FantLab ru

Шеннон Макгвайр «В каждом сердце — дверь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Голосов:
63
Моя оценка:
-

подробнее

В каждом сердце — дверь

Every Heart a Doorway

Повесть, год; цикл «Трудные дети»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Дом Элинор Уэст для Непослушных детей

Не проси

Не навещай

Не ищи

В подходящих условиях дети всегда исчезают: ускользают в тень под кроватью или за шкафом, падают в кроличьи норы и старые колодцы или еще куда-нибудь…

Но в волшебных странах пропавшие чудесные дети не нужны.

Нэнси однажды свалилась, но вернулась. То, что она испытала, изменило её. Дети на попечении мисс Уэст понимают всё слишком хорошо. И все они ищут способ вернуться обратно в свой фантазийный мир.

Но Нэнси отмечает перемены в Доме. Во всех углах таится тьма, а когда происходит трагедия, Нэнси и ее новым однокашникам приходится вникать в суть проблемы.

Неважно, какой ценой.

© Перевод аннотации Anahitta

Входит в:

— антологию «Nebula Awards Showcase 2018», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Повесть

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2017

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Повесть

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2017 // Произведение малой формы

Номинации на премии:


номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2016

номинант
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Малая форма

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2017 // Повесть

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2017 // Повесть

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2018 // Переводная книга фэнтези (США; повесть)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучшая повесть / рассказ зарубежного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

В каждом сердце — дверь
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Every Heart a Doorway
2016 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2018
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В каждом сердце — дверь» — увлекательная история, ярко и кратко отразившая суть проблемы эскапизма. Из множества произведений, связанных с трудными детьми и побегом от реальности, эта отличилась наибольшей концентрацией социальных подростковых проблем. Всего на 200 страницах нам успевают раскрыть достоверные портреты харизматичных подростков и показать, отчего они такие странные и почему их не понимают.

События развиваются в очередной школе для «не таких как все», где живут и обучаются дети, которым в определённый момент открылись двери в иной мир. Вернувшись к родным и поведав о своих трипах, они сталкиваются с непониманием и родительским страхом, после чего оказываются в уютном заведении Элеанор Уэст — эксцентричной пожилой дамы, остающимся вечным ребёнком...

Так вот эту школу можно метафорически рассматривать как интернат, детдом, псих. больницу, реабилитационный центр и т.п., которая работает по своим правилам и где присутствует своя магия. Тем, кому «Дом, в котором...» мог показаться бесконечно затянутым и лишённым смысла, наверняка понравится это. Здесь прямо в лоб поясняют за странное поведение, которое не приемлют сверстники и родители, и за сложность выбора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Слово «домой» употреблялось в школе в двух значениях, в зависимости от интонации. Это было величайшее счастье. Это было худшее, что могло случиться с любым из них. Это означало — домой, в тот мир, который понимает тебя так хорошо, что сам дотянулся до тебя через другие реальности и заявил на тебя свои исключительные права. Это же означало — домой, в семью, к тем людям, которые хотят тебя любить, хотят тебе добра и безопасности, но так мало тебя знают, что ничего, кроме боли, причинить не способны. Слово это было таким же двойственным, как сами двери: поманив к себе, они могли изменить жизнь, а могли разрушить. Открывай, входи — и увидишь.»

Персонажи в повести получились на удивление живыми и разными, среди которых особенно радует (или отталкивает) циничная и хладнокровная подружка главной героини Джек, которая может и в объективный психологический самоанализ:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У нас есть веская причина, чтобы общаться только друг с другом, — скованно проговорила Джек и покрепче ухватила Лориэль за плечи. — Большинство из вас имели дело с единорогами и туманными лугами. А у нас были Пустоши, и, если бы туда и забрёл какой-нибудь единорог, он бы, скорее всего, питался человечиной. Мы быстро поняли, что рассказывать другим о наших приключениях — значит оттолкнуть от себя всех, а тут все социальные связи как раз и держатся на рассказах о своих приключениях. О дверях и о том, что было после того, как мы их открыли.»

И в контекстный юмор:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В общем ясно, что вам двоим... — Джек указала на Нэнси, стягивающую перчатки, — ...суждено быть вместе. Если не сможете найти свои двери, тогда поженитесь и родите новое поколение детей-попаданцев в миры ужастиков.

У Кристофера покраснели щеки. А у Нэнси нет. Наконец-то.»

И общая идея передена как нельзя лучше. Кажется, Макгвайр собрала самые важные вещи из подобной тематики. Тема поиска себя, самоопределения и неопределённости хорошо показана через главную героиню, для которой важнее остаться собой, чем влиться в «нормальный» мир и стать тем, кем от неё хотят. И вот тут как раз заметен острый посыл про неприятие и непонимание со стороны родных и близких, отчего зачастую рушатся семейные отношения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Она не могла даже радоваться предстоящей встрече. Пока она жила среди мертвых, она часто думала о том, что делают сейчас ее родные, скучают ли по ней. Теперь она думала только о том, оставят ли они ее когда-нибудь в покое.»

Повесть получилась увлекательнее, чем её премированный конкурент «Среди Других» Уолтон, где больше бессмысленной псевдобиографичности, чем исследования внутренней трагедии. Хоть здесь и нет близких сердцу отсылок к классике фантастики, зато нет и нескончаемо долгих монологов о том, как прошёл день, что героиня кушала, читала и т.п. История вышла динамичной, цельной, где-то таинственной и жуткой, но в целом грустной, хоть и с обнадёживающим для главной героини финалом. А ещё это отчасти вампирская история, что не может не радовать мою вампиролюбивую чёрную душонку.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы когда-нибудь задумывались, как живут герои, побывавшие в сказочном мире, после возвращения? Некоторые из них стремятся вернуться в нормальную жизнь, и потому им требуется не так много усилий, чтобы привыкнуть к обыденности, но что случается с теми, кто не хотел возвращаться? Об этом и задумалась Шеннон Макгвайр в своём романе «В каждом сердце дверь».

Её герои, собранные в специальном пансионе, не желают жить в реальности. Они стремятся обратно, в мир четырёх векторов: Абсурда, Логики, Добра и Зла. Мир каждого из них не похож на чужие, герои в них никогда не пересекаются, в отличие от векторов, и только реальность сводит героев вместе.

Главный персонаж – Нэнси. Как и остальные, она оказывается в пансионе потому, что родные напуганы переменами в ней. Мало того, что исчезла надолго, так ещё и вернулась – «странная». Но сложность как раз в том, что именно такая Нэнси – нормальная, настоящая. Правила иного мира словно созданы для неё, как и для каждого из остальных персонажей, они естественны. Недаром каждый находит именно ту дверь, которая ведёт в подходящий – «идеальный» для него или неё мир. Бывают ошибки, иногда в миры попадает кто-то непредназначенный или кто-то не может найти собственную дверь, но преимущественно каждый оказывается там, где чувствует себя естественно и правильно. И потому большинство стремится вновь оказаться в этом созданном для него мире.

Если вы ждёте, что в результате жутковатых приключений в реальности Нэнси решит остаться и зажить обычной жизнью, то вы ошибаетесь. Она одна из немногих, кто всё же сумеет сбежать в свою сказочную страну. И читатель в первые моменты радуется за неё, лишь потом понимая, что бегство от реальности – не такая уж хорошая и правильная идея. Почему же автор выбрал именно такой финал для главной героини? Чем так хороши миры Абсурда, Логики, Добра, Зла и, как выясняется в финале, – ещё и Жизни и Смерти?

Персонажей притягивают эти миры тем, что только там они – настоящие, не скованные рамками и условностями реального общества.

Мне кажется, книга именно об этом: если мы хотим, чтобы люди не «сбегали», нужно принимать их, а не стараться переделать. Со всеми их странностями и «тараканами». Это не значит позволять им совершать что-то злое, но значит – не бояться необычного, а помогать ему обрести себя здесь и сейчас. И тогда надобность в бегстве в вымышленное отпадёт. Двери в сердцах останутся, для каждого продолжит существовать его идеальный мир, но откроются ли эти двери или окажутся заперты на замок – решать только нам, тем, кто сталкивается с непохожими на нас людьми.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Some doors open only once». Школа с нестандартными учениками которые не вписываются в каноны общества. Странная грустная повесть о подростковой психологии, когда девушки /реже юноши/ в целях самозащиты, ради самосохранения своего «я» придумывают иные миры, в которых они когда-либо побывали, когда сталкиваются с жесткими реалиями /киднеппинг, насилие, и т.д., все что ломает психику детей/ и не в силах им противостоять. Многие так и остаются на всю жизнь с подобными фантазиями не в состояние преодолеть барьер поставленный мозгом, у кого-то ухудшается все, а кто-то прорывается и идет вперед.

    Вторая половина повести показалась намного сильней первой. Появляется интрига и сюжет закручивается довольно неожиданно в сторону хоррора. Довольно на любителя книга, немного не в моем вкусе, хотя не жалею, что прочитал, вот и критикам понравилась раз дали премию Нeбьюла в 2016.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В каждом сердце — дверь» Шеннон Макгвайр оказалась не то чтобы конкретным разочарованием, но можно было бы потратить время и на что-то другое.

Идея у книги, конечно, интересная. Есть некое учреждение — официально школа-интернат для трудных подростков, а на деле — реабилитационный центр для подростков, которые побывали в волшебных мирах, а потом по каким-либо причинам вернулись в мир реальный. Так, главная героиня Нэнси уверена, что ей нужно просто выждать испытательный срок в мире реальном. Директриса школы, мисс Уэст, когда-то сама побывала в волшебном мире и так же, как ее воспитанники, не теряет надежды вернуться обратно: ее дверь открыта и ждет.

Но с первой же страницы у меня начали возникать непрошенные ассоциации то с творчеством Макса Фрая, то с «Домом странных детей», то с «Домом, в котором...». Попытка в сюжет (вскоре после приезда Нэнси в школу кто-то начинает убивать учеников) показалась какой-то невразумительной, будто Макгвайр создала интересный сеттинг и персонажей, но так и не придумала, что с ними делать. Так что если воспринимать «В каждом сердце — дверь» именно как подростковое фэнтези, оно, ну, не дотянет. Но если рассматривать книгу как иносказательный рассказ о людях, вырвавшихся, например, из сект или закрытых общин, все становится куда интереснее. Герои не производят впечатления «очарованных странников» или мечтателей, скорее — глубоко травмированных людей, которые свою травму приняли и срослись с ней, приняв за норму. Теперь их травмирует то, что являлось нормой раньше. В этом смысле их как-то даже жаль.

И пара слов насчет репрезентации. Да, репрезентация в подростковой литературе — она есть, и это хорошо, но в многих случаях она сделана как-то топорно. Вот и здесь та же беда.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нэнси — на первый взгляд обычная девушка-подросток. Не слишком яркая, но и не изгой. Родители любят ее, но не стремятся понять. Но вот однажды перед Нэнси открылась дверь там, где никакой двери быть не могло. А за дверью ее ждали Чертоги мертвых — страна, как нельзя лучше подходящая именно для нее, ставшая ей новым домом. Однако, приходит время вернуться в реальный мир, а там рассказ Нэнси принимают за признаки психического расстройства. В надежде вылечить дочь, родители отправляют ее в школу для «трудных детей». Но школа эта, конечно, не так проста как кажется...

Все это — лишь завязка повести Шеннон Макгвайр «В каждом сердце — дверь», сюжет же разворачивается именно в школе. Здесь учатся подростки, однажды побывавшие в волшебных мирах и вернувшиеся назад. Возвращение в реальный мир для них совсем не в радость, и все ученики мечтают однажды снова найти свою дверь и уйти — теперь уже навсегда.

Волшебных миров множество и все они разные: Страна Фей, Зазеркалье, Паутинный мир... Их классификация смахивает на сетку мировоззрений Dungeon & Dragons: Добро и Зло, Хаос и Порядок... пардон, Абсурд и Логика. Есть и более необычные «стороны света» — Каприз, Рифма, Мортис... Как разнятся миры, так непохожи и посетившие их подростки, и порой им не хватает взаимопонимания.

«— Мы-то все были в нормальных мирах, добрых. Лунные лучи, радуги и слезы единорога. Не то что всякие там... скелеты, мертвецы и мальчики, которые на самом деле девочки!»

Ситуация накаляется до предела, когда в школе происходит убийство... Но это уже спойлер!

Это типичная история для подростков о подростках и об их проблемах, почему-то получившая у нас рейтинг 18+ — не иначе из-за персонажа-трансгендера. Автор поднимает темы подросткового эскапизма, неприятия обществом «не таких как все», непонимания между родителями и детьми. Самой концепцией подростков, скрывающихся в своих мирах, повесть напоминает «Дом, в котором...» Мариам Петросян, а еще, самую малость, «Как бы волшебную, сказку» Грэм Джойс. В них по прочтении тоже задаешься вопросом: а что же автор все-таки хотел сказать? Что тот, кто однажды выпал из «нормального общества» уже никогда не сможет вернуться назад? Что эскапизм на самом деле круто, и к черту этот скучный реальный мир? Или таким своеобразным способом нас подводят к мысли, что не надо подстраиваться под окружающих в ущерб своей индивидуальности? Эту не слишком оригинальную идею Макгвайр озвучивает от имени одной из героинь:

«Ты не чья-то радуга. Ты не чья-то принцесса.

Ты не чья-то дверь — только своя собственная, и только один человек на свете может сказать, чем закончится твоя история — это ты сама»

Сюжет здесь не слишком замысловат, и порой кажется, он нужен лишь как связующее звено между сеттингом, героями и заявленной проблематикой. Впрочем, не стоит забывать, что это повесть, а не роман. Прочитать ее можно за один вечер.

В итоге «В каждом сердце — дверь» порадовала приятным сеттингом, но больше ничего оригинального не предложила. Возможно, с этим лучше справляются другие части цикла — было бы неплохо увидеть и их изданными на русском.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая повесть с достаточно интересной идеей-основой. Историям про детей или подростков, побывавших в волшебных мирах, нет числа. Но что если представить ситуацию, что все эти истории начинаются в одном «реальном» мире — и в этот же «реальный» мир большинство из юных путешественников возвращается. Чаще всего необратимо меняясь и тоскуя о покинутом мире.

Проблемы реабилитации, жизни «после», попытка заново привыкнуть к «реальности» или же отчаянное стремление вернуться в свой волшебный мир. Вот основные идеи этой повести.

Надо сказать, идеи весьма глубокие, интересные и представляющие простор для трактовок и размышлений. Ну а сам сюжет на контрасте относительно прост. Есть закрытая школа для таких вот «вернувшихся», куда родители отправляют своих детей в надежде их вылечить. Не догадываясь, что руководство школы в связи с личным опытом полностью верит их детям. Есть новенькая девушка, только недавно вернувшаяся из своего мира. Есть самые разные по характерам ученики, с которыми она знакомится. Каждый со своей историей и своим покинутым миром. И есть череда загадочных убийств, которые нарушают относительный покой школы. Личность убийцы удивит, а вот его мотивы не станут сюрпризом — в этой школе у всех только одна главная мечта.

Повесть яркая благодаря героям и их историям, по атмосфере одновременно и светлая, и жестокая, и чуть провокационная, и печальная. Финал тоже неоднозначный. Для героини он определенно счастливый, но читателю позволительно слегка посомневаться в этом.

Добавлю, что мир (в общем смысле этого слова) здесь действительно получился запоминающимся, и мне было бы интересно прочесть новые истории о нем.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, пока читала, всё пыталась найти внятное объяснение происшедшему с детьми. Все, нашедшие свою дверь в иной мир (не путать с загробным!), отсутствовали энное время в реальности — кто полгода, а кто две недели. И все приспособились к жизни в том мире, куда попали, ведь по их меркам, они провели там гораздо больше времени — несколько лет. Невольно у меня возникла мысль, что все окажется гораздо банальнее — детей похищали. И детский разум, оберегая своих носителей от помешательства, выдал такую оригинальную версию, немного сказочную, но вполне логичную. Под такую версию подходило буквально всё: и спецшкола для восстановления травмированной психики, и описание детьми своих приключений, и даже желание вернуться легко объяснить стокгольмским синдромом.

Вот только жанр — не реализм. Да и про похищения не было сказано ни слова. Как пропадали в том месте, где обнаружили дверь, так там и появлялись через некоторое время... А значит, следует воспринимать мир дверей буквально так, как преподнесла нам автор. Скорее всего, речь о вымышленных мирах, в которые любой ребенок с удовольствием «проваливается», уходя от действительности. Жаль, пока не переведены следующие книги из цикла, одна история так мало еще нам рассказала!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действительно хорошая история.

Кажется, что это будет очередная история про то, как кто-то проваливается в волшебную нору, колодец или ещё куда, но история совсем не о том. Она о том, как жить дальше без мира, который становится единственным настоящим домом. О бесконечных попытках вернуться обратно. О том, какую цены нужно заплатить за то, чтобы жить в мире своих самых сокровенных чаяниях.

Остро стоит вопрос выбора. Помнить или забыть, пытаться вернуться или нет. Блуждать в потёмках или смело шагнуть вперёд.

Красивая история с большим смыслом, чем ожидается от повести о детях, бегущих от собственной реальности. Надеюсь на продолжение.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не нужно так сильно тянуть эту дверь — она открывается «от себя»...

Это было быстрое, лёгкое, необременительное междудельное чтиво. Но вместе с тем скучное, бессмысленное, ничего не встревожившее во время чтения и не оставившее после себя тоже ничего. Вернее оставившее — вот это состояние Ничего. Зеро. Пустышка. Ни интереса к содержанию, ни азарта к тому, а что там дальше — а «дальше» точно есть, ибо это первая книга цикла, в котором имеется ещё четыре книги (правда ни одна из них на русский пока не переведена…), ни переживаний за судьбы героев и героинь. Ни любопытства, какие же они, эти иные миры, миры Абсурда и Логики, Добра и Зла, Смерти и Жизни. Ни-че-го. Нуль. Или Ноль. Хотя вру, есть ощущение облегчения — слава богу, не нужно выискивать время для чтения книг цикла (это если бы книга понравилась и пришлось бы все продолжения вписывать в свой жизненный и читательский график); слава богу, книга коротенькая и можно просто навалять свой отзыв (чем я сейчас и занят) и немедля перейти к бонусным вкусняшкам.

О чём же книга? Да фиг его знает, как правильнее объяснить, и чтобы при этом не наспойлерить! Ну, наверное, про спецшколу для необычных детей (первое, что пришло в голову с началом чтения, это книга Мариам Петросян про примерно такое же заведение, но оказалось, что нет, у Петросян и глубина и смыслы и чувства, а тут увы). Которые волей-неволей очутились однажды в каких-то совсем необычных мирах-пространствах (не в каких-то там физических мирах, а скорее в мирах виртуальных и набекрененных как по физике, так и по прочим условиям существования). И у каждого воспитанника свой мир и для каждого существует (или уже не существует?) своя Дверь, ведущая в этот мир. И каждый хочет вернуться туда, в этот свой не от мира сего мир.

Понятное дело, что скорее всего никаких миров-то и нету, а есть только лишь помрачённые сознания, но понимание этого ничего не меняет в отношении к прочитанному.

Конечно, можно порезвиться и погадать, что же послужило толчком для выбрасывания того или иного ребёнковского персонажа из нашего реала в мир иной — а ведь явно были какие-то события или переживания и страхи, повернувшие психику чада набекрень и открывшие перед ним Дверь. Но поскольку в самой книге этого ничего нет и возможности как-то всё это узнать тоже не имеется (незнание языка оригинала и отсутствие перевода), то никакого гадания — увольте! — не будет.

Добрую интрижно-событийную суть содержания книги составляет ряд чрезвычайных происшествий с учащимися этой школы (нет, всё-таки слово воспитанник подходит лучше) — отчасти сюжет превращается в подобие детективного расследования (без привлечения всяких детективов и прочих официальных органов); происшественная составляющая быстро разгоняется и события буквально уплотняются, однако интрига, «кто убил и виноват ли почтальон?» сохраняется почти что до конца. При этом вся детективность состоит не в более-менее настоящем расследовании, а просто в огульных обвинениях одних воспитанников в адрес других отдельных персон. Подростковое гадание на кофейной гуще и всё.

Наверное, более всего мне в этой полусказке не хватило какой-то идеи, какого-то отчётливого заметного и понятного смысла — ведь сказки всегда имеют заложенное в них некое зерно (например, возьмём повести того же Крапивина про Великий Кристалл). Возможно, это зерно проявится в следующих книгах цикла? Не знаю. В любом случае это не для меня — и английским не владею (разве что на уровне «фак ю мани») и интереса нет продолжать знакомство с автором.

Хотя личность автора довольно интересная, если судить по послесловию к книге. Понятно, откуда у неё такие сюжеты и такого рода книжные интриги...

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сама идея довольно интересная, ряд персонажей раскрыты неплохо, но сюжет очень примитивный и правила игры не вполне прописаны. Я несколько удивлён столь внушительному списку полученных данной повестью премий. Возможно, конкуренты были ещё слабее. Тем не менее, будет интересно ознакомиться с остальными тремя повестями из данного цикла, которые пока не переведены на русский, но доступны в электронном виде на языке оригинала.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх