боязливо относятся ко всему неизведанному. Очень проникновенно и искренне.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это один из самых жестоких рассказов о Марсе и марсианах. Почему?

Земляне на Марсе. Сбылась мечта: мечта о полёте, об обнаружении разума, о контакте с ним. Земляне ликуют, но ждут, что инопланетный разум (говорящий по-английски) разделит с ними их ликование. Не разделит? А почему? Потому что марсиане, достигшие невиданных высот в телепатии, приняли землян за сумасшедших... Как жестоко! И страшно — страшно обманываться, страшно видеть и слышать, как рушатся годами копящиеся предвкушения. Нет распростёртых объятий, нет ключей от города, нет славы. Как будто никто не пролетал шестьдесят миллионов миль («В это время года — пятьдесят»..), как будто за городом не стоит ракета инопланетян, как будто по меньшем мере четверо из сумасшедших — оптическая иллюзия.

Как итог — непривычный, жестокий для землян итог — пять трупов + ещё один, принадлежащий марсианину.

+7

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда впервые читаешь этот рассказ, то до самого конца не можешь оторваться. Читателю передаётся недоумение героев-землян, он пытается понять, что происходит. Почему прилетевших на Марс землян никто не воспринимает всерьёз? Почему до них никому нет никакого дела?

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Если мои хрустальные булочки перестояли в духовке, — закричала она, — то я вас поленом!..»

Блеск!!! Только поленом эту саранчу и можно вывести. Только так их! Богоподобных. Чтобы свалились буквально с небес на Землю. А то ключи им от города подавай.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недоверие — главная черта людей (и инопланетян тоже). В самом деле, как верить тому, кто говорит явную несуразицу? А если хоть на минутку допустить, что это правда? Нет, как же, мы же не можем верить первому встречному! Ведь так обидно, когда тебе не верят (знакомое всем с малолетства ощущение, не так ли?).

И ещё один аспект: как себя чувствует человек, которому глобально не верят, хоть он говорит правду? Кто хочет побывать в его шкуре — читайте. Погружение обеспечено.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новелла начинается как один из юмористических рассказов Шекли. Вторая экспедиция в составе 4 человек преодолела тысячи миль и благополучно приземлилась. Вы только подумайте: Человек на Марсе! Сбылась великая мечта Землян. Но что это??! Где же безумный восторг, овации, поздравления, цветы, шампанское, ключи от Марса??! Исторический момент портит совершенно неуместное брюзжание аборигенов, до которых, похоже, не доходит, что им посчастливилось стать свидетелями великого события. Но не все так просто на Марсе, и читателя поджидает нешуточная перипетия – в лучших традициях Софокла и Еврипида. Новелле суждено превратиться из комической в трагическую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх