Майкл Маршалл Смит «Чужие проблемы»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Обычный служащий едет на обычный уикэнд. Но попадает в не совсем обычный поезд Лондон — Кембридж. В не совсем обычном поезде происходят совсем необычные события.
Входит в:
— антологию «Монстры», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Pickman, 14 апреля 2009 г.
У Маршалла Смита мораль практически в каждом рассказе – но он достаточно искусен, чтобы не тыкать читателя в нее носом, как баснописцы восемнадцатого столетия. Его метод – наводить на определенные мысли, не поучая и не подкидывая готовых выводов. Так и здесь. Самое интересное в «Чужих проблемах» то, что если вы не прочувствуете идею, то будете лишь недоумевать – а причем тут жанр ужасов? Но если вникнуть, станет по-настоящему страшно.
Вообще, Смит один из лучших рассказчиков в современной околохоррорной традиции. Глубоко, вдумчиво, сильно — и при это достаточно просто.
baroni, 21 февраля 2009 г.
Я очень люблю рассказы (да-да, именно рассказы!), в финале которых автор выдерживает необходимую паузу и заканчивает фразу многоточием. Совсем необязательно, чтобы это были самые настоящие три точки в конце предложения. Я говорю о другом — о смысловом многоточии, некоей недоговоренности в развязке, которая придает литературному тексту совершенно новое измерение. И еще мне нравятся такие истории, в которых чувство реальности не теряется ни на секунду, в которых столкновение с потусторонним, с Иным, происходит на фоне самого что ни на есть обыденного пейзажа. Рассказ М.М. Смита «Чужие проблемы» как раз отвечает данным требованиям.
...Что может быть обыденнее, чем пятничный поезд Лондон-Кембридж, увозящий обыкновенного лондонского клерка на вполне рутинный уик-энд? Место за столиком в купе, случайная попутчица, листающая бизнес-журнал и вызывающая у героя рассказа то ли легкий интерес, то ли полусимпатию... А дальше... Дальше будет совсем не так, как вы подумали — неожиданнее, шокирующе, безнадежнее и, вконечном итоге, страшнее. А короткий рассказ М.М. Смита о странных событиях, произошедших в купе пригородного поезда обернется притчей о свободе выбора, малодушии и предательстве.
Вертер де Гёте, 15 июля 2009 г.
М. М. Смит тонко прочувствовал одну из основных черт характера современного человека — деликатность. Нет, я не о вежливости говорю, а имею в виду деликатность другого рода, которой насыщена жизнь «яппи», «среднеклассового» представителя офисного племени: боязнь обидеть босса недостаточным усердием, боязнь потревожить в поезде пьяного, боязнь сказать глупость на людях, боязнь лишний раз привлечь к себе внимание. Что будет делать такой персонаж столкнувшись лицом к лицу со сверхъестественным? Как вы думаете? Молчу, молчу... История стоит того, чтобы узнать её окончание не из моих скромных уст, а из уст самого автора. А концовка рассказа оказывается не только неожиданной, но и наполненной социальной остротой.
MarchingCat, 26 августа 2015 г.
Уверен, найдётся много недовольных рассказом. Мол, загадка без разгадки, рассказ ни о чём и всё такое прочее.
А вот мне понравилось. Это ведь самое захватывающее, когда в повседневную жизнь вклинивается эпизод, фрагмент, мазок необъяснимой разумом мистики. Каждый реагирует на произошедшее по-своему. Кто-то прёт напролом в поисках разгадки. Кто-то просто отмахнётся. У кого-то в душу закрадётся сомнение и человек всю жизнь будет более осторожен с критикой рассказов о невероятных случаях. Тут главный герой, согласно своей натуре, предпочёл спасовать. Его право. Вероятно, этим мужик спас себе жизнь. Насколько достоен звания мужчины эпизод с попутчицей — другой вопрос. Это выбор героя рассказа, а не наш с вами.
alex1970, 24 декабря 2010 г.
Обычный служащий отправляется на уик-энд в Кембридж. Поезд отходит со странной платформы 10а (напрашиваются аналогии с Гарри Поттером, но рассказ был пораньше написан).
В поезде происходят странные события, в которые герой не рискнул вмешаться (точнее, сумел избежать этого).
Неплохой рассказ, написанный с ненавязчивой моралью. Я бы осуждать героя не стал, потому что неизвестно что делал бы сам в предложенных обстоятельствах (хотя женщину бы предупредил, конечно).
Осталось впечатление некой недосказанности. Мне показалось, что это плохо. Другим может показаться, что хорошо.