FantLab ru

Айзек Азимов «Космические течения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
1151
Моя оценка:
-

подробнее

Космические течения

The Currents of Space

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 125
Аннотация:

У планеты Сарк, где проживали сквайры, в подчинении имеется планета Флориния. В этом отдаленном мире выращивали кырт – особенная разновидность хлопка, росшего лишь на этой планете. Рабочими, выращивающими кырт, руководили Резиденты – флориане, обучавшиеся на Сарке.

Однажды космоисследователь с древнейшей планеты Земля, занимавшийся проблемой космических течений, обнаружил, что Флоринии грозит опасность! Он попытался рассказать об этом руководству планеты, но сам загадочно исчез. И почти сразу после этого на Флоринии, в захудалом поселке, появился странный человек, который ничего не помнил...

© Виталий Карацупа, http://archivsf.narod.ru
Примечание:

Первая публикация на русском языке в журнале «Техника-молодежи», №№ 9-12 за 1965 год и №№ 1-7 за 1966. В переводе Зинаиды Бобырь, с иллюстрациями А. Побединского.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (роман)

Похожие произведения:

 

 


Продаётся планета
1986 г.
Продаётся планета
1988 г.
Чудовище
1990 г.
Космические течения
1991 г.
Приключения в космосе
1992 г.
Дуновение смерти
1992 г.
Галактическая империя
1993 г.
Звёзды как пыль
1993 г.
Космические течения. Сами боги
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 2
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1997 г.
Сами боги
1999 г.
Звезды как пыль
2000 г.
Звезды как пыль
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех
2003 г.
Космические течения
2003 г.
Звезды как пыль
2004 г.
Звезды как пыль
2007 г.
Транторианская империя
2008 г.
Галактическая Империя
2019 г.
Космические течения
2019 г.

Периодика:

Техника-Молодежи, № 9, 1965
1965 г.
Техника — молодежи №5 1966
1966 г.

Издания на иностранных языках:

Astounding Science Fiction, December 1952
1952 г.
(английский)
Astounding Science Fiction, November 1952
1952 г.
(английский)
Le correnti dello spazio
1981 г.
(итальянский)
Ströme im All
2015 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человеческая цивилизация, распространившаяся на всю Галактику, вновь достигла переломного момента истории. Земля и ее наследие еще не забыты, хотя дорога к ней уже и забывается, но еще можно встретить людей, которые гордо могут сказать: «Я- с Земли!» Но умами людей уже владеют новые кумиры: Трантор набрал силу и до создания Первой Галактической Империи остается совсем немного. Всего лишь один шаг, всего лишь последнее препятствие, и Галактика станет единым целым.

И это препятствие — планета Сарк, непоколебимая и дерзко-независимая, поскольку сидит на настоящем богатстве — ресурсе, в котором нуждаются все. Всего лишь измененный хлопчатник — а какую роль, оказывается, он может сыграть в истории целой Галактики, народов и отдельных людей! Для одних он — источник богатства и власти, для других — препятствие к могуществу, а для третьих — проклятие, синоним рабства и унижения.

Как и во многих последующих романах, в этом — любимый Мастером полудетективный сюжет, основанный на поисках преступника, лишившего ученого его памяти и личности. Он выстроен «классически» — каждый найденный ответ приводит к новому вопросу. Разгадки и подсказки разбросаны во множестве местах, путь к которым пролегает через разные планеты, обещающие разнообразие событий и героев. Последние — довольно странная компания — полусумасшедший ученый, девушка-рабыня, идеалист-подпольщик, транторские дипломаты и правители Сарка. Все они оказываются втянуты в водоворот интриг, скрывающих тайные замыслы, заговоры и большую, просто- таки космического масштаба, тайну.

Если сравнивать с предыдущим романом «Звезды, как пыль», то мне понравилось больше, хотя по построению сюжета обе книги очень близки. Но это роман более «ровный», более продуманный и более глубокий. В нем уже появляется идеи, о развитии Человечества, которые войдут в последующие романы.

И есть еще одна вещь. Я читала этот роман, надеясь найти ответ на вопрос, каким образом, найденное в «Звездах, как пыль» наследие древней Земли оказалось вновь утерянным. Но ответа не оказалось. Действие остановилось на самом интересном месте: последнее препятствие на пути Трантора оказалось сметено силами Космоса. Ничего не препятствует больше объединению Человечества на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Так, почему же ничего не получилось?

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый первый прочитанный мной фантастический роман. До сих пор помню как сегодня: лето, книжный, мама, хитро щурясь, предлагает 11-летнему мальчику на выбор: пиратский роман или сборник «Приключения в космосе»? Рука тянется к новому и неизведанному.

До сих пор зачитывался Жюлем Верном, серией о Тарзане Берроуза и другими романами приключений. «Космические течения» перевернули все. Я не отказался от прежней любви к приключениям, но стал, так сказать, литературным многоженцем, если такой эпитет применим к мальчику. Тот сборник (в него еще вошли романы Кларка и Нортон) до сих пор благоговейно хранится в личной библиотеке, но еще в детстве был зачитан буквально до дыр и потери обложки. Какое счастье, что мне в руки попали именно Азимов и другие мастера-классики, а не писатели-однодневки! Это определило мой вкус к фантастике на всю жизнь.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз убеждаюсь, что приключения — это не для Азимова. Насколько блистателен данный Автор в твердой НФ, настолько же слаб в приключенческом жанре, где нужно дать ярких персонажей и энергичное действие. А в данном случае Автор меня еще и обманул.

В начале была сделана заявка на твердую НФ — космические течения, угрожающие планете. Я затаила дыхание, готовясь к головокружительным погружениям в тайны космоса. Но космос был задвинут даже не на второй, а на третий план. На первых двух прочно утвердились борьба за власть и невнятный лямур. И лишь в финале одним пространным монологом Азимов выдал то, из-за чего я читала роман: суть космических процессов, открытие которых стало поводом к приключению.

Одновременно Автор попытался как-то исправить слабую мотивированность действий одного из главных героев — показал зарождение патриотического самосознания и любви к своей планете. Для приключенческого романа сойдет. Но для Азимова с его необъятными мирами как-то мелко связывать чувство Родины именно с планетой, а не с людьми, которых спасали и спасли.

Айзек Азимов сильно навредил себе как писателю, создав такие шедевры, как «Конец Вечности» и «Сами Боги». После этих книг к каждому его произведению подходишь с завышенной планкой и сердишься, если оно недотянуло. При этом понимаешь, что оно просто другое, что Автор показывает многообразие жизни, где рядом с наукой происходит борьба за власть, поиск героями своего места в жизни и жизненных целей, формирование и гибель звезд, планет, государств. Он показывает мир в его целостности, а инерционость читательского восприятия мешает понять это сразу.

В сущности, роман не так уж плох, если отнестись непредвзято и не завышать ожиданий.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступив к чтению романа я привычно настроился на ритм классической космооперы, но здесь все оказалось не так просто — сюжетная композиция, несколько взаимосвязанных линий повествования, отсутствие монохромного деления персонажей на «хороших» и «плохих». По мере чтения начальное недоумение сменялось все более возрастающим интересом — вместо привычного экшена автор предложил почти детективную интригу, разворачивающуюся на фоне межпланетной дипломатии и политики, а также твердую научную основу, что для профильного жанра вообще редкость. Несмотря на то, что «Космические течения» являются второй книгой цикла «Транторианская империя», роман абсолютно самодостаточен и без проблем читается в отрыве от остальных составляющих цикла.

Кстати, именно из этого романа А. Скаландис «позаимствовал» сюжет и социальную структуру общества для своего «Мира Смерти и тварей из преисподней», так что вместо формального соавторства с Г. Гаррисоном в создании опуса Скаландиса невольно поучаствовал А. Азимов. По сюжету земной космоаналитик сделал важное открытие — под угрозой гибели находится вся планета Флориния, но после посадки на планету Сарк, землянин был захвачен неизвестными, и после промывки мозгов его забрасывают на Флоринию, где ему предстоит вспомнить всё и донести информацию до властей, либо погибнуть вместе с обреченной планетой.

Население Флоринии составляет полмиллиарда человек — большинство из них — это бесправные крестьяне, работающие на плантациях, производящих уникальный ресурс — кырт, из которого изготавливают лучшие ткани Вселенной. Управление крестьянами осуществляют резиденты — аборигены, прошедшие обучение на Сарке и сотрудничающие с оккупантами-саркитами. Правящий слой — сквайры — выходцы с планеты Сарк, которые используют Флоринию в качестве своего сырьевого придатка. Планетарной столицей является Город, разделенный на нижнюю и верхнюю части — снизу живут аборигены, а на втором ярусе — их хозяева-саркиты. В общем социальная система довольно простая и при этом ярко рисует картину расслоения общества, в котором угнетенное большинство аборигенов подчиняется верхушке из чужаков.

Композиция романа отнюдь не кажется простой — есть пролог и эпилог, описывающие события случившиеся годом раньше и годом позже основного сюжета. Каждая глава названа по профессии или социальной роли, которая окажет ключевое влияние на данный отрезок романа — тем самым мы все больше узнаем об окружающем мире. Обилие экскурсов в прошлое персонажей и историю планеты негативно сказывается на динамике, но без этого было бы сложно разобраться в подоплеке событий. Несколько параллельных сюжетных линий позволяют взглянуть на происходящее глазами разных персонажей. Описания пейзажей и интерьеров выглядят суховато, но при этом довольно логичны, что позволяет читателю без труда восполнить все лакуны в описаниях, пользуясь собственным воображением, на свой вкус. Вообще, импонирует позиция автора, который на равных общается с читателем, не загоняет его в жесткие рамки — каждый может представить мир на основе своих предпочтений, выбрать персонажа, который наиболее симпатичен.

Что характерно, действующие лица выглядят довольно рельефно, при этом автор устранился от проработки психологизма образов. Однозначных героев и злодеев здесь нет, по сути у каждого своя правда — это дополнительный плюс, на мой взгляд. Среди действующих лиц космоаналитик, получивший на Флоринии кличку Рик, образ которого интересен последовательной эволюцией из беспомощного овоща в опытного специалиста, которым он был до психозондирования. Рика опекает местная крестьянка Лона — внешне некрасивая и крупная девушка, тем не менее она обладает житейской мудростью и врожденной добротой. Лично мне наиболее симпатичным показался образ резидента Теренса, который в одиночку ведет борьбу за свободу против оккупантов. Теренс бодро шагает по трупам врагов и, сожалея о необходимых жертвах, тем не менее понимает, что революцию не делают в белых перчатках, особенно достоин уважения финальный выбор Теренса.

Помимо этих основных персонажей автор также знакомит нас с благородной саркиткой Сэмией Файфской, которая, несмотря на принадлежность к оккупантам, вызывает симпатию тем, что светским приемам предпочитает занятия наукой, обладает широтой взглядов и не презирает людей только за их низкое происхождение. Её отец — сквайр Файф — самое влиятельное лицо на Флоринии, несмотря на диктаторские замашки, обладает острым умом, сильной волей и желанием любой ценой защитить положение своего народа от влияния могущественной империи Трантор. Поиски пропавшего космоаналитика ведет доктор Селим Джунц, который выступает в роли беспристрастного арбитра, его главное желание — выяснить истину, в чем ему помогает его беспристрастность и принципиальность.

По общему итогу получилась достаточно интересная космоопера для взрослых, в том смысле, что она лишена чрезмерной простоты, деления героев на «черное» и «белое», предлагает довольно внятную научную теорию опасности, угрожающей Флориниии, а также обилие интриг и хитросплетений дипломатии, глобальной политики. Не могу сказать, что сюжет захватывает с первых страниц, поначалу нужно привыкнуть к манере подачи материала, отсутствию акцента на приключениях, но по мере развития сюжета читать становится всё интереснее, и ближе к кульминации уже сложно оторваться от чтения. Можно смело рекомендовать это произведение, как хороший пример синтеза космооперы, твёрдой НФ и фантастического детектива.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моё любимое произведение у Азимова. Несмотря на то, что по глубине и серьёзности проблематики ему очень далеко до «Конца вечности» и «Основания». Но, наверное, именно поэтому и любимое. Всё дело в том, что, на мой взгляд, в тех случаях исполнение не дотянуло до уровня замысла. Что ж поделать, если Азимов-учёный гораздо сильнее Азимова-литератора? А вот для такого достаточно лёгкого фантастического детектива литературного мастерства писателя оказалось как раз достаточно. И роман этот навсегда останется одной из вершин жанра.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из первых сочинений Азимова в форме романа. «Космические течения» — в целом, обыкновенный авантюрный роман, где использованы многие стандартные ходы, свойственный этому жанру — действие крутится вокруг учёного, потерявшего память, а также шпионскими заговорами межпланетного масштаба. Тут всего хватает — погонь, интриг, напряжённых моментов, которые заставляют читателя прилипать глазами к страницам книги.

Чувствуется, однако, что Азимоов не совсем ещё набил руку в написании крупных, больших произведений. Отдельные фрагменты хороши, но многие сюжетные линии не имеют своего логического завершения (как, например, линия Сэмии Файфской). Не в пользу автора говорит и стремительная, молниеносная развязка — пожалуй, слишком молниеносная. Раскрыв главную интригу повествования — почему главного героя, Рика, лишили памяти — он завершает роман, оставив, в общем то, открытыми многие вопросы, связанные с будущим Сарка и его обитателей. Чувствуется, что Азимову более привычно писать рассказы, нежели романы.

Что хорошо в «Космических течениях» — так это язык. Специфический, плавный стиль Азимова чувствуется практически во всех его вещах, и этот роман — не исключение. Так что, енсмотря на некоторые недостатки, роман вполне достоин оценки«четыре с минусом». Сделаем скидку на то, что произведение, видимо, расчитано на подростковую аудиторию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P. S. Что интересно — одна из главных идей романа — право доминирования над неким редчайшим веществом, добываемым только на планете Флорин. Уж ен увлекался ли некий Фрэнк Герберт в своё время романами Азимова? Конечно, это может быть и просто совпадением, но как занть...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из первых научно-фантастических произведений, с которым я познакомился много лет назад. С тех пор неоднократно перечитывал, и ни разу не жалел, хоть и помнил основные сюжетные ходы, и что «убийца — садовник». В чем же для меня прелесть этого романа?

Во-первых, сам стиль повествования и динамизм. Тут нет затейливых выкрутасов сюжета и пространных размышлений о высоких материях. Я не говорю, что такие приемы плохи, оно ни порой только отягощают приключенческую фантастику. В этой же книге ты глотаешь главу за главой с удовольствием и ожиданием.

Во-вторых, интрига. Да, ближе к концу можно о многом догадаться, и понять что Сквайр Файф

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все-таки ни при чем.
Но вначале ты действительно с головой погружаешься в атмосферу зловещей тайны. Заметьте, даже что такое Кырт, вокруг которого все вращается, автор открывает только к середине. И это хорошо.

Ну и в-третьих, это субъективная любовь к одному из первых произведений, открывших мне мир НФ. А это многого стоит!

Поэтому, может я и завышаю оценку, но считаю, что имею на это право. 10.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение — классика в исполнении мэтра фантастики. Кто-то может сказать, что книга переполнена штампами (потеря памяти и т.п.), но данные сюжетные ходы штампами стали только в наше время, в год написания книги сюжет казался совершенно новым и захватывающим, а если учесть с каким мастерством автор все исполнил, я уверен, книга была шедевром. Она и сейчас превосходит большинство современных фантастических книг.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное предположение — монополия, основанная на одном единственном растении, и дающая, благодаря этому растению, огромную финансовую и политическую власть кучке саркитов....Просматриваются современные тенденции ( а написан рассказ в 1952 году!!!!)..Куда смотрел антимонопольный комитет??? :lol:

Как и многие авторы-фантасты, Азимов точно «попал» с темой и сценарием развития ситуации. Правда, с психовоздействием на космоаналитика пошел по достаточно стандартному пути — амнезия, которая в последствии проходит под влиянием происходящих событий. Читается непросто, как и почти все произведения этого автора. Но постепенно мозаика интриг и приключений складывается в сложную картинку, цепляет, держит в напряжении до самой развязки.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к роману, я была настроена скептично и предвзято. И что в итоге я получила? Отличный роман для подростков! Но... с приключенсческо-научным уклоном. То есть хочет юный читатель приключений — пожалуйста, но вот тебе несколько строчек о космосе, составе звезд, вакууме и пр.

Хочешь романтики — милости просим, только давай, мой дружок, я расскажу тебе о том, какие химические свойства имеют некоторые материалы.. Ты не интересуешься политикой. Очень зря, я расскажу тебе об империях. Как с ними бороться и зачем.

Я бы назвала Азимова космическим Жюль Верном XX- того века. Как француз писал свои кругосветные романы, сидя в кабинете, так и Азимов писал о космосе на Земле.

Ну и поскольку я пристрастна, необъективна, рада встречи с империей из «Академии», благодарна за краткость, не догадалось, кто «убийца» и влюблена в ниже приведенную цитату, то ставлю твердую 8/10.

цитата

«Словом, он не был патриотом в обычном смысле этого слова, и Трантор как Трантор не значил для него ничего.

Но он был поклонником мира; тем более что он старел и любил свой кубок с вином, атмосферу, наполненную тихой музыкой, послеобеденный сон и спокойное ожидание смерти. Он считал, что так должны поступать все, но люди предавались войне и разрушению.»

И да, для любителей спойлеров, а также для всех, кто не хочет читать Азимова торжественно сообщаю, что убийца

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
садовник!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, а мне произведение понравилось, как приключенческая литература с захватывающим сюжетом, интересными поворотами событий, интересными героями и своеобразной манерой написания А.Азимова.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, начало немного запутанное, приходится держать в голове персонажей, а действие уже перескакивает на других. Но потом все выравнивается, и становится интересно, что же дальше. Тяжелые условия, в которых живут рабочие, и беспечная жизнь саркитов — просто перенесенная на далекое будущее нынешняя ситуация.

История с хлопком, его полезными качествами и разнообразием применения напоминает то ли о нефти, то ли об алмазах, нет?

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще здорово! В самом начале разумеется ничего не понятно, но финал очень и очень даже. особенно мне понравилась сама идея так сказать всматривания в космическое пространство. Что-то в этом есть:)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь: оценку я поставил по давним, первоначальным детским впечатлениям. Читал в «Технике-молодёжи», заграничный роман, с продолжением, с отличными иллюстрациями А.Побединского(чёрно-белые плюс полноформатные цветные на вкладке!), а окончания нет, и где же прочесть окончание?!...Приключения, загадки, заговор, амнезия, погони — короче, полный восторг, ни с чем не сравнимый! Разве что с восторгом от «Неукротимой планеты» и «Пасынков вселенной» в «Вокруг света»...

Конечно, я перечитывал этот роман, уже в нынешнем веке, может и зря — как-то простовато, хотя всё равно хорошо, и устаревшим роман назвать язык не повернётся.Так что 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересное произведение, являющейся как таковым детективом в декорациях научно-фантастического рассказа.

Если говорить вообще о размере рассказа, то здесь у нас получается целая повесть, что также довольно примечательно, но довольно-таки обыденно для самого Айзека Азимова – непревзойдённого мастера данного жанра.

Да, конечно же можно придраться к миру, который он создал для данной повести. Ибо к нему трудно относиться серьезно ввиду одного простого факта: здесь он показан однотипно, когда говорится о целой галактике. То бишь нам показывается только несколько планет из целой мириады данных «камней с жизнью», однако знаете: вот как раз-таки ввиду подобной зацикленности на одних персонажах, на одних характерах читатель с одной стороны не чувствует окружающий мир, ввиду чего он кажется довольно неживым и примитивным, но в тоже время он полностью проникается всей историей да её фабулой. И вот история здесь – это главный плюс. Это, как я уже сказал, – детективное расследования, где не сказать, что развязка странная, необычная и неожиданная – нет. Обыденная, распространённая тайна, чья кульминация самому читателю угадывается под конец. Но вот само следствие, процесс крайне примечателен: он интересен и заворожителен своим фантастическим миром. Он повергает в шок, заставляет читателя вдохновиться, проникнуться. Это то, что умеет делать Айзек Азимов; это то, что ему вновь удалось: за один рассказ создать мир не похожий на наш и в тоже время такой знакомый. Спасибо ему за ещё одно прекрасное творение, которое явно ещё захочется перечитать любителю данного жанра. Обыкновенному человеку я советую его для прочтения же ввиду обыкновенного смысла, который тут кроется: даже самый незначительный человек может сыграть роль в судьбе чего-то большего и это большее всегда может означать для одного лишь человека нечто самое дорогое, с чем он никогда не захочет расстаться, а именно его дом...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх