fantlab ru

Алан Мур «V — значит Vендетта»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
199
Моя оценка:
-

подробнее

V — значит Vендетта

V for Vendetta

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.46 (119)
-
8.53 (116)
-
8.61 (116)
-
8.33 (115)
-
8.35 (115)
-
8.47 (114)
-
8.47 (115)
-
8.35 (115)
-
8.33 (113)
-
8.41 (113)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Политика, власть и протест

Похожие произведения:

 

 



Комиксы и графические произведения:

V – значит Vендетта
2015 г.

Издания на иностранных языках:

V означає Vендета
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«V — значит Vендетта». Комплексное и умное антиутопическое произведение, превосходно выстроенное со сценарной точки зрения. Почему? Разберемся.

Несмотря на фантастическое допущение в виде жизни после ядерной катастрофы, тоталитарная Англия, показанная Муром, довольно убедительна: хоть и повсюду в стране находятся видеокамеры, а в самой партии присутствуют такие отделы, как Глаз (визуальное наблюдение), Пальцы (тайная полиция), Нос (обычная полиция), Рот (пропаганда) и Ухо (звуковое наблюдение), в этом государстве никто не станет трогать человека, если он будет просто как все. Обычный люд, стиснув зубы, рутинно прожигает свои дни в угрюмом мирке, однако непохоже, что он находится под тотальным контролем и гнетом, а лишь скорее под строгим порядком, стабильностью, из-за которой легко погрузиться в повседневную суету. Если вовсе не обращать внимание на камеры и вышеперечисленные отделы, грань между гротескной антиутопией и реальностью в произведении Мура стирается. Даже несмотря на то, что идеология правящей партии в романе является фашисткой, персонажи верхушки — обычные вялые бюрократы, которым скорее стремятся к порядку, но без радикального фанатизма, да и сами имеют свои скелеты в шкафу. Да, они сделали много, мягко сказать, неординарного, например истребили людей иной национальности и ориентации, чтобы хоть как-то прикрыть насильственное завоевание власти и найти якобы виноватых в хаосе во время Третьей Мировой, однако, если рассуждать, в постъядерном мире, в нищей стране, свобода-то — штука рисковая, роскошь, чего придерживается в романе Верховный Лидер, который сам на деле не является свободным человеком и просто делает то, что должен, — поддерживает порядок, чего хотели люди во время ядерной войны, тотального хаоса, а теперь боятся любых перемен, они, в сущности, сами допустили приход такого правительства, были рады всему этому. Ужасно, чудовищно, да, но есть своя правда.

В игру вступает главный герой V, который пытается разрушить верхушку, — весьма многогранный, загадочный и яркий типаж в истории. Роман хорош тем, что показанный конфликт фашизма и анархизма является абсолютно серым. Есть тоталитарная партия фашистов, точку зрения которых можно хотя бы понять, и есть V, который хрен знает кто — герой-освободитель, психопат-террорист, играющий в причудливую игру, революционер, борец за свободу, мститель, который пытается выразить обиду за причиненный ущерб в экспериментальном концлагере. Это не столько полноценный персонаж, сколько образ в виде безличного, эмоционально отстраненного, жестокого, хитрого, хладнокровного и беспринципного существа, готового пойти на все ради цели и лишить жизни абсолютно любого человека, независимо от его убеждений, хотя он не лишен некой утонченности и выдающегося интеллекта. Особенно четко ощущается, что протагонист — это идея, по той причине, что Мур не снимает с него легендарную маску Фокса и совершенно не раскрывает предысторию V до концлагеря, из-за чего мотивы персонажа читатель волен трактовать по-своему, каждый сам решает, кто такой главный герой на самом деле. В романе представлен не анархист, а сама анархия, которая сметает все на своем пути, и далеко не факт, что его революция приведет к свободе и позитивным переменам, а не к печальным последствиям и повторному хаосу — роман не дает никаких однозначных ответов, и это к лучшему, ибо качественное произведение должно исследовать проблематику с различных точек зрения, не навязывая явной морали, а то не слишком-то интересно получится.. У читателя должен быть выбор, поэтому Алан Мур, как хороший автор, предоставляет его.

Роман заставляет задумываться, поднимая темы о человеческом естестве, о свободе и ее границах, о противостоянии порядка и хаоса, ощущается некий налет детективного нуара, присутствует глубокий психологизм, персонажи отлично выписаны и имеют свои собственные болячки, темные грани в душах — все это, вкупе с не слишком-то контрастной рисовкой, отлично дополняет мрачную атмосферу романа.

И на другой чаше весов экранизация, которую даже сравнивать бессмысленно с оригиналом, ибо тут отличия отнюдь не в деталях и сценах — многие сюжетные линии полностью изменены или напрочь выкинуты, идея, фабула и персонажи изменены абсолютно полностью, что не однозначно плохо, попрошу заметить. Однако даже как отдельное произведение фильм не предлагает ничего интересного и совершенно не пришелся по нраву после недавнего пересмотра, так как ещё ДО прочтения комикса я был убежден, что это массовое кино с неубедительным тоталитарным миром, где спокойно пьют в пабах в комендантский час, абсолютно злой тоталитарной партией, V, который тут является просто банальным мстителем и романтическим борцом за свободу, и приторным хэппи-эндом, который в реальной жизни после революций едва ли возможен. Скучно, пресно и, главное, беззубо.

Увы, восхитительный первоисточник находится в тени заурядной киноадаптации, особенно если учесть, что многие даже могут не догадываться о существовании оного.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что сказать про «V — значит Vендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда? Ничего, кроме чистого и искреннего восторга. Это как раз-таки та самая настоящая Литература. Именно с большой буквы Л. Без всяких скидок на то, что это графический роман.

Пересказывать основной сюжет не имеет смысла. Его вариации существуют в огромном количестве. После третьей мировой в отдельном государстве (в данном случае в Британии) приходит к власти тоталитарная диктатура (в данном случае фашистская) и против нее борется решительный и обаятельный герой-одиночка (в данном случае анархист).

За что люблю Мура, как сценариста и писателя, он не дает четкой авторской характеристики своим героям. Мол, вот смотри, читатель, это плохой парень, это хороший. Какими бы ужасными не были фашисты в мире V, на страницах романа они всего лишь скучные, посредственные бюрократы. Толстые лысые дядьки, которые подсиживают друг друга во внутрипартийной борьбе. Когда-то они уничтожили своих врагов в концлагерях, но сейчас устали от жизни и потеряли интерес ко всему. Их противник, безликий террорист V в маске Гая Фокса — полная противоположность. Он горяч и решителен, но на первый взгляд совершенно безумен. Его действия не поддаются вообще никакой логике. Он взрывает здания и захватывает телецентры, не моргнув глазом, может убить с десяток человек. При этом по ходу действия он декларирует стихи и цитирует Шекспира. Его личность останется неизвестной, но это и неважно. Он символ, он идея, он памятник. Борьбе и свободе. Свободе не столько от правительственной диктатуры, сколько от себя самого. Нет страшнее диктатора для человека, чем он сам. Все мы строим для себя свой личный Освенцим.

Известно лишь то, что V был узником концлагеря и стал единственным выжившим подопытным в ходе медицинских экспериментов, в результате чего потерял личность, лицо и возможно рассудок. Он отомстит своим палачам и месть эта будет ужасна для них. Пожалуй именно расправы над бывшими сотрудниками концлагеря — это сильнейшие сцены романа. V не перестает говорить, что у анархии есть два лица — Разрушитель и Созидатель. И скорее всего они не могут быть одним и тем же человеком. Чтобы построить новый мир, нужно до основания разрушить старый. Как показывает современная реальность, люди отлично умеют разрушать, но созидатели из них зачастую никудышные.

V мечтает о своей утопии, Стране-делай-что-хочешь. Для анархии любая власть преступна, любой приказ — эксплуатация, любое силовое воздействие — преступление. V отказался от личности в пользу своей мечты, став сродни Старшему Брату из другой великой британской антиутопии — 1984 Джорджа Оруэлла. Человека можно убить, идея — бессмертна. Но если учесть, что Брат в 1984 был воплощением режима, это дает повод еще более двояко трактовать фигуру V. Возможно вся его борьба представляет собой всего лишь рождение нового диктатора. Последний кадр романа — сломленный и уставший от всего детектив идет куда-то по ночной улице, на которой не горят фонари. Старый мир уже разрушен, но появится ли на его руинах новый — остается открытым вопросом.

Кроме 1984 в романе можно найти отсылки к Хаксли, Замятину, Мору, Томасу Пинчону. На полках книжных шкафов у героев стоит «Капитал» Маркса рядом с «Моей борьбой» Гитлера. Есть даже приятный кивок к творчеству Стивена Кинга. Одна из частей романа носит название «Европа после вождя» — явная отсылка к картине немецкого сюрреалиста Макса Эрнста, пострадавшего от нацистов.

Еще стоит сказать, что «V — значит Vендетта» — полностью европейский и стопроцентно английский роман. Американские комиксы чаще всего более позитивные и прямолинейные. Какими бы мрачными, жестокими и серьезными не были отдельные романы про Бэтмена, все равно Темный рыцарь выходит победителем из всех передряг. В случае с творчеством Мура такой уверенности нет. Что еще делает роман английским — время написания и проблемы, затронутые в нем. Мур и Ллойд начали работу над книгой в начале восьмидесятых, когда мир снова погружался в пучины холодной войны. В США президентом стал фанатичный антикоммунист Рейган, СССР ввел войска в Афганистан, в Иране грянула исламская революция и началась кровавая война с Ираком. В самой Британии на очередной срок была выбрана Маргарет Тэтчер, развязавшая непонятную и никому не нужню Фолклендскую войну. Накалилась обстановка в Северной Ирландии, что привело к тому, что боевики ИРА с новой силой принялись взрывать дома и метро в крупных городах. Премьер-министр утверждала, что Британия вступит в новый век под властью консерваторов, известных своими крайне правыми убеждениями. К примеру в те времена всерьез рассматривался проект о создании в Англии концлагерей для гомосексуалистов и больных СПИДом. Для понятия тогдашней британской атмосферы можно хотя бы послушать песни панк-групп того времени. От London Calling группы Clash, до Sex Pistols. «Боже, храни королеву и ее фашистский режим!», — пел великий Джонни Роттен.

Каким бы прекрасным не был роман «V — значит Vендетта», настолько же ужасна его экранизация. Хотя казалось бы — фильм создавали люди, приложившие руку к «Матрице». В ролях прекрасные Хьюго Уивинг и Натали Портман, образ главного злодея принял на себя великий Джон Херт. Но кино получилось по-плохому Голливудским, слащавым и прилизанным. Слишком прямолинейным и предсказуемым. V из обаятельного психопата превратился в типичного супергероя, который борется против типичного карикатурного злодея. Все двойные стандарты романа свелись к банальной американской борьбе за демократию, свободу слова, права меньшинств и прочие однополые браки. Фильм однако породил своего рода культ «анонимусов». Подростки в масках Гая Фокса начали строить из себя якобы борцов против системы, хотя на самом деле они просто не хотели ходить в школу и слушаться родителей. Они выросли, облысели, растолстели, погрязли в семейной жизни и скучной работе. Отдались будущему, против которого и сражался книжный V.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сочетая в себе множественные присущие черты жанра анти-утопии, вместе создавая аллюзии на классические творения разнообразных жанров, этот графический роман рассказывает историю, построенную на догматических вопросах философии: что есть Человек, что есть его Свобода, что есть его Судьба, что есть Справедливость. Вместе с тем однозначного ответа Алан Мур вместе с Дэвидом Ллойдом не дают, вместо того давая читателю понимание собственного неведения. Зато они преподносят необычайно большой пласт информации для возможного диспута на данную тематику. Притом пласт сей не очень-то оригинален и по сути своей зарождается да полночью образует себя в голове каждого здравомыслящего человека время-от-времени. Тут заслуга творцов в ином: как они соединили все эти беспорядочные мыслительные потоки и, оформив их в столь привлекательный рассказ, подали читателю.

Начало данному роману Алан положил ещё в 1983-ем году. Посему здесь показанное время, а именно 1997-1998-ые года, для людей тех лет были будущим. Сейчас же это уже совершеннолетнее прошлое, которое, как мы знает, было совершенно иным. Но это никак не мешает восприятию романа, прочувствование истории, ибо столь проработанный, столь обширный мир, созданный Муром как некий частный дом с двойными полами, не может не заставить не поверить в себя. Ощущаемая, как никакая параллель нашим реалиям, данная вселенная в своих главенствующих чертах изобилует теми же пороками, что и наш мир, только изображая их в полном абсолюте. Такая гиперболизированная подача не отталкивает – нет. Она заставляет лишь гуще прочувствовать суть проблемы, осознать возможность действительного краха, что может быть вызван нашими греховными чертами, ввиду которых Апокалипсис произошёл у Мура.

«V – значит Вендетта» – это книга, наполненная символами, наполненная истинными людьми и людскими проблема, наполненная желчью и Надеждой, наполненная смыслами и посылами самому читателю, которого в конце-концов оставляет наедине со своими мыслями ввиду открытого финала столь мотивирующие истории. Истории, где не человек, нет, Идея воздвигнута в угол тем. Где Она движет всей плеядой событий, где Идея делает из человека нечто большее, нечто, что уже не может и не должно быть человеком. Идея, как выражается по способам сего романа Мур и Ллойд, – это и есть тот инструмент, который так старательно искал Заратустра, заражённый Ницше мыслью, что «человек есть нечто, что следует превозмочь». Идея – это и есть то самое, что возвращает человеку его Свободу, об этом повествуют нам творцы сего романа, в некотором роде даже оспаривая слова Вольтера о «великом даре человека, что дан ему Богом, который зовётся Свобода». Данная наполненность, обширная база отсылок и аллегорий, актуальные мотивы и философские размышления, оформленные в прекрасные, в изобразительном плане, работы Ллойда, делают из «V – значит Вендетта» культовый графический роман, который точно будет ещё очень не скоро забыт благодарной публикой, с воодушевлением ставящей его на одну полку с монолитными «Хранителями» того же Мура.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх