fantlab ru

Павел Перов «Братство Вия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
20
Моя оценка:
-

подробнее

Братство Вия

Роман, год

Аннотация:

Сюжет романа строится вокруг открытия советским профессором Бактеревым способа извлечения некой физической субстанции из тела мертвого человека с дальнейшим наполнением её сохранившейся астральной энергией умерших, в результате чего создаётся новый управляемый организм. С организацией, находящейся в Серафимовском монастыре в Советской России и занимающейся данными исследованиями с целью построения нового тоталитарного общества господ и рабов-марионеток, русские эмигранты и американский репортёр ведут смертельную борьбу.

Примечание:

Публикация: журнал «Русское эхо», 1925( Feilchenfeld’s Buchdruck), 230 стр.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Братство Вiя
1925 г.
Братство Вия
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел книгу Перова П. «Братство Вия».

Структурно книга состоит из двух романов и нескольких рассказов. Кроме того, в книге содержится большая статья об авторе.

Произведения, входящие в данный сборник, написаны Перовым в 20-30 годы прошлого столетия.

Роман «Братство Вия» — научно-фантастический и основа для него – научная по тем временам. В начале ХХ века во всём мире было сильно увлечение гипнозом, спиритизмом, вовсю практиковали т.н. магнетизёры, создавались всевозможные кружки, на заседаниях которых пытались вызывать духов, устанавливать контакты с обитателями потустороннего мира и т.п. Вот эта «научная подкладка» и лежит в основе романа «Братство Вия». Некий ученый в России нашел способ извлекать из тела человека его душу (эктоплазму), преобразовывая её затем в некоторое подобие человека, в так называемый мортомат, который полностью подчинялся приказам магнетизёра-медиума и выполнял все его приказания. Таким образом, появилась возможность создавать новый вид человеческих существ, не рассуждающих, малоуязвимых, не боящихся смерти и беспрекословно подчиняющихся медиуму. Естественно, этим интересным открытием воспользовались мировые смутьяны и колоброды — большевики для построения Нового мира с Новым человеком. И этому тоже основа есть, в тогдашнем революционном движении было много радикалов — сумасбродов, по которым плакала психушка: тоже общество «Долой стыд!» и прочее. Так что здесь тоже как бы реалии того времени.

Второй роман, «Пациент доктора Арнольди» — это детективный роман о приключениях двух бывших белых офицеров, втянутых в международную авантюру. В основе этого повествования тоже лежат козни большевиков, замысливших перехватить спрятанные драгоценности. Роман достаточно интригующ, но, к сожалению, большие сокращения, проведенные по требованию газеты, в которой он когда-то печатался, значительно снижают художественную ценность произведения, поскольку иногда просто дается пересказ персонажами событий, подменяющими собой действие романа. Но, несмотря на эти недостатки, роман достаточно увлекательный, читается с интересом.

Рассказы Перова так или иначе связаны с переселением душ, сюжеты их лежат в русле тогдашней «парапсихологии». Но рассказы очень любопытны и занимательны.

Язык произведений Перова очень живой, сочный, в меру сдобрен юмором, что говорит о писателе, как о несомненно, талантливом, очень хорошо владеющим словом литераторе, хотя оба романа с явной антибольшевистской окраской. Но оно и понятно, потому как автор Перов — активный участник Белого движения. Хотя назвать его предателем не представляется абсолютно правильным. Перов покинул Россию еще до Февральской революции, которую тоже не принял, там же, за рубежом, получил гражданство США и участвовал в войне против Красной Армии уже как иностранный гражданин.

Гораздо хуже характеризует Перова его сотрудничество с гитлеровским режимом. Перов, как и некоторая часть белоэмигрантов, полагал, что война фашисткой Германии против СССР есть война освободительная, это война против большевизма, несущая благо российскому народу. Жизнь показала несостоятельность подобных воззрений.

Вот такой непростой, противоречивый писатель Перов, человек, несомненно, талантливый, причём талант его многогранен. Он проявил себя и как незаурядный художник (иллюстрации к «Братству..» выполнены им), а также как профессиональный кинематографист-мультипликатор и философ.

Выпущенный издательством «Миллиорк» авторский сборник Перова П. – очень интересное издание, вскрывающий для любителей фантастики малоизвестный пласт литературы. Книга прекрасно оформлена множеством иллюстраций, форзацы её выполнены в традициях серии БПНФ. В общем, сборник удался.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем понятен снобизм автора предыдущего отзыва по отношению к книге Перова, и уж тем более опасны сентенции подобные этой: «спрос на подобную продукцию будет недолговечен и издательству не стоит увлекаться штамповкой подобной продукции». Давайте не будем решать за читателей и за издательства, что им читать и что издавать. На Перова и так уже успели навешать немало ярлыков.

Между тем, сам факт выхода его тома фантастической прозы — уже событие. Автор далеко не третьесортный, пишет добротно и стилистически грамотно, в отличие от множества искусственно раздутых «звездулек» современной отечественной фантастики. Некоторые мысли Перова и сейчас звучат актуально. При этом он умеет держать внимание читателя острыми поворотами сюжета.

Большое спасибо издательству, что оно воспроизвело авторские рисунки к роману, хотя сделать это, насколько я знаю, было непросто.

Для меня «Братство Вия» — образец остросюжетной и умной НФ прозы, — и я рад, что этот образец, наконец-то, возвращен на Родину...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечасто встречается фантастика, созданная в первые годы постреволюционной эмиграции из России и имеющая ярко выраженный антисоветский характер. Изданная на западе, такая литература в принципе не могла быть ввезена на территорию СССР, да, и непонятно как оказалась в фондах РНБ(при отсутствии в РГБ и Доме Русского зарубежья). Скорее всего, попала туда уже после перестройки каким-то очень «тернистым» путём. Автор П.Перов — всесторонне одарённый человек — писатель, художник, переводчик и совершенно незнаком отечественному читателю.

Интересен не только сюжет романа, о котором сказано в аннотации, но и образы главных героев, созданные Перовым. Капитан гвардии Николай Гренев — аристократ с гербом (неясно, граф, князь или барон) смелый и бескорыстный — доверяет с полным пренебрежением к деньгам «казну» своему «денщику»-компаньону, может работать и на стройке при необходимости, даже в робе выглядя «как принц». Его «напарник» — казак-силач Трошка Панчук из отряда капитана, вынужденный «соизмерять силу, чтобы ненароком не зашибить». Он — полный георгиевский кавалер, даже не осознавший своё геройство, а только «помогавший» на фронте. Панчук следует за своим командиром по всем странам скитаний. Оба демонстрируют стальные нервы на высотной стройке в Нью-Йорке, а затем становятся основными антагонистами «Братства Вия». Характерен образ еврея Фогеля, «вознесенного революцией из нью-йоркской мастерской в кремлевские палаты», с крючковатым блестящим носом, толстыми стеклами очков и высокими шнурованными сапогами-«крагами» (вспоминается брат Якова Свердлова, не Зиновий, а Вениамин). Он и ученый Торианц — главные идейные вдохновители «братства». Эти трое(Гренев, Панчук и Фогель) — наиболее раскрытые в романе действующие лица. Вообще, изначально в проекте было трое учёных: Бактерев интересовался только наукой, Вернер хотел всё это прекратить, но погиб в своей лаборатории на Статен-Айленде, и Торианц, сторонник преобразования мира. Образы писались, вероятно, хотя бы частично, с натуры.

Примечателен также ход с погружением «пациента» Гренева в сознание души легионера, погибшего тысячу лет назад при штурме крепости. Характерно, что и мортоматы-воины «братства» также имеют обличье древних легионеров. Такими увидел их автор, и их изображения украшают обложку сборника 2015 г. Связь «братства» с высшим руководством страны большевиков олицетворяет партийный функционер Слоним, требующий как можно скорее перейти к глобальным экспериментам, несмотря на предупреждения учёных в крайней опасности последних. Любопытно, что автор архаично именует партию РКП (её название в 1918-25гг)

Уникальность данного издания ещё и в том, что оно великолепно проиллюстрировано, да ещё и автором. Кто же, как не он, может максимально точно отобразить свои мысли в рисунках? Очень мало найдётся фантастики 1920-х годов, так шикарно оформленной(может быть, В.Гончаров, В.Орловский,Н.Чуковский,В.Гиршгорн), а среди изданной в русском зарубежье, насколько я могу судить, эта — единственная на таком уровне. Отдельно хочу упомянуть о хорошем слоге, есть с чем сравнить, читал много, написанного в 1920-х гг. Описание кошмарных опытов на высоте — это сейчас мы избалованы фильмами ужасов, а на человека, едва знакомого с радио, такое чтение могло оказать весьма сильное воздействие. Это надо понимать.

Написал, что мог, чтобы заинтересовать, а лучше сами прочтите этот роман, чуть не затерявшийсмя в «дебрях времени» и который мною был прочитан в оригинале, что позволило «соприкоснуться с эпохой» и усилить впечатление. Смотрите сканы выдержек из текста(наряду с иллюстрациями)в описании издания 1925 г.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман! Великолепный слог, яркие описания, незатянутое повествование (по объёму это скорее повесть), достаточно яркие персонажи и интересный сюжет. Дополняют роману прелести великолепные авторские рисунки, передающие и эпоху действия, и характеры персонажей.

Отличная книга, рекомендуемая к прочтению всем, кроме отъявленных ностальгантов по Советской власти.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Братство Вия» надо отнести как русскому Pulp-fiction. Причем стопроцентному. Так как автор жил в эмиграции в США все эти бульварные истории с мистикой, борьбой и фантастикой были ему очень хорошо знакомы. Братство достаточно неплохой роман для такого жанра. В меру глупый, в меру абсурдный, но написанный добротно и главное с душой. А вот с душой как раз и надо разобраться. Бывших белогвардейцев не бывает. Они все равно не примут революцию и большевиков. Перов писал этот роман в двадцатые годы. И шрамы и обиды сильны. Много ненависти к большевикам и комиссарам, особенно по этническому признаку. Хотя в Братстве симпатии Перова уже на стороне так называемых Зеленых. Автор поддержал немцев во время Великой Отечественной, что тоже весьма красноречиво говорит о его позиции. Но мы читает не его манифест или позицию. Мы читаем историю. ФАНТАСТИЧЕСКУЮ! Она могла быть в параллельной вселенной. Отнеситесь к этой работе как альтернативной истории или даже литературному эксперименту.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

(оставив в стороне политические взгляды автора)

Литературная ценность никакая: трэш на уровне гимназиста, поглотившего тонны бульварной «макулатуры», примитивный сюжет, антинаучность полная — а вот рисунки хороши вполне, да и почитать было любопытно: эмигрантская фантастика зверь незнаемый и для нас пока что экзотический (впрочем, это «халиф на час» — спрос на подобную продукцию будет недолговечен и издательству не стоит увлекаться штамповкой подобной продукции).

Читается скорее как иностранный роман о приключениях в стране большевиков, где русские из второстепенных понемногу выходят на передний план, оттеняя американского журналиста. Если сравнивать с другими произведениями того же периода, например, «Союзом пяти» или «Гиперболоидом» А. Толстого, при всей литературной слабости последних, сравнение окажется не в пользу Перова: написано неряшливо и косноязычно, изобилует штампами и безвкусицей («красный цвет лампы падал из окна, как кровавый нож, вонзённый в голубую грудь ночи»), шпильками в адрес идейных противников («если так будет продолжаться, то мы, чего доброго, окажемся участниками революции где-нибудь на Марсе»). Отторгает расхожий приём: злодей бахвалится планами на мировое господство и читает лекции. Положение не спасают ни подполье, ни выстрелы, ни привидения: это та же самая низкопробная советская фантастика, только вывернутая наизнанку — вместо буржуазных безумных учёных — большевистские, вместо чекистов — стойкие белогвардейцы.

(а что бы получилось у профессионала? попробуйте, например, «Три столицы» В. Шульгина — о нелегальном переходе через границу и посещении Киева, Питера и Москвы — почувствуйте разницу)

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх