fantlab ru

Айзек Азимов «Академия и Земля»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
1840
Моя оценка:
-

подробнее

Академия и Земля

Foundation and Earth

Другие названия: Основание и Земля

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В этом романе-продолжении «Академии на Краю Гибели» мы снова можем наблюдать поиски Старой Земли Голоном Тревизом и его командой. Эти поиски заведут их к самым первым колониям землян, к затерянным Внешним Мирам и даже к самой Солнечной системе... Только там их поджидает что-то более таинственное и древнее, чем сверхразум Геи и Второй Академии...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Авторское посвящение: «Памяти Джуди-Линн дель Рей (1943—1986) – гиганта мысли и духа».

Джуди-Линн Бенджамин была помощником редактора журнала «Galaxy», потом стала полноправным редактором, вышла замуж за друга Азимова — писателя-фантаста Лестера дель Рея, работала в конгломерате «Random House», в котором появился новый лэйбл «Del Rey Books», который достиг под её руководством небывалых высот, потому что их книги почти непрерывно попадали в списки бестселлеров, как в твёрдом переплёте, так и в мягкой обложке. Азимову очень нравилось работать с Джуди-Линн, они стали хорошими друзьями (bellka8).


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2003 // Переводной роман (США, 1986)


Край основания. Основание и Земля
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Том 10
1994 г.
Хроники Академии: Земля
1997 г.
Академия и Земля
2000 г.
Академия на краю гибели. Академия и Земля
2003 г.
Академия и Земля
2006 г.
Академия на краю гибели
2008 г.
Академия и Земля
2014 г.
Академия и Земля
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation and Earth
1986 г.
(английский)
Foundation and Earth
1987 г.
(английский)
Foundation and Earth
2016 г.
(английский)
Fondazione. Il ciclo completo
2020 г.
(итальянский)
Фундація та Земля
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парадоксально, что в лучшей книге из цикла об «Основании» практически нет этой самой «Основаня-академии» и психоистории Сэлдона. Это и плохо, и хорошо — с одной стороны, книга избавилась от «процедуального» характера первой трилогии, «Академия и Земля» связная полноценная история. С другой — серия лишилась своей фирменной отличительной черты и стала обычным приключением, пусть даже очень умным и интересным. Что важней — пусть каждый решает сам для себя. От себя отмечу ещё только эмоциональную, хоть и омерзительную для меня концовку — подобные идеи предопределённости и единого разума для меня неприемлемы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, как меня на фоне трилогии разогнал роман «Академия на краю гибели«! Просто невероятно! Остановиться смог только в конце романа «Академия и земля».

Очень много ставил на концовку, но в итоге Азимов меня сильно разочаровал там. Как он красиво написал роман, но зачем такой неинтересный конец?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коллектив силён коллективным разумом

Советская поговорка

Довольно ловко автор в финальной книге серии раздал ответы на читательские вопросы. А их было много. Куда делись космониты? Что случилось с солярианами? Какова судьба Земли? Как теперь называется Бейлимир? И зачем нужен был План Селдона? Но это на поверхности.

По сути же вся книга есть описание паломничества к новому Богу Человечества. С непременным жертвоприношением в финале.

Грустно и жутко.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой первый отзыв =). Решил завести добрую традицию: после каждой книги писать на неё отзыв, делиться своими мыслями, которые посещали во время прочтения и после. Последней книгой оказалась вы уже догадались какая. Не хочу пересказывать сюжет или как-то его интерпретировать. Он интересен, но соль романа в представленных в нем идей. Прежде всего идей развития человечества. Многие когда размышляют о природе человека или человечества приходят к выводу о том, что ни то, ни другое не является совершенным. Айзек Азимов в своей книге старается показать возможные варианты, результаты развития. И надо понимать, всё что показывается претендует на совершенство. Герои путешествуют по миру и находят разные устройства общества (Гея, Солярия, Новая Земля- я буду говорить именно о них) и все являются идеальными, все прошли проверку временем. На этих мирах нет войны, нет голода, а люди счастливы. Эти миры устроены логично и модель общества, взятая и привитая с любого мира может привести к счастью и процветанию... но какой ценой. Азимов показывает, что совершенство не даётся бесплатно. Показывает, что за один приобретенный человеком атрибут, придётся расплачиваться другим.

Гея никогда не голодает, все существа на планете находятся в мире и равновесии не только с самими собой, но и с природой. Сами люди, скорей всего, больше думают об обществе, о целом, чем о своих потребностях. Поэтому в выигрыше все. Поэтому в мире нет ни природных, ни социальных катаклизмов. В этом мире показаны те условия, в рамках которых возможно было бы существования коммунизма в планетарном масштабе (От каждого по способностям, каждому по потребностям). Главное условие — чувство гражданской, или общественной ответственности, присутствующее ни у какого-то процента людей, а у всех... У всех существ, даже у всей материи (ведь она тоже немного сознательна). Вроде бы всё нормально. То что читается не вызывает бурю возмущения, но это пока не узнаешь о цене всего хорошего. А плата за такую эффективную социальную модель (планетарный коммунизм) отказ от индивидуальности. То что делает нас людьми ( наши желания, потребности) сужается и подводится под общий знаменатель. На выходе получаем фанатичный коллективизм. Тут нет Васи или Пети. С кем бы ты не общался, ты будешь общаться с Геей. Имена здесь не более чем формальность, мнений здесь нет, есть истина, императив которой распространяется на всю планету и с которым никто не спорит. Здесь живут люди, избавленные от всех человеческих недостатков и страстей: алчности, гнева, гордыни, трусости и т.д. Здесь живут роботы в кожаной оболочке и с органами!

Уже до встречи с другими планетами понимаешь что предлагаемая нам «совершенная модель общества» ничто иное как крайность, и дальше ничего нового в этом плане не будет. Будут новые крайности но с другого конца. Вам не нравится Гея с её фанатичным коллективизмом, так может вам понравится Солярия с её фанатичным индивидуализмом. Каждый кто присутствует на планете, не просто Личность (именно с большой буквы), а ницшеанский Сверх-человек и даже больше. Сверх-существо, Бог, избавившийся от недостатков двух полов и ставший единым. Солярианцы дольше живут, более развиты в интеллектуальном плане, а качество и быстрота мысли с возможностями обучения и запоминания информации гораздо выше человеческой планки, они даже силой мысли способны управлять материей, каждый в этом мире ученый-философ , в каждом живёт какая-то вселенная. Не к этому ли мы стремимся в обычной жизни? Стать супер-человеком, лучшим как в интеллектуально-духовном плане, так и физическом. Но и тут минус. В мире эгоистов, когда каждый думает только о себе, нет общества. А что такое человек в отрыве от общества? Правильно: маугли. Тогда Солярианец ничто иное как сверх-маугли. Да умный, да физически совершенный, да Бог, но с такими людьми нет общества. И если такие люди выживают, то только потому что живут в тайне. В этом мире представлена совершенная модель человека и никудышная модель общества. Хотя и совершенство человека и его природы не бесплатно. Став Богом человек не избавляется от недостатков, а только усиливает их. Он становится заносчивым, алчным и эгоистичным, концентрирующим всё в себе и не выпускающим это наружу, чтобы поделиться. Солярианцы отказываются делиться приобретенными знаниями и они становятся родовым сокровищем (ещё один аргумент в пользу несостоятельности солярианского общества).

Можно выделить ещё один мир-Новая Земля. Тут автор размышляет. Что нужно сделать, чтобы обычный человек был счастлив. Если в предыдущих вариантах он предлагал изменить природу человека, чтоб он стал счастливым, а общество надежным, то тут он всего лишь помешает его в другие условия жизни. Новая Земля-планета, на которой находится всего один остров, который омывает необъятный океан. На таком клочке суши не может быть деления людей на народы, национальности, религии и государства, следовательно нет конфликтов, войн и политических дрязг, так как весь мир занимает один народ. Океан полон еды, следовательно народ не голодает. А в качестве бонуса народ может управлять погодой. Общественная модель мечта идеалиста. Но и тут должны быть скелеты. Азимов логически выводит, что такой мир должен быть очень трепетным к своей безопасности и ксенофобски настроенным к чужакам. Жители острова лютые шовинисты, хоть и очень умело это скрывают. Еще мне было непонятно как жители этого острова контролируют рождаемость. Если люди счастливы, еды много, много излишнего продукта, то рождаемость согласно историческому закону должна расти вверх, а территория то,мягко сказать, ограничена. Боюсь автор скрыл этот факт, но я думаю там жесткий тоталитарный контроль рождаемости (как на радиоактивной Земле). Люди ограничивают себя в потомках, а некоторых может убивать само островное государство. Но это уже догадки.

В конце концов Голан Тревиз (читайте книгу, именно с этим переводом) делает выбор в пользу Геи в галактическом масштабе, в пользу галаксии. Мотивируется это тем, что только так человечество, приняв галактический коллективизм, устранив тем самым междоусобицы, может выстоять против пришельцев с другой галактики. И я, конечно же, не согласен с его решением. Почему? Вспомним: Голан Тревиз может вывести путём логического рассуждения истину даже из пустячного факта. Но при таком точном мышлении теряется та самая человеческая иррациональность, которая делает нас людьми. Голан Тревиз думал о самосохранении человечества, тем самым опустив его до уровня животного. Именно для животного вопросы самосохранения, выживания имеют решающее значение. Но с человеком всё иначе. Голан Тревиз в момент решения больше походил на животное или робота, для которого существование важнее самого качества жизни и тем самым нанес вред всему человечеству (Дэниэл Оливо всё-таки ухитрился обойти нулевой закон). Да при таком варианте мы выживем, но выживет ли сам человек как таковой? Не слишком ли большую цену мы заплатим за 100%-ое существование.

У домашнего кота или птицы в клетке больше шансов выжить, но можно ли назвать это существование жизнью. Так и с человеком. Я вам советую также почитать сказку «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина, чтобы лучше прочувствовать мою мысль. Долгая, но не интересная жизнь на автомате. Только в нашем романе, это будет у всего человечества.

В конце романа, сам в конце концов приходишь к выводу о том, что не нужно ничего менять ни в человеческой природе, ни в его обществе. Да ни то, ни другое не идеально, но мы с вами поняли, что совершенства и идеала в принципе нет, всё это лишь крайности. Так может пусть останется умеренность, или наша существующая крайность!? Хотя опять же, мы все заложники своей человеческой природы, нам трудно от неё отказаться, а потому считаем её если не идеальной, то по крайней мере такой какой она должно быть. На практике может и возможно существование идеального человека и идеального общества, которые лишены недостатков, но я не верю, что человек когда-нибудь найдёт такую золотую формулу.

Роман который вызвал такую бурю мысли не заслуживает оценки меньше 10. Одно жаль, что продолжения не будет, а ведь автор хотел писать дальше и дальше, однако время в конце концов приходит за каждым. Айзек Азимов без сомнения был великим человеком. Само собой я знаю, что есть продолжение, но скорей всего читать не буду. Новые авторы, не в обиду им, скорей всего не смогут/не смогли передать тот азимовский дух этой вселенной и это уже другая литература (глупо,конечно, оценивать то, что не читал, но ничего не могу с собой поделать,предчувствие). Однако, благодарен самому Айзеку Азимову за такой чудесный цикл, который с каждом романом не только не утрачивал в содержании, но и прибавлял. В будущем буду читать и другие его произведения, романы и циклы.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основой нижеследующего является книга из серии «Золотая коллекция фантастики» «Академия и Земля». Завершающая дилогия цикла. М. Эксмо, 2014.

Роман «Академия и Земля» начинается с предисловия Азимова, названного «История Академии». Заканчивается предисловие так: «...«Академия и Земля»... начинается в тот самый момент, когда кончается «Край Академии». Вы можете освежить свою память, заглянув в неё, но это не обязательно. «Академия и Земля» — самостоятельное произведение.» Более чем неожиданно здесь то, что в книге, где это напечатано, нет романа «Край Академии» (!). А есть в ней роман «Академия на краю гибели». Думаю, что это следствие недобросовестности сотрудников издательства Эксмо. Вторая неожиданность это утверждение Азимова, что второй роман самостоятельное произведение. Ведь читать второй роман, не заглядывая в первый смог бы только человек, обладающий феноменальной памятью. Например, когда Тревайз говорит, что вернётся на Терминус, подаст в отставку из Совета и это должно сильно обрадовать мэра Бранно, то не каждый сумеет вспомнить кое-какие подробности диалога, состоявшегося более 800 страниц назад; в этом разговоре Бранно назвала Тревайза законченным идиотом и набитым дураком да ещё сообщила ему, что вполне могла бы незамедлительно его казнить. Другой пример — это разговор во втором романе между Тревайзом и Пелоратом о выступлениях Селдона в Склепе и упоминание Тревайза о фокуснике, прочитавшем текст сообщения, спрятанного в псевдотессеракт на необитаемом орбитальном спутнике. Тут уж и возврат к первому роману не поможет, но заглядывать всё равно приходится, чтобы проверить, на пропустил ли чего-нибудь. Так что ни о какой самостоятельности второго романа не может быть и речи. О самостоятельности второго романа не говорит даже то, что в нём Джен Пелорат на протяжении первых восемнадцати глав откликается на имя Дженов и только в 24-й главе опять превращается в Джена. А в главе 20 как чёрт из табакерки выскакивает некий Тендцобаль, адепт второго Основания, что отнюдь не добавляет роману самостоятельности, а лишь возвращает читателя к вопросу о добросовестности некоторых товарищей.

Объяснить, почему Джен после посещения Геи превратился в Дженова, довольно просто — обитатели Геи с течением жизни увеличивают число слогов в своих именах. Примеры — Блиссенобиарелла, Сурановирембластриан. Связав свою жизнь с геянкой Блисс (то есть — блаженство), Пелорат добавил к своему имени один слог.* Но это простое объяснение опровергается очень скоро, когда таможенник Компореллона проверяет документы экипажа «Далёкой Звезды». Имя доктора Пелората согласно идентификационной карточке Дженов. И точка. Приходится считать, что Джен это сокращённый вариант имени и удивляться тому, что его так называют мэр Бранно и Голан Тревайз ещё в начале первого романа. А если серьёзно, так этот Дженов просто ещё один результат «плодотворной работы» тех, кто допускает, чтобы вместо «Вторая Империя» было напечатано «Вторая Академия», а это абсолютно недопустимая опечатка. В один ряд с этими людьми я ставлю и тех, кто употребляет очень показательное выражение «наиболее оптимальный»**, которое для меня является своеобразным индикатором профессионального уровня труженика т. н. изящной словесности.

Как ни старался этот «коллектив», окончательно испортить книгу им не удалось. Последним штрихом (в буквальном смысле) я считаю иллюстрацию на обложке, из которой следует, что её автор книгу или вовсе не читал, кроме описаний ГГ, или прочитал не до конца. И никто из читавших (впрочем, я сомневаюсь в наличии в издательстве таких людей) не сообщил художнику, что изображённая им ситуация не могла иметь место в книге. Но, тем не менее, работа художника очень ценна точностью изображения обоих космонавтов — Пелората и Тревайза.

Пора перейти к обсуждению сути произведения. Вся эта дилогия полна, даже переполнена неожиданностями. И самой из них неожиданной стала для меня встреча со старым приятелем, бывшим представителем уголовной полиции космонитов на Земле, роботом Дэниелом Оливо. Очень эффектный сюжетный ход. Возможно, этот робот есть выражение авторской концепции Господа Бога, почти всемогущего и подчиняющегося небольшому числу законов (за которыми Азимову далеко ходить не пришлось, надо было только добавить ещё один), что вынуждает его действовать методом минимальных вмешательств (знакомая читателям фантастики методика). При этом некоторые особо ответственные решения Бог не может принять без помощи человека, очевидно, потому, что в этом мире не человек — творение Бога, наоборот — Бог (Р. Дэниел Оливо) сотворён человеком.

Ещё один сюрприз с положительным знаком — это превращение скромной думлянки Нови в могучую геянку, взявшую на себя руководство «операцией» в решающем эпизоде в финале первого романа. Эту операцию долго готовил (он занимался Геей ещё в пору своего пребывания на посту государственного секретаря/премьер-министра при Клеоне I) Р. Дэниел Оливо, бывший, как выясняется опять же только на последних страницах, инициатором, я бы сказал, «всего сущего»... но пусть читатель сам узнает, как Азимову удалось замкнуть свой грандиозный цикл. В этом же эпизоде описывается компьютер «Далёкой Звезды» (сюрприз с отрицательным знаком), совершенно фантастическая машинка, выходящая по своим возможностям даже за очень широкие рамки спроектированной Азимовым фантастической действительности. Никакой компьютер, даже и созданный с помощью Геи, не может усовершенствовать конструкцию приборов, создающих защитный противоментальный экран и находящихся на другом космическом корабле. Дистанционная ментальная инженерная деятельность, мгновенно воплощаемая, как говорится, в металле — это, по выражению С. Лема, нечто совершенно «неверистичное».

За нижеследующее утверждение я поставил бы его виновнику особенно жирный минус. Кто автор этого бреда, я не могу понять без оригинального текста. Пелорат (профессор всё-таки***) говорит (стр. 619): «По последней оценке, население Галактики — что-то около десяти квадриллионов, и это, вероятно, заниженные цифры.» Около пятисот лет назад (см. Осноную Трилогию) в Галактике жило почти квинтиллион народа. Если допустить, что «последняя оценка» занижена совершенно диким образом в пять раз, тогда это означает уменьшение населения Галактики за 500 лет не менее, чем в восемнадцать (!) раз. Стало быть подавляющее большинство людей погибло. Поверить невозможно, из остального текста это не вытекает, так какой же характеристики заслуживают деятели, допустившие этот Ляп из Ляпов? К сожалению только запрещённой правилами.

Возможно, приведённое в Трилогии число квинтиллион, как раз и есть чья-то отсебятина, и тогда о численности населения Галактики говорить бессмысленно, несмотря на очень частое в цикле обращение к этому вопросу. Но зачем тогда нужны эти постоянно противоречащие друг другу цифры в текстах, переведённых одним и тем же переводчиком?

Очень высокой оценки заслуживают лекции Азимова по планетологии****, органически вставленные в повествование и сопровождающиеся показом планет-артефактов. Такова заброшенная Аврора с её стаями вечно голодных собак. Такова Альфа, где маленькое, совершенно беззащитное человечество борется за существование весьма оригинальным способом. Наконец, Солярия, жители которой — потомки космонитов, достигли огромного индивидуального могущества и живут в условиях практически неограниченной свободы и полной победы над моральными условностями. Прекрасно придуман Автором гермафродит Бандер с его огромным поместьем и армией обслуживающих его бандеровцев, от которых путешественники спаслись почти чудом.

Не менее интересны и похожие на Землю (из нашей реальности) планеты Сейшелл и Компореллон, помещённый Азимовым в систему знаменитой и часто упоминаемой фантастами звезды Эпсилон Эридана. Рассказы о жизни на этих планетах Автор сопровождает простыми и удачно подобранными подробностями, например, очень холодный Компореллон экспортирует очень вкусные консервированные ананасы.

Осталось немного, а именно, те соображения, которые вытекают из короткой реплики Дэниела (стр.914): «...прибегая лишь к косвенным воздействиям, я с большим трудом смог привести вас сюда. И при этом на некоторых этапах моей операции существовала опасность потерять вас навсегда.» Да, действительно, даже этот полувсемогущий робот-пенсионер ничего не мог противопоставить тому факту, что самый совершенный корабль Первой Академии был лишён наступательного оружия, и, что оказалось куда хуже, не был предназначен для посещения неосвоенных человеком или давно им заброшенных планет. Послать в глубокий и чреватый неожиданностями поиск корабль с негерметичным входным люком (!), лишённый средств обеззараживания скафандров (!), имеющих к тому же негерметичные шлемы (!)...Сделать это Бранно могла ведь и сознательно, очень уж не хотела эта дама возвращения Тревайза на Терминус. Сильно, однако, рисковал ВРИО Бога.

И самое последнее. Это намёк Автора на непредсказуемое будущее в заключительной фразе дилогии. Тут трудно согласиться с ним. Этот намёк подкреплён безошибочной интуицией Тревайза, но, с другой стороны, Оливо покруче Тревайза и значительно, а Фаллом предстоит стать воспитанницей и помощницей Великого робота, и это вселяет уверенность в том, что она не станет врагом Галаксии.

*) Но это всего лишь моя догадка, Автор об этом умалчивает (в имеющемся у меня переводе). Кстати, Дженовпелоратов звучало бы ещё лучше. :)

**) Здесь есть смысл привести номер страницы — 388. И ещё чуть-чуть о шедеврах перевода. Вот некоторые из них: «толстенные компьютерные дискеты»; «несдвигаемая неприязнь»; «Далёкая Звезда»..., не изнурявшая от перегрузок»; «металлическая жестокость»; упоминание о важности для «Далёкой Звезды» экономии горючего, хотя читатель уже давно знает, что этот корабль-гравилёт в горючем не нуждается.

На стр. 317 мимоходом сообщается, что в Галактике три миллиарда звёзд. Азимов не мог написать такую чушь, кто-то его существенно «дополнил».

И, наконец, специальные сдвоенные контактные линзы, позволяющие сознанию «участвовать в других фасетах Геи» (стр. 384). Об этих «фасетах» мне сказать нечего (у Геи фасеточные органы зрения?), задать вопрос, «причём здесь фасеты?», некому, но куда более странно звучит название этих очков — «партикуляры» (!). Это, партикулярные бинокуляры? Контактные линзы и партикулярность — какая связь? Кто, что и с чем здесь перепутал? Тихий ужас!

***) Профессор Пелорат специалист по мифологии, связанной с прародиной человечества Землёй. Вот что он говорит: «...есть одна старая сказка [...] там кому-то дали возможность загадать три желания, но только три. [...] Ну, и одно из трёх сбывается.» Но это настоящее открытие в фольклористике. Интересно, кто первым обнаружил такую сказку. Уж не сам ли профессор Азимов?! Прочитав за всю жизнь массу сказок разных народов, я не могу вспомнить ни одной, где из трёх загаданных (заявленных) желаний осуществляется лишь одно (интересно, какое — первое, второе или третье?).

****) Правда, именно из этих лекций читатель узнаёт, что «девяносто процентов обитаемых планет в Галактике обращается вокруг своих звёзд за период, продолжительность которого колеблется между двадцатью двумя и двадцатью шестью Стандартными Галактическими Часами.» Уверен, что этот ляп принадлежит не Азимову.

PS1. Естественным образом приходит в голову вопрос о будущем героев дилогии. С Оливо и Фаллом как будто всё ясно. Блисс вернётся на Гею, она сама об этом говорит. И она говорит, мы вернёмся. Так и будет, доктор Пелорат останется с ней до конца жизни. Что он забыл на Терминусе? Разве что редчайшую и очень дорогую книгу Гааля Дорника. А вот судьбу Голана Тревайза представить трудно, погостит, вероятно на Гее (Пелорат — единственный друг, жены и детей нет), может быть навестит министра транспорта Компореллона, а дальше что? Бесконечные странствия по Галактике? Полёт к Магеллановым Облакам? В любом случае долгих лет жизни Вам, Советник!

PS2. Интересно, что в классификаторе второго романа из 71-го проголосовавшего среди возможных сюжетных ходов пункт «сверхъестественные способности, супергерои» отметили только двое (!). Стало быть Блисс, Бандер и Фаллом, а также сверхспособности (даже для робота) Дэниела Оливо не были сочтены заслуживающими внимания. Весьма прискорбный факт.

При классификации первого романа дилогии этот пункт отмечен тремя голосами из 76-и, т.е. Блисс (и вообще вся Гея), Нови и Гендибаль (да и весь Совет Второй Академии во главе с Первым Оратором) признания не удостоились подавляющим большинством читателей.

Что касается «прогрессорства» (пункт отмечен одним человеком), то здесь оно действительно имеет место, но в таких масштабах, что этот термин, привычный для мира Стругацких, не только не приходит на ум, но и на самом деле не соответствует происходящему в цикле Азимова, где 20 тысяч лет существует один единственный прогрессор на всю Галактику, да ещё и действующий необычным образом.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня последняя книга цикла об Академии, в отличии от многих, нисколько не разочаровала, а наоборот — даже усилила моё позитивное отношение к циклу и его автору. Сухая, жёсткая и твёрдая научная фантастика основной трилогии в романе «Академия и Земля» разбавлена космической романтикой и вереницей самых невероятных приключений. При этом вся железная логика цикла нисколько не страдает и вместо глобальных вселенских проблем на первый план выступают потребности отдельных личностей, конкретно — главных героев. Думаю, что тематика повествования от этого только выигрывает. При чём эти проблемы и потребности между собой тесно взаимосвязаны и автор подчёркивает, что во Вселенной всё взаимодействует и маленькая частица связана с единым целым, подобно тому как каждый отдельный атом посредством других атомов связан со всем веществом, так как вместе они образуют единое целое. Вот и напрашивается вывод о правильности выбора Голана Тревиза, который он сделал в предыдущем романе.

Всё вместе в галлактике составляет единый организм и каждый человек и каждая букашка такая же частица Вселенной как и планета или звезда. В данном случае размеры имеют лишь косвенное значение. Возможно, Азимов, когда писал об этом, то имел в виду, что осознание взаимосвязанности каждой частицы в мире выведет человечество на новый уровень развития, в результате чего прекратятся войны, склоки, разруха и страдания, а во Вселенной наступит порядок и гармония. Тут легко можно провести аналогию с реальной жизнью, но судя по тому же циклу про Академию, человечеству понадобится ещё не одно тысячелетие для осознания того, что все вместе каждые отдельные индивидуумы составляют единое целое и поэтому когда наносится вред кому-то одному, то от этого косвенно страдают и все остальные. В романе же мы видем много ярких примеров, что отдельно взятые миры со временем погибали, когда взаимодействию предпочитали изоляцию и трансформацию. К примеру, можно взять ту же Аврору, которая, согласно галлактической истории, всю дорогу соперничала с Землёй и в итоге докатилась до того, что стала пригодной только для диких собак. Альфа, само название которой говорит о первостепенной значимости, вообще стала напрочь изъеденной грибком. А Солярия превратилась в полуискуственный мир, населённый изолированными загадочными существами-гермафродитами, испытывающими ненависть даже по отношению друг ко другу. Старушка-Земля, давшая жизнь всему человечеству, в романе вообще стала радиоактивной и непригодной для какой-либо жизни. Назревает вопрос о том были ли правильными те пути развития, по которым шли цивилизации на всех этих планетах. Так что Галаксия, которую выбрал Голан Тревиз вполне может стать тем спасением для человечества, о котором не смог догадаться даже Хари Селдон. Поэтому как за идею, так и за само произведение твёрдая десятка.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, данный роман не имеет никакого отношения к Академии. (циклу). Историю о Гее, я склонен воспринимать как отдельные два произведения в отрыве от основной трилогии, дабы не портить впечатления. Сам по себе данный роман весьма интересен, динамичен, в некоторых моментах его сюжет даже не предсказуем. Но он явно вне связки с классической трилогией. Слегка разочарован... Поэтому 7.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, этим романом Азимов вовсе не «закрывает» галактическую историю Академии и вовсе не «подводит итоги». Он «закрывает» идею Прогрессорства, витавшую в НФ со времён «Конца детства» Артура Кларка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В принципе, между инопланетянами, опекающими человечество в ожидании, пока оно достигнет «оптимального уровня», и Р. Дэниэлом Оливо, упорно толкающим человечество к объединению в духе муравейника или пчелиного роя, никакой разницы нет. И те и другие преисполнены самых лучших намерений.

Причём Азимов, как последовательный и логичный автор, на протяжении романа непрерывно играет в «адвоката дьявола», непрерывно по ходу сюжета подсовывая всё новые и новые аргументы в пользу коллективного разума Геи, чтобы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
финальное опровержение всех аргументов выглядело более впечатляющим.

Ведь самый сильный аргумент в пользу Геи в том, что только единое человечество сможет выстоять в конфликте с нечеловеческой цивилизацией. И это так, Азимов совершенно прав. Однако в финале выясняется, что единство человечества ничего гарантировать не сможет, конфликт неизбежно принесёт разрыв связей внутри Галаксии, ведь нечеловеческая разумная раса уже появилась, она находится тут же, внутри человеческой Галактики — это гермафродит с Солярии, находящийся в интеллектуальном и эмоциональном симбиозе с роботами. Следовательно, «План Оливо» обречён, так же, как План Селдона, и будущее человечества теряется в тумане неопределённости.

Что касается претензий некоторых рецензентов к стилю Азимова в этом романе, то они мне непонятны. Азимов писал свою книгу, находясь полностью в русле НФ-майнстрима середины 80-х годов, когда возобладала ностальгия по старому доброму слегка чопорному повествованию середины 50-х. Естественно, Старый Доктор не без иронии стилизовал «Основание и Землю» под манеру «первой трилогии», шёл навстречу пожеланиям читателей. Пенять ему на это так же странно, как жаловаться на то, что стейк с жареной картошкой не похож вкусом на ризотто. Можно подумать, что придирчивые читатели, открывая роман Азимова, ожидали чего-то в духе Брюса Стерлинга или Сэмюэля Дилени. Это Азимов, ребята! Это его узнаваемая манера, это роман, написанный совершенно замечательно, в рамках, установленных автором для себя. Ну, не нравится тебе такой стиль — не читай, делов-то!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитан последний роман про Академию, великого Азимова.. Собственно говоря, тут связи с самими Академиями как таковой и нет. Скорее тут больше связи с разумной планетой Геей.. Диалоги о которой меня порядком раздражали вначале романа.. Во-первых, они длинные, во-вторых, слишком подробные, читаешь, читаешь их.., и еще читаешь, а они все не кончаются, и забываешь, с чего собственно все началось..... Но потом ситуация нормализовалась с ними.. Очень понравились описания приключений героев, описания планет, которые они посещали... Как ни странно великолепно получилось у него описать космонитского ребенка... Только вот концовка немного подкачала.. Такое впечатление что автор ни то чтобы выдохся, а просто ему надоело писать об этом... Ну и упоминание о грядущей возможной войне, как-то не вяжется с основной идеей последних двух романов. Ведь цель была в том, чтобы оградить человечества от войн друг с другом, бесконечного соперничества и завоеваний.. А тут последняя страница и бац..... Но тем не менее роман мне понравился, оценка 9.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не нравится идея о том, что кто-либо по каким-то причинам изъял информацию о Земле — прародине человечества. Прятать информацию такого масштаба — обеднять всех. А прятать для того,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что бы там жил Р. Дениел, да еще и бессмертный, как Кощей — совсем не нравится
.

Неприятна идея о манипуляциях с генами, что на Солярии, что на Новой Земле.

В общем, окончание цикла зашло в логический тупик. В этом произведении только и слышишь «В Плане Сэлдена нет того, нет сего». И не должно быть. Для того и нужен человеческий разум, чтобы решать возникающие проблемы, а не кто-то составит гороскоп на тысячу лет вперед. Ну и что, что соляриане или инопланетяне не предусмотрены Планом? Ведь План, это должна быть не только методичка, как действавать 1000 лет, но и методы приспособления к Жизни. То есть, если появился Сэлден, способный создать психоисторию, появятся и другие, которые создадут и другие Планы, для своих условий. Ведь Жизнь — непредсказуема. Всегда будут неожиданности.

И кроме того, почему или/или? Ведь Галактика настолько велика, что места бы хватило очень разным мироустройствам...

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я глубоко разочарован этой книгой. Это относится и к манере повествования, которая продолжает изрядно надоевший поиск предыдущей книги, и к самим идеям, которые Азимов проиллюстрировал мирами, встреченными в пути.

Мое восприятие полностью противоречит этой книге, мне даже кажется, что её выводы противоречат выводам предыдущих книг цикла. Такое неприятное впечатление, что и сам Азимов разочаровался как в человеческом обществе, так и в своем цикле, видимо так и не давшем ответы которые он искал. Начало цикла провозглашало научный оптимизм, святую веру в науку, в математику и физику, и в наивную веру, что и общественные науки можно преобразовать в формулы. И все это закончилось потерей веры в человеческую природу вообще. Может писатель и хотел вызвать такое ощущение у читателя, но в любом случае такой «Галактической истории», лично мне, не нужно.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, вынужден признать, что «Край Академии» я еще прочитал, а вот этот, заключительный роман цикла, осилил только «по диагонали». Грешу на отвратительный перевод, но другого пока не нашел. Если бы я оценивал перевод, выше 2 баллов он бы не получил. Но и сам роман немного натянут, фабула — вся целиком — «белый рояль в кустах»...

Если удастся найти более качественный и литературный перевод, обязательно перечитаю из уважения к классике, но уже не жду откровений... :(

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где все началось, там все и закончится. Это как нельзя лучше говорит о последнем романе «Академия и Земля» одной из самых масштабных серий НФ — «Галактическая империя» Азимова. От милых сердцу и порой забавных рассказов о робатах — через проникнутые надеждой на будущее человечества романы про Элайджа Бейли и Дэниела Оливо — через Академию с ее гимном науке и гуманистическим идеям — к неожиданной развязке и раскрытию всех тайн.

Мы привыкли относится к последним романам серий с большим снисхождением, не требуя от них проработки сюжета или идейной составляющей. Что с них взять — они просто должны поставить точку, логично завершить более удачные повествования. Но не таков, с моей точки зрения, этот роман. Он плод долгих раздумий Мастера и итог эволюции его взглядов на наше с Вами будущее.

А взгляд этот очень пессимистический. Не справимся мы без посторонней помощи со своими пороками — жаждой власти, жадностью, завистью, узостью мышления. На протяжении всего цикла Азимов рассматривает самые разные сценарии будущего — расцвет технологий и торжество чистой науки Первой Академии, ведущие к духовной деградации и тоталитаризму, Вторая Академия — с ее всеобщим контролем умов, изолированные сообщества, неминуемо скатывающиеся к агрессии и ксенофобии. И вроде бы ответ прост — объединение и слияние всех этих путей. Но достигнуть этого по Азимову мы сможет только освободившись от пороков, следуя не личным, а общим целям. Но для этого нам надо поставить выше всех законов Нулевой: интересы человечества всегда выше интересов одного человека.

Но и здесь Азимов оставляет больше вопросов, чем ответов. Несмотря на благополучный конец, остается ощущение неправильности происходящего и некоего дефекта в логическом обосновании такого будущего. Ведь именно индивидуальность дает нам разнообразие в решениях и подходах к проблемам, а наши чувства и стремления — неотъемлемая часть того, что делает нас людьми и отличает от роботов. Но задавать вопросы, а не преподносить готовые ответы — не это ли задача настоящей литературы...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для тех, кто предпочитает срез лучшего из НФ эта книга не подойдет. Она предназначена именно для поклонников Азимова, коим лично я являюсь:-) Мне было интересно, увлекательно.

В данном случае я ценю не столько сюжет и прочие характеристики произведений, сколько свои ощущения:-))) Во время чтения я много раз повторял: «Обажаю Азимова!» И это не аутотренинг, а чистая правда!:-)

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не понравилось! На мой взгляд автор в этом романе гнался в первую очередь за обьёмом, поэтому в романе часто делается акцент и описываются детали не имеющие прямого отношения к повествованию (чего только стоят напоминания через каждую страницу какой совершенный компьютер на корабле и как приятно с ним обращаться)... К тому же не понял зачем в таких подробностящ описывается половая жизнь главных героев, временами складывалось впечатление что читаешь просто-таки порнографический роман..

Обобщая можно сделать вывод: поздние романы об Академии не идут ни в какое сравнение с ранними, автор писал их, на мой взгляд, в погоне за гонораром..

Оценка 5 и то завышенная за былые заслуги.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх