Айзек Азимов «Космические течения»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вот только человек с Земли хочет поведать правителям далёкой планеты о том, что их миру угрожает смертельная опасность. И вот — уже в окрестностях фабрики обнаруживают некоего человека, который двух слов связать не может, потому что явно испытывает проблемы с головой.
Как связаны эти два события, повлекшие за собой водоворот межпланетных интриг и погонь? Есть ли надежда на спасение мира?
Ответ — на страницах увлекательного приключенческого романа мэтра мировой фантастики.
Первая публикация на русском языке в журнале «Техника-молодежи», №№ 9-12 за 1965 год и №№ 1-7 за 1966. В переводе Зинаиды Бобырь, с иллюстрациями А. Побединского.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Транторианская империя»
— журнал «Astounding Science Fiction, December 1952», 1952 г.
— журнал «Astounding Science Fiction, November 1952», 1952 г.
— журнал «Техника-молодежи 1965'09», 1965 г.
— журнал «Техника-молодежи 1965'10», 1965 г.
— журнал «Техника-молодежи 1965'11», 1965 г.
— журнал «Техника-молодежи 1965'12», 1965 г.
— журнал «Техника-молодежи 1966'5», 1966 г.
— журнал «Техника-молодёжи 1966`1», 1966 г.
— антологию «Продаётся планета», 1986 г.
— антологию «Чудовище», 1990 г.
— антологию «Приключения в космосе», 1992 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех», 2003 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (роман) |
- /языки:
- русский (25), английский (3), немецкий (1), итальянский (1), эстонский (1), польский (1), румынский (1), турецкий (1)
- /тип:
- книги (28), периодика (6)
- /перевод:
- З. Бобырь (21), М. Галлоне (1), З. Кролицкий (1), Р. Лямм (1), А. Миллер (1), О. Перфильев (1), С.В. Резник (2), М. Татари (1), И. Холикки (1), Ф. Шлапак (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 23 мая 2022 г.
Учёный с Земли из Межпланетного Космоаналитического Бюро обнаруживает страшную угрозу, нависшую над планетой Флорина, поставляющей в Галактику уникальный материал кырт. Вот только донести свою ужасную весть до флоринианцев ему не удаётся, некто стирает аналитику память. Так на плантациях Флорины оказался Рик, не помнящий себя и имеющий самое смутное представление об окружающем мире.
Считается хорошим тоном ругать «Транторианскую трилогию». Но если абстрагироваться от действительно великих вещей за авторством Айзека Азимова, то окажется, что это отличный роман с элементами детектива, политическими интригами, борьбой за свободу целой планеты, к тому же показывающий, как росла и крепла мощь Империи Трантора. Более того, читатели могут узнать о CNO-цикле, заставляющем гореть звёзды. Есть, правда, и небольшой минус. Механизм, обеспечивающий вспышки новых звёзд, к описанному в романе не имеет ни малейшего касательства. Ну а уж идею об уникальной планете, обладающей богатством, которого больше нет нигде, кто только не использовал в дальнейшем.
artem-sailer, 17 апреля 2022 г.
По всей видимости, весь цикл произведений про Транторианскую империю состоит из таких космоопер, а жаль. Ведь уже второй роман совсем не радует и есть подозрение, что «Камешек в небе» будет таким же. Унывать не будем, ведь впереди ещё «Академия», а также цикл детективов про Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо. Похождения этой парочки в своё время, помнится, очень понравились.
Что же касается «Течений», то легко заметить, что половина положительных отзывов основана на впечатлениях из юности, и в этом, видимо, заключается главная ценность книги: приключения, интриги, добро в финале побеждает, а что ещё нужно подростку? Я же не столь увлёкся действом и, признаться, к середине подзапутался в довольно безликих героях и в том, кто на чьей стороне. Да и ладно, в общем-то, будем считать, что не моё — в том плане, что стал слишком стар для таких произведений.
А вот что действительно понравилось — это романтические чувства главных героев, очень трогательно показаны переживания несуразной и, судя по всему, не особо привлекательной фабричной дурнушки к попавшему в беду молодому человеку — видимо, единственному в её жизни парню, для которого она что-то значит. Как она заботится о нём, как оберегает, как держится за него и ни за что не хочет отпускать. Как ни странно, больше всего меня зацепила именно эта линия.
Etamin, 12 сентября 2020 г.
Действие романа протекает до «Камешка в небе», но издан он был последним из трех книг «Треугольника». И конечно, он самый лучший из них. Здесь образы вполне обрисованные и запоминающиеся. И общая идея довольно интересна. И хотя она не нашла пока подтверждения в современной астрофизике, общим взглядам на эволюцию звезд она не противоречит. Чисто литературно книга тоже написана довольно умело.
Несколько удивляют отзывы, указывающие, что это — детектив. Практически все романы Азимова — в той или иной степени детективы. Таков уж был его авторский стиль.
Кстати! Серьезные читатели Азимова сразу же вспомнят, в котором из его произведений выясняется, что убийца — таки садовник! Шутка гения.
Как по мне, вполне годный сюжет для экранизации. Все необходимые персонажи в наличии. Можно что-нибудь в духе Аватара забацать. Кырт вместо унобтаниума, обычные люди вместо синих кошек — ну и что?
И еще. В очень известном советском НФ фильме (не буду показывать пальцем, хотя все знают что это «... ... — ... ...») одна из самых ударных сцен, увы, цельнотянута прямо отсюда, из беседы со сквайром Файфом. Что ж, будем считать это оммажем.
Читал я «Космические течения» еще в «ТМ», уже не ребенком (о, сколько же мне лет...). Перевод З.Бобырь, кстати, практически идеален. Хотя и был в журнале порезан, и, как видно при сравнении с оригиналом, убрали излишне острые политически (по тем временам) моменты.
mputnik, 8 декабря 2019 г.
Ностальгия. Невероятная, необъяснимая, непередаваемая ностальгия. Вот именно ТАКОЙ была «импортная» фантастика «золотого века» совкового застоя. Кругом — жуткая смесь вполне себе нормального быта первого в мире пролетарского государства (для поавляющего большинства оных пролетариев) и апокрифической Лжи зажравшейся верхушки, давно уже не отождестваляющей себя ни с пролетариями, ни с борьбой за нужды пролетариата. Странное безвременье, в котором душе не за что было зацепиться. Никаких духовных якорей, не порченных ржавчиной и паршой сомнений и противоречий. Никаких сверхценностей, что могли бы оправдать бессмысленность обыденности — с философИческой точки зрения.
И... только Фантастика с её «выпрыгом за границы реальности» — как свет в окошке. «Туманность Андромеды», «Час быка», «Пикник на обочине», «Град обречённый», «Жук в муравейнике»... А потом — на этой волне «почти пролетарской прлоблематики», посреди обыденности и фальшивых страстей «за всё человечество — разом» — выплыли (другого слова не подберёшь) «Неукротимая планета», «Сами боги», «Дюна» и... — «Космические течения».
Да, это — конечно же — не мир Гипериона, не Вселенная императора Лито, но... воображение Автора буквально «вывернуло ткань пространства и времени», живописало нечто такое, что — само по себе, без каких-либо дополнительных причин и обоснований — достойно внимания, интереса и даже — восхищения. Другой мир. Другие горизонты. Другая реальность.
Это... — как первая любовь. Это не забывается. Тебе же, уважаемый потенциальный читатель (ежели ты ещё не читал сей книжки), скажу так: красота и увлекательность ФантЧтива процентов на 90 определяется масштабом Личности Автора, его способностью что-то такое вообразить себе, что заставит читателя застыть в изумлении перед величием этого ВООБРАЖЕНИЯ. Это — непередаваемо, правда. И каждый сам составит впечатление (ИМХО, естественно). Но это вполне достойно того, чтобы к этому ПРИКОСНУТЬСЯ
Т_ЕЛЕЦ, 19 сентября 2019 г.
Сразу оговорюсь: оценку я поставил по давним, первоначальным детским впечатлениям. Читал в «Технике-молодёжи», заграничный роман, с продолжением, с отличными иллюстрациями А.Побединского(чёрно-белые плюс полноформатные цветные на вкладке!), а окончания нет, и где же прочесть окончание?!...Приключения, загадки, заговор, амнезия, погони — короче, полный восторг, ни с чем не сравнимый! Разве что с восторгом от «Неукротимой планеты» и «Пасынков вселенной» в «Вокруг света»...
Конечно, я перечитывал этот роман, уже в нынешнем веке, может и зря — как-то простовато, хотя всё равно хорошо, и устаревшим роман назвать язык не повернётся.Так что 10 баллов.
ingvar7740, 15 сентября 2019 г.
Увлекательный приключенческо-детективный триллер о борьбе нескольких повстанцев против покоривших их планету захватчиков. Которые используют их планету как ресурсную. Тема благополучной жизни за счёт других — раскрыта мастерски. Азимов- как обычно пишет превосходно
ЛитАлхимик, 12 мая 2017 г.
Самый первый прочитанный мной фантастический роман. До сих пор помню как сегодня: лето, книжный, мама, хитро щурясь, предлагает 11-летнему мальчику на выбор: пиратский роман или сборник «Приключения в космосе»? Рука тянется к новому и неизведанному.
До сих пор зачитывался Жюлем Верном, серией о Тарзане Берроуза и другими романами приключений. «Космические течения» перевернули все. Я не отказался от прежней любви к приключениям, но стал, так сказать, литературным многоженцем, если такой эпитет применим к мальчику. Тот сборник (в него еще вошли романы Кларка и Нортон) до сих пор благоговейно хранится в личной библиотеке, но еще в детстве был зачитан буквально до дыр и потери обложки. Какое счастье, что мне в руки попали именно Азимов и другие мастера-классики, а не писатели-однодневки! Это определило мой вкус к фантастике на всю жизнь.
Warrapan, 11 октября 2016 г.
Одно из первых научно-фантастических произведений, с которым я познакомился много лет назад. С тех пор неоднократно перечитывал, и ни разу не жалел, хоть и помнил основные сюжетные ходы, и что «убийца — садовник». В чем же для меня прелесть этого романа?
Во-первых, сам стиль повествования и динамизм. Тут нет затейливых выкрутасов сюжета и пространных размышлений о высоких материях. Я не говорю, что такие приемы плохи, оно ни порой только отягощают приключенческую фантастику. В этой же книге ты глотаешь главу за главой с удовольствием и ожиданием.
Во-вторых, интрига. Да, ближе к концу можно о многом догадаться, и понять что Сквайр Файф
Ну и в-третьих, это субъективная любовь к одному из первых произведений, открывших мне мир НФ. А это многого стоит!
Поэтому, может я и завышаю оценку, но считаю, что имею на это право. 10.
BroonCard, 12 августа 2016 г.
Очень интересное произведение, являющейся как таковым детективом в декорациях научно-фантастического рассказа.
Если говорить вообще о размере рассказа, то здесь у нас получается целая повесть, что также довольно примечательно, но довольно-таки обыденно для самого Айзека Азимова – непревзойдённого мастера данного жанра.
Да, конечно же можно придраться к миру, который он создал для данной повести. Ибо к нему трудно относиться серьезно ввиду одного простого факта: здесь он показан однотипно, когда говорится о целой галактике. То бишь нам показывается только несколько планет из целой мириады данных «камней с жизнью», однако знаете: вот как раз-таки ввиду подобной зацикленности на одних персонажах, на одних характерах читатель с одной стороны не чувствует окружающий мир, ввиду чего он кажется довольно неживым и примитивным, но в тоже время он полностью проникается всей историей да её фабулой. И вот история здесь – это главный плюс. Это, как я уже сказал, – детективное расследования, где не сказать, что развязка странная, необычная и неожиданная – нет. Обыденная, распространённая тайна, чья кульминация самому читателю угадывается под конец. Но вот само следствие, процесс крайне примечателен: он интересен и заворожителен своим фантастическим миром. Он повергает в шок, заставляет читателя вдохновиться, проникнуться. Это то, что умеет делать Айзек Азимов; это то, что ему вновь удалось: за один рассказ создать мир не похожий на наш и в тоже время такой знакомый. Спасибо ему за ещё одно прекрасное творение, которое явно ещё захочется перечитать любителю данного жанра. Обыкновенному человеку я советую его для прочтения же ввиду обыкновенного смысла, который тут кроется: даже самый незначительный человек может сыграть роль в судьбе чего-то большего и это большее всегда может означать для одного лишь человека нечто самое дорогое, с чем он никогда не захочет расстаться, а именно его дом...
Ольгун4ик, 28 марта 2016 г.
Приступая к роману, я была настроена скептично и предвзято. И что в итоге я получила? Отличный роман для подростков! Но... с приключенсческо-научным уклоном. То есть хочет юный читатель приключений — пожалуйста, но вот тебе несколько строчек о космосе, составе звезд, вакууме и пр.
Хочешь романтики — милости просим, только давай, мой дружок, я расскажу тебе о том, какие химические свойства имеют некоторые материалы.. Ты не интересуешься политикой. Очень зря, я расскажу тебе об империях. Как с ними бороться и зачем.
Я бы назвала Азимова космическим Жюль Верном XX- того века. Как француз писал свои кругосветные романы, сидя в кабинете, так и Азимов писал о космосе на Земле.
Ну и поскольку я пристрастна, необъективна, рада встречи с империей из «Академии», благодарна за краткость, не догадалось, кто «убийца» и влюблена в ниже приведенную цитату, то ставлю твердую 8/10.
цитата
«Словом, он не был патриотом в обычном смысле этого слова, и Трантор как Трантор не значил для него ничего.
Но он был поклонником мира; тем более что он старел и любил свой кубок с вином, атмосферу, наполненную тихой музыкой, послеобеденный сон и спокойное ожидание смерти. Он считал, что так должны поступать все, но люди предавались войне и разрушению.»
И да, для любителей спойлеров, а также для всех, кто не хочет читать Азимова торжественно сообщаю, что убийца
Тиань, 8 марта 2016 г.
В очередной раз убеждаюсь, что приключения — это не для Азимова. Насколько блистателен данный Автор в твердой НФ, настолько же слаб в приключенческом жанре, где нужно дать ярких персонажей и энергичное действие. А в данном случае Автор меня еще и обманул.
В начале была сделана заявка на твердую НФ — космические течения, угрожающие планете. Я затаила дыхание, готовясь к головокружительным погружениям в тайны космоса. Но космос был задвинут даже не на второй, а на третий план. На первых двух прочно утвердились борьба за власть и невнятный лямур. И лишь в финале одним пространным монологом Азимов выдал то, из-за чего я читала роман: суть космических процессов, открытие которых стало поводом к приключению.
Одновременно Автор попытался как-то исправить слабую мотивированность действий одного из главных героев — показал зарождение патриотического самосознания и любви к своей планете. Для приключенческого романа сойдет. Но для Азимова с его необъятными мирами как-то мелко связывать чувство Родины именно с планетой, а не с людьми, которых спасали и спасли.
Айзек Азимов сильно навредил себе как писателю, создав такие шедевры, как «Конец Вечности» и «Сами Боги». После этих книг к каждому его произведению подходишь с завышенной планкой и сердишься, если оно недотянуло. При этом понимаешь, что оно просто другое, что Автор показывает многообразие жизни, где рядом с наукой происходит борьба за власть, поиск героями своего места в жизни и жизненных целей, формирование и гибель звезд, планет, государств. Он показывает мир в его целостности, а инерционость читательского восприятия мешает понять это сразу.
В сущности, роман не так уж плох, если отнестись непредвзято и не завышать ожиданий.
Нескорений, 14 января 2016 г.
Приступив к чтению романа я привычно настроился на ритм классической космооперы, но здесь все оказалось не так просто — сюжетная композиция, несколько взаимосвязанных линий повествования, отсутствие монохромного деления персонажей на «хороших» и «плохих». По мере чтения начальное недоумение сменялось все более возрастающим интересом — вместо привычного экшена автор предложил почти детективную интригу, разворачивающуюся на фоне межпланетной дипломатии и политики, а также твердую научную основу, что для профильного жанра вообще редкость. Несмотря на то, что «Космические течения» являются второй книгой цикла «Транторианская империя», роман абсолютно самодостаточен и без проблем читается в отрыве от остальных составляющих цикла.
Кстати, именно из этого романа А. Скаландис «позаимствовал» сюжет и социальную структуру общества для своего «Мира Смерти и тварей из преисподней», так что вместо формального соавторства с Г. Гаррисоном в создании опуса Скаландиса невольно поучаствовал А. Азимов. По сюжету земной космоаналитик сделал важное открытие — под угрозой гибели находится вся планета Флориния, но после посадки на планету Сарк, землянин был захвачен неизвестными, и после промывки мозгов его забрасывают на Флоринию, где ему предстоит вспомнить всё и донести информацию до властей, либо погибнуть вместе с обреченной планетой.
Население Флоринии составляет полмиллиарда человек — большинство из них — это бесправные крестьяне, работающие на плантациях, производящих уникальный ресурс — кырт, из которого изготавливают лучшие ткани Вселенной. Управление крестьянами осуществляют резиденты — аборигены, прошедшие обучение на Сарке и сотрудничающие с оккупантами-саркитами. Правящий слой — сквайры — выходцы с планеты Сарк, которые используют Флоринию в качестве своего сырьевого придатка. Планетарной столицей является Город, разделенный на нижнюю и верхнюю части — снизу живут аборигены, а на втором ярусе — их хозяева-саркиты. В общем социальная система довольно простая и при этом ярко рисует картину расслоения общества, в котором угнетенное большинство аборигенов подчиняется верхушке из чужаков.
Композиция романа отнюдь не кажется простой — есть пролог и эпилог, описывающие события случившиеся годом раньше и годом позже основного сюжета. Каждая глава названа по профессии или социальной роли, которая окажет ключевое влияние на данный отрезок романа — тем самым мы все больше узнаем об окружающем мире. Обилие экскурсов в прошлое персонажей и историю планеты негативно сказывается на динамике, но без этого было бы сложно разобраться в подоплеке событий. Несколько параллельных сюжетных линий позволяют взглянуть на происходящее глазами разных персонажей. Описания пейзажей и интерьеров выглядят суховато, но при этом довольно логичны, что позволяет читателю без труда восполнить все лакуны в описаниях, пользуясь собственным воображением, на свой вкус. Вообще, импонирует позиция автора, который на равных общается с читателем, не загоняет его в жесткие рамки — каждый может представить мир на основе своих предпочтений, выбрать персонажа, который наиболее симпатичен.
Что характерно, действующие лица выглядят довольно рельефно, при этом автор устранился от проработки психологизма образов. Однозначных героев и злодеев здесь нет, по сути у каждого своя правда — это дополнительный плюс, на мой взгляд. Среди действующих лиц космоаналитик, получивший на Флоринии кличку Рик, образ которого интересен последовательной эволюцией из беспомощного овоща в опытного специалиста, которым он был до психозондирования. Рика опекает местная крестьянка Лона — внешне некрасивая и крупная девушка, тем не менее она обладает житейской мудростью и врожденной добротой. Лично мне наиболее симпатичным показался образ резидента Теренса, который в одиночку ведет борьбу за свободу против оккупантов. Теренс бодро шагает по трупам врагов и, сожалея о необходимых жертвах, тем не менее понимает, что революцию не делают в белых перчатках, особенно достоин уважения финальный выбор Теренса.
Помимо этих основных персонажей автор также знакомит нас с благородной саркиткой Сэмией Файфской, которая, несмотря на принадлежность к оккупантам, вызывает симпатию тем, что светским приемам предпочитает занятия наукой, обладает широтой взглядов и не презирает людей только за их низкое происхождение. Её отец — сквайр Файф — самое влиятельное лицо на Флоринии, несмотря на диктаторские замашки, обладает острым умом, сильной волей и желанием любой ценой защитить положение своего народа от влияния могущественной империи Трантор. Поиски пропавшего космоаналитика ведет доктор Селим Джунц, который выступает в роли беспристрастного арбитра, его главное желание — выяснить истину, в чем ему помогает его беспристрастность и принципиальность.
По общему итогу получилась достаточно интересная космоопера для взрослых, в том смысле, что она лишена чрезмерной простоты, деления героев на «черное» и «белое», предлагает довольно внятную научную теорию опасности, угрожающей Флориниии, а также обилие интриг и хитросплетений дипломатии, глобальной политики. Не могу сказать, что сюжет захватывает с первых страниц, поначалу нужно привыкнуть к манере подачи материала, отсутствию акцента на приключениях, но по мере развития сюжета читать становится всё интереснее, и ближе к кульминации уже сложно оторваться от чтения. Можно смело рекомендовать это произведение, как хороший пример синтеза космооперы, твёрдой НФ и фантастического детектива.
Кунгурцев, 4 ноября 2014 г.
Моё любимое произведение у Азимова. Несмотря на то, что по глубине и серьёзности проблематики ему очень далеко до «Конца вечности» и «Основания». Но, наверное, именно поэтому и любимое. Всё дело в том, что, на мой взгляд, в тех случаях исполнение не дотянуло до уровня замысла. Что ж поделать, если Азимов-учёный гораздо сильнее Азимова-литератора? А вот для такого достаточно лёгкого фантастического детектива литературного мастерства писателя оказалось как раз достаточно. И роман этот навсегда останется одной из вершин жанра.
primorec, 6 октября 2013 г.
Человеческая цивилизация, распространившаяся на всю Галактику, вновь достигла переломного момента истории. Земля и ее наследие еще не забыты, хотя дорога к ней уже и забывается, но еще можно встретить людей, которые гордо могут сказать: «Я- с Земли!» Но умами людей уже владеют новые кумиры: Трантор набрал силу и до создания Первой Галактической Империи остается совсем немного. Всего лишь один шаг, всего лишь последнее препятствие, и Галактика станет единым целым.
И это препятствие — планета Сарк, непоколебимая и дерзко-независимая, поскольку сидит на настоящем богатстве — ресурсе, в котором нуждаются все. Всего лишь измененный хлопчатник — а какую роль, оказывается, он может сыграть в истории целой Галактики, народов и отдельных людей! Для одних он — источник богатства и власти, для других — препятствие к могуществу, а для третьих — проклятие, синоним рабства и унижения.
Как и во многих последующих романах, в этом — любимый Мастером полудетективный сюжет, основанный на поисках преступника, лишившего ученого его памяти и личности. Он выстроен «классически» — каждый найденный ответ приводит к новому вопросу. Разгадки и подсказки разбросаны во множестве местах, путь к которым пролегает через разные планеты, обещающие разнообразие событий и героев. Последние — довольно странная компания — полусумасшедший ученый, девушка-рабыня, идеалист-подпольщик, транторские дипломаты и правители Сарка. Все они оказываются втянуты в водоворот интриг, скрывающих тайные замыслы, заговоры и большую, просто- таки космического масштаба, тайну.
Если сравнивать с предыдущим романом «Звезды, как пыль», то мне понравилось больше, хотя по построению сюжета обе книги очень близки. Но это роман более «ровный», более продуманный и более глубокий. В нем уже появляется идеи, о развитии Человечества, которые войдут в последующие романы.
И есть еще одна вещь. Я читала этот роман, надеясь найти ответ на вопрос, каким образом, найденное в «Звездах, как пыль» наследие древней Земли оказалось вновь утерянным. Но ответа не оказалось. Действие остановилось на самом интересном месте: последнее препятствие на пути Трантора оказалось сметено силами Космоса. Ничего не препятствует больше объединению Человечества на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Так, почему же ничего не получилось?
Пта, 13 июля 2012 г.
Данное произведение — классика в исполнении мэтра фантастики. Кто-то может сказать, что книга переполнена штампами (потеря памяти и т.п.), но данные сюжетные ходы штампами стали только в наше время, в год написания книги сюжет казался совершенно новым и захватывающим, а если учесть с каким мастерством автор все исполнил, я уверен, книга была шедевром. Она и сейчас превосходит большинство современных фантастических книг.