FantLab ru

Томас Лиготти «Медуза»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.33
Голосов:
165
Моя оценка:
-

подробнее

Медуза

The Medusa

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Люциан Дреглер, университетский профессор и философ, всю свою жизнь посвятил поискам существа, которое древние греки представляли в виде женщины со змеями вместо волос. Но каков облик Медузы на самом деле? И в каком из миров ждет героя встреча с ней — материальном, духовном, вымышленном?..

Примечание:

Перевод Александра Боброва:

http://alexbobroff.narod.ru/translaters.html


Входит в:

— условный цикл «The Mammoth Book of Best New Horror»  >  антологию «Best New Horror 3», 1992 г.

— условный цикл «The Mammoth Book of Best New Horror»  >  Подборки лучшего  >  антологию «The Giant Book of Terror», 1994 г.

— условный цикл «Fantasy Tales»  >  антологию «The Giant Book of Fantasy Tales», 1996 г.

— сборник «Ноктуарий», 1994 г.

— сборник «The Nightmare Factory», 1996 г.

— антологию «Монстры», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 


Монстры
2009 г.
Ноктуарий. Театр гротеска
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Best New Horror 3
1992 г.
(английский)
Noctuary
1994 г.
(английский)
The Giant Book of Terror
1994 г.
(английский)
Noctuary
1995 г.
(английский)
The Nightmare Factory
1996 г.
(английский)
The Giant Book of Fantasy Tales
1996 г.
(английский)
The Mammoth Book of Monsters
2007 г.
(английский)
Noctuary
2012 г.
(английский)
Best New Horror #3
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«What a surprise!

A look of terminal shock in your eyes.

Now things are really what they seem.

No, this is not a bad dream»

Вырванные из социального контекста известной песни Pink Floyd эти слова как нельзя более точно передают один из главных мотивов творчества Томаса Лиготти и основную, на мой взгляд, тему рассказа «Медуза». Лиготти пишет о причудливых философских теориях и визионерских откровениях, которые приоткрывают завесу над некими злыми и чуждыми человеку силами, которые скрываются за привычными вещами, или даже над истинной природой реальности, которая сама по себе глубоко враждебна человеку и попросту опасна для его разума.

Лавкрафт в свое время описывал силы настолько недоступные человеческому восприятию, что один их вид мог бы свести человека с ума. Но для Лавкрафта эти силы всегда были неким внешним злом, олицетворением безжалостных к человеку сил природы или космического холода. У Лиготти ужас исходит из привычных, обыденных вещей, в том числе и из самого человека, и это всегда вопрос личного восприятия, а не внешнего воздействия.

Метафизическая одиссея героя «Медузы» философа Люциана Дреглера в поисках истинной природы повседневности приходит к финалу, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Разобраться в происшедшем в финале «Медузы» (точнее в значении происшедшего) не намного легче, чем в хитросплетениях «Внутренней империи» Линча. Что представляет из себя тот образ реальности, который доступен человеческому восприятию? Иллюзию? Кривое отражение? Какова реальность на самом деле? и стоит ли вообще человеку об этом знать? И может ли человек в принципе увидеть и осознать эту истинную реальность или за собственные рамки не выйти, и Медуза пресечет все попытки это сделать?.. Но, как известно, правильно поставленный вопрос уже своего рода ответ...

P.S. Обратил внимание, что из прочитанных мной рассказов этого автора, можно сделать определенный вывод. Поздние рассказы («Эта тень, эта тьма» и «Чистота») просто жутко не понравились, скучно, нудно, довольно неприятно и совсем неоригинально, а вот ранние вещи, написанные в 80-х и первой половине 90-х, произвели сильное впечатление (лаконично, поэтично, оригинально и действительно страшно).

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люциан Дреглер большую часть сознательной жизни ищет Медузу. Он не знает что или кто это, он не может лаконично и логично объяснить свои поиски, но он четко понимает, что найти Медузу очень важно. Люциан много размышляет и философствует, собирает газетные вырезки, где хотя бы упоминается объект его поисков, пусть и в переносном значении. Но кто ищет – тот всегда найдет. Вопрос только в том, что именно?

Я большую часть чтения «Медузы» Лиготти искал смысл рассказа. Я не знал, в чем он заключался, не мог отделить его от чувства иррационального страха и напряжения, которыми пронизан текст, но четко понимал, что найти смысл очень важно. Я продирался через размышления и философствования главного героя, внимательно следил за его поисками, и все равно остался с чувством, что упустил что-то важное. Вопрос только в том, что именно?

Лиготти как он есть: мрачный, гнетущий, странный, непонятный.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вкратце я бы охарактеризовал этот рассказ как «невнятное нечто с потугами на философию».

Весь этот философский культ вокруг Медузы (почему именно Медуза? почему не Ехидна, Гидра или Цербер?) смотрится откровенно диковато, тем более что всякие умные выписки из книг, посвященных ей (коих в тексте немало), ни в чем не убеждают и смотрятся откровенно скучно. Нет, змеи, заползающие в рот — это эффектно, но все равно рассказ вызывает скорее недоумение, чем что-либо еще.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Философский рассказ на тему одержимости. Философ Люциан Дрэглер одержим Медузой, а его работы создают ее культ.

Вот только хочет ли он встретиться с предметом обожания?

Для Лиготти рассказ довольно динамичен и интересен. Но такие «приключения мысли» понравятся далеко не всем. Мне понравилось гораздо больше других произведений этого автора. Следует учесть, что, несмотря на растянутость во времени, в рассказе очень мало событий.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

“Мы можем спрятаться от ужаса только в его сердце”

Некий ученый-философ одержим поисками проявлений и следов по всему миру Медузы. Медуза здесь как некий абстрактный символ — она может оказаться чем угодно, говорит приятель главного героя. Тут еще нужно вспомнить, чем или кем была та самая мифологическая Горгона Медуза — символ неземной красоты, превращенный из зависти в ужасное чудище, стал символом невообразимого страха. Далее с течением времени её отрубленная голова превратилась в оберег от злых сил. Несомненно, автор использует Медузу как символ страха, иррационального и всеобъемлющего, страха бессмысленности и никчемности себя и всего перед собой и всем. Обуянный этими тяжелыми мыслями герой в итоге отдается в лапы своих кошмаров и становится их живым окаменевшим воплощением. Медуза везде, Медуза — в нас самих.

Лиготти как он есть. Рассказ очень мутный, неочевидный и крайне тревожный. Удивительный стиль.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое знакомство с творчеством Т. Лиготти.

Искренне пытался понять этот рассказ. Прочитал внимательно и вдумчиво два раза. Нет, не смог я ни за что «зацепиться». Сюжет? На мой взгляд, целостная картина так и не складывается. Философия? Да где она?! Набор мыслей вслух. Но они никак не укладываются в какую-нибудь гармоничную идею. Реальность и иллюзии, отражение в зеркале, страх своего второго «я». Все это — много раз используемые до этого в литературе образы, символы и афоризмы. Культ несуществующего создания, или существующего только в своём воображении? Всего куча, а точно про что этот рассказ сформулировать сложно.

Бывает, в такого рода произведениях меня привлекает необычный и красивый стиль изложения. Своего рода стихи в прозе, красивые метафоры. Здесь я этого тоже не увидел. Очень сухое, сжатое изложение.

Нет, я не могу сказать, что рассказ плох. Просто я не понял, «в чем здесь фишка». А без этого даже невозможно объективно оценить произведение.

Сложно и как-то бессмысленно. Может, это и грубо сказано, но когда человеку трудно сформулировать свои мысли, то он прибегает и «заумным» фразам и громоздким логическим построениям. Иначе говоря, гениальность в простоте.

Можно было бы, тоже сделать умное лицо, сказав, какие глубокие мысли я почерпнул в этом рассказе. А те, кто не понял гениальности писателя просто ещё не доросли до серьезной литературы. Но, не буду.

Для меня ничего интересного в данном произведении не обнаружилось. Жаль, наверное, Лиготти просто не мой писатель.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх