FantLab ru

Елена Ванслова «Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Голосов:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики

Антология, год

В произведение входит:

6.83 (58)
-
1 отз.
7.88 (171)
-
14 отз.
7.85 (142)
-
7 отз.
8.48 (432)
-
30 отз.
  • Рассказы
6.74 (238)
-
10 отз.
7.20 (171)
-
6 отз.
7.45 (201)
-
8 отз.
5.84 (85)
-
4 отз.
6.93 (85)
-
2 отз.
6.89 (85)
-
3 отз.
7.21 (112)
-
3 отз.
8.02 (358)
-
22 отз.
6.52 (146)
-
4 отз.
6.58 (151)
-
5 отз.
8.08 (1035)
-
31 отз.
7.42 (310)
-
12 отз.
7.58 (325)
-
16 отз.
8.25 (496)
-
20 отз.
  • Краткие сведения об авторах

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики
1971 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2018 г.

Если с произведениями зарубежных фантастов советских читателей начали знакомить начиная с 60-х годов, то жанру фэнтези повезло гораздо меньше. Можно вспомнить разве что отдельные журнальные публикации, да ещё повесть Дж.Б. Пристли «31 июня» и одноименную «мировскую» антологию, часть рассказов которой можно отнести к данному жанру. В чести была фантастика ближнего прицела, а бесплодное фантазёрство не соответствовало идеологическому курсу. В этом плане 21-ый том БСФ, вышедший в 1971 году под заголовком «антология сказочной фантастики», стал знаковым. Западное словечко fantasy помещать на обложке было, понятно, нельзя, поэтому составителям пришлось выдумать новый термин — сказочная фантастика. По сути здесь имеется в виду фэнтези в широком смысле этого слова, т.е. всё, что находится за гранью реализма, но не отвечает требованиям НФ — мистика, магический реализм, философская и юмористическая фантастика — вот основные направления, собранные под именованием «сказочная фантастика».

Получилось довольно забавно — в сборнике нет ни одного произведения в жанре классического фэнтези, т.е. в духе произведений Толкина. Никаких драконов, орков, эльфов, темных властелинов, паладинов и принцесс — так что название антологии может ввести в заблуждение. Вместо этого нас ждет встреча с призраками, инопланетянами, людьми, обладающими сверхспособностями, современными ведьмами, руками славы, насекомоподобным эльфом, дьяволом и даже со Смертью собственной персоной. География антологии не ограничивается Британией и Штатами, в составе сборника есть рассказы из Франции, Испании, Норвегии, Канады, Австралии и даже Японии. Все произведения публикуются на русском языке впервые, за исключением рассказа Р.А. Лафферти, который для данного сборника был переведен заново. Новеллы Ю. Бинга, А.М. Матуте и А. Минготе с момента первой публикации до настоящего времени не переиздавались, хотя, учитывая средний уровень этих произведений, в этом нет ничего удивительного.

В качестве вступления в антологии присутствует вводное эссе В. Ревича, где читателя знакомят с концепцией сборника, также проводится обзорное описание основных произведений и ряда рассказов. Идеологических моментов, обязательных для того времени, в статье минимум, но они есть, также лучше отложить чтение этой статьи на самый конец, т.к. обзорная часть местами слишком подробна и раскрывает интригу. В конце книги приводится краткая справка по всем авторам — в данном случае вещь обязательная, ряд авторов еще не знаком нашему читателю, хотя можно было не ограничиваться указанием лет жизни и основных произведений, а дать больше информации о творческом пути, мировоззрении, вкладе писателей в формирование отдельных литературных жанров. Рассказы в сборнике сгруппированы по географическому принципу, хотя некоторые работы перекликаются между собой тематически. Большинство произведений довольно хорошего уровня, хотя не обошлось и без средних, не слишком выразительных работ.

Художественную часть антологии открывает роман английского драматурга Дж.Б. Пристли «Дженни Вильерс». Автор к тому времени уже был известен нашему читателю по повести «31 июня», которая также хорошо вписывается в определение «сказочная фантастика». Публикуемый здесь роман посвящен театру, его можно отнести к жанру магического реализма. Пожилой драматург готовится к постановке на сцене провинциального театра своей последней пьесы, в которой выражается его апатия, неверие в будущее театра. Однако пребывание в Зеленой комнате, ставшей на время его кабинетом, заставляет его пересмотреть свое отношение к профессии, к жизни вообще. Ведь в моменты сна ему являются призраки прошлого, воскрешающие драматичную историю многообещающей молодой актрисы, умершей сто лет назад. Роман очень хорош, стоит отметить высокий литературный стиль, следование канонам драматургии, чёткое выстраивание сюжетных линий между событиями прошлого и будущего — читать одно удовольствие.

Повесть У. Сарояна «Тигр Тома Трейси» также можно отнести к сфере магического реализма, но по сути это философская притча, немного ироничная, сентиментальная, драматичная, но при этом светлая и жизнеутверждающая. У обычного парня есть свой собственный тигр, который виден только ему. Это животное является выражением внутренних стремлений Тома, подталкивает его к совершению определенных поступков, которые не всегда ведут к благоприятным результатам, но однажды воображаемый тигр становится виден окружающим, а жизнь Тома кардинально меняется. Ему придется пройти через ряд серьезных испытаний, чтобы понять главную ценность жизни.

Философскую экофантастику готова предложить читателю повесть Р. Янга «Срубить дерево». Действие происходит на далёкой планете, колонизируемой человечеством. Главная особенность этого мира, очень похожего на Землю, — наличие исполинских деревьев, возле которых селились аборигены. Главный герой — профессиональный древоруб, которому предстоит подняться к вершине последнего растительного гиганта и распилить его на части за четыре дня. Согласно местному поверью на каждом дереве обитает дриада, днём нас ожидают описания производственной рутины, а ночью герой пытается разобраться в себе, ведет диалог с подлинным или воображаемым духом дерева. Вроде бы дерево создание неодушевленное, но натурализм описаний порой заставляет подумать, что мы находимся на скотобойне. Автор призывает читателя задуматься о пути развития цивилизации, о прогрессе, который ради выгоды и быстрого достижения результата, способен безвозвратно уничтожить что-то важное, нужное людям.

Блок, посвященный рассказам, открывает «Рука Геца фон Берлихингена» Ж. Рэя. В общем-то стандартная мистика, посвященная руке славы — части тела, ведущей самостоятельную жизнь после смерти владельца — если вы смотрели «Семейку Аддамс» или играли в первый Blood, то понимаете, о чём идет речь. Новация Рэя состоит в том, что описанная рука славы имеет механическую, а не плотскую природу. Кроме того, авторский стиль делает рассказ дополнительно привлекательным, читается приятно.

Аналогичная тематика прослеживается в рассказе А. Майе «Как я стала писательницей». Обычная студентка во время прогулки по городу встречает странного незнакомца на одной руке которого боксерская перчатка. Странный тип без лишних слов вручает девушке мужское пальто. Только в своей комнате девушка обнаруживает в кармане нежданного подарка то, что заставляет её вскрикнуть от ужаса, с этого момента жизнь студентки радикально меняется, но только радости ей это не приносит. Помимо прочего в рассказе прослеживается мотив сделки с дьяволом, а в целом история не сказать что страшная, но в целом рассказ запоминается и читается вполне непринужденно.

На тему того как заключить договор с нечистым, да при этом попытаться обвести вокруг пальца самого отца лжи, написано немало рассказов. «Сим удостоверяется» Г. Каттнера — очередная интерпретация подобной темы. Главный герой готов продать душу в обмен на бессмертие, но дьявол просит оставить ему в залог часть ненужных подсознательных воспоминаний. Через некоторое время герой начинает замечать, что не получает от вечной жизни ожидаемого наслаждения, он подозревает, что дьявол обманул его и похитил душу, в связи с этим он начинает задумываться о том, чтобы расторгнуть контракт. Философский рассказ, где герой ведет себя как отрицательный персонаж, мысли, заложенные в сюжете, довольно интересны, поэтому хоть сюжет со времен Фауста и нельзя назвать оригинальным, но Каттнер здесь неимоверно хорош, история вышла классная.

Тема бессмертия также играет важную роль в «Смерти бикуни» С. Комацу, причем этот рассказ сильно напоминает повесть Р. Янга «Срубить дерево», как если бы повествование там велось от лица дриады, а не древоруба. Вечно юная отшельница бикуни живет в скромной хижине на вершине горы, за восемь веков ей встречались разные люди, она пережила смерти множества любимых мужчин, но даже вечность когда-нибудь заканчивается. В ближайшем будущем через гору, где обитает бикуни, хотят проложить высокоскоростную магистраль,а саму гору надлежит для этого взорвать. Если у Янга акцент делается на производственных моментах и временной промежуток занимает всего четыре дня, то здесь во главе угла история жизни необычной девушки, а исторический отрезок довольно велик, отсюда вытекают определенные недостатки, но в общем хорошо.

Темы любви и смерти, человеческой жестокости и бессердечия — всё это также хорошо прослеживается в философской притче А.М. Матуте «Король Зеннов». Обычный мальчик, подмастерье ремесленника, утверждает, что он способен общаться с некими зеннами, живущими на дне моря, более того — они избрали его своим королем. Пришествие зеннов ознаменует золотой век человечества, однако для этого люди должны принять их существование и главное условие — их король Ферб должен жить. Люди не верят маленькому фантазеру, отвергают его и печальный итог немного предсказуем, но история на этом не заканчивается, это только начало, ведь король обязательно вернется, вопрос лишь в том сколько раз ему потребуется возвращаться к людям, чтобы они наконец-то поняли и постарались измениться. Также как у Комацу в этом рассказе сюжет разделен значительными временными промежутками и охватывает несколько эпох. В принципе есть ощущение, что автор пыталась создать атмосферу, сделать всё красиво, но слишком много в рассказе недосказанности, а мотивация Ферба часто ставила меня в тупик, финал получился непонятным, так что в таком виде рассказ вышел неудобоваримым.

Общество часто отвергает тех, кто выделяется из серой массы, оказываясь неспособным принять перемены, встретиться с чудом. В рассказе Г. Голда «Чего стоят крылья» у обычного парня вдруг вырастают самые настоящие ангельские крылья, но счастья ему это не приносит — девушка его бросает, работу не найти, даже спать на обычной кровати ему неудобно. Да и нужны ли миру такие праведники вообще, может быть счастье в том, чтобы быть как все, не выделяться — немного грусти, иронии и есть над чем подумать.

О том, что необычные способности приносят окружающим сплошные неприятности поведает также К. Легран в рассказе «По мерке». Необычная девочка рождается в семье военного, участвовавшего в экспериментах с использованием радиации. Ребенок во всех отношениях здоров, но со временем родители начали замечать, что вокруг происходят странные события, рассказ отца постоянно прерывается его замечаниями в адрес беспокойной канарейки, финал получился удачно, в целом всё довольно забавно.

Аналогичная тематика прослеживается и в «Семи страшных днях» Р.А. Лафферти. Череда невероятных событий начала происходить с того момента, как Кларенс Уиллоуби, один из отпрысков многодетного семейства, похвастался матери, что из обычной консервной банки и кусочков цветной бумаги собрал Исчезатель. Сначала исчезла соседская кошка, а дальше больше. Остановить череду исчезновений бессилен даже мэр и полиция, но тут в дело вступает сестра Кларенса, которая утверждает, что знает как положить всему конец. Рассказ очень легкий, смешной, можно сказать это детская интерпретация каттнеровских «Хогбенов», только взрослые здесь обычные люди без особых умений.

Ещё один малолетний изобретатель встречается нам на страницах рассказа А. Минготе «Николас». Невероятно одаренный мальчик способен изобрести что угодно — от автоматической швейной машинки до прибора антигравитации, также ему под силу читать мысли и воздействовать на разум окружающих. При этом он ведет себя очень скромно, не стремится к власти и богатству, но ему отчаянно хочется любит и быть любимым, а этого не могут дать даже его необычные умения, насильно мил не будешь.

Маленький герой рассказа Ю. Бинга с необычным двойным именем «Риестофер Юсеф» тяжело болен и не может выходить из квартиры. Чтобы как-то развлечь себя он прибегает к силе воображения — на обычной деревянной доске он разыгрывает целые сюжеты с участием ковбоев и индейцев, отважных искателей приключений и космонавтов. Для него пластилиновые фигурки кажутся живыми и реальными, а в очередной раз он замыслил послать экспедицию к солнцу, чтобы добыть образец чистого света. Очень явно здесь прослеживается влияние Р. Брэдбери, особенно вторая часть, списанная с «Золотых яблок солнца» — в целом могло быть хорошо, но слишком уж вторично.

Не могла эта антология обойтись без рассказа Р. Брэдбери и выбор был сделан очень хороший. «Апрельское колдовство» — это потрясающе красивая и лиричная история о юной ведьмочке Сеси, которая умеет вселяться в одушевленные и неодушевленные предметы. Такое могущество открывает бескрайние перспективы, но героиня хочет одного — найти свою настоящую любовь и ради этого готова даже пожертвовать своим даром. Великолепный рассказ от настоящего мастера магического реализма, какой язык, какие эмоции!

Уважать и ценить женщин призывает Дж. Поллард в рассказе «Заколдованный поезд». В билетную кассу обращается старушка, желающая в канун Рождества купить билет до Ведьминого лога. Поезда уже давно не ходят в том направлении, но странная дама утверждает, что в этот раз поезд изменит свой маршрут и пройдет через Ведьмин лог. Машинист и кондуктор еще не подозревают через что им придется пройти в эту волшебную ночь, так что лучше думать перед тем, как называть подругу или жену ведьмой.

А. Азимов заслужил признание за счет работы в области серьезной научной фантастики, рассказ «Небывальщина» для него не типичен, но при этом смотрится довольно удачно. Однажды писатель-фантаст, сочиняющий рассказы для бульварных журналов, обнаруживает на своем письменном столе неизвестное создание, внешне напоминающее насекомое. Оно утверждает, что является эльфом, прибывшим из мифического Авалона. Эльфы используют психическую энергию людей, чтобы усиливать свои способности, главного героя эльф хочет забрать с собой в Авалон, при этом в случае отказа угрожает убить любимую супругу. Кроме того, возвращение эльфов в мир людей не принесет человечеству ничего хорошего, герою предстоит сделать сложный выбор и найти выход из непростой ситуации. Рассказ юмористический и оригинальный, мне понравилось.

Если герой Азимова познакомился с эльфом не по своей воле, то дама из рассказа П.С. Бигла «Милости просим, леди Смерть!» поступила очень необдуманно, пригласив на свой бал саму Жницу человеческих душ. Действие рассказа происходит в викторианскую эпоху, пресытившаяся богатством пожилая леди, чтобы шокировать гостей, приглашает Смерть, все надеются что это лишь шутка, что она не придет. Однако приглашение принято, автор умело нагнетает атмосферу, появление на сцене Смерти удивляет благодаря неожиданной трактовке этого образа. Финал носит нравоучительный характер, но благодаря хорошему стилю рассказ читается легко и с удовольствием.

По итогам сборник оставляет благоприятные впечатления — достойная подборка ненаучной фантастики. Большинство произведений понравились, исключение составили разве что работы из Испании и Норвегии. Да, это своего рода первый блин — вместо того, что мы сейчас мыслим под определением фэнтези, здесь произведения смежных жанров. Однако нельзя не отметить смелость составителя, не побоявшегося показать, что помимо твёрдой существует и ненаучная фантастика, которая тоже может быть глубокой, вызывать читателя на размышления, подталкивать его к изменениям в лучшую сторону. Учитывать стоит и год публикации — только через двадцать лет падут незримые барьеры и читатель наконец получит доступ к разнообразному миру фэнтези, появится знаменитая серия издательства «Северо-Запад» в желтых суперобложках, полное собрание сочинений Толкина, придет черед и для знакомства с «Игрой престолов» Дж. Мартина, которая сейчас стала одним из эталонов жанра. Как известно, скоро только сказка сказывается, долгое время мы не имели широкого доступа к желанным книгам, но благодаря подобным сборникам могли узнавать, что есть такая литература, а знакомство с ней уже не за горами.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2008 г.

Прекрасный подбор произведений за исключением совсем немногих, может быть не стоило включать сюда Майе и Матуте, а все остальные авторы представлены достаточно впечатляюще.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2010 г.

По-моему, очень невысокого уровня сборник. Кроме замечательного Брэдбери, а также работ Лафферти, Комацу и Янга, в принципе, и читать больше ничего не стоит.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2009 г.

На самом деле «сказочной» фантастики тут немного — в основном традиционная НФ + несколько пародийных мистических рассказов. А также романы, к фантастике как жанру почти не относящиеся — скорее, это философские притчи (Сароян, Пристли).

Иными словами: содержанием своим антология хороша, но уж больно разнородна...:frown:

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх