FantLab ru

Роберт Джексон Беннетт «Город клинков»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Голосов:
242
Моя оценка:
-

подробнее

Город клинков

City of Blades

Роман, год; цикл «Божественные города»

Аннотация:

Город Вуртьястан, бывший некогда обителью богини смерти, войны и разрушения, сейчас практически в руинах. Генерала Турин Мулагеш, вышедшую в отставку, отзывают обратно и направляют в это жуткое место искать сайпурского тайного агента, пропавшего при выполнении задания. Город войны полон бессчетных опасностей. Мулагеш не только преследуют призраки собственных прошлых битв, но скоро она задастся вопросом: что случилось в посмертии со всеми душами, когда исчезли Боги? Спят ли покойники крепким сном в стране смерти? Или же они что-то замышляют?

© Перевод аннотации Anahitta

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2017 // Роман фэнтези

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Фэнтези или хоррор (США)


Издания: ВСЕ (2)

Город клинков
2019 г.

Издания на иностранных языках:

City of Blades
2016 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, «Город Клинков» получился даже лучше «Города Лестниц» — а и тот был хорош.

В целом, структура книжки такая же, как у первой — начинается как детективное расследование в антураже городского фэнтези, плавно переходит в философскую притчу и заканчивается грандиозным мочиловом.

В главной роли здесь генерал Мулагеш, а центральная тема — война и всё что с нею связано.

Как и в «Городе Лестниц», характеры героев в процессе отлично раскрываются, причем особенности их характеров, обусловленные поступками в прошлом, становятся мотивами их действий и отправными точками рассуждений. Мотивы и рассуждения героев становятся причинами конфликтов в книге, а выводы, к которым они приходят — разрешением этих конфликтов. Нечасто в фантастической литературе встретишь, чтобы философские рассуждения так ловко следовали из характеров героев и настолько прямо воздействовали на сюжет. Обычно-то персонажи фэнтези пофилософствуют тихонько в уголку, а потом достают шашку и принимаются бездумно мочить всех направо и налево.

Причем, всё подано в увлекательной форме, с обилием экшена и мистики, отличным языком — который варьируется от сложного и метафоричного, до простого и местами просторечного (Мулагеш матерится не меньше героев Аберкромби!).

Отлично выступил Сигруд — здесь и образ его раскрыт полнее, чем в прошлой книге, и сопереживаешь ему больше (хотя, по части экшена здесь не он на первом месте).

Шара, главная героиня «Города Лестниц», здесь почти не появляется — и, судя по аннотации к «Городу Чудес», уже в главной роли и не появится. На мой вкус это и неплохо — Мулагеш не такая хитрая, зато действует значительно бодрее, и мне по душе её солдатский юморок.

Необычный мир, красочно описанный в первой книге, здесь раскрывается ещё с одной, не менее интересной стороны — и очевидно, что это ещё не последняя грань.

Из минусов — повествование в настоящем времени («Мулагеш идёт», «Мулагеш смотрит» и т.д.) — как и в первой книге. Но к этому можно привыкнуть, и уже даже не сильно раздражает.

В общем, отличная книжка.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Краткий путеводитель по Вуртьястану, Городу Клинков.

Вуртьястан – город с очень богатой и необычной историей. Только здесь вы сможете прочувствовать атмосферу покровительства Владычицы Войны и Мореходства, пройтись по улочкам, по которым когда-то маршировали армии богоизбранных воинов, погулять по живописным окрестностям, окунуться в чарующий мир тайн и загадок, чудес и древних знаний!

КАК ДОБРАТЬСЯ

На данный момент посетить город можно только при помощи книжного портала рейса «Шедевры фэнтези». Можете не сомневаться, все удобства включены в стоимость билета и полностью ей соответствуют.

ЯЗЫК

Изначально английский, но при использовании стандартных для нашей страны книжных порталов, доступен хороший перевод на русский.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ

В стандартный пакет услуг входят увлекательные экскурсии в сопровождении прославленного генерала Турин Мулагеш. Вам дадут возможности поучаствовать в детективном расследовании исчезновения правительственного агента, побродить с умным видом среди военных и строителей, посетить древний остров, имеющий религиозно-философское значение, посмотреть на почти неуязвимого богоизбранного воина, пострелять в богоизбранного воина, повзаимодействовать с посмертием и много чего еще. Культурная программа расписана на 600 страниц вперед!

ЕДА

В основном виски, но временами сможете отведать солдатской похлебки.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Конечно же, у дрейлингов! Гостеприимные хозяева всегда рады гостям! Только здесь вы сможете насладиться обществом инженеров, конструкторов, такелажников и прочего рабочего люда, каждый день занимающегося благоустройством города и континента в целом. Кроме того, не забудьте посетить базу военных, чтобы пообщаться с защитниками страны и окунуться в мир военных действий.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Не забывайте о времени и бдительности, всегда есть риск чрезмерно увлечься происходящими событиями, и подвергнуться какому-либо не очень приятному воздействию внешнего мира. Не обращайте внимания на схожесть туров в Мирград и Вуртьястан, их разрабатывал один человек, поэтому получилось несколько однотипно. Помните, что впереди еще одна поездка, но вот пункт ее назначения пока останется в тайне.

Город Клинков дает много пищи для ума и услады воображению. Его тайны очаровывают, а приключения увлекают. Это тот город, который стоит посетить всем любителям добротной фантастики.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 2017-м первая часть цикла, «Город лестниц», стала для меня если не откровением, то очень приятным открытием. Многослойное рассуждение о божественности, колониализме и культуре, завёрнутое в упаковку увлекательного динамичного детектива. «Мир фантастики» назвал роман одним из лучших в том году, и мне кажется, что не зря.

«Город клинков» скроен по тем же выкройкам — полагаю, это фишка всех романов трилогии. Снова в центре событий оказывается один из городов Континента, снова выясняется, что мёртвые боги будто бы не так уж и мертвы, а под ударом оказывается множество ни в чём не повинных людей. Или всё же повинных?

И вроде бы структура и завязка ничего оригинального не привносят (на фоне первой-то книги), но за счёт подхода и характера Мулагеш — суровой женщины-офицера на пенсии — никакой вторичности не ощущается. Если Шара брала интригами, то Мулагеш — напором. Получилось ярко, захватывающе и очень круто, особенно в боевых сценах и в финале. Впечатлили и второстепенные герои — в первую очередь, семейка йе Харквальдссон, Сигурд и его дочь Сигню. Явно неспроста в третьем томе Сигурд станет главным героем, учитывая надлом в конце.

Но больше всего проникся явной антимилитаристской темой, которая раскрывается через флэшбеки самой Мулагеш. Беннетт едва ли не напрямую рассуждает о допустимой цене победы, особенно в условиях технологического превосходства. И задаётся вопросом, стоит ли государству «забывать» о страшных исторических событиях — например, учинённой резне. Параллельно с этим размышляет о посмертии и вере людей в него. Что отличает человека, который неистово верит в предназначение после смерти, от того, который знает, что после смерти ничего нет?

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком рано, судя по всему, я похвалил Роберта Джексона Беннета. Если первая книга, несмотря на ряд недостатков, была классная, то тут все наоборот — невзирая на удачные находки, вторая книга совершенно средняя.

«Город клинков» повествует о том, как на американскую базу в Афганистане приезжает крупный чин расследовать пропажу военного ученого. На самом деле, конечно, здесь нет американцев и талибов по названию, но они есть по сути: сходство не только внешнее, аналогии просятся на ум постоянно. Даже приемная врача выглядит как из 20 века, а не как в стране, сто лет назад вышедшей из античного рабства. Почти каждая деталь в описаниях, действиях героев, разговорах, мировоззрениях, особенностях поведения вынуждает воспринимать сюжет как происходящий в нашей современности (с небольшими косметическими изменениями) и это довольно плохо. Такое было и в первой книге, но не в таких масштабах, да и тогда впечатление быстро прошло, а здесь нет. Это худший вариант написания фентези — когда тупо запихиваешь советы директоров, службы безопасности, модульное строительство, крупнокалиберные пулеметы, противотанковые ружья, обработку алюминия и телефоны в мир, который еще век назад во всем полагался на волю активно действующих богов.

Сам сюжет полностью, до последних деталей повторяет первую книгу — гибнет какой-то спец, приезжает крупка шишка расследовать это событие, и выясняется, что это как-то связано с богами, про которых думали, что все мертвы, а оказывается, что мертвы не до конца. Не думаю, что буду читать заключительную часть трилогии: если уж у автора не хватило фантазии даже на вторую книгу, что уж тут говорит о третьей.

Впечатление, что писал талантливый копиист, подражатель, вдоль и поперек изучивший Город лестниц и осторожно, боясь сделать шаг вправо-шаг влево, написавший продолжение. В целом копия получилась весьма бледная. Все достоинства, наличествовавшие в первой книге как-то поистерлись и пооблупились, а недостатки, очевидные и ранее, никуда не делись. Расследование кажется вымученным и не захватывающим, личность таинственного злодея прячется автором столь старательно, что не догадаться просто невозможно, концовка откровенно предсказуема, и даже отдельные сработавшие задумки и по-прежнему увлекательная своеобразная мифология кажутся случайными на общем фоне какой-то всеобщей картонности и вымученности.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения сюжетной канвы первый и второй тома трилогии, «Город лестниц» и «Город клинков», похожи, как братья-близнецы. По крайней мере, по завязке истории. Снова на просторах Континента происходят странные события, неотличимые от чудес. Снова правительство Сайпура посылает особого агента с приказом выяснить, что случилось с его предшественником, расследовать события и предотвратить угрозу. Снова окажется, что божественная природа сложнее и загадочнее, чем было принято считать. Однако и волнующие Беннетта вопросы, и надвигающаяся опасность, и психологические портреты претерпели серьезные изменения.

После Мирградской битвы прошло пять лет. Шара Комайд стала премьер-министром Сайпура и выполнила обещание — приложила все усилия, чтобы наладить жизнь на Континенте. В свою очередь главная героия второго романа Турин Малагеш успела получить генеральское звание, а затем взять и внезапно уйти с должности вице-президента Сайпурского военного совета, последней ступеньки перед званием самого главнокомандующего. Однако даже в отставке, в глуши острова Джаврат, в грязной хибаре среди пустых винных бутылок и вонючей одежды, ее настигает очередной приказ Шары, сильно смахивающий на неприкрытый шантаж.

Официально Мулагеш возвращается на службу, чтобы осмотреть оборонительные сооружения Континента в Вуртьястане. В действительности же ей предстоит выяснить, что происходит возле шахты, где добывают таинственную руду. И куда пропала предыдущая агент Министерства иностранных дел. И удостовериться, что ничто не угрожает порту, который возводят в гавани поблизости Соединенные Дрейлингские Штаты. А еще в форте, где находится штаб-квартира губернатора, Мулагеш предстоит встретиться со своим прошлым командиром, генералом Лалитом Бисвалом, с которым они вместе сражались в страшное Лето Черных Рек.

Если «Город лестниц» был историей дипломата, посвященной дружбе и терпимости, то «Город клинков» — это мрачноватая песня воина, пронизанная антивоенным настроем. Ключевую роль в романе играет образ Вуртьи, континентского божества, которая воплощала в себе войну, вечную битву, смерть. Однако кадж отстрелил ей голову с плеч во время Ночи Красных Песков. Почему же теперь оживают старые предания о Городе Клинков и вуртьястанских мечах? Какие клятвы оказались сильнее смерти? Изображая величественную и внушающую страх Вуртью с ее культурой поклонения смерти, Беннетт соединил образ Кали из индуизма с мотивами Рагнарека в скандинавских мифах.

Генерал Мулагеш лучше многих военных и политиков знает об ужасах войны. Ее первый поход в составе отряда Бисвала переломил исход кампании, но также был предан полному забвению, будто его и не было — столь жесткие методы были пущены в ход. Однако Мулагеш, ужаснувшись, не сломалась и не превратилась в монстра, но решила, что никогда больше не допустит повторения. Увы, не все сослуживцы согласны с нею, поэтому рассчитывать она может лишь на друга — Сигруда Харквальдссона, уже не телохранителя Комайд, а канцлера Штатов. У того своя личная проблема: как наладить отношения с дочерью Сигню, возглавляющей строительство Гавани? Ведь Сигруд слишком надолго покинул семью, скрываясь среди континентцев и работая на Сайпур. Сама же Сигни мечтает изменить мир, чтобы споры решались не оружием, но калькуляторами, не кровопролитием, но счетами и дивидендами.

Не стоит привязывать события и мораль романа к сиюминутным политическим реалиям, уплощая его. Это куда более глубокая история о войне и мире. История о дилемме победителя, который вынужден решать — или он унизит проигравших, но после будет ежеминутно опасаться бунта, а уж Сайпуру ли не знать, что бывшие рабы могут превзойти господ. Или он постарается предложить новую жизнь на равных правах, без уничижения и подавления.

Расследование Турин Мулагеш ближе не к детективу, поскольку у нее мало улик, а круг подозреваемых и того уже, но к исследованию древних легенд и чередованию расспросов со схватками, когда очередное божественное чудо вторгается в мир. В ассортименте представлены: стрельба из многоствольного пулемета, встреча с пропавшей более полувека назад великой деятельницей и кровавые жертвоприношения. Конечно, легенды — это скорее по части Шары Комайд, зато убийство и война — родные стихии Мулагеш, которой предстоит вновь встретиться с давними кошмарами. Но она знает, что не бывает хорошей смерти. Что слишком часто наши поступки приносят совсем не то, чего мы хотели. Что война — это ад. Но времена меняются. И второй шанс могут использовать во благо.

Итог: драматичное психологическое фэнтези о воинском долге, жертвенности и цивилизации.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во второй книге цикла «Божественные города» из Мирграда (Bulikov) действие переносится в Вуртьястан, до гибели богов бывший вотчиной кровожадной богини войны Вуртьи. Шара Комайд отходит на очень задний план, и главной героиней романа становится генерал Турин Мулагеш, которая с учетом боевой биографии и сама вполне может стать воплощением богини войны.

Если в первом романе были флэшбеки Шары, то во втором свои шестнадцать лет вспоминает Мулагеш, и я сомневаюсь, что кто-то из читателей сочтет и этот роман подростковым, ибо в своих воспоминаниях юная Турин в составе сайпурского отряда устраивает кровавую мясорубку среди мирных жителей Континента. Тем не менее она извлекла уроки из прошлого и если в романе кто-то является носителем гуманизма, так это пожилая Мулагеш.

Как и в первой книге, в сюжете существенное место отведено детективной интриге. Мулагеш поручено расследовать бесследное исчезновение агента Шары. Генерал обнаруживает в округе немало странностей, в том числе трупы со следами жутких ритуальных убийств.

Вуртьястан − неспокойное место, где сталкиваются интересы разных народов. Здесь есть сайпурский военный форт, который возглавляет Лалит Бисвал − старый соратник и бывший командир Мулагеш. Здесь обустраивают гавань дрейлинги во главе с Сигне Харквальдссон − дочерью Сигруда, а чуть позже в число главных героев добавляется и сам Сигруд. И есть местные племена, которые не только враждебно относятся ко всем пришельцам, но еще и не ладят между собой.

Каких-то особых философских идей я в книге не обнаружила, кроме банального «война − это плохо, солдат должен служить, а не завоевывать». Однако роман, как и первый, − интересное нестандартное фэнтези с увлекательным сюжетом и неожиданными поворотами. Из ассоциаций − потусторонние воины Вуртьи очень напоминают Шрайка из «Гипериона».

Для русского уха в мрачную атмосферу вносят комические нотки названия, стилизованные под славянские, − вроде города Буликова, речки Лужков и святого Петренко. Да, и аннотация к третьему роману цикла спойлеров по второму не содержит.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: расхваленный второй том трилогии «Городов». Первый том читал, не сказать, чтобы остался в восторге, но и отторжения книга не вызвала.

Второй и третий том трилогии «Божественные города» скопом названы «Миром фантастики» Книгой Года и Фэнтези Года, что существенно подняло романы в моём списке к прочтению.

В итоге: больше всего это напоминает колониальный роман о буднях англичан где-нибудь в Индии или Афганистане. Недолюбливающие островитян-сайрурцев местные, поделённые на племена; город под прицелом пушек колонизаторов; строительство гавани, как важная веха в освоении Континента; жестокие экзотические божества.

Жанр – политический детектив с щепотью чудесного. Все детали головоломки автор, не стесняясь, выкладывает перед читателем неспеша, но сразу. Другое дело, что паззл из этих деталей можно собрать по-разному.

Загадочный металл, богиня войны, гениальная изобретательница прошлого, пропавшая учёная, ритуальные жертвоприношения. И всё это в непростой ситуации переговоров колониальной администрации с речными и горными племенами аборигенов. Да ещё непростые дрейлинги, перековавшиеся из пиратов в строители, но с пулемётами и частной армией.

И во всей этой густо замешанной каше должна разобраться генерал Мулагеш, один из персонажей первой части. Суровая однорукая военная, с непростым прошлым (участие в карательной экспедиции), генерал на пенсии.

Развитие техники примерно соответствует временам расцвета Британской империи в середине-конце девятнадцатого века. Огнестрельное оружие, железные дороги, примитивные аудиозаписывающие устройства, первые автомобили, бумажные деньги.

Вроде и придраться не к чему, повествование плотное, но излишне детализированное. Как и в случае с «Городом лестниц», кажется, что сократи автор роман процентов на тридцать, все бы только выиграли. Но нет, почти семьсот страниц (в конце Беннетт благодарит издателя за то, что тот помог вырезать целую книгу из середины романа и таким образом улучшил его).

И всего одна сюжетная линия. Не три, как в трилогии «Первый закон» Аберкромби, не с десяток линий , как у Мартина, а всего одна.

Несложная аналогия: представьте себе большой роман-самолёт, который долго, более половины книги, неспеша катит по взлётной полосе сюжета... Зато в последней трети он наконец ускоряется, взмывает ввысь и начинает на огромной скорости выделывать такие фигуры высшего сюжетного пилотажа, что дух захватывает.

Про сюжет сложно хоть что-то рассказать, не проспойлерив важные моменты. Поэтому читайте аннотацию.

Антивоенный по духу роман. Много зрелых размышлений о сути войны и солдатских принципах.

Отдельно стоит отметить атмосферную иллюстрацию к русскому изданию. Очень точно и стильно раскрывает одну из сцен книги.

Первая половина тома — 7/10, вторая половина — 9/10. Что в среднем нам даёт

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Рекомендую.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда перехваленное в сети произведение не оправдывает ожиданий. Если «Город лестниц» еще подкупал причудливым антуражем и необычной космогонией , то второй роман цикла, написанный «по накатанной» полностью утратил прелесть новизны. Зато окончательно приобрел динамику и схематичность компьютерной игры. Причем, игры не интеллектуальной, а скорее — слешера, по типу Дьябло. Сюжет в таких играх всегда развивается от мелких боссов к большому финальному бабаю. Намечая окрестность грубыми мазками, автор словно пишет на полях « Из моря лезет здоровенная зловещая хрень. Здесь нужно будет поработать программистам. Пускай купят скрины из «God of war». В соответствии с игровой концепцией меняется и главный герой. Генерал в отставке Мулагеш выходит из запоя, чтобы спасти мир. Чтобы было интереснее автор оттяпал у нее одну руку, что ей, разумеется, не мешает. Как не мешало синоби Секиро в одноименном эпике и Эшу Уильямсу из «Зловещих мертвецов». Мулагеш, позабыв про цирроз, карабкается по лестницам, стреляет из противотанкового ружья и станкового пулемёта и вообще чувствует себя отлично. Время от времени её одолевают печальные воспоминания о геноциде материковых граждан, которым она увлекалась в молодости, но генерал знает как с этим бороться. Словом, из Мулагеш получился бы отличный Брюс Уиллис. Ничто в ней не выдает женщину. Но нет. Джексон Беннет прекрасно чувствует современную конъюнктуру, поэтому мужчины в его произведении либо беспомощные идиоты, либо демонические личности, а вот дамы все сплошь энергичные, умные, сексуальные и боевитые. «Порадовал» и перевод романа, в котором столько неоднозначных и, мягко говоря, спорных деталей, что можно написать еще один, сопоставимый по объему с оригиналом том, посвященный ляпам и неточностям. Впрочем, люди с клиповым мышлением, привыкшие к литературному фаст-фуду, ничего этого, разумеется не заметят. Им бы монстров пожирнее, да взрывов побольше. А я наелся. Спасибо большое. Выйдет игра — зарублюсь.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное я буду одним из тех немногих, кому эта книга понравилась больше предыдущей. Все же «Город клинков» более зрелое произведение, нежели «Город лестниц» Все же в Городе лестниц чувствовалась определенная недоработка по части персонажей. Недосказанность, нелогичность. Ну и Город клинков более серьезное произведение, больше приближенная к реальной жизни. Приземленная скажем так. Это одно из главных достоинств книги. Второе достоинство романа в том, что автор очень умело смешал жанры, эпохи. Рядом с мечами тут существуют и пулеметы, и пулеметные гнезда, и прочее огнестрельное оружие, есть тут и военные базы и прочие атрибуты уже 20-го века а не 19. До этого я столь умелое смешение жанров наблюдал только у Ярослава Гжендовича. Третье достоинство. От книги просто невозможно оторваться. Чего не случалось с предыдущим романом. Очень интересно и захватывающе

Многие тут говорят, что Город клинком практически копирует Город Лестниц. Не спорю, отдельно взятые общие элементы есть, но на этом сходство заканчивается.Это два разных романа. 10/10

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения стилистики — сильная вещь и сильный перевод. Еще одна положительная сторона: глубокий философизм романа. В сущности, мир милитарной архаики Вуртьястана — мир прошлого Земли, от которого автору хотелось бы уйти как можно дальше в сторону мира, прогресса, спокойного развития... но этот новый мир, будущее человечества, строят руки грязные и корыстные... В сущности, нельзя не согласиться. Как нельзяне согласиться и с тем, что милитаризм тьмы прошлого связан с языческим мировидением, притом стойко политеистического оттенка. В общем — да, по крайней мере, в большинстве случаев.

Но... видите ли, из картины мира по Беннетту монотеизм искусственно удален. Либо кровавое, жутко темное язычество, либо «светские установления». И картина выходит до жути неполная, неправдоподобная.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приблизительно до половины книга не уступала предыдущей. Потом пошли deus ex machina верхом на роялях и к финалу все скатилось в вал сиропа с морализаторством.

По сравнению с другими авторами вышло даже неплохо, но как показала первая книга, Беннет явно может писать лучше.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх