FantLab ru

Дмитрий Жуков «Нулевой потенциал»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Голосов:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Нулевой потенциал

Антология, год

Аннотация:

В сборник «Нулевой потенциал» вошли повести и рассказы известнейших английских и американских фантастов Д.Болларда, У.Тэнна, А.Бестера, Р.Шекли, Г.Гаррисона, К.Саймака. В этих остросюжетных произведениях, написанных с изрядной долей иронии, отражаются надежды и тревоги людей планеты, самые смелые предположения о будущем социальном устройстве и грядущей морали.

© аннотация издателя

В произведение входит:

7.05 (305)
-
12 отз.
  • Кимон / Immigrant  [= Иммигрант; Один на тысячу] (1954) // Автор: Клиффорд Саймак  
8.19 (626)
-
28 отз.
  • Куш / Jackpot  [= Джекпот] (1956) // Автор: Клиффорд Саймак  
7.74 (503)
-
21 отз.
8.05 (450)
-
15 отз.
7.54 (566)
-
18 отз.
8.24 (520)
-
19 отз.
7.43 (466)
-
15 отз.
8.21 (585)
-
28 отз.
7.92 (344)
-
10 отз.
7.06 (136)
-
8 отз.
8.39 (647)
-
31 отз.
7.46 (223)
-
5 отз.
7.05 (321)
-
15 отз.
6.85 (84)
-
4 отз.
7.57 (338)
-
11 отз.
8.29 (621)
-
19 отз.
7.68 (682)
-
27 отз.
8.57 (1788)
-
36 отз.
8.26 (1191)
-
36 отз.
6.78 (145)
-
3 отз.
7.31 (103)
-
3 отз.
7.51 (141)
-
11 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Нулевой потенциал
1993 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2016 г.

При первом взгляде на эту антологию, в которую вошли произведения американских авторов, сразу бросаются в глаза два момента. Первое, это то, что большинство переводов принадлежит составителю антологии, Дм. Жукову, так что с определенным допущением эту книгу можно рассматривать, как авторский сборник жуковских переводов. Второе — явный перекос в пользу творчества К.Д. Саймака, из 20 рассказов и 2 повестей ему принадлежит одна повесть и четыре полноценных рассказа, при том, что остальные авторы представлены 1-2 рассказами. Это не в укор, напротив — все произведения К. Саймака, которые я здесь встретил мне очень нравятся, прочел их с явным удовольствием. Что касается главных тем, то здесь акцент делается на проблему дружественного контакта, а также социальную сатиру, пародии и юмор.

После короткой юмористической зарисовки Ф. Брауна «Просто смешно!», которая открывает сборник и обращается к вечному конфликту отцов и детей, нам предлагается повесть К. Саймака «Кимон», которая полностью соответствует основной тематике антологии. Главный герой после сложных экзаменов получает приглашение на загадочную планету Кимон, прибыв на место он понимает, что его ожидания расходятся с действительностью, теперь ему предстоит узнать, каковы же истинные цели и намерения жителей Кимона в отношении человечества. В рассказе Саймака «Куш» команда космических авантюристов высаживается на планету, где находит непонятное сооружение, напоминающее силосную башню. Внутри здания их ждут загадочные артефакты, а встреча с их обладателями может определить всю последующую судьбу человечества. Продолжает тему еще один рассказ Саймака — «Детский сад» — умирающий от рака главный герой находит на своем участке загадочный прибор, который дарит подарки всем, кто его касается, через некоторое время вокруг прибора стремительными темпами начинает строиться колоссальное сооружение непонятного назначения.

В рассказе М. Лейнстера «Замочная скважина» действие происходит на Луне, где обнаружена неизвестная форма жизни — внешне милые зверьки, которые препятствуют постройке лунной станции. Изловив детеныша «чужих» по кличке Батч, главный герой начинает его обучать, в процессе он начинает понимать, что зверек совсем не так прост, как кажется. Завершает тематику контактов с высшим разумом сатирическая повесть Р. Уормсера «Пан Сатирус» — вместо пришельцев здесь обычный шимпанзе, который в результате испытаний космической ракеты вдруг проявил способность к разумной речи. Как оказалось, обезьяны стоят гораздо выше человека по уровню развития, регрессировавший до уровня человека Пан Сатирус лицом к лицу сталкивается с наиболее характерными язвами современного общества и пытается подсказать людям правильный путь.

Человеческую алчность, патологическую жажду наживы обличает К. Саймак в рассказе «Пыльная зебра» — главный герой случайно обнаружил, что прямо на его письменном столе открылся мини-портал передатчика материи. Опытным путем он установил, что вместо переданных через ПМ предметов нашего мира можно получить оригинальные устройства неземного происхождения, естественно возникла мысль использовать этот бартер в коммерческих целях, который со временем принимает масштабы серьёзного бизнеса. Великолепный рассказ А. Кларка «Звезда» описывает экспедицию земного корабля под командой капитана-иезуита к месту взрыва сверхновой. На границе взрыва земляне обнаруживают небольшую планету, которую неизвестная цивилизация, уничтоженная взрывом, сделала хранилищем артефактов собственных достижений. В процессе исследования главный герой приходит к страшным открытиям, которые заставляют его пересмотреть свои религиозные взгляды.

Узость мышления и ограниченность интересов обывателей высмеивает «Путевой дневник» А. Бестера, построенный в виде дневниковых записей американской туристки, в которых она делится своими впечатлениями от проведенного вместе с мужем отпуска на различных планетах. «Ремонтник» Г. Гаррисона расскажет о встрече с примитивными и недружелюбными пришельцами, которые превратили гиперпространственный маяк в предмет религиозного поклонения. Главный герой должен отремонтировать маяк, но сделать это не так-то просто. А. Азимов в рассказе «Непреднамеренная победа» описывает первый контакт исследовательских роботов Земли с обитателями Юпитера, которые ведут себя, подобно нашим милитаристам, т.е. пытаются уничтожить инопланетных контактеров и подозревают их во всех смертных грехах.

Проблема взаимодействия человека и робота волнует Л. дель Рея — рассказ «Елена Лав» о женщине-роботе, полюбившей своего хозяина — возможна ли любовь между человеком и роботом, способны ли механические люди испытывать подлинные чувства — затрагиваемая проблематика вызывает ассоциации с творчеством А. Азимова. Небольшой рассказ Э. Уайта «В час досуга» также концентрирует внимание на отношениях людей и искусственного интеллекта — в дешевый бар приходит посетитель с металлическим прибором под мышкой, заказав выпивку для себя и своего железного приятеля он сталкивается со скептическим отношением бармена, которого нужно убедить в том, что позитронный мозг умеет не только играть в шахматы, но и отдыхать по-человечески.

Хронофантастика представлена в антологии двумя рассказами. Замечательная новелла Р. Янга «Девушка-одуванчик» — это история знакомства нашего современника с юной девушкой, которая утверждает, что она из будущего. Незаметно для себя герой влюбляется в свою собеседницу, проблема в том, что у него уже есть жена и взрослый сын... Ироничный рассказ А. Азимова «Бессмертный бард» — своего рода шпилька в адрес историков и литературоведов. Главный герой утверждает, что с помощью машины времени он из прошлого перенес в наши дни самого Шекспира. Его собеседник — профессор, читающий курсы литературы в местном университете, начинает припоминать, что видел не так давно человека, который подходит под словесный портрет гостя из прошлого.

Творчество Г. Каттнера представлено рассказом из знаменитого цикла про Хогбенов, который называется «Котел с неприятностями». На этот раз, обладающая суперспособносятми семейка соорудила на заднем дворе настоящий урановый котел, это не могло не заинтересовать местных представителей власти, а тут еще и предвыборные страсти в самом разгаре — юмор, социальная сатира, колорит американской глубинки — здесь есть всё, чтобы завоевать любовь читателя. Проблема колонизации дальних миров, сопряженная с неизбывным человеческим одиночеством, проявляется в рассказе К. Саймака «Отец-основатель» — шестеро бессмертных землян после столетнего вояжа достигают конечной точки и высаживаются на предназначенную для колонизации планету. Все отлично, только вот герой вдруг начинает замечать, что окружающий мир совсем иной, реальность повергает его в шок, вызывая к жизни игры разума.

У. Тенн в заглавном рассказе антологии доводит идею общества всеобщего равенства до полного абсурда. После глобальной войны люди устали от потрясений, статистическая служба объявляет, что найден человек, который по всем параметрами соответствует средним параметрам типичного обывателя. Начинается активная кампания по продвижению этой абсолютной серости в президенты, к чему приведет создание общества с нулевым потенциалом — у автора есть ответ. Цепочка последующих событий логично выстраивается и охватывает временной отрезок длиной четверть миллиона лет. Известный рассказ Р. Шекли «Паломничество на землю» — история обычного фермера с планеты Казанга, который отправился на Землю в поисках настоящей любви. Встречный землянин рекомендует обратиться по этому вопросу в профильное агентство, которое гарантирует клиентам настоящую романтическую любовь. Антиутопия Дж. Балларда «Хронополис» описывает общество, в котором запрещены все механические часы. На примере истории взросления главного героя автор показывает причины того, что послужило поводом для такого абсурдного на первый взгляд запрета — очень классный рассказ, который непременно запомнится.

Жанр пародии представлен двумя рассказами. Мне очень понравилась история Р. Янга «Хмельная почва», в котором высмеиваются типичные штампы описаний Марса. Рассказ якобы написан марсианским фантастом — на безлюдную Землю, покрытую голубыми песками и редкой красоты покинутыми городами, прибывает марсианская экспедиция. После бурной вечеринки, посвященной прибытию, члены экипажа закапывают мусор прямо в песок, на утро их удивлению не будет предела... Наиболее слабый рассказ в антологии — пародия К. Эмис «Хемингуэй в космосе» — автор просто переосмыслил повесть «Старик и море», перенеся ее действие в открытый космос — какая цель преследовалась непонятно, ибо несмешно, противоестественно и глупо все это выглядит, на мой вкус.

В целом антология мне понравилась, помимо безусловно достойных произведений Саймака, которые хороши как на подбор, здесь есть и парочка рассказов, которые навсегда застряли в моем персональном списке шедевров НФ — «Звезда» А. Кларка и «Девушка-одуванчик» Р. Янга. Скучноватым показался «Путевой дневник» А. Бестера, а главным разочарованием стала пародия К. Эмис «Хемингуэй в космосе». Тем не менее общий уровень представленных рассказов довольно высок, середнячков не так много, плюс ко всему открыл для себя замечательный рассказ-антиутопию «Хронополис» Дж. Балларда, это уже второй рассказ писателя (первый был «Сад времени»), из прочитанных мной, которые я бы отнес к мини-шедеврам.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2016 г.

Хороший добротный сборник фантастики. Здесь нет впервые напечатанных рассказов и за редким исключением потом ни где не изданных произведений. Но сборка эта не даст скучать. Сто процентный вариант раскупаемости. Но один минус. Мягкий переплет. Причем не лучшего качества. После первого, даже очень аккуратного, прочтения становится видно что книга читанная. Но в 90х такой формат был обычным и цены на такие книги были не высокими. В то время я купил бы эту антологию не задумываясь. Тем более(повторюсь) содержание отличное. Сейчас эта книга заинтересует только таких коллекционеров как я. То есть тех кто целенаправленно собирает антологии или серию «Мир приключений». Но в хорошем состоянии их найти тяжело. Мне повезло.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх