fantlab ru

Август Дерлет «Живущий-во-Тьме»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Оценок:
142
Моя оценка:
-

подробнее

Живущий-во-Тьме

The Dweller in Darkness

Другие названия: Обитатель мрака

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Окрестности Рикова озера издавна пользуются недоброй славой: якобы ночью, когда густые леса по его берегам окутывает мрак, слышны из чащи таинственные звуки и пропадают люди. Профессор Мискатоникского университета Аптон Гарднер изучает фольклор и не видит ничего особенного в местных легендах (благо у каждого уважающего себя озера найдется такая история), но вскоре поверхностный интерес сменяется пристальным вниманием: в лесах неподалеку находят свежий труп священника, без вести пропавшего почти три столетия назад!

Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху»  >  цикл «Мифы Дерлета»

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.

— журнал «Weird Tales, November 1944», 1944 г.

— сборник «Something Near», 1945 г.

— антологию «The Nyarlathotep Cycle», 1997 г.

— сборник «Маска Ктулху», 1997 г.

— сборник «In Lovecraft's Shadow», 1998 г.


Похожие произведения:

 

 


Маска Ктулху
2011 г.
Мифы Ктулху
2011 г.

Периодика:

Weird Tales, November 1944
1944 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Something Near
1945 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1969 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1973 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos: Golden Anniversary Anthology
1990 г.
(английский)
The Nyarlathotep Cycle
1997 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1998 г.
(английский)
In Lovecraft's Shadow
1998 г.
(английский)
The Nyarlathotep Cycle
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

За этим рассказом стоит весьма эпохальная для вселенной Мифов метаморфоза: Дерлет превратил хаотичную теогонию Лавкрафта в четкую систему с классификацией Властителей Древности по стихиям и уподобив ее христианскому мировоззрению, создав Старших богов — Силы Добра. Задумка о том, что Они находятся в тюрьме или плену, также принадлежит ему,

Безусловно, каждый оценит подобное изменение по-своему; с одной стороны, это существенное упрощение и лишение Мифов той таинственности и неясности, которые отличают произведения Мастера из Провиденса, а с другой — на этой новой платформе было создано столько чудесных и превосходных произведений, вроде «Роющих землю» Ламли или «Ужас в галерее» Лина Картера.

Но вернёмся к рассказу. Дерлет, решив организовать систему Древних по стихиям, позже получивший меткое прозвище «классификация Д'Эрлетта» (якобы предложенный французским графом Оноре Д'Эрлеттом, автором «Культов гулей» — он, очевидно, вдохновлён самим Дерлетом, чей род происходил из Франции), столкнулся с отсутствием у Лавкрафта и иже с ним Древнего, связанного с огнем. Он ловко решил, что Ктулху и Гатаноа — морские божества, Хастур и Итаква — боги ветра, а Шуб-Ниггурат, Ньярлатхотепа и Йог-Сотота он белыми нитями привязал к стихии земли. Все бы хорошо, но остаётся же огонь!

Вот он и написал этот рассказ, где представил нового Властителя Древности — повелителя огня, заточенного на Фомальгауте, Ктугху. Им. падеж — Ктугха. Хотя, вообще-то впервые он упоминается в рассказе «Дом на Карвен-стрит». Ктугха противостоит Ньярлатхотепу, и его посланники столь могущественны, что могут изгнать его аватара из леса Н'гаи. Более Дерлет о нем не писал, иногда лишь упоминая в списке теонимов.

Естественно, невооружённым глазом видно, что вся система слишком притянуто за уши. Но меня удивило другое — зачем было создавать божество-огненный элементаль, если подобное существо уже имелось у Лавкрафта. Вы удивлены? Вы напрягает память, но не можете ничего подобного вспомнить? Не беда. Нужно просто перечитать рассказ ГФЛ «Праздник». Помните, кому поклонялся зловещий культ в гниющем Кингспорте? Они призывали и почитали «живой столп зелёного пламени».

Конечно, ни в этом рассказе, ни где в другом месте не указано ни имя этой сущности, ни то, какова его природа — то бишь, Великий Древний ли он или нет. Но ничего не мешало Дерлету поименовать его и доработать образ. Можете он просто забыл о нем. А может, ему не понравился его цвет — зелёный. Как бы то ни было, в некоей игре его назвали Внешним богом, дав имя -Тульзча.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дерлет пустился в слабоватое самоповторение собственного рассказа «За порогом». Те же сосновые леса, те же загадочные флейты и даже тот же шум якобы ветра, издаваемый ужасным существом + предсказуемая, но поданная как нечто неожиданное концовка. Тем не менее, завязка радует интригой, всё подано очень кинематографично, да и само место действия достаточно интересно — охотничий домик в лесу у проклятого озера. Так что к одноразовому чтению рассказ сгодится, если принять его за работу над ошибками в его предшественнике.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Август Дарлет самый преданный из «мушкетеров Лавкрафта», человек, который сделал славу Мастера ещё больше, вынеся его произведения на широкую публику. В этом заслуга его неоценима. Но вот, наконец, я добрался и до его произведений… Что сказать – рассказ добротный. Видно, что автор не просто предан теме, но и старается следовать даже манере Лавкрафта. И отчасти это ему удаётся. Отчасти, так как стиль у Дарлета (по крайней мере, тут) более сдержанный, что с одной стороны делает произведение чётким, без туманных многословных нагромождений, что иногда у Лавкрафта бывают, но с другой стороны от этого оно какое-то менее атмосферное, менее сочное, часть напряжения теряет; хотя это не отменяет того факта, что рассказ сам по себе интересный. Ещё любопытно, что автор взял и приплюсовал к «Некрономикону» и другим легендарным письменным источникам о мифах и монстрах пантеона Ктулху рассказы самого Лавкрафта… С одной стороны забавно. С другой – я тут уже как-то рассуждал, что со временем даже у Лавкрафта ореол тайны вокруг культа (а заодно и ореол страха этой скрытостью вызванный) начал размываться; так вот оным приёмом на скрытости культа просто напросто поставлен крест, по-моему. А ещё у меня вызвало путаницу имя Ктугху. Ведь это не Ктулху, верно? Ктулху запечатан в Р'льехе, а этот живёт на Фомальгауте. Но запутаться-то немудрено. Но рассказ интересный. Начало очень интригующее. Эти звуки (очень своеобразные и оттого запоминающиеся), исходящие из леса. Да и наконец-то показали нам борьбу между божествами мифа Ктулху – показали воочию. И, кстати, было интересно, как автор рассортировал этих божеств по стихиям – прямо привёл их в порядок настоящей мифологии… Но, в общем и целом, очень неплохой рассказ.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая легенда, атмосфера проклятого места выписана великолепно, но где-то с середины чувствуется слабость автора — он явно не смог найти соответствующего финала.

Рассказ неплохой, но перенагружать его всякими разными, с моей точки зрения, не стоило

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расссказ написан типично в Лавкравтовском стиле, как в использавании его вымышленных богов, так и в манере повествования (хотя мне больше нравятся оригинальные произведения такие как: храм, склеп, изгой, пес и т.д)

Дерлету вроде как удалось создать мрачную и гнетущюю атмосферу, задать некую интрижку с самого начала, но потом все скатилось ко всем известным Ктулху и Ньярлатхотепу, а хотелось бы побольше разнообразия.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно атмосферно... Легенда идеально подходит для рассказа вечером в кругу друзей, да если ещё посреди дикой природы на озере! Правда концовка очень уж банальна — все, вроде неоспоримые, доказательства уничтожены с попустительства глупости главных героев. Да и напрасно Дерлет начал мифологию такую подробную выстраивать — как у Лавкрафта у него всё равно не получится. Своей системой он только портит очарование лавкрафтианской мифологии.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первое произведение Дерлета, которое я прочитал. Оно является самостоятельным произведением, а не дописанным по черновикам Лавкрафта. Во время чтения рассказа создалось впечатление, что автор задумал рассказ, только лишь для того, чтобы вставить по больше непроизносимых имен и свалить в одну кучу всех придуманных Говардом Филлипсом чудовищ (наверно для того, чтобы предаться любованию как красиво они все вместе смотрятся и сродни коллекционеру смотреть всех ли перечислили, никого не забыл?). Меня привела в раздражения попытка структурировать лавкрафтовских существ в подобие некого пантеона, притом что в оригинальных произведения атмосфера создается в том числе и за счет не возможности человеком охватить весь масштаб и способы проялений неведомых тварей, Дерлет же выстраивает и разделяет их по стихиям, превращая эти сущности в пантеон божков из какой-то третьесортной фэнтези книжки.

Отдельно хочу сказать, что сюжет рассказа показался излишне простым, но и язык рассказа тоже стилистически очень прост (мастера, писавшие вместе с Лавкрафтом в 20-30-е годы, каждый выделялся своим интересным авторским стилем, а рассказы были выдержаны в общей атмосфере ужаса и мрака), не чувствуется ни ужаса, ни страха, ни нервного напряжения.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх