fantlab ru

Александр Громов «Завтра наступит вечность»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Оценок:
489
Моя оценка:
-

подробнее

Завтра наступит вечность

Другие названия: Вибрион

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Необычная находка в сибирской тайге — и!.. Самый настоящий «космический лифт» оказался в руках обычной коммерческой фирмы? Очень даже возможно.А как же отреагирует на такое наше государство? И, в первую очередь, наши СПЕЦСЛУЖБЫ?

...Ожесточенная схватка за обладание таинственным космическим артефактом и невероятные приключения в неизвестных мирах и многое, многое другое.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Авторское название книги — «Вибрион», оно не было принято издателем.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 327

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3029 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2003 // Роман. 2 место ("Серебряный РОСКОН")

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2003 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2003 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 2003 // Крупная форма, романы


Завтра наступит вечность
2002 г.
Завтра наступит вечность
2003 г.
Завтра наступит вечность
2007 г.
Завтра наступит вечность. Год лемминга
2009 г.

Аудиокниги:

Завтра наступит вечность
2003 г.

Издания на иностранных языках:

明天开始永恒
2006 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

До этой книги у Громова прочитал только трилогию о Вычислителе, и в отзыве на неё заметил, что каждая часть трилогии написана в своём жанре. Но там всё же речь от трёх разных книгах, написанных с большими перерывами. Тут же в одной намешаны жанры и стили, приплюснутые сверху открытым финалом, оставляющим лёгкое недоумение. Начинается роман так, будто его писал Олег Дивов. Некий космонавт на секретной станции регулярно сбивает американские спутники предупреждения о ракетном нападении. Далее идёт рассказ о том, как он дошёл до жизни такой — оказалось, что через московскую канализацию (опять вспомнился Дивов). Затем следует резкий разворот, упомянуть о природе которого — испортить удовольствие от чтения. Будни планеты Клондайк напомнили о «Вычислителе», а дальше опять всё резко изменилось и там насыпано мучений героев вплоть до финала, в котором обещают вечность, а то и Вечность.

Как приключенческий роман — неплохо, несколько удивлений по ходу чтения от неожиданных поворотов сюжета гарантировано любому. В остальном — недокручено.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вкратце – проходная вещь от прекрасного автора. Если подробно, вот пожалуйста.

Вещь — приключенческий роман, научно-фантастический, с массой недостатков, но и со своими достоинствами.

Самым большим недостатком мне показалась бессюжетность. Приключения есть, многие приключения занятны, а вот сюжета нет. Героя болтает как… не «как», а «от». Болтает от эпизода к эпизоду без какой-либо единой линии.

Хорошо, сюжета сильного нет, но есть же герои, за судьбой которых может быть интересно следить? А вот и нет. Герои скучны и примитивны. В придачу, всю первую половину книги фокус прыгает между двумя в равной степени скучными личностями (двуединство задумано специально).

Остальные персонажи — и того хуже. Если к главному герою, плохо ли, хорошо ли, но прикручена суперспособность, то у остальных суперспособности задекларированы, но ничем небанальным не проявляются. Например, весьма второплановый персонаж Аскольд объявлен гением взаимодействия со всем живым. На практике он ничем, кроме угадывания названий тех или иных животных, себя не проявляет. Я даже не уверен, что и здесь его познания значительно выходят за рамки школьной программы.

Теперь фантдопущение. Тоже ничего интересного. Врата в другие миры, суперспособность ладить с техникой и… всё. Остальное совсем незначительно.

Что же остаётся после такого моего злобного злобствования?

Остаются два пункта, из-за которых книгу стоит читать. И главный из этих пунктов – ненавязчивая ирония. В тексте тут и там (не надоедливым потоком, а тонко и аккуратно) встречаются заставляющие улыбаться находки. Например, такая вот игра слов «лучшее средство от щенячего восторга – собачья усталость» мне очень понравилась, или пришельцы, в одном месте названные (очень подходяще к контексту) «прилетельцами».

Ирония не всегда невинна, иногда она не сама по себе, а нацелена на что-нибудь нам знакомое. Пример? Ну, хотя бы, австралопитеки, марширующие строем и орущие пионерскую речёвку. Мне понравилось.

Второе, из-за чего стоит читать, лёгкий язык и лёгкое повествование. Мозг не нагружается, и чтение очень даже хорошо идёт на сон грядущий после рабочего дня.

К чему я веду? К тому, что после «Вычислителя» и, пожалуй, «Феодала» я ожидаю от книг Громова большего. Напряжения какого-то, надрыва что ли? Наверное, напиши «Завтра наступит вечность» неизвестный мне МТА, я бы аплодировал. Впрочем, делал бы это не стоя.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже интересно, сам автор, правда, не заметил, насколько ужасен его герой? Веселый, улыбающийся, всем нравящийся, душка-зомби. Искусственная личность уничтожившая настоящую.

Причем самого «носителя» этой личности и кровавую гэбню я еще могу понять, зомбировали ненадолго и под конкретную цель, которая для них оправдывала средства, а вот «корпорация» в лице романтически настроенных девочек и мальчиков идут на то же самое уже навсегда. И не ради цели, а просто потому, что зомби — он такой лапочка, а вот настоящий человек бяка-бука и вообще «мент поганый».

А все остальное нормально, наверное. Стрельба там, беготня, чужие планеты и прочая шелуха.

Читай я только раннего Громова, думал бы что это такая умышленная провокация читателя. А так склонен считать, что это начало конца. Особенно если посмотреть какие книги были дальше.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Громкое название никак не оправдывает содержание. Читая книгу с таким названием ожидаешь чего-то иного, более масштабного, более скажем так пафосного.

Как итог книга на один раз. Я ее слушала два раза, причем по той причине, что не помнила первого прочтения. И слушая с удивлением понимала, что это я уже слушала...

Под пафосным названием скрывается самый обычный роман об удивительной находке, и приключениях на других планетах. Герои не вызывают особой симпатии, а некоторые откровенно бесят.Мысли и мотивация главного героя иногда кажется притянутыми за уши... Мне кстати гораздо более по душе Берш, а не Горелкин. Его мотивация и поступки кажутся более продуманными и логичными.

Роман местами затянут, и хочется ускорить ход событий и выбросить некоторые эпизоды, которые никак не влияют на ход повествования.

В общем книга как я уже сказала на один раз. Прочитал и забыл.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать произведение очень легко. Почти все время не покидает ощущение оторванности от реальности, дело не в том, что фантастика, а в том, что автор не в состоянии погрузить читателя в выдуманный мир (по крайней мере меня).

Сопереживать герою (героям) не хочется, иногда мотивация поступков гг остается не ясной и даже весьма глупой и это нельзя списать на то, что он шалопай.

Еще куча имен очень редко встречающихся в современной действительности.

Произведение для подростков, дочитал для того, чтобы узнать за что получен «РосКон», видимо давать было не кому. Потому 6.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится как пишет Александр Громов. Но этот роман не идет ни в какое сравнение с его «Мягкой посадкой» или «Ватерлинией». Скучно, длинно и как-то аляповато...

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошего писателя нужно почаще ругать. Все время хвалить нельзя — расслабится, начнет воспринимать аплодисменты как должное. Не замечать — и того хуже, отсутствие читательской реакции может автора просто извести... что тоже не здорово.

Остается цепляться, придираться, не давать покоя, крутить, как, извините, курица яйцо. Чтобы не залежался.

Александр Громов — писатель очень хороший (с моей колокольни, конечно), хотя рядом с блистательной «Мягкой посадкой» у него возьми да и появись что-то вроде «Властелина пустоты» — проходнячок... Поэтому новые вещи Громова я вовсе не автоматически ставлю на полку. И отношение к его книгам у меня немножко для меня самого удивительное: я это впечатление необычно часто пересматриваю. Не всегда пересмотр идет «в плюс», иногда и в «минус», а временами оценка остается на том же уровне — но меняется содержательно. Художественные модели в больших произведениях Громова почти всегда многомерны и дают возможность рассмотреть описанные ситуации в самых разных ракурсах — социально-философском, психологическом, этическом и так далее. Что, собственно, и способствует регулярной переоценке.

Не знаю, как скоро я буду переоценивать «Завтра наступит вечность» — но первоначальная оценка сформировалась почти сразу. Прежде всего, это явно не произведение первого ряда — и, в то же время, не последнего. Стойкий «середнячок», бойкая приключенческая повесть, написанная живо, мастерски, но без большого авторского интереса. Симпатичный герой, который из простых техников-работяг вдруг перескакивает в ряды техников совсем не простых. Добротная приключенческая завязка, которая быстро формирует яркую ситуацию, вводит в сюжет наши спецслужбы (карикатурно-глуповатые, совсем как в теленовостях), раскрывается на новый уровень... Вполне последовательное развитие сюжета, который, впрочем, работает не столько сам на себя, сколько позволяет автору сменить «отработавший» свое антураж на новый, свеженький, и запустить в этом антураже новый поворот...

Оторваться от книги невозможно, но приятность чтения меня уже давно не обманывает: а под крышкой-то что? А вот не нашлось чего-то важного, чего, честно говоря, хотелось бы; а что нашлось, то новизной для меня не блеснуло...

При этом Громов честно попытался обозначить достаточно интересный многоуровневый конфликт: вот государство, вот Корпорация, которая не хочет государству подчиняться, а вот герой, который тоже желает быть сам по себе. Такой вот совсем не любовный треугольник, который в романе ясно намечен, но, увы, сыгран весьма поверхностно. Да, человеку все едино, от кого он будет зависеть — от государства или от Корпорации, пусть даже устроенной наиразумнейшим образом. И выход для человека только один: стать свободным, выйти из игры. Как?

Герой романа ломает ситуацию тем, что получает средство контроля и над Корпорацией, и над государством — более того, чуть ли не над всей цивилизацией. Но обретенная власть — это вовсе не свобода (по Бердяеву не свободны ни раб, ни его хозяин), и конфликт не исчерпан: он лишь переведен на новый уровень. Концовка романа открыта...

Умная, правильная, ценная тема — а вот не располагает текст к тому, чтобы думать о соотношении свободы и несвободы. Проблема — на уровне констатации, предложенное решение — тоже. Скорее, игра в проблему...

Так вот: очень мне не хочется, чтобы Александр Громов продолжал лишь играть в литературу. У него получается, браво, молодец, он чемпион. Но уже написаны «Год Лемминга» и «Менуэт святого Витта», и так не хочется думать, что дальше будет только яркая и эффектная, но — всего лишь игра...

(Опубликовано в журнале «ПитерBook», 2002, № 11)

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё познается в сравнении, особенно в российской фантастике. Особенно в космической. Вот пишет человек хорошо — и уже на душе приятно. И читаешь с удовольствием, и сочувствуешь герою. И даже жертвуешь тремя часами рабочего времени, чтобы дочитать роман. А дочитав, думаешь: «Ну... по крайней мере, это можно было читать». В наши дни это уже несомненный плюс. Причем жирный. А что же в минусе? Жуткий дисбаланс содержания и темпа повествования. Раскачивался автор, раскачивался, временами немного ускоряясь, временами снова опускаясь до черепашьего шага, а потом вдруг все по быстрому свернул. Конечно, можно использовать палочку-выручалочку и сказать, что это открытая концовка, что это, дескать, не для средних умов. Но вот что вы запоете, если вам в ресторане подадут недоделанную, полусырую рыбу и скажут, что это открытый вариант высокой кухни, не для средних желудков? Открытая концовка — это особый прием, требующий огромного мастерства. Стоит хоть чуть-чуть ошибиться, и вместо благодарности автору за возможность осмысления произведения ты испытываешь только раздражение и досаду за потраченное время. Здесь, к сожалению, именно такой случай. Развесил Громов по стенам кучу ружей, а выстрелил из новогодней хлопушки. Вот и возникает вопрос — а зачем? Для чего история с ФСБ, для чего странный огрызок любовной линии — вообще, для чего это все было написано? Что хотел сказать автор? Честное слово, такое впечатление, что просто накопилось у него какое-то количество мелких идеек, каждая из которых не тянула на цельную вещь, вот и намешал Александр этакий винегрет из селедки с малиновым вареньем. И только ближе к концу, словно понимая, что все вышесказанное не стоит написания книги, Громов внезапно бросается в философию, наскоро прописав главным героям какие-то подростковые размышления о сути мироздания и тому подобном. Детский сад, штаны на лямках. Ну ладно, какому-нибудь Бессонову это было бы простительно, но ведь тут-то у нас автор серьезный, вроде как умный. Удивляет только одно — за что этот роман получил серебряный Роскон? Хотя, если честно, как раз и не удивляет. В стране, давно забывшей о честной конкуренции, коррумпированной насквозь, не может существовать некий совершенно честный институт. Это было бы просто фантастикой. Причем — ненаучной.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно — Очень порадовало — особено конец... сюжет постоянно держит в напряжении, читается легко и с удовольствием... герой (герои? ;) ) прописан супер — как обычно у Автора. ЧИТАТЬ!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично сделанная классически твердая НФ, корпорация гнущая в дугу власть имущих, орбитальная станция, врата на далекие планеты и многое другое. Будь эта книга экранизирована толковой киногруппой — был бы шедевр кинофантастики.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно слышал ,что этот автор пишет отличные вещи,но всё никак не мог в этом убедиться и вот наконец мне попала в руки эта книга,и прямо скажу ,она меня не разочаровала.По стилю напоминает Павлова спримесью Гамильтона ,в общем весьма интересно.Хотя финал по всей видимости остался открытым.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Талантливый шалопай Сятополк Горелкин случайно забредает в подземный бункер некой Корпорации. Организация берёт в оборот молодого спеца-технаря. Ей нужны люди, умеющие управляться с техникой, ведь она владеет уникальными биотехническими артефактами…

Научно-приключенческая фантастика с акцентом на втором. Сюжет динамичный и разнообразный. Первая половина романа увлекает шпионской нитью «корпорация vs спецслужбы», во второй главный герой покоряет новые миры.

Читается книга с интересом. Автор не обделён фантазией и умением чередовать слова. Пожалуй, главный минус книги – это её нецелостность. И дело даже не в поверхностном описании фантастических постулатов, а в невнятном построении сюжета. Много веток сюжета не держатся единым стволом. Много недосказанностей и провисаний.

Итого: неплохой развлекательный фантастический роман без шансов получить особые рекомендации к прочтению.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока мое любимое произведение Громова. Особенно понравилось описание трудовых потуг героя на планете с повышенной силой тяжести. Экшн присутствует. Загадок много. В лучших традициях новой русской НФ.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

НА КОГО НАСТУПИТ ВЕЧНОСТЬ?

Общеизвестно, что Александр Громов предпочитает работать в области твёрдой НФ. Роман «Завтра наступит вечность» и есть та самая классическая НФ с приключенческой подкладкой. Та самая, да не совсем. На этот раз Громов не злоупотребляет в игрой в научную достоверность, отказываясь от подробного изложения истории появления «живых» артефактов в вечной мерзлоте якутской лесотундры, равно как и от рационального объяснения принципа их работы. Самовоспроизводящиеся генераторы и приёмники энергошнура, на который можно подвесить кабину лифта и отправить людей и грузы на Луну, «Кошачий Лаз» в неизвестные миры (ближе к концу книги появятся огромные Врата, открывающиеся «туда, не знаю куда») функционируют — этого вполне достаточно. Процессы знакомые, НФ-классиками давно и неоднократно описанные. Вспомним хотя бы аналогичную лотерею с перемещениями в неизвестность, описанную в романе «Врата» американцем Фредериком Полом, космический лифт сэра Артура Кларка, наконец, «Гиперболоид инженера Гарина» нашего соотечественника Алексея Толстого. Технический стержень для накручивания сюжета имеется, а художественного воображения автору не занимать… Два предприимчивых геолога, нашедшие комплекс артефактов, создают государство в государстве — Корпорацию, которая нещадно эксплуатирует чудесные дары природы (или презент от суперпродвинутых технологически пришельцев, не суть важно). Широчайшие возможности, которыми располагает Корпорация, не дают покоя государству в лице его силовых структур. Начинается схватка за обладание «Deus ex machina», схватка, в которой все средства, вплоть до подсаживания человеку ментоматрицы искусственно созданной личности, хороши…

В центре событий оказывается технический гений-самородок, дерзкий насмешник, шалопай и нигилист Святополк Горелкин, бывший сотрудник НИИ, нежно любящий и чувствующий аппаратуру, которая отвечает ему полной взаимностью, безотказно функционируя в его присутствии. Имея прирождённые задатки лидера, ум, не зашоренный подобострастно-осмотрительным уважением к чужим авторитетам, владея колобком-Привратником, запросто открывающим Врата в чужие миры, Святополк толком не решил ещё, как всем этим богатством грамотно распорядиться. Читать о злоключениях Горелкина на Земле, на невидимой орбитальной станции «Гриффин» (отсылка к «Человеку-невидимке» Герберта Уэллса), на планете-прииске Клондайк и в симпатичном, но чрезвычайно опасном мире под названием Надежда, безусловно, интересно…

Но Громов не был бы Громовым, если бы бездумно гнал своего героя через испытания, не ставя перед ним и читателем важные и сложные вопросы. Возможно ли лояльное экономическое и политическое сосуществование государства и структур, подобных Корпорации, покупающих свою независимость подачками центральной власти (в данном случае – тоннами золота и платины)? Как поведёт себя Свят Горелкин, потенциальный олигарх, почти Бог, хозяин Вечности на посту главы Темпорального Треста, компании, которую он собирается основать? Как правильно, с умом и пользой для всех использовать колоссальные технические возможности, находящиеся в распоряжении Святополка? А самое главное, сможет ли Свят жить в согласии с самим собой и примириться с нелёгким грузом памяти о прошлом? Это не фигура речи, имеется в виду память о конкретном прошлом человека совершенно иных, чем у Горелкина, установок и убеждений, специального агента ФСБ майора Олега Берша, которым наш герой когда-то был.

Финал, как это часто бывает у Громова, открыт. Поразмышляв над прочитанным, читатель сам найдёт ответы. Если захочет, конечно.

(с) Владимир Ларионов, ноябрь 2002 г.

Опубликовано в журнале «Звёздная дорога» #12, 2002.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как первая часть кого нить большого романа неплохо было бы — но увы роман самостоятельный — а следовательно осталось чувство неоконченности романа. Хотелось бы чтоб авто написал продолжение.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх