fantlab ru

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Оценок:
4392
Моя оценка:
-

подробнее

Конец Вечности

The End of Eternity

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 336
Аннотация:

«Вечность» — организация, возникшая в 27 столетии как структура для межвременной торговли, а потом переросшая в инструмент управления целыми эпохами... Миллионы веков с миллиардами человеческих душ, которые могут исчезнуть в мгновение ока по воле Вечных. Так бы и продолжалось дальше, если бы с Техником по имени Эндрю Харлан не стали происходить довольно странные вещи, описанные в романе...

Примечание:

В своём романе «Край Основания» (Foundation's Edge) Азимов в гл. 74 описал, что реформированная Вечность выбрала реальность цикла «Основание» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась. Однако этот роман в свою серию «Галактическая история» он не включил.

Существует повесть «Конец Вечности», написанная за год до романа, но изданная только в 1986 году. Об это написано в блоге раз, два.

В изданиях на русском языке авторское посвящение редактору Горацию Л. Голду, как правило, упущено.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Роман

Экранизации:

«Конец вечности» 1987, СССР, реж: Андрей Ермаш

«The End of Eternity» 2012, -



Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  9. Айзек Азимов
1966 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Конец вечности
1985 г.
Конец Вечности. Сами боги
1990 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Конец вечности. Сами боги
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Дополнительный том
1993 г.
Конец вечности. Камешек в небе
1994 г.
Конец Вечности
2000 г.
Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени
2003 г.
Золотое время
2006 г.
Конец вечности
2008 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец Вечности
2019 г.
Конец Вечности
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Конец Вечности
2013 г.

Аудиокниги:

«Конец Вечности»
2003 г.
Конец Вечности
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The End of Eternity
1955 г.
(английский)
Краят на вечността
1981 г.
(болгарский)
La fine dell'eternità
1982 г.
(итальянский)
Ikuisuuden loppu
1987 г.
(финский)
Other Worlds of Isaac Asimov
1988 г.
(английский)
Кінець Вічності
1990 г.
(украинский)
The End of Eternity
2000 г.
(английский)
The End of Eternity
2011 г.
(английский)
永恒的终结
2014 г.
(китайский)
Das Ende der Ewigkeit
2016 г.
(немецкий)
მარადისობის აღსასრული
2019 г.
(грузинский)
O fim da eternidade
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой, но прекрасный роман отца-основателя фантастики.

Слушала книгу в аудио в исполнении Всеволода Кузнецова, и это отдельный виток удовольствия.

«Конец вечности» повествует о горстке специально обученных наблюдателей — жителей безвременья, которые следят за всеми важными событиями истории, чтобы поддерживать баланс вселенных.

Кто читал дилогию Илион-Олимп Симмонса, наверняка увидел нечто общее между этими произведениями. Люблю тему истории, временных аномалий и путешествий — здесь всё это есть, и даже больше, а точнее глубже.

Фантастика зачастую перекликается с философией, и «Конец вечности» не является исключением.

Продвигаясь по тексту, я успела выстроить несколько вероятностей этого «конца». Каждая цепочка событий вызывала фейерверк и ни одна из них не подтвердилась))

При этом автор сумел меня удивить. Ружье стреляет внезапно и несколько раз.

Слегка обескураженная, но довольная поставила 9 звёзд. Рекомендую!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маэстро конечно не мастер любовных линий, персонажи довольно плоские, самоназвание является таким себе спойлером, да и слог устарел. НО!

На память это одно из первых, если вообще не первое фантастическое произведение, в котором одним из основных сюжетов стал парадокс временной петли. Только лишь за одно это заслуживает своей порции внимания. Ну и рассуждения на тему развития цивилизации через преодоление тоже весьма интересны.

Единственно что в процессе чтения раздражали постоянные мысли о том, чем тут занимается служба безопасности, и почему в такой огромной корпорации ее просто нет 😂

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему Харлан и Нойз не исчезли?

Харлан был взят из изменённой реальности, ему сказал об этом Вычислитель. Если Вечность исчезла, исчезли все изменённые реальности, значит Харлан никогда не родился.

Столетие 11134 Нойз тоже исчезло. Так же исчез Купер, вырванный из его Реальности вечностью, как и Харлан.

Следовательно Харлан и Нойз не могли просто остаться в 1932, они бы тоже исчезли.

Ладно ещё Нойз могла остаться, она из защищённых столетий, на нее не было изменений Вечности

Но Харлан был выбран среди аналогов, из измененной Вечностью реальности.

А если исчезла Вечность, то и он должен был, как и Купер.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать!

Классика!

...но до последних трёх абзацев. Тормоза придумали трусы, хэппи-энд придумал продюсер.

Вот за это и 9 баллов. Рафинированная логика произведения обрывается на самом интересном месте: стреляй! :-))

Читать!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Конец Вечности» — бесподобный роман, один из лучших в хроно-фантастике. Он показывает, к каким глобальным неприятностям может привести контроль над историей со стороны группы лиц, даже как бы благонамеренных; как сильно может изменять судьбы огромного количества людей коррекция прошлого. Кроме того, он описывает понятия циклов петли времени и различных версий истории, порождаемых Изменениями Реальности, и людей-Аналогов в этих версиях.

Покушается ли роман на принцип причинности? Вовсе нет. Он просто показывает, что мировые линии предметов и существ могут быть «уложены» в множество витков, и после этого продолжаться дальше.

Раскрыл ли он максимально тему хроно-парадоксов? Увы, тоже нет. Недаром даже намёк на встречу двух Аналогов вызвал у Харлана чуть ли не панику, и автору приходится прибегать к «волшебным» средствам: мемуар Маллансона хранится в «хроно-сейфе», а защитить героев от Изменений может «поле биовремени». Пока логика разрешения временнЫх парадоксов не построена полностью (или построена, но не общепризнана), ошибки в любом хроно-произведении неизбежны.

Не могу сказать, что лично я понял в романе всё. Например, мне непонятно, зачем потребовались сектора Вечности? Ведь, казалось бы, при хроно-технике Вечности её работники могут посетить любой отрезок мировой истории. Или такая структуризация введена просто для упрощения работы и минимизации диапазонов времени путешествий — до столетия?

Сюжет романа построен великолепно. Тема просто играет всеми возможными красками — от детективной до мировоззренческой, от трагизма до радости и триумфа. Роман стоит того, чтобы его перечитывали и разбирались в нюансах. Браво, автор!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вряд ли без «Конца вечности» мы бы узрели того же «Терминатора» или «Назад в будущее» — уж настолько Азимов раскрыл тему хронопарадокса про вмешательство будущего в прошлое, чтоб это будущее наступило в известном виде, что чуть ли не сразу её можно было в 1955 году закрывать. Вся эта изящная конструкция про Времена, целую службу «Вечность» на страже развития человечества и его талантливого техника Эндрю Харлана работает очень здорово.

Но сам роман, при всей важности, сегодня кажется чуть ли не смешным. Любовная линия притимивная, плоская, главный герой не видевший женщин буквально вцепился (всё это по плану! Уууу!) в первую попавшуюся — хотя как это было сделано не совсем ясно. Первые две трети романа — скучноватый производственник про трудовыебудни изменителей реальностей. Вся мякотка с поворотами, заговорами и интригами запрятана под финал, что легко можно было бы превратить в яркую, динамичную повесть, а не крупную форму.

Ну и наконец, название романа буквально спойлерит самого себя, но это становится понятно примерно с середины. Жаль только, что в Техники и Вычислители во вселенной Азимова берут каких-то нервических людей.

Великий, знаковый и важный роман, который сегодня просто музейный экспонат, а не увлекательное чтение.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно сложная для восприятия книга, требующая и эрудированности, и буйного воображения. Читателю не помешает перед прочтением вспомнить, что такое наука, на каких принципах в целом зиждется — и какие проблемы у естественных наук имелись в минувшем столетии.

Книга замахивается на святое — на принцип причинности. Если у Гаррисона (тоже проехавшегося пару раз по этой проблеме путешествий во времени) баланс перекошен в сторону антуражности, то Азимов «не придерживает удары» и грузит читателя уймой нюансов, логических выводов и интересных дилемм. Это не плохо — но это в такой концентрации реально сложно для осмысления. Не очень развлекательное чтиво получается.

Если (если!) читателю всего хватило для того, чтобы не только прочесть, но и понять эту книгу, — наградой ему будет удивительная любовная история в антураже технологий на грани магии, с которой Дж. Мартину, скажем так, не помешало бы взять пример.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так ли хорошо быть Вечным?

«Конец Вечности» — теперь это произведение для меня является одним из самых любимых в творчестве фантаста Айзека Азимова. Я прочитал эту книгу, уже будучи знакомым с творчеством автора. Однако роман буквально поглотил меня своей необычной идеей и очень классным повествованием.

Сам сюжет заставляет задаваться множеством вопросов. Существует специальная организация, которая правит нашу реальность в разные эпохи, создавая тот самый идеальный (в понимании сотрудников (Вечных)) мир для всего человечества. Это огромная структура, буквально машина по созданию реальности, что по факту предлагает практически уготованное существование миллиардам людей в разные эпохи. От одного этого осознания мне стало не по себе. И я долгое время не мог понять, почему так некомфортно читается роман. Некомфортно в хорошем понимании этого слова, если можно его в целом применить здесь. Ответить для себя я смог, наверное, только спустя некоторое время после того, как закончил чтение книги. Все оказалось просто. Эта неприязнь — осознание того, что жизнь каждого человека в этой книге по сути предопределена, а множество людей, живущих в своем времени, являются просто крохотными винтиками, которые мало влияют на человеческую историю. И вроде бы эти знания и в реальной жизни находятся на поверхности. Каждый человек осознает свой вклад в развитие этого мира. Однако, когда перечитываешь это на страницах данного сильного произведения, то становится не очень приятно от повторного осознания этого факта. Но нужно отдать должное Азимову. Его произведение настолько сильно затягивает в свои сети, что ты готов буквально сродниться с этим фантастическим миром, представлять все происходящее не как фантастику, а как возможную реальность нашего бытия.

Главным героем романа является рядовой сотрудник организации «Вечность» по имени Эндрю Харлан. Автор отлично передает внутренний мир этого молодого человека. И вот постепенно Харлан начинает свое восхождение в иерархии организации. Описание этих событий сделано очень качественно, ведь Азимов шикарно играет на пересечении жанров, превращая научную фантастику в детектив и обратно, разбавляя повествование драмой и триллером, добавляя иной раз ноты боевика. Наверное, поэтому роман не устаешь читать, потому что попросту не успеваешь соскучиться.

Читателям вместе с главными героями, коих несколько в этой книге, придется распутывать клубок запутанностей, погружаться в свои определенные правила этого мира, которые легко и доходчиво объясняет Азимов через диалоги героев. Высказанным правилам веришь, готов делать свои предположения того, что последует дальше, кто из героев может оказаться не тем, за кого себя выдает. И это славно. Детективная составляющая этого произведения доведена до совершенства, абсолютно не конфликтуя с фантастической основой.

«Конец Вечности» — несомненно одно из лучших произведений в творчестве Айзека Азимова. Этот роман в принципе является одним из столпов темпоральной фантастики, по моему мнению. Здесь действуют свои продуманные правила перемещений во времени, которые вполне не допускают каких-то определенных промахов, что так заметны в других произведениях с перемещениями во времени и пресловутым «эффектом бабочки». Кроме того, книга заставляет задуматься на тему человека. Насколько должен быть сильным морально человек с возможностями Вечных, чтобы не поддаться искушению менять реальность себе в угоду и полностью отдаться работе на благо человечества. Впрочем, вопрос про благо людей остается открытым. Произведение обязательно покажет, что в этом мире возможно все.

10 из 10

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я потрясён!

Конечно, Азимов у меня на слуху с самого детства. Три закона робототехники, Основание-Академия-Фонд. Читал и «Академию» и «Лакки Старра».

А вот «Конец Вечности» прошёл мимо меня.

До этого романа я и не представлял масштаб воображения Писателя. Считал его вещи, за исключением «Академии» по-хорошему старомодными и простыми!

Но, случайно, после перечитывания трилогии «Академия», решив прочесть «Коне Вечности», я внезапно оказался потрясён!

Невероятная по сложности и красоте концепция организации Вечности. Запутанный сюжет с изящными парадоксами и неожиданными поворотами сюжета!

Многие заявляют о плоских персонажах Азимова. И если для Трилогии «Основания» это, в основном, справедливо, то для «Конца Вечности» нет. Эндрю Харлан живой человек. С большой гаммой чувств и эмоций. Более того, все его действия органичны и естественны. Многие на его месте поступали бы таким же образом.

Роман уверенно занял первое место среди моих любимых хроноопер. Теперь придётся опять перечитывать «Палимпсест» Стросса, полемизирующий с данным романом Азимова.

Очень мощная вещь! Сразу понятно, что господин Азимов не зря считается Грандмастером научной фантастики!

«Любая система, которая, подобно Вечности, позволяет кучке людей принимать решения за все человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность — синонимы посредственности. В такой Реальности звезды недостижимы.»

10(МОЩНО)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда речь в сюжете заходит о перемещениях во времени с внесением изменений в прошлое, это всегда напрягает. Просто потому что невольно начинаешь проверять на прочность логику повествования, и парадоксы очень часто не выдерживают множества вопросов, как бы ни силился автор подогнать свою теорию. Так и здесь. Ну просто масса вопросов к результатам работы Вечности. Но самый первый: а какое право у этой кучки бюрократов с вычислительными машинами решать, какие изменения нужно внести, чтобы люди стали счастливее? К чести автора, этот вопрос поднимается, хотя и в самом конце.

Еще одна проблема старых фантастических романов: действие происходит в далеком будущем, а технологии остались на уровне середины прошлого века… Все эти перфоленты как-то не воспринимаются всерьез, даже со скидкой на время написания романа. Не говоря уже о том, что за многие столетия никакого научно-технического прогресса, похоже, не случается. Правда, это тоже объясняется деятельностью Вечности, но тут явно нельзя обойтись точечными минимальными вмешательствами. Сотрудникам «Вечности» нужно просто стоять над душой у всех ученых и изобретателей всех веков и запрещать им приближаться к открытиям.

Что же касается самого сюжета, то это, боже мой, мелодрама. «Ищите женщину», как говорят французы. Причем чувства главного героя скачут как на качелях. Сначала он готов уничтожить Вечность в отместку за то, что ему не позволяют воссоединиться с любимой, а потом приставляет к ее виску дуло анниглятора.

Несмотря на все изложенное, чтение (точнее, прослушивание) было не лишено приятности, однако, наверное, стоит заканчивать знакомиться с классиками. Всему свое время.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман лет шесть назад и был восхищён простотой языка и интригующим сюжетом. Азимову удаётся доносить сложные вещи простыми словами, что заставляет читать его произведения снова и снова. Не могу сказать, что все произведения автора вызвали у меня положительные эмоции, но данное произведение я готов порекомендовать любителям фантастики. «Конец вечности» имеет и социальный подтекст, оно заставляет задуматься «а как было бы лучше».

Даже с учётом времени роман не кажется устаревшим, идея его оригинальна.

Автор поражает реалистичностью, хотя в романе имеются и путешествия во времени и роботы. Имеется и любовная линия, дающая нам разобраться во внутреннем мире главного героя. Стоит отметить и «техническую» терминологию автора, писавшего ещё в 1955 году.

В общем, произведение хорошее, будет интересно не только в подростковом возрасте, но и во взрослом. Подойдёт и женщинам, и мужчинам.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал этот великий роман еще школьником, взяв книгу у одноклассника, подписанного на знаменитую серию «БСФ». Я понял (так, по крайней мере, я тогда считал) там практически все. И запомнил на долгие годы (у меня память хорошая:). Где-то в 80-е я купил оригинал, прочел и его, будучи уже обогащен жизненным опытом. Это лишь подтвердило мое высочайшее мнение о романе (у Азимова я прочел почти все из художественной литературы и многое из популярной). Я очень долго к нему не возвращался, но вот на днях попался мне новый перевод Измайлова, и я прочел и его тоже.

Сейчас мне немало лет, а книг я прочел тысячи. И я еще раз понял, уже окончательно: «Конец вечности» — одна из лучших НФ-книг вообще, а у Азимова — самая лучшая. По уровню литературного мастерства она явно превосходит и «Foundation», и «Космические течения», и «Стальные пещеры». А из более поздних романов с ней можно сравнить только «Сами боги». Отлично закрученная интрига, очень хорошо выписанные и крайне неоднозначные герои, характерные для Азимова полудетективные повороты сюжета... Что же касается общей идеи и поставленных вопросов, замечательно изложенных и якобы разрешенных парадоксов (а книги о перемещениях во времени неизбежно их содержат), не говоря уже о социальной тематике, о балансе между наукой и бюрократией, между бюрократией и обществом, о целях человечества... это вообще выше всяческих похвал. Только «Машину времени» Уэллса можно поставить рядом с «Концом вечности».

В собранных здесь отзывах иногда мелькают упреки в том, что герои несимпатичны — но ведь они и должны быть такими. Говорят, что компьютеры, мол, не развиваются и описываются как огромные ряды шкафов. Но позвольте, судьбы человечества не рассчитать на персоналке, хотя бы и восьмиядерной. Современные суперкомьютеры и центры данных уже, как и в 50-60е годы, занимают комнаты и здания. Дальше они только увеличатся. Разве что упоминание перфолент выглядит сейчас откровенно старомодным — ну так 1955 год; а, между прочим, мне еще в начале 80-х довелось поработать с перфолентами.

Далее, можно провести прямую аналогию между всей организацией Вечности и небезызвестным Орденом Джедаев — те тоже жили практически монахами, законных семей иметь не могли, интриговали между собой — но зато в судьбы цивилизаций вмешивались будь здоров. К джедаям есть вопросы?

Еще хотелось бы привести цитату:

«Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к недосягаемым вершинам. Из опасности и неуюта исходит сила, толкающая людей на новые грандиозные завоевания. Можешь ты понять это? Способен ли ты понять, что, устраняя ошибки и неудачи человека, Вечность не дает ему найти собственные, более трудные и поэтому более верные решения стоящих перед ним проблем; подлинные решения, которые помогают преодолевать трудности, а не избегать их? ... Человечество представляло бы собой не один мир, а миллионы и миллиарды. Могущество человека не знало бы границ. У каждого мира были бы свой счет Столетий, свои собственные ценности и идеалы, возможность искать счастья своим путем. У счастья много разновидностей… Это и есть Основное Состояние человечества.»

Что ж, мы теперь живем в нем. Стало ли раннее открытие ядерной энергии благом или бедствием? Я считаю, что благом. Что бы там не говорили, ядерное оружие удерживает страны от по-настоящему больших войн. Без атомных электростанций сейчас (я не говорю — вообще) такой массе людей на Земле не выжить. Но главное — на базе первых экспериментов с атомными ядрами люди движутся — медленно, шажками, но движутся и вроде бы уже подошли к термоядерным реакторам. А это — единственное спасение, иначе будущее развитие станет невозможным.

Перевод Измайлова, пожалуй, действительно лучше обычно издаваемого перевода Эстрина. Он выглядит чуть более «художественно» — и, надо сказать, оригинальный текст хотя вроде и не очень сложен (как и обычно у Азимова), но и не столь сух, как в «Foundation».

Если в научной фантастике вообще есть великие книги, то это — одна из них.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное и умное произведение, одно из моих самых любимых. Азимов велик!

Заставляет задуматься о том, что все вроде-бы положительные устремления не факт, что приведут к положительному результату. На более высоком уровне рассматривается брэдбериевски «эффект бабочки», а воздействие на прошлое производится сознательно. Но не все можно просчитать и правильно оценить, а тем более присвоить себе статус непогрешимости и истины в последней инстанции. Очередной раз подтверждается утверждение, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

И заставляет подумать, хорошо ли будет, если окажется возможной и будет создана машина времени с возможностью не только видеть прошлое, но и влиять на него. Многие современные авторы очевидно не удосужились прочесть Азимова и задуматься. Очень часто у них ГГ попадает в наше недалекое прошлое и «строит светлое будущее» внося правку в историю. А не задумываются ли они, что будущее не так однозначно и, возможно, быстрая и сокрушительная победа СССР во Второй мировой не только уменьшила бы человеческие потери, но и нарушила бы послевоенный баланс и привела бы к ядерной войне в 1950-м или подобии Северной Кореи на всей территории Евразии? Может лучше бы в прошлое не вмешиваться?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И всё-таки мне кажется, что Нойс не всё рассказала Харлану. По крайней мере, я так и не нашёл разгадки одного из озвученных парадоксов: какова природа затухания последствий Изменения Реальности?

Есть Вечность, есть её сотрудники — Вечные. По вычисленным ими параметрам они вносят Изменение Реальности таким образом, чтобы человечество избежало некоего опасного шага. Однако проходит какое-то время — Столетие или несколько Столетий — и внесённые Изменения сводятся на нет. При этом человечество действительно избегает опасного шага, но всё возвращается на круги своя. Почему? Никто не знает. Но это факт.

Здесь могут быть, на мой скромный взгляд, две возможности: либо сглаживание эффекта — это дело рук обитателей Скрытых Столетий, либо во Времени существует некая третья сила, по всей видимости, гораздо более могущественная, сила, которая отвечает за, так сказать, общий гомеостаз, ну, или, если хотите чуть поуже и поконкретнее — за общий гомеостаз человеческой цивилизации. И тогда логично предположить, что сила эта тождественна некой глобальной силе, тождественна самой Природе.

И если это так, если существует эта самая сила, то мы имеем всё тот же детерминизм, обусловленный некими общими законами, обнаружить которые человек просто не в состоянии, быть может даже — некий сверхъестественный замысел со всеми вытекающими отсюда. Как-то вот так, слово за слово, допущение за допущением, мы и договорились до сами знаете чего. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии, любой достаточно сложный природный закон неотличим от божественного замысла.

Ещё очень понравилось изящное решение, предложенное Азимовым для осуществления Изменений Реальности. По теории хаоса или согласно эффекту бабочки, даже самое незначительное Изменение Реальности будет иметь долгоиграющие последствия. И, как признаёт Азимов, даже самые тщательные Вычисления не могут учесть всех факторов — возможны непросчитанные вилки или, быть может, вилки, просчитать которые невозможно в принципе, поэтому само действие по Изменению Реальности может стать причиной, по которой это действие нельзя будет осуществить. Нарушается причинно-следственная связь, плодятся парадоксы дедушек и всё запросто может вылететь в тартарары. Как же защититься Вечности, её сотрудникам, чтобы своими действиями не вызвать круги на воде, смывающие тех, кто эти действия предпринял? Азимов вводит в механику мира Темпоральное поле, это-то поле и защищает Техников, Вычислителей и всех прочих от последствий собственных действий. Я — в домике. Компромисс между строгой причинно-следственной связью научной фантастики и теорией изменяемого Времени. Я бы даже сказал — теорией «мягкого» Времени, злоупотребление которой зачастую превращает художественное произведение в фарс и махровую фэнтезятину а-ля «автору так захотелось» («Назад в будущее» здесь не в счёт, поскольку это откровенная комедия и, может быть, даже стёб над коллегами по цеху).

«Конец Вечности» — возможно, самое лучшее произведение на тему путешествий во времени, многослойное и затрагивающее большое количество аспектов проблемы. Я бы даже сказал, что прочитав этот роман, я знаю о Времени всё.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

умаю, описывать содержание этого романа не надо, его читали почти все любители фантастики, на нашем уважаемом ФантЛабе почти 4 000 оценок. Для меня, как и многих это один из основополагающих романов о путешествиях во времени, связанных с ними парадоксами, влияниями и возможностями. Но, кроме того, есть и можно так сказать, философская часть, об организации, которая берет на себя роль управлять всем человечеством, решать что для всех хорошо или плохо, и менять историю по своему разумению. Естественно, цели у этой организации провозглашаются самые что ни на есть благотворительные и благотворные... А вот что происходит на самом деле, будет ли это всеобъемлющее влияние на самом деле таким полезным, и кроме того, как такие возможности и силы сказываются на членах самой этой организации? Мне кажется, эти вопросы и сейчас не утратили своей остроты и значимости. Азимов был ученый и верил в разум человека, поэтому ответ мы видим в романе.

Единственное, что мне не понравилось, это главный герой. Совершенно антипатичная для меня личность, своей истеричностью какой-то и непоследовательностью...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх