fantlab ru

Святослав Логинов «Никто и звать никак»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Никто и звать никак

Повесть, год

Аннотация:

Человек, это не тело, а индивидуальность, личность, в этом теле живущая. И точная наука психология умеет с этой личностью работать и с лёгкостью определяет, одна, две или три личности существует в данном теле. Но может случиться так, что человек есть, а личности нет. Тогда это будет никто, и звать его никак.

Примечание:

http://sv-loginow.livejournal.com/125048.html

Впервые опубликовано в Живом Журнале автора в 2015 году


Входит в:

— антологию «Лаборатория Беляева», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Лаборатория Беляева
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я неоднократно признавался в своих отзывах, что считаю Святослава Логинова одним из самых талантливых писателей современности. Причём касается это не только фантастики/фэнтези, но и русскоязычной литературы вообще, вне зависимости от жанровых рамок — Святославу Владимировичу одинаково хорошо удаются и традиционная фантастика, и историческое фэнтези, и фантастика юмористическая, и философские притчи, и деревенская проза, и кулинарные очерки, и замечательные микрорассказы, зачастую состоящие из одного-двух предложений, и много чего ещё. Но с недавних пор я открыл для себя Логинова ещё и как автора, уютно чувствующего себя в таких нехарактерных для него «молодых» жанрах как постапокалипсис («Обвал») или биопанк («Спасти человека»), а также рассказов, которые условно можно назвать «страшными», хотя в них нет никаких чудовищ и маньяков. Вспомнить хотя бы опубликованный в мартовском DARKER'е за этот год рассказ «Таблетка», жуткий в своей мрачной безысходности, или другие рассказы из цикла «Сновидцы». Это я всё к чему? Принимаясь за повесть «Никто и звать никак» я, в общем-то, был готов, что Логинов умеет писать жёстко и местами даже жестоко, но, как оказалось, не совсем готов...

Перед нами мир недалёкого будущего с отчетливым привкусом киберпанка. Мир, пришедший на смену нынешней «эпохе потребления». Мир, в котором в одном теле может сосуществовать две и более личности — таким путём попытались решить проблему перенаселения и нехватки ресурсов. И все нарывы и язвы этого мира, без прикрас «вываленные» на читателя. А в центре сюжета — маленькая девочка Сонечка, в теле которой даже самая чувствительная аппаратура не фиксирует вообще НИКАКОЙ личности, и которая при этом растёт, развивается и сталкивается с этим новым социумом, для которого она — чудовище, невозможное в принципе, и от того ещё более страшное. Да и наблюдая за процессом взросления Сонечки понимаешь, что вероятнее всего именно в чудовище со временем она и превратиться. Только вот с каждой прочитанной страницей всё яснее осознаёшь, что люди, окружающие Сонечку, чудовища куда большие.

Повторюсь ещё раз — такого пессимистичного мрачняка я от Логинова не ожидал. При этом прекрасно понимаю, что автор прав: люди всё-равно останутся людьми, не важно сколько личностей будет сидеть в том или ином теле. И было бы совсем тягостно, если бы не финал, который всё-таки оставляет надежду. Надежду на то, что даже чудовище, столкнувшееся с ещё более чудовищным социумом, сможет остаться человеком и, прежде всего, женщиной...

Недостаток у повести «Никто и звать никак» только один — малый объём. Понимаю, конечно, что автору видней, но будь произведение на пару сотен страниц длиннее, получился бы очередной шедевр от Логинова, уровня «Света в окошке».

В любом случае — 10 баллов без раздумий. Рекомендую. Благо выложено в ЖЖ автора в свободный доступ.

P.S. Теперь я точно знаю, что буду советовать почитать в соответствующей теме, если запрос будет о перемещении разумов и сосуществовании личностей в одном теле.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь мрачная, циничная с интригами и оригинальными способами (то есть характерными только для этого произведения) убийства и пыток личности. Кроме того, в очередной раз подтвердившая воинствующий атеизм автора. Факт перемещения личности из тела в тело, причем даже официально регулируемый, это вообще то не просто интересный вариант — идея в фантастике, но и вызов традиционной христианской религии, догмата о человеческой душе.

Мир такого командно-распорядительного управления человеческими душами обрисован мозаично, но вполне доступно в нужных конфликтах — возможностях. В действительности то, что несколько снижает оценку — это супервумэность главгеройской души, но поскольку проявляется такая мегакруть нарастающим итогом, то повесть читать интересно, хотя интрига не особо хитрая.

В целом получился черный фантастический полутриллер — психологический полухоррор, весьма злобной направленности.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу мне было показалось, что читаю на редкость качественную фантастику — тела со многими личностями, загадочное тело без видимого жильца… многообещающая завязка, в общем. Но довольно скоро повесть скатилась в пьяный дым, криминальное болото и унылое графоманствующее супермэнство. За первую часть (будь это отдельный рассказ) дал бы «8», всё последующее — на троечку.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Никто и звать никак»

Это страшно. Потому что ты одинок. Для нас. Но для людей этого мира одиночество — почти недоступное право для богатых. За него надо платить налог на роскошь. И это одиночество не в доме, не в квартире и даже не в комнате. Это одиночество...в собственном теле. Именно так в один прекрасный момент общество попыталось решить проблему перенаселения и нехватки ресурсов.

Но хотели как лучше, а получилось как всегда. В итоге самым важным и ценным ресурсом стало человеческое тело, дети до года называются телятами, а бомжи — переполненные отстойники несчастных человеческих душ.

И вот в этом мире рождается то, чего быть в принципе не может. Девочка Соня, в которой нет ни одной личности, как фиксируют все и всякие анализаторы. А девочка растет, умнеет, живет и учится. Учится выживать. И убивать.

Девочка Соня — кошмар этого мира. Квинтессенция одиночества. Большая месть маленького человека свершается с помощью той, кого нет. Но она есть. Мы можем не замечать людей, рядом с собой. Можем их ранить, обижать, выпихивать из своего общества. Ведь они не такие, как все. Но они, внешне маленькие и слабые, однажды обнаружат в себе силы и дадут нам сдачи. Отомстят страшно, стихийно, лавинообразно. Они будут защищать себя и свое право быть другими, отличными от нас.

Это повесть о любви и ксенофобии, одиночестве и перенаселении. Она социальная лирическая, триллер и психология.

Единственное чего не может вызвать текст — равнодушия. Он густотуманный и безысходный. Он о том, что любые поступки рано, или поздно возвращаются к нам тогда, когда мы меньше всего ждем. Но еще он о надежде. О том, что все еще может быть хорошо. Особенно когда ты есть.

Это, собственно, отзыв. А теперь впечатления....

Текст читался интересно, а порой было жутко (особенно сцены с Юленьками и захватом их тела). Соня — поначалу был образ некой слепой Немезиды, потом нездорового цинизма, за которым пряталась надежда на любовь. И в конце — апофеоз. Рождение женщины. Через ребенка.

Очень интересная линия Рината — Немезида столкнулась с возмездием. Искалечив чужую жизнь в итоге вновь искалечила свою.

И конец...контрастный до невозможности и вызывающий улыбку и надежду.

Текст многослойный, эмоциональный, несмотря на лаконичность (порой, даже скупость повествования). Очень интересные идеи, психологические обоснования и философия нового общества.

В общем, это очень сильное и мощное произведение, которое не способно никого, как мне кажется, оставить равнодушным.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх