fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Место Ожидания»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
96
Моя оценка:
-

подробнее

Место Ожидания

The Waiting Grounds

Другие названия: Угодья ожидания

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Куэйн – смотритель обсерватории на Мураке. Кроме него, на планете есть ещё семь геологов. Мурак – пустынная планета, где дневная температура достигает 160° С. Несколько лет назад в пустыне погибли два исследователя. Куэйн пытался разыскать их останки и наткнулся на пять мегалитов, огромных каменных плит с высеченными на них именами на пяти языках.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «The Voices of Time and Other Stories», 1962 г.

— сборник «The Day of Forever», 1967 г.

— антологию «Galactic Dreamers», 1977 г.

— сборник «The Best of J. G. Ballard», 1977 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Утонувший великан
1991 г.
Фантастика века
1995 г.

Самиздат и фэнзины:

Последний берег
2016 г.
Поющие статуи
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Voices of Time and Other Stories
1962 г.
(английский)
The Voices of Time and Other Stories
1966 г.
(английский)
The Day of Forever
1967 г.
(английский)
The Day of Forever
1971 г.
(английский)
The Best of J. G. Ballard
1977 г.
(английский)
Galactic Dreamers: Science Fiction as Visionary Literature
1977 г.
(английский)
Ogród czasu
1982 г.
(польский)
The Voices of Time and Other Stories
1984 г.
(английский)
The Day of Forever
1995 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2001 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2002 г.
(английский)
The Complete Stories of J. G. Ballard
2009 г.
(английский)
The Complete Stories of J.G. Ballard
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне любопытный рассказ. С одной стороны, он не характерен для Балларда с его страстью к исследованию внутреннего, а не внешнего пространства. А тут — другая планета, просторы космоса, пионеры-звездопроходцы.

С другой стороны, рассказ очень характерен именно для 1950-х годов. Когда после лихой забубенности тридцатых-сороковых НФ стала вылезать из коротких штанишек и примерять те самые «галактические одежды», о которых писал Станислав Лем.

Понятно, что и раньше персонажи иной раз по просторам Галактики скакали, что твои блохи, но это были картонные декорации в местном фотоателье, а не реальные просторы космоса. Теперь же Вселенная стала обретать свои реальные очертания.

Но и тут интроверт Баллард впереди паровоза бежит! Да, психическое пространство, но растянутое на миллиарды световых лет и на миллионы миллиардов лет. Еще не отгремела шумиха по поводу новомодной идеи, которую астрофизик Фред Хойл иронично обозвал «Теорией большого взрыва», а Баллард уже пишет о цикличности жизни Вселенной. Об этом раньше грезили только буддистские монахи, да Фридрих Ницше. А теперь вот еще и скромный журналист из медицинского журнала подключился.

Интересно, что этот рассказ один из немногих текстов, с которых началось знакомство с Баллардом широкого русского читателя. Впрочем, «широкий читатель» и Баллард пока еще вещи мало совместные. А напрасно!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/cyDE8).

С Дилэни, Желязны, Силвербергом, Шайнером, Муркоком, при некоторых оговорках — Майклом Джоном Харрисоном, и еще многими авторами повторяется в небольших вариациях одна и та же история: чем больше продажи и благосклонность критиков мейнстримного гетто, тем заметнее просаживается уровень против работ пылкой молодости. И у Балларда так: все лучшие работы, на мой вкус, им созданы до середины 1960-х. Данный рассказ вызывает ощутимые ассоциации с недавним шедевром Ганна, «Машиной трансценденции», о которой рецензенты замечали, что она напоминает «завалявшуюся в архивах классику Золотого века»; «Угодья ожидания», впрочем, могли бы выйти не только из-под клавиатуры Ганна, задумавшего с приближением 90-летнего юбилея подбить «сумму фантастики», а и из-под машинок Кларка Эштона Смита («Склепы Йох-Вомбиса») или Брэдбери. На другой планете человек по имени Квэйн, прибывший сменить дежурного по обсерватории Таллиса (это имя затем встретим в «Выставке жестокости» уже среди «бетонных мегалитов» Америки 1970-х), натыкается на странный храм галактических рас, напоминающий Стоунхендж — на каменных плитах высечены даты, разнящиеся от библейского времени Земли до (но это герой обнаружит уже постфактум) 2217 года, когда происходит действие. Среди песка, пепла и ужасного жара Квэйн убивает металлурга Майера, надумавшего распилить артефакты для переработки на ценнейшее сырье, и вознаграждается за импульсивное преступление проблеском галактического цикла.

Он узрит будущую эволюцию разумных видов, расширение их в космос, замедление субъективного течения времени до тех пор, пока (спустя квинтиллион лет) они не покинут физический план существования и не станут «великой вибрирующей мантией идей», которая в конце концов поглощает всю материю и «достигает окончательных предикатов пространства и времени, вечности и бесконечности».

Когда это нулевое состояние достигнуто, система взрывается, время и вещество возникают опять, и цикл перезапускается. Бестелесный голос чужака повествует о цели этого видения и об Угодьях Ожидания:

»... мы ждём здесь, на пороге времени и пространства, празднуя собственную идентичность и родство частиц наших тел с частицами внутри солнца и звёзд, наших собственных кратковечностей — с грандиозностями галактических циклов и объединяющим их все временем космоса...» Во Вселенной, быть может, происходит множество смертей, но в конечном счёте она являет собою единое, и существование каждой частицы в ней осмысленно. Концепция близка экпиротической вселенной Турока, Стейнхардта и пр. из космологической теории струн, но такое представление сформулировано только в 2001-м, потому, несомненно, Баллард, как и Баррингтон Бэйли в «Столпах вечности», отталкивался от куда более древних идей стоиков и вечного возвращения.

«Скажи мне, Квэйн, где бы ты хотел оказаться, когда закончится мир?»

В заключительном абзаце рассказа приведена дополнительно порадовавшая фраза, которая как нельзя лучше описывает современную политико-экономическую стратегию Федеральной Империи и ее незадачливых нотаблей: «Но я уверен: то, чего мы ждём, что б то ни было, вскоре наступит... Что бы это ни было, его стоит подождать».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий для Балларда рассказ о космосе, о месте человека в космосе. Традиционная (нехарактерная для этого автора) научно-фантастическая декорация вызывает подозрение, что в данном случае Баллард то ли пародировал то ли стилизовал Артура Кларка. Но потом смотрим на дату: 1959 год. Хотя «Страж» уже написан, однако до «Лунной пыли» ещё три года ждать.

Но, даже если это стилизация, то весьма удачная. Характерная для прозы Балларда предельно объективизированная оптика нагружается философским — неожиданно оптимистичным — смыслом. И очень интересно, очень странно показано насилие. Это не агрессия, а спонтанное действие «в целях решения проблемы», абсолютно безэмоциональное, рефлекторное.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взгляд на десятки миллиардов мегалет в будущее — и что автор видит глазами героя? Видит эволюцию и угасание Вселенной и снова её рождение. Циклическое и бессмертное — новая гипотеза 1959 года. Великолепно!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения возникли десятки вопросов к автору! Он на них не ответит, он рассчитывал на другое. Пусть читатель сам додумывает, фантазирует, строит гипотезы... Лично меня, это не устраивает. Мне интересны идеи автора... Текст неплохой, начало сюжета вполне интересное, а вот финал?!. Может кому-нибудь и понравится.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очевидно распадается на две неравные части: первую и заметно большую, научно фантастическую с небольшой примесью детектива, и небольшую финальную, то ли мистическую, то ли сюрреалистическую, то ли психоделическую.

Первая часть — самый что ни на есть нормальный научно-фантастический рассказ с приключениями на дальней планете. Может быть немного затянутый, но, в общем, вполне читаемый. Вторая, которая должна бы была разъяснить всё то, что осталось непонятным после первой части, сильно разочаровывает — много громких красивых слов, которые по сути дела ничего не объясняют и не несут никакой полезной информации. Такое впечатление, что автор, много чего напридумывав в ходе повествования, так и не смог найти для всего этого стоящий вариант финала. Ну и решил схитрить, напустив густого тумана про «замедление физиологического времени» и звёздное будущее человечества :).

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх