FantLab ru

Ник Перумов «Война Мага: Конец игры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Голосов:
3226
Моя оценка:
-

подробнее

Война Мага: Конец игры

Роман, год; цикл «Миры Упорядоченного»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Наступает момент истины, когда каждому предстоит решить, зачем он жил и во имя чего способен умереть. Невероятные по мощи силы стягиваются к Утонувшему Крабу, пустынному островку посреди морей Эвиала. Отныне в его небесах, в подземельях великой, выстроенной на нем пирамиды решается судьба миров и всего Упорядоченного. Здесь боги становятся во главе людского воинства, чтобы побеждать, и люди протягивают им руку помощи в беде, здесь хитроумные заклятья разбиваются о крепость воли и любви, здесь смерть отныне — лишь ступень для новой счастливой жизни. Здесь кончается история мага Кэра Лаэды, некроманта Неясыти, воина Фесса, так не похожая на сказку, потому что все рассказанное в ней — правда.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 782

Активный словарный запас: средний (2916 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, «МосКон-2007» // Лучшая книга

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Война мага. Том 4. Конец игры. Часть 1
2006 г.
Война мага. Том 4. Конец игры. Часть 2
2006 г.
Война мага. Эндшпиль - Конец игры
2008 г.
Война мага: Эндшпиль. Конец игры
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оказывается «эпичность» тоже кому-то нравится. И есть люди способные дочитать все это до конца. Снимаю шляпу. В их жизни есть место подвигу. Я-то сломался еще на «Странствиях» когда понял, что это такие разбодяженные «Мечи» и с каждым продолжением ценного содержимого в них будет все меньше.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было эпично, здорово классно, закончено (все-таки цикл хранитель мечей, а не цикл Упорядоченное). Поражает эта «Перумовщина», когда 2-3 книги завязка, а развязка на 2-3 главы. Может быть этим и нагоняется вся Эпичность, но мне это по нраву). Надо понимать, что мало у кого из авторов существует такой эпик из такого количества сил: Дальние, молодые, новые, древние боги, Неназываемый, Спаситель, Хаос, столпы третьей силы (вопрос какой третьей, если их уже дох.фига, если только делить на Упорядоченное, Хаос и Духов познания) Орлангур, Демогоргон, не говоря уже о местных (Внутри мира) божествах.

Для главных героев, среди всех этих «божественных сил» находится место в книге, но не всем. Честно говоря ожидал немного большего описания о Вейде, Трогваре, Наллике ( и раз есть Наллика, Ялини где?)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему Ямерт и его свита пришла и схлопнулась просто буквально в две строки, дальние, которые готовили, готовили, так и толком ни слова, можно ж было нагнать пафоса, как умеет Перумов, чтобы заинтересовать, что будет дальше... Наверное, потому что это «Хранитель мечей», а не «Гибель Богов», не нашлосось страниц для описания, надо растянуть на потом... Игнациус порадовал, но не долго. Мечи молодых богов, Иммельсторн и Драгнир раздуваемые с каждой книгой, утонули в паре строк, Фесс вообще тоску нагнал своей концовкой.

В целом, это произведение только для тех, кто прочитал и главное помнит всю хронологию, начиная с «Гибели Богов». Я вот не помнил, пришлось всё перечитывать, благо карантин, иначе могло такого момента и не быть)

Я к Перумову привык, он не может переплюнуть многих авторов с большой буквы по «Слогу», но им далеко до Николая Даниловича по эпичности, это меня и подкупает. Читал Перумова, читал, читал много книг и...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Печалька вышла с Кэром. Жду Пробуждения Фесса, знаю, что оно будет)

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ух, точка. Длинный же был путь... И тернистый, причём весьма. Я думаю, не только для читателя, но и для писателя тоже. Ведь вывести серию из того топкого болота, в которое он её загнал, непросто, непросто и свести воедино и те залихватские и растянутые сюжетные линии, которыми он потчевал читателя несколько лет, и не всегда удачно. Итак, как же он завершил свою мегаопупею про некроманта Фесса, что смог выправить, а что слил?

Начнём с того, что слил. Так веселее. Вспомним-ка основные «узелки»...

Многочисленные. Логические. Ляпы. О, этого тут целый вагон, можно чуть ли не дополнение отдельным томом выпускать. При развязывании сюжетных узлов чуть ли не половина нитей начала мохриться и расползаться, дыры в повествовании пришлось срочным образом затыкать, причём наспех (Игнациус и Тави. Помните эту жесть?). И это только мелочи. Этого добра там навалом...

Основные персонажи. Некромант Фесс вновь делает чёрт знает что, если ему прямо не указывают, как надо, преображение Этлау вновь обыграно не до конца, Клара Хюммель вновь прикрывает отсутствие интеллекта пафосом, Игнациус и Салладорец откровенно бесят своим пафосом, хотя их роль в сюжете вовсе не так велика, как бы отчаянно автор не пытался им подыгрывать. В общем, слишком много неубедительного и оборванного.

Так. Что там у нас по мелочи?

Друзья Фесса. Слил. Первый вопрос всех любителей: живы ли Рысь, Прадд и Сугутор? Ну, ладно, линию Великой Пушистой Любоffи он вроде бы завершил, пусть даже и скомкано, а вот что делать с гномом и орком не придумал. И просто забыл о них, по всей видимости, окончательно умертвив, и забыв. А ведь мы так переживали когда-то, в юные романтические годы...

«Маски». Слил. Автор бы перечитал «Рождение мага», и сравнил те образы с теми, которые он раскрыл в нынешнем томе. Перумов так и не придумал толком, кто же они такие, и просто соединил с одними из основных персонажей, мало чем с ними сходящимися. В общем, non comme-il-fau.

«Алмазный и Деревянный меч». Слил. Основные артефакты, давшие название всей серии, испарились самым нелепым образом, оставив после себя вопрос: «И это всё?...».

В общем, автор много чего слил, оборвал, не довёл до конца. Очень, очень многое, конечно, осталось за кадром сего глобального Мочилова, в котором нет места простым людям, только великие маги, полубоги и боги схлёстываются в нём. А обо всём остальном... Забыли.

И тем не менее, оценка всё же будет на пару баллов выше заслуженной. И с чего я такой добрый сегодня?

Дело в том, что на этот раз Ник Перумов действительно старался. «Из последних сил», как говориться, он завершал полюбившуюся многим историю, стараясь сделать её лучше, несмотря на многочисленные ляпы, недочёты и сливы. Он напрягал фантазию, явно некоторые эпизоды тщательно отшлифовывал, продумывал, переписывал до внятного состояния... Так, он подарил нам яркие и запоминающиеся эпизоды: скажем, жертва Анэто и Меганы. Он постарался завершить многие линии достойно, придать трагический надрыв и заставить читателя всё же уронить скупую слезу. Насчёт слезы не вышло, но мы видим, автор, что вы старались. И на том спасибо... И конец — да, история Клары вполне себе милая и грустная, правда, только если не воспоминать, откуда её... эм... слямзили.

В общем, серия завершилась. Со стонами, со скрипом, с многочисленными дырами — но завершилась. И это даже почти динамично, почти интересно и почти приятно для чтения. Спасибо, автор! Спасибо за толику романтики в моём детстве.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление после прочтения книжки — «Ура, эта Санта-Барбара кончилась!». Дочитывала цикл уже из принципа, хотела знать, чем же всё кончится.

В цикле куча ненужных побочных сюжетных линий, которые вообще не впечатлили. Единственная более-менее логичная линия(и логично законченная) — это линия Анэто и Меганы.

Оценка: 1
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал первый раз эту книгу в 2015 году.Сюжет насыщенный,способный раскрасить любое воображение,в краски невиданных войн средиземья,которые можно увидеть в серии игр«Дота«или «WoW».В этой книге затрагиваются чувства верующих,когда прочитывал фрагмент борьбы Ракота со Спасителем,когда Его святая личность становилась участницей этой распри.Спасителем,ведь выступает сам Иисус Христос,а такой шаг больше похож на святотатсво и может быть осуждён католической церковью как осквернение христианской веры.

Анэто и Мегана изображаются настолько богоненавистными,что становиться их просто жалко,глядя на все попытки хоть как-то навредить Ему.Почему же не использовались в числе врагов Ракота такие как Тор,Перун или другие языческие боги?

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грандиозный пшик.

В супер-эпик-битве смешались все — боги различных мастей, зоопарк из валькирий, вампиров, эльфов, орков, некромантов, гномов... Все время преследует ощущение, что я кого-то забыл. Впрочем, все равно, — за таким эпиком миры могут потеряться, не то что какие-то пару десятков народов.

А артефактики-мечи оказались — то ерундой.

А Клара-то продолжает раздражать и вести себя как дура.

А битва все длится, длится, и никак не заканчивается. К концу второго тома надоедает. Ведь новых идей нет. Шаблонность и сентиментальность происходящего — зашкаливают. Во второй половине второго тома (о как звучит!) все эти «давай, некромант», «встань и иди, некромант», «что ж, пора, некромант» и прочее в таком же духе вызывают лишь отвращение. Я теперь понял, что такое «тягучий экшен«! Вот оно! Количество же зомби, летающих черепов, пепла, осыпающегося со щек, лопающейся кожи и прочих радостей превышает все разумные пределы. Фразы становятся все более феерическими — по типу «опухоль на плече Эвенгара лопается, оттуда истекает зелёный гной, обволакивая фигуру эвиальского мага, словно перчатка» или «полуослепший Фесс видит, как от полюса и до полюса Эвиала начинают стягиваться земные тропы...». В общем, устои логики трещат по швам, обильно источая смрад маразма и роняя на читателя капли алогичности (я так понимаю, зеленовато-красного цвета, как зомби с Утонувшего Краба). И заканчивается это все ... полуупокоением ГГ. Автор таки оставил себе «хвостик» на всякий случай на следующие циклы и циклы, я так понимаю.

В общем — крутое завершение мегаэпической саги, наглядно демонстрирующей эффект, который некоторые в русскоязычной среде назвали «синдром Перумова».

Оценка: 1
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все же отличный цикл получился. Немного путаешься во множестве героев, но если произведение затянуло, то все нормально и масштабы увлекают, и переживаешь за дальнейшие события. Интересно было, чем же все закончится...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Столько книг — и что в итоге? Пшик.Вместо вразумительного нормального конца банальное мочилово.Да и ладно бы Бог с ним но все подается в такой нудно тягомотной атмосфере что читать становиться тошно.Причем книга не открывает ничего нового, все это уже было пройдено по несколько раз.Если в ранних книгах Хранителя мечей все имело отпечаток чего то непознанного и неизведанного то в завершальной части все вторично и безвкусно.Дойдя до конца радуешся прекращению растянувшейся эпопеи.Но не тут то было: на сцену выводят Гибель Богов 2 и старые герои начинают вымученно добивать нас с вами в очередном непонятно сколько томном произведении Перумова.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жалкочтоавтор не прочитает коментариев на эту серию, не до них ему. по моему серия до конца не закончена.Нет логического завершения в судьбе героев... как то все не доскзанно. Мечтаю узнать о судьбе Феса и Рыси — они заслуживают жизни за все то что зделали для того мира.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конец. Всему делу венец. Или не всему?

Справедливости ради, стоит отметить, что большинство героев Ник совершенно оправданно угробил или вывел из повествования другими способами.

Конечно же, не обошлось без традиционного мочилова. Вообще, магические поединки у Перумова напоминают мне настольную игрушку Epic Spell Wars of the Battle Wizards, где заклинания создаются из набора трёх случайных карт: всё так же непредсказуемо, случайно и абстрактно. Персонажи в последнем томе — такие же. Непредсказуемые — точно. Супермен-Кицум, задача которого в тексте минимум раз за цикл в корне изменялась. Тави, герои повестей и эвиальские маги, в какой-то мере и Райна с Сильвией — этим героям было уделено столько строк, в то время как их роли незначительны и во многим похожи:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сдохну, но врага вперёд не пропущу

Император, как всегда, за гранью добра и зла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только вдумайтесь: оставить государство в ситуации династического кризиса!!! НИКТО в Мельине не поверит, что Дану может родить от человека.
Роль Мечей в сюжете, так старательно культивируемая с каждой новой книгой, оказывается пшиком.

Итог: разочарований масса. Но всё-таки большинство линий Перумов успешно завершил. Так большего и не требовалось.

Оценка: 3
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и закончился этот замечательный цикл(но начался новый). Несколько сюжетных линий из предыдущих книг нашли свое продолжение в «Войне Мага».

Что я могу сказать — ярко, красочно, интригующе, эпично. Вот эпичность «Хранителя Драконов» мне очень понравилась — повествование не ограничивается одной локацией или персонажем, это позволяет увидеть масштабную картину происходящего от лица нескольких героев.

Главы с участием Новых Богов заслуживают отдельного внимания, правда немного напрягало их бездействие, в силу пресловутого Закона Равновесия.

Трагическое завершение пути Анэто и Меганы заставило немного взгрустнуть.

Сам цикл очень большой, но я не считаю это недостатком, так как автору удалось создать многогранную историю, которую читаешь взахлеб.

Вся «Летопись Разлома» собрана в печатном виде и заняла достойное место на полке, чем и горжусь.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вся серия просто великолепна! С нетерпением ждал каждую новую книгу, после прочтения заключительной части ощутил даже некоторую пустоту и сожаление от того, что продолжения не будет. Цикл оставил неизгладимое впечатление.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Окончание многотомного грандиозного цикла «Хранитель мечей». В финале ждет эпическая битва «всех против всех». Маги против магов, люди против магов, люди против богов, боги против магов. По сути вся книга описание именно финальной битвы, в которой подводится итог всего цикла.

Оценка: 9
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уф, свершилось!

Где-то к середине эпопеи, по мере того, как цикл раздувался, ветвились побочные квесты, возникали новые персонажи, начал ловить себя на мысли: оно мне надо?

Любопытство, однако, побеждало. Сюжет плотно начинал повествовать о том, что редакция платит автору за количество знаков, персонажи в приступах старческого маразма начинали разговаривать на языке а-ля «Арина Родионовна», повествование окончательно выродилось в «поди туда, не знаю зачем», но любопытство было еще живо, когда наконец вышла в свет заключительная часть сего грандиозного проекта.

Тут в бой вступила моя личная Жаба, тылы прикрывали мои же Моральные Принципы. Жаба кричала, что денег откровенно жалко, а принципы ей вторили в том смысле, что нефиг кормить человека, который уже и так насосался читательской кровушки. Любопытство-таки умудрилось уйти от большой крови, выторговав себе некоторое послабление: при подписании мирного договора было решено вынести вердикт о покупке книги уже после ее прочтения.

Вот так и стоит эта эпопея, занимая половину полки, без заключительного тома.

Нет, конец, конечно, вполне закономерный. Если бесконечно надувать мыльный пузырь, то кроме небольшого «мокро» ничего не получится. Половину книги автор описывает Финальное Мочилово в стиле анимэшных мультиков, кромсая своих героев в мелкий фарш. Он сгреб со стола все сюжетные линии, героев. артефакты в одну большую кастрюлю, взболтал всё миксером и засунул в духовку. Блюдо получилось невзрачным на вид и слабосъедобным. Сохранилось одно- масштаб!!!

Жалко, что очень многообещающе начинавшийся сериал выродился в подобный бардак. Без достойного завершения он стройными рядами отправляется псу под хвост. Пойду-ка я полку освобождать. Вынесу на лавочку к подъезду, выбрасывать книги- рука не поднимается: сколько деревьев напрасно полегло!

Оценка: 3
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и поставлена точка. Сыграна не партия, завершена яркая история. Как обычно, когда созданный писателем мир стал привычным, куда погружаешься легко и где всё давно знакомо, переворачивать последнюю страницу немного грустно. Мир стал объемным, живым. То же и в отношении персонажей. С каждым из них связаны определенные эмоции. Вместе с ними исхожены тропы. С теми, кому сопереживал, расставаться не хочется. Их судьбы разворачивались перед тобой на протяжении всего времени чтения, и подспудно намереваешься их «удержать», зная, отлично зная, что так, как есть, – лучше, что возможное продолжение, скорее всего, было бы лишним, оно скрало бы остроту восприятия, заретушировало бы ощущение достоверности и сюжетно-жизненной «правильности» развязки. И сейчас, после прочтения, остается лишь звучание последнего аккорда. Это звучание – верный признак известных силы произведения и мастерства автора.

Однако изначально «Конец игры» явил себя не с лучшей стороны, вызывая непонимание и недоумение, раздражение и протест. Были некоторый сумбур и поверхностность в сюжете, он воспринимался неестественно. В первой книге романа автор довел образ Фесса до неприятия, заставив его думать, говорить и поступать вразрез с тем, что объективно и очевидно следовало из пройденного героем развития. Персонаж казался едкой карикатурой на самого себя. Еще в большей степени вызывал недоумение образ Этлау, метаморфоза с ним крайне недостоверна, не показана, не обыграна, а преподносится как данность, в которую читателю просто предлагается поверить. Эх, не надо было так поступать с образом одного из главных антагонистов ГГ. Тем более, что раскрытие внутреннего «перерождения» Этлау интересно само по себе, и пошло бы только на пользу произведению.

И поэтому по итогам прочтения первой книги романа пребывал в убеждении, что развязка эпика загублена. Уже не ждал, что автор вновь позволит поверить ему. Ни о какой «десятке» «Концу игры» и речи быть не могло. Равно как и о «девятке», и даже о «восьмерке»… Однако чудо таки произошло.

Нет, вышеотмеченные «минусы» не стали «плюсами». Впечатление выправилось за счет повествования второй книги, ее сюжетных поворотов, языка изложения, усиления драматизма событий, что представлено достоверно, бескомпромиссно.

Произведение «спасено» для меня благодаря многому, одним из чего явилось развитие линии Императора (а с ним и Сеамни, и Клавдия, и Сежес, и Баламута, но, прежде всего, конечно, Гвина). Пожалуй, к событиям в мире Мельина «претензий» нет в принципе. Здесь есть всё: давящая атмосфера страшных угроз, а на ее фоне – смелость, героизм, отчаяние и светлые моменты радости, робкой надежды, любви, что крепче стали и сильнее смерти. Именно через описание мельинских событий рельефно выведена идея силы человеческой воли, подвига во имя жизни, искупления за содеянное недоброе. Примерно то же и в сюжете с Фессом, но там акценты несколько иные. Образ Императора раскрыт автором, пожалуй, лучше всех остальных персонажей. С самого начала истории (еще из «АМДМ») Император представлялся интересным героем, при этом он не преподносился как однозначно «хороший», у него свои грехи и пороки, Император далеко небезупречен. На протяжении «Хранителя Мечей» Император развивается, этот процесс заметен и, самое главное, достоверен.

Автора частенько упрекают в построении сюжетов на чем-то вроде «из последних сил», «открылось новое дыхание», «превозмогая смертельную усталость, почерпнув из неведомых резервов», в результате чего «все живы и счастливы». Так вот, подобного в «Конце игры» нет. Здесь всё дается героям не просто, через боль, утраты, страдания, через смерть и самопожертвование, без надежды на спасение, чудо, неожиданную помощь и прочее. Здесь герои всё делают сами. Император знает, что будет, ему страшно (и автор зримо показывает это, чем приближает к читателю), но идет к поставленной цели, ему ведома цена, он принимает судьбу.

То же и с другими: Фессом, Аэсоннэ, Этлау, Меганой, Анэто, Тави, Ниакрис, Бельтом, Сильвией, Хранителями-драконами, Темной Шестеркой. В «Конце игры» для каждого героя – своё испытание на прочность, своя Черная башня и свой судия (не Спаситель).

В общем-то этот роман – в известном смысле драма. Ощущение горечи добавляют предательства, некоторые из которых, что подано неожиданно и умело, ложные (к счастью, потому что если б такие предательства оказались настоящими, от восприятия соответствующих персонажей остался бы очень мрачный осадок).

Линия Фесса доведена до абсолютно логического завершения. Здесь в итоге нет того, после чего у читателя не осталось бы грусти, но в противном случае финал мог бы выглядеть недостоверно. А так – всё «правильно». И да, от этого, действительно, грустно. Трагический образ – трагическая судьба. Произошедшее с Фессом можно назвать искуплением, расплатой, но также и подвигом. Герой приходит к принятию решения через осознание собственных ошибок, понимание, что просто так, «красивыми пируэтами с глефой» ситуацию не изменишь, что тяжелые времена требуют настоящих поступков, отваги и самоотрешения. Автор в финале показывает одолевающую Фесса слабость, когда руки опускаются и всё теряет смысл. Неясыть – не супергерой, рыцарь без страха и упрека. Есть и страх, и постыдная слабость, и упрекнуть тоже есть в чем (даже – хоть на выбор!). Фесс – такой же, как и все, человек со своими достоинствами и недостатками. Тем достовернее борьба внутри героя, тем сильнее поступок, тем реальнее и драматичнее развязка…

Памятным стало завершение линии Меганы и Анэто. Получилось красиво и мощно, с достоинством и моралью, образно и символично. Можно дать больше характеристик, но тогда придется неизбежно раскрыть сюжет, чего делать не хочу (многим он и без того известен). Отмечу лишь, что сюжетный ход с данными персонажами добавляет силы звучанию того самого последнего аккорда, оставшегося после прочтения. Эпизодов и развязок, не оставляющих равнодушным, помимо сюжета о Мегане и Анэто, в «Конце игры» много: касательно Императора, Сеамни (вместе и по отдельности), Сежес и Баламута, Клавдия (тут несколько эпизодов, застолбивших место в памяти, один из них – коронация барона), Игнациуса (гротескно и неожиданно, а концовка – еще более неожиданна, но при этом справедлива и оправдана), Вэйде (отличная линия, а ее завершение – отдельная похвала автору, получилось и мощно, и тонко), Ниакрис и Тави (по последней – особое восприятие), Бельта (молодец!), Хранителей и Шестерки (очень достойно!), Безымянной и Рыси-полуэльфийки, Аэсоннэ (красиво и тянуще-грустно), Фесса (тут много всего), рыцаря Доаса, феникса (красиво и символично). Все эти эпизоды сильны по-своему, а вместе – тем более.

Понравился сюжетный ход с ученичеством Императора, идея о том, что всё может держаться на тончайшей нити, нити доверия, взаимопомощи, на воле и стремлении выстоять.

Отдельно хочу сказать о языке повествования, о способе его ведения. Автор дозировано и очень точно использует изложение в настоящем времени, этим достигается эффект укрупнения и растягивания протекания описываемого события (от лица действующего персонажа), когда мгновения словно застывают, и действие разворачивается будто бы как перед глазами читателя. Данный использованный автором метод работает в «Конце игры» «на все сто», и запоминающиеся впечатления от романа остаются во многом благодаря этому приему.

«Конец игры» — наверное, самая противоречивая часть «Войны Мага». Две книги романа получились разными по содержанию. Через первую приходилось «пробиваться», именно в ней всё то, что отмечал в начале отзыва как «минусы» (к ним можно добавить ощущения отстраненности от описываемого), а вторая – просто вынесла завершение истории на тот уровень, когда с легкостью отмечаются всё больше положительные моменты, а отрицательные безнадежно теряют в весе.

Не могу не отметить размах фантазии автора, которая впечатляет. Браво! Так всё сплести и так всё распутать – справился бы далеко не каждый, но то, что вышло у Перумова, не получилось бы, наверное, ни у кого.

К «спорным» для себя аспектам отношу превращение эпика из повествования о некроманте в глобальную историю, где смешались и «АМДМ», и «Хроники Хьёрварда» и собственно «Хранитель Мечей». Учитывая, что точку в эпике ставит всё-таки Фесс, нахожу в этом основание для примирения с самим собой в плане восприятия полотна.

Чего мне еще «не хватило», чтобы оценить роман более категорично. Не доведена до логического завершения линия Сугутора и Прадда, их оставили в том состоянии, в котором описано, что вызывает нарекания, тем более, что положение друзей Фесса отличалось (в лучшую сторону) от положения Рыси-полуэльфийки. Наконец, почему автор не показал «итоговое» отношение Клары к Фессу? Ведь на протяжении всей истории эта дама была несправедлива к нему, в конце же она (в «Эпилоге»), совершенно очевидно, изменила мнение о Кэре, но такой значимый и важный элемент, уверен, нужно было раскрыть.

Понравилась тональность развязки, грустно-жизненные нотки, придавшие описываемому достоверности и глубины. Автор раскрыл мысль о том, что каждый получает по заслугам. Расправа с отрицательными персонажами не выглядит нарочитой, всё оправдано и логично. Каждый получил своё. Противоречивым героям (таким как Вэйде) – соответствующая же и судьба. Однако, ее тоже можно понять, у нее своя правда, за которую, может, однозначно и не осудишь. Сложный образ и неоднозначный (дополнительный «плюс» автору). Для Императора и Фесса воздаяние – суть искупление, которое еще нужно заслужить. И для них справедлива формула: получи своё, но прежде прояви себя и докажи, что ты достоин, при том, что это «своё» — вовсе не мёд и вино.

В романе обыграны идеи: о выборе; об ограниченности могущества; о торжестве воли и силе человеческого духа; о роли поступка; о самопожертвовании и подвиге; о силе любви; об осознании и принятии ошибок; о расплате и искуплении; о том, что ничего не дается просто так.

В итоге, несмотря на отмеченные в данном отзыве «недостатки», поначалу казавшиеся просто провальными, и будучи под впечатлением от развязки, ее проработки и подачи, мыслей, обыгранных в ней, и ее тональности, меньше «десятки» роману поставить не могу. Он, думаю, запомнится, как и вся рассказанная автором история. Красивая, яркая, грустная и поучительная.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх