FantLab ru

Евгений Брандис, Владимир Дмитревский, Вениамин Кан «Экспедиция на Землю»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
96
Моя оценка:
-

подробнее

, ,

Экспедиция на Землю

Антология, год

Аннотация:

Сборник, имеющий грандиозное значение для истории фантастики в России. Именно с него началась знаменитая череда сборников серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир». Собственно, сама серия возникла только после того, как издательство оценило успех первых, изданных в 1965 году, книг этого направления.

При этом «Экспедицию на Землю» на самом деле только первая половина задуманной составителями книги. В силу технических причин в процессе подготовки их пришлось разделить на два отдельных сборника (второй называется «Туннель под миром»). Но предисловие к ним общее, и оно опубликовано в «Экспедиции на Землю».

В целом эти две книги, каждая из которых носит подзаголовок «Сборник англо-американской фантастики» дают замечательный срез данного литературного направления на период начала 1960-х годов.

Примечание:

Серия — «Зарубежная фантастика»

М.: Мир, 1965.


В произведение входит:

  • Зеркало тревог и сомнений  [= Зеркало тревог и сомнений: О современном состоянии и путях развития англо-американской научной фантастики] (1965) // Авторы: Евгений Брандис, Владимир Дмитревский  
7.11 (56)
-
3 отз.
  • Земля и космос
7.70 (485)
-
17 отз.
7.84 (609)
-
27 отз.
8.09 (359)
-
13 отз.
7.45 (209)
-
9 отз.
8.48 (721)
-
39 отз.
8.60 (1134)
-
48 отз.
  • Пространство — Время
6.54 (117)
-
7 отз.
7.95 (267)
-
14 отз.
8.00 (861)
-
27 отз.
  • Шок / Shock (1943) // Авторы: Генри Каттнер, Кэтрин Мур  
7.29 (373)
-
13 отз.
8.24 (650)
-
26 отз.
7.48 (53)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Экспедиция на Землю
1965 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая антология в легендарной среди советских любителей НФ серии «зарубежная фантастика» увидела свет полвека назад, но это не повод для того, чтобы записывать ее в разряд пыльных раритетов. В этой сборке рассказов нашли отражение наиболее яркие опасения и мечты советских людей тех лет, и теперь, когда усилиями кремлевских политиков разжигается пламя новой холодной войны, самое время обратиться к произведениям, которые поддерживали и давали надежду людям в те годы. Тем паче, что рассказы, вошедшие в состав антологии, были написаны на все времена, и даже сегодня по прочтению не вызывают ощущения атавизма, но всё так же заставляют задуматься, волнуют сердце и разум.

Составители делают упор на американских авторов, большинство из которых в наши дни не просто забронзовели, но приобрели незыблемый платиновый статус в мире НФ — А. Азимов, А. Кларк, Г. Гаррисон, Р. Брэдбери, П. Андерсон, Р. Шекли и К. Саймак безусловно знакомы каждому, кто хоть немного интересуется фантастикой. Открывает антологию пространное предисловие составителей, являющее собой по сути обзор и анализ становления НФ за рубежом от самых истоков до начала 60-х гг. прошлого века. Сразу бросается в глаза явная политическая ангажированность текста, обилие марксистской терминологии, восхваление «правильных» авторов и критика «идеологически вредных» произведений — понятно, что в то время по-другому было никак, а за критику можно даже поблагодарить — это лучшая реклама, «чёрный пиар», хотя тогда еще, конечно, не было этого термина.

Информация об авторах приводится в конце книги — всё кратко, сухо и по делу — годы жизни, место рождения, самые знаковые произведения, особо отмечаются те, которые переводились на русский. Современный читатель может сказать, что здесь нет ничего особенного, но в те годы подобная информация была на вес золота, не было интернета и ассортимент книготорговцев оставлял желать лучшего, а вооружившись этими сведениями можно было хотя бы попытать счастья в ближайшей библиотеке. Структурно антология разделена на две примерно равные части, первая — «Земля и космос» посвящена проблеме контакта с братьями по разуму и тонкостям психологии пришельцев, которые на первый взгляд хоть и совсем не похожи на людей, но если вникнуть, то они такие же как мы. Второй блок, озаглавленный «Пространство — время», акцентирует внимание на путешествиях в будущее и прошлое, а также перемещениях в иные миры.

Все рассказы из первого блока антологии дезавуируют главную тревогу советского человека — начало новой глобальной войны на уничтожение. Только что миновал карибский кризис, и люди еще не оправились от его последствий, холодная война в самом разгаре — непонимание и страх рождают ненависть, причем обоюдную. Для советского человека рядовой американец представлялся не более понятным субъектом, чем пришелец с другой планеты — чего от него можно ожидать непонятно, но инстинкты подсказывают — ничего хорошего, при этом американец точно также представляет себе граждан СССР. Эти зеркальные страхи и тревоги хорошо передал М. Лейнстер в рассказе «Первый контакт» — в далёком космосе земная экспедиция встретилась с такой же исследовательской группой из другой галактики — долгожданный контакт превратился в патовую головоломку — ни одна из сторон не может иметь гарантий того, что другая не попытается проявить агрессию, установить родину чуждой для себя расы и нанести по ней удар — обмен знаниями это прекрасно, но первым делом — безопасность для своих.

А. Азимов через образ инопланетной расы харриан в рассказе «Сердобольные стервятники» указывает на закулисных поджигателей мирового пожара ядерной войны, цель которых — стравить конкурирующие народы, способствовать их обоюдному уничтожению и при этом получить свой профит, оставаясь формально в белых перчатках. Итоги возможного глобального катаклизма подводит англичанин А. Кларк в заглавном рассказе «Экспедиция на Землю» — колыбель человечества превратилась в безжизненный ледник на котором венерианские исследователи находят горстку артефактов, напоминающих о былом величии человека, несмотря на ироничную концовку всё это очень грустно и заставляет задуматься о многом.

О том, что самые грозные и нелицеприятные с виду инопланетяне могут оказаться совсем не теми, кем представляются с первого взгляда, напоминает Т. Старджон и его «Особая способность» — зашоренные представители человечества за деревьями не видят леса, разобраться во всем может лишь «белая ворона». Трудностям и опасностям «близких контактов» посвящена и одна из лучших коротких историй Г. Гаррисона «Смертные муки пришельца» — на первом плане здесь конфликт верующих и атеистов, перенесенный на далекую планету, где мирное сосуществование земного торговца и аборигенов нарушается прибытием активного христианского миссионера — довольно тяжелая и мрачная концовка неожиданна после легкого, местами ироничного, повествования.

Завершает первый блок антологии философский мини-шедевр Р. Брэдбери «Калейдоскоп» — лучшая, на мой взгляд, вещь данной сборки. Перед лицом неминуемой смерти люди сбрасывают маски и являют свой истинный облик, который может стать сюрпризом даже для них самих. После взрыва космического корабля астронавты оказались разбросанными по разным направлениям космоса, каждый из них знает, что умрет — кто-то вспоминает лучшие моменты жизни, а кто-то пытается свести старые счеты с коллегами. Этот пронзительный, кристально честный рассказ не оставит равнодушным никого, особенно хочется отметить финал истории, рождающий ощущение светлой грусти — каждый из нас, наверное, в тайне хочет принести радость людям, быть кому-то полезным, и вспыхнув падающей звездой, подарить мечту и надежду.

Второй блок антологии, посвященный временным парадоксам и перемещениям в другие миры, затрагивает тайные мечты и надежды советских людей того времени. Желание хоть одним глазком заглянуть за «железный занавес», вырваться из серой реальности в яркую новь, превращало посещение заграницы в своего рода религиозное паломничество. Красочные журналы, модная одежда и бытовая техника, которые привозили из-за бугра счастливчики, были в первую очередь сувенирами, напоминанием о выходе за грань, можно даже сказать реликвиями. Те же, кто о поездках в сопредельные государства мог только мечтать, с ревностью зелотов носили джинсы, слушали «битлз» и украдкой рассматривали «плейбой», не только потому что «ихнее — лучше», но для того, чтобы ощутить свою причастность к иному, в пассивной форме выражая свое несогласие с официальной пропагандой.

Связующей нитью между двумя блоками антологии явился рассказ Дж. Уильямсона «Взгляд в прошлое» — это популярный в Штатах жанр космооперы, сопряженный с хронофантастикой. Главный герой здесь — по сути предатель родины, который польстившись на большие деньги эмигрировал с Земли и сменил имя, работая на благо Астрархии, порабощающей свободные планеты. Его моральный выбор в финале очевиден, автор еще раз подчеркивает то, что историю нельзя изменить и напоминает — пришедший с мечом от меча и погибнет. П. Андерсон неоднократно использовал в своем творчестве «попаданцев», вот и в рассказе «Человек, который пришёл слишком рано» он перемещает американского офицера на тысячу лет в прошлое, где ему предстоит встретиться с викингами и осознать свою бесполезность в тамошнем обществе, причем главный герой не простой обыватель, но человек, который владеет боевыми искусствами, инженерными навыками, смыслит в парусном кораблестроении — казалось бы такой «попаданец» обречен на успех, но автор видит все иначе.

Пожалуй, лучший рассказ из этого блока — история Р. Шекли «Травмированный», которая играет на том же поле, что и эталонный рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром...». Дело вкуса конечно, но если сравнивать, то лично мне история Шекли больше пришлась по нраву. Попутно автор раскроет нам тайны создания нашей галактики, заставить попрыгать из прошлого в будущее и объяснит почему временные парадоксы недопустимы и чем грозит их появление, в наличии фирменная авторская ирония и легкий слог — перед нами типичный Р. Шекли. Дверцу в мир будущего перед читателем приоткрывает Г. Каттнер, его рассказ «Шок» знакомит нас с историей ученого-физика, в квартире которого внезапно появился пришелец из грядущего. Пользуясь открывшимся в стене его квартиры порталом, наш герой с увлечением начинает исследование нового мира — его визиты туда становятся все чаще, домой оттуда он приносит загадочные артефакты и надеется на встречу с высшими существами, которые откроют ему множество тайн и загадок — конец у рассказа довольно поучительный и грустный. Завершает антологию повесть известного американского гуманиста К. Саймака «Необъятный двор» — в доме обычного провинциального ремонтника появляется дверь в иные миры, контакт с пришельцами сулит массу перспектив, но выгоднее всего, конечно же не банальная торговля, а обмен идеями.

В целом антология оставляет очень хорошее впечатление — нестареющие рассказы из золотого века НФ будут радовать еще многие поколения читателей. Социальную проблематику следует признать злободневной — скрываясь за фантдопущениями и маской «несерьезного жанра», авторы рассказов выполняют роль психоаналитиков для широкого круга аудитории, ставят перед обществом вопросы, которые требуют скорейшего разрешения, предупреждают и предостерегают. Антология способна вызвать интерес у читателей всех возрастов, хотя больше подходит для зрелой категории — чистого приключенческого экшена здесь почти нет, произведения заставляют думать, попутно развлекая. Слабых и посредственных рассказов здесь вы не встретите, поэтому книга вызовет интерес у всех любителей качественной НФ, особенно у тех, кто активно знакомится с ее золотым фондом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборник, где большой % действительно качественных рассказов, сейчас составляющий золотой фонд фантастики. В те времена более ответственно подходили к формированию таких книг.Такой сборник и сейчас можно смело иметь в своей библиотеке. Моральные ценности никогда не устаревают.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх