FantLab ru

Айзек Азимов «Профессия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.74
Голосов:
1319
Моя оценка:
-

подробнее

Профессия

Profession

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 188
Аннотация:

На Земле, по прошествии 4-5 тысяч лет система образования, естественно, претерпела массу изменений и нововедений. В восемь лет все дети должны были пройти День Чтения, когда соответствующая программа с ленты, обучающей чтению, за 15 минут переписывалась в мозг ребенка. В 18 лет на Дне Знаний компьютер выбирал для человека его оптимальную профессию и закладывал в его мозг соответствующую программу. Затем каждый год проводились Олимпиады, где планеты, требующие специалистов, отбирали себе лучших.

Джордж Пленетей страстно хотел стать программистом и тайком от всех изучал книги по програмированию. Но в 18 лет в День знаний компьютер выбрал ему совсем другую специальность.

© ZiZu
Примечание:

Публикации в периодике:

* 1966 — журнал «Дон», № 1, стр. 73-115, С. Васильева;

* 1969 — журнал «Liesma», 1969 г., № 8, стр. 29-32, № 9, стр. 28-30, № 10, стр. 29-32. Илл. Г. Клаваса, перевод на латышский язык, переводчик не указан.

* 1985 — журнал «Наука и техника» (Рига), №№ 4 (стр. 30-32), 5 (30-32), 6 (29-32), сокращенный перевод С. Кричевской.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2017 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 2-е место (США) ?

Похожие произведения:

 

 


Путь марсиан
1966 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
Избранное
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Избранное
1991 г.
Мертвое прошлое. Часть 2
1991 г.
Дуновение смерти
1992 г.
Новые миры Айзека Азимова. Том 2
1996 г.
Приход ночи
2007 г.
Прощание с Землей
2010 г.

Издания на иностранных языках:

School and Society Through Science Fiction
1974 г.
(английский)
13 Short Science Fiction Novels
1985 г.
(английский)
The Mammoth Book of Short Science Fiction Novels
1986 г.
(английский)
Other Worlds of Isaac Asimov
1988 г.
(английский)
The Complete Stories. Volume 1
1990 г.
(английский)
Why I Left Harry's All Night Hamburgers and Other Stories from Isaac Asimov's Science Fiction Magazine
1990 г.
(английский)
Кінець Вічності
1990 г.
(украинский)
The Asimov Chronicles: Volume Three
1990 г.
(английский)
Die Asimov-Chronik: Die vierte Generation
1991 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая повесть, упоминание о которой я встретил вчера, а сегодня решил прочитать. И несмотря на то, что произведение весьма небольшого объема, но все же оно явно стоит того, чтобы оставить о нём отзыв.

Это интересное произведение об образовании в самом широком смысле.

Считается, что у людей бывает талант (склонности) к чему-либо. Казалось бы, такие люди за счет форы должны были бы уделывать других. Но в жизни чаще добиваются большего не те, кто изначально талантлив, а те, кто упорно, несмотря ни на что, пашет и стремиться добиться своей цели или мечты. То есть талант как бы расслабляет — мол я и так хорош, зачем мне перенапрягаться? А тот, у кого талантов особо не наблюдается — у него есть лишь один способ добиться своего. Упорным трудом. Да-да — упорство и труд всё перетрут. Это один из элементов, на которые обращаешь внимания в повести.

Второй элемент — это образование как оно есть и куда оно стремится и к чему оно придет. Не нужно забывать, что повесть написана более полувека назад и при этом получилось неплохое заглядывание в будущее. Ибо какие-то моменты описанного мы можем увидеть уже сейчас. Меньшее стремление думать и учиться, большее стремление чтобы тебе положили в рот и разжевали. Вместо знаний и умений — наличие виртуальной базы знаний куда можно заглянуть и взять нужную информацию (современный интернет). Здесь вообще Азимов будто предрекает появление интернета. Но при этом люди не понимают, что наличие информации без умения ею пользоваться и смотреть шире — ничто. Хотя наш мир еще не настолько скатился в шаблонность как в данной повести, но тенденция намечается.

Небольшая повесть, которая стоит того, чтобы быть прочитанной. Думайте, учитесь и никогда не сдавайтесь.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный прогноз на будущее образования: раз — и ваш мозг запрограммирован, и вы дипломированный специалист. Причем хороший специалист, а не как у нас сейчас — диплом есть, а специалиста-то и не видать частенько. Вроде бы здорово. Но вот только вы со своими знаниями устареваете примерно с такой же скоростью, как последняя модель нынешнего смартфона, а перепрошивка вам вряд ли светит. И вот это странное какое-то упущение. Почему-то повышение квалификации так дорого, что просто невыгодно. А учиться-то никто и не умеет. И вот в этой связи я совсем не поняла, чем занимаются дети до 18 лет, если не учатся — тупо плюют в потолок в ожидании дня знаний?

Но кто-то же всё-таки создает эти знания, создает программы по передаче этих знаний. Кто-то способен учиться сам, потому что просто хочет этого, кто-то способен создавать новое. Но как же жестоко этот способный отбирается. А с другой стороны — Ломоносовым не становятся, им рождаются, так что здесь и в самом деле очень важно не обознаться. Вот только такой Ломоносов вынужден до 18 лет полностью бездействовать — непозволительная трата времени, на мой взгляд.

И в очередной раз, теперь под эту книгу, я поплевалась на модный ныне компетентностный подход. Может, это я, конечно, ничего в нем не понимаю, но на мой взгляд, никого, кроме хорошего приспособленца с плохими знаниями по этому подходу мы получить не сможем. Ломоносов, конечно, всё равно пробьется, а среднестатистический выпускник вуза будет и не особо специалистом и не особо творчески развитой личностью. Так что, может, Азимов и правда неплохое будущее для образования и науки придумал: всё лучше, чем то, что сейчас у нас в образовании происходит?

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ, достоин войти в антологию лучших рассказов в истории мировой фантастики. Читал его в каком-то журнале и с одного раза сюжет врезался в память.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведения Азимова всегда по душе. Интересный рассказ.Понравился метод обучения, где с помощью программ, внедряют необходимые знания сразу в мозг. Казалось бы, это лишает человека возможности самому все познавать и ставит в определенные рамки. Но погодите, когда информации слишком много и чтобы ее освоить у человека может уйти вся его жизнь, этот метод вполне отличное решение. Другое дело, как личность располагает приобретенными знаниями. Вне зависимости от способа получения данных, важно уметь их анализировать, придавать сомнению и критике. А иначе человек просто машина,которую с помощью программ обучили определенным навыкам. Неважно как мы получили свои знания, важно то как мы сумеем ими распорядиться. Будем ли совершенствоваться и искать что-то новое или будем довольствоваться тем что есть. Дело выбора. Все зависит от личностных качеств человека, либо есть желание учиться и познавать неизведанное, либо нет. Именно по этой причине, главного героя не стали обучать определенной специальности и сужать его кругозор, поскольку сам Джордж не желал этого, он всегда стремился знать больше остальных. Позже, ему конечно, дали возможность ознакомится со всей ситуацией и предоставили б в дальнейшем шанс раскрыться. В отличие же от его сверстников,которых устраивала подобная система.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который несет всего лишь одну идею, но зато, какую!

Рассказ о том, что глубокая профилизация не есть хорошо, ведь тогда человек становится слишком «узким», теряет способность мыслить более глобально и переключаться на другие проблемы. Он становится ничем не лучше машины, а возможно даже хуже.

Рассказ, о том, что только жажда знаний и труд, приложенный при их получении, могут сделать из человека — ТВОРЦА! творца окружающего его мира, творца судьб других людей.

Рассказ о том, что один человек, который научился все сам, стоит 10-ти, которым в башку вложили нужную информацию, и которые не могут сделать шаг ни вправо, ни влево, а идти только по накатанной.

Рассказ о том, как хитрое земное правительство правильно научилось управлять другими планетами. Ведь и правда, зачем огромный военный флот, если все от тебя зависят? В данном случае зависимость проявлялась в специалистах, которых экспортировала Земля.

Короче, добротный рассказ Азимова, с актуальной и сегодня проблематикой.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вокруг себя едва взгляну,

с тоскою думаю холодной:

какой кошмар бы ждал страну,

где власть и впрямь была б народной.

Игорь Губерман.

Интересная просматривается последовательность: Платон, Томас Мор, социалисты-утописты (Фурье, Сен-Симон, Оуэн), Чернышевский, Ленин... В эту группу мыслителей, мечтавших об идеальном государстве, можно включить и профессора Азимова, великого фантаста и популяризатора науки. Конечно он знал, что пишет, когда сочинял «Профессию». Предложенная в повести модель идеального государства, где решены все проблемы, не зря отнесена к очень далёкому будущему. Вряд ли их удастся решить за более короткий срок. Кстати, любопытное совпадение*, уверен, что не случайное — ГГ повести родился в год пятитысячелетнего юбилея открытия Америки. В государстве Азимова царят закон и порядок. Прекрасно работают транспорт и связь (основы комфортной жизни), путешествия после создания гравитационного двигателя стоят дёшево, города (во всяком случае, большие) накрыты защитными куполами, раскрыты главные, если не все, тайны мозга, в частности, установлен механизм хранения в нём знаний и найден способ непосредственной передачи их в память человека. Осуществлён на деле принцип — от каждого по способностям, каждому по труду. И, что особенно важно, труд в этом государстве — дело чести, доблести и геройства. Все стремятся получить хорошее образование (а получение образования под «гипнозом» — процесс относительно простой, быстрый и дешёвый) и работать на благо общества. А работать есть где, Космос большой, проблема перенаселённости решена (на Земле всего-то 8 млрд. народу). Не обо всём Азимов пишет открытым текстом, но читатель не может не понять, что в День чтения в мозг ребёнка вкладывается не только умение читать и писать на двух-трёх языках** (считать, очевидно, должны научить родители, а другие языки будут вкладываться в голову по мере надобности), но и основы нравственности***, чтобы прочитанное в будущем ложилось на благодатную почву, усваивалось прочно и безоговорочно. Что делают дети от 8 до 18 лет, Азимов тоже не сообщает. И опять же ясно — читают, путешествуют с родителями и без, ездят в оздоровительные лагеря, занимаются спортом, слушают музыку, помогают родителям по дому, ходят в театры, музеи, аквапарки... В стране есть дипломированные педагоги, спортивные тренеры и инструкторы, артисты и экскурсоводы. А почему бы им не быть?

Интересно, что государство Азимова, во многом сходное с Утопией Мора, резко отличается от неё в вопросе отношения к религии. В Утопии запрещён и карается атеизм. У Азимова мозг ребёнка программируется так, что ни о какой религии речь уже не зайдёт никогда. Да и книги такого рода доступны только соответствующим дипломированным специалистам и управленцам, что очевидно без специальных пояснений.

Программируются все без исключения. Элита — с целью создания условий для нормального функционирования государственного аппарата. Этим исключается коррупция и возможность государственных переворотов. Это не совсем то, что описано под названием «бетризация» у Лема в «Возвращении со звёзд». У Азимова «общественно опасные» свойства разума преобразуются в стремление к совершенству в овладении профессией, а если мозг не поддаётся программированию по конкретному направлению, то эти его «вредные» свойства превращаются в стремление к творческой работе. Обладатели таких «аномалий» оказываются в приютах для слабоумных, которые на самом деле не что иное, как университеты. Женщины и мужчины равноправны и об этом в повести говорится прямо. В День чтения девочки идут направо, мальчики — налево. Понимающему достаточно.

Итак, по Азимову, фундаментом идеального (без войн и голода) государства является правильная система образования. Нужны инженеры и квалифицированные рабочие для управления автоматами и станками? Получите в День образования специальность, пройдите через Олимпиаду и — вперёд. Но ещё больше нужны конструкторы автоматов и станков, скиммеров, стратопланов, космических кораблей и т. д. А ещё нужны для этих кораблей штурманы и бортинженеры, нужны врачи и топ-менеджеры, юристы и экономисты, и... вообще нужны не только СТРОИТЕЛИ, но и АРХИТЕКТОРЫ. Вот как раз кандидаты в АРХИТЕКТОРЫ и попадают в «приюты» и учатся там... по КНИГАМ (!). Большой оптимист этот профессор Азимов... Ну, поживём — увидим. Я — за.

Азимов ничего не пишет о типе своего государства. Думаю, это не имеет значения. Просто правильные люди у власти и правильные там законы. Вот и получается нечто вроде Сингапура только без частной собственности на средства производства.

«Кибернетика» Винера вышла в 1948 г. «Профессия» в 1957 г. Азимов о книге Винера не мог не знать. И уже тогда хорошо понимал, что такое робот. В его повести люди (не все! Но подавляющее большинство) похожи на роботов. Специалист такой-то модели(!). Это сходство — в отсутствии творческих способностей. Ну так, от каждого же по способностям! Чтобы построить идеальное государство, приходится чем-то жертвовать. Платить надо за всё. Вот это буквальное и обоснованное технически следование принципу и есть плата за нормальные «условия человеческого существования». Эти три слова в кавычках, потому что существует книга с таким названием***, где описано ужасное существование в нашем неидеальном мире. Но зато в нём есть «свобода» и либеральные ценности.

*) И ещё одно совпадение (?): фамилия победителя Олимпиады металлургов — Шмидт. Фамилия научного руководителя Азимова тоже Шмидт.

**) Не верится как-то, что через 5000 лет останется только один язык, и что Азимов так думал — тоже.

***) Из всего содержания повести стопроцентно следует, что в мозгу обнаружен некий «центр совести», который и активируется в День чтения. Итог — в государстве Азимова нет бессовестных людей. Вполне возможно, что это — главный секрет правительства.

***) автор Дзюнпэй Гомикава

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Sawwin, конечно, прав: если подходить к этой истории с точки зрения логики и достоверности, то она не выдерживает ни малейшей критики. И дело тут даже не в вычислительных машинах длиной с милю, программирование которых осуществляется на перфокартах. Подобные милые анахронизмы, с моей точки зрения, только добавляют шарма старой фантастике. Просто очевидно, что если человека не заставлять учиться, день за днём не тренировать его мозг и не прививать ему навыков самостоятельно получать знания, то к 18-20 годам из него вырастет абсолютно бесполезное существо не способное ни к какой трудовой деятельности. Чем занимаются дети в возрасте от 8 до 18 лет в этой повести? Да ничем, даже упоминаний о занятиях спортом или лагерях бойскаутов и то, отсутствуют. А ведь опыт человечества свидетельствует: подросток должен быть максимально загружен учёбой или работой, в противном случае здравствуйте молодёжные банды, алкоголизм и наркомания.

Но это если говорить о первом уровне восприятия повести. Если же копнуть чуть глубже, то мы увидим, что эта история рассказывает о модели неоколониализма, в которой Земля выступает Метрополией, а все остальные планеты, даже богатая и успешная Новия, её колониями.

Что Азимов изобразил в этом произведении? А изобразил он общество, в котором система образования фактически уничтожена. Однако, высокоразвитая цивилизация не может обойтись без массы высококлассных специалистов, поэтому по достижению определённого возраста люди получают набор знаний и навыков, который закладывается им в голову с помощью гипноизлучателей. Но это происходит практически мгновенно и без всякого участия со стороны человека, а в дальнейшем от большинства специалистов требуется лишь исполнение своих обязанностей. Да, конечно, остаётся возможность для накопления профессионального опыта, который невозможно заменить никакими гипноизлучателями, но вот навыка обучаться чему-то новому эти люди лишены, а значит они вынуждены действовать в строго заданных кем-то свыше рамках образовательных программ. К какой-либо научной работе такие люди просто не пригодны.

В результате получается довольно любопытная картина. Только правительство Земли понимает ценность людей, которые умеют получать знания самостоятельно и способны двигать вперёд научно-технический прогресс. Только на Земле созданы условия отбора и обучения людей, способных к самостоятельной научно-технической работе. И именно поэтому не имеющая ресурсов и страдающая от перенаселения Земля держит в узде полторы тысячи планет, разбросанных по всей Галактике. И всё это без малейшего военного принуждения, ибо никто не заставляет колонии покупать новые технологии и принимать у себя земных специалистов. Но и отказаться от диктата Земли колонии не могут, в противном случае они обречены на стагнацию и обнищание. Надо ли удивляться, что описанная в повести система образования возникла аккурат перед началом звёздной экспансии человечества и основанием колоний за пределами Солнечной системы?

У этой истории есть и третий уровень восприятия. Если отрешиться от фантастического антуража, то мы увидим, что описанная в произведении ситуация является отражением нашей суровой реальности. И шестьдесят лет назад, когда была написана эта повесть, и сегодня на Земле есть масса стран, которые не могут позволить себе создание и содержание полноценной системы образования. Участь этих стран печальна. Их судьба – быть сырьевыми придатками, рынками сбыта и источником дешёвой рабочей силы для государств, в которых вопросам науки и просвещения уделяют большее значение. Кстати, как вы думаете, какова роль России в системе «Метрополия – Колонии», после того как мы уничтожили советскую систему образования, а взамен неё ввели у себя ЕГЭ и Болонскую систему? Вот тото и оно…

Итог: отличная история, которую не портят ни многочисленные анахронизмы, ни определённая искусственность сюжета. Можно воспринимать эту повесть как фантастику, можно – как аллегорию на нашу реальность, всё равно впечатления от прочитанного будут положительными.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Примем как данность возможность такого рода обучения, но при этом один момент Айзек Азимов упустил. Юный балбес, до восемнадцати лет ничем не занимавшийся, навеки останется инфантильной личностью, не способной ни к чему. Можно насильно внедрить ему кучу знаний, навыков и умений но совершенно невозможно научить его нести ответственность за свои поступки. Драма Джорджа Пленетея, которую добрый автор не превратил в трагедию, ничто по сравнению с драмой всего человечества, превратившегося в край непуганых идиотов.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В далёком-далёком будущем в связи с возможным перенаселением Земли и стремлением к новым звёздам и мирам, человечество перешло на новый способ образования. Информация подаётся напрямую, без прикрас, в лоб, а точнее в мозг.

Раз и в 8 лет ты уже умеешь читать, два — и в 18 лет на основе анализа выбирается подходящая профессия. Что происходит в период с 8 лет до 18 неизвестно, но немногие стремятся начать изучать что-то самостоятельно, например, по книгам, проводя опыты и наблюдения. Ждут больше, чем действуют.

Главный герой рассказа, Джордж Плейтен, пытается бороться с существующей системой, пытается выделиться и в итоге не получает ни одной профессии. Остаётся только начать собственное расследование, попытаться вырваться и заявить о себе. Логично, немного квеста и детектива, как и во многих других произведениях Азимова. Вспоминается роман “Конец вечности”, в котором идея возможности перемещения во времени заглушала, подавляла возможность человечества к заселению других планет; здесь же машинное обучение вообще запрещает самостоятельность.

Произведение, отражающее современный вид образования, когда ученик не хочет углубляться в предмет, начать мыслить творчески и создавать, а заглядывает в Интернет, чтобы прочитать описание или краткое изложение, не дальше.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До конца думал, в чём же подвох. Автор, возможно, хотел, чтобы читатели до конца верили в то, что ГГ ни на что не способный человек, которому суждено прожить никем. Я сразу же подумал, что его готовят к чему-то более серьёзному, гораздо важнее того, чем занимаются и будут заниматься остальные, в том числе и его «друг» Тревельян. И был прав. Но от этого произведение не стало мне менее милее. К тому же, ГГ в чём-то близок мне. После получения высшего образования, я как бы тоже был никому не нужен, считал себя хуже всех (всё складывалось неблагоприятно), особенно, когда на глаза попадались более успешные и чего-то добившиеся знакомые ровесники, хотя знал, что не глуп. Но потом как-то нашёл себя. Как бы эта повесть должна являться пособием для людей, опускающих руки в результате неблагоприятных обстоятельств.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какими бы умными любая машина, прибор или робот не были бы, никогда не надо забывать, что они были созданы человеком. И только человеческий ум, способность человека мыслить и искать новое, его любознательность, стремление к познанию и усовершенствованию уже им созданного, являются тем самым движением вперед, благодаря которому идет развитие общества и его совершенствование. То есть за всеми процессами в итоге стоит человеческий разум. Азимов это прекрасно показал в своей короткой повести.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читаешь эту повесть, мурашки по коже. Классика жанра фантастики. Высший класс.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будущая профессия — не столь явный сюжет для НФ произведения. А уж тем более не сама специальность, а процесс обучения и будущее возможное трудоустройство. У Азимова получился не столько фантастический, сколько очень тонкий социальный и психологический рассказ. В процессе повествования описывается практически идеальная система обучения, основанная на индивидуальных способностях человека. После обучения каждый становится дипломированным специалистом в своей узкой области. Представьте себе переживания героя,который хочет услышать ответ на вопрос:« Кем же я буду ?» Ответ « НИКЕМ!» для жителя мира, где каждый дипломированный кто-то, подобен поначалу приговору об умственной неполноценности. И лишь в самом конце рассказа Азимов раскрывает простую и в тоже очевидную мысль, поднимающую героя из изгоев до небольшого количества избранных людей — только самостоятельно думающие и стремящиеся творить люди ( которых иногда и правда считают сумашедшими), являются локомотивом прогресса и толкают человечество вперёд и вверх.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как кого, а я чем больше углублялся в сюжет «Профессии» тем большее чувство безысходности испытывал и переживал за ГГ. Конечно, рассказ заканчивается хэппи-эндом, но все-равно какая-то тревога остается, может даже фатальная чреватость, и скорее всего именно в этом главная ценность этого произведения.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала большинство отзывов и ни один не совпал с моим личным впечатлением от данной повести! На мой взгляд, речь идёт, прежде всего, о человеке, который представляет собой основу ПРОГРЕССА человечества, о так называемой «творческой элите». Для меня вопрос остался открытым — зависят ли наши потенциальные способности (таланты) от целеустремлённости и труда, или всё предрешено заранее (Природой, Богом)?!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх